Конспект фронтального логопедического занятия
план-конспект на тему
Тема : Последовательный пересказ рассказа " Как медведь сам себя напугал".
Цель: Учить детей устанавливать причинно-следственные связи, последовательно пересказывать содержание рассказа.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kak_medved.docx | 18.48 КБ |
Предварительный просмотр:
МКОУ - Чумаковская специальная школа-интернат для детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей с ограниченными возможностями здоровья
Конспект фронтального логопедического занятия
Тема : Последовательный пересказ рассказа " Как медведь сам себя напугал".
Цель: Учить детей устанавливать причинно-следственные связи, последовательно пересказывать содержание рассказа.
Составитель: учитель -логопед Осипова Надежда Владимировна
2016г
Конспект фронтального логопедического занятия
Тема: Последовательный пересказ рассказа " Как медведь сам себя напугал".
Цель: Учить детей устанавливать причинно-следственные связи, последовательно пересказывать содержание рассказа.
Задачи: 1) Развитие связной монологической речи; 2) расширение словарного запаса; 3) развитие лексико-грамматического строя речи; 4) развитие навыка анализа и синтеза, фонематического слуха; 5) развитие слухового и зрительного внимания, памяти; 6) умение подбирать синонимы; 7) развитие умения координировать движение с речью; 8) развитие дикции, моторики; 9) развитие словесно-логического мышления; 10) воспитание положительной мотивации к процессу обучения.
Оборудование: карточки с текстом рассказа "Как медведь сам себя напугал" по кол-ву учащихся; иллюстрации главных героев ( медведь, белка, заяц, сорока); предметные картинки по сюжету рассказа, макет( изображение) леса; словарные слова; карточки со словами-действиями ( по кол-ву учащихся); ярко, красочно оформленная скороговорка на звук "С"; Сухая веточка для эксперимента; музыкальное оформление.
Ход занятия
1. Организационный момент: сообщение темы и целей занятия.
- Ребята, сегодня на занятии у нас будут присутствовать гости. Давайте их поприветствуем и покажем, как вы хорошо умеете работать: четко выговаривать слова со звуком "С", правильно и полно отвечать на вопросы и вообще красиво говорить.
2. Проведение артикуляционной гимнастики.
для этого вначале нашего занятия проведём ,как всегда, артикуляционную гимнастику на закрепление и автоматизацию звука "С" (использование индивидуальных зеркал):
* "Улыбка - Хоботок"
* "Наказать непослушный язычок"- вырабатывать умение, расслабив мышцы языка, удерживать его широким, распластанным.
* "Кто дальше загонит мяч" - вырабатывать плавную, длительную, непрерывную воздушную струю, идущую по середине языка.
* "Почистим зубки" - учить детей удерживать кончик языка за нижними зубами.
Проговаривание скороговорки: "У насоса длинный нос, он свистит как пылесос"
3. Сообщение темы и целей занятия:
- Ребята, мы с вами сегодня будем учиться самостоятельно последовательно, иначе говоря - подробно пересказывать текст рассказа "Как медведь сам себя напугал".
- Открыли тетрадки, записали число и тему занятия. Кто уже записал число, то я попрошу положить авторучки и приготовиться к дальнейшей работе.
4. Загадки.
-Прежде, чем перейти к работе над рассказом, я хотела, чтобы вы помогли мне разгадать загадки. Если вы правильно разгадаете загадки, то узнаете, кто является главным героем рассказа и остальных участников происходящих событий. Итак, приступим:
*Он в берлоге спит зимой
Под большущею сосной,
А когда придет весна
Просыпается от сна.
( вывешивается картинка медведя)
*Кто на ветке шишку грыз
И бросал объедки вниз?
Кто по ёлкам ловко скачет
И взлетает на дубы?
Кто в дупле орехи прячет,
Сушит на зиму грибы.
( вывешивается картинка с изображением белки)
*Комочек пуха,
Длинное ухо,
Прыгает ловко,
Любит морковку.
( вывешивается картинка зайца)
*Непоседа пестрая,
Птица длиннохвостая,
Птица говорливая,
Самая болтливая.
Вещунья, белобока,
А зовут её ...
( вывешивается картинка сороки)
*Горбоносый, длинноногий
Великан ветвисторогий,
Ест траву, кустов побеги
С ним тягаться трудно в беге.
Коль такого довелось
Встретить, знай, что это...
( вывешивается изображение лося)
Дети записывают в тетрадях название всех героев рассказа.
- ответьте на вопрос - "какие это животные? Домашние или дикие животные? Докажите свой ответ.
5. Работа с рассказом.
Логопед читает рассказ.
Как медведь сам себя напугал.
Вошёл медведь в лес. Хрустнула под тяжелой лапой веточка. Испугалась белка на ветке - выронила из лапок шишку. Упала шишка - угодила зайцу в лоб. Вскочил заяц и помчался в гущу леса. Наскочил на сороку. Та крик подняла на весь лес. Услышали лоси, пошли кусты ломать!
Тут остановился медведь, насторожил уши. Сорока кричит, лоси кусты ломают. И позади кто-то топает! Не уйти ли лучше? - подумал медведь. Рявкнул и дал стрекоча.
Эх, знать бы ему, что позади - то заяц топал, белка ему шишкой в лоб угодила. Так сам себя медведь напугал.
6. Словарная работа.
- понятен, ли вам смысл слов: хрустнула (провести эксперимент - сломать веточку, чтобы дети услышали хруст), угодила, помчался, наскочил, насторожил, рявкнул, дал стрекача и предложения : Пошли кусты ломать?
- затем предлагается детям подобрать к указанным словам близкие по смыслу слова ( синонимы).
7. Физ.минутка. "Зайка".
Зайке холодно сидеть. - изобразить дрожание
Надо лапочки погреть. - потереть руки, что бы стало тепло
Лапки вверх, лапки вниз - руки вверх, вниз
На носочках подтянись.
Лапки ставим на бочок, - руки на бочок
На носочках скок да скок.
А потом вприсядку,
Чтоб не мёрзли лапки.( имитация движений)
8. Расстановка картинок в последовательности, соответствующей сюжету рассказа.
- логопед предлагает детям расставить картинки , при затруднении помогает ( дети читают по предложению, а один ученик расставляет картинки на сказочном панно).
9. Выяснение причинно-следственных связей.
*почему медведь убежал из леса?
*почему испугались лоси?
*почему испугалась сорока?
* почему испугался заяц?
*почему испугалась белка?
Дети отвечают на вопросы полными предложениями ( по возможности)
10. Выяснение логических связей.
*получился бы рассказ, если бы не было медведя?
*почему рассказ не получился бы?
*получился бы рассказ, если бы не было белки? и т.д.
Логопед делает вывод. Ни одно звено нельзя выпустить из рассказа, рассказ не получится.
11. Выяснение последовательности действий.
- логопед обращает внимание на последовательность происходящих в рассказе действий. Ставит вопросы и указывает на соответствующую картинку, например: " Что сделал? ( указывает на медведя). - Вошёл. Что сделал? ( указывает на веточку) - Хрустнула. Что сделала белка? ( указывает на белку) - Испугалась, уронила и т.д.
Затем предлагает учащимся вспомнить и назвать по порядку слова - действия, опираясь на картинки:
вошел, хрустнула, испугалась, выронила, упала, , угодила, вскочил, помчался, наскочил, подняла, крик, услышали, пошли кусты ломать, рявкнул, убежал.
12. Восстановление текста с опорой на последовательность глаголов.
- логопед называет действие, учащиеся продолжают предложение с этим словом.
13. Рассказ текста по предметным картинкам, расположенным в сюжетной последовательности.
14. Пересказ без опоры на картинки.
- логопед убирает картинки и предлагает вспомнить, что было изображено на каждой, пересказать рассказ.
15. Итог занятия.
- Чем мы с вами занимались сегодня на занятии?
- Понравилось. ли вам занятие? Чем?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект фронтального логопедического занятия по обучению грамоте в подготовительной группе.
Занятие по обучению грамоте с использованием интересных игровых приёмов и упражнений проводится в подготовительной группе детского сада ....
Конспект фронтального логопедического занятия на тему "Космос"
Конспект фронтального логопедического занятия по формированию лексико-грамматических средств языка в старшей логопедической группе по лексической теме "Космос"...
Конспект фронтального логопедического занятия по развитию речи на тему :" Игрушки"
Тематическое открытое занятие по развтию речи и мелкой моторики, развитию фонематического слуха , внимания,мышления. Логопедическое занятие для детей 5-6 лет....
Конспект фронтального логопедического занятия по формированию лексико – грамматической компетенции и связной речи у детей с ОНР
Конспект фронтального логопедического занятия по формированию лексико-грамматической компетенции и связной речи у детей с ОНРсредняя возрастная группа, первый год обучения...
конспект фронтального логопедического занятия:"Образование и употребление притяжательных прилагательных"
Представляю развернутый конспект фронтального логопедического занятия по теме: "Образование и употребление притяжательных прилагательных". Мониторинг устной и письменной речи учащихся II эт...
Конспект фронтального логопедического занятия в подготовительной логогруппе для детей с ОНР. Тема: "Звук [А] - гласный"
Занятие решает задачи формирования фонематического восприятия, упражнения в употреблении родительного падежа существительных, обучения составлению сложных предложений с предлогом и координации речи с ...
Конспект фронтального логопедического занятия в подготовительной группе для детей с заиканием. Тема: Дифференциация звуков Л — Ль.
Данный конспект разработан для детей старшего дошкольного возраста, имеющих заикание. В конспекте отражены цели занятия, ход занятия и необходимое оборудование, а так же представлены фотографии ...