Особенности профилактики суицидального поведения детей
классный час (9 класс)

Фролова Марина Витальевна

Суицидальные проявления у детей являются одной из форм поведения и отличаются от суицидального поведения у взрослых.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Особенности профилактики суицидального  поведения детей

Суицидальное поведение отражает различные формы деструктивной личностной активности, направленной на  самоубийство или покушение на свою жизнь. Суицидальные проявления у детей и подростков являются одной из форм поведения (аутоагрессия) и имеют определенные отличия от суицидального поведения у взрослых. Так, в 90 % случаев суицидов в подростковом возрасте – это  «крик о помощи» и лишь в 10% случаев имело место истинное желание покончить с собой . К счастью, частота завершенных попыток по сравнению с покушениями соотносится  как 1 к 50. Тем не менее эти цифры говорят о необходимости своевременного выявления  предсуицидальных состояний у  школьников , нуждающихся в психолого-педагогической и психотерапевтической помощи. Как известно, что дети более старшего возраста (10-12 лет) , с одной стороны, понимали, что смерть – это исчезновение навсегда. С другой, у них нет убежденности в том, что смерть есть конец жизни, они полагают , что суицидальным действием они лишь устранят себя из тяжелой ситуации , накажут себя или своих обидчиков на какое-то время, но не навсегда. В подростковом  возрасте представления о смерти больше совпадают с аналогичными представлениями у взрослых. Отличительной особенностью данного периода является  повышенный интерес подростков к теме смерти, размышления о смысле жизни, увлечение философскими проблемами этого направления. Отсутствие жизненного опыта, неосведомленность детей  и подростков  относительно опасности для жизни и здоровья различных веществ  вызывают трудности разграничения истинного и демонстративного суицидального поведения по оценке способа покушения.

Подростки , имея желание определенным образом воздействовать  на окружающих , совершают демонстративные суицидальные попытки, используя высокотоксичные лекарственные препараты. Также, дети и подростки часто избирают наиболее травматичные, калечащие способы самоубийства, как , например, самоповешение и самоутопление, падение с высоты и пр.

Существует три типа суицидального поведения у подростков: демонстративное ,аффективное и истинное.

Демонстративное суицидальное поведение по сути своей выражает не всегда осознанное подростком стремление привлечь внимание к положению , в котором он оказался , вызвать сочувствие, избежать ожидаемых  неприятных последствий  за какие-либо поступки, выйти из трудной ситуации , а также напугать своих недругов (шантаж, тугрозы,  вымагательство и т.п.). При такой попытке подросток не всегда гарантирован от смертельного исхода, так как часто не осознает степень опасности предпринимаемых  действий и последствий.

Аффективное суицидальное  поведение является одной из форм острых психогенных реакций, возникающих на фоне  акцентуаций характера, психопатий или остаточных  явлений органического поражения головного мозга. Одной из разновидностей такого типа суицидального поведения является реакция пассивного протеста в подростковом возрасте . В основе такой реакции лежит состояние чрезвычайно сильного переживания  обиды или острого недовольства окружающими либо самим собой. В отличие от демонстративных суицидальных  реакций , суицидальные реакции протеста совершаются в одиночестве. Если смертельный исход не наступил ,то дети и подростки, как правило, стыдятся своего поступка, стараются его скрыть, тогда как демонстративная реакция рассчитана на внимание и сочувствие окружающих.

При истинном суицидальном поведении намерение подростка покончить с собой нередко долго вынашивается , предпринимаются меры , чтобы никто этому не помешал. В оставленных  нередко записках звучат мотивы поступка, субъективные оценки обстоятельств, самообвинения и др. Заметно   чаще истинное суицидальное поведение у подростков проявляется при депрессивных состояниях, имеющих различное происхождение.

Актуальность подростковых депрессий  заключается не только в их учащении за последние годы, но и в том , что «депрессия может невидимо стоять за психопато подобными  нарушениями поведения, толкать к алкоголизации или употреблению наркотических средств, с помощью которых стремятся поднять настроение, подавить глубоко затаенные  тягостные переживания». Необычность поведения , как правило, замечается не столько родными и близкими, которые приписывают происхождение такого поведения дурному влиянию или возрасту, сколько учителями, воспитателями. Грубость, непослушание, агрессия, озлобленность отдаляют ребенка от близких, а это, в свою очередь , усиливает чувство одиночества, оторванности и толкает на агрессивные поступки. Возникают ухудшения внимания и осмысления учебного материала, ухудшаются запоминание и воспроизведение выученного . Подростки вначале пытаются восполнить свою нарастающую психическую несостоятельность волевыми, более продолжительными занятиями. Однако по мере нарастания истощаемости продуктивность учебной работы все больше падает. Ухудшающиеся результаты в учебе приводят подростка в состояние отчаяния, которое еще больше снижает уровень школьной деятельности.

Наиболее типичные  мотивы суицидального поведения :

- переживание обиды, одиночества, отчужденности, невозможность быть понятым;

-действительная или мнимая утрата родительской любви, ревность;

Характеристики подростков с риском самоубийства:

  1. Подростки , в поведении которых  имеются аффективные расстройства в форме депрессии, дисфории ( состояние ничем не обоснованной грусти).
  2. Подростки, употребляющие спиртные напитки и склонные к асоциальным   формам поведения.
  3. Подростки из конфликтных семей, а также проживающие  с  психически больными родственниками , родителями-алкоголиками и наркоманами.

Формы профилактики попыток суицида:

-неукоснительное соблюдение  педагогической этики, требований педагогической культуры в повседневной работе каждого воспитателя или учителя;

-освоение хотя бы минимума знаний возрастной психопатологии, а также соответствующих приемов индивидуально-педагогического подхода, лечебной педагогики  и  психотерапии;

-раннее выявление контингента риска на основе знания его характеристики в целях динамического наблюдения и своевременной психолого-педагогической коррекционной работы.

Литература

  1. Игумнов  С. А. Психотерапия детей и подростков.  –Ростов н/Д: Феникс, Минск:МЕТ, 2005.-288с.
  2. Клиническая психология: Учебник. 3-е изд./Под ред.Б.Д.Карвасарского. –СПб.: Питер, 2007.-960с.
  3. Шнейдер Л.Б. Девиантное поведение детей и подростков. –М.:Академический проект ; Трикста, 2005.-336с.


Предварительный просмотр:

Особенности профилактики суицидального  поведения детей

Суицидальное поведение отражает различные формы деструктивной личностной активности, направленной на  самоубийство или покушение на свою жизнь. Суицидальные проявления у детей и подростков являются одной из форм поведения (аутоагрессия) и имеют определенные отличия от суицидального поведения у взрослых. Так, в 90 % случаев суицидов в подростковом возрасте – это  «крик о помощи» и лишь в 10% случаев имело место истинное желание покончить с собой . К счастью, частота завершенных попыток по сравнению с покушениями соотносится  как 1 к 50. Тем не менее эти цифры говорят о необходимости своевременного выявления  предсуицидальных состояний у  школьников , нуждающихся в психолого-педагогической и психотерапевтической помощи. Как известно, что дети более старшего возраста (10-12 лет) , с одной стороны, понимали, что смерть – это исчезновение навсегда. С другой, у них нет убежденности в том, что смерть есть конец жизни, они полагают , что суицидальным действием они лишь устранят себя из тяжелой ситуации , накажут себя или своих обидчиков на какое-то время, но не навсегда. В подростковом  возрасте представления о смерти больше совпадают с аналогичными представлениями у взрослых. Отличительной особенностью данного периода является  повышенный интерес подростков к теме смерти, размышления о смысле жизни, увлечение философскими проблемами этого направления. Отсутствие жизненного опыта, неосведомленность детей  и подростков  относительно опасности для жизни и здоровья различных веществ  вызывают трудности разграничения истинного и демонстративного суицидального поведения по оценке способа покушения.

Подростки , имея желание определенным образом воздействовать  на окружающих , совершают демонстративные суицидальные попытки, используя высокотоксичные лекарственные препараты. Также, дети и подростки часто избирают наиболее травматичные, калечащие способы самоубийства, как , например, самоповешение и самоутопление, падение с высоты и пр.

Существует три типа суицидального поведения у подростков: демонстративное ,аффективное и истинное.

Демонстративное суицидальное поведение по сути своей выражает не всегда осознанное подростком стремление привлечь внимание к положению , в котором он оказался , вызвать сочувствие, избежать ожидаемых  неприятных последствий  за какие-либо поступки, выйти из трудной ситуации , а также напугать своих недругов (шантаж, тугрозы,  вымагательство и т.п.). При такой попытке подросток не всегда гарантирован от смертельного исхода, так как часто не осознает степень опасности предпринимаемых  действий и последствий.

Аффективное суицидальное  поведение является одной из форм острых психогенных реакций, возникающих на фоне  акцентуаций характера, психопатий или остаточных  явлений органического поражения головного мозга. Одной из разновидностей такого типа суицидального поведения является реакция пассивного протеста в подростковом возрасте . В основе такой реакции лежит состояние чрезвычайно сильного переживания  обиды или острого недовольства окружающими либо самим собой. В отличие от демонстративных суицидальных  реакций , суицидальные реакции протеста совершаются в одиночестве. Если смертельный исход не наступил ,то дети и подростки, как правило, стыдятся своего поступка, стараются его скрыть, тогда как демонстративная реакция рассчитана на внимание и сочувствие окружающих.

При истинном суицидальном поведении намерение подростка покончить с собой нередко долго вынашивается , предпринимаются меры , чтобы никто этому не помешал. В оставленных  нередко записках звучат мотивы поступка, субъективные оценки обстоятельств, самообвинения и др. Заметно   чаще истинное суицидальное поведение у подростков проявляется при депрессивных состояниях, имеющих различное происхождение.

Актуальность подростковых депрессий  заключается не только в их учащении за последние годы, но и в том , что «депрессия может невидимо стоять за психопато подобными  нарушениями поведения, толкать к алкоголизации или употреблению наркотических средств, с помощью которых стремятся поднять настроение, подавить глубоко затаенные  тягостные переживания». Необычность поведения , как правило, замечается не столько родными и близкими, которые приписывают происхождение такого поведения дурному влиянию или возрасту, сколько учителями, воспитателями. Грубость, непослушание, агрессия, озлобленность отдаляют ребенка от близких, а это, в свою очередь , усиливает чувство одиночества, оторванности и толкает на агрессивные поступки. Возникают ухудшения внимания и осмысления учебного материала, ухудшаются запоминание и воспроизведение выученного . Подростки вначале пытаются восполнить свою нарастающую психическую несостоятельность волевыми, более продолжительными занятиями. Однако по мере нарастания истощаемости продуктивность учебной работы все больше падает. Ухудшающиеся результаты в учебе приводят подростка в состояние отчаяния, которое еще больше снижает уровень школьной деятельности.

Наиболее типичные  мотивы суицидального поведения :

- переживание обиды, одиночества, отчужденности, невозможность быть понятым;

-действительная или мнимая утрата родительской любви, ревность;

Характеристики подростков с риском самоубийства:

  1. Подростки , в поведении которых  имеются аффективные расстройства в форме депрессии, дисфории ( состояние ничем не обоснованной грусти).
  2. Подростки, употребляющие спиртные напитки и склонные к асоциальным   формам поведения.
  3. Подростки из конфликтных семей, а также проживающие  с  психически больными родственниками , родителями-алкоголиками и наркоманами.

Формы профилактики попыток суицида:

-неукоснительное соблюдение  педагогической этики, требований педагогической культуры в повседневной работе каждого воспитателя или учителя;

-освоение хотя бы минимума знаний возрастной психопатологии, а также соответствующих приемов индивидуально-педагогического подхода, лечебной педагогики  и  психотерапии;

-раннее выявление контингента риска на основе знания его характеристики в целях динамического наблюдения и своевременной психолого-педагогической коррекционной работы.

Литература

  1. Игумнов  С. А. Психотерапия детей и подростков.  –Ростов н/Д: Феникс, Минск:МЕТ, 2005.-288с.
  2. Клиническая психология: Учебник. 3-е изд./Под ред.Б.Д.Карвасарского. –СПб.: Питер, 2007.-960с.
  3. Шнейдер Л.Б. Девиантное поведение детей и подростков. –М.:Академический проект ; Трикста, 2005.-336с.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности профилактики социально-негативных явлений в среде подростков из сельской местности

Это выпусканая квалификационная работа для диплома магистра психологии. Автор Болотова Э.И. педагог-психолог МБОУ "Алексеевская СОШ". В дипломе рассмотрены теоретические основы социально-негативного п...

Особенности профилактики девиантного поведения детей и подростков в процессе обучения и воспитания

О работе гимназической социально-психологической службы. Поводы для обращения в СПС. Основные задачи службы. Рекомендации учителям по выявлению, сопровождению и правильному общению с проблемными детьм...

ОСОБЕННОСТИ ПРОФИЛАКТИКИ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ

ОСОБЕННОСТИ ПРОФИЛАКТИКИ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ ОСОБЕННОСТИ ПРОФИЛАКТИКИ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАН...

"Особенности психологического развития детей с НОДА, образовательные потребности, методические особенности организации педагогической деятельности"

В своем учреждении я имею опыт работы с детьми с нарушением опорно-двигательного аппарата, и в своем докладе затрону такие аспекты как: особенности психологического развития детей с НОДА, образователь...

Особенности профилактики правонарушений несовершеннолетних в условиях дистанта

В период самоизоляции весной 2020 года перед педагогическим сообществом был поставлен вопрос о том, как в условиях новой реальности организовать плавный переход образовательной деятельности в дистанци...

Особенности профилактики нарушений ОДА у дошкольников в условиях детского образовательного учреждения

Аннотация. Опорно-двигательный аппарат (ОДА) в дошкольном возрасте достаточно слаб, податлив и нуждается в правильном развитии. По данным научно-методической литературы эффективных средств воздействую...