Рабочая программа "Развитие сенсомоторной сферы у детей"
рабочая программа
Рабочая программа
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_razvitie_sensomotornoy_sfery_u_detey.docx | 37.33 КБ |
Предварительный просмотр:
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА МОСКВЫ «Школа № 281»
(ГБОУ Школа № 281)
////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////
ул. Радужная, д.7, г. Москва, 129344
тел./факс: 8(495) 471-28-55; 8(495) 471-54-43
E-mail: 281@edu.mos.ruhttp://sch281sv-new.mskobr.ru/
ОКПО – 30177061, ОГРН – 1117746676860, ИНН/КПП 7716696769/77160100
«Согласовано» Старший методист ______ /_________ ____________2017г. | «Утверждаю» Директор ГБОУ Школа № 281 ______Вологина Е.С. ______2017 г. |
Рабочая программа
«Развитие сенсомоторной сферы у детей»
Целевая аудитория:
обучающиеся с умственной отсталостью 10-12 лет
Педагог: Рогова О.А.,
учитель-дефектолог
Москва, 2017
1.Пояснительная записка
Данная рабочая программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), реализуемой специальным (коррекционным) отделением ГБОУ Школа №281. В основу адаптации положены рекомендации, данные в «Программе специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида: 5-9 кл.: в 2 сб.» под редакцией В.В.Воронковой (М., «Владос» 2012).
Психолого-педагогическая характеристика обучающихся
Данная программа составлена для обучающихся 4, 5 классов (классы с легкой степенью умственной отсталости).
Затруднения в психическом развитии детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) обусловлены особенностями их высшей нервной деятельности. В структуре психики такого ребенка в первую очередь отмечается недоразвитие познавательных интересов и снижение познавательной активности, что обусловлено замедленностью темпа психических процессов, их слабой подвижностью и переключаемостью.
Относительно сохранной у обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) оказывается чувственная ступень познания ― ощущение и восприятие. Но и в этих познавательных процессах сказывается дефицитарность: неточность и слабость дифференцировки зрительных, слуховых, кинестетических, тактильных, обонятельных и вкусовых ощущений приводят к затруднению адекватности ориентировки детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в окружающей среде.
Меньший потенциал уобучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) обнаруживается в развитии их мышления, основу которого составляют такие операции, как анализ, синтез, сравнение, обобщение, абстракция, конкретизация. Эти мыслительные операции у этой категории детей обладают целым рядом своеобразных черт, проявляющихся в трудностях установления отношений между частями предмета, выделении его существенных признаков и дифференциации их от несущественных, нахождении и сравнении предметов по признакам сходства и отличия и т. д.
Из всех видов мышления (наглядно-действенного, наглядно-образного и словесно-логического) у обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в большей степени недоразвито словесно-логическое мышление. Это выражается в слабости обобщения, трудностях понимания смысла явления или факта. Обучающимся присуща сниженная активность мыслительных процессов и слабая регулирующая роль мышления: зачастую, они начинают выполнять работу, не дослушав инструкции, не поняв цели задания, не имея внутреннего плана действия.
Особенности восприятия и осмысления детьми учебного материала неразрывно связаны с особенностями их памяти. Они лучше запоминают внешние, иногда случайные, зрительно воспринимаемые признаки, при этом, труднее осознаются и запоминаются внутренние логические связи; позже, чем у нормальных сверстников, формируется произвольное запоминание, которое требует многократных повторений. Менее развитым оказывается логическое опосредованное запоминание, хотя механическая память может быть сформирована на более высоком уровне. Недостатки памяти обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) проявляются не столько в трудностях получения и сохранения информации, сколько ее воспроизведения: вследствие трудностей установления логических отношений полученная информация может воспроизводиться бессистемно, с большим количеством искажений; при этом наибольшие трудности вызывает воспроизведение словесного материала.
Особенности познавательной деятельности школьников с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) проявляются и в особенностях их внимания, которое отличается сужением объема, малой устойчивостью, трудностями его распределения, замедленностью переключения. В значительной степени нарушено произвольное внимание, что связано с ослаблением волевого напряжения, направленного на преодоление трудностей, что выражается в неустойчивости внимания. Также в процессе обучения обнаруживаются трудности сосредоточения на каком-либо одном объекте или виде деятельности. Однако, если задание посильно для ученика и интересно ему, то его внимание может определенное время поддерживаться на должном уровне.
Для успешного обучения необходимы достаточно развитые представления и воображение. Представлениям детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) свойственна недифференцированоость, фрагментарность, уподобление образов, что, в свою очередь, сказывается на узнавании и понимании учебного материала. Воображение как один из наиболее сложных процессов отличается значительной несформированностью, что выражается в его примитивности, неточности и схематичности.
Моторная сфера детей с легкой степенью умственной отсталости (интеллектуальными нарушениями), как правило, не имеет выраженных нарушений. Наибольшие трудности обучающиеся испытывают при выполнении заданий, связанных с точной координацией мелких движений пальцев рук. В свою очередь, это негативно сказывается на овладении письмом и некоторыми трудовыми операциями. Проведение специальных упражнений, включенных как в содержание коррекционных занятий, так и используемых на отдельных уроках, способствует развитию координации и точности движений пальцев рук и кисти, а также позволяет подготовить обучающихся к овладению учебными и трудовыми действиями, требующими определенной моторной ловкости.
Объём программы: 30 недель, 30 часов (1 раз в неделю).
Продолжительность занятий (групповые): 40 мин.
Форма занятий: групповая
Цель: на основе создания оптимальных условий познания ребенком каждого объекта в совокупности сенсорных свойств, качеств, признаков дать правильное представление об окружающей действительности, способствующее оптимизации психического развития ребенка и более эффективной социализации его в общество.
Задачи:
-формировать пространственные отношения (ориентироваться в схеме собственного тела, в изображении на картине, у собеседника; определять расположения предметов в ближнем и дальнем пространстве; ориентироваться в поле листа бумаги; моделировать пространственное расположение предметов);
-формировать временные отношения (воспринимать временные интервалы: время (части) суток, неделю, месяц, год, времена года, их последовательность и основные признаки; измерять время по часам с точностью до минуты; определять течение времени (быстро, долго, часто, редко, вчера, сегодня, завтра, давно, недавно));
-развивать умения восприятия цвета, величины, формы;
-развивать моторику и графомоторные навыки (штриховка в разных направлениях с различной силой нажима и амплитудой движения руки; обведение рисунка по контуру, копирование; рисование по опорным точкам; дорисовывание изображений; рисование по клеточкам; графический диктант);
-развивать зрительное восприятие (расширение объема, точности и полноты зрительных восприятий и зрительной памяти; совершенствование зрительно-двигательной координации; формирование навыков вербального описания зрительно воспринимаемых предметов и объектов, их свойств, явлений действительности).
2. Учебно-тематический план программы
№ | Название раздела. Тема занятия | Количество часов | Форма контроля |
I | Диагностика | 1-3, 34 нед. | |
II | Развитие моторики, графомоторных навыков. | 4 | Динам. наблюд. |
1 | Совершенствование точности мелких движений рук (завязывание, развязывание, шнуровка, застегивание). Обводка контуров предметных изображений, штриховка в разных направлениях. | 1 | |
2 | Вычерчивание геометрических фигур (окружность, квадрат, треугольник, прямоугольник) на листе в клетку по заданным размерам. Рисование бордюров по образцу. | 1 | |
3 | Вычерчивание геометрических фигур (окружность, квадрат, треугольник, прямоугольник) на нелинованном листе бумаги по заданным размерам.Дорисовывание симметричной половины изображения. | 1 | |
4 | Совершенствование точности мелких движений рук (мелкая мозаика, «Лего», соединение колец в цепочку). Графический диктант. | 1 | |
III | Восприятие формы, величины, цвета, конструирование предметов. | 12 | Динам. наблюд. |
5 | Геометрические фигуры. Выделение формы предмета, обозначение формы предмета словом. | 1 | |
6 | Понятие «овал». Упражнения в сравнении круга и овала.Группировка предметов и их изображений по форме ( по показу: круглые, квадратные, прямоугольные, треугольные). Соотнесение предмета с геометрической формой. | 1 | |
7 | Группировка предметов и их изображений по форме ( по показу: круглые, квадратные, прямоугольные, треугольные, овальные). Соотнесение предмета с геометрической формой. | 1 | |
8 | Различение предметов по величине (большой, маленький, высокий, низкий, широкий, узкий). | 1 | |
9 | Сравнение двух предметов по высоте и длине. | 1 | |
10 | Сравнение двух предметов по ширине и толщине. | 1 | |
11 | Моделирование геометрических фигур из составленных частей по образцу. | 1 | |
12 | Составление сериационных рядов по величине. | 1 | |
13 | Различение и обозначение основных цветов. | 1 | |
14 | Различение цветов и оттенков. | 1 | |
15 | Составление сериационных рядов разной насыщенности одного и того же цвета. | 1 | |
16 | Выделение и различение частей знакомых предметов (стул – спинка, ножки, сиденье; и т.д.). | 1 | |
IV | Развитие зрительного восприятия. | 3 | Динам. наблюд. |
17 | Формирование навыков зрительного анализа и синтеза предметов, состоящих из 3-4 деталей (по инструкции педагога). | 1 | |
18 | Нахождение отличий на наглядном материале (сравнение двух картинок). | 1 | |
19 | Нахождение отличительных и общих признаков на наглядном материале (сравнение двух картинок). | 1 | |
V | Восприятие пространства. | 3 | Динам. наблюд. |
20 | Ориентировка на листе бумаги. | 1 | |
21 | Деление листа на две – четыре равные части (на глаз). | 1 | |
22 | Расположение предметов в вертикальном и горизонтальном полях листа. | 1 | |
VI | Восприятие времени. | 8 | Динам. наблюд. |
23 | Сутки. Части суток. Последовательность событий. | 1 | |
24 | Понятия «сегодня», «завтра», «вчера». | 1 | |
25 | Порядок месяцев в году. | 1 | |
26 | Времена года. Признаки времен года. | 1 | |
27 | Времена года. Их закономерная смена. | 1 | |
28 | Часы. Мера времени (часы, минуты, сутки). | 1 | |
29 | Определение времени по часам. | 1 | |
30 | Определение времени по часам. | 1 |
При составлении плана коррекционной работы учитель-дефектолог при необходимости имеет право изменить последовательность тем по программе в дидактических целях. А также изменить количество тем, которые отводятся на изучение в соответствии с актуальными потребностями ребенка и социальной ситуации развития ребенка.
Ожидаемые результаты
При условии успешной реализации данной программы будет наблюдаться положительная динамика в развитии, ребенок сможет научиться:
-ориентироваться на сенсорные эталоны;
-узнавать предметы по заданным признакам;
-сравнивать предметы по внешним признакам;
-классифицировать предметы по форме, величине, цвету;
-составлять сериационные ряды предметов и их изображений по разным признакам;
-определять последовательность событий;
-ориентироваться на плоскости листа и в пространстве;
-определять время по часам и видеть временные рамки.
3.Календарно-тематический план
№ | Название раздела. Тема занятия | Количество часов | Неделя |
I | Диагностика | 1-3, 34 | |
II | Развитие моторики, графомоторных навыков. | 4 | |
1 | Совершенствование точности мелких движений рук (завязывание, развязывание, шнуровка, застегивание). Обводка контуров предметных изображений, штриховка в разных направлениях. | 1 | 4 |
2 | Вычерчивание геометрических фигур (окружность, квадрат, треугольник, прямоугольник) на листе в клетку по заданным размерам. Рисование бордюров по образцу. | 1 | 5 |
3 | Вычерчивание геометрических фигур (окружность, квадрат, треугольник, прямоугольник) на нелинованном листе бумаги по заданным размерам. Дорисовывание симметричной половины изображения. | 1 | 6 |
4 | Совершенствование точности мелких движений рук (мелкая мозаика, «Лего», соединение колец в цепочку). Графический диктант. | 1 | 7 |
III | Восприятие формы, величины, цвета, конструирование предметов. | 12 | |
5 | Геометрические фигуры. Выделение формы предмета, обозначение формы предмета словом. | 1 | 8 |
6 | Понятие «овал». Упражнения в сравнении круга и овала. Группировка предметов и их изображений по форме ( по показу: круглые, квадратные, прямоугольные, треугольные). Соотнесение предмета с геометрической формой. | 1 | 9 |
7 | Группировка предметов и их изображений по форме (по показу: круглые, квадратные, прямоугольные, треугольные, овальные). Соотнесение предмета с геометрической формой. | 1 | 10 |
8 | Различение предметов по величине (большой, маленький, высокий, низкий, широкий, узкий). | 1 | 11 |
9 | Сравнение двух предметов по высоте и длине. | 1 | 12 |
10 | Сравнение двух предметов по ширине и толщине. | 1 | 13 |
11 | Моделирование геометрических фигур из составленных частей по образцу. | 1 | 14 |
12 | Составление сериационных рядов по величине. | 1 | 15 |
13 | Различение и обозначение основных цветов. | 1 | 16 |
14 | Различение цветов и оттенков. | 1 | 17 |
15 | Составление сериационных рядов разной насыщенности одного и того же цвета. | 1 | 18 |
16 | Выделение и различение частей знакомых предметов (стул – спинка, ножки, сиденье; и т.д.). | 1 | 19 |
IV | Развитие зрительного восприятия. | 3 | |
17 | Формирование навыков зрительного анализа и синтеза предметов, состоящих из 3-4 деталей (по инструкции педагога). | 1 | 20 |
18 | Нахождение отличий на наглядном материале (сравнение двух картинок). | 1 | 21 |
19 | Нахождение отличительных и общих признаков на наглядном материале (сравнение двух картинок). | 1 | 22 |
V | Восприятие пространства. | 3 | |
20 | Ориентировка на листе бумаги. | 1 | 23 |
21 | Деление листа на две – четыре равные части (на глаз). | 1 | 24 |
22 | Расположение предметов в вертикальном и горизонтальном полях листа. | 1 | 25 |
VI | Восприятие времени. | 8 | |
23 | Сутки. Части суток. Последовательность событий. | 1 | 26 |
24 | Понятия «сегодня», «завтра», «вчера». | 1 | 27 |
25 | Порядок месяцев в году. | 1 | 28 |
26 | Времена года. Признаки времен года. | 1 | 29 |
27 | Времена года. Их закономерная смена. | 1 | 30 |
28 | Часы. Мера времени (часы, минуты, сутки). | 1 | 31 |
29 | Определение времени по часам. | 1 | 32 |
30 | Определение времени по часам. | 1 | 33 |
4. Учебно-тематическое обеспечение и дидактический материал
-«Программы для специальных (коррекционных) образовательных учреждений 8 вида» под редакцией В.В.Воронковой. М., «Владос», 2012
-Л.А. Метиева, Э.Я.Удалова «Развитие сенсорной сферы детей» М., «Просвещение», 2009
-О.Н.Небыкова «Формирование моторно-двигательных умений посредством штрихографии у детей с ОВЗ» Волгоград, «Учитель», 2015
-А.В.Благонравова «Лучшие обучающие тесты и задания» Ярославль, «Академия развития», 2009
-«Развиваем внимание. Учимся играючи» Ростов-на-Дону, «Издательство Баро-Пресс», 2004
-Я.Ю.Позднякова «Игры и упражнения для развития речи и мелкой моторики», СПб, «Литера», 2005
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Серия авторских конспектов занятий по развитию сенсомоторных навыков у детей 5-6 лет с отклонениями в развитии
Авторские конспекты занятий по развитию сенсомоторных навыков у дошкольников с отклонениями в развитии в бассейне...
"Формирование эмоциональной стабильности и развитие сенсомоторных процессов у детей с ОВЗ в условиях сенсорной комнаты".
Формирование эмоций – одно из важнейших условий становления личности человека. ...
Развитие сенсомоторной сферы у детей с интеллектуальной недостаточностью
Наблюдая за детьми 5-7 лет, имеющими отклонения в развитии, сталкиваемся с тем, как трудно ребёнку выразить свои мысли, бывает даже одно слово сказать правильно сост...
«Развитие сенсомоторной сферы у детей с умственной отсталостью». (4-5 класс)
laquo;Развитие сенсомоторной сферы у детей с умственной отсталостью»....
«Развитие сенсомоторной сферы у детей с умственной отсталостью». (8-9 класс)
laquo;Развитие сенсомоторной сферы у детей с умственной отсталостью»....
Консультация для педагогов «Формирование сенсомоторных навыков у детей с нарушением в развитии»
laquo;Истоки способностей и дарований детейнаходятся на кончиках пальцев». ...