Рабочая программа "Развитие сенсомоторной сферы у детей"
рабочая программа

Рабочая программа

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_razvitie_sensomotornoy_sfery_u_detey.docx37.33 КБ

Предварительный просмотр:

ДЕПАРТАМЕНТ  ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА  МОСКВЫ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА МОСКВЫ «Школа № 281»

(ГБОУ Школа № 281)

////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////

ул. Радужная, д.7, г. Москва, 129344

тел./факс: 8(495) 471-28-55; 8(495) 471-54-43

E-mail: 281@edu.mos.ruhttp://sch281sv-new.mskobr.ru/

ОКПО – 30177061, ОГРН – 1117746676860, ИНН/КПП  7716696769/77160100

«Согласовано»

Старший методист

______ /_________    

____________2017г.

«Утверждаю»

Директор ГБОУ Школа № 281

______Вологина Е.С.

______2017 г.

Рабочая программа

«Развитие сенсомоторной сферы у детей»

Целевая аудитория:

обучающиеся с умственной отсталостью 10-12  лет

Педагог: Рогова О.А.,

 учитель-дефектолог

Москва, 2017

1.Пояснительная записка

Данная рабочая программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), реализуемой специальным (коррекционным) отделением ГБОУ Школа №281. В основу адаптации положены рекомендации, данные в «Программе специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида: 5-9 кл.:  в 2 сб.» под редакцией В.В.Воронковой (М., «Владос» 2012).

Психолого-педагогическая характеристика обучающихся

Данная программа составлена для обучающихся  4, 5 классов (классы с легкой степенью умственной отсталости).

Затруднения в психическом развитии детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) обусловлены особенностями их высшей нервной деятельности. В структуре психики такого ребенка в первую очередь отмечается недоразвитие познавательных интересов и снижение познавательной активности, что обусловлено замедленностью темпа психических процессов, их слабой подвижностью и переключаемостью.

Относительно сохранной у обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) оказывается чувственная ступень познания ― ощущение и восприятие. Но и в этих познавательных процессах сказывается дефицитарность: неточность и слабость дифференцировки зрительных, слуховых, кинестетических, тактильных, обонятельных и вкусовых ощущений приводят к затруднению адекватности ориентировки детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)  в окружающей среде.

Меньший потенциал уобучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) обнаруживается в развитии их мышления, основу которого составляют такие операции, как анализ, синтез, сравнение, обобщение, абстракция, конкретизация. Эти мыслительные операции у этой категории детей обладают целым рядом своеобразных черт, проявляющихся в трудностях установления отношений между частями предмета, выделении его существенных признаков и дифференциации их от несущественных, нахождении и сравнении предметов по признакам сходства и отличия и т. д.

Из всех видов мышления (наглядно-действенного, наглядно-образного и словесно-логического) у обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в большей степени недоразвито словесно-логическое мышление. Это выражается в слабости обобщения, трудностях понимания смысла явления или факта. Обучающимся присуща сниженная активность мыслительных процессов и слабая регулирующая роль мышления: зачастую, они начинают выполнять работу, не дослушав инструкции, не поняв цели задания, не имея внутреннего плана действия.

Особенности восприятия и осмысления детьми учебного материала неразрывно связаны с особенностями их памяти. Они лучше запоминают внешние, иногда случайные, зрительно воспринимаемые признаки, при этом, труднее осознаются и запоминаются внутренние логические связи; позже, чем у нормальных сверстников, формируется произвольное запоминание, которое требует многократных повторений. Менее развитым оказывается логическое опосредованное запоминание, хотя механическая память может быть сформирована на более высоком уровне. Недостатки памяти обучающихся с умственной отсталостью  (интеллектуальными нарушениями) проявляются не столько в трудностях получения и сохранения информации, сколько ее воспроизведения: вследствие трудностей установления логических отношений полученная информация может воспроизводиться бессистемно, с большим количеством искажений; при этом наибольшие трудности вызывает воспроизведение словесного материала.

Особенности познавательной деятельности школьников с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) проявляются и в особенностях их внимания, которое отличается сужением объема, малой устойчивостью, трудностями его распределения, замедленностью переключения. В значительной степени нарушено произвольное внимание, что связано с ослаблением волевого напряжения, направленного на преодоление трудностей, что выражается в неустойчивости внимания. Также в процессе обучения обнаруживаются трудности сосредоточения на каком-либо одном объекте или виде деятельности. Однако, если задание посильно для ученика и интересно ему, то его внимание может определенное время поддерживаться на должном уровне.

Для успешного обучения необходимы достаточно развитые представления и воображение. Представлениям детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) свойственна недифференцированоость, фрагментарность, уподобление образов, что, в свою очередь, сказывается на узнавании и понимании учебного материала. Воображение как один из наиболее сложных процессов отличается значительной несформированностью, что выражается в его примитивности, неточности и схематичности.

Моторная сфера детей с легкой степенью умственной отсталости (интеллектуальными нарушениями), как правило, не имеет выраженных нарушений. Наибольшие трудности обучающиеся испытывают при выполнении заданий, связанных с точной координацией мелких движений пальцев рук. В свою очередь, это негативно сказывается на овладении письмом и некоторыми трудовыми операциями. Проведение специальных упражнений, включенных как в содержание коррекционных занятий, так и используемых на отдельных уроках, способствует развитию координации и точности движений пальцев рук и кисти, а также позволяет подготовить обучающихся к овладению учебными и трудовыми действиями, требующими определенной моторной ловкости.

Объём программы: 30 недель, 30 часов (1 раз в неделю).

Продолжительность занятий (групповые): 40 мин.

Форма занятий: групповая

Цель: на основе создания оптимальных условий познания ребенком каждого объекта в совокупности сенсорных свойств, качеств, признаков дать правильное представление об окружающей действительности, способствующее оптимизации психического развития ребенка и более эффективной социализации его в общество.

Задачи:

  -формировать   пространственные отношения (ориентироваться в схеме собственного тела, в изображении на картине, у собеседника; определять расположения предметов в ближнем и дальнем пространстве; ориентироваться в поле листа бумаги; моделировать пространственное расположение предметов);

-формировать   временные отношения (воспринимать временные интервалы: время (части) суток, неделю, месяц, год, времена года, их последовательность и основные признаки; измерять время по часам с точностью до минуты; определять течение времени (быстро, долго, часто, редко, вчера, сегодня, завтра, давно, недавно));

-развивать умения восприятия цвета, величины, формы;

 -развивать моторику и графомоторные навыки (штриховка в разных направлениях с различной силой нажима и амплитудой движения руки; обведение рисунка по контуру, копирование; рисование по опорным точкам; дорисовывание изображений; рисование по клеточкам; графический диктант);

 -развивать зрительное восприятие (расширение объема, точности и полноты зрительных восприятий и зрительной памяти; совершенствование зрительно-двигательной координации; формирование навыков вербального описания зрительно воспринимаемых предметов и объектов, их свойств, явлений действительности).

2. Учебно-тематический план программы

Название раздела. Тема занятия

Количество часов

 Форма  контроля

I

Диагностика

1-3, 34 нед.

II

Развитие моторики, графомоторных навыков.

4

Динам. наблюд.

1

Совершенствование точности мелких движений рук (завязывание, развязывание, шнуровка, застегивание). Обводка  контуров предметных изображений, штриховка в разных направлениях.

1

2

Вычерчивание геометрических фигур (окружность, квадрат, треугольник, прямоугольник) на листе в клетку по заданным размерам. Рисование бордюров по образцу.

1

3

Вычерчивание геометрических фигур (окружность, квадрат, треугольник, прямоугольник) на нелинованном листе бумаги по заданным размерам.Дорисовывание симметричной половины изображения.

1

4

Совершенствование точности мелких движений рук (мелкая мозаика, «Лего», соединение колец в цепочку). Графический диктант.

1

III

Восприятие формы, величины, цвета, конструирование предметов.

12

Динам. наблюд.

5

Геометрические фигуры. Выделение формы предмета, обозначение формы предмета словом.

1

6

Понятие «овал». Упражнения в сравнении круга и овала.Группировка предметов и их изображений по форме ( по показу: круглые, квадратные, прямоугольные, треугольные). Соотнесение предмета с геометрической формой.

1

7

Группировка предметов и их изображений по форме ( по показу: круглые, квадратные, прямоугольные, треугольные, овальные). Соотнесение предмета с геометрической формой.

1

8

Различение предметов по величине (большой, маленький, высокий, низкий, широкий, узкий).

1

9

Сравнение двух предметов по высоте и длине.

1

10

Сравнение двух предметов по ширине и толщине.

1

11

Моделирование геометрических фигур из составленных частей по образцу.

1

12

Составление сериационных рядов по величине.

1

13

Различение и обозначение основных цветов.

1

14

Различение цветов и оттенков.

1

15

Составление сериационных рядов разной насыщенности одного и того же цвета.

1

16

Выделение и различение частей знакомых предметов (стул – спинка, ножки, сиденье; и т.д.).

1

IV

Развитие зрительного восприятия.

3

Динам. наблюд.

17

Формирование навыков зрительного анализа и синтеза предметов, состоящих из 3-4 деталей (по инструкции педагога).

1

18

Нахождение отличий на наглядном материале (сравнение двух картинок).

1

19

Нахождение отличительных и общих признаков на наглядном материале (сравнение двух картинок).

1

V

Восприятие пространства.

3

Динам. наблюд.

20

Ориентировка на листе бумаги.

1

21

Деление листа на две – четыре равные части

(на глаз).

1

22

Расположение предметов в вертикальном и горизонтальном полях листа.

1

VI

Восприятие времени.

8

Динам. наблюд.

23

Сутки. Части суток. Последовательность событий.

1

24

Понятия «сегодня», «завтра», «вчера».

1

25

Порядок месяцев в году.

1

26

Времена года. Признаки времен года.

1

27

Времена года. Их закономерная смена.

1

28

Часы. Мера времени (часы, минуты, сутки).

1

29

Определение времени по часам.

1

30

Определение времени по часам.

1

При составлении плана коррекционной работы  учитель-дефектолог при необходимости имеет право  изменить последовательность  тем по программе в дидактических целях. А также  изменить количество  тем, которые отводятся на изучение в соответствии с актуальными потребностями ребенка и социальной ситуации развития ребенка.

                            Ожидаемые результаты

При условии успешной реализации данной программы будет наблюдаться положительная динамика в развитии, ребенок  сможет научиться:

 -ориентироваться на сенсорные эталоны;

 -узнавать предметы по заданным признакам;

 -сравнивать предметы по внешним признакам;

 -классифицировать предметы по форме, величине, цвету;

 -составлять сериационные ряды предметов и их изображений по разным признакам;

 -определять последовательность событий;

 -ориентироваться на плоскости листа и в пространстве;

 -определять время по часам и видеть временные рамки.

3.Календарно-тематический  план

Название раздела. Тема занятия

Количество часов

Неделя

I

Диагностика

1-3, 34

II

Развитие моторики, графомоторных навыков.

4

1

Совершенствование точности мелких движений рук (завязывание, развязывание, шнуровка, застегивание). Обводка  контуров предметных изображений, штриховка в разных направлениях.

1

4

2

Вычерчивание геометрических фигур (окружность, квадрат, треугольник, прямоугольник) на листе в клетку по заданным размерам. Рисование бордюров по образцу.

1

5

3

Вычерчивание геометрических фигур (окружность, квадрат, треугольник, прямоугольник) на нелинованном листе бумаги по заданным размерам. Дорисовывание симметричной половины изображения.

1

6

4

Совершенствование точности мелких движений рук (мелкая мозаика, «Лего», соединение колец в цепочку). Графический диктант.

1

7

III

Восприятие формы, величины, цвета, конструирование предметов.

12

5

Геометрические фигуры. Выделение формы предмета, обозначение формы предмета словом.

1

8

6

Понятие «овал». Упражнения в сравнении круга и овала. Группировка предметов и их изображений по форме ( по показу: круглые, квадратные, прямоугольные, треугольные). Соотнесение предмета с геометрической формой.

1

9

7

Группировка предметов и их изображений по форме (по показу: круглые, квадратные, прямоугольные, треугольные, овальные). Соотнесение предмета с геометрической формой.

1

10

8

Различение предметов по величине (большой, маленький, высокий, низкий, широкий, узкий).

1

11

9

Сравнение двух предметов по высоте и длине.

1

12

10

Сравнение двух предметов по ширине и толщине.

1

13

11

Моделирование геометрических фигур из составленных частей по образцу.

1

14

12

Составление сериационных рядов по величине.

1

15

13

Различение и обозначение основных цветов.

1

16

14

Различение цветов и оттенков.

1

17

15

Составление сериационных рядов разной насыщенности одного и того же цвета.

1

18

16

Выделение и различение частей знакомых предметов (стул – спинка, ножки, сиденье; и т.д.).

1

19

IV

Развитие зрительного восприятия.

3

17

Формирование навыков зрительного анализа и синтеза предметов, состоящих из 3-4 деталей (по инструкции педагога).

1

20

18

Нахождение отличий на наглядном материале (сравнение двух картинок).

1

21

19

Нахождение отличительных и общих признаков на наглядном материале (сравнение двух картинок).

1

22

V

Восприятие пространства.

3

20

Ориентировка на листе бумаги.

1

23

21

Деление листа на две – четыре равные части

(на глаз).

1

24

22

Расположение предметов в вертикальном и горизонтальном полях листа.

1

25

VI

Восприятие времени.

8

23

Сутки. Части суток. Последовательность событий.

1

26

24

Понятия «сегодня», «завтра», «вчера».

1

27

25

Порядок месяцев в году.

1

28

26

Времена года. Признаки времен года.

1

29

27

Времена года. Их закономерная смена.

1

30

28

Часы. Мера времени (часы, минуты, сутки).

1

31

29

Определение времени по часам.

1

32

30

Определение времени по часам.

1

33

4. Учебно-тематическое обеспечение и дидактический материал

-«Программы для специальных (коррекционных) образовательных учреждений 8 вида» под редакцией В.В.Воронковой. М., «Владос», 2012

-Л.А. Метиева, Э.Я.Удалова «Развитие сенсорной сферы детей» М., «Просвещение», 2009

-О.Н.Небыкова «Формирование моторно-двигательных умений посредством штрихографии у детей с ОВЗ» Волгоград, «Учитель», 2015

-А.В.Благонравова «Лучшие обучающие тесты и задания» Ярославль, «Академия развития», 2009

-«Развиваем внимание. Учимся играючи» Ростов-на-Дону, «Издательство Баро-Пресс», 2004

-Я.Ю.Позднякова «Игры и упражнения для развития речи и мелкой моторики», СПб, «Литера», 2005


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Серия авторских конспектов занятий по развитию сенсомоторных навыков у детей 5-6 лет с отклонениями в развитии

Авторские конспекты занятий по развитию сенсомоторных навыков у дошкольников с отклонениями в развитии в бассейне...

"Формирование эмоциональной стабильности и развитие сенсомоторных процессов у детей с ОВЗ в условиях сенсорной комнаты".

Формирование эмоций – одно из важнейших условий становления личности человека. ...

Развитие сенсомоторной сферы у детей с интеллектуальной недостаточностью

        Наблюдая за детьми 5-7 лет, имеющими отклонения в развитии, сталкиваемся с тем, как трудно ребёнку выразить свои мысли, бывает даже одно слово сказать правильно сост...

«Развитие сенсомоторной сферы у детей с умственной отсталостью». (4-5 класс)

laquo;Развитие сенсомоторной сферы у детей с умственной отсталостью»....

«Развитие сенсомоторной сферы у детей с умственной отсталостью». (8-9 класс)

laquo;Развитие сенсомоторной сферы у детей с умственной отсталостью»....

Консультация для педагогов «Формирование сенсомоторных навыков у детей с нарушением в развитии»

laquo;Истоки способностей и дарований детейнаходятся на кончиках пальцев».                                  ...