«Развитие сенсомоторной сферы у детей с умственной отсталостью». (8-9 класс)
рабочая программа (8 класс) на тему

Сурмак Евгения Михайловна

«Развитие сенсомоторной сферы у детей с умственной отсталостью».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл defektologiya._sensornoe_razvitie_8-9_kl.docx49.75 КБ

Предварительный просмотр:

ДЕПАРТАМЕНТ  ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА  МОСКВЫ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА МОСКВЫ «Школа № 281»

(ГБОУ Школа № 281)

////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////

ул. Радужная, д.7, г. Москва, 129344

тел./факс: 8(495) 471-28-55; 8(495) 471-54-43

E-mail: 281@edu.mos.ruhttp://sch281sv-new.mskobr.ru/

ОКПО – 30177061, ОГРН – 1117746676860, ИНН/КПП  7716696769/77160100

«Согласовано»

Старший методист

________Коклягина И. А. ______

______________________2017г.

«Утверждаю»

Директор ГБОУ Школа № 281

______Вологина Е.С.__________

______________________2017 г.

Рабочая программа

Название:

«Развитие сенсомоторной сферы у детей с умственной отсталостью».

Категория: обучающиеся с нарушением интеллекта.

Возраст: 14-17 лет

Учебный год: 2017-2018

Педагог: Сурмак Евгения Михайловна, учитель-дефектолог.

Москва, 2017


Пояснительная записка.

Рабочая программа индивидуальных и групповых дефектологических занятий адресована обучающимся 14-17 лет с умственной отсталостью и составлена на основе:

  • Программа Удаловой Э.Я., Метиевой Л.А. «Развитие психомоторики и сенсорных процессов» для обучающихся 1-4 классов специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида»;
  • Программа специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида: Подготовительный, 1—4 классы/Под ред. В.В. Воронковой; 8-е издание. - М.: Просвещение, 2013, -176 с.
  • Программы для 5-9 классов специальных (коррекционных) учреждений VIII вида: Сб.1. – М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2000.- 224 с.

Психолого-педагогическая характеристика обучающихся.

У умственно отсталых школьников обнаруживается недостаточность всех уровней мыслительной деятельности. Выполняемый учащимися мыслительный анализ зрительно воспринимаемого реального предмета или его изображения отличается бедностью и фрагментарностью.

Обучающихся  затрудняет решение простейших практически-действенных задач. Они выполняют задания с большим количеством ошибок после многих попыток. Причем одни и те же ошибки многократно повторяются, поскольку дети, не достигнув успеха, обычно не изменяют однажды избранного способа действия. Затруднен перенос действий в новую учебную ситуацию.

Осуществление практических действий затруднено, поскольку у учащихся моторное и чувственно познание неполноценно. Нарушена работоспособность в связи с повышенной утомляемостью и истощаемостью нервной системы.

Основными причинами трудностей усвоения учебного материала являются нарушение внимания, эмоционально-волевой регуляции и самоконтроля.

Объем программы: 30 часов.

Форма и продолжительность занятий: групповые – 40 минут.

Цель: формирование и коррекция познавательной деятельности, мыслительных операций, формирование БУД на основе ознакомления с окружающим.

Задачи:

  1. Сформировать коммуникативные функций: умение владеть вербальными и невербальными средствами передачи информации, умение общаться поддержать беседу диалог.
  2. Учить составлять предложения, тексты по картине.
  3. Учить работать с деформированными предложениями, текстами.
  4. Учить удерживать и распределять внимание при выполнении учебных заданий.
  5. Корректировать и развивать память (слуховую и зрительную).
  6. Корректировать и развивать опосредованное запоминание.
  7. Корректировать и развивать мыслительные операции (синтез, обобщение, анализ).
  8. Корректировать и развивать понятийное мышление.
  9. Корректировать и развивать эмоционально – волевой сферы: овладение регулятивным поведением, развитие внутренней активности, формирование адекватной самооценки, формирование поведения адекватного социальным нормам.
  10. Повышать мотивацию к учебной деятельности.

Учебно-тематический план

8 «К» класс.

Тема

Кол-во часов

Формы контроля

Общение

3

Навыки коммуникативного общения. Развитие согласованности движений на разные группы мышц (по инструкции педагога).

1

Динамическое наблюдение

Сплочение коллектива. Обучение целенаправленным действиям по 2-3 звенной инструкции педагога..

1

Динамическое наблюдение

Вербальное и невербальное общение. Пальчиковая гимнастика с речевым сопровождением.

1

Динамическое наблюдение

Развитие речи

3

Работа с деформированными предложениями. Обводка контуров предметных изображений, штриховка в

разных направлениях.

1

Динамическое наблюдение

Работа с деформированным текстом. Рисование бордюров по образцу.

1

Динамическое наблюдение

Работа с деформированным текстом. Графический диктант (зрительный и на слух).

Динамическое наблюдение

Внимание

8

Концентрация внимания. Определение предметов на ощупь, выделение разных свойств и качеств.

1

Динамическое наблюдение

Концентрация внимания. Восприятие поверхности на ощупь (гладкая, шершавая, колючая, пушистая).

1

Динамическое наблюдение

Переключение внимания. Формирование ощущений от статических и динамических поз различных        частей тела (глаза, рот, пальцы), вербализация собственных ощущений.

1

Динамическое наблюдение

Переключение внимания. Выразительность движений (имитация повадок животных, инсценирование школьных событий).

1

Динамическое наблюдение

Устойчивость внимания. Сравнение и обозначение словом формы предметов (3-4 предмета)

1

Динамическое наблюдение

Устойчивость внимания. Комбинирование        разных форм из геометрического конструктора по инструкции

1

Динамическое наблюдение

Объем внимания. Сравнение и обозначение словом величины разных предметов по двум параметрам (длинный и широкий, узкий и короткий и т.д.).

1

Динамическое наблюдение

Объем внимания. Дидактическая игра «Часть и целое»..

1

Динамическое наблюдение

Память

5

Зрительная память. Составление сериационных рядов по величине из 4-5 предметов..

1

Динамическое наблюдение

Зрительная память. Водоплавающие птицы.

1

Динамическое наблюдение

Слуховая память. Группировка предметов по самостоятельно выделенному признаку

1

Динамическое наблюдение

Развитие опосредованного запоминания. Цветовой спектр. Цвета теплые и холодные

1

Динамическое наблюдение

Продуктивность запоминания. Составление сериационного ряда из 4-5 кругов разной насыщенности одного цвета.

1

Динамическое наблюдение

Мышление

11

Полнота и точность представлений. Узнавание предмета по отдельным частям. Дорисовывание незаконченных изображений знакомых предметов

1

Динамическое наблюдение

Развитие словесно-логического мышления. Составление предмета или целостной конструкции из мелких деталей (пазлы)

1

Динамическое наблюдение

Развитие словесно-логического мышления. С овершенствование зрительно-двигательной координации

рук и глаз

1

Динамическое наблюдение

Развитие словесно-логического мышления. Рисование бордюров по наглядному образцу

1

Динамическое наблюдение

Развитие словесно-логического мышления. Нахождение отличительных и общих признаков на наглядном материале (сравнение двух картинок)..

1

Динамическое наблюдение

Развитие словесно-логического мышления. Сравнение трех предметов, отличающихся незначительными качествами или свойствами.

1

Динамическое наблюдение

Развитие мыслительных операций: анализ, синтез, сравнение, обобщение. Дидактическая игра «Повтори узор»

1

Динамическое наблюдение

Развитие мыслительных операций: анализ, синтез, сравнение, обобщение. Развитие осязания        (теплее-холоднее), словесное обозначение. Взвешивание на ладони, определение веса на глаз.

Динамическое наблюдение

Развитие мыслительных операций: анализ, синтез, сравнение, обобщение. Определение        различных свойств веществ (твердость, сыпучесть, вязкость, растворимость).

Динамическое наблюдение

Развитие мыслительных операций: анализ, синтез, сравнение, обобщение. Развитие пространственного праксиса, словесный отчет о выполнении задании.

1

Динамическое наблюдение

Развитие мыслительных операций: анализ, синтез, сравнение, обобщение. Моделирование пространственного положения мебели в комнате

1

Динамическое наблюдение

9 «К», «Л» класс.

Тема

Кол-во часов

Формы контроля

Общение

3

Я и другие. Развитие согласованности движений на разные группы мышц (по инструкции педагога)..

1

Динамическое наблюдение

Чувства. Соотношение движений с поданным звуковым сигналом.

1

Динамическое наблюдение

Выражение чувств. Выполнение целенаправленных действий по трехзвенной инструкции педагога, словесный отчет о выполнении.

1

Динамическое наблюдение

Развитие речи

3

Составление рассказа по сюжетным картинкам. Совершенствование точности мелких движений рук.

1

Динамическое наблюдение

Работа с деформированными предложениями. Графический диктант с усложненными заданиями.

1

Динамическое наблюдение

Работа с деформированным текстом. Точная дифференцировка предметов на ощупь по разным качествам и свойствам (выпуклый, вогнутый, колючий, деревянный, горячий).

1

Динамическое наблюдение

Внимание

8

Устойчивость внимания. Игра «Волшебный мешочек» (с мелкими предметами)..

1

Динамическое наблюдение

Переключение внимания. Игры с сюжетной мозаикой..

1

Динамическое наблюдение

Переключение внимания. Сочетание движений и поз различных частей тела (по инструкции педагога), вербализация поз и действий.

1

Динамическое наблюдение

Переключение внимания. Упражнения на расслабление и снятие мышечных зажимов

1

Динамическое наблюдение

Распределение внимания. Воображаемые действия.

1

Динамическое наблюдение

Распределение внимания. Нахождение нелепиц на картинках

1

Динамическое наблюдение

Объем внимания. Дидактическая игра «Лабиринт».

1

Динамическое наблюдение

Объем внимания. Развитие дифференцированных осязательных ощущений (сухое-влажное-мокрое и т.д.), их словесное обозначение

1

Динамическое наблюдение

Память

5

Развитие зрительной и слуховой памяти. Упражнения в измерении веса предметов на весах.

1

Динамическое наблюдение

Развитие зрительной и слуховой памяти. Определение (чистый – полезный).

1

Динамическое наблюдение

Логическая память. Определение противоположных действий, совершаемых с предметами.

1

Динамическое наблюдение

Логическая память. Ориентировка в помещение и на улице по словесной инструкции.

1

Динамическое наблюдение

Опосредованное запоминание. Определение расположения        предметов в ближнем и дальнем пространстве

1

Динамическое наблюдение

Мышление

11

Развитие мыслительных процессов. Моделирование расположения предметов в пространстве, вербализация пространственных отношений.

1

Динамическое наблюдение

Развитие мыслительных процессов. Моделирование пространственных ситуаций по инструкции педагога (расстановка мебели в кукольной камнате).

1

Динамическое наблюдение

Развитие мыслительных процессов. Ориентировка на листе бумаги разного формата (тетрадный, альбомный, ватман) и по – разному расположенного (горизонтально, вертикально, под углом).

1

Динамическое наблюдение

Развитие мыслительных процессов. Определение времени по часам

1

Динамическое наблюдение

Развитие мыслительных процессов. Длительность временных интервалов.

1

Динамическое наблюдение

Решение логических задач. Дидактическая игра «Когда это бывает?».

1

Динамическое наблюдение

Решение логических задач. Последовательность основных жизненных событий

1

Динамическое наблюдение

Решение логических задач. Возраст людей.

Динамическое наблюдение

Развитие словесно-логического мышления. Дифференцировка звуков по громкости и по высоте тона (неречевых, речевых, музыкальных).

Динамическое наблюдение

Развитие элементов логического мышления. Развитие слухомоторной координации.

1

Динамическое наблюдение

Развитие элементов логического мышления. Дидактическая игра «Угадай по голосу»..

1

Динамическое наблюдение

Ожидаемые результаты

При условии успешной реализации данной программы будет наблюдаться положительная динамика в развитии, ребенок сможет научиться

  1. Использовать вербальные и невербальные средства передачи информации при общении со взрослыми и одноклассниками, поддерживать беседу, диалог.
  2. Адаптировать свое поведения в соответствии с ролевыми ожиданиями других.
  3. Составлять предложения, тексты по картине.
  4. Работать с деформированными предложениями, текстами.
  5. Удерживать и распределять внимание при выполнении учебных заданий.
  6. Повысить уровень развития психических функций.
  7. Преодолеть моторную неловкость.
  8. Расширить зону ближайшего развития и познавательных интересов, любознательность.
  9. Контролировать свою деятельность, обнаруживать и исправлять ошибки.


Календарно-тематический план

8 «К» класс.

Тема

Кол-во часов

Дата

Общение

3

Навыки коммуникативного общения. Развитие согласованности движений на разные группы мышц (по инструкции педагога).

1

4 неделя

Сплочение коллектива. Обучение целенаправленным действиям по 2-3 звенной инструкции педагога..

1

5 неделя

Вербальное и невербальное общение. Пальчиковая гимнастика с речевым сопровождением.

1

6 неделя

Развитие речи

3

Работа с деформированными предложениями. Обводка контуров предметных изображений, штриховка в разных направлениях.

1

7 неделя

Работа с деформированным текстом. Рисование бордюров по образцу.

1

8 неделя

Работа с деформированным текстом. Графический диктант (зрительный и на слух).

9 неделя

Внимание

8

Концентрация внимания. Определение предметов на ощупь, выделение разных свойств и качеств.

1

10 неделя

Концентрация внимания. Восприятие поверхности на ощупь (гладкая, шершавая, колючая, пушистая).

1

11 неделя

Переключение внимания. Формирование ощущений от статических и динамических поз различных        частей тела (глаза, рот, пальцы), вербализация собственных ощущений.

1

12 неделя

Переключение внимания. Выразительность движений (имитация повадок животных, инсценирование школьных событий).

1

13 неделя

Устойчивость внимания. Сравнение и обозначение словом формы предметов (3-4 предмета)

1

14 неделя

Устойчивость внимания. Комбинирование        разных форм из геометрического конструктора по инструкции

1

15 неделя

Объем внимания. Сравнение и обозначение словом величины разных предметов по двум параметрам (длинный и широкий, узкий и короткий и т.д.).

1

16 неделя

Объем внимания. Дидактическая игра «Часть и целое»..

1

17 неделя

Память

5

Зрительная память. Составление сериационных рядов по величине из 4-5 предметов..

1

18 неделя

Зрительная память. Водоплавающие птицы.

1

19 неделя

Слуховая память. Группировка предметов по самостоятельно выделенному признаку

1

20 неделя

Развитие опосредованного запоминания. Цветовой спектр. Цвета теплые и холодные

1

21 неделя

Продуктивность запоминания. Составление сериационного ряда из 4-5 кругов разной насыщенности одного цвета.

1

22 неделя

Мышление

11

Полнота и точность представлений. Узнавание предмета по отдельным частям. Дорисовывание незаконченных изображений знакомых предметов

1

23 неделя

Развитие словесно-логического мышления. Составление предмета или целостной конструкции из мелких деталей (пазлы)

1

24 неделя

Развитие словесно-логического мышления. С овершенствование зрительно-двигательной координации

рук и глаз

1

25 неделя

Развитие словесно-логического мышления. Рисование бордюров по наглядному образцу

1

26 неделя

Развитие словесно-логического мышления. Нахождение отличительных и общих признаков на наглядном материале (сравнение двух картинок)..

1

27 неделя

Развитие словесно-логического мышления. Сравнение трех предметов, отличающихся незначительными качествами или свойствами.

1

28 неделя

Развитие мыслительных операций: анализ, синтез, сравнение, обобщение. Дидактическая игра «Повтори узор»

1

29 неделя

Развитие мыслительных операций: анализ, синтез, сравнение, обобщение. Развитие осязания        (теплее-холоднее), словесное обозначение. Взвешивание на ладони, определение веса на глаз.

30 неделя

Развитие мыслительных операций: анализ, синтез, сравнение, обобщение. Определение        различных свойств веществ (твердость, сыпучесть, вязкость, растворимость).

31 неделя

Развитие мыслительных операций: анализ, синтез, сравнение, обобщение. Развитие пространственного праксиса, словесный отчет о выполнении задании.

1

32 неделя

Развитие мыслительных операций: анализ, синтез, сравнение, обобщение. Моделирование пространственного положения мебели в комнате

1

33 неделя

9 «К», «Л» класс.

Тема

Кол-во часов

Дата

Общение

3

Я и другие. Развитие согласованности движений на разные группы мышц (по инструкции педагога)..

1

4 неделя

Чувства. Соотношение движений с поданным звуковым сигналом.

1

5 неделя

Выражение чувств. Выполнение целенаправленных действий по трехзвенной инструкции педагога, словесный отчет о выполнении.

1

6 неделя

Развитие речи

3

Составление рассказа по сюжетным картинкам. Совершенствование точности мелких движений рук.

1

7 неделя

Работа с деформированными предложениями. Графический диктант с усложненными заданиями.

1

8 неделя

Работа с деформированным текстом. Точная дифференцировка предметов на ощупь по разным качествам и свойствам (выпуклый, вогнутый, колючий, деревянный, горячий).

1

9 неделя

Внимание

8

Устойчивость внимания. Игра «Волшебный мешочек» (с мелкими предметами)..

1

10 неделя

Переключение внимания. Игры с сюжетной мозаикой..

1

11 неделя

Переключение внимания. Сочетание движений и поз различных частей тела (по инструкции педагога), вербализация поз и действий.

1

12 неделя

Переключение внимания. Упражнения на расслабление и снятие мышечных зажимов

1

13 неделя

Распределение внимания. Воображаемые действия.

1

14 неделя

Распределение внимания. Нахождение нелепиц на картинках

1

15 неделя

Объем внимания. Дидактическая игра «Лабиринт».

1

16 неделя

Объем внимания. Развитие дифференцированных осязательных ощущений (сухое-влажное-мокрое и т.д.), их словесное обозначение

1

17 неделя

Память

5

Развитие зрительной и слуховой памяти. Упражнения в измерении веса предметов на весах.

1

18 неделя

Развитие зрительной и слуховой памяти. Определение (чистый – полезный).

1

19 неделя

Логическая память. Определение противоположных действий, совершаемых с предметами.

1

20 неделя

Логическая память. Ориентировка в помещение и на улице по словесной инструкции.

1

21 неделя

Опосредованное запоминание. Определение расположения        предметов в ближнем и дальнем пространстве

1

22 неделя

Мышление

11

Развитие мыслительных процессов. Моделирование расположения предметов в пространстве, вербализация пространственных отношений.

1

23 неделя

Развитие мыслительных процессов. Моделирование пространственных ситуаций по инструкции педагога (расстановка мебели в кукольной камнате).

1

24 неделя

Развитие мыслительных процессов. Ориентировка на листе бумаги разного формата (тетрадный, альбомный, ватман) и по – разному расположенного (горизонтально, вертикально, под углом).

1

25 неделя

Развитие мыслительных процессов. Определение времени по часам

1

26 неделя

Развитие мыслительных процессов. Длительность временных интервалов.

1

27 неделя

Решение логических задач. Дидактическая игра «Когда это бывает?».

1

28 неделя

Решение логических задач. Последовательность основных жизненных событий

1

29 неделя

Решение логических задач. Возраст людей.

30 неделя

Развитие словесно-логического мышления. Дифференцировка звуков по громкости и по высоте тона (неречевых, речевых, музыкальных).

31 неделя

Развитие элементов логического мышления. Развитие слухомоторной координации.

1

32 неделя

Развитие элементов логического мышления. Дидактическая игра «Угадай по голосу»..

1

33 неделя


Учебно-методическое обеспечение

  1. Пособие представляет собой методические рекомендации по работе с рабочими тетрадями «Умникам и умницам». Курс РПС (1,2,3,4 классы класс
  2. Холодова О.А., Е.А. Моренко «Умникам и умницам»
  3. Задания  по  развитию  познавательных   способностей   (.   Курс   РПС)
  4. Холодова О.А., Е.А. Моренко Умникам и умницам: Задания по развитию познавательных способностей 4 класс. Курс РПС. Рабочие тетради: В 2 частях, часть 1 / - М.: РОСТ, 2013. - 96
  5. Холодова О.А., Е.А. Моренко Умникам и умницам: Задания по развитию познавательных способностей ( Курс РПС./ Методическое пособие для 3,4 класса - М.: РОСТ, 2013. - 288 с.
  6. Е.В. Соколова «Наблюдаем и сравниваем» Академия развития 8.Л.В. Мщенкова «25 развивающих занятий » Академия развития
  7. Экспериментальная программа. Сборник№5 / Г.М. Касымова – А,2002
  8. Азбука общения. Развитие личности ребенка, навыков общения со взрослыми и сверстниками. / Л.М. Щипицына, О.В. Защиринская, А.П.Воронова, Т.А. Нилова. – СПб., 1998
  9. Психодиагностика, коррекция и развитие личности. / Н.И.Шевандрин.– М., 2001 12.Психологическая помощь школьникам с проблемами в обучении./ Н.П. Слободяник – М., 2004
  10. Социальная реабилитация детей с ограниченными возможностями здоровья.
  11. Психологические основы. / Л.И. Акатов. – М.,2003
  12. 120уроков психологического развития младших школьников. / Локалова Н.П. – М.,2000
  13. Дидактические игры в обучении школьников с отклонениями в развитии. / А.А. Катаева, Е.А.Стребелева. – М.,2001
  14. Психологические игры для старшеклассников./ Т. Бедарева, А.Грецова. – СПб.,2008
  15. Психологическая диагностика отклонений в развитии детей. Методическое пособие./ Л.М. Шипицыной. – СПб.,2004
  16. Особенности умственного развития учащихся вспомогательной школы. /Под ред.
  17. Ж. И. Шиф. Введение. - М., 1965.
  18. В.М.Мозговой, И.М.Яковлева, А.А.Еремина “Основы олигофренопедагогика”: учеб. пособие для студ. сред. учеб. заведений /. – М.: Издательский центр Академия”, 2006 г.
  19. Е.Худенко, Е.Останина 1-2 часть “Практическое пособие по развитию речи для детей с отклонениями в развитии”. Издательство “Школа”. 1992 г.
  20. Г.С.Швайко “Игры и игровые упражнения для развития речи” Москва. 1988 г.
  21. Т.Б.Епифанцева, Т.Е.Киселенко, И.А.Могилева “Настольная книга педагога – дефектолога” Москва 2005 г.
  22. Пузанов Б.П. “Обучение детей с нарушением интеллектуального развития”.
  23. Егорова Т.В. “Особенности памяти и мышления младших школьников, отстающих в развитии”. – Москва. 1973 г.
  24. Развивающие игры для детей. – Москва: Физкультура и спорт. 1990 г.
  25. Тихомирова Л.Ф., Басов А.В. “Развитие логического мышления детей”. – Ярославль: ТОО “Гринго”. 1995 г.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие сенсомоторной сферы у детей с интеллектуальной недостаточностью

        Наблюдая за детьми 5-7 лет, имеющими отклонения в развитии, сталкиваемся с тем, как трудно ребёнку выразить свои мысли, бывает даже одно слово сказать правильно сост...

Особенности развития творческих способностей у детей с умственной отсталостью

В материале собран теоретический материал об особенностях развития творческих способностей у детей с умственной отсталостью на уроках технологии....

Формирование и развитие творческих способностей у детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).

   Дети с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) – это особые дети в работе с которыми развитие творческих способностей имеет немаловажное значение. Занятие творческим...

«Развитие сенсомоторной сферы у детей с умственной отсталостью». (4-5 класс)

laquo;Развитие сенсомоторной сферы у детей с умственной отсталостью»....

Доклад: "Развитие эмоциональной сферы у детей с умственной отсталостью с нарушением слуха с помощью подвижных игр"

Эмоциональное развитие детей – одно из важнейших направлений профессиональной деятельности педагога. Эмоции являются центральным звеном психической жизни человека и прежде всего ребёнка....

Развитие когнитивной сферы младших школьников с умственной отсталостью.

Залогом успешного развития и коррекции мнестических возможностей детей является Сформированность межмодальных  перцептивных взаимодействий, то есть перевод информации с  языка одной модально...