Диагностический речевой профиль
материал
Коммуникативная функция является важнейшей составляющей в отношениях между людьми. Различные нарушения речи препятствуют нормальному общению и влияют на психологическое развитие детей. Процесс овладения речью происходит у детей не одинаково. В период формирования устной, а потом и письменной речи могут возникнуть различные нарушения, которые будут затруднять общение с окружающими и создавать препятствия для успешного овладения системой знаний при обучении.
Данный речевой профиль представляет собой разработку диагностических упражнений, направленных на определение актуального уровня развития речи в ходе первичной диагностики, и прослеживание динамических изменений состояния речевого развития в процессе проведения коррекционно-развивающей работы. Представленные диагностические упражнения позволяют исследовать уровень речевого развития у детей с ОВЗ и подбираются в соответствии с возрастом ребенка и уровнем его речевого развития. При проведении диагностики обязательным является соблюдение структурных частей профиля, а речевой материал может быть разнообразным и самостоятельно подбираться специалистом.
Первый раз речевой профиль составляется учителем-логопедом после диагностического исследования. В ходе коррекционно-развивающей работы речевой профиль является показателем промежуточной диагностики и составляется каждый раз, когда необходимо выявить наличие динамических изменений. Полученные результаты подсчитываются в баллах и представляются в графическом изображении.
Данная диагностика поможет увидеть актуальное состояние уровня развития речи у обследуемых детей, что важно для выстраивания дальнейшей коррекционной работы, а так же проследить динамические изменения в процессе коррекции.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
diagnosticheskiy_rechevoy_profil.zip | 35.62 КБ |
Предварительный просмотр:
Краевое государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья
«Кокшинская общеобразовательная школа-интернат»
Диагностический речевой профиль
Автор-составитель: учитель - логопед Н.Н. Позднякова
Пояснительная записка
Коммуникативная функция является важнейшей составляющей в отношениях между людьми. Различные нарушения речи препятствуют нормальному общению и влияют на психологическое развитие детей. Процесс овладения речью происходит у детей не одинаково. В период формирования устной, а потом и письменной речи могут возникнуть различные нарушения, которые будут затруднять общение с окружающими и создавать препятствия для успешного овладения системой знаний при обучении.
Данный речевой профиль представляет собой разработку диагностических упражнений, направленных на определение актуального уровня развития речи в ходе первичной диагностики, и прослеживание динамических изменений состояния речевого развития в процессе проведения коррекционно-развивающей работы. Представленные диагностические упражнения позволяют исследовать уровень речевого развития у детей с ОВЗ и подбираются в соответствии с возрастом ребенка и уровнем его речевого развития. При проведении диагностики обязательным является соблюдение структурных частей профиля, а речевой материал может быть разнообразным и самостоятельно подбираться специалистом.
Первый раз речевой профиль составляется учителем-логопедом после диагностического исследования. В ходе коррекционно-развивающей работы речевой профиль является показателем промежуточной диагностики и составляется каждый раз, когда необходимо выявить наличие динамических изменений. Полученные результаты подсчитываются в баллах и представляются в графическом изображении.
Данная диагностика поможет увидеть актуальное состояние уровня развития речи у обследуемых детей, что важно для выстраивания дальнейшей коррекционной работы, а так же проследить динамические изменения в процессе коррекции.
Цель диагностики уровня речевого развития – выявление актуального состояния речевого развития и динамических изменений у детей с ОВЗ различными речевыми отклонениями.
Задачи диагностики:
- определение уровня речевого развития;
- определение уровня сформированности навыков письма и чтения;
- определение динамических изменений после проведенной диагностической работы.
Срок реализации диагностики: диагностический речевой профиль выстраивается после проведенного первичного исследования уровня речевого развития и в процессе коррекционно-развивающей работы.
Форма проведения: индивидуальные диагностические занятия с детьми. Время проведения:
- от 30-ти до 45-ти минут.
Ожидаемые результаты: речевой профиль позволит увидеть имеющиеся нарушения в развитии речевой системы и проследить динамику после проведения коррекционно-развивающей работы у детей с ОВЗ.
Образец заполнения речевой карты
1.Фамилия, имя, возраст.
2.Класс.
3.Домашний адрес, телефон.
4.Дата зачисления в логопедический пункт.
5.Успеваемость по письму и развитию речи (реальная успеваемость).
6.Жалобы учителя или родителей (законных представителей).
7.Заключение психиатра.
8.Состояние слуха, зрения.
9.Анамнез. Данные о ходе раннего и речевого развития.
10.Перенесённые заболевания.
11.Состояние общей и мелкой моторики.
12.Состояние артикуляционного аппарата (строение и подвижность).
Общая характеристика речи (запись беседы, самостоятельных связных высказываний):
а) словарный запас: словарь в пределах обихода, шире и пр.; какие части речи преимущественно употребляет; ошибки в употреблении слов: замены по смыслу и акустическому сходству (привести примеры);
б) грамматический строй: типы употребляемых предложений, наличие аграмматизмов (привести примеры);
в) произношение и различение звуков: произношение звуков; отсутствие, искажение, замена и смешение отдельных звуков; различение оппозиционных звуков; воспроизведение слов с различным звуко-слоговым составом (привести примеры); темп и внятность речи.
13.Уровень сформированности навыков анализа и синтеза звукового состава слова.
14.Письмо: наличие и характер специфических ошибок (смешение и замена согласных букв, аграмматизмы и т.д.) в письменных работах обучающихся — диктантах, изложениях, сочинениях, выполняемых ими при первичном обследовании и на занятиях в логопедическом пункте (письменные работы прилагаются к речевой карте).
15.Чтение: уровень овладения техникой чтения (побуквенное, слоговое, словами); ошибки при чтении; понимание прочитанного.
16.Проявление заикания: а) предполагаемая причина; выраженность заикания; ситуации, усугубляющие его проявление (ответы у доски); б) сформированность языковых средств (произношение, словарь, грамматический строй); в) особенности общего и речевого поведения (организованность, общительность, замкнутость, импульсивность); г) адаптация к условиям общения.
17.Краткая характеристика ребенка по данным психолога и учителя (организованность, самостоятельность, устойчивость внимания, работоспособность, наблюдательность, отношение к имеющемуся нарушению речи).
18.Заключение учителя-логопеда.
19.Рекомендации.
20.Результаты исправления речи (отмечаются в карте к моменту отчисления обучающегося из логопедического пункта).
Методические рекомендации по заполнению
Характер протекания беременности – токсикозы, инфекции, травмы, хронические заболевания.
Роды – досрочные, срочные, стремительные, обезвоженные, затяжные, использование родовспоможения, стимуляция, когда закричал ребёнок, наблюдалась ли асфиксия.
Перенесённые заболевания – пневмония, простуды, грипп, корь, скарлатина, коклюш, дизентерия, травмы головы, инфекционные и соматические, длительно текущие и вызывающие истощение нервной системы заболевания.
Слух – норма (N), снижение слуха.
Зрение – N, близорукость, косоглазие, амблиопия, атрофия зрительного нерва, ограничение поля зрения.
Раннее физическое развитие – N, с задержкой (начал держать голову – N 2 мес., сидеть N 6 мес., ползать – N 5-6 мес., стоять – N 7-8 мес., ходить – N 1 год).
Раннее речевое развитие – N, с задержкой (гуление – N 3 мес., лепет – N 5 мес., первые слова – N 1 год, первая фраза – N 2 года, фразовая речь – N 3 года).
Особенности артикуляционного аппарата
Методические рекомендации по заполнению
Зубы – N, редкие, кривые, вне челюстной дуги, мелкие, крупные, нарушение зубного ряда, наличие стемы.
Прикус – N, ортогнатический, открытый передний, боковой: двусторонний, односторонний, глубокий, дистальный, мезиальный, прямой, перекрёстный.
Твёрдое нёбо – N, узкое, высокое (глубокое, куполообразное, готическое), плоское, низкое, наличие послеоперационных рубцов.
Мягкое нёбо – длинное, короткое, рубцы, увуля, субмукозная щель, подвижное, неподвижное.
Губы – N, толстые, тонкие, малоподвижные, подвижные, гипо-, гипертонус, расщелина губы, увеличение размеров верхней губы, нависание над нижней.
Язык – обычный, макроглоссия, микроглоссия, длинный, короткий, широкий, узкий, гипертрофия корня языка, раздвоенный, укороченная подъязычная связка, малоподвижен, подвижен, гипо -, гипертонус.
Моторная сфера
Компоненты | начало года | конец года |
1. Общая моторика | ||
2. Ручная умелость | ||
3. Ведущая рука |
Методические рекомендации по заполнению
Общая моторика – N, незначительно нарушены координация, темп, ритм движения, моторно неловок.
Рекомендуемые исследования:
- попрыгать на обеих ногах;
- прыгнуть в длину с места;
- потопать ногами и похлопать руками одновременно;
- бросить мяч от груди и поймать его.
Ручная моторика – N (сохранность функции), недостаточность мелкой моторики, моторная ограниченность, объём движений (полный, неполный, строго ограничен), темп (N, быстрый, медленный), переключаемость (точная, неточная), координация (N, незначительные нарушения, нарушена).
Рекомендуемые исследования:
- сложить в кольцо большой и указательный пальцы;
- поочередно сгибать и разгибать пальцы;
- выполнить упражнение «Заяц» правой, левой рукой;
- изменять положение кистей рук (кулак – ладонь).
Ведущая рука – левша, амбидекстр, правша
Общее звучание речи
Показатели | начало года | конец года |
Разборчивость | ||
Темп | ||
Ритм | ||
Дыхание | ||
Голос |
Средний балл
Методические рекомендации по заполнению
Разборчивость:
5 баллов – разборчивость речи не нарушена;
4 балла – разборчивость речи несколько снижена;
3 балла - речь смазанная, невнятная;
2 балла - речь мало понятная окружающим;
1 балл – речь понятна только близким.
Темп:
5 – темп соответствует норме;
4 – не значительные, единичные нарушения темпа речи;
3 – темп речи быстрый (замедленный), запинки.
2 – тахилалия, брадилалия, заикание.
1 – значительные нарушения темпа речи, затрудняющие её понимание.
Ритм:
5 – ритм речи соответствует норме;
4 - незначительные, единичные нарушения ритма речи;
3 – нарушения ритма речи (дисритмия, растянутый, скандированный ритм речи);
2 – проявления гиперкинезов;
1 - значительные нарушения ритма речи, затрудняющие её понимание.
Дыхание:
5 – дыхание свободное;
4 – не значительные, единичные нарушения дыхания;
3 – частые нарушения дыхания (затруднённое дыхание, поверхностное, неглубокое, неровное; носовое дыхание затруднено);
2 – дыхание ключичное, ротовой вдох не сформирован, носовое дыхание отсутствует, при фонации выдох смешанный;
1 – грубые нарушения дыхания, несформированность речевого дыхания.
Голос:
5 – N
4 – голос тихий, слабый; отклонений тембра нет;
3 – голос монотонный, тихий, маломодулированный, незначительные отклонения тембра;
2 – нарушения тембра голоса (глухой, сдавленный, сиплый, дрожащий); наличие носового оттенка;
1 – особенности голоса невозможно определить из-за невнятности речи.
Исследование артикуляционной моторики
Инструкция: «Смотри, как я выполняю, и повторяй за мной движения».
- губы в улыбке;
- губы «трубочкой» - округлены и вытянуты вперед;
- язык «лопаткой» - широкий, распластанный язык неподвижно лежит на нижней губе, рот приоткрыт;
- язык «иголочкой» - узкий язык с заостренным кончиком выдвинут изо рта, рот приоткрыт;
- язык «чашечкой» - рот открыт, широкий язык с загнутыми вверх краями образует подобие чашечки или ковша;
- цоканье языком;
- «кошка сердится» - рот открыт, кончик языка упирается в нижние альвеолы, спинка языка сильно выгнута, посередине образуется «желобок»;
- «качели» - рот открыт, язык поочередно касается то верхней, то нижней губы;
- «маятник» - рот открыт, язык высунут наружу и равномерно передвигается от одного уголка рта к другому;
- чередование движений губ: «улыбка» - «трубочка».
Упражнения | начало года | конец года |
«Улыбка» | ||
«Хоботок» | ||
«Лопатка» | ||
«Иголка» | ||
«Улыбка - хоботок» | ||
«Качели» | ||
«Маятник» | ||
«Лошадка» |
Методические рекомендации по заполнению
При обследовании логопед отмечает:
Объём движений – строго ограничен, неполный, полный;
Тонус – N, повышен, понижен;
Подвижность – достаточная, недостаточная, тремор, гиперкинезы, девиация влево, вправо, кинестетическая апраксия;
Переключаемость, точность движений – достаточная, недостаточная;
ОЦЕНКА (в баллах):
5 – правильное выполнение с точным соответствием всех характеристик движения;
4 – все движения доступны, объём полный, тонус нормальный, темп выполнения и переключаемость несколько замедленны;
3 – замедленное и напряжённое выполнение;
2 – выполнение с ошибками: длительный поиск позы, неполный объём движения в конфигурации, синкинезии, гиперкинезы;
1 – невыполнение.
Исследование звукопроизношения
Инструкция: «Повторяй за мной», при необходимости с опорой на картинки.
Звуки | Характер произношения звуков | |||||
изолированно | в словах | во фразах | ||||
Н.г. | К.г. | Н.г. | К.г. | Н.г. | К.г. | |
Б-П-М | ||||||
В-Ф | ||||||
Т-Д-Н | ||||||
К-Г-Х | ||||||
Й-(Е-Ё-Ю-Я) | ||||||
С | ||||||
СЬ | ||||||
З | ||||||
ЗЬ | ||||||
Ц | ||||||
Ш | ||||||
Ж | ||||||
Щ | ||||||
Ч | ||||||
Л | ||||||
ЛЬ | ||||||
Р | ||||||
РЬ |
Методические рекомендации по заполнению
В процессе обследования логопед отмечает:
- N;
- фонетический строй речи сформирован недостаточно, изолированно все звуки произносит правильно, но при увеличении речевой нагрузки наблюдается общая смазанность речи;
- фонетические дефекты звукопроизношения (пропуски, искажения);
- фонологические дефекты (замены, смешения).
ОЦЕНКА (в баллах):
5 – безукоризненное произношение всех звуков в любых речевых ситуациях;
4 – один - два звука правильно произносятся изолированно и отражённо, но иногда подвергаются искажениям или заменам (недостаточно автоматизированы);
3 – нарушено произношение трёх - пяти звуков;
2 – в любой позиции искажаются или заменяются шесть – девять звуков;
1 – искажениям или заменам во всех речевых ситуациях подвергаются десять и более звуков.
Исследование слоговой структуры слова
Инструкция: «Повторяй за мной».
Слова | Начало года | Конец года |
Термометр | ||
Экскаватор | ||
Фотоаппарат | ||
Водопроводчик | ||
Парикмахерская |
Методические рекомендации по заполнению
В ходе проведения обследования логопед отмечает:
- N;
- негрубые нарушения слоговой структуры слова;
- структура нарушена.
Указывает виды нарушений: элизии (пропуски звуков, слогов), персеверации (отсроченное повторение), итерации (добавление), антиципация (замена предшествующих звуков последующими), перестановка звуков, слогов, контаминации (соединение слоговых частей двух слов), парафазии (замены).
ОЦЕНКА (в баллах):
5 – правильное и точное воспроизведение в темпе предъявления;
4 – воспроизведение точное, темп несколько замедлен, могут быть запинки;
3 - замедленное, послоговое воспроизведение, с запинками, одно-два слова с искажением слоговой структуры.
2- искажение слоговой структуры;
1 – невоспроизведение.
Исследование фонематического слуха
Инструкция: «Повтори и покажи».
Слова для слуховой дифференциация (по картинка) | начало года | конец года |
Зуб – суп, бочка – почка | ||
Бак – мак, дочка – ночка | ||
Мел – мель, круг – крюк | ||
Точка – кочка, салат – халат | ||
Марка – майка | ||
Ель- гель | ||
Бочка – дочка | ||
Бинт – винт | ||
Миска – мишка, крыса – крыша, розы – рожи | ||
Тапки – шапки, танки – санки | ||
Плач – плащ, кочка – кошка | ||
Речка – редька | ||
Цвет – свет | ||
Рак - лак, рожки – ложки, рейка - лейка |
ОЦЕНКА (в баллах):
5 – все задания выполнены верно;
4 – допускаются одна – две ошибки, но исправляются самостоятельно;
3 – ошибки допускаются, исправляются после повторного воспроизведения;
2 – часть заданий недоступна, при выполнении требуется повторное воспроизведение;
1 – невыполнение.
Исследование языкового анализа и синтеза
Навыки | начало года | конец года |
Выделение заданного звука из слова Инструкция: «Есть ли звук [М] в словах (ДОМ, КОТ, МАМА, СУК). | ||
Определение первого согласного звука в слове Инструкция: «Назови первый звук в слове МАК» | ||
Определение последнего звука в слове Инструкция: «Назови последний звук в слове КАРАНДАШ» | ||
Определение количества слов в предложении Инструкция: Посчитай, сколько слов в предложении (День был тёплый). |
ОЦЕНКА (в баллах):
5 – все задания выполнены верно с первой попытки;
4 – допускаются 1-2 ошибки, но исправляются самостоятельно;
3 – задания выполняются с ошибками, 1-2 задания недоступны;
2 – большая часть заданий недоступна;
1 – неверные ответы, отказ от выполнения.
Исследование грамматического строя речи
Состояние словоизменения | начало года | конец года |
Существительные: - именительный падеж множественного числа Инструкция:«Посмотри на картинку» (ДЕРЕВО и ДЕРЕВЬЯ). | ||
Употребление числительных с существительными: - два ( карандаш); Инструкция: «Один КАРАНДАШ, а много КАРАНДАШЕЙ». | ||
Согласование прилагательных с существительными: (Шарик (какой?) большой. Собака (какая?) Инструкция:«Посмотри на картинку «Шарик (какой?) БОЛЬШОЙ. |
Методические рекомендации по заполнению
При обследовании логопед отмечает:
- грамматический строй сформирован недостаточно;
- не сформирован.
ОЦЕНКА (в баллах):
5 – правильное, самостоятельное выполнение всех заданий;
4- единичные ошибки исправляются самостоятельно или с помощью уточняющего вопроса
3- большинство заданий выполняется с помощью (стимуляция, расширение инструкции, уточнение вопроса, подсказка);
2- большинство заданий не выполняются;
1 – невыполнение.
Исследование лексики
Словари | начало года | конец года |
Номинативный: Инструкция: «Назови предмет одним словом (по картинкам) дикие животные, домашние животные). | ||
Атрибутивный: Инструкция: «Назови цвета, формы – фиолетовый, розовый, серый, квадратное, овальная». | ||
Предикативный: Инструкция: «Кто кричит петух? КУКАРЕКАЕТ. | ||
Антонимы Инструкция: «Скажи наоборот ХОЛОДНО, НОЧЬ». |
Методические рекомендации по заполнению
При обследовании логопед отмечает:
- N (словарный запас достаточный, соответствует возрастной норме);
- словарный запас в пределах обихода;
- словарный запас резко ограничен.
ОЦЕНКА (в баллах):
5 – правильное, самостоятельное выполнение всех заданий;
4- единичные ошибки исправляются самостоятельно или с помощью уточняющего вопроса
3- большинство заданий выполняется с помощью (стимуляция, расширение инструкции, уточнение вопроса, подсказка);
2- большинство заданий не выполняются;
1 – невыполнение.
Исследование словообразования
Словообразование | начало года | конец года |
Существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами (предметы, детёныши животных) – воробушек Инструкция: «Слово ВОРОБЕЙ, скажи ласково | ||
Относительные прилагательные Инструкция: «Ложка, какая – деревянная» | ||
Притяжательные прилагательные Инструкция: «Чей хвост?» лисий, медвежий, кошачий |
Методические рекомендации по заполнению
При обследовании логопед отмечает:
- N (навыки словообразования сформированы, соответствуют возрастной норме);
- навык словообразования в стадии формирования;
- навык словообразования не сформирован.
ОЦЕНКА (в баллах):
5 – правильное, самостоятельное выполнение всех заданий;
4- единичные ошибки исправляются самостоятельно или с помощью уточняющего вопроса
3- большинство заданий выполняется с помощью (стимуляция, расширение инструкции, уточнение вопроса, подсказка);
2- большинство заданий не выполняются;
1 – невыполнение.
Исследование связной речи
Навыки | начало года | конец года |
Инструкция: «Послушай и перескажи рассказ». Пересказ для рассказа 1)Была у дома лужа. На лужу сели гуси. Гуси были серые. Инструкция: «Составь рассказ по серии картин». |
Методические рекомендации по заполнению при пересказе текста
При обследовании логопед отмечает:
- уровень развития связной речи соответствует возрастной норме;
- в стадии формирования, требует дальнейшего развития;
- не сформирована.
ОЦЕНКА (в баллах):
5 – пересказ составлен самостоятельно без нарушения лексико-грамматических норм; полностью передаётся содержание текста, соблюдается связность и последовательность изложения, употребляются разнообразные языковые средства в соответствии с текстом произведения;
4 – пересказ составлен с незначительной помощью (побуждение, стимулирующие вопросы); в основном соблюдаются грамматические нормы; отмечаются отдельные нарушения связного воспроизведения текста, единичные случаи поиска слов, отсутствие художественно – стилистических элементов, недостаточная развёрнутость высказывания;
3 – пересказ составлен с помощью (акцентирование внимания на элементах сюжета, подсказки, наводящие вопросы); отмечаются пропуски частей текста без искажения смысла, бедность и однообразие употребляемых языковых средств, нарушения структуры предложения;
2 – пересказ составлен по наводящим вопросам; связность изложения нарушена; отмечаются значительные сокращения текста или искажение смысла, повторы, аграмматизмы, неадекватное использование слов;
1 – пересказ даже по вопросам недоступен.
Методические рекомендации по заполнению при составлении рассказа по серии картин
При обследовании логопед отмечает:
- уровень развития связной речи соответствует возрастной норме;
- в стадии формирования, требует дальнейшего развития;
- не сформирована.
ОЦЕНКА (в баллах):
5 – самостоятельно разложены картинки и составлен рассказ; имеет все смысловые звенья, определены временные и причинно-следственные связи между событиями; оформлен грамматически правильно с адекватным использованием лексических средств;
4 – картинки разложены со стимулирующей помощью, рассказ составлен самостоятельно без аграмматизмов; допускаются Нерезко выраженные нарушения связности и плавности рассказа, недостаточная развёрнутость, единичные случаи поиска слов;
3 – раскладывание картинок и составление рассказа со стимулирующей помощью; встречаются аграмматизмы, далёкие словесные замены, выпадение смысловых звеньев, искажение смысла; связность рассказа нарушена;
2 – раскладывание картинок и составление рассказ по наводящим вопросам, подсказкам; наблюдаются неадекватное использование лексических средств, существенное искажение смысла или рассказ не завершён, или представляет собой перечисление предметов;
1 – рассказ недоступен.
Исследование процесса чтения
Инструкция: «Прочти слова, текст».
Волк (начало года)
Летом волк ходит сытый. Дичи много. Придёт зимнее
время, птицы улетят, звери спрячутся. Нечего волку есть. Злые голодные ходят волки, ищут добычу. К деревне подойдут. Где сторожа нет да запоры плохи – не-сдо-бро-вать овце.
(Е. Чарушин)
Четыре желания (конец года)
Пришла весна. Митя вволю набегался за пёстрыми
бабочками по зеленому лугу, нарвал цветов, прибежал к отцу и говорит:
- Что за прелесть эта весна! Я бы желал, чтобы всегда весна была.
(К. Ушинский)
Оценка:
5 баллов – правильное выполнение;
4-3 балла – замедленное и напряжённое выполнение;
2 балла – выполнение с ошибками (орфографическими);
1 балл – побуквенное чтение;
0 баллов – не читает.
Исследование навыка письма
Инструкция: СПИСЫВАНИЕ «Спиши слова, текст»
Инструкция: ДИКТАНТ «Слушай внимательно, сначала я прочитаю текст, а потом ты будешь писать под диктовку».
Оценка:
5 баллов – правильное выполнение;
4-3 балла – замедленное и напряжённое выполнение;
2 балла – выполнение с ошибками (орфографическими);
1 балл – побуквенное чтение;
0 баллов – не читает.
По окончании обследования логопед составляет профиль речевого развития ребёнка:
Параметры обследования:
- Общее звучание речи
- Артикуляционная моторика
- Звукопроизношение
- Слоговая структура слова
- Фонематический слух
- Языковой анализ и синтез
- Грамматический строй речи
- Лексика
- Словообразование
- Связная речь
- Чтение
- Письмо
Речь развивается с отставанием от возрастной нормы Низкий уровень ориентировки в звуковой действительности речи; Недостаточность произношения свистящих, шипящих звуков и звука «р», обусловленная вялостью артикулирования; Слабое осознание звукового строения слова; Недостаточно сформированы фонематический слух и фонематическое восприятие; Недостаточность межанализаторного взаимодействия, т.е. с трудом образуют слуходвигательные, зрительно-двигательные и слухозрительные связи; Сложности при установлении соответствия между фонемой и графемой: с трудом определяет связь между звуком и буквой Бедность, неточность, недифференцированность словаря, он представлен преимущественно бытовой, обиходной лексикой; Неверное понимание и неточное употребление многих общеупотребительных слов; Смешение слов с разным лексическим значением, но близких по звуковому составу; Не улавливает разницы в значении слов («вышивает» — «шьет»); Употребляет слова в приблизительном, неточном значении («сад» - «деревья»); В словаре преобладают слова с конкретным, хорошо известным значением, в основном пользуется такими категориями, как существительное, глагол; из прилагательных употребляют в основном качественные; Недостаточно владеет антонимическими, синонимическими средствами языка; В речи недостаточно представлены местоимения, наречия; Неточное понимание и неадекватность употребления сложных предлогов
с: санки, автобус, усы, сковорода
ш: шишка или шапка, душ, чашка
л: лыжи, стол, пол, клумба, иголка, лампа
й: яма, юла, перья, стулья, юбка, маяк
р: радуга, корова, забор, труба
г: гамак, вагон, нога
к: мак, комната, ветка
х: хлеб, муха, мох, охотник
с: санки, коса, нос, стакан, стол
с': сети, семь, Вася
з: завод, зубы, коза, звезда
з': зима, бузина, газета
ц: цапля, солнце, палец, цветок
ш: шишка, пышка, шуба, шкаф
ж: жук, кожа, ножи
ч: чайник, качели, печка, ночь
щ: щетка, щепки, плащ, клещи
л': м к-х: холодильник, кухня, хомяк. Катя на кухне;
л-й: Илья и Юля гуляют по аллее. Лебеди улетают на юг. Юля поливает лилию из лейки;
с-ш: у Сашеньки шесть стеклышек. Саша идет по шоссе. Машинист сошел с подножки. Солнышко на окошке. Саша сушит сушки;
з-ж: у Зои желтый зонт. Железная лопата; полезное животное; закружу, заслужил, задрожал;
с-с'-ч: Сонечка, сачок, часть, сумочка, учусь, верчусь, качусь. Закачалась мачта. У Сонечки семечки;
т'-ч: учитель, птичка, аптечка, течет, молчать, кричать;
ч-ц: ученица, учительница, качается, получается, цыпленочек, кончается, лечебница;
ч-щ: чаща, чище, щеточка, часовщик, учащийся, скучающий, щечки;
с-ц: спица, синица, лестница, сцена, сахарница, гусеница;
щ-с: смеющийся, усищи, хвостище, сеющий;
л-р: Лара, рояль, балерина, говорливый, жонглер, выиграла, мармелад, зеркало, раскладушка.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Инновационный проект "Определение механизма и формы речевой симптоматики, уровня речевого развития, составления профиля индивидуального маршрута ребёнка, через реализацию авторизованной, иллюстративной методики обследования дошкольников 4-7 лет"
Методика предполагает выявление нарушений по разработанным диагностическим заданиям по 10-ти разделам и включение нарушенных звеньев в индивидуальный коррекционный план....
Индивидуальный речевой профиль
Индивидуальный речевой профиль - фиксация результатов обследования развития речи ребёнка...
Стартовая диагностическая работа ( 4 варианта с ответами) по алгебре и началам анализа в 11 классе в формате ЕГЭ (профиль)
1.Работа состоит из 10 заданий: 1 часть 1-9 (кроме геометрии), 2 часть (10)2. Время написания работы: 60 минут.3. Максимальный бал за всю работу: 11 баллов...
Методический комплект «Диагностический материал» для проведения обследования произносительной стороны самостоятельной связной речи у неслышащих школьников 8 - 10 классов на индивидуальных занятиях по формированию речевого слуха и произносительной стороны
Диагностический материал предназначен для исследования произносительной стороны самостоятельной связной речи глухими обучающимися старших классов на индивидуальных занятиях по ФРС и ПСР. Исследование ...
Диагностический инструментарий уровня речевого развития
Т. А. Фотекова "Тестовая методика. Диагностика устной речи"...
Речевой профиль
Речевой профиль...
Диагностическая карта речевого развития обучающегося с ЗПР
Диагностическая карта речевого развития обучающегося с ЗПР...