Сценарий и презентация интегрированного познавательного занятия "Тайны нотного королевства"
план-конспект занятия (7 класс)
Интегрированное познавательное занятие "Тайна нотного королевства" для учащихся 7,8 класса специальной коррекционной школы VIII вида проведено в рамках школьной Недели Математики по теме "Математика + Музыка = УСПЕХ". На занятии ребята искали где, как и в чём проявляется связь математики и музыки.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tayna_notnogo_korolevstva_stsenariy_moy.docx | 478.45 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение «Горковская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа – интернат для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья»
НЕДЕЛЯ МАТЕМАТИКИ - 2019
Сценарий познавательного интегрированного занятия
в рамках предметной математической недели
для учащихся 7,8 классов
(предметные области: математика-музыка)
«Тайна нотного королевства»
Подготовили и провели занятие:
Н.К. Русских, учитель математики;
М.А. Булыгина, учитель музыки.
Цель: Развитие личностных качеств обучающихся, активизация их мыслительной деятельности, поддержка интереса к предмету, формирование осознанного понимания значимости математических знаний в различных сферах деятельности человека.
Задачи:
Учебные:
1. Повысить уровень математического развития обучающихся и расширить их кругозор.
2. Углубить представления обучающихся об использовании сведений из математики в повседневной жизни. Показать ценность математических знаний в различных областях жизнедеятельности.
3. Развивать умения работать с учебной информацией.
Коррекционно-развивающие:
1. Развивать у обучающихся познавательный интерес и мотивацию учебной деятельности.
2.Корригировать познавательные процессы на основе использования занимательного материала.
3. Формировать желание проявить себя с хорошей стороны.
Воспитательные:
1. Воспитывать самостоятельность мышления, волю, упорство в достижении цели, чувство ответственности за свою работу перед коллективом.
2. Воспитывать умение применять имеющиеся знания в практических ситуациях.
Принципы организации Недели математики:
1. Принцип массовости (работа организуется таким образом, что в творческую деятельность вовлекается как можно больше обучающихся).
2. Принцип доступности (подбираются разноуровневые задания).
3. Принцип заинтересованности (задания должны быть интересно оформлены, чтобы привлечь внимание визуально и по содержанию).
4. Принцип соревновательности (ученикам предоставляется возможность сравнивать свои достижения с результатами учащихся разных классов).
Содержание занятия
I. Орг. момент.
Дорогие друзья!
Уважаемые любители математики и просто любознательные ученики!
СЛ 1: Мы рады приветствовать вас на нашей традиционной школьной НЕДЕЛЕ МАТЕМАТИКИ!
В этом году тема нашей математической недели : математика и музыка.
- Что музыкального может быть в строгой и логичной математике?
- Что математического может быть в прекрасных музыкальных звуках?
- Что объединяет музыку и математику?
СЛ 2:
- На все эти вопросы мы будем отвечать в ходе нашей совместной работы на нашем познавательном занятии «Тайна нотного королевства».
Итак, мы начинаем.
II. Разминка « Всё есть число»
1. Математика и музыка – два полюса человеческой культуры.
- Слушая музыку, мы попадаем в волшебный мир звуков.
- Решая задачи, погружаемся в строгое пространство чисел. И не задумываемся о том, что мир звуков и мир чисел связаны между собой.
- Представить себе математику и музыку, стоящими рядом, трудно. Обычно мы даже не задумываемся над этим. Но именно музыке суждено было стать первым свидетельством, подтверждающим справедливость знаменитого тезиса: «Всё есть число».
СЛ 3:
- Кто сказал эти замечательные слов? И не только сказал, но и доказал их справедливость? (древнегреческий математик Пифагор).
СЛ 4:
- Пифагор создал свою школу мудрости «Пифогорейскую систему знаний».
А как вы думаете, какие науки входили в «Пифогорейскую систему знаний»? (математика, геометрия, астрономия, музыка).
- На занятиях в школе Пифагора ученики занимались науками не просто так, а обязательно… Как ? (под музыку)
Сл 5:- А ещё : «В музыке, как и в математике, всё считать нужно» - так сказал ещё сам Пифагор.
- А что можно посчитать в музыке?
РАССУДЖАЕМ:
- Чтобы записать слова мы используем ….Что (буквы).
Чтобы записать число мы используем… (цифры).
Чтобы записать музыку мы используем …(ноты).
- Сколько нот ?
- Где расположены ноты ? (на нотном стане)
- - Назовите ноты ( пропойте)
- А теперь наоборот.
- А ещё ноты в музыке имеют свои номера
- А теперь назовите (пропойте) только чётные (до, ми, соль, си )
- А теперь только нечётные (ре, фа, ля, до)
- Какую связь с математикой вы увидели?
- А ещё мы назвали (пропели) ноты в определённом ритме.
С точки зрения математики – это чётные-нечётные, прямо-обратно.
А точки зрения музыки – чередование звуков по заданному условию. Или ритм музыки.
А верите ли вы ,что музыкальные мелодии можно исполнять с помощью цифр? Давайте проверим.
СЛ 6:
- Песенка «Едет, едет паровоз» в цифровом звучании.
Эта песенка нотами звучит так:
« до-ре-ми-фа-соль-соль-соль,
до-ре-ми-фа-соль-соль-соль,
фа-фа-фа,
ми-ми-ми,
ре-ре-ре-ре,
до-до-до»
А теперь ноты заменим цифрами. И унас получится так:
1-2-3-5-5-5-5
1-2-3-5-5-5-5
4-4-4
3-3-3
2-2-2-2
1-1-1
III. Информационно-познавательный блок «Математика звука»
- Давайте разберёмся с закономерностями числа и звука. Что у них общего?
СЛ 7:
- Задание:
- В математике мы определяем порядок числового ряда по условию.
Задание: Определите закономерность числового ряда.
2,4,6.8…; 1,3,5,7,9…. чёт-нечёт
2 32,33,34,35,..; 15,14,13,12,11,10…. прямо – обратно
320,22,24,26…. счёт по 2:
45,50,55,60…. Счёт по 5
- А в музыке порядок определяется чередованием длительностей.
(пример муз. задания)
Вывод: В математике числовой ряд записывается по условию: чётн-нечётн; прямой или обратный счёт; счёт равными числовыми группами и т.д.
А в музыке порядок оределяется чередованием длительностей.
СЛ 8:
- Ещё один пример:
Рассмотрим числа и найдём закономерность
8, 9, .
98, 99,..
998, 999,.
9998,9999,.
И снова мы видим математическую закономерность в составлении числовых рядов при преходе к следующему разряду.
- А что происходит в музыке?
Чтоб не спутать
Польку с вальсом
Или с маршем, например,
Обязательно на страже
Здесь всегда стоит …(размер) - РАЗМЕР ???? ( муз. пример )
СЛ 9: ВЫВОД
4. Параллели в математике и музыке.
СЛ 10:
- А в нотном стане есть математика?
- Сколько линек в нотном стане?
- А что ещё считают в музыке? ( 7 нот, 5 линеек нотного стана, линии нотного стана параллельны между собой, интервалы, аккорды).
- Люди каких музыкальных профессий видят перед собой параллельные прямые? (учитель музыки, композитор, дирижор, музыкант )
- А ещё? Не знаете?
- Тогда отгадайте загадки:
Он руками машет плавно,
Слышит каждый инструмент.
Он в оркестре самый главный,
Он в оркестре - президент!
(Дирижёр.)
Струны гитары, терпенье, талант
Плюс вдохновенье равно ...
(Музыкант.)
Сон и отдых позабыты:
Песню пишет ...
(Композитор.)
Пел с душою! Молодец!
Будешь знатный ты ...
(Певец.)
- В музыке параллельные линии можно увидеть не только в нотах, но и в форме некоторых музыкальных инструментов.
СЛ 11,12, 13: Работа с рисунком муз инструмента.(скрипка, тамбурин, барабан)
IV. Рефлексия.
V. Заключение: СЛ 14.
1. - Сегодня на занятии мы рассмотрели только некоторые примеры того, как связана математика и музыка.
- Мы увидели, что МУЗЫКА математична, а МАТЕМАТИКА музыкальна. И там и там господствует идея числа, счёта и отношения.
- Тайны музыки до сих пор хранят неразгаданные секреты и ждут своих исследователей и великих открытий.
- О других закономерностях математики и музыки мы будем говорить на нашем заключительном занятии «Математика + Музыка = УСПЕХ».
- Читайте информацию на нашем стенде, решайте наши математические задания, тренируйте свою смекалку, сообразительность, логику.
- Будьте любознательными и активными. Ведь любые знания рано или поздно пригодятся вам в жизни.
2. Творческое задание «Математический пазл».
В музыке, так же, как в математике, есть свои параллели. Трудно себе представить музыку без параллельных линеек её нотного стана
- Параллели можно обнаружить в самом звучании музыки. Сравните, что получится, если одна и та же мелодия будет исполнена различными голосами, то есть одновременно, в унисон будут петь 2 голоса. Например, женский голос будет звучать в верхнем регистре, а мужской – в нижнем.
- Параллельно могут звучать голос и фортепианное сопровождение или какой-нибудь музыкальный инструмент (скрипка, флейта, виолончель) с фортепианным сопровождением.
- Параллельно будут звучать голоса туристов при исполнении песен у костра, а может, и в хоре при условии исполнения произведений в унисон.
Прослушивание музыкальных отрывков.
- В музыкальной системе звуки связаны между собой определёнными зависимостями.
- Музыкальный звукоряд содержит 7 октав
- Деление октавы на 12 частей обеспечивает чистое звучание.
Длительность и размер звука можно выразить с помощью математической дроби
III. Развивающие и коррекционные задания «Числа и ноты».
- Длительность и размер музыкального звука можно выразить с помощбю математической дроби.
2. Ноты и дроби.
Мы знаем, что при записи музыки звуки имеют свою длину – длительность.
Длительности получаются так же, как дроби: они возникают при делении целой ноты на равные доли. Поэтому длительность можно подсчитывать как дробные числа.
Существует целая нота, половинная, четверная, восьмая, шестнадцатая и т. д. Названия длительности служат одновременно и названиями чисел. Нетрудно понять, почему длительности музыкальных нот заимствовали свои названия у дробей. Мы видим, что
3. Порешаем:
Примеры сложения нот по правилам сложения дробей.
Заключение:
Мы видим, что МУЗЫКА математична, а МАТЕМАТИКА музыкальна. И там и там господствует идея числа, счёта и отношения.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сценарий литературно-игровой программы "Путешествие в Королевство книг"
Литературно-игровая программа для детей 5 - 6 лет, посвященная Международному Дню детской книги.Цель: создать условия для формирования у детей позитивной мотивации к чтению.Задачи:- привлечь детей к ч...
Изучение нотной грамоты на уроках музыки как средство активизации познавательной деятельности
В этой статье рассматривается нотная грамота на уроках музыки в общеобразовательной школе как средство активизации познавательной деятельности. В статье обобщены и представлены приемы, методы, формы р...
Сценарий праздничной конкурсно-познавательной программы «Рыцари. Богатыри. Защитники.»
В данной разработке представлен сценарий прадничной конкурсно-познавательной программы "Рыцари. Богатыри. Защитники.", посвящённой Дню Защитника Отечества....
Интеллектуально – познавательная программа, посвящённая году Русского языка «Путешествие в королевство Буковки»
Популяризация русского языка и культуры. Приобщение любви к русской культуре....
Сценарий выступления по тематике ПДД "В Королевстве дорожных знаков"
музыкально-литературная композиция, прдназначенная для учащихся 4-6 классов. В сценарии предложены тексты авторских песен...
«Применение ИКТ - технологий с целью активизации познавательной и творческой деятельности обучающихся на этапе изучения нотной грамоты в классе специального фортепиано».
Работа посвящена проблемам активизации познавательной и творческой деятельности учащихся на начальном этапе обучения игра на фортепиано. наряду с традиционными технологиями применяется информационно-к...
Сценарий "На балу в три-девятом королевстве у Шрека и Фионы" в ДОЛ "Березка" Брянской обл.
Подведение итогов обучения историко-бытовому танцу отрядов в полном составе за смену В ДОЛ "Березка" Брянской обл. в виде бала....