Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста
статья по теме
Математика – один из наиболее сложных предметов в школьном цикле. Поэтому на сегодняшний день от эффективности математического развития ребенка в дошкольном возрасте зависит успешность обучения математике в начальной школе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_safronova.docx | 49.92 КБ |
Предварительный просмотр:
Формирование элементарных математических
представлений у детей дошкольного возраста
В.А. Сафронова,
педагог дополнительного образования
ГБОУ ЦПМСС «Родник»
Задачи пропедевтической подготовки детей
Математика – один из наиболее сложных предметов в школьном цикле. Поэтому на сегодняшний день от эффективности математического развития ребенка в дошкольном возрасте зависит успешность обучения математике в начальной школе.
Математика играет огромную роль в умственном воспитании и в развитии интеллекта. В настоящее время, в эпоху компьютерной революции встречающаяся точка зрения, выражаемая словами «Не каждый будет математиком», безнадежно устарела.
Математика необходима большому числу людей различных профессий. В математике заложены огромные возможности для развития мышления детей в процессе их обучения с самого раннего возраста. Проводя занятия по математике в группах сопровождения в центре «Родник», я заметила, что не все дети могут включиться в работу, невнимательно слушают объяснение материала, часто заучивают счет неосознанно, механически. Такой счет не развивает мышление ребенка, а напротив, притупляет его математические способности. Дети затрудняются при выполнении заданий на нахождение закономерностей, при решении логических задач.
Дети усваивают различные понятия в дошкольном возрасте, опираясь на чувственный опыт и житейские представления. Они осваивают счёт в повседневной деятельности, осуществляют элементарные вычисления по наглядной основе и устно, осваивают простейшие временные и пространственные отношения, преобразуют предметы различных форм и размеров. Ребенок, не осознавая того, практически включается в простую математическую деятельность.
Многие родители полагают, что главное при подготовке к школе – это познакомить ребенка с цифрами и научить его писать, считать, складывать и вычитать (на деле это обычно выливается в попытку выучить наизусть результаты сложения и вычитания в пределах 10). Однако, при обучении математике в школе, особенно по учебникам современных развивающих систем, эти умения очень недолго выручают ребенка на уроках математики. Запас заученных знаний кончается очень быстро (через месяц-два), и несформированность собственного умения продуктивно мыслить (то есть самостоятельно выполнять указанные выше мыслительные действия на математическом содержании) очень быстро приводит к появлению «проблем с математикой». Возможно, одной из основных причин подобных трудностей является потеря интереса к математике как предмету. К тому же далеко не все дети имеют склонности и обладают математическим складом ума.
Чтобы школьник не испытывал трудности буквально с первых уроков и ему не пришлось учиться с нуля, в дошкольный период стараюсь на занятиях помочь детям освоить не только первый десяток. Очень большая работа идет по развитию таких умений, как сравнение и обобщение, выявление простейших изменений объектов по форме и величине, умение оперировать свойствами объектов и чисел.
Одной из наиболее важных и актуальных задач подготовки детей к школе является развитие логического мышления и познавательных способностей дошкольников. Вопросами ознакомления и обучения детей дошкольного возраста математики занимается такая дисциплина как «методика формирования элементарных математических представлений у дошкольников», которая выделилась из дошкольной педагогики и стала самостоятельной научной и учебной областью знаний.
Программа по математике направлена на развитие и формирование математических представлений и способностей, логического мышления, умственной активности, смекалки, т.е. умения делать простейшие обобщения, сравнения, выводы, доказывать правильность тех или иных суждений, пользоваться грамматически правильными оборотами речи.
Содержание подготовки дошкольников по математике
Формирование элементарных математических представлений осуществляется на занятиях по математике в группах сопровождения и ориентировано на структурные и методические особенности учебников математики, которые используются в начальной школе к любой из ныне действующих программ по математике. Весь учебный материал разделен на темы, разделы.
На групповые занятия возлагается ведущая роль в решении задач общего умственного и математического развития ребенка и подготовки его к школе. С помощью занятий стараюсь вооружить детей знаниями второй категории (по определению А.П. Усовой), достаточно обобщенными, лежащими в «зоне ближайшего развития», включаю в работу занятия повышенной трудности. Самостоятельно приобрести знания ребенок не в состоянии. На занятиях реализуются практически все программные требования: осуществление образовательных, воспитательных и развивающих задач происходит комплексно; математические представления формируются и развиваются в определенной системе. В группах занятия проводятся фронтально, т.е. одновременно со всеми детьми.
Методы и средства
В процессе формирования элементарных математических представлений у дошкольников я использую разнообразные методы обучения и воспитания: практические, наглядные, словесные, игровые. В «чистом» виде методы использую редко. Я их применяю комплексно, в разнообразных комбинациях друг с другом. Приоритетное место отводится практическим методам (игра, упражнение, моделирование, элементарные опыты).
Возрастные особенности детей 5,5—7 лет требуют использования игровой формы деятельности. Психологи, оценивая роль дидактических игр, указывают на то, что они не только являются формой усвоения знаний, но и способствуют общему развитию ребенка, его познавательных интересов и коммуникативных способностей.
Занятия по формированию элементарных математических представлений у детей строю с учетом общедидактических принципов: научности, системности и последовательности, доступности, наглядности, связи с жизнью, индивидуального подхода к детям и др.
Программное содержание занятия обусловливает его структуру. В структуре занятия выделяются отдельные части – этапы от одного до четырех-пяти в зависимости от количества, объема, характера задач. Часть занятия как его структурная единица включает упражнения и другие методы и приемы, разнообразные дидактические средства, направленные на реализацию конкретной программной задачи. Чем старше дети, тем больше этапов в занятии. Структура таких занятий определяется чередованием разных видов деятельности детей, сменой методических приемов и дидактических средств.
Все части занятия (если их несколько) достаточно самостоятельны, равнозначны и вместе с тем связаны друг с другом.
Структура занятия обеспечивает сочетание и успешную реализацию задач из разных разделов программы (изучение разных тем), активность как отдельных детей, так и всей группы в целом, использование разнообразных методов и дидактических средств, усвоение и закрепление нового материала, повторение пройденного. Новый материал даю в первой или первых частях занятия, по мере усвоения он перемещается в другие части. Последние части занятия обычно провожу в форме дидактической игры, одной из функций которой является закрепление и применение знаний детей в новых условиях.
В процессе занятий провожу физкультминутки – кратковременные физические упражнения для снятия утомления и восстановления работоспособности у ребят. Показателем необходимости физкультминутки является так называемое двигательное беспокойство, ослабление внимания, отвлечение и т.д. В физкультминутку включаю 2-3 упражнения для мышц туловища, конечностей (движение рук, наклоны, прыжки и т. д.), связываю их содержание с формированием элементарных математических представлений: сделать столько-то различных движений: подскоков, наклонов, хлопков и других движений.
Каждое занятие занимает свое, строго определенное место в системе занятий по изучению данной программной задачи, темы, раздела, способствуя усвоению программы развития элементарных математических представлений в полном объеме и всеми детьми. В работе новые знания даются небольшими частями, строго дозированными «порциями». Поэтому общую программную задачу или тему обычно делю на ряд более мелких задач - «шагов» и последовательно реализую их на протяжении нескольких занятий. Постепенность в усложнении программного материала и методических приемов, направленных на усвоение знаний и умений, позволяет детям почувствовать успехи в своей работе, свой рост, а это в свою очередь способствует развитию у них все большего интереса к занятиям математикой. Решению каждой программной задачи посвящаю несколько занятий, и затем в целях закрепления к ней неоднократно возвращаюсь в течение года.
При формировании элементарных математических представлений на занятиях наиболее широко использую реальные предметы и их изображения. Например, при изучении темы «Угол. Виды углов» мы делали модель прямого угла, применяли эту модель на практике: учились находить прямые углы на тетради, учебнике, столе, а потом искали прямые углы в кабинете.
С возрастом детей происходят закономерные изменения в использовании отдельных групп дидактических средств: наряду с наглядными средствами применяется опосредованная система дидактических материалов. В работе с дошкольниками использую наглядные пособия, моделирующие математические понятия. Наглядный дидактический материал рассчитан на определенное содержание, методы, фронтальные и индивидуальные формы организации обучения, соответствует возрастным особенностям детей, отвечает разнообразным научным, педагогическим, эстетическим, санитарно-гигиеническим, экономическим требованиям. Он используется на занятиях при объяснении нового, его закреплении, для повторения пройденного и при проверке знаний детей, т. е. на всех этапах обучения.
Обычно использую наглядный материал двух видов: крупный, (демонстрационный) для показа и работы детей и мелкий (раздаточный), которым ребенок пользуется, сидя за столом и выполняя одновременно со всеми задание педагога. Демонстрационные и раздаточные материалы отличаются по назначению: первые служат для объяснения и показа способов действий педагогом, вторые дают возможность организовать самостоятельную деятельность детей, в процессе которой вырабатываются необходимые навыки и умения. Эти функции являются основными, но не единственными и строго фиксированными.
На занятиях использую:
- наборные полотна с двумя полосками для раскладывания на них разных плоскостных изображений: фруктов, овощей, цветов, животных и т.д.;
- геометрические фигуры, карточки с цифрами и знаками +, -, =, >, <;
- магнитная доска с комплектом геометрических фигур, цифр, знаков, плоских предметных изображений;
- счетные палочки, круги,
- карточки и таблицы;
- ребусы, загадки.
Элементарные математические представления складываются у детей рано, т.к. речь изобилует математическими понятиями: круг, шар, квадрат, угол, прямая, кривая и т.д. уже к четырем годам у дошкольников есть некоторый запас элементарных математических представлений, который необходимо обобщить и систематизировать. решении логических задач.
Чтобы помочь детям справиться со всеми этими проблемами, включаю в занятия развивающие игры.
Игра и учеба – две разные деятельности, между ними имеются качественные различия. В школе отводится мало места игре, практически с первых уроков идет сразу подход к любой деятельности методами взрослого человека. Переход от игры к серьезным занятиям слишком резок, между свободной игрой и регламентированными школьными занятиями получается ничем не заполненный разрыв. Тут нужны переходные формы».
Значит, моя задача – сделать плавным, адекватным переход детей от игровой деятельности – к учебной. Решающую роль в этом играют развивающие игры. Они интересны для детей, эмоционально захватывают их. А процесс решения, поиска ответа, основанный на интересе к задаче, невозможен без активной работы мысли. Этим положением и объясняется значение занимательных задач в умственном и всестороннем развитии детей. В ходе игр и упражнений с занимательным математическим материалом дети овладевают умением вести поиск решения самостоятельно.
Использование игровых приемов и методов, их последовательность и взаимосвязь будут способствовать в решении данной проблемы, то есть развитие элементарных математических представлений у дошкольников посредством развивающих игр будет эффективно при условии использования игровых методов и приемов в образовательном процессе.
Занятия в форме дидактических игр широко применяются в основном с детьми младшего возраста, но сюрпризный момент создаёт игровую ситуацию на протяжении всего занятия и на занятиях со старшими дошкольниками, например, когда они получают письмо от снеговика или другого литературного героя, с какой-либо просьбой.
Например, раздается стук в дверь, и дети получают письмо от белки, где она обращается к детям с просьбой помочь ей добраться до дупла. Но она окажется в своем доме, если дети выполнят определенные задания. Из большого конверта дети достают цветные маленькие конвертики, которые пронумерованы.
Конверт №1. (читающие дети сами читают первое задание) Вставить недостающие числа 1,…,4,…6.
Конверт №2. Задание. Рассмотреть рисунок (квадрат, прямоугольник, круг, трапеция), определить 4-ый лишний. Почему?
Конверт №3. Задание. Сравнить группы предметов, поставив знаки «больше», «меньше», «равно». (Это задание я даю каждому ребенку на листочке. Детям очень нравится сравнивать предметы. Правильно задание выполняет 95% детей).
Конвертов-заданий может быть сколько угодно. Задания включают в себя и физминутки: девочки хлопают, мальчики топают, но только по 7 раз. Появляется белка (игрушка, рисунок), она благодарна ребятам, даже орешки им принесла в благодарность за их доброту. В этом случае обучение носит незапрограммированный, игровой характер. Упражнения с дидактическим материалом, хотя и служат учебным целям, приобретают игровое содержание, целиком подчиняясь игровой ситуации. Мотивация учебной деятельности также является игровой. Однако, игровая форма не должна заслонять познавательное содержание, превалировать над ним, быть самоцелью. Формирование разнообразных математических представлений является главной задачей таких занятий.
Занятия в форме дидактических упражнений приобретает практический характер. Дети, выполняя разнообразные упражнения с демонстрационным и раздаточным дидактическим материалом, лучше усваивают определенные способы действий и соответствующие математические представлении (например, измерить полоску бумаги, определить, хватит ли каждому кролику по клетке, всем ли детям достанется по груше и так далее).
Игровые элементы в разных формах включаются в упражнения с целью развития предметно-чувственной, практической, познавательной деятельности детей с дидактическим материалом.
Дидактическая игра и различные упражнения образуют самостоятельные части занятия, сочетающиеся друг с другом во всевозможных комбинациях. Их последовательность определяется программным содержанием и накладывает отпечаток на структуру занятия.
По основной дидактической цели выделяют:
а) занятия по сообщению детям новых знаний и их закреплению;
б) занятия по закреплению и применению полученных представлений в решении практических и познавательных задач;
в) учетно-контрольные, проверочные занятия;
г) комбинированные занятия.
Занятия по сообщению детям новых знаний и их закреплению провожу в начале изучения большой новой темы: обучение счету, измерению, решению простейших арифметических задач на наглядном материале и др.
Занятия по закреплению и применению полученных представлений в решении практических и познавательных задач следуют за занятиями по сообщению новых знаний. Они характеризуются применением разнообразных игр и упражнений, направленных на уточнение, конкретизацию, углубление и обобщение полученных ранее представлений, выработку способов действий, переходящих в навыки. Эти занятия строю на сочетании разных видов деятельности: игровой, трудовой, учебной. В процессе проведения их учитываю имеющийся у детей опыт, использую различные приемы активизации познавательной деятельности.
Периодически провожу проверочные учетно-контрольные занятия, с помощью которых можно определить качество освоения детьми основных программных требований и уровень их математического развития. По результатам таких занятий успешнее проводится коррекционная работа с группой. Занятия включают задания, игры, вопросы, цель которых - выявить сформированность знаний, умений и навыков. Занятия строю на знакомом детям материале, но не дублирую содержания и привычных форм работы с детьми.
Комбинированные занятия по математике чаще всего применяю в работе, так как на них обычно решается несколько дидактических задач: сообщается материал новой темы и закрепляется в упражнениях, повторяется ранее изученное и проверяется степень его усвоения.
Начало занятия и его конец посвящаю повторению пройденного. Усвоение нового может сочетаться с закреплением пройденного, проверка знаний с их одновременным закреплением, элементы нового вводятся в процессе закрепления и применения знаний на практике.
При фронтальной форме работы участвуют все дети, их активность обеспечивается постановкой разнообразных вопросов, учитываю индивидуальные возможности ребенка, уровень их развития, оказываю помощь. На занятиях использую организационные средства активизации: «Подумайте, догадайтесь», «Выводы будете делать сами» и др., но они побуждают лишь внешнюю, моторную активность, способствуя быстрой сосредоточенности детей на учебном; задании, ускоряя действия с наглядным материалом, вызывая непроизвольное внимание, кратковременный интерес к учебной задаче [1].
Таким образом, к формам формирования у дошкольников математических способностей относятся занятия и дидактические игры, на которых активизируется слуховой и зрительный анализаторы дошкольников. Использующийся на занятиях раздаточный материал активизирует зрительные и тактильные ощущения. Частая смена игровых ситуаций, использованных в ходе занятия, не позволяет утратить непроизвольный интерес к изучаемому материалу. Дети активно принимают участие в дидактических играх, что способствует охвату всего коллектива группы и усвоению ими необходимой образовательной информации. Активизация различных анализаторов способствуeт эффективному обучению и не даёт возможности детям утомиться во время проведения дидактических игр.
В математической подготовке дошкольников наряду с обучением детей счету, развитием представлений о количестве и числе в пределах первого десятка, делению предметов на равные части большое внимание уделяю операциям с наглядно представленными множествами, проведению измерений с помощью условных мерок, определению объема сыпучих и жидких тел, развитию глазомера ребят, их представлений о геометрических фигурах, о времени, формированию понимания пространственных отношений.
Такой комплекс задач является программой математического развития, обеспечивает более глубокое понимание дошкольниками количественных и других отношений и закладывает основы дальнейшего совершенствования математического мышления, речи. Все это способствует умственному развитию детей и успешной подготовке их к обучению в школе [1].
Следовательно, одной из наиболее важных задач подготовки дошкольника к школьному обучению будет развитие у него интереса к математике, развитие познавательных и творческих способностей детей (личностное развитие).
Формированию навыков самооценки способствует также подведение итогов занятия. В течение 2-3 минут внимание детей акцентирую на основных идеях занятия, они высказывают свое отношение к занятию, что им понравилось, что было трудным. Эта обратная связь помогает мне впоследствии скорректировать свою работу.
Необходимым условием организации занятий с дошкольниками является психологическая комфортность детей, обеспечивающая их эмоциональное благополучие. Стараюсь занятие построить так, чтобы атмосфера доброжелательности, вера в силы ребенка, индивидуальный подход создавали для каждого ребенка ситуацию успеха, который необходим не только для познавательного развития детей, но и для их нормального психофизического состояния.
Дети постоянно встречаются с заданиями, допускающими различные варианты решения. Например, выбирая из предметов (яблоко, мяч, кубик) лишний предмет, они могут назвать кубик, так как он отличается от двух других формой; лишним может быть яблоко, так как это фрукт, а остальные предметы - игрушки; лишним может быть и мяч, если он синий, а яблоко и кубик – красные. Работая с фигурами «Геометрического лото», дети могут подобрать разные фигуры, отличающиеся от маленького желтого квадрата одним признаком — маленький желтый круг, большой желтый квадрат, маленький синий квадрат и т.д.
Ребёнку на занятиях нужна активная деятельность, способствующая повышению его жизненного тонуса, удовлетворяющая его интересы, социальные потребности. Занимательный материал использую не только с целью формирования представлений, ознакомления с новыми сведениями, он влияет на формирование произвольности психических процессов, на развитие произвольности внимания, на произвольную память, оказывает влияние на развитие речи. При этом роль несложного занимательного математического материала определяется с учётом возрастных возможностей детей и задач всестороннего развития и воспитания: активизировать умственную деятельность, заинтересовывать математическим материалом, увлекать детей, развивать ум, расширять, углублять математические представления, закреплять полученные знания и умения, упражнять в применении их в других видах деятельности, новой обстановке. Смекалка, находчивость, инициатива проявляются в активной умственной деятельности, основанной на непосредственном интересе.
Логические игры математического содержания также вызывает у детей познавательный интерес, способность к творческому поиску, желание и умение учиться. Во время своей практической деятельности я уделяю большое внимание формированию у детей элементарных математических навыков путем использования занимательного математического материала. Такой материал включается в основную часть занятий по формированию математических представлений, в конце занятий, когда снижается умственная активность детей, а также для организации самостоятельной деятельности детей.
Для исследования количественных представлений использую игру «Сосчитай-ка», «Что изменилось?» Играя в такие дидактические игры, как «Какой цифры не стало?», «Путаница?», «Назови соседей», дети учатся свободно оперировать числами в пределах 10 и сопровождать словами свои действия [5].
После ответов ребенка меняюсь с ним ролями: дети спрашивают, а я отвечаю (иногда «ошибаюсь», детям очень нравится исправлять ошибки)
Наиболее труден счет в обратном порядке, поэтому, сначала учимся отсчитывать на конкретных предметах, а зачем уже отвлеченно.
Пример. Сосчитаем яблоки. Всего 5 яблок в корзинке. Уберем одно яблоко. Останется 4. Уберем еще одно. Осталось 3 и т д
Понятие о нуле дети получают, выполняя задание, отсчитывая предметы по одному. Например, у ребенка 6 ручек, он по одной убирает в пенал и пересчитывает оставшиеся на столе (осталось 5,4,3,2,1 ручки), убираем последнюю – не остается ни одной. Прошу убрать и последнюю игрушку. Объясняю детям, что не осталось ни одной игрушки. Ноль игрушек обозначается цифрой 0.В дополнительном раздаточном материале дети находят корзинку, где нет ни одного гриба. Дети самостоятельно решают, где может стоять ноль в ряду чисел. Объясняют, почему его место перед единицей (меньше единицы на один).
Аналогичная работа проводится по изучению числа 10. В корзину складываются яблоки. Каждое количество яблок, положенное в корзину, обозначается соответствующей цифрой на доске (дети цифру выбирают сами со стола и ставят на магнитную доску) 1,2,3,4,5,6,7,8,9. Число десять можно записать цифрами 1 и 0.
Главным наглядным пособием должны быть действительные, вещественные предметы, ибо они, как подлежащие осязанию, а не указыванию только как картинки, могут быть действительно отнимаемы и прибавляемы по одному и по группам, чего нельзя сказать про картинки, где подобные действия можно производить только мысленно, в воображении. Когда ребенок видит, ощущает, щупает предмет, обучать его значительно легче. Поэтому считать и сравнивать лучше какие-то определенные предметы.
«Волшебный мешочек». В матерчатый непрозрачный мешочек кладу несколько одинаковых предметов (счетный материал среднего размера). Задание – на ощупь сосчитатать количество предметов в мешочке.
Знакомство со знаками «больше», «меньше»
Материал: карточки со знаками «<», «>», картинки с изображениями животных: слон, мышь, медведь, заяц.
После рассказа о том, что обозначают данные математические знаки, предлагаю положить карточку со знаком между парой картинок с животными (слон и мышь, медведь и заяц). Как правило, с этим заданием дети справляются безошибочно.
Далее на большом листе бумаги выкладываю картинки с разным количеством одинаковых предметов или выкладываю фигуры из счетного материала. Снова предлагаю положить нужный знак между группами предметов или написать его карандашом. На последнем этапе сравниваем числа в тетрадях на печатной основе. Для образного запоминания знаков можно использовать такой прием. Предлагаю ребенку показать с помощью большого и указательного пальца какой-либо маленький предмет. Например, «какого размера земляника?». И предмет побольше: «какого размера яблоко?». «Что больше, яблоко или земляника?». После ответа на листе бумаги обводим детские пальцы, раздвинутые в виде галочки.
В работе по теме « Величина», использую такой игровой материал: полоски бумаги разной длины - модели лент, набор карандашей.
Ленточки.
1.Самую длинную «ленточку» закрась синим карандашом, «ленточку» покороче закрась красным карандашом и т.д.
2. Уравнять все «ленточки» по длине.
Карандаши.
На ощупь разложить карандаши разной длины в порядке возрастания или убывания.
Различение предметов по тяжести: тяжелый - легкий, тяжелее - легче. Сравните вес пустого ведерка, ведерка с камушками и ведерка с крупой. Какое ведро легче ведерка с камушками, а какое тяжелее, чем ведерко с крупой?
Использование занимательного материала по формированию геометрических представлений.
Тема: «Линия: прямая, кривая, ломаная»
Сначала сама показываю и называю эти виды линий: изображенные на доске, на плакате. Дети находят эти линии в учебнике, рисуют в тетрадях, гнут из проволоки. Уточняем, что окружность - это замкнутая кривая линия, треугольник, четырехугольники - замкнутая ломаная.
При знакомстве с сантиметром дети учатся измерять отрезки, чертить отрезок по заданной длине.
«Волшебный мешочек». В мешочек складываю знакомые геометрические фигуры, дети по очереди засовывают руку в мешочек, на ощупь узнают фигуру и достают её, чтобы убедиться, что ребёнок опознал её правильно [5].
Использование заданий для развития интеллектуальных способностей
Познание человеком окружающего его мира осуществляется в двух основных формах: в форме чувственного познания и в форме абстрактного мышления.
Все окружающие нас предметы воздействуют на наши органы чувств и вызывают ощущения, восприятия и представления.
Ощущение – это отражение отдельных свойств предметов, непосредственно воздействующих на органы чувств (запах цветов – включаем обоняние, умываясь, можем определить температуру воды и т.д.).
Восприятие – целостное отражение внешнего материального предмета, непосредственно воздействующего на органы чувств (перед нами яблоко. Зрительный анализатор – воспринимаем форму, цвет; вкусовой анализатор – определяем, кислое оно или сладкое; с помощью обонятельного анализатора можем обнаружить определенный фруктовый запах. В результате создается целостное отражение предмета).
Представление – это чувственный образ предмета. Например, яблока перед нами в настоящее время может и не быть, но мы себе его можем представить, описать его свойства.
Законы мира, сущность предметов, общее в них мы познаем посредством абстрактного мышления.
Понятие – форма мышления, в которой отражаются существенные признаки отдельного предмета или класса однородных предметов. Понятия в языке выражаются словами (портфель, книга). Основными логическими приемами формирования понятий являются анализ, синтез, сравнение, абстрагирование, обобщение, классификация. Понятие формируется на основе обобщения существенных признаков (свойств, отношений), присущих ряду однородных предметов. Для выделения существенных признаков требуется абстрагироваться (отвлечься) от несущественных признаков, которых в любом предмете очень много. Этому служит сравнение или сопоставление. Для выделения ряда признаков требуется произвести анализ – мысленно расчленить целый предмет на его составные части, отдельные признаки, а затем осуществить обратную операцию – синтез (мысленное объединение) частей предмета, отдельных признаков в единое целое [2].
Для формирования понятийного аппарата ребенка ему придется овладеть такими мыслительными операциями, как анализ и синтез, классификация, обобщение, сравнение, усвоить типы или виды отношений между понятиями.
Классификация – это распределение предметов по группам.
Сравнение – мыслительное установление сходства или различия предметов по существенным или несущественным признакам.
На занятиях использую различные задания и игры для развития интеллектуальных способностей у детей. Дети дошкольного возраста должны учиться понимать количественные и качественные соотношения предметов. На занятиях они знакомятся с такими категориями, как больше и меньше, выше и ниже, ближе и дальше, длиннее и короче.
Упражнения, которые учат сравнивать предметы между собой, дети ищут сходства и отличия. Эти упражнения способствуют концентрации внимания, что также потребуется от ребенка, когда он пойдет в школу.
Дети учатся классифицировать предметы, то есть находить общий признак предметов и по нему объединять предметы в однородные группы [3].
Задания:
-что нарисовано
-назови каждый предмет в ряду
-какие общие признаки объединяют предметы в ряду
-назвать предметы в каждом ряду одним словом.
Игра «Что лишнее?»
Эта игра позволяет не только находить общие и различные свойства предметов, но и объединять предметы в группы по какому-либо основному, существенному признаку, проводить классификацию[5]. Ребятам предлагаю ответить на следующие вопросы:
Что лишнее?
Почему? Назовите отличительный признак.
Как одним словом можно охарактеризовать три оставшихся предмета?
На занятиях дети знакомятся с такими временными категориями, как раньше и позже. На картинках изображены цветы, овощи. Нужно указать на ту картинку, где растения посажены позже всех или раньше всех.
Игра «Домино». В каждом ряду указать картинку, отличающуюся от других [5].
Игра «Кто наблюдательнее» (назвать пять предметов определенной формы: круглые, квадратные и т.д. повторять предметы не разрешается).
Включение на занятиях специальных игровых задач и заданий, направленных на развитие познавательных возможностей и способностей, расширяет математический кругозор, способствует математическому развитию, повышает качество математической подготовленности, позволяет детям более уверенно ориентироваться в простейших закономерностях окружающей их действительности и активнее использовать математические знания в повседневной жизни. Это удерживает интерес детей к занятию, и это создает условия для повышения эмоционального отношения к содержанию учебного материала, обеспечивает его доступность и осознанность. Таким образом, за один год до школы можно оказать значимое влияние на развитие математических способностей дошкольника. Главное не объем знаний и умений, а их качество и влияние на уровень развития ребенка. Излишняя поспешность, стремление опередить возможности ребенка, усложнить задания могут привести к формальному механическому запоминанию без осмысливания действий и глубокого их понимания.
Процесс формирования элементарных математических представлений требует комплексного использования разнообразных дидактических средств и соответствия их содержанию, методам и приемам, формам организации работы по предматематической подготовке детей к обучению в школе [2].
Использованная литература:
1. Формирование элементарных математических представлений у дошкольников. / Под ред. А.А. Столяра. – М.: «Просвещение», 1988.
2. Морозова И., Пушкарева М., «Развитие элементарных математических представлений» – М.: «Мозаика-Синтез», 2009.
3. Новикова В.П. «Математика в детском саду» – М.: «Мозаика-синтез», 2010.
4. Плюшкина А.С. Формирование элементарных математических навыков у детей http://ds111.edusite.ru/
5. Тихомирова Л.Ф., Басов А.В., Развитие логического мышления детей – Ярославль: ТОО «Тринго», 1995.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста в различных видах детской деятельности
В статье, сопровождаемой наглядной презентацией, представлены рекомендации для родителей и педагогов по формированию элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста в к...
Методическая разработка «Развитие элементарных математических знаний у детей дошкольного возраста с помощью наглядного материала»
Данная методическая разработка подготовлена в рамках работы по самообразованию, в ней я попыталась раскрыть сущность принципа наглядности, как инструмента повышающего эффектив...
Конспект занятия по формированию элементарных математических представлений у детей ЗПР.
Конспект занятия по математики (4-год обучения)....
Реабилитационная программа «Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста»
Обоснование выбора социально – реабилитационной программы, реабилитационной технологии Тематический планДиагностическая картаАктуальностьДидактические принципыРазделы программыМежпредметные связиФормы...
Программа по самообразованию "Формирование элементарных математических представлений у детей младшего школьного возраста с нарушением интеллекта"
Дети с выраженной умственной отсталостью обнаруживают большие трудности в освоении математических представлений в связи с глубоким недоразвитием познавательной деятельности. Без специального обучения ...
Конспект непосредственно образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений для детей старшего дошкольного возраста. Тема: «По дороге в лесную школу».
Конспект открытого НОД по формированию элементарных математических представлений в подготовительной к школе группе № 15, МАДОУ "Сказка"...
Название работы Формирование элементарных математических представлений у детей младшего дошкольного возраста (коррекционная группа) «Ёжик в гости к нам пришёл».
В данном занятии по формированию элементарных математических представлений у детей младшего дошкольного возраста с ОВЗ прослеживается не только закрепление понятий «много» - «мало», связь с окружающим...