«Коррекция познавательной деятельности на основе формирование элементарных математических представлений у детей с умственной отсталостью». (8-9 класс)
рабочая программа (8 класс) на тему

Сурмак Евгения Михайловна

«Коррекция познавательной деятельности на основе формирование элементарных математических представлений у детей с умственной отсталостью».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл defektologiya._elem._mat._predstavleniya_8-9_kl.docx53.85 КБ

Предварительный просмотр:

огоДЕПАРТАМЕНТ  ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА  МОСКВЫ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА МОСКВЫ «Школа № 281»

(ГБОУ Школа № 281)

////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////

ул. Радужная, д.7, г. Москва, 129344

тел./факс: 8(495) 471-28-55; 8(495) 471-54-43

E-mail: 281@edu.mos.ruhttp://sch281sv-new.mskobr.ru/

ОКПО – 30177061, ОГРН – 1117746676860, ИНН/КПП  7716696769/77160100

«Согласовано»

Старший методист

_____________Коклягина И. А.___

____________2017г.

«Утверждаю»

Директор ГБОУ Школа № 281

______Вологина Е.С.

______2017 г.

Рабочая программа

Название:

«Коррекция познавательной деятельности на основе формирование элементарных математических представлений у детей с умственной отсталостью».

Категория: обучающиеся с нарушением интеллекта.

Возраст: 14-17 лет.

Учебный год: 2017-2018

Педагог: Сурмак Евгения Михайловна, учитель-дефектолог.

Москва, 2017


Пояснительная записка.

Рабочая программа индивидуальных и групповых дефектологических занятий адресована обучающимся 14-17 лет с умственной отсталостью и составлена на основе инновационной программы Удаловой Э.Я., Метиевой Л.А. «Развитие психомоторики и сенсорных процессов» для обучающихся 1-4 классов специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида» с обязательным дополнением академического компонента, формируемого:

  • Программой специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида: Подготовительный, 1—4 классы/Под ред. В.В. Воронковой; 8-е издание. - М.: Просвещение, 2013, -176 с.
  • Программы для 5-9 классов специальных (коррекционных) учреждений VIII вида: Сб.1. – М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2000.- 224 с.

Психолого-педагогическая характеристика обучающихся:

У умственно отсталых школьников обнаруживается недостаточность всех уровней мыслительной деятельности. Выполняемый учащимися мыслительный анализ зрительно воспринимаемого реального предмета или его изображения отличается бедностью и фрагментарностью.

Обучающихся  затрудняет решение простейших практически-действенных задач. Они выполняют задания с большим количеством ошибок после многих попыток. Причем одни и те же ошибки многократно повторяются, поскольку дети, не достигнув успеха, обычно не изменяют однажды избранного способа действия. Затруднен перенос действий в новую учебную ситуацию.

Осуществление практических действий затруднено, поскольку у учащихся моторное и чувственно познание неполноценно. Нарушена работоспособность в связи с повышенной утомляемостью и истощаемостью нервной системы.

Основными причинами трудностей усвоения учебного материала являются нарушение внимания, эмоционально-волевой регуляции и самоконтроля.

Объем программы: 30 часов.

Форма и продолжительность занятий: групповые – 40 минут.

Цель: формирование и коррекция познавательной деятельности, мыслительных операций, формирование БУД на основе формирования элементарных математических представлений.

Задачи:

  1. Сформировать коммуникативные функций: умение владеть вербальными и невербальными средствами передачи информации, умение общаться поддержать беседу диалог.
  2. Учить составлять предложения, тексты по картине.
  3. Учить работать с деформированными предложениями, текстами.
  4. Учить удерживать и распределять внимание при выполнении учебных заданий.
  5. Корректировать и развивать память (слуховую и зрительную).
  6. Корректировать и развивать опосредованное запоминание.
  7. Корректировать и развивать мыслительные операции (синтез, обобщение, анализ).
  8. Корректировать и развивать понятийное мышление.
  9. Корректировать и развивать эмоционально – волевой сферы: овладение регулятивным поведением, развитие внутренней активности, формирование адекватной самооценки, формирование поведения адекватного социальным нормам.
  10. Повышать мотивацию к учебной деятельности.

Учебно-тематический план

8 «К» класс.

Тема

Кол-во часов

Формы контроля

Общение

3

Навыки коммуникативного общения. Устное сложение и вычитание в пределах 1 000 000.

1

Динамическое наблюдение

Сплочение коллектива. Письменное сложение чисел, полученных при измерении длины.

1

Динамическое наблюдение

Вербальное и невербальное общение. Замена целых и смешанных чисел неправильными дробями.

1

Динамическое наблюдение

Развитие речи

3

Составление рассказа по сюжетным картинкам. Умножение и деление обыкновенных дробей.

1

Динамическое наблюдение

Работа с деформированными предложениями Умножение и деление десятичных дробей.

1

Динамическое наблюдение

Работа с деформированным текстом. Простые задачи на нахождение числа по одной его доле, выраженной обыкновенной дробью.

1

Динамическое наблюдение

Внимание

8

Концентрация внимания. Простые задачи на нахождение числа по одной его доле, выраженной десятичной дробью.

1

Динамическое наблюдение

Концентрация внимания. Составные задачи на пропорциональное деление.

1

Динамическое наблюдение

Переключение внимания. Составные задачи на нахождение части.

1

Динамическое наблюдение

Переключение внимания. Градус.

1

Динамическое наблюдение

Устойчивость внимания. Градусное измерение углов..

1

Динамическое наблюдение

Устойчивость внимания. Величина углов.

1

Динамическое наблюдение

Объем внимания. Смежные углы.

1

Динамическое наблюдение

Объем внимания. Сумма углов треугольника.

1

Динамическое наблюдение

Память

5

Зрительная память. Построение треугольников.

1

Динамическое наблюдение

Зрительная память. Построение треугольников по заданным параметрам.

1

Динамическое наблюдение

Слуховая память. Площадь.

1

Динамическое наблюдение

Развитие опосредованного запоминания. Единицы измерения площади.

1

Динамическое наблюдение

Продуктивность запоминания. Соотношение единиц измерения площади.

1

Динамическое наблюдение

Мышление

11

Полнота и точность представлений. Единицы измерения земельных площадей.

1

Динамическое наблюдение

Развитие словесно-логического мышления Соотношение единиц измерения земельных площадей.

1

Динамическое наблюдение

Развитие словесно-логического мышления Измерение площади прямоугольника.

1

Динамическое наблюдение

Развитие словесно-логического мышления Вычисление площади прямоугольника.

1

Динамическое наблюдение

Развитие словесно-логического мышления. Числа, полученные при измерении площади.

1

Динамическое наблюдение

Развитие словесно-логического мышления. Числа, полученные при измерении площади, их выражение в десятичных дробях.

1

Динамическое наблюдение

Развитие мыслительных операций: анализ, синтез, сравнение, обобщение. Длина окружности.

1

Динамическое наблюдение

Развитие мыслительных операций: анализ, синтез, сравнение, обобщение. Сектор.

Динамическое наблюдение

Развитие мыслительных операций: анализ, синтез, сравнение, обобщение. Сегмент.

Динамическое наблюдение

Развитие мыслительных операций: анализ, синтез, сравнение, обобщение. Площадь круга.

1

Динамическое наблюдение

Развитие мыслительных операций: анализ, синтез, сравнение, обобщение. Линейные, столбчатые, круговые диаметры.

1

Динамическое наблюдение

9 «К» класс.

Тема

Кол-во часов

Формы контроля

Общение

3

Я и другие. Умножение и деление натуральных чисел.

1

Динамическое наблюдение

Чувства. Функции чувств. Процент.

1

Динамическое наблюдение

Выражение чувств. Обозначение процента дробью.

1

Динамическое наблюдение

Развитие речи

3

Составление рассказа по сюжетным картинкам. Замена десятичной дроби обыкновенной и наоборот.

1

Динамическое наблюдение

Работа с деформированными предложениями. Дроби конечные и бесконечные.

1

Динамическое наблюдение

Работа с деформированным текстом. Математические выражения, содержащие целые числа.

1

Динамическое наблюдение

Внимание

8

Устойчивость внимания. Простая задача на нахождение процентов от числа.

1

Динамическое наблюдение

Переключение внимания. Простая задача на нахождение числа по его 1 %.

1

Динамическое наблюдение

Переключение внимания. Геометрические тела: куб.

1

Динамическое наблюдение

Переключение внимания. Геометрические тела: прямоугольный параллелепипед.

1

Динамическое наблюдение

Распределение внимания. Геометрические тела: цилиндр.

1

Динамическое наблюдение

Распределение внимания. Геометрические тела: конус.

1

Динамическое наблюдение

Объем внимания. Геометрические тела: пирамида.

1

Динамическое наблюдение

Объем внимания. Объем.

1

Динамическое наблюдение

Память

5

Развитие зрительной и слуховой памяти. Единицы измерения объема.

1

Динамическое наблюдение

Развитие зрительной и слуховой памяти. Единицы измерения объема.

1

Динамическое наблюдение

Логическая память. Соотношения единиц измерения объема.

1

Динамическое наблюдение

Логическая память. Измерение и вычисление объема прямоугольного параллелепипеда.

1

Динамическое наблюдение

Опосредованное запоминание. Измерение и вычисление объема куба.

1

Динамическое наблюдение

Мышление

11

Развитие мыслительных процессов. Числа, полученные при измерении и вычислении объема.

1

Динамическое наблюдение

Развитие мыслительных процессов. Числа, полученные при измерении и вычислении объема.

1

Динамическое наблюдение

Развитие мыслительных процессов. Числа, полученные при измерении и вычислении объема.

1

Динамическое наблюдение

Развитие мыслительных процессов. Числа, полученные при измерении и вычислении объема.

1

Динамическое наблюдение

Развитие мыслительных процессов. Числа, полученные при измерении площади.

1

Динамическое наблюдение

Решение логических задач. Числа, полученные при измерении площади, их выражение в десятичных дробях.

1

Динамическое наблюдение

Решение логических задач. Простая задача на нахождение процентов от числа.

1

Динамическое наблюдение

Решение логических задач. Простая задача на нахождение процентов от числа.

Динамическое наблюдение

Развитие словесно-логического мышления. Простая задача на нахождение процентов от числа.

Динамическое наблюдение

Развитие элементов логического мышления. Простая задача на нахождение числа по его 1 %.

1

Динамическое наблюдение

Развитие элементов логического мышления. Простая задача на нахождение числа по его 1 %.

1

Динамическое наблюдение

9 «Л» класс.

Тема

Кол-во часов

Формы контроля

Общение

3

Я и другие. Умножение и деление натуральных чисел.

1

Динамическое наблюдение

Чувства. Функции чувств. Процент.

1

Динамическое наблюдение

Выражение чувств. Обозначение процента дробью.

1

Динамическое наблюдение

Развитие речи

3

Составление рассказа по сюжетным картинкам. Замена десятичной дроби обыкновенной и наоборот.

1

Динамическое наблюдение

Работа         с деформированными предложениями. Дроби конечные и бесконечные.

1

Динамическое наблюдение

Работа с деформированным текстом. Математические выражения, содержащие целые числа.

1

Динамическое наблюдение

Внимание

8

Устойчивость внимания. Простая задача на нахождение процентов от числа.

1

Динамическое наблюдение

Переключение внимания. Простая задача на нахождение числа по его 1 %.

1

Динамическое наблюдение

Переключение внимания. Геометрические тела: куб.

1

Динамическое наблюдение

Переключение внимания. Геометрические тела: прямоугольный параллелепипед.

1

Динамическое наблюдение

Распределение внимания. Геометрические тела: цилиндр.

1

Динамическое наблюдение

Распределение внимания. Геометрические тела: конус.

1

Динамическое наблюдение

Объем внимания. Геометрические тела: пирамида.

1

Динамическое наблюдение

Объем внимания. Объем.

1

Динамическое наблюдение

Память

5

Развитие зрительной и слуховой памяти. Единицы измерения объема.

1

Динамическое наблюдение

Развитие зрительной и слуховой памяти. Единицы измерения объема.

1

Динамическое наблюдение

Логическая память. Соотношения единиц измерения объема.

1

Динамическое наблюдение

Логическая память. Измерение и вычисление объема прямоугольного параллелепипеда.

1

Динамическое наблюдение

Опосредованное запоминание. Измерение и вычисление объема куба.

1

Динамическое наблюдение

Мышление

11

Развитие мыслительных процессов. Числа, полученные при измерении и вычислении объема.

1

Динамическое наблюдение

Развитие мыслительных процессов. Числа, полученные при измерении и вычислении объема.

1

Динамическое наблюдение

Развитие мыслительных процессов. Числа, полученные при измерении и вычислении объема.

1

Динамическое наблюдение

Развитие мыслительных процессов. Числа, полученные при измерении и вычислении объема.

1

Динамическое наблюдение

Развитие мыслительных процессов. Числа, полученные при измерении площади.

1

Динамическое наблюдение

Решение логических задач. Числа, полученные при измерении площади, их выражение в десятичных дробях.

1

Динамическое наблюдение

Решение логических задач. Простая задача на нахождение процентов от числа.

1

Динамическое наблюдение

Решение логических задач. Простая задача на нахождение процентов от числа.

Динамическое наблюдение

Развитие словесно-логического мышления. Простая задача на нахождение процентов от числа.

Динамическое наблюдение

Развитие элементов логического мышления. Простая задача на нахождение числа по его 1 %.

1

Динамическое наблюдение

Развитие элементов логического мышления. Простая задача на нахождение числа по его 1 %.

1

Динамическое наблюдение

Ожидаемые результаты

При условии успешной реализации данной программы будет наблюдаться положительная динамика в развитии, ребенок сможет научиться

  1. Использовать вербальные и невербальные средства передачи информации при общении со взрослыми и одноклассниками, поддерживать беседу, диалог.
  2. Адаптировать свое поведения в соответствии с ролевыми ожиданиями других.
  3. Составлять предложения, тексты по картине.
  4. Работать с деформированными предложениями, текстами.
  5. Удерживать и распределять внимание при выполнении учебных заданий.
  6. Повысить уровень развития психических функций.
  7. Преодолеть моторную неловкость.
  8. Расширить зону ближайшего развития и познавательных интересов, любознательность.
  9. Контролировать свою деятельность, обнаруживать и исправлять ошибки.

Календарно-тематический план

8 «К» класс.

Тема

Кол-во часов

Дата

Общение

3

Навыки коммуникативного общения. Устное сложение и вычитание в пределах 1 000 000.

1

4 неделя

Сплочение коллектива. Письменное сложение чисел, полученных при измерении длины.

1

5 неделя

Вербальное и невербальное общение. Замена целых и смешанных чисел неправильными дробями.

1

6 неделя

Развитие речи

3

Составление рассказа по сюжетным картинкам. Умножение и деление обыкновенных дробей.

1

7 неделя

Работа с деформированными предложениями Умножение и деление десятичных дробей.

1

8 неделя

Работа с деформированным текстом. Простые задачи на нахождение числа по одной его доле, выраженной обыкновенной дробью.

1

9 неделя

Внимание

8

Концентрация внимания. Простые задачи на нахождение числа по одной его доле, выраженной десятичной дробью.

1

10 неделя

Концентрация внимания. Составные задачи на пропорциональное деление.

1

11 неделя

Переключение внимания. Составные задачи на нахождение части.

1

12 неделя

Переключение внимания. Градус.

1

13 неделя

Устойчивость внимания. Градусное измерение углов..

1

14 неделя

Устойчивость внимания. Величина углов.

1

15 неделя

Объем внимания. Смежные углы.

1

16 неделя

Объем внимания. Сумма углов треугольника.

1

17 неделя

Память

5

Зрительная память. Построение треугольников.

1

18 неделя

Зрительная память. Построение треугольников по заданным параметрам.

1

19 неделя

Слуховая память. Площадь.

1

20 неделя

Развитие опосредованного запоминания. Единицы измерения площади.

1

21 неделя

Продуктивность запоминания. Соотношение единиц измерения площади.

1

22 неделя

Мышление

11

Полнота и точность представлений. Единицы измерения земельных площадей.

1

23 неделя

Развитие словесно-логического мышления Соотношение единиц измерения земельных площадей.

1

24 неделя

Развитие словесно-логического мышления Измерение площади прямоугольника.

1

25 неделя

Развитие словесно-логического мышления Вычисление площади прямоугольника.

1

26 неделя

Развитие словесно-логического мышления. Числа, полученные при измерении площади.

1

27 неделя

Развитие словесно-логического мышления. Числа, полученные при измерении площади, их выражение в десятичных дробях.

1

28 неделя

Развитие мыслительных операций: анализ, синтез, сравнение, обобщение. Длина окружности.

1

29 неделя

Развитие мыслительных операций: анализ, синтез, сравнение, обобщение. Сектор.

30 неделя

Развитие мыслительных операций: анализ, синтез, сравнение, обобщение. Сегмент.

31 неделя

Развитие мыслительных операций: анализ, синтез, сравнение, обобщение. Площадь круга.

1

32 неделя

Развитие мыслительных операций: анализ, синтез, сравнение, обобщение. Линейные, столбчатые, круговые диаметры.

1

33 неделя

9 «К» класс.

Тема

Кол-во часов

Дата

Общение

3

Я и другие. Умножение и деление натуральных чисел.

1

4 неделя

Чувства. Функции чувств. Процент.

1

5 неделя

Выражение чувств. Обозначение процента дробью.

1

6 неделя

Развитие речи

3

Составление рассказа по сюжетным картинкам. Замена десятичной дроби обыкновенной и наоборот.

1

7 неделя

Работа с деформированными предложениями. Дроби конечные и бесконечные.

1

8 неделя

Работа с деформированным текстом. Математические выражения, содержащие целые числа.

1

9 неделя

Внимание

8

Устойчивость внимания. Простая задача на нахождение процентов от числа.

1

10 неделя

Переключение внимания. Простая задача на нахождение числа по его 1 %.

1

11 неделя

Переключение внимания. Геометрические тела: куб.

1

12 неделя

Переключение внимания. Геометрические тела: прямоугольный параллелепипед.

1

13 неделя

Распределение внимания. Геометрические тела: цилиндр.

1

14 неделя

Распределение внимания. Геометрические тела: конус.

1

15 неделя

Объем внимания. Геометрические тела: пирамида.

1

16 неделя

Объем внимания. Объем.

1

17 неделя

Память

5

Развитие зрительной и слуховой памяти. Единицы измерения объема.

1

18 неделя

Развитие зрительной и слуховой памяти. Единицы измерения объема.

1

19 неделя

Логическая память. Соотношения единиц измерения объема.

1

20 неделя

Логическая память. Измерение и вычисление объема прямоугольного параллелепипеда.

1

21 неделя

Опосредованное запоминание. Измерение и вычисление объема куба.

1

22 неделя

Мышление

11

Развитие мыслительных процессов. Числа, полученные при измерении и вычислении объема.

1

23 неделя

Развитие мыслительных процессов. Числа, полученные при измерении и вычислении объема.

1

24 неделя

Развитие мыслительных процессов. Числа, полученные при измерении и вычислении объема.

1

25 неделя

Развитие мыслительных процессов. Числа, полученные при измерении и вычислении объема.

1

26 неделя

Развитие мыслительных процессов. Числа, полученные при измерении площади.

1

27 неделя

Решение логических задач. Числа, полученные при измерении площади, их выражение в десятичных дробях.

1

28 неделя

Решение логических задач. Простая задача на нахождение процентов от числа.

1

29 неделя

Решение логических задач. Простая задача на нахождение процентов от числа.

30 неделя

Развитие словесно-логического мышления. Простая задача на нахождение процентов от числа.

31 неделя

Развитие элементов логического мышления. Простая задача на нахождение числа по его 1 %.

1

32 неделя

Развитие элементов логического мышления. Простая задача на нахождение числа по его 1 %.

1

33 неделя

9 «Л» класс.

Тема

Кол-во часов

Дата

Общение

3

Я и другие. Умножение и деление натуральных чисел.

1

4 неделя

Чувства. Функции чувств. Процент.

1

5 неделя

Выражение чувств. Обозначение процента дробью.

1

6 неделя

Развитие речи

3

Составление рассказа по сюжетным картинкам. Замена десятичной дроби обыкновенной и наоборот.

1

7 неделя

Работа         с деформированными предложениями. Дроби конечные и бесконечные.

1

8 неделя

Работа с деформированным текстом. Математические выражения, содержащие целые числа.

1

9 неделя

Внимание

8

Устойчивость внимания. Простая задача на нахождение процентов от числа.

1

10 неделя

Переключение внимания. Простая задача на нахождение числа по его 1 %.

1

11 неделя

Переключение внимания. Геометрические тела: куб.

1

12 неделя

Переключение внимания. Геометрические тела: прямоугольный параллелепипед.

1

13 неделя

Распределение внимания. Геометрические тела: цилиндр.

1

14 неделя

Распределение внимания. Геометрические тела: конус.

1

15 неделя

Объем внимания. Геометрические тела: пирамида.

1

16 неделя

Объем внимания. Объем.

1

17 неделя

Память

5

Развитие зрительной и слуховой памяти. Единицы измерения объема.

1

18 неделя

Развитие зрительной и слуховой памяти. Единицы измерения объема.

1

19 неделя

Логическая память. Соотношения единиц измерения объема.

1

20 неделя

Логическая память. Измерение и вычисление объема прямоугольного параллелепипеда.

1

21 неделя

Опосредованное запоминание. Измерение и вычисление объема куба.

1

22 неделя

Мышление

11

Развитие мыслительных процессов. Числа, полученные при измерении и вычислении объема.

1

23 неделя

Развитие мыслительных процессов. Числа, полученные при измерении и вычислении объема.

1

24 неделя

Развитие мыслительных процессов. Числа, полученные при измерении и вычислении объема.

1

25 неделя

Развитие мыслительных процессов. Числа, полученные при измерении и вычислении объема.

1

26 неделя

Развитие мыслительных процессов. Числа, полученные при измерении площади.

1

27 неделя

Решение логических задач. Числа, полученные при измерении площади, их выражение в десятичных дробях.

1

28 неделя

Решение логических задач. Простая задача на нахождение процентов от числа.

1

29 неделя

Решение логических задач. Простая задача на нахождение процентов от числа.

30 неделя

Развитие словесно-логического мышления. Простая задача на нахождение процентов от числа.

31 неделя

Развитие элементов логического мышления. Простая задача на нахождение числа по его 1 %.

1

32 неделя

Развитие элементов логического мышления. Простая задача на нахождение числа по его 1 %.

1

33 неделя

Учебно-методическое обеспечение

  1. Пособие представляет собой методические рекомендации по работе с рабочими тетрадями «Умникам и умницам». Курс РПС (1,2,3,4 классы класс
  2. Холодова О.А., Е.А. Моренко «Умникам и умницам»
  3. Задания  по  развитию  познавательных способностей (Курс РПС)
  4. Холодова О.А., Е.А. Моренко Умникам и умницам: Задания по развитию познавательных способностей 4 класс. Курс РПС. Рабочие тетради: В 2 частях, часть 1 / - М.: РОСТ, 2013. - 96
  5. Холодова О.А., Е.А. Моренко Умникам и умницам: Задания по развитию познавательных способностей ( Курс РПС./ Методическое пособие для 3,4 класса - М.: РОСТ, 2013. - 288 с.
  6. Е.В. Соколова «Наблюдаем и сравниваем» Академия развития 8.Л.В. Мщенкова «25 развивающих занятий » Академия развития
  7. Экспериментальная программа. Сборник№5 / Г.М. Касымова – А,2002
  8. Азбука общения. Развитие личности ребенка, навыков общения со взрослыми и сверстниками. / Л.М. Щипицына, О.В. Защиринская, А.П.Воронова, Т.А. Нилова. – СПб., 1998
  9. Психодиагностика, коррекция и развитие личности. / Н.И.Шевандрин.– М., 2001 12.Психологическая помощь школьникам с проблемами в обучении./ Н.П. Слободяник – М., 2004
  10. Социальная реабилитация детей с ограниченными возможностями здоровья.
  11. Психологические основы. / Л.И. Акатов. – М.,2003
  12. 120уроков психологического развития младших школьников. / Локалова Н.П. – М.,2000
  13. Дидактические игры в обучении школьников с отклонениями в развитии. / А.А. Катаева, Е.А.Стребелева. – М.,2001
  14. Психологические игры для старшеклассников./ Т. Бедарева, А.Грецова. – СПб.,2008
  15. Психологическая диагностика отклонений в развитии детей. Методическое пособие./ Л.М. Шипицыной. – СПб.,2004
  16. Особенности умственного развития учащихся вспомогательной школы. /Под ред.
  17. Ж. И. Шиф. Введение. - М., 1965.
  18. В.М.Мозговой, И.М.Яковлева, А.А.Еремина “Основы олигофренопедагогика”: учеб. пособие для студ. сред. учеб. заведений /. – М.: Издательский центр Академия, 2006 .
  19. Е.Худенко, Е.Останина 1-2 часть “Практическое пособие по развитию речи для детей с отклонениями в развитии”. Издательство “Школа”. 1992 г.
  20. Г.С.Швайко “Игры и игровые упражнения для развития речи” Москва. 1988 г.
  21. Т.Б.Епифанцева, Т.Е.Киселенко, И.А.Могилева “Настольная книга педагога – дефектолога” Москва 2005 г.
  22. Пузанов Б.П. “Обучение детей с нарушением интеллектуального развития”.
  23. Егорова Т.В. “Особенности памяти и мышления младших школьников, отстающих в развитии”. – Москва. 1973 г.
  24. Развивающие игры для детей. – Москва: Физкультура и спорт. 1990 г.
  25. Тихомирова Л.Ф., Басов А.В. “Развитие логического мышления детей”. – Ярославль: ТОО “Гринго”. 1995 г.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста в различных видах детской деятельности

В статье, сопровождаемой наглядной презентацией, представлены рекомендации для родителей и педагогов по формированию элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста в к...

Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста

Математика – один из наиболее сложных предметов в школьном цикле. Поэтому на сегодняшний день от эффективности математического развития ребенка в дошкольном возрасте зависит успешность обучения матема...

Статья. Тема: "Особенность формирования элементарных математических представлений у детей с нарушениями в развитии"

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение школа №439Петродворцового района Санкт-Петербурга  СтатьяТема: «Особенность формирования элементарных математических представлений у ...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений для детей старшего дошкольного возраста. Тема: «По дороге в лесную школу».

Конспект открытого НОД по  формированию элементарных математических представлений в  подготовительной к школе группе № 15, МАДОУ "Сказка"...

«Коррекция познавательной деятельности на основе формирование элементарных математических представлений у детей с умственной отсталостью». (4-5 класс)

laquo;Коррекция познавательной деятельности на основе формирование элементарных математических представлений у детей с умственной отсталостью»....