Диагностический речевой профиль
материал

Позднякова Наталья Николаевна

Коммуникативная функция является важнейшей составляющей в отношениях между людьми. Различные нарушения речи препятствуют нормальному общению и влияют на психологическое развитие детей. Процесс овладения речью происходит у детей не одинаково. В период формирования устной, а потом и письменной речи могут возникнуть различные нарушения, которые будут затруднять общение с окружающими и создавать препятствия для успешного овладения системой знаний при обучении.

Данный речевой профиль представляет собой разработку диагностических упражнений, направленных на определение актуального уровня развития речи в ходе первичной диагностики, и прослеживание динамических изменений состояния речевого развития в процессе проведения коррекционно-развивающей работы. Представленные диагностические упражнения позволяют исследовать уровень речевого развития у детей с ОВЗ и подбираются в соответствии с возрастом ребенка и уровнем его речевого развития. При проведении диагностики обязательным является соблюдение структурных частей профиля, а речевой материал может быть разнообразным и самостоятельно подбираться специалистом.

Первый раз речевой профиль составляется учителем-логопедом после диагностического исследования. В ходе коррекционно-развивающей работы речевой профиль является показателем промежуточной диагностики и составляется каждый раз, когда необходимо выявить наличие динамических изменений. Полученные результаты подсчитываются в баллах и представляются в графическом изображении.

Данная диагностика поможет увидеть актуальное состояние уровня развития речи у обследуемых детей, что важно для выстраивания дальнейшей коррекционной работы, а так же проследить динамические изменения в процессе коррекции.

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon diagnosticheskiy_rechevoy_profil.zip35.62 КБ

Предварительный просмотр:

Краевое государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья

«Кокшинская общеобразовательная школа-интернат»

Диагностический речевой профиль

Автор-составитель: учитель - логопед Н.Н. Позднякова

Пояснительная записка

         Коммуникативная функция является важнейшей составляющей в отношениях между людьми. Различные нарушения речи препятствуют нормальному общению и влияют на психологическое развитие детей. Процесс овладения речью происходит у детей не одинаково. В период формирования устной, а потом и письменной речи могут возникнуть различные нарушения, которые будут затруднять общение с окружающими и создавать препятствия для успешного овладения системой знаний при обучении.

Данный речевой профиль представляет собой разработку диагностических упражнений, направленных на определение актуального уровня развития речи в ходе первичной диагностики, и прослеживание динамических изменений состояния речевого развития в процессе проведения коррекционно-развивающей работы. Представленные диагностические упражнения позволяют исследовать уровень речевого развития у детей с ОВЗ и подбираются в соответствии с возрастом ребенка и уровнем его речевого развития. При проведении диагностики обязательным является соблюдение структурных частей профиля, а речевой материал может быть разнообразным и самостоятельно подбираться специалистом.

Первый раз речевой профиль составляется учителем-логопедом после диагностического исследования. В ходе коррекционно-развивающей работы речевой профиль является показателем промежуточной диагностики и составляется каждый раз, когда необходимо выявить наличие динамических изменений. Полученные результаты подсчитываются в баллах и представляются в графическом изображении.

Данная диагностика поможет увидеть актуальное состояние уровня развития речи у обследуемых детей, что важно для выстраивания дальнейшей коррекционной работы, а так же проследить динамические изменения в процессе коррекции.

Цель диагностики уровня речевого развития – выявление актуального состояния речевого развития и динамических изменений у детей с ОВЗ различными речевыми отклонениями.

Задачи диагностики: 

-   определение уровня речевого развития;

- определение уровня сформированности навыков письма и чтения;

          - определение динамических изменений после проведенной диагностической работы.

         Срок реализации диагностики: диагностический речевой профиль выстраивается после проведенного первичного исследования уровня речевого развития и в процессе коррекционно-развивающей работы.

Форма проведения: индивидуальные диагностические занятия с детьми. Время проведения:

 - от 30-ти до 45-ти минут.

Ожидаемые результаты: речевой профиль позволит увидеть имеющиеся нарушения в развитии речевой системы и проследить динамику после проведения коррекционно-развивающей работы у детей с ОВЗ.

Образец заполнения речевой карты

1.Фамилия, имя, возраст.

2.Класс.

3.Домашний адрес, телефон.

4.Дата зачисления в логопедический пункт.

5.Успеваемость по письму и развитию речи (реальная успеваемость).

6.Жалобы учителя или родителей (законных представителей).

7.Заключение психиатра.

8.Состояние слуха, зрения.

9.Анамнез. Данные о ходе раннего и речевого развития.

10.Перенесённые заболевания.

11.Состояние общей и мелкой моторики.

12.Состояние артикуляционного аппарата (строение и подвижность).

Общая характеристика речи (запись беседы, самостоятельных связных высказываний):

а)    словарный запас: словарь в пределах обихода, шире и пр.; какие части речи преимущественно употребляет; ошибки в употреблении слов: замены по смыслу и акустическому сходству (привести примеры);

б) грамматический строй: типы употребляемых предложений, наличие аграмматизмов (привести примеры);

в) произношение и различение звуков: произношение звуков; отсутствие, искажение, замена и смешение отдельных звуков; различение оппозиционных звуков; воспроизведение слов с различным звуко-слоговым составом (привести примеры); темп и внятность речи.

13.Уровень сформированности навыков анализа и синтеза звукового состава слова.

14.Письмо: наличие и характер специфических ошибок (смешение и замена согласных букв, аграмматизмы и т.д.) в письменных работах обучающихся — диктантах, изложениях, сочинениях, выполняемых ими при первичном обследовании и на занятиях в логопедическом пункте (письменные работы прилагаются к речевой карте).

15.Чтение: уровень овладения техникой чтения (побуквенное, слоговое, словами); ошибки при чтении; понимание прочитанного.

16.Проявление заикания: а) предполагаемая причина; выраженность заикания; ситуации, усугубляющие его проявление (ответы у доски); б) сформированность языковых средств (произношение, словарь, грамматический строй); в) особенности общего и речевого поведения (организованность, общительность, замкнутость, импульсивность); г) адаптация к условиям общения.

17.Краткая характеристика ребенка по данным психолога и учителя (организованность, самостоятельность, устойчивость внимания, работоспособность, наблюдательность, отношение к имеющемуся нарушению речи).

18.Заключение учителя-логопеда.

19.Рекомендации.

20.Результаты исправления речи (отмечаются в карте к моменту отчисления обучающегося из логопедического пункта).

Методические рекомендации по заполнению

Характер протекания беременности – токсикозы, инфекции, травмы, хронические заболевания.

Роды – досрочные, срочные, стремительные, обезвоженные, затяжные, использование родовспоможения, стимуляция, когда закричал ребёнок, наблюдалась ли асфиксия.

Перенесённые заболевания – пневмония, простуды, грипп, корь, скарлатина, коклюш, дизентерия, травмы головы, инфекционные и соматические, длительно текущие и вызывающие истощение нервной системы заболевания.

Слух – норма (N), снижение слуха.

Зрение – N, близорукость, косоглазие, амблиопия, атрофия зрительного нерва, ограничение поля зрения.

Раннее физическое развитие – N, с задержкой (начал держать голову – N 2 мес., сидеть N 6 мес., ползать – N 5-6 мес., стоять – N 7-8 мес., ходить – N 1 год).

Раннее речевое развитие – N, с задержкой (гуление – N 3 мес., лепет – N 5 мес., первые слова – N 1 год, первая фраза – N 2 года, фразовая речь – N 3 года).

Особенности артикуляционного аппарата

Методические рекомендации по заполнению

Зубы – N, редкие, кривые, вне челюстной дуги, мелкие, крупные, нарушение зубного ряда, наличие стемы.

Прикус – N, ортогнатический, открытый передний, боковой: двусторонний, односторонний, глубокий, дистальный, мезиальный, прямой, перекрёстный.

Твёрдое нёбо – N, узкое, высокое (глубокое, куполообразное, готическое), плоское, низкое, наличие послеоперационных рубцов.

Мягкое нёбо – длинное, короткое, рубцы, увуля, субмукозная щель, подвижное, неподвижное.

Губы – N, толстые, тонкие, малоподвижные, подвижные, гипо-, гипертонус, расщелина губы, увеличение размеров верхней губы, нависание над нижней.

Язык – обычный, макроглоссия, микроглоссия, длинный, короткий, широкий, узкий, гипертрофия корня языка, раздвоенный, укороченная подъязычная связка, малоподвижен, подвижен, гипо -, гипертонус.

Моторная сфера

Компоненты

начало года

конец года

1. Общая моторика

2. Ручная умелость

3. Ведущая рука

Методические рекомендации по заполнению

Общая моторика – N, незначительно нарушены координация, темп, ритм движения, моторно неловок.

Рекомендуемые исследования:

- попрыгать на обеих ногах;

- прыгнуть в длину с места;

- потопать ногами и похлопать руками одновременно;

- бросить мяч от груди и поймать его.

Ручная моторика – N (сохранность функции), недостаточность мелкой моторики, моторная ограниченность, объём движений (полный, неполный, строго ограничен), темп (N, быстрый, медленный), переключаемость (точная, неточная), координация (N, незначительные нарушения, нарушена).

Рекомендуемые исследования:

- сложить в кольцо большой и указательный пальцы;

- поочередно сгибать и разгибать пальцы;

- выполнить упражнение «Заяц» правой, левой рукой;

- изменять положение кистей рук (кулак – ладонь).

Ведущая рука – левша, амбидекстр, правша

 

Общее звучание речи

Показатели

начало года

конец года

Разборчивость

Темп

Ритм

Дыхание

Голос

Средний балл

Методические рекомендации по заполнению

Разборчивость:

5 баллов – разборчивость речи не нарушена;

4 балла  – разборчивость речи несколько снижена;

3 балла -   речь смазанная, невнятная;

2 балла - речь мало понятная окружающим;

1 балл – речь понятна только близким.

Темп:

5 – темп соответствует норме;

4 – не значительные, единичные нарушения темпа речи;

3 – темп речи быстрый (замедленный), запинки.

2 – тахилалия, брадилалия, заикание.

1 – значительные нарушения темпа речи, затрудняющие её понимание.

Ритм:

5 – ритм речи соответствует норме;

4  - незначительные, единичные нарушения ритма речи;

3 – нарушения ритма речи (дисритмия, растянутый, скандированный ритм речи);

2 – проявления гиперкинезов;

1 - значительные нарушения ритма речи, затрудняющие её понимание.

Дыхание:

5 – дыхание свободное;

4 – не значительные, единичные нарушения дыхания;

3 – частые нарушения дыхания (затруднённое дыхание, поверхностное, неглубокое, неровное; носовое дыхание затруднено);

2 – дыхание ключичное, ротовой вдох не сформирован, носовое дыхание отсутствует, при фонации выдох смешанный;

1 – грубые нарушения дыхания, несформированность речевого дыхания.

Голос:

5 – N

4 – голос тихий, слабый; отклонений тембра нет;

3 – голос монотонный, тихий, маломодулированный, незначительные отклонения тембра;

2 – нарушения тембра голоса (глухой, сдавленный, сиплый, дрожащий); наличие носового оттенка;

1 – особенности голоса невозможно определить из-за невнятности речи.

Исследование артикуляционной моторики

Инструкция: «Смотри, как я выполняю, и повторяй за мной движения».

- губы в улыбке;

- губы «трубочкой» - округлены и вытянуты вперед;

- язык «лопаткой» - широкий, распластанный язык неподвижно лежит на нижней губе, рот приоткрыт;

- язык «иголочкой» - узкий язык с заостренным кончиком выдвинут изо рта, рот приоткрыт;

- язык «чашечкой» - рот открыт, широкий язык с загнутыми вверх краями образует подобие чашечки или ковша;

 - цоканье языком;

 - «кошка сердится» - рот открыт, кончик языка упирается в нижние альвеолы, спинка языка сильно выгнута, посередине образуется «желобок»;

 - «качели» - рот открыт, язык поочередно касается то верхней, то нижней губы;

 - «маятник» - рот открыт, язык высунут наружу и равномерно передвигается от одного уголка рта к другому;

- чередование движений губ: «улыбка» - «трубочка».

Упражнения

начало года

конец года

«Улыбка»

«Хоботок»

«Лопатка»

«Иголка»

«Улыбка - хоботок»

«Качели»

«Маятник»

«Лошадка»

Методические рекомендации по заполнению

При обследовании логопед отмечает:

Объём движений – строго ограничен, неполный, полный;

Тонус – N, повышен, понижен;

Подвижность – достаточная, недостаточная, тремор, гиперкинезы, девиация влево, вправо, кинестетическая апраксия;

Переключаемость, точность движений – достаточная, недостаточная;

ОЦЕНКА (в баллах):

5 – правильное выполнение с точным соответствием всех характеристик движения;

4 – все движения доступны, объём полный, тонус нормальный, темп выполнения и переключаемость несколько замедленны;

3 – замедленное и напряжённое выполнение;

2 – выполнение с ошибками: длительный поиск позы, неполный объём движения в конфигурации, синкинезии, гиперкинезы;

1 – невыполнение.

Исследование звукопроизношения

Инструкция: «Повторяй за мной», при необходимости с опорой на картинки.

Звуки

Характер произношения звуков

изолированно

в словах

во фразах

Н.г.

К.г.

Н.г.

К.г.

Н.г.

К.г.

Б-П-М

В-Ф

Т-Д-Н

К-Г-Х

Й-(Е-Ё-Ю-Я)

С

СЬ

З

ЗЬ

Ц

Ш

Ж

Щ

Ч

Л

ЛЬ

Р

РЬ

Методические рекомендации по заполнению

В процессе обследования логопед отмечает:

- N;

- фонетический строй речи сформирован недостаточно, изолированно все звуки произносит правильно, но при увеличении речевой нагрузки наблюдается общая смазанность речи;

- фонетические дефекты звукопроизношения (пропуски, искажения);

- фонологические дефекты (замены, смешения).

ОЦЕНКА  (в баллах):

5 – безукоризненное произношение всех звуков в любых речевых ситуациях;

4 – один - два звука правильно произносятся изолированно и отражённо, но иногда подвергаются искажениям или заменам (недостаточно автоматизированы);

3 – нарушено произношение трёх - пяти звуков;

2 – в любой позиции искажаются или заменяются шесть – девять звуков;

1 – искажениям или заменам во всех речевых ситуациях подвергаются  десять и более звуков.

Исследование слоговой структуры слова

Инструкция: «Повторяй за мной».

Слова

Начало года

Конец года

Термометр

Экскаватор

Фотоаппарат

Водопроводчик

Парикмахерская

Методические рекомендации по заполнению

В ходе проведения обследования логопед отмечает:

- N;

- негрубые нарушения слоговой структуры слова;

- структура нарушена.

Указывает виды нарушений: элизии (пропуски звуков, слогов), персеверации (отсроченное повторение), итерации (добавление), антиципация (замена предшествующих звуков последующими), перестановка звуков, слогов, контаминации (соединение слоговых частей двух слов), парафазии (замены).

ОЦЕНКА (в баллах):

5 – правильное и точное воспроизведение в темпе предъявления;

4 – воспроизведение точное, темп несколько замедлен, могут быть запинки;

3 - замедленное, послоговое воспроизведение, с запинками, одно-два слова с искажением слоговой структуры.

2- искажение слоговой структуры;

1 – невоспроизведение.

Исследование фонематического слуха

Инструкция: «Повтори и покажи».

Слова для слуховой дифференциация (по картинка)

начало года

конец года

Зуб – суп, бочка – почка

Бак – мак, дочка – ночка

Мел – мель, круг – крюк

Точка – кочка, салат – халат

Марка – майка

Ель- гель

Бочка – дочка

Бинт – винт

Миска – мишка, крыса – крыша, розы – рожи

Тапки – шапки, танки – санки

Плач – плащ, кочка – кошка

Речка – редька

Цвет – свет

Рак - лак, рожки – ложки, рейка - лейка

ОЦЕНКА (в баллах):

5 – все задания выполнены верно;

4 – допускаются одна – две ошибки, но исправляются самостоятельно;

3 – ошибки допускаются, исправляются после повторного воспроизведения;

2 – часть заданий недоступна, при выполнении требуется повторное воспроизведение;

1 – невыполнение.

Исследование языкового анализа и синтеза

Навыки

начало года

конец года

Выделение заданного звука из слова

Инструкция: «Есть ли звук [М] в словах (ДОМ, КОТ, МАМА, СУК).

Определение первого согласного звука в слове

Инструкция: «Назови первый звук в слове МАК»

Определение последнего звука в слове

Инструкция: «Назови последний звук в слове КАРАНДАШ»

Определение количества слов в предложении

Инструкция: Посчитай, сколько слов в предложении (День был тёплый).

ОЦЕНКА (в баллах):

5 – все задания выполнены верно с первой попытки;

4 – допускаются 1-2 ошибки, но исправляются самостоятельно;

3 – задания выполняются с ошибками, 1-2 задания недоступны;

2 – большая часть заданий недоступна;

1 – неверные ответы, отказ от выполнения.

Исследование грамматического строя речи

Состояние словоизменения

начало года

конец года

Существительные:

- именительный падеж множественного числа

Инструкция:«Посмотри на картинку» (ДЕРЕВО и ДЕРЕВЬЯ).

Употребление числительных с существительными:

- два ( карандаш);

Инструкция: «Один КАРАНДАШ, а много КАРАНДАШЕЙ».

Согласование прилагательных с существительными:

 (Шарик (какой?) большой. Собака (какая?)

Инструкция:«Посмотри на картинку «Шарик (какой?) БОЛЬШОЙ.

Методические рекомендации по заполнению

При обследовании логопед отмечает:

- грамматический строй сформирован недостаточно;

 - не сформирован.

ОЦЕНКА (в баллах):

5 – правильное, самостоятельное выполнение всех заданий;

4- единичные ошибки исправляются самостоятельно или с помощью уточняющего вопроса

3- большинство заданий выполняется с помощью (стимуляция, расширение инструкции, уточнение вопроса, подсказка);

2- большинство заданий не выполняются;

1 – невыполнение.

Исследование лексики

Словари

начало года

конец года

Номинативный:

Инструкция: «Назови предмет одним словом (по картинкам)  дикие животные, домашние животные).

Атрибутивный:

Инструкция: «Назови цвета, формы – фиолетовый, розовый, серый, квадратное, овальная».

Предикативный:

Инструкция: «Кто кричит петух? КУКАРЕКАЕТ.

Антонимы

 Инструкция: «Скажи наоборот ХОЛОДНО, НОЧЬ».


Методические рекомендации по заполнению

При обследовании логопед отмечает:

- N (словарный запас достаточный, соответствует возрастной норме);

- словарный запас в пределах обихода;

- словарный запас резко ограничен.

 ОЦЕНКА (в баллах):

5 – правильное, самостоятельное выполнение всех заданий;

4- единичные ошибки исправляются самостоятельно или с помощью уточняющего вопроса

3- большинство заданий выполняется с помощью (стимуляция, расширение инструкции, уточнение вопроса, подсказка);

2- большинство заданий не выполняются;

1 – невыполнение.

Исследование словообразования

Словообразование

начало года

конец года

Существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами (предметы, детёныши животных) – воробушек

Инструкция: «Слово ВОРОБЕЙ, скажи ласково

Относительные прилагательные

Инструкция: «Ложка, какая –  деревянная»

Притяжательные прилагательные

Инструкция: «Чей хвост?» лисий, медвежий, кошачий

Методические рекомендации по заполнению

При обследовании логопед отмечает:

 - N (навыки словообразования сформированы, соответствуют возрастной норме);

- навык словообразования в стадии формирования;

- навык словообразования не сформирован.

ОЦЕНКА (в баллах):

5 – правильное, самостоятельное выполнение всех заданий;

4- единичные ошибки исправляются самостоятельно или с помощью уточняющего вопроса

3- большинство заданий выполняется с помощью (стимуляция, расширение инструкции, уточнение вопроса, подсказка);

2- большинство заданий не выполняются;

1 – невыполнение.

Исследование связной речи

Навыки

начало года

конец года

Инструкция: «Послушай и перескажи рассказ».

Пересказ для рассказа

1)Была у дома лужа. На лужу сели гуси. Гуси были серые.

Инструкция: «Составь рассказ по серии картин».

Методические рекомендации по заполнению при пересказе текста

При обследовании логопед отмечает:

- уровень развития связной речи соответствует возрастной норме;

- в стадии формирования, требует дальнейшего развития;

- не сформирована.

ОЦЕНКА (в баллах):

5 – пересказ составлен самостоятельно без нарушения лексико-грамматических норм; полностью передаётся содержание текста, соблюдается связность и последовательность изложения, употребляются разнообразные языковые средства в соответствии с текстом произведения;

4 – пересказ составлен с незначительной помощью (побуждение, стимулирующие вопросы); в основном соблюдаются грамматические нормы; отмечаются отдельные нарушения связного воспроизведения текста, единичные случаи поиска слов, отсутствие художественно – стилистических элементов, недостаточная развёрнутость высказывания;

3 – пересказ составлен с помощью (акцентирование внимания на элементах сюжета, подсказки, наводящие вопросы); отмечаются пропуски частей текста без искажения смысла, бедность и однообразие употребляемых языковых средств, нарушения структуры предложения;

2 – пересказ составлен по наводящим вопросам; связность изложения нарушена; отмечаются значительные сокращения текста или искажение смысла, повторы, аграмматизмы, неадекватное использование слов;

1 – пересказ даже по вопросам недоступен.

Методические рекомендации по заполнению при составлении рассказа по серии картин

При обследовании логопед отмечает:

- уровень развития связной речи соответствует возрастной норме;

- в стадии формирования, требует дальнейшего развития;

- не сформирована.

ОЦЕНКА (в баллах):

5 – самостоятельно разложены картинки и составлен рассказ; имеет все смысловые звенья, определены временные и причинно-следственные связи между событиями; оформлен грамматически правильно с адекватным использованием лексических средств;

4 – картинки разложены со стимулирующей помощью, рассказ составлен самостоятельно без аграмматизмов; допускаются Нерезко выраженные нарушения связности и плавности рассказа, недостаточная развёрнутость, единичные случаи поиска слов;

3 – раскладывание картинок и составление рассказа со стимулирующей помощью; встречаются аграмматизмы, далёкие словесные замены, выпадение смысловых звеньев, искажение смысла; связность рассказа нарушена;

2 – раскладывание картинок и составление рассказ по наводящим вопросам, подсказкам; наблюдаются неадекватное использование лексических средств, существенное искажение смысла или рассказ не завершён, или представляет собой перечисление предметов;

1 – рассказ недоступен.

Исследование процесса чтения

Инструкция: «Прочти слова, текст».

Волк (начало года)

     Летом волк ходит сытый. Дичи много. Придёт зимнее

время, птицы улетят, звери спрячутся. Нечего волку есть. Злые голодные ходят волки, ищут добычу. К деревне подойдут. Где сторожа нет да запоры плохи – не-сдо-бро-вать овце.

                                                                           (Е. Чарушин)

Четыре желания (конец года)

             Пришла весна. Митя вволю набегался за пёстрыми

бабочками по зеленому лугу, нарвал цветов, прибежал к отцу и говорит:

        - Что за прелесть эта весна! Я бы желал, чтобы всегда весна была.

                                                                               (К. Ушинский)

Оценка:

5 баллов – правильное выполнение;

4-3 балла – замедленное и напряжённое выполнение;

2 балла – выполнение с ошибками (орфографическими);

1 балл – побуквенное чтение;

0 баллов – не читает.

Исследование навыка письма

Инструкция: СПИСЫВАНИЕ «Спиши слова, текст»

Инструкция: ДИКТАНТ «Слушай внимательно, сначала я прочитаю текст, а потом ты будешь писать под диктовку».

Оценка:

5 баллов – правильное выполнение;

4-3 балла – замедленное и напряжённое выполнение;

2 балла – выполнение с ошибками (орфографическими);

1 балл – побуквенное чтение;

0 баллов – не читает.

По окончании обследования логопед составляет  профиль речевого развития ребёнка:

Параметры обследования:

  1. Общее звучание речи
  2. Артикуляционная моторика
  3. Звукопроизношение
  4. Слоговая структура слова
  5. Фонематический слух
  6. Языковой анализ и синтез
  7. Грамматический строй речи
  8. Лексика
  9. Словообразование
  10. Связная речь
  11.  Чтение
  12. Письмо

Речь развивается с отставанием от возрастной нормы Низкий уровень ориентировки в звуковой действительности речи; Недостаточность произношения свистящих, шипящих звуков и звука «р», обусловленная вялостью артикулирования; Слабое осознание звукового строения слова; Недостаточно сформированы фонематический слух и фонематическое восприятие; Недостаточность межанализаторного взаимодействия, т.е. с трудом образуют слуходвигательные, зрительно-двигательные и слухозрительные связи; Сложности при установлении соответствия между фонемой и графемой: с трудом определяет связь между звуком и буквой Бедность, неточность, недифференцированность словаря, он представлен преимущественно бытовой, обиходной лексикой; Неверное понимание и неточное употребление многих общеупотребительных слов; Смешение слов с разным лексическим значением, но близких по звуковому составу; Не улавливает разницы в значении слов («вышивает» — «шьет»); Употребляет слова в приблизительном, неточном значении («сад» - «деревья»); В словаре преобладают слова с конкретным, хорошо известным значением, в основном пользуется такими категориями, как существительное, глагол; из прилагательных употребляют в основном качественные; Недостаточно владеет антонимическими, синонимическими средствами языка; В речи недостаточно представлены местоимения, наречия; Неточное понимание и неадекватность употребления сложных предлогов

с: санки, автобус, усы, сковорода

ш: шишка или шапка, душ, чашка

л: лыжи, стол, пол, клумба, иголка, лампа

й: яма, юла, перья, стулья, юбка, маяк

р: радуга, корова, забор, труба

г: гамак, вагон, нога

к: мак, комната, ветка

х: хлеб, муха, мох, охотник

с: санки, коса, нос, стакан, стол

с': сети, семь, Вася

з: завод, зубы, коза, звезда

з': зима, бузина, газета

ц: цапля, солнце, палец, цветок

ш: шишка, пышка, шуба, шкаф

ж: жук, кожа, ножи

ч: чайник, качели, печка, ночь

щ: щетка, щепки, плащ, клещи

л': м к-х: холодильник, кухня, хомяк. Катя на кухне;

л-й: Илья и Юля гуляют по аллее. Лебеди улетают на юг. Юля поливает лилию из лейки;

с-ш: у Сашеньки шесть стеклышек. Саша идет по шоссе. Машинист сошел с подножки. Солнышко на окошке. Саша сушит сушки;

з-ж: у Зои желтый зонт. Железная лопата; полезное животное; закружу, заслужил, задрожал;

с-с'-ч: Сонечка, сачок, часть, сумочка, учусь, верчусь, качусь. Закачалась мачта. У Сонечки семечки;

т'-ч: учитель, птичка, аптечка, течет, молчать, кричать;

ч-ц: ученица, учительница, качается, получается, цыпленочек, кончается, лечебница;

ч-щ: чаща, чище, щеточка, часовщик, учащийся, скучающий, щечки;

с-ц: спица, синица, лестница, сцена, сахарница, гусеница;

щ-с: смеющийся, усищи, хвостище, сеющий;

л-р: Лара, рояль, балерина, говорливый, жонглер, выиграла, мармелад, зеркало, раскладушка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Инновационный проект "Определение механизма и формы речевой симптоматики, уровня речевого развития, составления профиля индивидуального маршрута ребёнка, через реализацию авторизованной, иллюстративной методики обследования дошкольников 4-7 лет"

Методика предполагает выявление нарушений по разработанным диагностическим заданиям по 10-ти разделам и включение нарушенных звеньев в индивидуальный коррекционный план....

Индивидуальный речевой профиль

Индивидуальный речевой профиль - фиксация результатов обследования развития речи ребёнка...

Стартовая диагностическая работа ( 4 варианта с ответами) по алгебре и началам анализа в 11 классе в формате ЕГЭ (профиль)

1.Работа состоит из 10 заданий: 1 часть 1-9 (кроме геометрии), 2 часть (10)2. Время написания работы: 60 минут.3. Максимальный бал за всю работу: 11 баллов...

Методический комплект «Диагностический материал» для проведения обследования произносительной стороны самостоятельной связной речи у неслышащих школьников 8 - 10 классов на индивидуальных занятиях по формированию речевого слуха и произносительной стороны

Диагностический материал предназначен для исследования произносительной стороны самостоятельной связной речи глухими обучающимися старших классов на индивидуальных занятиях по ФРС и ПСР. Исследование ...

Диагностический инструментарий уровня речевого развития

Т. А. Фотекова  "Тестовая методика. Диагностика устной речи"...

Речевой профиль

Речевой профиль...

Диагностическая карта речевого развития обучающегося с ЗПР

Диагностическая карта речевого развития обучающегося с ЗПР...