Статья "Изучение особенностей тематического рисования младших школьников с интеллектуальной недостаточностью"
статья
Данная статья кратко отражает мое изучение тематического рисования младших школьников. Обработанные результаты отражены в пяти уровнях сформированности, каждому из которых соответствует своя качественная характеристика.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya.docx | 21.46 КБ |
Предварительный просмотр:
Кузьмичева Светлана Александровна
Изучение особенностей тематического рисования младших школьников с интеллектуальной недостаточностью.
Изобразительная деятельность — одно из первых и наиболее доступных средств самовыражения ребенка, в котором проявляется своеобразие многих сторон детской психики. Она объединяет в себе все основные виды социального опыта (знания, способы деятельности, опыт творческой деятельности, опыт чувственно-эмоционального отношения к миру). Ее изучению посвящено достаточно много работ различных исследователей как в общей и возрастной (А.В.Запорожец, Е.И. Игнатьев, В.С.Кузин, Б.М.Иеменский, Н.А. Санулина, Б.М.Теплов, Е.А.Флерина, (К. Риччи, К.Бюлер, Н.А. Рыбников, Э. Мейман, Ф.Гуденаф, А.Ф. Лазурский и т.д.), так и в коррекционной педагогике и психологии (Боровик О.В., Гаврилушкина О.П., Головина Т. Н, Грошенков И.А., Комарова Т.С., Г.М. Дульнев, В.Ю. Карвялис, Г.Н. Мерсиянова, Н.П. Павлова, В.Г. Петрова, Б.И. Пинский и др.). В этих работах указан неоценимый вклад рисования детей в общее развитие ребенка. Например, некоторые специалисты полагают, что изобразительная деятельность имеет особый биологический смысл: детство - период интенсивного становления физиологических и психических функций, и рисование при этом играет роль одного «из механизмов выполнения программы совершенствования организма и психики» [3]. Изобразительная деятельность участвует в формировании мышления, а именно его аналитико–синтетической функции; зрительного восприятия и памяти, помогая овладеть формами; воображения; моторной координации; речи; представлений; эстетического чувства [2]. Рисование помогает ребенку упорядочить бурно усваиваемые знания, оформить и зафиксировать модель все более усложняющегося представления о мире.
Изобразительная деятельность умственно отсталых детей, как любая другая деятельность данной категории детей, имеет свои особенности и характерные черты, делающие ее диагностичной. Но наибольшие трудности у детей отмечаются при отражении явлений окружающей жизни на уроках тематического рисования. Это связано со специфическими особенности психического развития детей с интеллектуальной недостаточностью. Однако, в то же время, рисование на темы имеет большой коррекционный эффект: уточняет зрительные представления, расширяет запас знаний, развивает мыслительные операции, корригирует наглядно-действенную форму мышления, которая является основой других, более сложных форм [1].
В связи с этим, цель нашего эксперимента заключалась в установлении особенностей тематического рисования детей с недоразвитием интеллекта.
В экспериментальную группу вошли 10 школьников с интеллектуальным недоразвитием второго класса 8 – 10 лет.
На основе анализа психолого-педагогической литературы и обзора методик, нами был составлен диагностический блок, состоящий из двух заданий (беседа о временах года, «Отражение в рисунке сезонных изменений» - дорисовать 4 рисунка дерева в разное время года).
Представления оценивались по 4х-бальной шкале, в соответствии с баллами выделились уровни сформированности: 1 - очень низкий, 2 - низкий, 3 - средний, 4 - высокий.
Количественный анализ результатов показал, что высокий (4) уровень сформированности представлений и умение отражать их в рисунке наблюдаются только у 1 школьницы – Олеся Г., 8 лет. К среднему (3) уровню отнесены 2 школьника, к низкому (2) – 1 школьник, к очень низкому (1) – 5 школьников. В эксперименте также наблюдался случай полного отказа от выполнения задания – 1 школьник.
Общее количество учащихся | 0 уровень | 1 уровень Очень низкий | 2 уровень Низкий | 3 уровень Средний | 4 уровень Высокий |
10 человек | 1 | 5 | 1 | 2 | 1 |
Рис. 1. Уровни сформированности умений отражать сезонные изменения
в рисунке.
Для преобладающего уровня сформированности (2 – очень низкий) характерно: отсутствие стойкого интереса к рисованию, полной передачи смысла задания; правильное отражение только одного времени года; использование неадекватных цветов в рисовании; отсутствие речевого сопровождения.
Качественный анализ результата показал, что большинство учащихся понимало инструкцию и старалось дорисовать дерево по просьбе эекспериментатора; выражало первоначальный интерес к заданию. Однако по мере выполнения рисунков, школьники все чаще начинали переключаться на посторонние предметы.
Большинство учеников не справились с заданием, по разным причинам. Наблюдалось стереотипное рисование - все времена года изображались одинаково. При этом сами школьники не мог по окончании выполнения задания назвать все 4 сезона по своим рисункам, несмотря на то, что знают основные черты каждого времени года. В рисовании использовались неадекватные цвета. Так, некоторые ученики изобразили синюю, желтую, красную листву на дереве летом; оранжевый снег.
В ходе эксперимента нами наблюдалось изображение посторонних элементов: написание математических знаков «+» и «-», математических примеров на стволе дерева. Один из учеников вместо выпоолнения задания по инструкции экспериментатора на каждом из четырех рисунков изображал пингвина, сопровождая свою работу рассказом об этой птице. Наблюдалось изображение элементов, не являющихся характерным признаком того или иного времени года: корзинка «для ягод» при изображении весны; мусорное ведро; грибы – при изображении лета.
Рисунки по большему счету сопровождались речью, но не всегда она соответствовала теме, предложенной экспериментатором: в основном школьники рассказывали о посторонних вещах. При указании на работу вопросами «Что ты нарисуешь?», «Что ты сейчас рисуешь?», «Что это ты нарисовал?», «Каким цветом будешь рисовать?» отвечают неохотно и быстро возвращаются к своей теме.
На основе данных, полученных в нашем исследовании по изучению тематического рисования младших школьников 8 – 10 лет с недоразвитием интеллекта, можно сделать следующие выводы.
- Диагностический блок, составленный и используемый нами, позволяет изучить особенности тематического рисования и изобразительной деятельности в целом экспериментальной группы.
Результаты экспериментального исследования констатируют несформированность представлений при передачи их в рисунках. Преобладающим уровнем сформированности оказался 1 – очень низкий. Для него характерно отсутствие передачи смысла задания; правильное отражение только одного сезонного изменения; изображение объектов, не связанных с заданием; неадекватное использование цвета; отсутствие речевого сопровождение по теме рисунка.
Выявленные особенности тематического рисования младших школьников с недоразвитием интеллекта определили необходимость разработки методик формирования временных представлений для дальнейшей работы по развитию тематического рисования.
Литература
- Грошенков И.А. Тематическое рисование на уроках изобразительного искусства во вспомогательной школе//Дефектология. - 1974. - №4.
- Российская педагогическая энциклопедия: В 2 тт. /Гл. ред. В.В. Давыдов. - М.: Большая Российская энциклопедия. 1993. – Т.1 - 608 с.
- Степанов С.С. Диагностика интеллекта методом рисуночного теста / С.С. Степанов. – Памятники исторической мысли, 1995. – 96 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Коррекционная работа по развитию связной речи у младших школьников с интеллектуальной недостаточностью.
Основные требования к организации коррекционной работы по развитию связной речи c учащимися с ОВЗ в начальных классах...
Методические рекомендации для педагогов по использованию дидактических игр в процессе устранения дисграфии у младших школьников с интеллектуальной недостаточностью.
В данных рекомендациях представлены некоторые игры и упражнения, которые направлены на устранение дисграфии у младших школьников с интеллектуальной недостаточностью...
Игры с мячом для развития речи у младших школьников с интеллектуальной недостаточностью
Игры с мячом известны с древних времён, хотя точно история не знает ни места, ни времени рождения этих игр. Практически каждый ребёнок с раннего возраста знаком с мячом. Игры с мячом весьма популяр...
Нарушения чтения у младших школьников с интеллектуальной недостаточностью
Проблемой нарушения чтения у младших школьников занимались многие логопеды,Но в настоящее время ещё недостаточно литературы для ...
«Исследование особенностей уровня сформированности моторных и сенсорных процессов младших школьников с интеллектуальной недостаточностью»
Обследования уровня сформированности моторных и сенсорных процессов...
Доклад:"Речь младших школьников с интеллектуальной недостаточностью и пути её развития"
Развитие речи детей с интеллектуальной недостаточностью - одна из важнейших задач, которая решается специальной (коррекционной) школой в процессе преподавания всех учебных предметов....
Особенности нарушений поведения младших школьников с интеллектуальной недостаточностью
Статья о "сложном" поведении младших школьников...