Профильный труд
рабочая программа (6 класс)
АННОТАЦИЯ
Профильный труд 6 класс.
Данная программа составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), утвержденного Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации № 1599 от 19 декабря 2014 г., «Методических рекомендаций по обучению и воспитанию детей с интеллектуальными, тяжелыми и множественными нарушениями развития» (авторы-составители: Е.А. Рудакова, О.Ю. Сухарева; научный редактор: к.п.н. А.М. Царев), изучения и анализа научно-методической литературы, современных коррекционных технологий, программно-методических материалов, а также на основе педагогического наблюдения, изучения детей со сложной структурой дефекта и коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими интеллектуальную недостаточность, в условиях школы.
Труд занимает важное место в работе с ребенком с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью, с ТМНР. Вместе с формированием умений и навыков трудовой деятельности у ребенка воспитывается эмоциональное отношение к миру, формируются восприятия, воображение, память, зрительно-двигательная координация. Обучение труду опирается на умения и навыки, сформированные у обучающихся в ходе занятий по предметно-практической деятельности и нацелено на освоение доступных технологий изготовления продукции. Важно формирование мотивации трудовой деятельности, развитие интереса к результатам своего труда. У обучающихся постепенно накапливается практический опыт, происходит формирование операционно-технических умений, формируются навыки самостоятельного изготовления продукции( умения намечать цель, подбирать необходимые инструменты и материалы, осуществлять задуманное, оценивать результат).
Цель -подготовка учащихся к доступной трудовой деятельности.
Основные задачи:
- развитие интереса к трудовой деятельности;
- формирование навыков работы с различными инструментами и оборудованием;
- обучение доступным приемам работы с различными материалами;
- освоение отдельных операций и технологий по изготовлению различных изделий.
Программа по профильному труду включает четыре раздела: «Роспись по дереву», «Декупаж», «Лепка из глины», «Мозаика и аппликация из пуговиц». Во время занятий профильным трудом необходимо вызывать у ребенка положительную эмоциональную реакцию, поддерживать и стимулировать его творческие устремления, развивать самостоятельность. Ребенок обучается овладевать умением адекватно применять доступные технологические цепочки и освоенные трудовые навыки для социального и трудового взаимодействия. Ему важно видеть и знать, что результаты его трудовой деятельности полезны и нужны другим людям. Это делает жизнь ребенка интереснее и ярче, способствует его самореализации, формирует чувство собственного достоинства. Сформированные на занятиях профильного труда умения и навыки необходимо применять в последующей трудовой деятельности, например, при изготовлении полиграфических и керамических изделий, изделий в технике батик, календарей, блокнотов и др.
Планируемые (ожидаемые) результаты
Требования к уровню подготовки учащихся и к результатам – ведущая составляющая ФГОС. Результаты освоения программы предполагают достижение личностных и предметных (возможных) результатов.
Личностные результаты
В результате освоения программы учащийся должен отражать общую характеристику личности ученика как субъекта учебно-познавательной деятельности:
- проявлять познавательный интерес;
- проявлять и выражать свои эмоции;
- обозначать свое понимание или непонимание вопроса;
- участвовать в совместной, коллективной деятельности;
- проявлять готовность следовать установленным правилам поведения и общения на уроке и на перемене;
- проявлять эмоционально-положительное отношение к сверстникам, педагогам, другим взрослым.
Предметные результаты
В результате обучения ученик должен посильно усвоить основное содержание учебного предмета.
Уровни освоения деятельности:
- совместные действия с педагогом;
- деятельность по подражанию;
- деятельность по образцу;
- деятельность по последовательной инструкции;
- самостоятельная деятельность ученика;
- умение ребенка исправить допущенные ошибки.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Профильный труд | 69.37 КБ |
Предварительный просмотр:
ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА МОСКВЫ
“ШКОЛА №2124 «Центр развития и коррекции”
СОГЛАСОВАНО «УТВЕРЖДЕНО»
Педагогическим Советом Приказом директора
ГКОУ «Школа № 2124» ГКОУ «Школа № 2124»
Протокол № ___ от «__» _______ 2018г Приказ № ___ от «__» _______ 2018г
Директор ______ Колобаева И.Н.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО ПРЕДМЕТУ (УЧЕБНОМУ КУРСУ)
ПРОФИЛЬНЫЙ ТРУД
6 КЛАСС
на 2018-2019 учебный год
(АДАПТИРОВАННАЯ ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДЛЯ ДЕТЕЙ С ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ, 6 КЛАСС)
Учитель: Мазурук Н.В., Ерохина Ю.Г., Алпатова В.В.
Москва, 2018
Пояснительная записка
Рабочая программа по учебному предмету «Профильный труд» составлена в соответствии с учебным планом ОУ на 2018-2019 учебный год, рассчитана на 102 часа (исходя из 34 учебных недель в году) для обучающихся по АООП (вариант 2) для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Обучающиеся по данной программе дети имеют интеллектуальные и психофизические нарушениями умеренной, тяжёлой и глубокой степени, которые могут сочетаться с расстройствами аутистического спектра, нарушениями опорно-двигательного аппарата, поведенческими и эмоционально-волевыми нарушениями. У некоторых обучающихся могут выявляться текущие психические и соматические заболевания.
Данная программа составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), утвержденного Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации № 1599 от 19 декабря 2014 г., «Методических рекомендаций по обучению и воспитанию детей с интеллектуальными, тяжелыми и множественными нарушениями развития» (авторы-составители: Е.А. Рудакова, О.Ю. Сухарева; научный редактор: к.п.н. А.М. Царев), изучения и анализа научно-методической литературы, современных коррекционных технологий, программно-методических материалов, а также на основе педагогического наблюдения, изучения детей со сложной структурой дефекта и коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими интеллектуальную недостаточность, в условиях школы.
Обучение труду опирается на умения и навыки, сформированные у обучающихся в ходе занятий по предметно-практической деятельности и нацелено на освоение доступных технологий изготовления продукции. Важно формирование мотивации трудовой деятельности, развитие интереса к результатам своего труда. У обучающихся постепенно накапливается практический опыт, происходит формирование операционно-технических умений, формируются навыки самостоятельного изготовления продукции( умения намечать цель, подбирать необходимые инструменты и материалы, осуществлять задуманное, оценивать результат).
Программа направлена на достижение следующих целей:
-подготовка учащихся к доступной трудовой деятельности;
- формирование мотивации трудовой деятельности.
Задачи, которые решаются в процессе обучения:
- развитие интереса к трудовой деятельности;
- формирование навыков работы с различными инструментами и оборудованием;
- обучение доступным приемам работы с различными материалами;
- освоение отдельных операций и технологий по изготовлению различных изделий.
Общая характеристика учебного предмета
Программа по профильному труду включает четыре раздела: «Роспись по дереву», «Декупаж», «Лепка из глины», «Мозаика и аппликация из пуговиц». Во время занятий профильным трудом необходимо вызывать у ребенка положительную эмоциональную реакцию, поддерживать и стимулировать его творческие устремления, развивать самостоятельность. Ребенок обучается овладевать умением адекватно применять доступные технологические цепочки и освоенные трудовые навыки для социального и трудового взаимодействия. Ему важно видеть и знать, что результаты его трудовой деятельности полезны и нужны другим людям. Это делает жизнь ребенка интереснее и ярче, способствует его самореализации, формирует чувство собственного достоинства. Сформированные на занятиях профильного труда умения и навыки необходимо применять в последующей трудовой деятельности, например, при изготовлении полиграфических и керамических изделий, изделий в технике батик, календарей, блокнотов и др.
Описание места учебного предмета в учебном плане:
Класс | 6 класс |
Количество часов в неделю | 3 часа |
Итого в год | 102 часа |
Личностные результаты освоения учебного предмета:
В результате освоения программы учащийся должен отражать общую характеристику личности ученика как субъекта учебно-познавательной деятельности:
- проявлять познавательный интерес;
- проявлять и выражать свои эмоции;
- обозначать свое понимание или непонимание вопроса;
- участвовать в совместной, коллективной деятельности;
- проявлять готовность следовать установленным правилам поведения и общения на уроке и на перемене;
- проявлять эмоционально-положительное отношение к сверстникам, педагогам, другим взрослым.
Предметные результаты освоения учебного предмета:
В результате обучения ученик должен посильно усвоить основное содержание учебного предмета.
Уровни освоения деятельности:
- совместные действия с педагогом;
- деятельность по подражанию;
- деятельность по образцу;
- деятельность по последовательной инструкции;
- самостоятельная деятельность ученика;
- умение ребенка исправить допущенные ошибки.
Содержание учебного предмета:
1. МОЗАИКА И АППЛИКАЦИЯ ИЗ ПУГОВИЦ (24 ч.)
- формирование представления о виде мозаике и аппликации из пуговиц;
- знакомство с техникой выполнения мозаик и аппликаций;
- обучение основным приёмам работы с ножницами и клеем;
2. ЛЕПКА ИЗ СОЛЕНОГО ТЕСТА И ГЛИНЫ (24 ч.)
- знакомство с промыслами;
- знакомство со свойствами солёного теста;
- знакомство с приёмом вырезания плоских деталей из теста;
- знакомство со способами окрашивания теста;
- знакомство с особенностями, традициями ремесла;
- знакомство с технологиями, особенностями материала;
- знакомство со свойствами глины;
- освоение навыков овладения способами лепки;
- освоение навыками росписи изделий из глины.
3. ИЗГОТОВЛЕНИЕ ИЗДЕЛИЙ В ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ТЕХНИКЕ « ДЕКУПАЖ» (34 ч.)
- знакомство с техникой «Декупаж»;
- знакомство с основными технологическими приёмами «декупажа» (наклеивание салфетки на любую поверхность);
- знакомство с необходимыми инструментами для работы (салфетки, клей, тарелочки, дощечки );
- обучение основным приёмам и навыкам наклеивания салфетки на предмет;
- освоение последовательности выполнения ;
- освоение навыка работы с ножницами, салфетками.
4. РОСПИСЬ ПО ДЕРЕВУ (21 ч.)
- знакомство с историей и технологией русской-народной росписи;
- знакомство с названиями всех элементов и мотивов русской-народной росписи;
- освоение последовательности выполнения росписей;
-познакомить с традиционными элементами орнаментов изучаемых видов росписи по дереву и научить выполнять их на бумаге.
- освоение рисования «приписок» (точки, капельки, завитки, травки);
- обучение основным приёмам и навыкам росписи (мотивы: «ягодка», «листик», «цветок», «птица»);
- обучение копирования с образцов
- выполнять традиционную композицию.
Предполагаемые (ожидаемые) результаты освоения программы: предполагается то, что учащиеся будут знать:
- названия инструментов (ножницы, клей, кисти, краски, глина, салфетки, пуговицы, фанера для росписи);
- названия основных цветов указанных материалов;
- различные виды трудовой деятельности (работа с глиной, роспись по дереву, декупаж, мозаика и аппликация из пуговиц).
Предполагается то, что учащиеся будут уметь:
- называть инструменты, с помощью которых изготавливают поделки и выполняют графические работы (совместно с учителем);
- соблюдать технологические процессы;
- анализировать образец (совместно с учителем);
- выполнять предложенную работу (с помощью учителя);
- выполнять отдельные и комплексные элементы трудовых операций (совместно с учителем);
- соблюдать необходимые правила техники безопасности;
- выражать свое отношение к результатам собственной и чужой творческой деятельности.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПРЕДМЕТА
«ПРОФИЛЬНЫЙ ТРУД»
№ п/п | Кол-во часов | Тема | Цели | Виды работы | Оборудование |
1 четверть (24 ч) | |||||
1 | Искусство мозаик и аппликаций из пуговиц . Труд и его значение в жизни людей. | Освоение первичных знаний о мире дизайна; о формах их бытования в повседневном окружении ребенка | Беседа, рассматривание фотографий, картинок, чтение энциклопедии. | Фотографии, картинки с изображением различных произведений декоративно-прикладного искусства. М.С.Соколова «Художественная роспись по дереву» | |
1 | Мозаики и аппликации из пуговиц. | - дать элементарные сведения о видах художественных изделий из пуговиц; - дать элементарные представления о способах приклеивания пуговиц на изделия; - познакомить со способами и последовательностью выполнения мозаике и аппликации; - познакомить с инструментами и приспособлениями при изготовлении мозаике и аппликации. | Беседа о разнообразии пуговиц; - просмотр презентации по теме; - Игра «Цветовая гамма» (разложи пуговицы по цветам) Просмотр видеофильма, чтение энциклопедии, рассматривание иллюстраций. | Видеофильм, иллюстрации, энциклопедия. | |
2 | Изготовление аппликации «Кленовый листик». | - закреплять приобретенные навыки изготовления аппликаций из пуговиц; - учить самостоятельно выбирать цвета; | Повторить технику безопасности, подготовка рабочего места, рассматривание образца, беседа по теме, выполнение аппликации. | Картинка кленовый листик, образец, пуговицы, клей. | |
2 | Изготовление аппликации «Осеннее дерево». | - закреплять приобретенные навыки изготовления аппликаций из пуговиц; - учить самостоятельно выбирать цвета; | Повторить технику безопасности, подготовка рабочего места, рассматривание образца, беседа по теме, выполнение аппликации. | Картинка дерева, образец, пуговицы, клей. | |
2 | Изготовление аппликации «Бабочка». | - закреплять приобретенные навыки изготовления аппликаций из пуговиц; - учить самостоятельно выбирать цвета; | Повторить технику безопасности, подготовка рабочего места, рассматривание образца, беседа по теме, выполнение аппликации. | Картинка бабочки, образец, пуговицы, клей. | |
2 | Изготовление аппликации «Воздушный шар». | - закреплять приобретенные навыки изготовления аппликаций из пуговиц; - учить самостоятельно выбирать цвета; | Повторить технику безопасности, подготовка рабочего места, рассматривание образца, беседа по теме, выполнение аппликации. | Картинка воздушный шар, образец, пуговицы, клей. | |
2 | Изготовление аппликации «Сова». | - закреплять приобретенные навыки изготовления аппликаций из пуговиц; - учить самостоятельно выбирать цвета; | Повторить технику безопасности, подготовка рабочего места, рассматривание образца, беседа по теме, выполнение аппликации. | Картинка Сова, образец, пуговицы, клей. | |
2 | Изготовление мозаики «Фото рамка» . | - закреплять приобретенные навыки изготовления мозаики из пуговиц; - учить самостоятельно выбирать цвета; | Повторить технику безопасности, подготовка рабочего места, рассматривание образца, беседа по теме, выполнение мозаики. | Фото рамка, образец, пуговицы, клей. | |
2 | Изготовление мозаики «Подставка под чашку». | - закреплять приобретенные навыки изготовления мозаики из пуговиц; - учить самостоятельно выбирать цвета; | Повторить технику безопасности, подготовка рабочего места, рассматривание образца, беседа по теме, выполнение мозаики. | Образец, пуговицы, клей. | |
2 | Изготовление мозаики «Баночка под чай, кофе». | - закреплять приобретенные навыки изготовления мозаики из пуговиц; - учить самостоятельно выбирать цвета; | Повторить технику безопасности, подготовка рабочего места, рассматривание образца, беседа по теме, выполнение мозаики. | Баночка, образец, пуговицы, клей. | |
2 | Изготовление букета. | - закреплять умение сортировать пуговицы от больших к маленьким; - учить самостоятельно выбирать цвета; | Повторить технику безопасности, подготовка рабочего места, рассматривание образца, беседа по теме, выполнение поделки. | Пуговицы, проволока. | |
2 | Изготовление брелка. | - закреплять умение сортировать пуговицы от больших к маленьким; - учить самостоятельно выбирать цвета; | Повторить технику безопасности, подготовка рабочего места, рассматривание образца, беседа по теме, выполнение поделки. | Пуговицы, проволока. | |
2 | Изготовление Мишки и жучка. | - закреплять умение сортировать пуговицы от больших к маленьким; - учить самостоятельно выбирать цвета; | Повторить технику безопасности, подготовка рабочего места, рассматривание образца, беседа по теме, выполнение поделки. | Пуговицы, клей. | |
2 четверть (24 ч.) | |||||
1 | Знакомство со свойствами солёного теста. | - познакомить со свойствами теста; - познакомить с инструментами для лепки из теста; - познакомить с рецептом приготовления теста для лепки; - познакомить с элементарными способами окрашивания теста; - дать элементарные представления о приемах лепки и соединения мелких деталей друг с другом. | Знакомство с правилами техники безопасности при работе с солёным тестом. Беседа по теме. Показ презентации о красоте и разнообразии изделий из соленого теста. Работа с тестом, сминание, раскатывание, скатывание в «Колбаску», нарезание кусочков, формирование листочков ит.д. | Иллюстрации, презентация, скалка, стека. | |
1 | Тестопластика «Весёлый каравай». | - закрепить знания приёмов лепки из солёного теста; - учить применять полученные знания при изготовлении изделия; _ закреплять навык разминания теста, раскатывания в колбаску, скатывание шариков, нарезание кусочков. | Повторение техники безопасности, подготовка рабочего места. Беседа по теме, рассматривание образца, изготовление изделия. Просушка изделия. | Фартуки, скалки, стеки, доска, заранее приготовленное солёное тесто жёлтого цвета. | |
1 | Гусеница. | закрепить знания приёмов лепки из солёного теста; - учить применять полученные знания при изготовлении изделия; _ закреплять навык разминания теста, раскатывания в колбаску, скатывание шариков; - развитие мелкой моторики. | Повторение техники безопасности, подготовка рабочего места. Беседа по теме, рассматривание образца, изготовление изделия. Просушка изделия. | Фартуки, скалки, стеки, доска, заранее приготовленное солёное тесто зелёного цвета. | |
2 | Яблоко. | - закрепить знания приёмов лепки из солёного теста; - учить применять полученные знания при изготовлении изделия; _ закреплять навык разминания теста, раскатывания, прищипывания, замазывания. | Повторение техники безопасности, подготовка рабочего места. Беседа по теме, рассматривание образца, изготовление изделия. Просушка изделия. Раскрашивание изделия после просушки. | Фартуки, стеки, готовое солёное тесто, скалка. | |
2 | Бабочка. | - закрепить знания приёмов лепки из солёного теста; - учить применять полученные знания при изготовлении изделия; _ закреплять навык разминания теста, раскатывания, прищипывания, замазывания. | Повторение техники безопасности, подготовка рабочего места. Беседа по теме, рассматривание образца, изготовление изделия. Просушка изделия. Раскрашивание изделия после просушки. | Фартуки, стеки, готовое солёное тесто, скалка. | |
1 | Знакомство со свойствами глины. | - повторить свойства глины; - привлечение к искусству лепки из глины; -познакомить с элементарными приемами лепки; - дать элементарные знания о последовательности работы с глиной; - познакомить с приёмами лепки: скатывание, раскатывание, сплющивание, оттягивание, вдавливание, прощипывание, сгибание, заглаживание. | Просмотр видеофильма, беседа по теме, рассматривание иллюстраций, сравнение глины и солёного теста. | Иллюстрации, энциклопедия, видеофильм. | |
1 | История возникновения глиняной игрушки в России. | Беседа на тему «История глиняной игрушки» Филимоновской, Дымковской, Каргопольской с показом иллюстративного и предметного материала. Просмотр видеофильма. | Иллюстрации, видеофильм, предметные картинки. | ||
4 | Лепка | - учить переминать глину, скатывать шарики; - формировать навыки основных приёмов лепки: скатывание, раскатывание, сплющивание, оттягивание, вдавливание, прощипывание, сгибание, заглаживание - учить соединять, промазывать детали, оформлять стекой. | Подготовка рабочего места, подготовка глины: переминание, скатывание шариков. Учиться раскатывать шарики (туловище, голова, лапки животных). | Глина, ёмкость с водой, стеки, влажные салфетки, пластиковые дощечки; скалки; фартуки; краски (гуашь, акрил); кисти; палитры. | |
2 | Лепка Упражнения на видоизменение шара. | - учить видоизменять шар: расплющивание и сплющивание шара между ладонями для получения диска ; - учить делать углубления в глине с помощью палочек, - учить накладывать на поверхность изделия различные мелкие формы из глины, из которых составляются узоры. | Подготовка рабочего места. Лепим лепёшки, печенье, пряники. Раскатывание глины между ладонями, скатывание шариков, расплющивание их в лепёшку. Украшение изделия. Сушка, раскрашивание. | Глина, ёмкость с водой, стеки, влажные салфетки, пластиковые дощечки; скалки; фартуки;краски (гуашь, акрил);кисти; палитры. | |
1 | Лепка фруктов. | - закрепить навыки видоизменения шара; - развитие мелкой моторики. | Раскатывание глины между ладонями, скатывание шариков, видоизменять их в различные фрукты. | Глина, ёмкость для воды, пластиковые дощечки, стеки, влажные салфетки. | |
2 | Мухомор. | Знакомство с конструктивным способом лепки. | Беседа на тему «Грибы съедобные и несъедобные». Просмотр иллюстраций. Лепка полянки с грибами. | Глина, ёмкость с водой, пластиковые дощечки, стеки, скалки, фартуки, гуашь или акриловые краски, влажные салфетки. | |
1 | Змейка. | - учить вытягивать глину; - учить скручивать глину в жгуты. | Лепка змейки. Вытягивание и скручивание жгутов из глины. | Глина, ёмкость с водой, пластиковые дощечки, стеки, скалки, фартуки. | |
1 | Морская звезда. | - познакомить с формой лепки «конус» - учить соединять детали при помощи стеков. | Лепка морской звезды конструктивным способом. | Глина, ёмкость с водой, пластиковые дощечки, стеки, скалки, фартуки. | |
1 | Роспись готовых изделий из глины. | - учить расписывать изделия; - развивать творческие способности. | Роспись красками вылепленных на предыдущих занятиях «змейки», «морской звезды» и фруктов. | Фартуки, гуашь или акриловые краски, влажные салфетки. | |
1 | Солнышко. | - закрепить навыки лепки из глины приёмами «конус» и «лепёшка»; - развитие мелкой моторики; - закрепить навык росписи изделий из глины. | Подготовка рабочего место. Беседа по теме Лепка изделия «Солнышко» конструктивным способом. | Глина, ёмкость с водой, пластиковые дощечки, стеки, скалки, фартуки. | |
2 | Мышка с сыром. | - закрепить навыки лепки из глины изученными ранее приёмами; - учить соединять мелкие и крупные детали; - развитие мелкой моторики; | Лепка мышонка с сыром конструктивным способом, соединение деталей крупных и мелких. Сушка и раскрашивание изделия. | Глина, ёмкость с водой, пластиковые дощечки, стеки, скалки, фартуки, гуашь или акриловые краски, влажные салфетки. | |
3 четверть (34 ч.) | |||||
1 | Знакомство с техникой декупаж. | - познакомить со свойствами, возможностями преобразования и использования в различных композициях салфеток. - развивать способность работать руками под контролем педагога; развивать мелкую моторику; - развивать глазомер; - формировать навык наклеивания салфеток на поверхность предмета. - формировать навык изготовления изделия в технике декупаж. | Презентация. Ознакомление с техникой декупаж (плоскостной и объемный); правилами техники безопасности; правилами выполнения работы; разнообразными инструментами и материалами (салфетки с рисунками) необходимыми для данной работы; этапами работы. Учить изготавливать изделия в технике декупаж. | Презентация, иллюстрации, салфетки с разными рисунками, узорами, клей ПВА, кисточка, акриловая краска, тарелочка, ножницы. | |
1 | Изготовление изделия в технике декупаж. | - формировать навык отделения верхнего слоя салфетки; - формировать навык изготовления изделия в технике декупаж; - учить правильно наклеивать салфетку на изделие. | Знакомство с техникой декупаж, учиться правильно отделять верхний слой салфетки и наклеивать их на изделие. | Салфетки с разными рисунками, узорами, клей ПВА, акриловые краски, кисточки(плоские) для клея, тарелочки, ножницы. | |
2 | Тарелочка «Зимний пейзаж». | - формировать знания, умения и навыки в выполнении различных изделий из салфеток методом декупаж; - развивать творческие способности, фантазию детей, прививать любознательность; - развивать качества, необходимые для занятия декупажа: аккуратность, настойчивость, усидчивость, бережное отношение к материалам; - учить детей самостоятельному выполнению поделок из салфеток. | Загадки про зиму; Рассматривание зимних пейзажей; Подготовка поверхности тарелки для нанесения салфетки; Нанесение салфетки на тарелочку. | Образец изделия, салфетки с зимними пейзажами, ножницы, клей ПВА, акриловые краски, кисточки (плоские) для клея, тарелочки. | |
3 | Доска «Веточка лимонов». | - формировать знания, умения и навыки в выполнении различных изделий из салфеток методом декупаж; - развивать творческие способности, фантазию детей, прививать любознательность; - развивать качества, необходимые для занятия декупажа: аккуратность, настойчивость, усидчивость, бережное отношение к материалам; - учить детей самостоятельному выполнению поделок из салфеток. | Подготовка поверхности доски для нанесения салфетки; Нанесение салфетки на доску. | Образец изделия, салфетки с веточкой лимона, ножницы, клей ПВА, акриловые краски, кисточки (плоские) для клея, доски. | |
3 | Баночка для варенья. | - формировать знания, умения и навыки в выполнении различных изделий из салфеток методом декупаж(объемный); - развивать творческие способности, фантазию детей, прививать любознательность; - развивать качества, необходимые для занятия декупажа: аккуратность, настойчивость, усидчивость, бережное отношение к материалам; - учить детей самостоятельному выполнению поделок из салфеток. | Подготовка поверхности баночки для нанесения салфетки; Нанесение салфетки на баночку. | Образец изделия, салфетки, ножницы, клей ПВА, акриловые краски, кисточки (плоские) для клея, баночки. | |
4 | Фоторамка «Корабль» на 23 Февраля. | - формировать знания, умения и навыки в выполнении различных изделий из салфеток методом декупаж; - развивать творческие способности, фантазию детей, прививать любознательность; - развивать качества, необходимые для занятия декупажа: аккуратность, настойчивость, усидчивость, бережное отношение к материалам; - учить детей самостоятельному выполнению поделок из салфеток. | Подготовка поверхности фоторамки для нанесения салфетки; Нанесение салфетки на фоторамку. | Образец изделия, салфетки, ножницы, клей ПВА, акриловые краски, кисточки (плоские) для клея, фоторамки, заранее распечатанный картинка корабля. | |
3 | «Ваза». | - формировать знания, умения и навыки в выполнении различных изделий из салфеток методом декупаж(объемный); - развивать творческие способности, фантазию детей, прививать любознательность; - развивать качества, необходимые для занятия декупажа: аккуратность, настойчивость, усидчивость, бережное отношение к материалам; - учить детей самостоятельному выполнению поделок из салфеток. | Подготовка поверхности вазы для нанесения салфетки; Нанесение салфетки на вазу. | Образец изделия, салфетки, ножницы, клей ПВА, акриловые краски, кисточки (плоские) для клея, вазы. | |
4 | «Шкатулка» на 8 Марта. | - формировать знания, умения и навыки в выполнении различных изделий из салфеток методом декупаж. - развивать творческие способности, фантазию детей, прививать любознательность; - развивать качества, необходимые для занятия декупажа: аккуратность, настойчивость, усидчивость, бережное отношение к материалам; - учить детей самостоятельному выполнению поделок из салфеток. | Подготовка поверхности шкатулки для нанесения салфетки; Нанесение салфетки на вазу. | Образец изделия, салфетки, ножницы, клей ПВА, акриловые краски, кисточки (плоские) для клея, вазы. | |
3 | Стаканчик под карандаши и ручки. | - формировать знания, умения и навыки в выполнении различных изделий из салфеток методом декупаж(объемный). - развивать творческие способности, фантазию детей, прививать любознательность; - развивать качества, необходимые для занятия декупажа: аккуратность, настойчивость, усидчивость, бережное отношение к материалам; - учить детей самостоятельному выполнению поделок из салфеток. | Подготовка поверхности горшка для нанесения салфетки; Нанесение салфетки на горшок. | Образец изделия, салфетки, ножницы, клей ПВА, акриловые краски, кисточки (плоские) для клея, горшки. | |
3 | Горшок под цветы. | - формировать знания, умения и навыки в выполнении различных изделий из салфеток методом декупаж(объемный). - развивать творческие способности, фантазию детей, прививать любознательность; - развивать качества, необходимые для занятия декупажа: аккуратность, настойчивость, усидчивость, бережное отношение к материалам; - учить детей самостоятельному выполнению поделок из салфеток. | Подготовка поверхности стаканчика для нанесения салфетки; Нанесение салфетки на горшок. |
| |
4 | Домик для ключей. | - формировать знания, умения и навыки в выполнении различных изделий из салфеток методом декупаж. - развивать творческие способности, фантазию детей, прививать любознательность; - развивать качества, необходимые для занятия декупажа: аккуратность, настойчивость, усидчивость, бережное отношение к материалам; - учить детей самостоятельному выполнению поделок из салфеток. | Подготовка поверхности детали от домика для нанесения салфетки; Нанесение салфетки на деталь домика. | Образец изделия, салфетки, ножницы, клей ПВА, акриловые краски, кисточки (плоские) для клея, детали для домика (квадратная дощечка, палки, крючок). | |
3 | Пасхальные яички. | - формировать знания, умения и навыки в выполнении различных изделий из салфеток методом декупаж (объемный). - развивать творческие способности, фантазию детей, прививать любознательность; - развивать качества, необходимые для занятия декупажа: аккуратность, настойчивость, усидчивость, бережное отношение к материалам; - учить детей самостоятельному выполнению поделок из салфеток. | Подготовка поверхности яичка для нанесения салфетки; Нанесение салфетки на яичко. | Образец изделия, салфетки, ножницы, клей ПВА, акриловые краски, кисточки (плоские) для клея, яички. | |
4 четверть (21 ч.) | |||||
1 | Искусство росписи по дереву в России. Труд и его значение в жизни людей. | Освоение первичных знаний о мире пластических искусств: изобразительном, декоративно-прикладном, архитектуре, дизайне; о формах их бытования в повседневном окружении ребенка. | Беседа, рассматривание фотографий, картинок, чтение энциклопедии. | Фотографии, картинки с изображением различных произведений декоративно-прикладного искусства. М.С.Соколова «Художественная роспись по дереву». | |
1 | Породы деревьев и их декоративные качества. | Формирование первоначальных представлений учащихся о породах древесины, используемых в росписи по дереву; - дать элементарные сведения какими свойствами обладает древесина разных пород; - познакомить с декоративными качествами дерева; - подготовка древесины и ее обработка. | Беседа о разнообразии деревьев. Игра «Что лишнее?»; -отгадывание загадок о деревьях; - просмотр презентации по теме. Беседа о различии хвойных и лиственных пород деревьев, использование их при создании художественных изделий из дерева. | Презентация, иллюстрации, предметные картинки. | |
1 | Роспись художественных изделий из дерева. | - дать элементарные сведения о вида художественных изделий из дерева; - познакомить со способами подготовки поверхности деревянных изделий к росписи; - дать элементарные представления о способах нанесения краски на изделия; - познакомить с приёмами нанесения краски разными способами и последовательностью их выполнения; - познакомить с инструментами и приспособлениями при росписи. | Просмотр видеофильма, чтение энциклопедии, рассматривание иллюстраций. Раскрашивание простых узоров. | Видеофильм, иллюстрации, энциклопедия, цветные карандаши, заранее приготовленные раскраски с узорами. | |
1 | Устройство оборудования, инструментов и приспособлений применяемых для художественной росписи по дереву. | Техническая характеристика. - знакомство с видами и принципами работы. | Знакомство с работами художников, просмотр презентации, чтение энциклопедии. | Презентация, иллюстрации. М.С.Соколова «Художественная роспись по дереву». | |
1 | Основы цветоведения. | - знакомство с основными свойствами цвета. - дать элементарные сведения о контрастной и тональной цветовой гармонии. Изменение цветов на расстоянии. | Беседа о основных и смешанных цветах. Знакомство с цветовым кругом. Раскрашивание простых узоров в теплых и холодных цветах, сравнение их характеристики. | Цветовой круг, энциклопедия, презентация. , цветные карандаши, заранее приготовленные раскраски с узорами. | |
1 | Разновидности орнамента. Теоретическое занятие. | - формировать представления о орнаменте и видах росписи; - дать основные сведения о композиции; - познакомить с росписью масляными красками, темперой, гуашью. - ввести понятие «техника работы» - знакомство с миниатюрной живописью на папье-маше. Росписью по металлу, стеклу, пластмассе. | Просмотр презентации по теме, просмотр энциклопедий, иллюстраций. Учить раскрашивать простые узоры. | Картинки, иллюстрации. М.С.Соколова «Художественная роспись по дереву». Цветные карандаши, заранее приготовленные раскраски с узорами. | |
1 | Основные сведения о композиции. | Объяснение приемов построения композиции. - ввести понятие «основные закономерности композиции» – дать элементарные сведения о симметрии, равновесии, ритме и т.д. - воспитание чувства отзывчивости на прекрасное и безобразное в искусстве. - развитие фантазии, чувства цвета. | Беседа о взаимодействии отдельных элементов композиции. Просмотр презентации, чтение энциклопедии. | Презентация, энциклопедия, картинки. | |
1 | Построение композиции в полосе на бумаге. | - учить располагать изобразительные мотивы симметрично. - познакомить с особенностями построения композиции различных видов орнамента в полосе. - учить пользоваться схемами построения рисунка; - учить самостоятельно выбирать сюжет по заданной теме, самостоятельно делать предварительные наброски и зарисовки; - учить выполнять орнамент в определенной технике; - учить создавать собственные композиции. | - учить наносить элементарные изобразительные мотивы на лист бумаги; - учить владеть техническими приемами кистевой росписи; овладеть техническими навыками выполнения различных росписей - учить пользоваться схемами построения рисунка. | Лист бумаги образец композиции, гуашь, кисточки, баночки для воды. | |
1 | Построение композиции в полосе на бумаге. | - учить располагать изобразительные мотивы симметрично. - познакомить с особенностями построения композиции различных видов орнамента в круге. | - учить наносить элементарные изобразительные мотивы на лист бумаги. | Лист бумаги образец композиции, гуашь, кисточки, баночки для воды. | |
1 | Построение композиции в полосе на бумаге. | - учить располагать изобразительные мотивы симметрично. - познакомить с особенностями построения композиции различных видов орнамента в квадрате. | - учить наносить элементарные изобразительные мотивы на лист бумаги. | Лист бумаги образец композиции, гуашь, кисточки, баночки для воды. | |
1 | Построение композиции с различными видами орнамента на фанере. | - познакомить с особенностями построения композиции различных видов орнамента в полосе. - учить располагать изобразительные мотивы симметрично. | - учить наносить элементарные изобразительные мотивы на лист фанеры. | Лист фанеры на каждого ребёнка, образец композиции, гуашь, кисти, баночки для воды, салфетки. | |
1 | Построение композиции с различными видами орнамента на фанере. | - познакомить с особенностями построения композиции различных видов орнамента в круге. - учить располагать изобразительные мотивы симметрично. | - учить наносить элементарные изобразительные мотивы на лист фанеры. | Лист фанеры на каждого ребёнка, образец композиции, гуашь, кисти, баночки для воды, салфетки. | |
1 | Построение композиции с различными видами орнамента на фанере. | - познакомить с особенностями построения композиции различных видов орнамента в квадрате. - учить располагать изобразительные мотивы симметрично. | - учить наносить элементарные изобразительные мотивы на лист фанеры. | Лист фанеры на каждого ребёнка, образец композиции, гуашь, кисти, баночки для воды, салфетки. | |
1 | Виды Хохломской росписи. | - теоретическое занятие; - знакомство с элементами Хохломской росписи - знакомство с элементами Хохломской росписи: "травная" роспись; | Просмотр фильма о Хохломе. Просмотр иллюстраций, чтение Энциклопедий. Знакомство с работами художника, мастера по Хохломской росписи Красильникова Фёдора Фёдоровича и Лушиной О.П. | Иллюстрации, картинки, М.С.Соколова «Художественная роспись по дереву». Орлова, Л.В. Хохломская роспись рабочая тетрадь по основам народного искусства. | |
2 | Разновидности орнамента Хохломской росписи. Практическое занятие. | -знакомство с орнаментом; - учить подбирать цвет в росписи по дереву; - познакомить с понятием «тёплые» и «холодные» цвета. | Работа с цветом. Учить выделять три основных и три составных цвета. Эффект тёплых и холодных цветов, их эмоциональный характер. | Картинки, иллюстрации, заранее подготовленные раскраски, бумага для акварели, кисти, баночки для воды, акварельные краски. | |
3 | Разновидности орнамента Хохломской росписи. Практическое занятие. | - учить создавать пластически выразительные формы, украшать их; - выстраивать в единую композицию, изобразительные элементы и цветовые пятна; -осваивать разнообразные техники и материалы. | Построение композиции с различными видами орнамента. Роспись художественных изделий из дерева. | Лист фанеры, кисти, краски, баночки для воды. | |
1 | Городецкая роспись. | - знакомство с историей Городецкой росписи - познакомить с видами городецкой росписи. | - Беседа по теме «Особенности городецкой росписи». Просматривание картинок и видеоматериала. Изучение технологического процесса создания городецких изделий. | Иллюстрации, Л.Я.Супрун, Городецкая роспись, 2006 | |
2 | Виды композиций. Элементы Городецкой росписи. | - учить создавать пластически выразительные формы на бумаге, украшать их; - выстраивать в единую композицию, круги, точки, капли, дуги, штрихи; - развитие творческих способностей. | Освоение нанесения на бумагу основных элементов городецкой росписи. Познакомиться с техникой рисования кругов, точек, спиралей, дуг, штрихов. | Листы бумаги, гуашь, кисти, баночки для воды, салфетки. |
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ И МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Реализация учебной программы обеспечивается специально подобранными дидактическими и учебно-методическими материалами и пособиями:
- наборы инструментов для занятий по профильному труду, включающие кисти (обычные и для клея), ножницы, коврики, индивидуальные доски, и т.д.;
- натуральные объекты, изображения (картинки, фотографии, пиктограммы) готовых изделий и операций по их изготовлению;
- репродукции картин;
- альбомы с демонстрационными материалами, составленными в соответствии с содержанием учебной программы;
- видеофильмы, презентации, аудиозаписи;
- оборудование: музыкальный центр, компьютер, проекционное оборудование;
- расходные материалы для ПРОФИЛЬНОГО ТРУДА: клей ПВА, краски (гуашь и акриловые), пуговицы, соленое тесто, глина, фанера, разные изделия из дерева , краски (акварель, гуашь, акриловые краски), бумага разных размеров для рисования;
- пластичные материалы (пластилин, соленое тесто, пластичная масса, глина) ;
Список рекомендуемой научной и учебно-методической литературы:
- Дорожин, Ю.Г. Городецкая роспись [Текст]: рабочая тетрадь по основам народного искусства / худож. Р. Миневич.- М. : Мозаика - Синтез, 2001г.- 22с.: ил.- 18Ш 5-86775-065-5
- Дорожин, Ю.Г. Узоры Северной Двины [Текст]: рабочая тетрадь по основам народного искусства / худож. О.Знатных. - М.: Мозаика-Синтез, 2002г.- 24с. : ил.- 18Ви 5-86775-081-7
- Евсеев, И.С. Роспись посуды и аксессуаров [Текст]: И.С. Евсеев.- Ростов н/Д : Феникс, 2006.- 252[1] с. : ил.- (Мастерская). 18ВМ 5-222-08451-5
- Орлова, Л.В. Хохломская роспись [Текст] : рабочая тетрадь по основам народного искусства. -М. : Мозаика-Синтез, 1998г.-15с. : ил.
- Гусарова Н.Н. Техника изонити для дошкольников/ Н.Н.Гусарова. – Санкт-Петербург, 2008.
- Торгашова В.Н. Рисуем нитью/ В.Н Торгашова. – Москва, 2010.
- Левин В.И. «Воспитание Творчества» - Томск: Пеленг, 1993г.
- .Макаров А.Ю. Цветы в технике бумажной пластики //Школа и производство.-2009.- №7 – с.28, 37-39
- Макаров А.Ю. Методика обучения технике торцевания из бумаги //Школа и производство. -2011.- №3 – С. 20.
- Лыткова О. В. Мастер-класс для воспитателей «Развитие творческих способностей дошкольников средствами нетрадиционной техники «тычкования (торцевания)» // Образовательные проекты «Совёнок» для дошкольников. – 2014.
- М. И. Из простой бумаги мастерим как маги. Популярное пособие для родителей и педагогов – Ярославль: «Академия развития», «Академия, К», 1988. – 224 с.
- Волшебная глина. – Смоленск: Русич, 2001.
- Дашкевич Е. В., Жакова О. В. Знакомьтесь: Глина. – СПб.: Кристалл, 1998.
- Тржемецкая М. Пластилин-глина. – М.: Росмэн – лига, 1999.
- Ольга Вешкина Декупаж. Стильные идеи шаг за шагом - Издательство: АСТ 2010 – 64 с.
- Книга «Декупаж. Практическое руководство» П.Н. Черутти. - год издания 2008 – 159 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по профильному труду "Сельскохозяйственный труд\ декоративное цветоводство"
Рабочая программа по "Сельскохозяйственному труду / цветоводству" разработана и реализуется в соответствии с ФГОС образования для обучающихся с умственной отсталостью, вариант 1....
Билеты по профильному труду "Сельскохозяйственный труд/декоративное цветоводство"
Представляю вашему вниманию вопросы для итоговой аттестации (экзамена по профильному труду) выпускников специальных (коррекционных) школ...
Ресурсное обеспечение (технологизация) образовательного процесса посредством обновления материально-технической базы образовательной организации (кабинет профильного труда) в процессе реализации проекта «Современная школа» - доклад учителя профильного тр
Для организации качественного доступного образования обучающихся с ОВЗ и с инвалидностью в образовательной организации реализуется мероприятие федерального проекта «Современная школа»...
Формирование у обучающихся с умственной отсталостью навыков самооценки и потребности к труду на уроках профильного труда
Данный материал подготовлен для учителей профильного труда(слесарное дело)...
Проверочная работа по предмету профильный труд (Сельскохозяйственный труд) по теме «Домашняя птица», 6 класс.
Для выявления уровня знаний и умений у обучающихся с интеллектуальными нарушениями по изученному материалу проводятся самостоятельные проверочные работы в виде тестов...
Рабочая программа по предмету «Профильный труд» по профилю «Сельскохозяйственный труд» для учащихся 9 класса с легкой степенью умственной отсталости (интеллектуальными нарушениями)
Рабочая программа по предмету «Профильный труд» по профилю «Сельскохозяйственный труд» предназначена для учащихся 9 класса с легкой степенью умственной отсталости (интеллектуал...
Рабочая программа по предмету «Профильный труд» по профилю «Сельскохозяйственный труд» для учащихся 7 класса с легкой степенью умственной отсталости (интеллектуальными нарушениями)
Рабочая программа по предмету «Профильный труд» по профилю «Сельскохозяйственный труд» предназначена для учащихся 7 класса с легкой степенью умственной отсталости (интеллектуал...