Рабочая программа "Коррекция познавательной деятельности на основе формирования элементарных математических представлений у детей с умственной отсталостью"
рабочая программа

Рабочая программа

Скачать:


Предварительный просмотр:

ДЕПАРТАМЕНТ  ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА  МОСКВЫ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА МОСКВЫ «Школа № 281»

(ГБОУ Школа № 281)

////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////

ул. Радужная, д.7, г. Москва, 129344

тел./факс: 8(495) 471-28-55; 8(495) 471-54-43

E-mail: 281@edu.mos.ru   http://sch281sv-new.mskobr.ru/

ОКПО – 30177061, ОГРН – 1117746676860, ИНН/КПП  7716696769/771601001

«Согласовано»                                                             «Утверждаю»

Старший методист                                                      Директор ГБОУ Школа № 281

_____________ Коклягина И.А.                                ____________ Катанский А.А.

«____»______________2018 г.                                   «____»______________2018 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

Коррекция познавательной деятельности на основе формирования элементарных математических представлений у детей с умственной отсталостью

Целевая аудитория:

обучающиеся 5-6 классов

2018-2019 учебный год

педагог: 

учитель-дефектолог Рогова О. А.

Москва 2018

1.Пояснительная записка

Данная рабочая программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), реализуемой специальным (коррекционным) отделением ГБОУ Школа №281. В основу адаптации положены рекомендации, данные в «Программе специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида: 1-4 кл.» под редакцией В.В.Воронковой (М., «Просвещение» 2013) и в «Программе специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида: 5-9 кл.:  в 2 сб.» под редакцией В.В.Воронковой (М., «Владос» 2012).

Психолого-педагогическая характеристика обучающихся

Данная программа составлена для обучающихся  5, 6 классов (классы с легкой степенью умственной отсталости).

На уроках математики обучающиеся испытывают значительные трудности. Обучающихся затрудняет оценка количественных изменений (больше, меньше), тем более перевод их на язык математики (запись арифметических действий). Обучающиеся удерживают в памяти отдельные факты,  требования, рекомендации к выполнению заданий, но так как запоминание происходит без должного осмысления, дети нарушают логику рассуждений, последовательность умственных и даже реальных действий, смешивают существенные и несущественные признаки математических явлений. Обучающиеся с трудом запоминают математические правила потому, что не понимают их, за словами, которые они пытаются заучить, нет реальных представлений. Часто эти правила используются формально по одному какому-нибудь признаку, без учета конкретных условий.

 Основные проблемы по этому предмету связаны с формированием познавательного (когнитивного) компонента и его отдельных составляющих. Наиболее значимыми среди них являются:

 -недостатки в пространственных представлениях, затрудняющие формирование понятия числового ряда и его свойств;

 -недостаточное развитие понятийного мышления, создающее трудности в формулировании правила на основе анализа нескольких примеров, в запоминании схемы рассуждения при решении типовых задач;

 -низкий уровень развития логических форм мышления (понятия, суждения, умозаключения) и основных мыслительных операций (сравнения, обобщения, анализа и синтеза, классификации), слабость развития которых не позволяет ребенку выделять существенные признаки изучаемых понятий, классифицировать их и систематизировать.

Объём программы: 30 недель, 30 часов (1 раз в неделю).

Продолжительность занятий (групповые): 40 мин.

Цель: коррекция и развитие познавательной деятельности, развитие ВПФ  на основе изучения элементарных математических представлений.

Задачи:

- учить решать, составлять, иллюстрировать простые арифметические задачи;

-учить самостоятельно кратко записывать, моделировать содержание, решать учить составные арифметические задачи в два действия, анализировать текст познавательной задачи: выделять условие и вопрос, данное и искомое;

Учить - выполнять простейшие счетные операции;

Учить - совершенствовать вычислительные навыки;

Учить - различать меры, единицы длины, стоимости, времени;

Учить - различать виды геометрических фигур;

Учить - составлять последовательность, алгоритм решения;

Учить - самоконтролю и саморегуляции в учебной и повседневной деятельности.

 

Учебно-тематический план

Название раздела, тема занятия

Количество занятий

Форма контроля

I

Диагностика.

1-3,34 нед.

II

Число. Числовой ряд.

5

Динамическ. наблюдение

1

Формирование понятия числового ряда. Продолжение числового ряда с заданной позиции.  Развитие анализа пространственных отношений.

1

2

Обучению счету в обратном порядке. Формирование понятия числового ряда. Развитие анализа пространственных отношений.

1

3

Формирование и развитие навыка устного счета равными числовыми группами. Формирование внутреннего плана действий, понятий «больше» и «меньше».

1

4

Обучение записи состава чисел. Дифференциация понятий «число» и «цифра». Развитие анализа пространственных отношений. Формирование процессов зрительного анализа.

1

5

Разложение числа на удобные для вычисления части. Развитие процессов анализа. Формирование мыслительной операции «анализ через синтез». Развитие слуховой и зрительной памяти.

1

III

Арифметические действия.

6

Динамическ. наблюдение

1

Компоненты арифметических действий. Развитие смысловой памяти. Дифференциация понятий «сложение», «вычитание».

1

2

Обучение выполнению счетных операций в пределах ста без перехода через разряд. Формирование понятий «больше» и «меньше». Развитие анализа пространственных отношений.

1

3

Обучение выполнению счетных операций с переходом через разряд. Развитие анализа пространственных отношений. Формирование мыслительной операции «анализ через синтез».

1

4

Обучение сравнению чисел с вопросами: «На  сколько больше (меньше)?» Развитие мыслительных операций анализа и синтеза, сравнения, слуховой памяти.

1

5

Компоненты арифметических действий. Развитие смысловой памяти. Дифференциация понятий «умножение», «деление».

1

6

Обучение отношению чисел с вопросами: «Во  сколько раз больше (меньше?)» Развитие мыслительных операций анализа и синтеза, сравнения, слуховой памяти.

1

IV

Геометрические фигуры.

4

Динамическ. наблюдение

1

Обучение понятий «ломаная линия» и «отрезок». Обучение построению и измерению ломаных линий и отрезков. Развитие мыслительных операций анализа и синтеза, сравнения, концентрации внимания, пространственной ориентировки, зрительного восприятия.

1

2

Обучение построению  квадрата и прямоугольника по заданным размерам. Дифференциация понятий «длина» и «ширина».  Развитие анализа пространственного отношения, мыслительных процессов сравнения, зрительного внимания, концентрации внимания, зрительного восприятия.

1

3

Виды углов.  Обучение построению  углов. Треугольник.  Классификация треугольников по видам углов.  Обучение построению  разного  вида треугольников. Развитие анализа пространственного отношения, мыслительных процессов сравнения, зрительного внимания, концентрации внимания, зрительного восприятия.

1

4

Формирование понятия «радиус». Обучение построению окружностей разного радиуса. Развитие анализа пространственного отношения, мыслительных процессов сравнения, зрительного внимания, концентрации внимания.  

1

V

Обучение решению задач.

6

Динамическ. наблюдение

1

Обучение решению простых задач на нахождение суммы. Развитие процессов анализа и анализа через синтез. Развитие процессов памяти и произвольного внимания.

1

2

Обучение решению простых задач на нахождение остатка. Развитие процессов анализа и анализа через синтез. Развитие процессов памяти и произвольного внимания.

1

3

Обучение решению простых задач на увеличение числа в несколько раз. Развитие процессов анализа и анализа через синтез. Развитие процессов памяти и произвольного внимания.

1

4

Обучение решению простых задач на уменьшение числа в несколько раз. Развитие процессов анализа и анализа через синтез. Развитие процессов памяти и произвольного внимания.

1

5-6

Обучение решению составных задач  в два действия. Развитие процессов анализа и анализа через синтез, обобщения, смысловой памяти, процессов произвольного внимания.

2

VI

Единицы измерения величин.

3

Динамическ. наблюдение

1

Обучение соотношению: 1м=100см. Измерение с помощью метра  длины, ширины и высоты разных предметов. Развитие зрительного восприятия, пространственных отношений, мыслительных операций анализа и синтеза, сравнения.

1

2

Обучение соотношению: 1см=10мм. Построение с помощью линейки по заданным параметрам геометрических фигур. Развитие зрительного восприятия, мыслительных операций анализа и синтеза, сравнения, слуховой памяти, концентрации внимания.

1

3

Обучение соотношению: 1руб.=100коп. Обучение решению  задач практической направленности на нахождение стоимости продуктов.  Развитие мыслительных операций анализа и синтеза, сравнения, слуховой памяти, концентрации внимания.

1

VII

Время.

5

Динамическ. наблюдение

1

Обучение соотношений: сутки = 24ч., 1ч.= 60 мин.  Формирование представления  о продолжительности часа. Обучение определению времени по часам с точностью до часа. Развитие временных представлений, мыслительных операций анализа и синтеза, сравнения, концентрации внимания, зрительной памяти.

1

2-3

Обучение соотношению 1ч.=60мин.  Формирование представления  о продолжительности  минуты. Обучение определению времени по часам с точностью до  минут. Развитие временных представлений, мыслительных операций анализа и синтеза, сравнения, концентрации внимания, зрительной памяти.

2

4

Обучение соотношению 1мин.=60сек.  Формирование представления  о продолжительности  секунды. Обучение двойному обозначению времени . Развитие временных представлений, мыслительных операций анализа и синтеза, сравнения, концентрации внимания, зрительной памяти.

1

5

Обучение соотношений: 1год=12мес., количество дней в месяце. Дать определение понятию «високосный год».  Развитие временных представлений, мыслительных операций анализа и синтеза, сравнения,  обобщения, концентрации внимания, зрительной памяти.

1

При составлении плана коррекционной работы  учитель-дефектолог при необходимости имеет право  изменить последовательность  тем по программе в дидактических целях. А также  изменить количество  тем, которые отводятся на изучение в соответствии с актуальными потребностями ребенка и социальной ситуации развития ребенка.

В результате целенаправленной деятельности на занятиях обучающиеся смогут  научиться:

-решать, составлять, иллюстрировать простые арифметические задачи;

-самостоятельно кратко записывать, моделировать содержание, решать составные арифметические задачи в два действия, анализировать текст познавательной задачи: выделять условие и вопрос, данное и искомое;

-выполнять простейшие счетные операции;

-совершенствовать вычислительные навыки;

-различать меры, единицы длины, стоимости, времени;

-различать виды геометрических фигур;

- составлять последовательность, алгоритм решения;

-самоконтролю и саморегуляции в учебной и повседневной деятельности.

 

Календарно-тематический план

Название раздела, тема занятия

Количество занятий

Неделя

I

Диагностика.

1-3,34 нед.

II

Число. Числовой ряд.

5

4

1

Формирование понятия числового ряда. Продолжение числового ряда с заданной позиции.  Развитие анализа пространственных отношений.

1

5

2

Обучению счету в обратном порядке. Формирование понятия числового ряда. Развитие анализа пространственных отношений.

1

6

3

Формирование и развитие навыка устного счета равными числовыми группами. Формирование внутреннего плана действий, понятий «больше» и «меньше».

1

7

4

Обучение записи состава чисел. Дифференциация понятий «число» и «цифра». Развитие анализа пространственных отношений. Формирование процессов зрительного анализа.

1

8

5

Разложение числа на удобные для вычисления части. Развитие процессов анализа. Формирование мыслительной операции «анализ через синтез». Развитие слуховой и зрительной памяти.

1

9

III

Арифметические действия.

6

6

Компоненты арифметических действий. Развитие смысловой памяти. Дифференциация понятий «сложение», «вычитание».

1

10

7

Обучение выполнению счетных операций в пределах ста без перехода через разряд. Формирование понятий «больше» и «меньше». Развитие анализа пространственных отношений.

1

11

8

Обучение выполнению счетных операций с переходом через разряд. Развитие анализа пространственных отношений. Формирование мыслительной операции «анализ через синтез».

1

12

9

Обучение сравнению чисел с вопросами: «На  сколько больше (меньше)?» Развитие мыслительных операций анализа и синтеза, сравнения, слуховой памяти.

1

13

10

Компоненты арифметических действий. Развитие смысловой памяти. Дифференциация понятий «умножение», «деление».

1

14

11

Обучение отношению чисел с вопросами: «Во  сколько раз больше (меньше?)» Развитие мыслительных операций анализа и синтеза, сравнения, слуховой памяти.

1

15

IV

Геометрические фигуры.

4

12

Обучение понятий «ломаная линия» и «отрезок». Обучение построению и измерению ломаных линий и отрезков. Развитие мыслительных операций анализа и синтеза, сравнения, концентрации внимания, пространственной ориентировки, зрительного восприятия.

1

16

13

Обучение построению  квадрата и прямоугольника по заданным размерам. Дифференциация понятий «длина» и «ширина».  Развитие анализа пространственного отношения, мыслительных процессов сравнения, зрительного внимания, концентрации внимания, зрительного восприятия.

1

17

14

Виды углов.  Обучение построению  углов. Треугольник.  Классификация треугольников по видам углов.  Обучение построению  разного  вида треугольников. Развитие анализа пространственного отношения, мыслительных процессов сравнения, зрительного внимания, концентрации внимания, зрительного восприятия.

1

18

15

Формирование понятия «радиус». Обучение построению окружностей разного радиуса. Развитие анализа пространственного отношения, мыслительных процессов сравнения, зрительного внимания, концентрации внимания.  

1

19

V

Обучение решению задач.

6

16

Обучение решению простых задач на нахождение суммы. Развитие процессов анализа и анализа через синтез. Развитие процессов памяти и произвольного внимания.

1

20

17

Обучение решению простых задач на нахождение остатка. Развитие процессов анализа и анализа через синтез. Развитие процессов памяти и произвольного внимания.

1

21

18

Обучение решению простых задач на увеличение числа в несколько раз. Развитие процессов анализа и анализа через синтез. Развитие процессов памяти и произвольного внимания.

1

22

19

Обучение решению простых задач на уменьшение числа в несколько раз. Развитие процессов анализа и анализа через синтез. Развитие процессов памяти и произвольного внимания.

1

23

20-21

Обучение решению составных задач  в два действия. Развитие процессов анализа и анализа через синтез, обобщения, смысловой памяти, процессов произвольного внимания.

2

24,25

VI

Единицы измерения величин.

4

22

Обучение соотношению: 1м=100см. Измерение с помощью метра  длины, ширины и высоты разных предметов. Развитие зрительного восприятия, пространственных отношений, мыслительных операций анализа и синтеза, сравнения.

1

26

23

Обучение соотношению: 1см=10мм. Построение с помощью линейки по заданным параметрам геометрических фигур. Развитие зрительного восприятия, мыслительных операций анализа и синтеза, сравнения, слуховой памяти, концентрации внимания.

1

27

24

Обучение соотношению: 1руб.=100коп. Обучение решению  задач практической направленности на нахождение стоимости продуктов.  Развитие мыслительных операций анализа и синтеза, сравнения, слуховой памяти, концентрации внимания.

1

28

VII

Время.

5

25

Обучение соотношений: сутки = 24ч., 1ч.= 60 мин.  Формирование представления  о продолжительности часа. Обучение определению времени по часам с точностью до часа. Развитие временных представлений, мыслительных операций анализа и синтеза, сравнения, концентрации внимания, зрительной памяти.

1

29

26-27

Обучение соотношению 1ч.=60мин.  Формирование представления  о продолжительности  минуты. Обучение определению времени по часам с точностью до  минут. Развитие временных представлений, мыслительных операций анализа и синтеза, сравнения, концентрации внимания, зрительной памяти.

2

30-31

28

Обучение соотношению 1мин.=60сек.  Формирование представления  о продолжительности  секунды. Обучение двойному обозначению времени . Развитие временных представлений, мыслительных операций анализа и синтеза, сравнения, концентрации внимания, зрительной памяти.

1

32

29

Обучение соотношений: 1год=12мес., количество дней в месяце. Дать определение понятию «високосный год».  Развитие временных представлений, мыслительных операций анализа и синтеза, сравнения,  обобщения, концентрации внимания, зрительной памяти.

1

33

4. Учебно-тематическое обеспечение и дидактический материал

 -«Программа специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида: 1-4 кл.» под редакцией В.В. Воронковой (М., «Просвещение» 2013)

-«Программа специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида: 5-9 кл.:  в 2 сб.» под редакцией В.В. Воронковой (М., «Владос» 2012)

 -Н.П. Локалова «Как помочь слабоуспевающему школьнику» М., «Ось - 89»,2000

 -Р.М. Хамидулина «Математика (сценарии занятий)», М., «Экзамен», 2009

 -Е.В. Колесникова «Я решаю логические задачи», М., «ТЦ Сфера», 2004

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста в различных видах детской деятельности

В статье, сопровождаемой наглядной презентацией, представлены рекомендации для родителей и педагогов по формированию элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста в к...

Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста

Математика – один из наиболее сложных предметов в школьном цикле. Поэтому на сегодняшний день от эффективности математического развития ребенка в дошкольном возрасте зависит успешность обучения матема...

Статья. Тема: "Особенность формирования элементарных математических представлений у детей с нарушениями в развитии"

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение школа №439Петродворцового района Санкт-Петербурга  СтатьяТема: «Особенность формирования элементарных математических представлений у ...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений для детей старшего дошкольного возраста. Тема: «По дороге в лесную школу».

Конспект открытого НОД по  формированию элементарных математических представлений в  подготовительной к школе группе № 15, МАДОУ "Сказка"...

«Коррекция познавательной деятельности на основе формирование элементарных математических представлений у детей с умственной отсталостью». (4-5 класс)

laquo;Коррекция познавательной деятельности на основе формирование элементарных математических представлений у детей с умственной отсталостью»....

«Коррекция познавательной деятельности на основе формирование элементарных математических представлений у детей с умственной отсталостью». (8-9 класс)

laquo;Коррекция познавательной деятельности на основе формирование элементарных математических представлений у детей с умственной отсталостью»....