«Развитие сенсомоторной сферы у детей с умственной отсталостью». (4-5 класс)
рабочая программа (5 класс) на тему
«Развитие сенсомоторной сферы у детей с умственной отсталостью».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
defektologiya._sensornoe_razvitie_4-5_kl1.docx | 47.3 КБ |
Предварительный просмотр:
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА МОСКВЫ «Школа № 281»
(ГБОУ Школа № 281)
////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////
ул. Радужная, д.7, г. Москва, 129344
тел./факс: 8(495) 471-28-55; 8(495) 471-54-43
E-mail: 281@edu.mos.ruhttp://sch281sv-new.mskobr.ru/
ОКПО – 30177061, ОГРН – 1117746676860, ИНН/КПП 7716696769/77160100
«Согласовано» Старший методист _________Коклягина И. А. ____ ______________________2017г. | «Утверждаю» Директор ГБОУ Школа № 281 ______Вологина Е.С.__________ ______________________2017 г. |
Рабочая программа
Название:
«Развитие сенсомоторной сферы у детей с умственной отсталостью».
Категория: обучающиеся с нарушением интеллекта.
Возраст: 10-13 лет.
Учебный год: 2017-2018
Педагог: Сурмак Евгения Михайловна, учитель-дефектолог.
Москва, 2017
Пояснительная записка.
Рабочая программа индивидуальных и групповых дефектологических занятий адресована обучающимся 10-13 лет с умственной отсталостью и составлена на основе:
- Программа Удаловой Э.Я., Метиевой Л.А. «Развитие психомоторики и сенсорных процессов» для обучающихся 1-4 классов специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида»;
- Программа специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида: Подготовительный, 1—4 классы/Под ред. В.В. Воронковой; 8-е издание. - М.: Просвещение, 2013, -176 с.
- Программы для 5-9 классов специальных (коррекционных) учреждений VIII вида: Сб.1. – М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2000.- 224 с.
Психолого-педагогическая характеристика обучающихся.
У умственно отсталых школьников обнаруживается недостаточность всех уровней мыслительной деятельности. Выполняемый учащимися мыслительный анализ зрительно воспринимаемого реального предмета или его изображения отличается бедностью и фрагментарностью.
Обучающихся затрудняет решение простейших практически-действенных задач. Они выполняют задания с большим количеством ошибок после многих попыток. Причем одни и те же ошибки многократно повторяются, поскольку дети, не достигнув успеха, обычно не изменяют однажды избранного способа действия. Затруднен перенос действий в новую учебную ситуацию.
Осуществление практических действий затруднено, поскольку у учащихся моторное и чувственно познание неполноценно. Нарушена работоспособность в связи с повышенной утомляемостью и истощаемостью нервной системы.
Основными причинами трудностей усвоения учебного материала являются нарушение внимания, эмоционально-волевой регуляции и самоконтроля.
Объем программы: 30 часов.
Форма и продолжительность занятий: групповые – 40 минут.
Цель: формирование и коррекция познавательной деятельности, мыслительных операций, формирование БУД на основе ознакомления с окружающим.
Задачи:
- Сформировать коммуникативные функций: умение владеть вербальными и невербальными средствами передачи информации, умение общаться поддержать беседу диалог.
- Учить составлять предложения, тексты по картине.
- Учить работать с деформированными предложениями, текстами.
- Учить удерживать и распределять внимание при выполнении учебных заданий.
- Корректировать и развивать память (слуховую и зрительную).
- Корректировать и развивать опосредованное запоминание.
- Корректировать и развивать мыслительные операции (синтез, обобщение, анализ).
- Корректировать и развивать понятийное мышление.
- Корректировать и развивать эмоционально – волевой сферы: овладение регулятивным поведением, развитие внутренней активности, формирование адекватной самооценки, формирование поведения адекватного социальным нормам.
- Повышать мотивацию к учебной деятельности.
Учебно-тематический план
4 «К» класс.
№ | Тема | Кол-во часов | Формы контроля |
Общение | 3 | ||
Понимание контекстной речи. Развитие крупной моторики. | 1 | Динамическое наблюдение | |
Чувства. Формирование чувства равновесия. | 1 | Динамическое наблюдение | |
Я и другие. Развитие согласованности действий и движений разных частей тела. | 1 | Динамическое наблюдение | |
Развитие речи | 3 | ||
Составление рассказа по сюжетным картинкам. Обводка по трафарету (внутреннему и внешнему), штриховка.. | 1 | Динамическое наблюдение | |
Составление рассказа по картине. Развитие координации движений руки и глаза | 1 | Динамическое наблюдение | |
Составление предложений из заданных слов. Определение на ощупь величины предмета (большой – маленький – самый маленький | 1 | Динамическое наблюдение | |
Внимание | 8 | ||
Устойчивость внимания. Определение на ощупь плоскостных фигур и предметов | 1 | Динамическое наблюдение | |
Устойчивость внимания. Игры с крупной мозаикой. | 1 | Динамическое наблюдение | |
Переключение внимания. Формирование ощущений от различных поз тела, вербализация собственных ощущений. | 1 | Динамическое наблюдение | |
Переключение внимания. Движения и позы головы собственных ощущений. | 1 | Динамическое наблюдение | |
Распределение внимания. Формирование сенсорных эталонов плоскостных геометрических фигур Различение предметов по величине (большой – маленький) | 1 | Динамическое наблюдение | |
Распределение внимания. Группировка предметов и их изображений по форме. | 1 | Динамическое наблюдение | |
Объем внимания. Работа с геометрическим конструктором.. | 1 | Динамическое наблюдение | |
Объем внимания. Дидактическая игра «Какой фигуры не стало?» (6-9предметов). | 1 | Динамическое наблюдение | |
Память | 5 | ||
Зрительная память. Сравнение двух предметов по высоте и длине. | 1 | Динамическое наблюдение | |
Зрительная память. Сравнение двух предметов по ширине и толщине. | 1 | Динамическое наблюдение | |
Слуховая память. Дидактическая игра «Назови цвет предмета» | 1 | Динамическое наблюдение | |
Словесно – логическая память. Конструирование объемных предметов из составных частей. | 1 | Динамическое наблюдение | |
Продуктивность запоминания. Составление целого из частей (10-15 детали) на разрезном наглядном материале. | 1 | Динамическое наблюдение | |
Мышление | 11 | ||
Полнота и точность представлений. Формирование навыков зрительного анализа и синтеза (обследование предметов, состоящих из 2-3 деталей, по инструкции педагога). | 1 | Динамическое наблюдение | |
Развитие наглядно-действенного мышления. Нахождение отличительных и общих признаков двух предметов | 1 | Динамическое наблюдение | |
Развитие наглядно-действенного мышления. Дидактическая игра «Какой детали не хватает?». | 1 | Динамическое наблюдение | |
Развитие наглядно-действенного мышления. Дидактическая игра «Что изменилось» (10-12) предметов | 1 | Динамическое наблюдение | |
Развитие наглядно-образного мышления. Выделение и различение звуков окружающей среды (стон, звон, гудение, жужжание). | 1 | Динамическое наблюдение | |
Развитие наглядно-образного мышления. Различение речевых и музыкальных звуков. | 1 | Динамическое наблюдение | |
Развитие наглядно-образного мышления. Ориентировка на собственном теле. | 1 | Динамическое наблюдение | |
Развитие наглядно-образного мышления. Движение в заданном направлении в пространстве. | Динамическое наблюдение | ||
Развитие наглядно-образного мышления. Ориентировка в помещении (кабинет). | Динамическое наблюдение | ||
Развитие элементов логического мышления. Определение расположения предметов в помещение | 1 | Динамическое наблюдение | |
Развитие элементов логического мышления. Ориентировка на листе бумаги (центр, верх, низ, правая или левая сторона). | 1 | Динамическое наблюдение |
5 «К», «Л» класс.
№ | Тема | Кол-во часов | Формы контроля |
Общение | 3 | ||
Понимание контекстной речи. Развитие точности движений. | 1 | Динамическое наблюдение | |
Чувства. Обучение целенаправленным действиям по двухзвенной инструкции педагога. | 1 | Динамическое наблюдение | |
Я и другие. Упражнения на синхронность работы обеих рук | 1 | Динамическое наблюдение | |
Развитие речи | 3 | ||
Составление рассказа по сюжетным картинкам. Штриховка в различных направлениях и рисование по трафарету | 1 | Динамическое наблюдение | |
Составление рассказа по картине. Развитие координации движений рук и глаз (по инструкции педагога). | 1 | Динамическое наблюдение | |
Составление предложений из заданных слов. Определение на ощупь предметов с разными свойствами (мягкие, жесткие, холодные, теплые). | 1 | Динамическое наблюдение | |
Внимание | 8 | ||
Устойчивость внимания. Определение на ощупь формы предмета. | 1 | Динамическое наблюдение | |
Устойчивость внимания. Движение и позы верхних и нижних конечностей (упражнения по инструкции педагога). | 1 | Динамическое наблюдение | |
Переключение внимания. Движение и положения головы (по инструкции педагога), вербализация собственных ощущений | 1 | Динамическое наблюдение | |
Переключение внимания. Формирование эталонов объемных геометрических фигур (шар, куб). | 1 | Динамическое наблюдение | |
Распределение внимания. Группировка предметов по форме (объемные и плоскостные). | 1 | Динамическое наблюдение | |
Распределение внимания. Сравнение 2-3 предметов по высоте и толщине. | 1 | Динамическое наблюдение | |
Объем внимания. Сравнение 2-3 предметов по длине и ширине. | 1 | Динамическое наблюдение | |
Объем внимания. Группировка предметов по форме и цвету по инструкции педагога. | 1 | Динамическое наблюдение | |
Память | 5 | ||
Зрительная память. Составление сериационных рядов по величине из 3-4 предметов по заданному признаку. | 1 | Динамическое наблюдение | |
Зрительная память. Конструирование предметов из геометрических фигур (2 - 4 детали). | 1 | Динамическое наблюдение | |
Слуховая память. Составление целого из частей (3-4 детали) на разрезном наглядном материале | 1 | Динамическое наблюдение | |
Словесно – логическая память. Нахождение отличий на наглядном материале (сравнение двух картинок). | 1 | Динамическое наблюдение | |
Продуктивность запоминания. Дидактическая игра «Что изменилось?» (от 5 предметов) | 1 | Динамическое наблюдение | |
Мышление | 11 | ||
Полнота и точность представлений. Ориентировка в помещении, движение в заданном направлении, обозначение словом направления движения | 1 | Динамическое наблюдение | |
Развитие наглядно-действенного мышления. Ориентировка в школьном помещении, понятие «дальше – ближе». | 1 | Динамическое наблюдение | |
Развитие наглядно-действенного мышления. Расположение плоскостных и объемных предметов в вертикальном поле листа. | 1 | Динамическое наблюдение | |
Развитие наглядно-действенного мышления. Пространственная ориентировка на поверхности парты. | 1 | Динамическое наблюдение | |
Развитие наглядно-образного мышления. Ориентировка на листе бумаги (выделение всех углов). | 1 | Динамическое наблюдение | |
Развитие наглядно-образного мышления. Дидактическая игра «Кто позвал тебя, скажи» | 1 | Динамическое наблюдение | |
Развитие наглядно-образного мышления. Дифференцировка звуков шумовых и музыкальных инструментов (погремушка, барабан, колокольчик, ложки, гармошка, бубен). | 1 | Динамическое наблюдение | |
Развитие наглядно-образного мышления. Восприятие чувства тяжести от разных предметов, словесное обозначение ощущений. | Динамическое наблюдение | ||
Развитие наглядно-образного мышления. Развития осязания (температурные ощущения). | Динамическое наблюдение | ||
Развитие элементов логического мышления. Различение наложенных изображений предметов (2-3изображения). | 1 | Динамическое наблюдение | |
Развитие элементов логического мышления. Нахождение отличий на наглядном материале (сравнение двух картинок). | 1 | Динамическое наблюдение |
Ожидаемые результаты
При условии успешной реализации данной программы будет наблюдаться положительная динамика в развитии, ребенок сможет научиться
- Использовать вербальные и невербальные средства передачи информации при общении со взрослыми и одноклассниками, поддерживать беседу, диалог.
- Адаптировать свое поведения в соответствии с ролевыми ожиданиями других.
- Составлять предложения, тексты по картине.
- Работать с деформированными предложениями, текстами.
- Удерживать и распределять внимание при выполнении учебных заданий.
- Повысить уровень развития психических функций.
- Преодолеть моторную неловкость.
- Расширить зону ближайшего развития и познавательных интересов, любознательность.
- Контролировать свою деятельность, обнаруживать и исправлять ошибки.
Календарно-тематический план
4 «К» класс.
№ | Тема | Кол-во часов | Дата |
Общение | 3 | ||
Понимание контекстной речи. Развитие крупной моторики. | 1 | 4 неделя | |
Чувства. Формирование чувства равновесия. | 1 | 5 неделя | |
Я и другие. Развитие согласованности действий и движений разных частей тела. | 1 | 6 неделя | |
Развитие речи | 3 | ||
Составление рассказа по сюжетным картинкам. Обводка по трафарету (внутреннему и внешнему), штриховка.. | 1 | 7 неделя | |
Составление рассказа по картине. Развитие координации движений руки и глаза | 1 | 8 неделя | |
Составление предложений из заданных слов. Определение на ощупь величины предмета (большой – маленький – самый маленький | 1 | 9 неделя | |
Внимание | 8 | ||
Устойчивость внимания. Определение на ощупь плоскостных фигур и предметов | 1 | 10 неделя | |
Устойчивость внимания. Игры с крупной мозаикой. | 1 | 11 неделя | |
Переключение внимания. Формирование ощущений от различных поз тела, вербализация собственных ощущений. | 1 | 12 неделя | |
Переключение внимания. Движения и позы головы собственных ощущений. | 1 | 13 неделя | |
Распределение внимания. Формирование сенсорных эталонов плоскостных геометрических фигур Различение предметов по величине (большой – маленький) | 1 | 14 неделя | |
Распределение внимания. Группировка предметов и их изображений по форме. | 1 | 15 неделя | |
Объем внимания. Работа с геометрическим конструктором.. | 1 | 16 неделя | |
Объем внимания. Дидактическая игра «Какой фигуры не стало?» (6-9предметов). | 1 | 17 неделя | |
Память | 5 | ||
Зрительная память. Сравнение двух предметов по высоте и длине. | 1 | 18 неделя | |
Зрительная память. Сравнение двух предметов по ширине и толщине. | 1 | 19 неделя | |
Слуховая память. Дидактическая игра «Назови цвет предмета» | 1 | 20 неделя | |
Словесно – логическая память. Конструирование объемных предметов из составных частей. | 1 | 21 неделя | |
Продуктивность запоминания. Составление целого из частей (10-15 детали) на разрезном наглядном материале. | 1 | 22 неделя | |
Мышление | 11 | ||
Полнота и точность представлений. Формирование навыков зрительного анализа и синтеза (обследование предметов, состоящих из 2-3 деталей, по инструкции педагога). | 1 | 23 неделя | |
Развитие наглядно-действенного мышления. Нахождение отличительных и общих признаков двух предметов | 1 | 24 неделя | |
Развитие наглядно-действенного мышления. Дидактическая игра «Какой детали не хватает?». | 1 | 25 неделя | |
Развитие наглядно-действенного мышления. Дидактическая игра «Что изменилось» (10-12) предметов | 1 | 26 неделя | |
Развитие наглядно-образного мышления. Выделение и различение звуков окружающей среды (стон, звон, гудение, жужжание). | 1 | 27 неделя | |
Развитие наглядно-образного мышления. Различение речевых и музыкальных звуков. | 1 | 28 неделя | |
Развитие наглядно-образного мышления. Ориентировка на собственном теле. | 1 | 29 неделя | |
Развитие наглядно-образного мышления. Движение в заданном направлении в пространстве. | 30 неделя | ||
Развитие наглядно-образного мышления. Ориентировка в помещении (кабинет). | 31 неделя | ||
Развитие элементов логического мышления. Определение расположения предметов в помещение | 1 | 32 неделя | |
Развитие элементов логического мышления. Ориентировка на листе бумаги (центр, верх, низ, правая или левая сторона). | 1 | 33 неделя |
5 «К», «Л» класс.
№ | Тема | Кол-во часов | Дата |
Общение | 3 | ||
Понимание контекстной речи. Развитие точности движений. | 1 | 4 неделя | |
Чувства. Обучение целенаправленным действиям по двухзвенной инструкции педагога. | 1 | 5 неделя | |
Я и другие. Упражнения на синхронность работы обеих рук | 1 | 6 неделя | |
Развитие речи | 3 | ||
Составление рассказа по сюжетным картинкам. Штриховка в различных направлениях и рисование по трафарету | 1 | 7 неделя | |
Составление рассказа по картине. Развитие координации движений рук и глаз (по инструкции педагога). | 1 | 8 неделя | |
Составление предложений из заданных слов. Определение на ощупь предметов с разными свойствами (мягкие, жесткие, холодные, теплые). | 1 | 9 неделя | |
Внимание | 8 | ||
Устойчивость внимания. Определение на ощупь формы предмета. | 1 | 10 неделя | |
Устойчивость внимания. Движение и позы верхних и нижних конечностей (упражнения по инструкции педагога). | 1 | 11 неделя | |
Переключение внимания. Движение и положения головы (по инструкции педагога), вербализация собственных ощущений | 1 | 12 неделя | |
Переключение внимания. Формирование эталонов объемных геометрических фигур (шар, куб). | 1 | 13 неделя | |
Распределение внимания. Группировка предметов по форме (объемные и плоскостные). | 1 | 14 неделя | |
Распределение внимания. Сравнение 2-3 предметов по высоте и толщине. | 1 | 15 неделя | |
Объем внимания. Сравнение 2-3 предметов по длине и ширине. | 1 | 16 неделя | |
Объем внимания. Группировка предметов по форме и цвету по инструкции педагога. | 1 | 17 неделя | |
Память | 5 | ||
Зрительная память. Составление сериационных рядов по величине из 3-4 предметов по заданному признаку. | 1 | 18 неделя | |
Зрительная память. Конструирование предметов из геометрических фигур (2 - 4 детали). | 1 | 19 неделя | |
Слуховая память. Составление целого из частей (3-4 детали) на разрезном наглядном материале | 1 | 20 неделя | |
Словесно – логическая память. Нахождение отличий на наглядном материале (сравнение двух картинок). | 1 | 21 неделя | |
Продуктивность запоминания. Дидактическая игра «Что изменилось?» (от 5 предметов) | 1 | 22 неделя | |
Мышление | 11 | ||
Полнота и точность представлений. Ориентировка в помещении, движение в заданном направлении, обозначение словом направления движения | 1 | 23 неделя | |
Развитие наглядно-действенного мышления. Ориентировка в школьном помещении, понятие «дальше – ближе». | 1 | 24 неделя | |
Развитие наглядно-действенного мышления. Расположение плоскостных и объемных предметов в вертикальном поле листа. | 1 | 25 неделя | |
Развитие наглядно-действенного мышления. Пространственная ориентировка на поверхности парты. | 1 | 26 неделя | |
Развитие наглядно-образного мышления. Ориентировка на листе бумаги (выделение всех углов). | 1 | 27 неделя | |
Развитие наглядно-образного мышления. Дидактическая игра «Кто позвал тебя, скажи» | 1 | 28 неделя | |
Развитие наглядно-образного мышления. Дифференцировка звуков шумовых и музыкальных инструментов (погремушка, барабан, колокольчик, ложки, гармошка, бубен). | 1 | 29 неделя | |
Развитие наглядно-образного мышления. Восприятие чувства тяжести от разных предметов, словесное обозначение ощущений. | 30 неделя | ||
Развитие наглядно-образного мышления. Развития осязания (температурные ощущения). | 31 неделя | ||
Развитие элементов логического мышления. Различение наложенных изображений предметов (2-3изображения). | 1 | 32 неделя | |
Развитие элементов логического мышления. Нахождение отличий на наглядном материале (сравнение двух картинок). | 1 | 33 неделя |
Учебно-методическое обеспечение
- Пособие представляет собой методические рекомендации по работе с рабочими тетрадями «Умникам и умницам». Курс РПС (1,2,3,4 классы класс
- Холодова О.А., Е.А. Моренко «Умникам и умницам»
- Задания по развитию познавательных способностей (Курс РПС)
- Холодова О.А., Е.А. Моренко Умникам и умницам: Задания по развитию познавательных способностей 4 класс. Курс РПС. Рабочие тетради: В 2 частях, часть 1 / - М.: РОСТ, 2013. - 96
- Холодова О.А., Е.А. Моренко Умникам и умницам: Задания по развитию познавательных способностей ( Курс РПС./ Методическое пособие для 3,4 класса - М.: РОСТ, 2013. - 288 с.
- Е.В. Соколова «Наблюдаем и сравниваем» Академия развития 8.Л.В. Мщенкова «25 развивающих занятий » Академия развития
- Экспериментальная программа. Сборник№5 / Г.М. Касымова – А,2002
- Азбука общения. Развитие личности ребенка, навыков общения со взрослыми и сверстниками. / Л.М. Щипицына, О.В. Защиринская, А.П.Воронова, Т.А. Нилова. – СПб., 1998
- Психодиагностика, коррекция и развитие личности. / Н.И.Шевандрин.– М., 2001 12.Психологическая помощь школьникам с проблемами в обучении./ Н.П. Слободяник – М., 2004
- Социальная реабилитация детей с ограниченными возможностями здоровья.
- Психологические основы. / Л.И. Акатов. – М.,2003
- 120уроков психологического развития младших школьников. / Локалова Н.П. – М.,2000
- Дидактические игры в обучении школьников с отклонениями в развитии. / А.А. Катаева, Е.А.Стребелева. – М.,2001
- Психологические игры для старшеклассников./ Т. Бедарева, А.Грецова. – СПб.,2008
- Психологическая диагностика отклонений в развитии детей. Методическое пособие./ Л.М. Шипицыной. – СПб.,2004
- Особенности умственного развития учащихся вспомогательной школы. /Под ред.
- Ж. И. Шиф. Введение. - М., 1965.
- В.М.Мозговой, И.М.Яковлева, А.А.Еремина “Основы олигофренопедагогика”: учеб. пособие для студ. сред. учеб. заведений /. – М.: Издательский центр Академия”, 2006 г.
- Е.Худенко, Е.Останина 1-2 часть “Практическое пособие по развитию речи для детей с отклонениями в развитии”. Издательство “Школа”. 1992 г.
- Г.С.Швайко “Игры и игровые упражнения для развития речи” Москва. 1988 г.
- Т.Б.Епифанцева, Т.Е.Киселенко, И.А.Могилева “Настольная книга педагога – дефектолога” Москва 2005 г.
- Пузанов Б.П. “Обучение детей с нарушением интеллектуального развития”.
- Егорова Т.В. “Особенности памяти и мышления младших школьников, отстающих в развитии”. – Москва. 1973 г.
- Развивающие игры для детей. – Москва: Физкультура и спорт. 1990 г.
- Тихомирова Л.Ф., Басов А.В. “Развитие логического мышления детей”. – Ярославль: ТОО “Гринго”. 1995 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие сенсомоторной сферы у детей с интеллектуальной недостаточностью
Наблюдая за детьми 5-7 лет, имеющими отклонения в развитии, сталкиваемся с тем, как трудно ребёнку выразить свои мысли, бывает даже одно слово сказать правильно сост...
Особенности развития творческих способностей у детей с умственной отсталостью
В материале собран теоретический материал об особенностях развития творческих способностей у детей с умственной отсталостью на уроках технологии....
Формирование и развитие творческих способностей у детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
Дети с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) – это особые дети в работе с которыми развитие творческих способностей имеет немаловажное значение. Занятие творческим...
«Развитие сенсомоторной сферы у детей с умственной отсталостью». (8-9 класс)
laquo;Развитие сенсомоторной сферы у детей с умственной отсталостью»....
Доклад: "Развитие эмоциональной сферы у детей с умственной отсталостью с нарушением слуха с помощью подвижных игр"
Эмоциональное развитие детей – одно из важнейших направлений профессиональной деятельности педагога. Эмоции являются центральным звеном психической жизни человека и прежде всего ребёнка....
Рабочая программа "Развитие сенсомоторной сферы у детей"
Рабочая программа...
Развитие когнитивной сферы младших школьников с умственной отсталостью.
Залогом успешного развития и коррекции мнестических возможностей детей является Сформированность межмодальных перцептивных взаимодействий, то есть перевод информации с языка одной модально...