Программа по дефектологическим занятиям
рабочая программа
Предварительный просмотр:
Департамент образования и молодежной политики
Ханты – Мансийского автономного округа – Югры
(Тюменская область)
КАЗЕННОЕ ОБШЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ ХАНТЫ – МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА – ЮГРЫ
«НЕФТЕЮГАНСКАЯ ШКОЛА-ИНТЕРНАТ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ
С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ»
(КОУ НЕФТЕЮГАНСКАЯ ШКОЛА-ИНТЕРНАТ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИЗДОРОВЬЯ)
РАССМОТРЕНО на заседании методического объединения учителей ____________________________ Протокол от «___»________201__ г. № ___ | УТВЕРЖДАЮ Директор КОУ «Нефтеюганская школа-интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» ______________М.И. Иванова приказ от «___»______201_ г. №____ |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
По коррекционному курсу
«Предметно-практические действия»
Классы:1А,1Б,1В,1Г
Объём: 340 ч
Учитель-дефектолог: Самиева Л.А.
г. Нефтеюганск-2018
Оглавление
№ | Название раздела | Стр. |
I | Пояснительная записка | |
1.1 | Краткая психолого-педагогическая характеристика обучающихся | |
1.2 | Планируемые результаты реализации программы коррекционной работы | |
1.3 | Содержание образовательной среды | |
II | Содержательный раздел | |
2.1 | Содержание учебного курса | |
III | Календарно-тематическое планирование | |
3.1 | Приложение к программе. |
1.Пояснительная записка
Рабочая программа коррекционного курса «Предметно-практические действия» реализуется в 1А, 1Б, 1В, 1Г классах (обучающиеся с умеренной умственной отсталостью, ТМНР (вариант 2). На каждого обучающегося выделен 1час (3 занятия в неделю, по 20 минут).
1.1 Краткая психолого-педагогическая характеристика обучающихся
Обучающиеся с умеренной умственной отсталостью, ТМНР отличаются выраженным недоразвитием мыслительной деятельности, препятствующим освоению предметных учебных знаний. Для них характерно ограниченное восприятие обращенной к ним речи и ее ситуативное понимание. Из-за плохого понимания обращенной к ним речи с трудом формируется соотнесение слова и предмета, слова и действия. Внимание обучающихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью крайне неустойчивое, отличается низким уровнем продуктивности из-за быстрой истощаемости, отвлекаемости. Наиболее типичными для данной категории обучающихся являются трудности в овладении навыками, требующими тонких точных дифференцированных движений: удержание позы, захват карандаша, ручки, кисти, шнурование ботинок, застегивание пуговиц, завязывание ленточек, шнурков и др.
Коррекционно – развивающие задачи обучающихся на 2018-2019 учебный год
(Протокол заседания ПМПк от 24 мая 2018 г.)
№п/п | Ф.И. обучающегося | Коррекционно – развивающая задача на 2018-2019 учебный год |
1. | Закирзянова Камила (1 Б) | Способствовать формированию зрительно – моторной координации |
2. | Гаджимурадова Валида (1 Б) | Коррекция и развитие слухового, зрительного, тактильного восприятия. |
3. | Кушнир Аурика (1Б) | |
4. | Козак Семён (1 А) | |
5. | Пяткина Виктория (1А) |
№п/п | Ф.И. обучающегося | Коррекционно – развивающая задача на 2018-2019 учебный год |
1. | Усманова Елизавета (1 В) | Коррекция и развитие слухового, зрительного, тактильного восприятия. |
2. | Платонов Данил (1 Г) | |
3. | Верховский Валера (1Г) | |
4. | Песков Олег (1В) | |
5. | Иманов Мухаммад (1Г) | Способствовать формированию зрительно – моторной координации |
1.2 Планируемые результаты реализации программы коррекционной работы
Название курса | Предметные результаты | Личностные результаты | |
Достаточный уровень усвоения программы | Минимальный уровень усвоения программы | ||
Предметно-практические действия | -освоить умение выполнять простые действия с предметами и материалами. - уметь следовать определенному порядку (алгоритму, расписанию) при выполнении предметных действий. - уметь рассматривать различные по качеству материалы: бумагу, ткань, природный материал и т.д.; - уметь фиксировать взгляд на предметно - манипулятивной деятельности педагога; - уметь фиксировать взгляд на движущемся предмете и объекте; - уметь захватывать, перекладывать, удерживать предмет на правой и левой руке; - уметь открывать и закрывать емкости для хранения; - уметь сжимать, разглаживать, разрывать, сгибать бумагу различной фактуры, скатывать из бумаги шарики; -рисовать на бумаге, заворачивать в бумагу предметы -выполнять последовательно организованные движения; -играть с кубиками, карандашами, палочками; - уметь разрывать полоски бумаги на кусочки с последующим наклеиванием на основу | - освоить на элементарном уровне простые действия с предметами и материалами -уметь фиксировать взгляд на предметно - манипулятивной деятельности педагога (с привлечением внимания голосом). - уметь захватывать и удерживать предмет; -уметь сминать лист бумаги; - уметь открывать емкости для хранения; - уметь разрывать полоски бумаги на кусочки | - овладеть навыками предметно-практической деятельности как необходимой основой для самообслуживания, коммуникации, изобразительной, бытовой и трудовой деятельности;
|
Ожидаемые результаты: овладеют элементарными действиями с предметами и материалами.
1.3 Создание образовательной среды
№ п.п | Нозологии | Наименование оборудования, технические средства обучения, наглядный материал | Формы, методы и приемы работы с обучающимися |
1. | Обучающиеся с умеренной умственной отсталостью, ТМНР |
|
- Эмоциональная положительная оценка учителем малейших достижений ребёнка. |
II. Содержательный раздел
2.1 Содержание учебного курса
№ | Раздел | Формы организации коррекционных занятий) | Формируемые БУД | Коррекционно-развивающая работа |
1 | «Действия с материалами» | Индивидуальная | Личностные - Осознание себя как ученика Коммуникативные -Обращаться за помощью и принимать помощь-доброжелательно относиться, сопереживать Регулятивные -передвигаться по школе, находить свой класс | Слуховое восприятие -прием «Ответ на вопрос, два вопроса» -игры: «Что упало?»; «У кого колокольчик?», «Найди игрушку». «Весёлое рисование» (коррекционная игра на развитие мелкой моторики - зрительная гимнастика - игра «Наложенные изображения» Тактильное восприятие - Определение на ощупь предметов с разными свойствами (мягкие, жёсткие, холодные, тёплые, гладкие, шершавые). -работа с пластилином -игры с мозаикой |
2 | «Действия с предметами» | Индивидуальная |
III. Календарно-тематическое планирование
1 четверть
Раздел | № п/п | Тема занятия | Кол-во часов | Дата | Основные виды учебной деятельности |
Действия с предметами. | 1 | Предметно-манипулятивные действия. | 1 | 03-07. 09 |
|
2 | Простые подражательные действия. | 1 | 10-14. 09 | Выполнение упражнений | |
3 | Сминание материала (салфетки, туалетная бумага, бумажные полотенца, газета, цветная) двумя руками (одной рукой). | 1 | 17-21. 09 | ||
4 | Разрывание материала двумя руками, направляя руки в разные стороны. | 1 | 24-28. 09 | ||
Действия с материалами | 5 | Действия с материалами разных поверхностей. | 1 | 01-05. 10 | Выполнение упражнений |
6 | Знакомство с разными видами бумаги. | 1 | 08-12. 10 | ||
7 | Упражнения с бумагой. | 1 | 15-19. 10 | ||
8 | Размазывание материала (крас-ка) руками (сверху вниз, слева направо, по кругу). | 1 | 22-26. 10 | ||
9 | Разминание материала (тесто, пластилин, глина) двумя руками. | 1 | 29.10-02.11 |
2 четверть
Раздел | № п/п | Тема занятия | Кол-во часов | Дата | Основные виды учебной деятельности |
Действия с предметами. | 1 | Покажи предмет. | 1 | 12-16. 11 | Выполнение упражнений |
2 | Учимся ловить катящийся по поверхности мяч (разной величины). | 1 | 19-23. 11 | ||
3 | Простые постройки из кубиков. | 1 | 26-30. 11 | ||
Действия с материалами | 4 | Работа с сыпучими материалами. | 1 | 03-07. 12 | Выполнение упражнений |
5 | Изготовление сенсорных мешочков из крупы | 1 | 10-14. 12 | ||
6 | Рисование пальчиками | 1 | 17-21. 12 | ||
7 | Рисование ладошками. | 1 | 24-28. 12 |
3 четверть
Раздел | № п/п | Тема занятия | Кол-во часов | Дата | Основные виды учебной деятельности |
Действия с предметами. | 1 | Складывание фигур из счетных палочек. | 1 | 09- 12. 01 | Выполнение упражнений |
2 | Складывание разрезных картинок. | 1 | 14-18. 01 | ||
3 | Конструктор. Знакомство. | 1 | 21-25. 01 | ||
4 | Мозаика. Знакомство. | 1 | 28-02. 02 | ||
5 | Раскладывание геометрических фигур в нужном порядке. | 1 | 04-08. 02 | ||
Действия с материалами | 6 | Работа с пластилином. | 1 | 18-22. 02 | Выполнение упражнений |
7 | Знакомство с песком. | 1 | 26-29. 02 | ||
8 | Игры с песком. | 1 | 01-07. 03 | ||
9 | Обобщение изученного материала. | 11-15. 03 |
4 четверть
Раздел | № п/п | Тема занятия | Кол-во часов | Дата | Основные виды учебной деятельности |
Действия с предметами | 1 | Размазывание пластилина по заготовкам | 1 | 01-05. 04 | Выполнение упражнений |
2 | Разложи по форме. | 1 | 08-12. 04 | ||
3 | Игры с кубиками. | 1 | 15-19. 04 | ||
4 | Складывание фигур из кубиков. | 1 | 22-26. 04 | ||
5 | Складывание фигур из кубиков. | 1 | 29-03. 05 | ||
6 | Обобщение материала по разделу: «Действия с предметами» | 1 | 06-10. 05 | ||
Действия с материалами | 7 | Действия с природными материалами. | 1 | 13-17. 05 | Выполнение упражнений |
8 | Обобщение изученного материала. | 1 | 20-25. 05 |
3.1 Приложение к программе:
Предметные результаты:
К концу 1 класса уч-ся должен знать:
-основные и дополнительные цвета бумаги;
-правила безопасности с режущими инструментами и клеем;
-свойства природных материалов, используемые при работе: цвет, форма, величина, твердость или мягкость, особенности поверхности.
Уч-ся должен уметь:
- пользоваться ножницами, клеем;
- ориентироваться в задании по вопросам учителя;
- называть операции, материалы, инструменты;
- выслушать и повторить за учителем анализ образца учителя;
- сравнивать образец изделия с натуральным объектом, чучелом, муляжом;
- поэтапно выполнять работы по словесной инструкции учителя с показом приемов изготовления;
- соблюдать пространственную ориентировку при выполнении плоскостных и объемных изделий с помощью учителя: умение показать и назвать верх, низ, правую и левую сторону листа бумаги; делить лист бумаги на равные части на глаз, правильно складывать по разным осям;
- правильно располагать детали с соблюдением пропорций и размеров, материала на рабочем месте.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- в разрезании бумаги и картона по намеченным линиям в работах по замыслу;
- при лепке из пластилина по замыслу;
- самообслуживания, выполнения мелкого ремонта одежды, книг, предметов быта;
- создания различных изделий из доступных материалов по собственному замыслу;
- осуществления сотрудничества в процессе совместной работы;
Реализация рабочей программы обеспечивает:
Коммуникативные УД:
- контролировать свои действия при работе;
- допускать существование различных точек зрения;
- договариваться с партнёрами и приходить к общему решению.
Регулятивные УД:
- принимать смысл инструкции учителя и принимать учебную задачу;
- понимать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале;
- проговаривать вслух последовательность производимых действий, составляющих основу осваиваемой деятельности;
- оценивать совместно с учителем результат своих действий, вносить соответствующие коррективы;
- первоначальному умению проговаривать свои действия в ретроспективном плане.
Познавательные УД:
- под руководством учителя осуществлять поиск нужной информации в учебнике и учебных пособиях;
- понимать знаки, символы, модели, схемы, приведённые в учебнике и учебных пособиях;
- понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить ответ в устной форме;
- анализировать объекты труда с выделением их существенных признаков;
- проводить в сотрудничестве с учителем сравнение и классификацию объектов труда по заданным основаниям;
- обобщать: выделять класс объектов по заданному признаку.
Необходимо обратить особое внимание на соблюдение правил безопасности работы и гигиены труда при проведении практических работ. При оценке знаний и умений уч-ся по предметно-практическим действиям следует учитывать правильность приемов работы, степень самосто-ятельности выполнения задания (ориентировку в задании, планирование, практическое изго-товление объекта, качество готового изделия, организацию рабочего места).
Формирование умений уч-ся должно включать дозированную (с постепенным уменьшением) помощь в ориентировке и планировании работы. Для формирования оперативного образа объекта труда используются натуральные образцы, которые в зависимости от сложности изделия дополняются макетами и рисунками.
Помощь в планировании работы осуществляется в индивидуальной беседе с использованием демонстрационных (предметных и комбинированных) технологических карт. На одном из последних занятий проводится самостоятельная работа уч-ся. Учитель подбирает изделие (вид работы) среднего уровня сложности. Анализ натурального образца и рисунка с размерами, а также планирование действий осуществляется уч-ся по возможности самостоятельно. Индивидуальные возможности учащихся в такой работе рассматриваются как один из важных показателей индивидуальных трудовых способностей.
Ежедневно уровень знаний и умений по предметно-практическим действиям контролируется. Текущий контроль осуществляется в виде практической работы. Для обуча-ющихся первого класса введена безоценочная система контроля. Итоговый контроль осущест-вляется в конце каждого полугодия в виде мониторинга уровня сформированности практических умений у каждого обучающегося.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа коррекционных дефектологических занятий с детьми в классах VIII вида.
Дефектологическая программа составлена для учащихся 1-7 классов с ограниченными возможностями здоровья с диагнозом F–70 , F–71. Разработка имеет обучающую, образовательную и социальную направлен...

Программа по коррекционным(дефектологическим) занятиям, рецензия на рабочую программу
Рабочая программа по коррекционным(дефектологическим) занятиям 5,6А, 7А, 8, 9 класс и рецензия.Рецензент: Кандидат педагогических наук, доцент кафедры специальной педагогики и специальной психологии Ф...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА коррекционно-дефектологических занятий для учащихся 1-4 классов
Программа по коррекционно-развивающим занятиям для обучающихся разработана и составлена на основании авторской «Программы специальной (коррекционной) образовательной школ...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА коррекционно-дефектологических занятий для обучающегося 8 класса
Программа по коррекционно-развивающим занятиям для обучающихся разработана и составлена на основании авторской «Программы специальной (коррекционной) образовательной школы VIII вида» под р...

Адаптированная рабочая программа коррекционно – развивающих занятий по курсу «Дефектологические занятия» для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (I вариант) (5 – 8 классов)
Рабочая программа коррекционного курса «Дефектологические занятия» предназначена для проведения коррекционно-развивающих занятий с обучающимися 5–8 классов с умственной отсталостью (...

Рабочая программа курса _Коррекционно-развивающие занятия. Дефектологические занятия_ (вариант 8.2)
Рабочая программа курса _Коррекционно-развивающие занятия. Дефектологические занятия_ (вариант 8.2)...

Рабочая программа курса _Коррекционно-развивающие занятия. Дефектологические занятия_ для обучающихся с ЗПР (вариант 7.1)
Рабочая программа курса _Коррекционно-развивающие занятия. Дефектологические занятия_ для обучающихся с ЗПР (вариант 7.1)...