Методическая разработка на тему "Системы альтернативной коммуникации у детей с тяжелыми множественными нарушениями".
статья
Системы альтернативной коммуникации у детей с тяжелыми множественными нарушениями
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya.docx | 182.37 КБ |
Предварительный просмотр:
Системы альтернативной коммуникации
у детей с тяжелыми множественными нарушениями
Количество работ, посвященных исследованию общения у лиц с умеренной и тяжелой умственной отсталостью, невелико. Особенности общения изучались преимущественно у детей с легкой умственной отсталостью.
Особенности психического и речевого развития затрудняют общение умственно отсталых детей не только со сверстниками, но и со значимыми взрослыми, что отрицательно сказывается на положении ребенка в коллективе сверстников, определяет его негативное отношение к окружающим, формирует отрицательные черты характера (Л. И. Даргевичене, 1971; Д. И. Бойков, 1994).
В настоящее время подход к обучению детей с тяжелой и глубокой умственной отсталостью изменился. Многие из этих детей могут научиться говорить. В тех случаях, когда это оказывается невозможным, их учат альтернативным (невербальным) средствам общения.
Рассмотрим, что же такое альтернативная коммуникация.
Альтернативная (дополнительная) коммуникация – это все способы коммуникации, дополняющие или заменяющие обычную речь людям, не способным удовлетворительно объясняться с помощью речи. В случаях, когда у человека есть потребность и возможности выразить свои идеи, но не хватает средств, используются способы дополнительной коммуникации. Надо понимать, что коммуникация – это не только слова. Есть много дополнительных средств, которые облегчают как понимание, так и выражение мыслей. Этими средствами пользуются все люди, когда процесс коммуникации затруднен, и прибегают к жестикуляции, письменной речи и символическим изображениям (картинкам, фотографиям, значкам, рисункам, пиктограммам, системам символов и т.д.). Использование дополнительных знаков помогает развивать абстрактное мышление и символическую деятельность, таким образом, способствуя развитию понимания и вербальной (звуковой) речи.
Рис. 1 Контактный жест «Я».
Люди, не владеющие вербальной речью, находятся в чрезвычайно зависимом положении, особенно если это дети с тяжёлыми множественными нарушениями развития. Чаще всего инициатива коммуникации принадлежит не им. Окружающие обращаются к ним тогда, когда имеют для этого причину, желание или время. В связи с тем, что «неговорящего» человека очень трудно понять, он чаще всего не имеет возможности предъявить свои требования и выразить свои желания. Опасно, если человек к этому привыкает. Ребенок, подросток, а затем и взрослый может либо стать агрессивным оттого, что его не понимают, что он лишен права принятия решений, права выбора, либо превратиться в покорного, послушного человека, не верящего в себя, в свою ценность и значимость. Чтобы этого не произошло, специалисту необходимо помочь ему подобрать эффективное средство, компенсирующее отсутствие возможности вербальной коммуникации. За рубежом и в России накоплен большой опыт применения средств альтернативной (поддерживающей) коммуникации.
Авторы публикаций по данной теме, констатируют возможность использования различных средств поддерживающей коммуникации: взгляд, мимика, жесты, графические символы (фотографии, рисунки, пиктограммы), технические устройства (приборы, записывающие речь, электронные синтезаторы речи) и др.
Рис. 2 Знакомство с пиктограммой «Я» с применением соответствующего жеста
Остановимся на невербальной (досимволической) коммуникации – общение с помощью других средств (жест, мимика, положение тела, эмоциональные проявления и т.п.). Невербальные (несловесные) средства коммуникации являются основой на которой строится общение с ребенком.
Досимволические системы коммуникации
-коммуникация происходит без использования символа (предмета, жеста, графического символа, слова).
-строится на понимании имеющихся сигналов ребенка и их интерпретации и развитии.
-язык тела, мимика, дыхание.
Обучение детей коммуникации должно включать целенаправленную педагогическую работу по формированию у них потребности в общении, которое предполагает не только передачу информации, но и умение обращать внимание на окружающих людей, проявлять интерес к другим людям, следить за их действиями, устанавливать и поддерживать зрительный контакт, обращать внимание других людей на себя. Также педагогическая работа должна быть направлена на развитие сохранных речевых механизмов, обучение использованию альтернативных средств коммуникации и социального общения.
В первую очередь ребенок должен обладать преднамеренной коммуникацией. Это значит, что ребенок должен осознавать потребность в коммуникации какой-либо информации другому человеку, пусть даже в самом ограниченном формате. Например, ребенок, который тащит другого человека к желаемому предмету, имеет хотя бы зачатки преднамеренной коммуникации. На это должен обращать внимание взрослый, поддерживать любые проявления потребности в коммуникации (общении) у ребенка.
Целью обучения является формирование коммуникативных навыков с использованием средств невербальной коммуникации.
Основными задачами коррекционной работы являются выбор доступного ребенку средства невербальной коммуникации, овладение выбранным средством коммуникации и использование его для решения соответствующих возрасту житейских задач.
Формируемые умения:
- устанавливать контакт с собеседником реагировать на собственное имя;
- приветствовать собеседника вербальными, невербальными средствами;
- привлекать к себе внимание вербальными, невербальными средствами;
- выражать свои желания вербальными, невербальными средствами;
- обращаться с просьбой о помощи, выражая её вербальными, невербальными средствами;
- выражать согласие/несогласие вербальными, невербальными средствами;
- выражать благодарность вербальными, невербальными средствами.
Все это должно подкреплять и стимулировать речевую активность.
Литература
- Фрост Л., Бонди Э., «Система альтернативной коммуникации с помощью карточек», 2011г.
- Сборник статей международной научно-практической конференции, «Альтернативная и дополнительная коммуникация как основа для развития»., 2014г.
- Коццолино М., «Невербальная коммуникация. Теории, функции, язык и знаки», 2009г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Моторно-двигательная стимуляция Игры и игровые упражнения для детей с тяжелыми множественными нарушениями в развитии
Игры на стимуляцию моторно-двигательной сферы направлены на обеспечение и развитие не только восприятия, двигательных компонентов познавательной деятельности, но и сенсомоторных инте...
тематическое планирование по сенсо-моторному развитию для детей с тяжелыми множественными нарушениями в развитии
Зрительно-слуховая стимуляция №ТемаКоличество часов Первое полугодие1 четверть - 27часов Обследование зрительного восприятия3 Обследование слухового восприя...
Использование элементов кинезитерапии при обучении детей с тяжелыми множественными нарушениями развития
В характеристике детей с которым мы работаем, имеются следующие особенности: большинство детей неподвижны или значительно ограничены в движениях. Двигательные расстройства обычно приводят к нево...
Психолого-педагогическая помощь детям, с тяжелыми множественными нарушениями развития, в группе кратковременного пребывания
Психолого-педагогическая помощь детям, через основные направления деятельности педагога-психолога, к которым относят:1. Психодиагностика.2. Психологичес...
Рабочая программа по предмету " Адаптивная физическая культура" для детей с тяжелыми множественными нарушениями развития
В программе содержиться информация , полезная для специалистов и родителей...
Статья на тему "Альтернативная коммуникациия у детей с тяжелыми множественными нарушениями"
quot;Альтернативная коммуникациия у детей с тяжелыми множественными нарушениями"...
Методические рекомендации «Развитие мелкой моторики у детей с тяжелыми множественными нарушениями развития»
Методические рекомендации предназначены для воспитателей стационарных учреждений социального обслуживания, работающих с детьми с ТМНР; педагогов образовательных учреждений 8 вида, родителей.Реко...