СИПР по курсу «Речь и альтернативная коммуникация» 1 класс
рабочая программа

Куделина Ольга Ивановна

Специальная индивидуальная программа развития обучающейся Воронцовой Дарьи (с  тяжелыми множественными нарушениями развития II вариант) 1 класс по курсу «Речь и альтернативная коммуникация» на 2018-2019 уч. год

Скачать:


Предварительный просмотр:

государственное образовательное учреждение

Ярославской области

«Пошехонская школа – интернат»

   Рассмотрена                                    Согласована                                                            Утверждена

   на  МО учителей                             Зам. директора по УР                                 приказом по школе

   №  от     августа 2018г                     ______________                       №      от ___      сентября 2018г

  Руководитель МО                                      Э.В. Чистова                    Директор школы - интерната                                                                                                                                                                         __________                                                                                                                     _____________

  С.Н. Яблокова                                                                                                                   С.А. Лужина

Специальная индивидуальная программа развития обучающейся Воронцовой Дарьи

(с  тяжелыми множественными нарушениями развития II вариант) 

1 класс

 по курсу «Речь и альтернативная коммуникация»

на 2018-2019 уч. год

составлена учителем – Куделиной  Ольгой Ивановной

г. Пошехонье

2018г.

Пояснительная записка

Рабочая программа коррекционного курса «Речь и альтернативная коммуникация» для 1 класса (вариант II) составлена на основе:  

- Адаптированной Основной  Образовательной  программы для обучающихся с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), ТМНР вариант II, которая является  учебно-методической документацией, определяющей рекомендуемые Федеральным государственным образовательным стандартом объем и содержание образования, планируемые результаты освоения образовательной программы;

- Приказа Минобрнауки РФ от 19 декабря 2014 года №1599 «Об утверждении ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) и программно-методического материала;

- учебного плана для обучающихся ГОУ ЯО «Пошехонская школа-интернат».

Рабочая программа рассчитана на 58 часов (2 часа  в  неделю).

Характеристика обучающейся.

У обучающейся Дарьи В. диагностируется эписиндром, детский церебральный паралич, системное недоразвитие речи тяжелой степени.  У девочки наблюдаются тяжелые  множественные нарушения развития (ТМНР II вариант). Даша В. Имеет конкретное негибкое мышление, образование отвлеченных понятий затруднено. Девочка не понимает обращенную речь. Взгляд на предмет фиксирует на некоторое время. Внимание не устойчивое. В результате утомления возникает двигательное беспокойство. Девочка начинает крутиться из стороны в сторону. Речь отсутствует. С игрушками манипулирует, грызет, разбрасывания. Навыки самообслуживания не развиты. Даша В. обучается на дому.

             

РЕЧЬ И АЛЬТЕРНАТИВНАЯ КОММУНИКАЦИЯ

Дети с умственной отсталостью имеют конкретное негибкое мышление, образование отвлеченных понятий значительно затруднено или невозможно. Ограниченно формируется понимание и использование речи, которая часто сопровождается косноязычием и аграмматизмами . У многих детей языковые средства часто оказываются несформированными. Вместе с тем использование средств альтернативной (невербальной) коммуникации позволяет обучать детей с выраженным интеллектуальным недоразвитием навыкам элементарной коммуникации.

В процессе изучение предмета «Речь и альтернативная коммуникация»

Ребенок учится реагировать на своё имя. Понимать простые по звуковому составу слова(мама, папа), употреблять отдельные звуки и звукоподражания, звуковые комплексы.  Также девочка учится различать речевые и неречевые звуки ближайшего окружения. В ходе занятий педагог большое внимание уделяет восприятию слов «дай», «на», понимаю ребенком простейших инструкций узнавания игрушек по звуку. Также большое внимание уделяется усвоению ребенком жестового приветствия и прощания, выражению мимикой согласия  (несогласия), удовольствия (неудовольствия).

Занятия по предмету «Речь и альтернативная коммуникация» проводятся       2 раза в неделю. На них ведущая роль принадлежит педагогу. Для обучения создаются такие условия, которые дают возможность ребенку работать в доступном темпе, проявляя возможную самостоятельность. Учитель подбирает материал по объему и компонует по степени сложности, исходя из особенностей развития ребенка.

Цель обучения - формирование коммуникативно-речевых умений, владение которых в дальнейшем поможет  обучающейся  адаптироваться в социуме.

Задача - Сформировать способность пользоваться доступными средствами коммуникации и общения – вербальными и невербальными.

 

Планируемые результаты освоения программы

Развитие речи как средства общения в контексте познания окружающего мира и личного опыта ребенка.

   

-Способность понимать обращенную речь, понимать смысл доступных жестов      

Овладение доступными средствами коммуникации и общения –вербальными и невербальными

-

-Понимание обращенной речи .  

-Умение пользоваться средствами альтернативной коммуникации:

жестами, взглядом .  

-Уметь различать интонацию.

  указания на изображение или передачи карточки с изображением, либо другим доступным способом;

- Общение с помощью электронных средств коммуникации

 

Использование предметов, жестов, взгляда, шумовых, голосовых, рече- подражательных реакций для выражения индивидуальных потребностей.

Календарно-тематическое планирование по предмету

«Речь и альтернативная коммуникация»

(2 ч в неделю)

Содержание материала

дата

1

Игра «Дай ручку»

2

Привлечение внимания к звучащему предмету

3

Стимуляция голосовых реакций. Игра «Ладушки»

4

Общая стимуляция зрения. Игра «Последи за погремушкой

5

Перемещение яркого крупного предмета в поле зрения ребёнка

6

Игра «Где мишка?». Эмоциональный контакт

7

Стимуляция зрения цветными листами бумаги. Эмоциональный контакт

8

Стимуляция зрения периодически вращающимися листами цветной бумаги. Эмоциональный контакт

9

Эмоциональная реакция на голоса ближайшего окружения

10

Игры «Где звенит?» «Откуда звук?»

11

Игра «Узнай, как звенит погремушка?»

12

Игра «Угадай, как звучит бубен?»

13

Игра «Угадай, как звучит барабан?»

      14

Повторение ранее изученного.

15

Стимуляция осязания температурными раздражителями. Положительные эмоциональные реакции

16

Игра «Что бывает холодным?»

17

Игра «Что бывает горячим?»

18

Определение места звучащего предмета, развитие направленности слухового внимания

19

Игра «Узнай и покажи»

20

Игра «Кто это?»

21

Восприятие слова «На»

 22

Восприятие слов «на». Мотивация брать и удерживать крупную игрушку

 23

Восприятие слов «дай».

 24

Выполнение  инструкции педагога

 25

Развитие внимания к инструкции

 26

Формирование продолжительности внимания

 27

Нахождение игрушки в пространстве

 28

Манипулирование игрушкой (поворачивание, перекладывание)

 29

Уточнение слуховых образов звучащих игрушек

 30

Формирование манипуляторных действий с игрушкой совместно со взрослым. Восприятие интонации

 31

Игровые действия с водой, эмоционально-смысловые комментарии

 32

Узнавание игрушек по звуку (названиям)

 33

Узнавание наощупь различной фактуры предметов  (меховая, шелковистая )

 34

Выбор из двух знакомых игрушек одной. Развитие тактильного восприятия

  35

Формирование навыков адекватного реагирования на заданную инструкцию

 36

Выполнение воображаемых действий совместно со взрослым, развитие подражания речевым и неречевым звукам

  37

Развитие понимания жестов и выразительных движений без инструкции

 38

Развитие мимики и жестов. Жестовое приветствие

 39

Развитие мимики и жестов. Жестовое прощание

 40

Различение немузыкальных шумов, игра «Найди пару»

 41

Произвольное звукоподражание. Игра «Что пропало?»

 42

Различение холодного и теплого воздуха, Игра «Зайка»

 43

Выражение мимикой согласия, удовольствия приветствие

 44

Повторение темы: развитие понимания жестов

 45

Узнавание наощупь различной фактуры предметов  (    шероховатая поверхность)

 46

Выражение мимикой несогласия, неудовольствия, прощание

 47

Выражение мимикой несогласия неудовольствия, прощание.

 48

Соотношение звукоподражания с предметной картинкой, различение «му», «мяу»

 49

Упражнение «Пальчики разбежались»: развитие мелкой моторики пальцев рук

 50

Звукоподражания «ау»  соотносить с картинкой

       51

Звукоподражания «уа»  соотносить с картинкой

 52

Звуки, издаваемые различными предметами (машина, часы)

 53

Повторение звуков издаваемых погремушкой, бубном, барабаном

 54

Соотнесение реального объекта со звуком, его изображением, названием (фыркает ёж, качаем куклу)

 55

Повторение слов народных колыбельных песен «Баю-баю, куколку качаю..»

 56

Напевание строчек из детских песен «Та-та-та, мы везем с собой кота»

58

Развитие мелкой моторики руки «Бабушка печет блины»

 57

Упражнение «Птички пьют из бочонка» - развитие мелкой моторики рук

58

Повторение ранее изученного


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по курсу "Речь и альтернативная коммуникация" для учащихся 1 класса специальной (коррекционной) школы 8 вида (вариант 2)

Рабочая программа для учащихся 1 класса с тяжелыми и множественными нарушениями развития, которым рекомендовано обучение по Адаптированной основной общеобразовательной программе для обучающихся с умст...

Рабочая программа по курсу "Речь и альтернативная коммуникация" для учащихся 2 класса специальной (коррекционной) школы 8 вида (вариант 2)

Рабочая программа для учащихся 2 класса с тяжелыми и множественными нарушениями развития, которым рекомендовано обучение по Адаптированной основной общеобразовательной программе для обучающихся с умст...

Рабочая программа по курсу "Речь и альтернативная коммуникация" для учащихся 3 класса специальной (коррекционной) школы 8 вида (вариант 2)

Рабочая программа для учащихся 3 класса с тяжелыми и множественными нарушениями развития, которым рекомендовано обучение по Адаптированной основной общеобразовательной программе для обучающихся с умст...

Рабочая программа коррекционно-логопедического сопровождения обучающихся с системным недоразвитием речи тяжелой степени при умственной отсталости по курсу «Речь и альтернативная коммуникация». 5-9 класс

Разработана на основе примерной адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями...

Диагностическое обследование: АООП вариант 9.2/СИПР; предмет "Речь и альтернативная коммуникация", раздел "Коммуникация"

Стратегия коррекции умственной отсталости при возникновении трудностей должна строиться на принципе «зоны ближайшего» развития и принципе учета слабого звена. «Зона ближайшего»...

Программа коррекционно-логопедических занятий для обучающихся с интеллектуальными нарушениями по курсу «Речь и альтернативная коммуникация». (для детей с ТМНР)

Рабочая программа коррекционно-логопедических занятий для обучающихся с интеллектуальными нарушениями по курсу «Речь и альтернативная коммуникация». 1-4 класс (для детей с ТМНР)...

Коррекционный курс «Речь и альтернативная коммуникация"

У ребенка с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью, ТМНР, не владеющего вербальной речью, затруднено общение с окружающими, что в целом затрудняет и искажает его психическое и интеллектуа...