Изучение нотной грамоты на уроках музыки как средство активизации познавательной деятельности
статья по музыке по теме
В этой статье рассматривается нотная грамота на уроках музыки в общеобразовательной школе как средство активизации познавательной деятельности. В статье обобщены и представлены приемы, методы, формы работы с детьми по развитию слуховых представлений.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
статья | 23.87 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
«Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение СОШ № 15»
округ Муром
Зайчук Марина Николаевна
«Изучение нотной грамоты на уроках музыки как средство активизации познавательной деятельности»
Деятельностные подходы в развитии музыкальной культуры общества заложены в концепциях многих музыкантов-педагогов. Не достаточно лишь эмоционального восприятия искусства, необходимы умения и знания – как средство, как язык понимания и познания искусства, а способности необходимые для занятий искусством, формируются и развиваются в процессе художественной деятельности. Собственное воспроизведение музыки ребенком стимулирует его творческую активность. Слышать и видеть так, чтобы ценить искусство, это уже напряжённое внимание и умственный труд. Услышать и увидеть – это уже понять. Музыкальная грамота на уроке в общеобразовательной школе является одним из средств активизации познавательной деятельности детей
Для детей младшего школьного возраста наиболее адекватны приемы освоения нотного письма, основанные на речевом и музыкальном интонировании. Музыкальной грамоте на уроке можно отводить любое время. Она может быть представлена двумя моментами:
1) теоретические сведения по музыкальной грамоте;
2) практическое усвоение теоретического материала.
Закрепление знаний по музыкальной грамоте можно осуществлять в разных вариантах:
а) сольфеджирование;
б) слуховой анализ;
в) музыкальный диктант;
г) ритмические упражнения;
д) музыкально-дидактическая игра;
е) импровизация;
ж) игра на музыкальных инструментах;
з) движение под музыку.
Учитель по собственному усмотрению выбирает любую форму практической деятельности и предлагает ее детям на каждом уроке.
Музыкальным слухом могут быть восприняты такие качества звука, как высота, длительность, громкость, тембр. Поэтому слух развивают как слух звуковысотный, ритмический, динамический и тембровый. Полноценное восприятие и воспроизведение музыки возможно лишь при определенном уровне развития всех видов слуха.
Развитие музыкального слуха учащихся следует начинать с формирования у них ступеневых представлений мажорного лада. Для этого можно рекомендовать пение детей с показом руки высоты звуков (двигательный анализатор), пение ступеней лада вразбивку по нотному стану с опорой на устойчивые звуки («путешествие по звукоряду»), импровизацию на заданную мелодию. Сначала дети поют с поддержкой инструмента или голоса учителя, затем без сопровождения, и, наконец, поют «про себя». Чем лучше развиты у учащихся ступеневые представления, тем более точно воспроизводятся ими интервальные соотношения и тем легче развиваются интервальные слуховые представления.
Важнейшим условием музыкально-ритмического развития человека является восприятие и воспроизведение равномерной пульсации долей музыкального произведения. Метрические соотношения в музыке многообразны, и усваиваются они учащимися постепенно, в течение длительного времени. Изучение нотной грамоты по усмотрению учителя можно начать приучать детей к тому, чтобы звучание той или иной исполняемой мелодии ассоциировалось в их сознании с внешним рисунком записи ее на доске – на нотном стане.
Например, учитель предлагает детям нарисовать линиями (ритм) тему осени и пропеть ее. После исполнения детьми музыки учитель поясняет, что они нарисовали особый рисунок этой музыки – РИТМ – линиями (долгие и короткие звуки).
Потом предлагается более радостная песня с другим ритмом (Песня «Солнышко» Е. Ботярова, П. Синявского). Если зарисовать ритм этой музыки, то получится плавная линия. Затем дети слушают новую песню и придумывают ей название (о чем она, как звучит музыка и как бы вы назвали эту песню?) ( «Капельки» В. Павленко, Э. Богдановой). Учитель после ответов детей предлагает исполнить музыку дождика.
- Простучим пальчиками. Капельки разные. (Записать ритм на доске):
Нотная запись является обобщением звуковысотных и ритмических представлений. Важнейшей задачей учителя является развитие у детей связи певческого движения, музыкального слуха и зрительного восприятия. Начало пения по нотам означает пение попевки на одном звуке с различными ритмическими соотношениями. Дети поют по графической записи, знакомятся с понятиями о коротких и долгих звуках.
Примеры: «Дождик, дождик пуще», «Сорока-сорока», «Гори, гори ясно» и т.д.
Это предваряет знакомство детей с обозначением четвертной и половинной нот. Постепенно вводятся упражнения, расширяющие представление детей о музыкальной высотности и закрепляющие понятия о различных высотных соотношениях звуков.
Например, проследить по графическому рисунку и послушать начало фортепианной пьесы Чайковского «Сладкая греза».
При расширении диапазона нот детей знакомят с названиями музыкальных звуков и со скрипичным ключом.
На этом этапе желательно использовать игровую форму. Это могут быть сказки. Например «Как мальчик познакомился с нотками», «"Как нотки научились петь", «Радужная песенка» (адрес электронного сайта www.muz-urok.ru) .
После знакомства детям предлагается выполнить задания и ответить на вопросы. Например, нарисовать Фею Музыки с дочками нотками, нарисовать Скрипичный Ключ в образе забавного человечка, какие нотки каким зверям больше всего подходят? Какая нотка больше всего подходит вам по характеру? Жили нотки дружным нотным станом, выступали всей своей Октавой, а сколько всего было нот ? и т.д.
Дети поют попеременно по нотам и начинают сольфеджировать легкие песни. Песни разучиваются с голоса учителя с опорой на нотную запись (прослеживание по нотам). Поэтому чтение нот лучше всего давать на песенных мелодиях. В области музыкальной грамоты необходимо дать детям первоначальные сведения о строении мелодии, научить детей различать высокие и низкие звуки, движение мелодии (вверх, вниз, на одной высоте), знать название звуков в пределах первой октавы и закреплять эти знания во время игры на детских музыкальных инструментах.
Сольфеджировать на своих уроках я начинаю с детьми второго класса. Это попевки «Уж как шла лиса по травке», «Мы шагаем» и т.д. Беру простые фрагменты из песен, например, «Перепелочка», «Во поле береза стояла» и т.д. В дальнейшем таких музыкальных фрагментов становится значительно больше. Это разучиваемые песни, а также произведения для слушания. Например, «Болтунья» С.С. Прокофьева, «Утро» Э. Грига, «Симфония №5» Л. Бетховена, «Концерт №3 для фортепиано с оркестром» С.В. Рахманинова, «Рассвет на Москва-реке» М.П. Мусоргского, «Симфония № 40» В. Моцарта, «Органная фуга» И.С. Баха, «Вокализ» С. В. Рахманинова и т. д.
Для развития чувства ритма используются различные приемы:
следить при пении за ритмическим рисунком сначала по схеме, затем по нотам;
произносить слова песни, отдельные слоги, название нот или ступеней в соответствующем ритме;
пропевать слова или слоги на одном звуке;
исполнять ритмический рисунок движением, пением, прохлопыванием и т. д.
Рекомендуется проводить разнообразные ритмические игры и упражнения, каноны, танцевальные движения под музыку.
Необходимо использовать в работе с младшими школьниками игровую методику. Музыкально-дидактическая игра поражает воображение ребенка своей эмоциональностью, увлекательной формой занятия. Игры должны развивать все виды слуха, чувство ритма, память, они способствуют развитию детского творчества. А также музыкальное лото, ребусы, занимательные путешествия в мир музыки планируются в соответствии с целями и задачами урока. Уроки с играми отличаются оригинальностью, самобытностью, стимулируют творческую инициативу учащихся, повышают интерес к предмету, способствуют самореализации, самообразованию, самопознанию – а это важные факторы в развитии личности ребенка.
В изучении нотной грамоты можно использовать электронные методические пособия, которые повышают интерес учащихся к уроку музыки, а также ускоряют процесс запоминания нот и длительностей. Например, методическое пособие к уроку музыки "Нотная азбука", которое демонстрирует следующие разделы ОМС модуля на интерактивной доске: нотоносец, ключи, октава.
Формы применения всех вышеперечисленных элементов занимательности на уроках музыки различны и каждому педагогу следует избегать большой перегрузки ими учебно-воспитательного процесса. Урок не должен быть превращен в сплошную игру и развлечение, занимательные средства должны быть направлены на повышение разнообразия форм и способов объяснения и закрепления учебного материала. Они, способствуя лучшему пониманию и усвоению различных разделов музыкальной грамоты, должны, поддерживая интерес учащихся до конца урока, развивать у них серьезное отношение к изучению основ музыкального языка.
Использованная литература:
- В.Е. Пешкова. Теория и методика музыкального образования в начальных классах.
- В.И. Никешин. Воспроизведение нотного письма певческим голосом на музыкальных занятиях с детьми младшего школьного возраста.
- Кононова Н.Г. Музыкально-дидактические игры для дошкольников. – М., 1982.
- Музыкальные сказки и игры для детей дошкольного и младшего школьного возраста И.В.Кошмина, Ю.В.Ильина, М.П.Сергеева. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000. – 56 с.: ноты. – (Б-ка музыкального руководителя и педагога музыки).
- Материалы электронного сайта www.muz-urok.ru.
- Теплов Б.М. Психология музыкальных способностей. М., 1961.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проблемно-развивающее обучение на уроках физики как средство активизации познавательной деятельности учащихся
Важнейший фактор успешного формирования прочных знаний по физике – развитие учебно-познавательного энтузиазма учащихся...
Групповая форма работы на уроках математики как средство активизации познавательной деятельности учащихся.
Использование групповой формы работы на уроках математики для развития коммуникативных способностей и познавательных процессов школьников....
ИКТ - ТЕХНОЛОГИИ НА УРОКАХ ФИЗИКИ КАК СРЕДСТВО АКТИВИЗАЦИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ
С появлением компьютера и мультимедийных программ по физике появилась возможность часть работ физического практикума для 10-11 класса проводить с использованием ИКТ - технологий.Компьютерн...
Использование современных технологий на уроках химии как средство активизации познавательной деятельности учащихся
Какими бы хорошими знаниями предмета не обладал учитель, традиционный урок хоть и остается главной составной частью учебного процесса, однако мало способствует развитию и реализации способности учащих...
ИКТ на уроках биологии как средство активизации познавательной деятельности обучающихся
Статья включает описание педагогического опыта по использованию средств ИКТ на разных этапах урока....
"Применение игровых технологий на уроках геометрии как средства активизации познавательной деятельности учащихся и развития познавательного интереса к предмету"
Статья посвящена игре "Геометрический кальмар"...