«Развитие сенсомоторной сферы у детей с умственной отсталостью». (4-5 класс)
рабочая программа (5 класс) на тему

Сурмак Евгения Михайловна

«Развитие сенсомоторной сферы у детей с умственной отсталостью».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл defektologiya._sensornoe_razvitie_4-5_kl1.docx47.3 КБ

Предварительный просмотр:

ДЕПАРТАМЕНТ  ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА  МОСКВЫ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА МОСКВЫ «Школа № 281»

(ГБОУ Школа № 281)

////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////

ул. Радужная, д.7, г. Москва, 129344

тел./факс: 8(495) 471-28-55; 8(495) 471-54-43

E-mail: 281@edu.mos.ruhttp://sch281sv-new.mskobr.ru/

ОКПО – 30177061, ОГРН – 1117746676860, ИНН/КПП  7716696769/77160100

«Согласовано»

Старший методист

_________Коклягина И. А. ____

______________________2017г.

«Утверждаю»

Директор ГБОУ Школа № 281

______Вологина Е.С.__________

______________________2017 г.

Рабочая программа

Название:

«Развитие сенсомоторной сферы у детей с умственной отсталостью».

Категория: обучающиеся с нарушением интеллекта.

Возраст: 10-13 лет.

Учебный год: 2017-2018

Педагог: Сурмак Евгения Михайловна, учитель-дефектолог.

Москва, 2017


Пояснительная записка.

Рабочая программа индивидуальных и групповых дефектологических занятий адресована обучающимся 10-13 лет с умственной отсталостью и составлена на основе:

  • Программа Удаловой Э.Я., Метиевой Л.А. «Развитие психомоторики и сенсорных процессов» для обучающихся 1-4 классов специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида»;
  • Программа специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида: Подготовительный, 1—4 классы/Под ред. В.В. Воронковой; 8-е издание. - М.: Просвещение, 2013, -176 с.
  • Программы для 5-9 классов специальных (коррекционных) учреждений VIII вида: Сб.1. – М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2000.- 224 с.

Психолого-педагогическая характеристика обучающихся.

У умственно отсталых школьников обнаруживается недостаточность всех уровней мыслительной деятельности. Выполняемый учащимися мыслительный анализ зрительно воспринимаемого реального предмета или его изображения отличается бедностью и фрагментарностью.

Обучающихся  затрудняет решение простейших практически-действенных задач. Они выполняют задания с большим количеством ошибок после многих попыток. Причем одни и те же ошибки многократно повторяются, поскольку дети, не достигнув успеха, обычно не изменяют однажды избранного способа действия. Затруднен перенос действий в новую учебную ситуацию.

Осуществление практических действий затруднено, поскольку у учащихся моторное и чувственно познание неполноценно. Нарушена работоспособность в связи с повышенной утомляемостью и истощаемостью нервной системы.

Основными причинами трудностей усвоения учебного материала являются нарушение внимания, эмоционально-волевой регуляции и самоконтроля.

Объем программы: 30 часов.

Форма и продолжительность занятий: групповые – 40 минут.

Цель: формирование и коррекция познавательной деятельности, мыслительных операций, формирование БУД на основе ознакомления с окружающим.

Задачи:

  1. Сформировать коммуникативные функций: умение владеть вербальными и невербальными средствами передачи информации, умение общаться поддержать беседу диалог.
  2. Учить составлять предложения, тексты по картине.
  3. Учить работать с деформированными предложениями, текстами.
  4. Учить удерживать и распределять внимание при выполнении учебных заданий.
  5. Корректировать и развивать память (слуховую и зрительную).
  6. Корректировать и развивать опосредованное запоминание.
  7. Корректировать и развивать мыслительные операции (синтез, обобщение, анализ).
  8. Корректировать и развивать понятийное мышление.
  9. Корректировать и развивать эмоционально – волевой сферы: овладение регулятивным поведением, развитие внутренней активности, формирование адекватной самооценки, формирование поведения адекватного социальным нормам.
  10. Повышать мотивацию к учебной деятельности.

Учебно-тематический план

4 «К» класс.

Тема

Кол-во часов

Формы контроля

Общение

3

Понимание контекстной речи.

Развитие крупной моторики.

1

Динамическое наблюдение

Чувства. Формирование чувства равновесия.

1

Динамическое наблюдение

Я и другие. Развитие согласованности действий и движений разных частей тела.

1

Динамическое наблюдение

Развитие речи

3

Составление рассказа по сюжетным картинкам. Обводка по трафарету (внутреннему и внешнему), штриховка..

1

Динамическое наблюдение

Составление рассказа по картине. Развитие координации движений руки и глаза

1

Динамическое наблюдение

Составление предложений из заданных слов. Определение на ощупь величины предмета (большой – маленький – самый маленький

1

Динамическое наблюдение

Внимание

8

Устойчивость внимания. Определение на ощупь плоскостных фигур и предметов

1

Динамическое наблюдение

Устойчивость внимания. Игры с крупной мозаикой.

1

Динамическое наблюдение

Переключение внимания. Формирование        ощущений от различных поз тела, вербализация собственных ощущений.

1

Динамическое наблюдение

Переключение внимания. Движения и позы головы собственных ощущений.

1

Динамическое наблюдение

Распределение внимания. Формирование        сенсорных эталонов плоскостных геометрических фигур Различение предметов по величине (большой – маленький)

1

Динамическое наблюдение

Распределение внимания. Группировка предметов и их изображений по форме.

1

Динамическое наблюдение

Объем внимания. Работа с геометрическим конструктором..

1

Динамическое наблюдение

Объем внимания. Дидактическая игра «Какой фигуры не стало?» (6-9предметов).

1

Динамическое наблюдение

Память

5

Зрительная память. Сравнение двух предметов по высоте и длине.

1

Динамическое наблюдение

Зрительная память. Сравнение двух предметов по ширине и толщине.

1

Динамическое наблюдение

Слуховая память. Дидактическая игра «Назови цвет предмета»

1

Динамическое наблюдение

Словесно – логическая память. Конструирование объемных предметов из составных частей.

1

Динамическое наблюдение

Продуктивность запоминания. Составление целого из частей (10-15 детали) на разрезном наглядном материале.

1

Динамическое наблюдение

Мышление

11

Полнота и точность представлений. Формирование навыков зрительного анализа и синтеза (обследование предметов, состоящих из 2-3 деталей, по инструкции педагога).

1

Динамическое наблюдение

Развитие наглядно-действенного мышления. Нахождение отличительных и общих признаков двух предметов

1

Динамическое наблюдение

Развитие наглядно-действенного мышления. Дидактическая игра «Какой детали не хватает?».

1

Динамическое наблюдение

Развитие наглядно-действенного мышления. Дидактическая игра «Что изменилось» (10-12) предметов

1

Динамическое наблюдение

Развитие наглядно-образного мышления. Выделение и различение звуков окружающей среды (стон, звон, гудение, жужжание).

1

Динамическое наблюдение

Развитие наглядно-образного мышления. Различение речевых и музыкальных звуков.

1

Динамическое наблюдение

Развитие наглядно-образного мышления. Ориентировка на собственном теле.

1

Динамическое наблюдение

Развитие наглядно-образного мышления. Движение в заданном направлении в пространстве.

Динамическое наблюдение

Развитие наглядно-образного мышления. Ориентировка в помещении (кабинет).

Динамическое наблюдение

Развитие элементов логического мышления. Определение расположения предметов в помещение

1

Динамическое наблюдение

Развитие элементов логического мышления. Ориентировка на листе бумаги (центр, верх, низ, правая или левая сторона).

1

Динамическое наблюдение

5 «К», «Л» класс.

Тема

Кол-во часов

Формы контроля

Общение

3

Понимание контекстной речи.

Развитие точности движений.

1

Динамическое наблюдение

Чувства. Обучение целенаправленным действиям по двухзвенной инструкции педагога.

1

Динамическое наблюдение

Я и другие. Упражнения на синхронность работы обеих рук

1

Динамическое наблюдение

Развитие речи

3

Составление рассказа по сюжетным картинкам. Штриховка в различных направлениях и рисование по трафарету

1

Динамическое наблюдение

Составление рассказа по картине. Развитие координации движений рук и глаз (по инструкции педагога).

1

Динамическое наблюдение

Составление предложений из заданных слов. Определение на ощупь предметов с разными свойствами

(мягкие, жесткие, холодные, теплые).

1

Динамическое наблюдение

Внимание

8

Устойчивость внимания. Определение на ощупь формы предмета.

1

Динамическое наблюдение

Устойчивость внимания. Движение и позы верхних и нижних конечностей (упражнения по инструкции педагога).

1

Динамическое наблюдение

Переключение внимания. Движение и положения головы (по инструкции педагога), вербализация собственных ощущений

1

Динамическое наблюдение

Переключение внимания. Формирование эталонов объемных геометрических фигур (шар, куб).

1

Динамическое наблюдение

Распределение внимания. Группировка предметов по форме (объемные и плоскостные).

1

Динамическое наблюдение

Распределение внимания. Сравнение 2-3 предметов по высоте и толщине.

1

Динамическое наблюдение

Объем внимания. Сравнение 2-3 предметов по длине и ширине.

1

Динамическое наблюдение

Объем внимания. Группировка предметов по форме и цвету по инструкции педагога.

1

Динамическое наблюдение

Память

5

Зрительная память. Составление сериационных рядов по величине из 3-4 предметов по заданному признаку.

1

Динамическое наблюдение

Зрительная память. Конструирование предметов из геометрических фигур (2 - 4 детали).

1

Динамическое наблюдение

Слуховая память. Составление целого из частей (3-4 детали) на разрезном наглядном материале

1

Динамическое наблюдение

Словесно – логическая память. Нахождение отличий на наглядном материале (сравнение двух картинок).

1

Динамическое наблюдение

Продуктивность запоминания. Дидактическая игра «Что изменилось?» (от 5 предметов)

1

Динамическое наблюдение

Мышление

11

Полнота и точность представлений. Ориентировка в помещении, движение в заданном направлении, обозначение словом направления движения

1

Динамическое наблюдение

Развитие наглядно-действенного мышления. Ориентировка в школьном помещении, понятие «дальше – ближе».

1

Динамическое наблюдение

Развитие наглядно-действенного мышления. Расположение плоскостных и объемных предметов в вертикальном поле листа.

1

Динамическое наблюдение

Развитие наглядно-действенного мышления. Пространственная ориентировка на поверхности парты.

1

Динамическое наблюдение

Развитие наглядно-образного мышления. Ориентировка на листе бумаги (выделение всех углов).

1

Динамическое наблюдение

Развитие наглядно-образного мышления. Дидактическая игра «Кто позвал тебя, скажи»

1

Динамическое наблюдение

Развитие наглядно-образного мышления. Дифференцировка звуков шумовых и музыкальных инструментов (погремушка, барабан, колокольчик, ложки, гармошка, бубен).

1

Динамическое наблюдение

Развитие наглядно-образного мышления. Восприятие чувства тяжести от разных предметов, словесное обозначение ощущений.

Динамическое наблюдение

Развитие наглядно-образного мышления. Развития осязания (температурные ощущения).

Динамическое наблюдение

Развитие элементов логического мышления. Различение наложенных изображений предметов (2-3изображения).

1

Динамическое наблюдение

Развитие элементов логического мышления. Нахождение отличий на наглядном материале (сравнение двух картинок).

1

Динамическое наблюдение

Ожидаемые результаты

При условии успешной реализации данной программы будет наблюдаться положительная динамика в развитии, ребенок сможет научиться

  1. Использовать вербальные и невербальные средства передачи информации при общении со взрослыми и одноклассниками, поддерживать беседу, диалог.
  2. Адаптировать свое поведения в соответствии с ролевыми ожиданиями других.
  3. Составлять предложения, тексты по картине.
  4. Работать с деформированными предложениями, текстами.
  5. Удерживать и распределять внимание при выполнении учебных заданий.
  6. Повысить уровень развития психических функций.
  7. Преодолеть моторную неловкость.
  8. Расширить зону ближайшего развития и познавательных интересов, любознательность.
  9. Контролировать свою деятельность, обнаруживать и исправлять ошибки.


Календарно-тематический план

4 «К» класс.

Тема

Кол-во часов

Дата

Общение

3

Понимание контекстной речи.

Развитие крупной моторики.

1

4 неделя

Чувства. Формирование чувства равновесия.

1

5 неделя

Я и другие. Развитие согласованности действий и движений разных частей тела.

1

6 неделя

Развитие речи

3

Составление рассказа по сюжетным картинкам. Обводка по трафарету (внутреннему и внешнему), штриховка..

1

7 неделя

Составление рассказа по картине. Развитие координации движений руки и глаза

1

8 неделя

Составление предложений из заданных слов. Определение на ощупь величины предмета (большой – маленький – самый маленький

1

9 неделя

Внимание

8

Устойчивость внимания. Определение на ощупь плоскостных фигур и предметов

1

10 неделя

Устойчивость внимания. Игры с крупной мозаикой.

1

11 неделя

Переключение внимания. Формирование        ощущений от различных поз тела, вербализация собственных ощущений.

1

12 неделя

Переключение внимания. Движения и позы головы собственных ощущений.

1

13 неделя

Распределение внимания. Формирование        сенсорных эталонов плоскостных геометрических фигур Различение предметов по величине (большой – маленький)

1

14 неделя

Распределение внимания. Группировка предметов и их изображений по форме.

1

15 неделя

Объем внимания. Работа с геометрическим конструктором..

1

16 неделя

Объем внимания. Дидактическая игра «Какой фигуры не стало?» (6-9предметов).

1

17 неделя

Память

5

Зрительная память. Сравнение двух предметов по высоте и длине.

1

18 неделя

Зрительная память. Сравнение двух предметов по ширине и толщине.

1

19 неделя

Слуховая память. Дидактическая игра «Назови цвет предмета»

1

20 неделя

Словесно – логическая память. Конструирование объемных предметов из составных частей.

1

21 неделя

Продуктивность запоминания. Составление целого из частей (10-15 детали) на разрезном наглядном материале.

1

22 неделя

Мышление

11

Полнота и точность представлений. Формирование навыков зрительного анализа и синтеза (обследование предметов, состоящих из 2-3 деталей, по инструкции педагога).

1

23 неделя

Развитие наглядно-действенного мышления. Нахождение отличительных и общих признаков двух предметов

1

24 неделя

Развитие наглядно-действенного мышления. Дидактическая игра «Какой детали не хватает?».

1

25 неделя

Развитие наглядно-действенного мышления. Дидактическая игра «Что изменилось» (10-12) предметов

1

26 неделя

Развитие наглядно-образного мышления. Выделение и различение звуков окружающей среды (стон, звон, гудение, жужжание).

1

27 неделя

Развитие наглядно-образного мышления. Различение речевых и музыкальных звуков.

1

28 неделя

Развитие наглядно-образного мышления. Ориентировка на собственном теле.

1

29 неделя

Развитие наглядно-образного мышления. Движение в заданном направлении в пространстве.

30 неделя

Развитие наглядно-образного мышления. Ориентировка в помещении (кабинет).

31 неделя

Развитие элементов логического мышления. Определение расположения предметов в помещение

1

32 неделя

Развитие элементов логического мышления. Ориентировка на листе бумаги (центр, верх, низ, правая или левая сторона).

1

33 неделя

5 «К», «Л» класс.

Тема

Кол-во часов

Дата

Общение

3

Понимание контекстной речи.

Развитие точности движений.

1

4 неделя

Чувства. Обучение целенаправленным действиям по двухзвенной инструкции педагога.

1

5 неделя

Я и другие. Упражнения на синхронность работы обеих рук

1

6 неделя

Развитие речи

3

Составление рассказа по сюжетным картинкам. Штриховка в различных направлениях и рисование по трафарету

1

7 неделя

Составление рассказа по картине. Развитие координации движений рук и глаз (по инструкции педагога).

1

8 неделя

Составление предложений из заданных слов. Определение на ощупь предметов с разными свойствами

(мягкие, жесткие, холодные, теплые).

1

9 неделя

Внимание

8

Устойчивость внимания. Определение на ощупь формы предмета.

1

10 неделя

Устойчивость внимания. Движение и позы верхних и нижних конечностей (упражнения по инструкции педагога).

1

11 неделя

Переключение внимания. Движение и положения головы (по инструкции педагога), вербализация собственных ощущений

1

12 неделя

Переключение внимания. Формирование эталонов объемных геометрических фигур (шар, куб).

1

13 неделя

Распределение внимания. Группировка предметов по форме (объемные и плоскостные).

1

14 неделя

Распределение внимания. Сравнение 2-3 предметов по высоте и толщине.

1

15 неделя

Объем внимания. Сравнение 2-3 предметов по длине и ширине.

1

16 неделя

Объем внимания. Группировка предметов по форме и цвету по инструкции педагога.

1

17 неделя

Память

5

Зрительная память. Составление сериационных рядов по величине из 3-4 предметов по заданному признаку.

1

18 неделя

Зрительная память. Конструирование предметов из геометрических фигур (2 - 4 детали).

1

19 неделя

Слуховая память. Составление целого из частей (3-4 детали) на разрезном наглядном материале

1

20 неделя

Словесно – логическая память. Нахождение отличий на наглядном материале (сравнение двух картинок).

1

21 неделя

Продуктивность запоминания. Дидактическая игра «Что изменилось?» (от 5 предметов)

1

22 неделя

Мышление

11

Полнота и точность представлений. Ориентировка в помещении, движение в заданном направлении, обозначение словом направления движения

1

23 неделя

Развитие наглядно-действенного мышления. Ориентировка в школьном помещении, понятие «дальше – ближе».

1

24 неделя

Развитие наглядно-действенного мышления. Расположение плоскостных и объемных предметов в вертикальном поле листа.

1

25 неделя

Развитие наглядно-действенного мышления. Пространственная ориентировка на поверхности парты.

1

26 неделя

Развитие наглядно-образного мышления. Ориентировка на листе бумаги (выделение всех углов).

1

27 неделя

Развитие наглядно-образного мышления. Дидактическая игра «Кто позвал тебя, скажи»

1

28 неделя

Развитие наглядно-образного мышления. Дифференцировка звуков шумовых и музыкальных инструментов (погремушка, барабан, колокольчик, ложки, гармошка, бубен).

1

29 неделя

Развитие наглядно-образного мышления. Восприятие чувства тяжести от разных предметов, словесное обозначение ощущений.

30 неделя

Развитие наглядно-образного мышления. Развития осязания (температурные ощущения).

31 неделя

Развитие элементов логического мышления. Различение наложенных изображений предметов (2-3изображения).

1

32 неделя

Развитие элементов логического мышления. Нахождение отличий на наглядном материале (сравнение двух картинок).

1

33 неделя

Учебно-методическое обеспечение

  1. Пособие представляет собой методические рекомендации по работе с рабочими тетрадями «Умникам и умницам». Курс РПС (1,2,3,4 классы класс
  2. Холодова О.А., Е.А. Моренко «Умникам и умницам»
  3. Задания по развитию познавательных способностей (Курс РПС)
  4. Холодова О.А., Е.А. Моренко Умникам и умницам: Задания по развитию познавательных способностей 4 класс. Курс РПС. Рабочие тетради: В 2 частях, часть 1 / - М.: РОСТ, 2013. - 96
  5. Холодова О.А., Е.А. Моренко Умникам и умницам: Задания по развитию познавательных способностей ( Курс РПС./ Методическое пособие для 3,4 класса - М.: РОСТ, 2013. - 288 с.
  6. Е.В. Соколова «Наблюдаем и сравниваем» Академия развития 8.Л.В. Мщенкова «25 развивающих занятий » Академия развития
  7. Экспериментальная программа. Сборник№5 / Г.М. Касымова – А,2002
  8. Азбука общения. Развитие личности ребенка, навыков общения со взрослыми и сверстниками. / Л.М. Щипицына, О.В. Защиринская, А.П.Воронова, Т.А. Нилова. – СПб., 1998
  9. Психодиагностика, коррекция и развитие личности. / Н.И.Шевандрин.– М., 2001 12.Психологическая помощь школьникам с проблемами в обучении./ Н.П. Слободяник – М., 2004
  10. Социальная реабилитация детей с ограниченными возможностями здоровья.
  11. Психологические основы. / Л.И. Акатов. – М.,2003
  12. 120уроков психологического развития младших школьников. / Локалова Н.П. – М.,2000
  13. Дидактические игры в обучении школьников с отклонениями в развитии. / А.А. Катаева, Е.А.Стребелева. – М.,2001
  14. Психологические игры для старшеклассников./ Т. Бедарева, А.Грецова. – СПб.,2008
  15. Психологическая диагностика отклонений в развитии детей. Методическое пособие./ Л.М. Шипицыной. – СПб.,2004
  16. Особенности умственного развития учащихся вспомогательной школы. /Под ред.
  17. Ж. И. Шиф. Введение. - М., 1965.
  18. В.М.Мозговой, И.М.Яковлева, А.А.Еремина “Основы олигофренопедагогика”: учеб. пособие для студ. сред. учеб. заведений /. – М.: Издательский центр Академия”, 2006 г.
  19. Е.Худенко, Е.Останина 1-2 часть “Практическое пособие по развитию речи для детей с отклонениями в развитии”. Издательство “Школа”. 1992 г.
  20. Г.С.Швайко “Игры и игровые упражнения для развития речи” Москва. 1988 г.
  21. Т.Б.Епифанцева, Т.Е.Киселенко, И.А.Могилева “Настольная книга педагога – дефектолога” Москва 2005 г.
  22. Пузанов Б.П. “Обучение детей с нарушением интеллектуального развития”.
  23. Егорова Т.В. “Особенности памяти и мышления младших школьников, отстающих в развитии”. – Москва. 1973 г.
  24. Развивающие игры для детей. – Москва: Физкультура и спорт. 1990 г.
  25. Тихомирова Л.Ф., Басов А.В. “Развитие логического мышления детей”. – Ярославль: ТОО “Гринго”. 1995 г.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие сенсомоторной сферы у детей с интеллектуальной недостаточностью

        Наблюдая за детьми 5-7 лет, имеющими отклонения в развитии, сталкиваемся с тем, как трудно ребёнку выразить свои мысли, бывает даже одно слово сказать правильно сост...

Особенности развития творческих способностей у детей с умственной отсталостью

В материале собран теоретический материал об особенностях развития творческих способностей у детей с умственной отсталостью на уроках технологии....

Формирование и развитие творческих способностей у детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).

   Дети с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) – это особые дети в работе с которыми развитие творческих способностей имеет немаловажное значение. Занятие творческим...

«Развитие сенсомоторной сферы у детей с умственной отсталостью». (8-9 класс)

laquo;Развитие сенсомоторной сферы у детей с умственной отсталостью»....

Доклад: "Развитие эмоциональной сферы у детей с умственной отсталостью с нарушением слуха с помощью подвижных игр"

Эмоциональное развитие детей – одно из важнейших направлений профессиональной деятельности педагога. Эмоции являются центральным звеном психической жизни человека и прежде всего ребёнка....

Развитие когнитивной сферы младших школьников с умственной отсталостью.

Залогом успешного развития и коррекции мнестических возможностей детей является Сформированность межмодальных  перцептивных взаимодействий, то есть перевод информации с  языка одной модально...