Тема: А.С. Пушкин «У лукоморья»
методическая разработка (7 класс)
Предмет: чтение и музыка Класс: 7 (интегрированный урок)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_lukomore.docx | 38.78 КБ |
Предварительный просмотр:
Предмет: чтение и музыка
Класс: 7
Тема: А.С. Пушкин «У лукоморья»
Цели: Познакомить учащихся с новым произведением А.С.Пушкина, новым литературным
жанром (поэма). формировать умение выразительно читать (определять задачу чтения,
выбирать нужные тон и темп, указывать паузы и выделять логическое ударение);
анализировать текст, ориентироваться в тексте; расширять словарный запас учащихся;
Показать, как музыка может рассказать сказку, давая при этом музыкальную
характеристику герою, добиваться более глубокого осмысления его литературных
произведений посредством изобразительных и выразительных возможностей музыки;
На музыкальных примерах показать изобразительные возможности музыки. Показать
связь музыки с литературой.
Корригировать образное мышление через упражнения в сравнении, объяснении понятий.
Корригировать навыки активного слушания, активизировать музыкальное внимание, учить,
вслушиваясь в музыку, зрительно представлять ее; раскрывать индивидуальные
творческие способности, развивать умение выражать свои чувства с помощью мимики и
жестов.
Воспитывать чувство прекрасного через музыкальные и литературные произведения,
прививать любовь к творчеству А.С. Пушкина.
Тип урока: интегрированный
Формы организации познавательной деятельности: фронтальная, индивидуальная, парная,
Методы обучения: словесный, частично- поисковый, наглядно – иллюстративный, репродуктивный
Межпредметные связи: музыка, чтение, ИЗО
Средства обучения: учебная, учебно-методическая литература, презентация
Оборудование: компьютер, рисунки, карточки, видеоролик, музыкальные инструменты
Ход урока
- Организационный момент
Цель: Создание положительного настроя на урок. Подготовка учащихся к работе на
уроке. Организация внимания.
Деятельность учащихся | Деятельность учителя | Примечание |
Обучающиеся приветствуют учителя | Учитель чтения Я очень хочу, чтобы вы улыбались, Работою нашей довольны остались. Пусть этот урок нас порадует всех, И каждый из нас ощутит свой успех. Все расселись по местам, никому не тесно, | Слайд |
- Проверка домашнего задания
Цель: установление правильности и осознанности усвоенного материала, определение
типичных недостатков. Развитие речевого аппарата и подготовка голоса к пению и чтению.
Деятельность учащихся | Деятельность учителя | Примечание |
Учитель музыки Проведем речевую музыкальную разминку
Мы будем путешествовать по лесу, но по лесу необычному, а сказочному. Встаньте поближе друг к другу, возьмитесь за руки, закройте глазки. Раз, два, три Вокруг себя повернись, В сказочный лес переместись. Представьте себе, что вы остановились на ночлег в дремучем лесу и вы яростно внюхиваетесь в воздух, чтобы определить, с какой стороны подстерегает вас опасность. Мы сегодня так играем – Нюхать воздух начинаем. Чем же пахнет? Не понять – Нужно носиком вдыхать. Вдох-вдох-вдох-вдох. Гарью пахнет – ох-ох! Примите исходное положение: ноги на ширине плеч, руки по швам, плечи прямые, мышцы спины расслаблены. Начинайте дышать, ДОЛГИЙ ВДОХ- произвольный выдох Делайте короткий, шумный, активный вдох носом и одновременно сжимайте ладошки в кулачки {хватательное движение). Руки неподвижны, сжимаются только ладошки. Подражать мы будем кошке В кулачки сожмем ладошки. Запах мышки мы узнаем – Делать вдох не забываем. Коготки мы выпускаем – Мышку быстро мы поймаем!
У нас кот необычный, он волшебный. У него туловище, шея, хвост, даже лапы поют. Учитель проводит по контурам кота рукой. Весь класс поет: А- О- У- Э- И Сверху кота- комары:З-З-З-З-З-З-З-З-З-З Внизу- жуки: Ж-ж-ж-ж-жжжж. Но наступил вечер и нам надо ехать домой. Идем до ближайшей станции. Садимся в поезд и едем: БДИК- БДЭК- БДАК- БДОК-БДУК Громче и ускоряя Учитель чтения
Что было задано на дом? Кто автор стихотворения? Закончите фразу (предложение). А.С.Пушкин родился в... году. Школа, в которой обучался маленький Пушкин, называлась…и находилась в …. Самым близким лицейским другом А.Пушкина стал…. Высокую оценку поэтическому творчеству молодого Пушкина дал во время лицейского экзамена известный поэт…. Лето после окончания Лицея (1817год) Пушкин провёл в …. Стр. 68 1,2 группа наизусть отрывок из сказки 3 группа выразительное чтение Рисунки к понравившимся эпизодам | Слайд подготовить голос к пению и чтению Фронтальная работа с учащимися согласно группам обучения словесный метод |
- Актуализация знаний
Цель: Организация познавательной деятельности учащихся. Выявление знаний
учащихся по пройденному материалу.
Коррекция речемыслительной деятельности на основе работы с нахождением
соответствия
Деятельность учащихся | Деятельность учителя | Примечание |
Предметы из сказок | Учитель музыки Ребята, урок у нас сегодня будет необычный и очень увлекательный, потому что к нам на урок сегодня придет Сказка! Много чудес в стране, где живут сказки. Как здорово было бы попасть в эту волшебную страну! Правда? Но как же нам попасть в страну сказок? Это можно сделать в воображении! А поможет нам в этом … Музыка! Сегодня на уроке мы посмотрим, как музыка может изобразить какую-нибудь сказочную картину, передать характер сказочного героя, выразить его чувства и мысли. Слушая музыку, мы сможем представить себе то, о чем рассказывается в сказке. Приготовились? Тогда в путь!
Ребята, в какую сказку мы попали? Какие три чуда есть в этой сказке? У каждого чуда есть своя музыкальная тема - яркая картинка, только написанная не красками, а звуками. А сейчас мы с вами послушаем музыку, которая будет изображать первое чудо. «Внимание! - говорят нам фанфары». Ель растёт перед дворцом, Сейчас вы услышите, как музыка рисует волшебную белочку Эту музыку написал великий русский композитор Н.А. Римский-Корсаков. (Слушание фрагмента из симфонической сказки «Три чуда» Римского-Корсакова). Ребята, а какой изобразил белочку композитор? Какая была музыка? Какой инструмент выбрал композитор для белочки? Почему?
Давайте и мы все вместе сыграем мелодию, которую пела белочка «Во саду ли, в огороде» Ребята, композитор Римский-Корсаков сочинил музыку, в которой нет слов, и все же ему удалось создать музыкальный образ маленькой и забавной белочки, показать ее веселый и игривый характер. Такая музыка называется изобразительной. Второе чудо «Внимание! - снова говорят нам фанфары. - Сказка продолжается». Море вздуется бурливо, В музыке слышится тяжкая поступь витязей-богатырей и шум «бурливого» моря. Третье чудо«Внимание! - снова говорят нам фанфары. - Сказка продолжается». За морем царевна есть, Композитор рисует образ птицы, плывущей по волнам, звуки напоминают всплески воды, которую стряхивает с себя лебедь. В оркестре расцветает тема прекрасной царевны. Вольно, широко разливается музыка, как чудесная русская песня.
Я буду играть музыку, а вы постараетесь определить, какого животного она изображает и показать это животное, его характер и повадки. (Музыка изображает лебедя, зайца, медведя, кота.) Молодцы! Вы отлично справились! Учитель чтения А теперь продолжим наше путешествие.
Ребята, как вы думаете, что это за предметы и почему они здесь?
Задание: подберите к отрывкам из и сказок А.С. Пушкина их названия Три девицы под окном Старичок отправился к морю, У лукоморья дуб зелёный; Златая цепь на дубе том: И днём и ночью кот учёный Всё ходит по цепи кругом; "Свет мой, зеркальце! скажи Вот мудрец перед Дадоном Стал и вынул из мешка Золотого петушка. («Сказка о мертвой царевне и семи богатырях», «Сказка о царе Салтане», «Сказка о золотой рыбке», «У лукоморья дуб зелёный», «Сказка о золотом петушке»). | На фоне музыки Наглядно – иллюстратив- ный Игра на инструментах Частично- поисковый метод Работа в парах Частично- поисковый метод |
- Сообщение темы и цели урока
Цель: Сообщение темы, цели урока.
Деятельность учащихся | Деятельность учителя | Примечание |
(крик чаек, шум моря) познакомимся с отрывком из сказочной поэмы, будем учиться выразительно читать, высказывать своё мнение, рассуждать | Кто догадался произведения, какого автора мы будем рассматривать на уроке? Ребята, вы правильно подобрали названия к отрывкам из сказок Какой отрывок показался вам незнакомым? Как вы думаете, о чём мы будем сегодня говорить? Мы познакомимся с новым произведением А. Пушкина. Учитель музыки А название отрывка нам опять подскажет музыка. (звучит музыка «Шум волн») Расскажите, что вы слышали? Как вы думаете, где оказались? И вдруг, на берегу моря мы видим …… Кто узнал это дерево, назовите? (на доске появляется рисунок огромного дуба) Что вы услышали? А где, в каком месте (в лесу, во дворце) происходит действие в этом сказочном отрывке? (ответы детей.) Отрывок, с которым мы познакомимся называется «У Лукоморья дуб зелёный». А что такое лукоморье, ребята, кто из вас знает? Лукоморье - морской залив, бухта, изгиб морского берега.В фольклоре — заповедное место на краю мира. Слово лукоморье происходит от словосочетания лука моря и означает изгиб морского берега. Для сравнения: лук для стрельбы. Учитель чтения А кому он уже знаком, кто его уже читал, слышал? Что бы вы хотели узнать и чему научиться? У вас на рабочих листах записано несколько задач сегодняшнего урока. Давайте попробуем расставить их по порядку Определим последовательность работы с текстом. Познакомиться с текстом и объяснить значение устаревших слов Проанализировать образы, нарисованные поэтом, и изобразительно-выразительные средства, помогающие ему создать эти образы Понять основную мысль текста, его настроение Показать, как музыка может рассказать сказку, |
- Усвоение новых знаний
Цель: знакомство обучающихся с произведением. Совершенствование навыков чтения
поэтического произведения. Коррекция образного мышления через упражнения в
сравнении, объяснении понятий. Усиление коммуникативных свойств речи.
Деятельность учащихся | Деятельность учителя | Примечание |
«У Лукоморья дуб зелёный» - это вступление к поэме "Руслан и Людмила". ПОЭМА - большое стихотворное произведение на историческую, героическую или возвышенную лирическую тему Она повествует о том, как злой волшебник унес со свадьбы Людмилу, невесту Руслана. Руслан отправился за своей невестой. Много препятствий было на его пути, но все закончилось счастливо. Это очаровательная поэма, в которой причудливо переплетаются нянины сказки, рыцарские поэмы. Это мир добрых и злых волшебников, мир увлекательных и интересных, опасных приключений, похищений, фантастических превращений.
А теперь мы отправляемся в Лукоморье Показ слайд – фильма на основе произведения А.С. Пушкина
С какими сказочными героями вы встретились?
Слова «златая», «песнь», «брег», «чредой» «пленяет» - устаревшие, сейчас мы их в речи не услышим. А подумай те, как бы они звучали сегодня? А как бы вы объяснили смысл таких слов и словосочетаний: Неведомые дорожки – те, которые никто не знает, не ведает. «дол»- как бы противоположность лесу, но это и не горы. Что же это? Пространство без деревьев – долина. «видений полны» О заре- на заре. Тужит – грустит, тяжело ей, туго ей приходится. Чахнет – сохнет. | Словарная работа видеоролик |
- Физминутка
Деятельность учащихся | Деятельность учителя | Примечание |
Учитель музыки Физкультминутка (имитируют движения волн, витязей, лебеди) Там о заре прихлынут волны И тридцать витязей прекрасных Чредой из вод выходят ясных По этим же волнам в сказках Пушкина лебедь плавала. А мы покажем, как она взлетает. Все ребята дружно встали (Выпрямиться) И на месте зашагали. (Ходьба на месте.) На носочках потянулись. (Прогнуться назад, руки положить за голову.) Как пружинки мы присели (Присесть.) И тихонько разом сели. (Выпрямиться и сесть.) |
- Продолжение изучения нового материала
Деятельность учащихся | Деятельность учителя | Примечание |
наизусть Садитесь поудобнее, расслабьтесь, представьте, каждый себе своё лукоморье, а самое главное внимательно еще раз вслушайтесь в строки великого Пушкина. Подумайте, каким изображает поэт лукоморье?
Перед вами карточка для индивидуального чтения. Работаем в парах. (чтение трудных слов в паре) Прочитай по слогам 1 ряд. Прочитай целым словом 2 ряд. Прочитай целым словом с ударением вместе у Лу-ко-морь-я не-ве-до-мых не-ви-дан-ных из-буш-ка при-хлы-нут трид-цать пре-крас-ных ми-мо-хо-дом
Стр. 72-74
О каких сказочных героях и сказочных чудесах рассказывает А. С. Пушкин в отрывке? Перечислите их, ссылаясь на текст и иллюстрацию. Можно ли, прочитав этот отрывок из поэмы «Руслан и Людмила», сказать, как поэт относится к народным сказкам? Найдите в тексте предложения, в которых автор выразил любовь к родной земле. Эти слова стали поговоркой. Их произносят тогда, когда хотят сказать об особенностях русской природы, о своеобразии характера русского человека, русских традиций. Какое произведение устного народного творчества может заканчиваться такими словами? (Произведение заканчивается так же, как и народная сказка.) А мы с вами можем гордится тем что в России жил такой великий поэт как А.С. Пушкин?
Ребята, путешествуя по Лукоморью, мы устроим отдых. для наших глазок. Дети выполняют упражнения «По волнам» (движения слева направо и наоборот), «Морские качели» (движения вверх, вниз) «Выезжаем погулять, серых уток пострелять» (закрыть, открыть глаза).
Расстановка пауз и логических ударений Ребята, обратите внимание, сколько частей в этом произведении? /3 части/ О чем говорится в первой части? /Описывается, где и когда происходят события сказочного мира/ Как нужно читать это стихотворение? Задача выразительного чтения: поставить себя на место автора и прочитать так, чтоб всем было интересно слушать. Что вы можете сказать о второй части? /Она большая, в ней перечисляются герои и чудеса, которые с ними происходят/ Какие сказочные персонажи повстречались?
Самостоятельная работа детей. Чтение про себя. Работа над выразительным чтением. …У моря видел дуб зеленый;// Учитель музыки Распевка «У Лукоморья» |
- Закрепление изученного материала.
Цель: установление правильности и осознанности усвоения учебного материала,
выявление пробелов и их коррекция
Деятельность учащихся | Деятельность учителя | Примечание |
Выполняют на карточках индивидуальных | Учитель чтения
А теперь давайте выразительно, красиво прочитаем этот отрывок (Стр. 72) | На слайде |
- Домашнее задание.
Цель: Обеспечение понимания цели, содержания и способов выполнения домашнего задания
Деятельность учащихся | Деятельность учителя | Примечание |
Записывают задание в дневник | Дифференцированные задания для самостоятельной работы дома (по выбору) 1 вариант: научитесь читать выразительно отрывок из поэмы, нарисуйте понравившееся чудо. 2 вариант: выучите наизусть половину отрывка из поэмы; нарисуйте понравившееся чудо. | запись на слайде |
- Итог урока. Оценивание.
Цель: Подведение итогов выполненной работы. Оценивание деятельности обучающихся
Деятельность учащихся | Деятельность учителя | Примечание |
Отвечают на вопросы Читает подготовленный ученик наизусть | Произведение какого писателя читали? Какую задачу перед собой ставили? Удалось решить? Это Пушкин! Это чудо! Это прелесть без конца! В нашей жизни вечно будут Этих сказок голоса. Сколько сказок у поэта? Их немного и немало, Но все Пушкинское это – Наше вечное начало! | Слайд с портретом А.С. Пушкина |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок литературы в 6 классе на тему: "А.С.Пушкин и его роман «Дубровский»
Урок литературы в 6 классе с применением активных методов обучения, презентации, мультимедиа проводится на заключительном уроке по творчеству А.С.Пушкина....
Открытый урок литературы в 5-ом классе на тему "А.С.Пушкин. Стихотворение "Няне"
Использовать на уроках литературы в 5-ом классе...
Разработка урока на тему:"А. С. Пушкин «Песнь о вещем Олеге». Тема судьбы в балладе"
Урок выстроен в виде системы заданий, охватывающей различные виды творческой деятельности. Задания систематизированы по тематике и уровням сложности. Обучающиеся выполняют работу, определяя для себя...
Технологическая карта урока литературы. 9 класс. Тема: «А. С. Пушкин «Евгений Онегин». Татьяна Ларина — нравственный идеал А. С. Пушкина. Ольга и Татьяна Ларины: сходство и различие»
Технологическая карта урока литературы. 9 класс. Тема: «А. С. Пушкин «Евгений Онегин». Татьяна Ларина — нравственный идеал А. С. Пушкина. Оль...
Урок литературы в 9 классе по теме А.С.Пушкин Жизнь и творчество. Лицейская лирика. Дружба и друзья в лирике Пушкина.
Урок литературы в 9 классе по теме А.С.Пушкин Жизнь и творчество. Лицейская лирика. Дружба и друзья в лирике Пушкина....
Технологическая карта урока с презентацией в 9 классе на тему "А. С. ПУШКИН «ЕВГЕНИЙ ОНЕГИН». ТАТЬЯНА ЛАРИНА — НРАВСТВЕННЫЙ ИДЕАЛ А. С. ПУШКИНА"
Подробный урок с презентацией в 9 классе на тему "А. С. ПУШКИН «ЕВГЕНИЙ ОНЕГИН». ТАТЬЯНА ЛАРИНА — НРАВСТВЕННЫЙ ИДЕАЛ А. С. ПУШКИНА."...
Сценарий фестиваля, посвященного творчеству А. С. Пушкина «У Лукоморья…»
Сценарий мероприятия, проводимое в рамках проекта "Сказочный мир А.С. Пушкина. Ребята занимающиеся в студии художественного слова познакомились с творчеством А.С. Пушкина....