Рабочая программа "Коррекция познавательной деятельности на основе формирования элементарных математических представлений у детей с умственной отсталостью"
рабочая программа
Рабочая программа
Скачать:
Предварительный просмотр:
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА МОСКВЫ «Школа № 281»
(ГБОУ Школа № 281)
////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////
ул. Радужная, д.7, г. Москва, 129344
тел./факс: 8(495) 471-28-55; 8(495) 471-54-43
E-mail: 281@edu.mos.ru http://sch281sv-new.mskobr.ru/
ОКПО – 30177061, ОГРН – 1117746676860, ИНН/КПП 7716696769/771601001
«Согласовано» «Утверждаю»
Старший методист Директор ГБОУ Школа № 281
_____________ Коклягина И.А. ____________ Катанский А.А.
«____»______________2018 г. «____»______________2018 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Коррекция познавательной деятельности на основе формирования элементарных математических представлений у детей с умственной отсталостью
Целевая аудитория:
обучающиеся 5-6 классов
2018-2019 учебный год
педагог:
учитель-дефектолог Рогова О. А.
Москва 2018
1.Пояснительная записка
Данная рабочая программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), реализуемой специальным (коррекционным) отделением ГБОУ Школа №281. В основу адаптации положены рекомендации, данные в «Программе специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида: 1-4 кл.» под редакцией В.В.Воронковой (М., «Просвещение» 2013) и в «Программе специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида: 5-9 кл.: в 2 сб.» под редакцией В.В.Воронковой (М., «Владос» 2012).
Психолого-педагогическая характеристика обучающихся
Данная программа составлена для обучающихся 5, 6 классов (классы с легкой степенью умственной отсталости).
На уроках математики обучающиеся испытывают значительные трудности. Обучающихся затрудняет оценка количественных изменений (больше, меньше), тем более перевод их на язык математики (запись арифметических действий). Обучающиеся удерживают в памяти отдельные факты, требования, рекомендации к выполнению заданий, но так как запоминание происходит без должного осмысления, дети нарушают логику рассуждений, последовательность умственных и даже реальных действий, смешивают существенные и несущественные признаки математических явлений. Обучающиеся с трудом запоминают математические правила потому, что не понимают их, за словами, которые они пытаются заучить, нет реальных представлений. Часто эти правила используются формально по одному какому-нибудь признаку, без учета конкретных условий.
Основные проблемы по этому предмету связаны с формированием познавательного (когнитивного) компонента и его отдельных составляющих. Наиболее значимыми среди них являются:
-недостатки в пространственных представлениях, затрудняющие формирование понятия числового ряда и его свойств;
-недостаточное развитие понятийного мышления, создающее трудности в формулировании правила на основе анализа нескольких примеров, в запоминании схемы рассуждения при решении типовых задач;
-низкий уровень развития логических форм мышления (понятия, суждения, умозаключения) и основных мыслительных операций (сравнения, обобщения, анализа и синтеза, классификации), слабость развития которых не позволяет ребенку выделять существенные признаки изучаемых понятий, классифицировать их и систематизировать.
Объём программы: 30 недель, 30 часов (1 раз в неделю).
Продолжительность занятий (групповые): 40 мин.
Цель: коррекция и развитие познавательной деятельности, развитие ВПФ на основе изучения элементарных математических представлений.
Задачи:
- учить решать, составлять, иллюстрировать простые арифметические задачи;
-учить самостоятельно кратко записывать, моделировать содержание, решать учить составные арифметические задачи в два действия, анализировать текст познавательной задачи: выделять условие и вопрос, данное и искомое;
Учить - выполнять простейшие счетные операции;
Учить - совершенствовать вычислительные навыки;
Учить - различать меры, единицы длины, стоимости, времени;
Учить - различать виды геометрических фигур;
Учить - составлять последовательность, алгоритм решения;
Учить - самоконтролю и саморегуляции в учебной и повседневной деятельности.
Учебно-тематический план
№ | Название раздела, тема занятия | Количество занятий | Форма контроля |
I | Диагностика. | 1-3,34 нед. | |
II | Число. Числовой ряд. | 5 | Динамическ. наблюдение |
1 | Формирование понятия числового ряда. Продолжение числового ряда с заданной позиции. Развитие анализа пространственных отношений. | 1 | |
2 | Обучению счету в обратном порядке. Формирование понятия числового ряда. Развитие анализа пространственных отношений. | 1 | |
3 | Формирование и развитие навыка устного счета равными числовыми группами. Формирование внутреннего плана действий, понятий «больше» и «меньше». | 1 | |
4 | Обучение записи состава чисел. Дифференциация понятий «число» и «цифра». Развитие анализа пространственных отношений. Формирование процессов зрительного анализа. | 1 | |
5 | Разложение числа на удобные для вычисления части. Развитие процессов анализа. Формирование мыслительной операции «анализ через синтез». Развитие слуховой и зрительной памяти. | 1 | |
III | Арифметические действия. | 6 | Динамическ. наблюдение |
1 | Компоненты арифметических действий. Развитие смысловой памяти. Дифференциация понятий «сложение», «вычитание». | 1 | |
2 | Обучение выполнению счетных операций в пределах ста без перехода через разряд. Формирование понятий «больше» и «меньше». Развитие анализа пространственных отношений. | 1 | |
3 | Обучение выполнению счетных операций с переходом через разряд. Развитие анализа пространственных отношений. Формирование мыслительной операции «анализ через синтез». | 1 | |
4 | Обучение сравнению чисел с вопросами: «На сколько больше (меньше)?» Развитие мыслительных операций анализа и синтеза, сравнения, слуховой памяти. | 1 | |
5 | Компоненты арифметических действий. Развитие смысловой памяти. Дифференциация понятий «умножение», «деление». | 1 | |
6 | Обучение отношению чисел с вопросами: «Во сколько раз больше (меньше?)» Развитие мыслительных операций анализа и синтеза, сравнения, слуховой памяти. | 1 | |
IV | Геометрические фигуры. | 4 | Динамическ. наблюдение |
1 | Обучение понятий «ломаная линия» и «отрезок». Обучение построению и измерению ломаных линий и отрезков. Развитие мыслительных операций анализа и синтеза, сравнения, концентрации внимания, пространственной ориентировки, зрительного восприятия. | 1 | |
2 | Обучение построению квадрата и прямоугольника по заданным размерам. Дифференциация понятий «длина» и «ширина». Развитие анализа пространственного отношения, мыслительных процессов сравнения, зрительного внимания, концентрации внимания, зрительного восприятия. | 1 | |
3 | Виды углов. Обучение построению углов. Треугольник. Классификация треугольников по видам углов. Обучение построению разного вида треугольников. Развитие анализа пространственного отношения, мыслительных процессов сравнения, зрительного внимания, концентрации внимания, зрительного восприятия. | 1 | |
4 | Формирование понятия «радиус». Обучение построению окружностей разного радиуса. Развитие анализа пространственного отношения, мыслительных процессов сравнения, зрительного внимания, концентрации внимания. | 1 | |
V | Обучение решению задач. | 6 | Динамическ. наблюдение |
1 | Обучение решению простых задач на нахождение суммы. Развитие процессов анализа и анализа через синтез. Развитие процессов памяти и произвольного внимания. | 1 | |
2 | Обучение решению простых задач на нахождение остатка. Развитие процессов анализа и анализа через синтез. Развитие процессов памяти и произвольного внимания. | 1 | |
3 | Обучение решению простых задач на увеличение числа в несколько раз. Развитие процессов анализа и анализа через синтез. Развитие процессов памяти и произвольного внимания. | 1 | |
4 | Обучение решению простых задач на уменьшение числа в несколько раз. Развитие процессов анализа и анализа через синтез. Развитие процессов памяти и произвольного внимания. | 1 | |
5-6 | Обучение решению составных задач в два действия. Развитие процессов анализа и анализа через синтез, обобщения, смысловой памяти, процессов произвольного внимания. | 2 | |
VI | Единицы измерения величин. | 3 | Динамическ. наблюдение |
1 | Обучение соотношению: 1м=100см. Измерение с помощью метра длины, ширины и высоты разных предметов. Развитие зрительного восприятия, пространственных отношений, мыслительных операций анализа и синтеза, сравнения. | 1 | |
2 | Обучение соотношению: 1см=10мм. Построение с помощью линейки по заданным параметрам геометрических фигур. Развитие зрительного восприятия, мыслительных операций анализа и синтеза, сравнения, слуховой памяти, концентрации внимания. | 1 | |
3 | Обучение соотношению: 1руб.=100коп. Обучение решению задач практической направленности на нахождение стоимости продуктов. Развитие мыслительных операций анализа и синтеза, сравнения, слуховой памяти, концентрации внимания. | 1 | |
VII | Время. | 5 | Динамическ. наблюдение |
1 | Обучение соотношений: сутки = 24ч., 1ч.= 60 мин. Формирование представления о продолжительности часа. Обучение определению времени по часам с точностью до часа. Развитие временных представлений, мыслительных операций анализа и синтеза, сравнения, концентрации внимания, зрительной памяти. | 1 | |
2-3 | Обучение соотношению 1ч.=60мин. Формирование представления о продолжительности минуты. Обучение определению времени по часам с точностью до минут. Развитие временных представлений, мыслительных операций анализа и синтеза, сравнения, концентрации внимания, зрительной памяти. | 2 | |
4 | Обучение соотношению 1мин.=60сек. Формирование представления о продолжительности секунды. Обучение двойному обозначению времени . Развитие временных представлений, мыслительных операций анализа и синтеза, сравнения, концентрации внимания, зрительной памяти. | 1 | |
5 | Обучение соотношений: 1год=12мес., количество дней в месяце. Дать определение понятию «високосный год». Развитие временных представлений, мыслительных операций анализа и синтеза, сравнения, обобщения, концентрации внимания, зрительной памяти. | 1 |
При составлении плана коррекционной работы учитель-дефектолог при необходимости имеет право изменить последовательность тем по программе в дидактических целях. А также изменить количество тем, которые отводятся на изучение в соответствии с актуальными потребностями ребенка и социальной ситуации развития ребенка.
В результате целенаправленной деятельности на занятиях обучающиеся смогут научиться:
-решать, составлять, иллюстрировать простые арифметические задачи;
-самостоятельно кратко записывать, моделировать содержание, решать составные арифметические задачи в два действия, анализировать текст познавательной задачи: выделять условие и вопрос, данное и искомое;
-выполнять простейшие счетные операции;
-совершенствовать вычислительные навыки;
-различать меры, единицы длины, стоимости, времени;
-различать виды геометрических фигур;
- составлять последовательность, алгоритм решения;
-самоконтролю и саморегуляции в учебной и повседневной деятельности.
Календарно-тематический план
№ | Название раздела, тема занятия | Количество занятий | Неделя |
I | Диагностика. | 1-3,34 нед. | |
II | Число. Числовой ряд. | 5 | 4 |
1 | Формирование понятия числового ряда. Продолжение числового ряда с заданной позиции. Развитие анализа пространственных отношений. | 1 | 5 |
2 | Обучению счету в обратном порядке. Формирование понятия числового ряда. Развитие анализа пространственных отношений. | 1 | 6 |
3 | Формирование и развитие навыка устного счета равными числовыми группами. Формирование внутреннего плана действий, понятий «больше» и «меньше». | 1 | 7 |
4 | Обучение записи состава чисел. Дифференциация понятий «число» и «цифра». Развитие анализа пространственных отношений. Формирование процессов зрительного анализа. | 1 | 8 |
5 | Разложение числа на удобные для вычисления части. Развитие процессов анализа. Формирование мыслительной операции «анализ через синтез». Развитие слуховой и зрительной памяти. | 1 | 9 |
III | Арифметические действия. | 6 | |
6 | Компоненты арифметических действий. Развитие смысловой памяти. Дифференциация понятий «сложение», «вычитание». | 1 | 10 |
7 | Обучение выполнению счетных операций в пределах ста без перехода через разряд. Формирование понятий «больше» и «меньше». Развитие анализа пространственных отношений. | 1 | 11 |
8 | Обучение выполнению счетных операций с переходом через разряд. Развитие анализа пространственных отношений. Формирование мыслительной операции «анализ через синтез». | 1 | 12 |
9 | Обучение сравнению чисел с вопросами: «На сколько больше (меньше)?» Развитие мыслительных операций анализа и синтеза, сравнения, слуховой памяти. | 1 | 13 |
10 | Компоненты арифметических действий. Развитие смысловой памяти. Дифференциация понятий «умножение», «деление». | 1 | 14 |
11 | Обучение отношению чисел с вопросами: «Во сколько раз больше (меньше?)» Развитие мыслительных операций анализа и синтеза, сравнения, слуховой памяти. | 1 | 15 |
IV | Геометрические фигуры. | 4 | |
12 | Обучение понятий «ломаная линия» и «отрезок». Обучение построению и измерению ломаных линий и отрезков. Развитие мыслительных операций анализа и синтеза, сравнения, концентрации внимания, пространственной ориентировки, зрительного восприятия. | 1 | 16 |
13 | Обучение построению квадрата и прямоугольника по заданным размерам. Дифференциация понятий «длина» и «ширина». Развитие анализа пространственного отношения, мыслительных процессов сравнения, зрительного внимания, концентрации внимания, зрительного восприятия. | 1 | 17 |
14 | Виды углов. Обучение построению углов. Треугольник. Классификация треугольников по видам углов. Обучение построению разного вида треугольников. Развитие анализа пространственного отношения, мыслительных процессов сравнения, зрительного внимания, концентрации внимания, зрительного восприятия. | 1 | 18 |
15 | Формирование понятия «радиус». Обучение построению окружностей разного радиуса. Развитие анализа пространственного отношения, мыслительных процессов сравнения, зрительного внимания, концентрации внимания. | 1 | 19 |
V | Обучение решению задач. | 6 | |
16 | Обучение решению простых задач на нахождение суммы. Развитие процессов анализа и анализа через синтез. Развитие процессов памяти и произвольного внимания. | 1 | 20 |
17 | Обучение решению простых задач на нахождение остатка. Развитие процессов анализа и анализа через синтез. Развитие процессов памяти и произвольного внимания. | 1 | 21 |
18 | Обучение решению простых задач на увеличение числа в несколько раз. Развитие процессов анализа и анализа через синтез. Развитие процессов памяти и произвольного внимания. | 1 | 22 |
19 | Обучение решению простых задач на уменьшение числа в несколько раз. Развитие процессов анализа и анализа через синтез. Развитие процессов памяти и произвольного внимания. | 1 | 23 |
20-21 | Обучение решению составных задач в два действия. Развитие процессов анализа и анализа через синтез, обобщения, смысловой памяти, процессов произвольного внимания. | 2 | 24,25 |
VI | Единицы измерения величин. | 4 | |
22 | Обучение соотношению: 1м=100см. Измерение с помощью метра длины, ширины и высоты разных предметов. Развитие зрительного восприятия, пространственных отношений, мыслительных операций анализа и синтеза, сравнения. | 1 | 26 |
23 | Обучение соотношению: 1см=10мм. Построение с помощью линейки по заданным параметрам геометрических фигур. Развитие зрительного восприятия, мыслительных операций анализа и синтеза, сравнения, слуховой памяти, концентрации внимания. | 1 | 27 |
24 | Обучение соотношению: 1руб.=100коп. Обучение решению задач практической направленности на нахождение стоимости продуктов. Развитие мыслительных операций анализа и синтеза, сравнения, слуховой памяти, концентрации внимания. | 1 | 28 |
VII | Время. | 5 | |
25 | Обучение соотношений: сутки = 24ч., 1ч.= 60 мин. Формирование представления о продолжительности часа. Обучение определению времени по часам с точностью до часа. Развитие временных представлений, мыслительных операций анализа и синтеза, сравнения, концентрации внимания, зрительной памяти. | 1 | 29 |
26-27 | Обучение соотношению 1ч.=60мин. Формирование представления о продолжительности минуты. Обучение определению времени по часам с точностью до минут. Развитие временных представлений, мыслительных операций анализа и синтеза, сравнения, концентрации внимания, зрительной памяти. | 2 | 30-31 |
28 | Обучение соотношению 1мин.=60сек. Формирование представления о продолжительности секунды. Обучение двойному обозначению времени . Развитие временных представлений, мыслительных операций анализа и синтеза, сравнения, концентрации внимания, зрительной памяти. | 1 | 32 |
29 | Обучение соотношений: 1год=12мес., количество дней в месяце. Дать определение понятию «високосный год». Развитие временных представлений, мыслительных операций анализа и синтеза, сравнения, обобщения, концентрации внимания, зрительной памяти. | 1 | 33 |
4. Учебно-тематическое обеспечение и дидактический материал
-«Программа специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида: 1-4 кл.» под редакцией В.В. Воронковой (М., «Просвещение» 2013)
-«Программа специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида: 5-9 кл.: в 2 сб.» под редакцией В.В. Воронковой (М., «Владос» 2012)
-Н.П. Локалова «Как помочь слабоуспевающему школьнику» М., «Ось - 89»,2000
-Р.М. Хамидулина «Математика (сценарии занятий)», М., «Экзамен», 2009
-Е.В. Колесникова «Я решаю логические задачи», М., «ТЦ Сфера», 2004
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста в различных видах детской деятельности
В статье, сопровождаемой наглядной презентацией, представлены рекомендации для родителей и педагогов по формированию элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста в к...
Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста
Математика – один из наиболее сложных предметов в школьном цикле. Поэтому на сегодняшний день от эффективности математического развития ребенка в дошкольном возрасте зависит успешность обучения матема...
Конспект занятия по формированию элементарных математических представлений у детей ЗПР.
Конспект занятия по математики (4-год обучения)....
Статья. Тема: "Особенность формирования элементарных математических представлений у детей с нарушениями в развитии"
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение школа №439Петродворцового района Санкт-Петербурга СтатьяТема: «Особенность формирования элементарных математических представлений у ...
Конспект непосредственно образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений для детей старшего дошкольного возраста. Тема: «По дороге в лесную школу».
Конспект открытого НОД по формированию элементарных математических представлений в подготовительной к школе группе № 15, МАДОУ "Сказка"...
«Коррекция познавательной деятельности на основе формирование элементарных математических представлений у детей с умственной отсталостью». (4-5 класс)
laquo;Коррекция познавательной деятельности на основе формирование элементарных математических представлений у детей с умственной отсталостью»....
«Коррекция познавательной деятельности на основе формирование элементарных математических представлений у детей с умственной отсталостью». (8-9 класс)
laquo;Коррекция познавательной деятельности на основе формирование элементарных математических представлений у детей с умственной отсталостью»....