Рабочая программа «Формирование речевого слуха и произносительной стороны устной речи» 1 -2 классы 2017 - 2018 учебный год
рабочая программа на тему

Позднякова Наталья Николаевна

Рабочая программа по учебному предмету «Формирование речевого слуха и произносительной стороны устной речи» разработана на основе:

  • Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).

- Адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).

- Учебного плана КГБОУ «Кокшинская общеобразовательная школа-интернат».

Цель и задачи коррекционного курса

Цель - формирование у обучающихся устной речи посредством овладения фонетико-фонематической стороной речи для создания перспективы личностного роста и благополучной социализации.

Задачи:

  • формирование и развитие речевого слуха, создание на этой базе новой основы

восприятия устной речи;

  • формирование элементарных навыков звукобуквенного анализа слов;
  • коррекция дефектного произношения звуков родного языка;
  • развитие навыков самоконтроля произносительной стороной речи; формирование умений использовать в процессе устной коммуникации естественные невербальные средства (мимику, жесты и др.);
  • развитие способности осуществлять, контролировать и оценивать свои действия.

Основные направления коррекционно-педагогической работы:

  • Развитие психофизиологических механизмов, лежащих в основе устной речи:

- оптимального для речи типа физиологического дыхания;

- речевого дыхания;

- голоса;

- артикуляционной моторики;

- чувства ритма;

- слухового восприятия;

- функций фонематической системы.

  • Обучение нормативному/компенсированному произношению всех звуков русского языка с учётом системной связи между фонемами русского языка, акустической характеристики, характера дефекта.
  • Коррекция нарушений звукослоговой структуры слова.
  • Формирование просодических компонентов речи (темпа, ритма, паузации, интонации, логического ударения).
  • Профилактика нарушений чтения и письма.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon logopediya_fgos_1_-_2_klass_2017_-_2018_u.g._-_kopiya.doc422.5 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство образования и науки Алтайского края

Краевое государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья

«Кокшинская общеобразовательная школа-интернат»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

(вариант 1)

«Формирование речевого слуха и произносительной стороны устной речи»

коррекционные курсы

класс: 1, 2

2017 – 2018 учебный год

                                                                                                                           Составитель: Наталья Николаевна Позднякова
                                                                                                                                                  учитель – логопед

                                                                                                                                                   первой квалификационной категории  

Пояснительная записка

Рабочая программа по учебному предмету «Формирование речевого слуха и произносительной стороны устной речи» разработана на основе:

  • Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).

- Адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).

- Учебного плана КГБОУ «Кокшинская общеобразовательная школа-интернат».

Цель и задачи коррекционного курса

Цель - формирование у обучающихся устной речи посредством овладения фонетико-фонематической стороной речи для создания перспективы личностного роста и благополучной социализации.

Задачи:

  • формирование и развитие речевого слуха, создание на этой базе новой основы

восприятия устной речи;

  • формирование элементарных навыков звукобуквенного анализа слов;
  • коррекция дефектного произношения звуков родного языка;
  • развитие навыков самоконтроля произносительной стороной речи; формирование умений использовать в процессе устной коммуникации естественные невербальные средства (мимику, жесты и др.);
  • развитие способности осуществлять, контролировать и оценивать свои действия.

Основные направления коррекционно-педагогической работы:

  • Развитие психофизиологических механизмов, лежащих в основе устной речи:

- оптимального для речи типа физиологического дыхания;

- речевого дыхания;

- голоса;

- артикуляционной моторики;

- чувства ритма;

- слухового восприятия;

- функций фонематической системы.

  • Обучение нормативному/компенсированному произношению всех звуков русского языка с учётом системной связи между фонемами русского языка, акустической характеристики, характера дефекта.
  • Коррекция нарушений звукослоговой структуры слова.
  • Формирование просодических компонентов речи (темпа, ритма, паузации, интонации, логического ударения).
  • Профилактика нарушений чтения и письма.

 Общая характеристика курса

Индивидуальные занятия по формированию речевого слуха и произносительной стороны речи являются одной из важных организационных форм обучения детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), позволяющие проводить специальную (коррекционную) работу по развитию восприятия и воспроизведения устной речи с учетом фактического состояния слухоречевого развития, индивидуальных особенностей каждого ученика. Специальная (коррекционная) работа по развитию фонематического восприятия и формированию правильного звукопроизношения, проводимая на индивидуальных занятиях, способствует наиболее полноценному овладению обучающимися устной речью, что имеет важное значение для получения ими качественного образования, социальной адаптации, формирования личности в целом.

Место коррекционного курса в учебном плане

Курс «Формирование речевого слуха и произносительной стороны устной речи» входит в коррекционно-развивающую область (коррекционные занятия и ритмика) учебного плана КГБОУ «Кокшинская общеобразовательная школа-интернат». Рабочая программа рассчитана в 1 классе на 61 ч, 2 ч в неделю, 33 учебных недели; во 2   на 69 ч, 2 ч в неделю, 34 учебных недели

Планируемый уровень подготовки обучающихся учебного предмета «Формирование речевого слуха и произносительной стороны устной речи»:

Личностные результаты.

У обучающихся будут сформированы:

-доброжелательное отношение к учителю и товарищам;

-умения выражать собственные мысли и чувства в простых по форме устных высказываниях в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами русского языка, достаточно внятно, т.е. понятно для окружающих;

-осознание собственных возможностей в устном общении;

-наличие мотивации к овладению устной речью;

- желания и умений постоянно пользоваться электроакустической аппаратурой разных типов, включая индивидуальные слуховые аппараты.

-учебно-познавательный интерес к предмету;

Метапредметные результаты.

Обучающиеся научатся:

-уметь работать на успех;

-овладевать мыслительными действиями;

-соблюдать основы речевого этикета, культуры речевого общения, включая умения в процессе устной коммуникации при восприятии вопросов – давать краткие и полные речевые ответы, при восприятии заданий – выполнять их, давать краткий или полный речевой комментарий к собственным действиям; при восприятии сообщений – повторять их;

- уметь участвовать в диалоге;

- развивать познавательную и эмоционально – волевую сферы;

- развивать способности реализовывать учебную задачу, контролировать и оценивать результаты собственной деятельности, вносить соответствующие коррективы в ее выполнение;

- использовать при решении коммуникативных задач в разных видах учебной и внеурочной деятельности речевой материал, отработанный на индивидуальных занятиях;

- развивать умения сообщать в устной форме сведения о себе, своей семье, собственных интересах, пожеланиях, самочувствии, осуществлении различных видов деятельности, ее результатах, затруднениях при выполнении заданий и др., выражать устно просьбу, приглашение, собственное мнение, выяснять мнение собеседника;

- развивать умения выражать в устных высказываниях непонимание при затруднении в восприятии речевой информации.

Обучающие получат возможность научиться:

-проявлять активность во взаимодействии с учителем;

-адекватно использовать речевые средства для организации собственной деятельности;

Предметные результаты.

  • развитие речевого слуха - различение, опознавание и распознавание на слух звуков речи;
  • овладение элементарными навыками звуко-слогового анализа и синтеза;
  • формирование правильного звукопроизношения;
  • умение правильно использовать поставленные звуки;
  • развитие умения контролировать собственную речь.

1 класс

Содержание тем учебного курса

Наименование разделов

Количество

часов

1

Обследование

4

2

Пропедевтический (добукварный) период

7

3

Гласные I-го ряда

6

4

Гласные II-го ряда. Твёрдые и мягкие согласные

10

5

Звонкие и глухие согласные

23

6

Сонорные звуки

4

7

Свистящие, шипящие звуки, аффрикаты

3

8

Разделительный «Ъ»

1

9

Обследование

3

Итого

61

Личностные и предметные результаты освоения учебного курса «Формирование речевого слуха и произносительной стороны устной речи»:

Личностными результатами являются:

  • развитие общего представления о роли устной речи как одного из основных способов общения между людьми, установления и поддержания необходимых контактов, обмене информацией;
  • желание вступать в устную коммуникацию для межличностного взаимодействия со сверстниками и взрослыми в различных видах деятельности;
  • умения выражать собственные мысли и чувства в простых по форме устных высказываниях в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами русского языка;
  • наличие мотивации к овладению устной речью

Предметными результатами являются:

  • правильное произношение всех звуков речи;
  • нахождение место звука в слове;
  • умение полно отвечать на вопросы учителя;
  • составление небольшого рассказа по картине и из личного опыта;
  • употребление в речи сложные формы предложений.

2 класс

Содержание тем учебного курса

Наименование разделов

Количество часов

1

Обследование

4

2

Звуковой анализ

7

3

Дифференциация звонких и глухих парных согласных

7

4

Дифференциация сонорных согласных

1

5

Дифференциация твёрдых и мягких согласных перед гласными

7

6

Дифференциация свистящих и шипящих согласных

4

7

Дифференциация согласных по акустически и артикуляционным признакам

4

8

Слоговая структура слова

5

9

Слова, обозначающие предметы

5

10

Слова, обозначающие действия предметов

5

11

Работа с предлогами

15

13

Обследование

5

Итого

69

Личностные и предметные результаты освоения учебного курса «Формирование речевого слуха и произносительной стороны устной речи»:

Личностными результатами являются:

  • развитие общего представления о роли устной речи как одного из основных способов общения между людьми, установления и поддержания необходимых контактов, обмене информацией;
  • желание вступать в устную коммуникацию для межличностного взаимодействия со сверстниками и взрослыми в различных видах деятельности;
  • умения выражать собственные мысли и чувства в простых по форме устных высказываниях в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами русского языка;
  • наличие мотивации к овладению устной речью

Предметными результатами являются следующие умения:

  • анализировать слова по звуковому составу, различать звуки гласные и согласные, согласные звонкие и глухие, р – л, свистящие и шипящие, аффрикаты, твёрдые и мягкие на слух, в произношении, написании;
  • списывать по слогам с рукописного и печатного текста;
  • писать под диктовку слова, написание которых не расходится с произношением, простые по структуре предложения, текст после предварительного анализа;
  • писать предложения с заглавной буквы, в конце предложения ставить точку.

Календарно – тематическое планирование (1 класс)

Название раздела, темы логопедического занятия

часы

Планируемы результаты (в соответствии с ФГОС)

Дата

Предметные

Личностные

Деятельность обучающихся

1 четверть

Обследование

4 ч.

1.

Изучение медицинских карт, сведений о семье ребёнка, данных о раннем речевом развитии

1

Регулятивные УУД: владеют умениями контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.

Личностные УУД: осознают границы своего знания и «незнания».

2.

Обследование импрессивной речи

1

3.

Обследование экспрессивной речи

1

4.

Обследование звукопроизносительной стороны речи

1

Пропедевтический (добукварный)

период

7 ч.

1.

 

Формирование представления о звуках речи

1

Различать звуки и буквы.

Группировать звуки по их характеристике, дополнять группы звуков с помощью ориентиров таблицы.

Овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающем мире.

Познавательные УУД:

анализ, синтез, сравнение

использование знаково-символических средств.

личностное переживание

Коммуникативные УУД:

выражение своих мыслей,

 нравственно-эстетическое оценивание ,  оценка

Регулятивные УУД:

организовать своё рабочее место и работу;

принимает и сохраняет учебную задачу.

2.

Знакомство со словом

1

Ориентируются в своей системе знаний, отличают новое от уже неизвестного

Знают новый термин «слово». Оценивают свою деятельность на занятии.

Познавательные: планируют учебные действия, используют различные способы поиска информации.

Коммуникативные: слушают друг друга, строят понятные для партнера по коммуникации речевые высказывания

Регулятивные:

 осознают и принимают учебную задачу;

планируют и контролируют учебные действия.

3.

Знакомство с предложением

1

Предложение – основная единица речи, выражающую законченную мысль.

Знать предложение, как основная единица речи, выражающую законченную мысль.

4.

Деление слов на части (слоги)

1

Деление слов на слоги, выделение ударного слога, слогоритмическая схема слов. Словообразующая роль гласных.

Уметь делить слова на слоги, выделять ударный слог, воспроизводить ритмический рисунок слова, составлять схему слова с выделением ударного слога, подбирать к заданной схеме слова.

5.

Ударение

1

Выделение ударного слога.

Уметь делить слова на слоги, находить ударный слог.

6.

Пространственные представления

1

Ориентация в схеме собственного тела, ориентировка в пространстве, определение последовательности предметов ряда.

Уметь определять правое и левое направления в пространстве, пространственные взаимоотношения объектов, последовательность предметного ряда. Уметь ориентироваться тела и схеме человека, стоящего напротив.

Коммуникативные:

ориентируются на позицию партнера в общении и взаимодействии.

Личностные:

осуществляют профилактику утомления, ориентируются на здоровый образ жизни.

7.

Временные представления

1

Основные единицы времени, периоды человеческого возраста. Временная последовательность действий, событий.

Знать возраст членов семьи, названия и последовательность частей суток, дней недели, месяцев, времен года

Гласные I-го ряда

6 ч.

1.

Звук [а] и буква А

1

Развитие навыков выделения звука, уточнение артикуляции звука, соотнесение звука с буквой, определение места звука в слове.

Уметь четко произносить звук [а]. Знать правильную артикуляцию звука. Уметь выделять звук из ряда гласных, слогов, слов; позиция звука в слове; соотносить звук с буквой.

Познавательные: планируют учебные действия;

используют различные способы поиска информации.

Коммуникативные: слушают, излагают и аргументируют свое мнение

Регулятивные: 

осознают и принимают учебную задачу;

планируют и контролируют учебные действия.

2.

Звук [у] и буква У

1

Развитие навыков выделения звука, уточнение артикуляции звука, соотнесение звука с буквой, определение места звука в слове.

Уметь четко произносить звук [у]. Знать правильную артикуляцию звука. Уметь выделять звук из ряда гласных, слогов, слов; позиция звука в слове; соотносить звук с буквой.

3.

Звук [о] и буква О

1

Развитие навыков выделения звука, уточнение  артикуляции звука, соотнесение звука с буквой, определение места звука в слове

Уметь четко произносить звук [о]. Знать правильную артикуляцию звука. Уметь выделять звук из ряда гласных, слогов, слов; позиция звука в слове; соотносить звук с буквой.

4.

Дифференциация звуков [а] – [о]

1

Уточнение и сравнение артикуляции звуков [а] и [о]. Дифференциация гласных звуков [а] и [о]. Соотнесение звуков с буквами. Различение звуков а-о по оптическим признакам.

Уметь дифференцировать звуки [а] и [о] в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях, текстах. Уметь сравнивать буквы а-о по начертанию.

Познавательные: осуществляют анализ, сравнение языкового материала, как по заданным, так и по самостоятельно выделенным основаниям.

Коммуникативные:

 строят монологическое высказывание с учетом поставленной коммуникативной задачи.

Регулятивные: принимают учебную задачу, сформулированную

 вместе с учителем.

5.

Звук [ы] и буква ы

1

Развитие навыков выделения звука, уточнение артикуляции звука, соотнесение звука с буквой, определение места звука в слове.

Уметь четко произносить звук [ы]. Знать правильную артикуляцию звука. Уметь выделять звук из ряда гласных, слогов, слов; позиция звука в слове; соотносить звук с буквой.

Познавательные: планируют учебные действия;

используют различные способы поиска информации.

Коммуникативные: слушают, излагают и аргументируют свое мнение.

Регулятивные: 

осознают и принимают учебную задачу; планируют и контролируют учебные действия.

2 четверть

6.

Звук [э] и буква Э

1

Развитие навыков выделения звука, уточнение артикуляции звука, соотнесение звука с буквой, определение места звука в слове.

Уметь четко произносить звук [э]. Знать правильную артикуляцию звука. Уметь выделять звук из ряда гласных, слогов, слов; позиция звука в слове; соотносить звук с буквой.

Познавательные: планируют учебные действия;

используют различные способы поиска информации.

Коммуникативные: слушают, излагают и аргументируют свое мнение.

Регулятивные: 

осознают и принимают учебную задачу; планируют и контролируют учебные действия.

Гласные II ряда. Твёрдые и мягкие согласные

10 ч.

1.

Звук [и] и буква И

1

Развитие навыков выделения звука, уточнение артикуляции звука, соотнесение звука с буквой, определение места звука в слове.

Обозначение мягкости согласных на письме при помощи гласной и.

Уметь четко произносить звук [и]. Знать правильную артикуляцию звука. Уметь выделять звук из ряда гласных, слогов, слов; позиция звука в слове; соотносить звук с буквой. Уметь обозначать мягкость согласных  на письме и в схемах при помощи гласной и.

Познавательные: осознают познавательную задачу;

 решают ее, делают выводы.

Коммуникативные: ориентируются на позицию партнера в общении и взаимодействии.

Регулятивные: открыто осмысливают и оценивают свою деятельность на занятии.

2.

Дифференциация звуков [ы] – [и]

1

Уточнение и сравнение артикуляции звуков [ы] - [и]. Дифференциация гласных звуков [ы] - [и]. Соотнесение звуков с буквами.

Уметь дифференцировать звуки [ы] - [и] в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях, текстах. Уметь сравнивать буквы ы-и по начертанию.

Познавательные: вырабатывают каллиграфический почерк.

Коммуникативные: участвуют в диалоге, общей беседе, совместной деятельности.

Регулятивные: осуществляют взаимопроверку.

3.

Буква Я

1

Уточнение артикуляции звука, соотнесение количества  звуков йотированной гласной в разных позициях с буквой. Выделение звука из слова, определение места звука в слове. Обозначение мягкости согласных на письме при помощи гласной я.

Уметь определять количество  звуков йотированной гласной в разных позициях с буквой. Уметь соотносить звук с буквой. Уметь  обозначать мягкость  согласных на письме и в схемах при помощи гласной я.

Познавательные: планируют учебные действия;

используют различные способы поиска информации.

Коммуникативные: слушают, излагают и аргументируют свое мнение.

Регулятивные: осознают и принимают учебную задачу;

 планируют и контролируют учебные действия.

4.

Дифференциация звуков [а] – [я]

1

Уточнение и сравнение артикуляции звуков [а]-[я]. Дифференциация гласных звуков [а] - [я]. Соотнесение звуков с буквами.

Уметь дифференцировать звуки [а] - [я] в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях, текстах. Уметь обозначать мягкость согласных на письме и в схемах при помощи гласной я.

5.

Буква Е

1

Уточнение артикуляции звука, соотнесение количества  звуков йотированной гласной в разных позициях с буквой. Выделение звука из слова, определение места звука в слове. Обозначение мягкости согласных на письме и в схемах при помощи гласной е.

Уметь определять количество  звуков йотированной гласной в разных позициях с буквой. Уметь соотносить звук с буквой. Уметь  обозначать мягкость  согласных на письме и в схемах при помощи гласной е.

6.

Дифференциация звуков [э] – [е]

1

Уточнение артикуляции звуков [э] - [е]. Дифференциация гласных звуков [э] - [е]. Соотнесение звуков с буквами.

Уметь дифференцировать звуки [э] - [е] в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях, текстах. Уметь обозначать мягкость согласных на письме и в схемах при помощи гласной е.

Личностные: проявляют готовность к работе на занятии.

Познавательные: вырабатывают каллиграфический почерк

Регуляторные: принимают учебную задачу, сформулированную вместе с учителем.

7.

Буква Ю

1

Уточнение артикуляции звука, соотнесение количества  звуков йотированной гласной в разных позициях с буквой. Выделение звука из слова, определение места звука в слове. Обозначение мягкости согласных на письме и в схемах при помощи гласной ю.

Уметь определять количество  звуков йотированной гласной в разных позициях с буквой. Уметь соотносить звук с буквой. Уметь  обозначать мягкость  согласных на письме и в схемах при помощи гласной ю.

8.

Дифференциация звуков [у] – [ю]

1

Уточнение и сравнение артикуляции звуков [у]-[ю]. Дифференциация гласных звуков [у] - [ю]. Соотнесение звуков с буквами.

Уметь дифференцировать звуки [у] - [ю] в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях, текстах. Уметь обозначать мягкость согласных на письме и в схемах при помощи гласной ю.

9.

Дифференциация звуков [o] – [е]

1

Уточнение и сравнение артикуляции гласных [о]-[е]. Дифференциация гласных звуков [о] - [е]. Соотнесение звуков с буквами.

Уметь дифференцировать звуков [о] - [е] в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях, текстах. Уметь обозначать мягкость согласных на письме и в схемах при помощи гласной е.

10.

Обозначение мягкости согласных буквой ь в конце и середине слова

1

Соотнесение звуков и букв в слове. Смыслоразличительная роль ь.

Уметь на письме обозначать мягкость согласных при помощи гласной ь. Уметь анализировать слова с ь в середине и конце слова. Уметь соотносить слова с ь со схемой.

Коммуникативные: слушают взрослого и сверстников;

излагают и аргументируют свою точку зрения на обсуждаемую проблему.

Личностные: проявляют интерес к предмету; стремятся к приобретению новых знаний.

Звонкие и глухие согласные

23 ч.

1.

Звук [c] – [с’]. Буква С

    1

Артикуляция, характеристика  звука, соотнесение звука с буквой, выделение звука из слогов, слов;  определение места звука в слове.

Уметь четко произносить звуки [с] - [с’]. Знать правильную артикуляцию и характеристику звуков. Уметь выделять звук из ряда звуков, слогов, слов; определять позицию звука в слове; соотносить звук с буквой.

Познавательные: развивать слуховое восприятие;

повышать мотивацию к обучению и преодолению учебных затруднений.

Коммуникативные:

слушают и излагают свое мнение.

Личностные:

 владеют навыками сотрудничества со взрослыми и сверстниками.

2.

Звуки [з]- [з’]. Буква З

    1

Артикуляция, характеристика  звука, соотнесение звука с буквой, выделение звука из слогов, слов;  определение места звука в слове.

Уметь четко произносить звуки [з] - [з’]. Знать правильную артикуляцию и характеристику звуков. Уметь выделять звук из ряда звуков, слогов, слов; определять позицию звука в слове; соотносить звук с буквой.

3.

Дифференциация звуков [с] - [з]

    1

Уточнение и сравнение артикуляции, характеристики  звуков [с]- [з] . Соотнесение звуков  с буквами, символами и «опорами»  для их обозначения на письме. Дифференциация  звуков [с] - [з] в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях и текстах. Работа со словами – паронимами.

Знать и уметь сравнивать артикуляцию и характеристику звуков. Уметь соотносить звуки с символами и буквами. Уметь дифференцировать звуки в изолированной позиции, в логах, словах, словосочетаниях,  предложениях, текстах.

Познавательные: используют различные способы поиска информации;

 владеют навыками чтения слогов, слов и предложений в соответствии с учебной задачей.

Регулятивные: принимают и сохраняют цели и задачи учебной деятельности.

3 четверть

4.

Дифференциация звуков [с’] - [з’]

  1

Уточнение и сравнение артикуляции, характеристики  звуков [с’]- [з’]. Соотнесение звуков  с буквами, символами и «опорами»  для их обозначения на письме. Дифференциация  звуков [с’] - [з’] в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях и текстах. Работа со словами - паронимами.

Знать и уметь сравнивать артикуляцию и характеристику звуков. Уметь соотносить звуки с символами и буквами. Уметь дифференцировать звуки в изолированной позиции, в слогах, словах, словосочетаниях,  предложениях, текстах.

Познавательные: планируют учебные действия.

Коммуникативные: обмениваются мнениями, слушают друг друга.

Личностные: проявляют интерес к занятию, стремятся к приобретению новых знаний.

5.

Звуки [ж] - [ж’]. Буква Ж

    1

Артикуляция, характеристика  звука, соотнесение звука с буквой, выделение звука из слогов, слов;  определение места звука в слове.

Уметь четко произносить звуки [ж] - [ж’]. Знать правильную артикуляцию и характеристику звуков. Уметь выделять звук из ряда звуков, слогов, слов; определять позицию звука в слове; соотносить звук с буквой.

Коммуникативные: слушают взрослого и сверстников;

излагают и аргументируют свою точку зрения.

Познавательные: вырабатывают каллиграфический почерк.

Личностные: проявляют готовность к работе на занятии.

6.

Звуки [ш] - [ш’]. Буква Ш

    1

Артикуляция, характеристика  звука, соотнесение звука с буквой, выделение звука из слогов, слов;  определение места звука в слове

Уметь четко произносить звуки [ш] - [ш’]. Знать правильную артикуляцию и характеристику звуков. Уметь выделять звук из ряда звуков, слогов, слов; определять позицию звука в слове; соотносить звук с буквой.

Коммуникативные: слушают взрослого и сверстников;

излагают и аргументируют свою точку зрения.

Познавательные: вырабатывают каллиграфический почерк.

Личностные: проявляют готовность к работе на занятии.

7.

Дифференциация звуков [ш] - [ж]

     1

Уточнение и сравнение артикуляции, характеристики  звуков [ш]- [ж] . Соотнесение звуков  с буквами, символами и «опорами»  для их обозначения на письме. Дифференциация  звуков [ш] - [ж] в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях и текстах.

Знать и уметь сравнивать артикуляцию и характеристику звуков. Уметь соотносить звуки с символами и буквами. Уметь дифференцировать звуки в изолированной позиции, в логах, словах, словосочетаниях,  предложениях, текстах.

Познавательные: планируют учебные действия.

Коммуникативные: обмениваются мнениями, слушают друг друга, вырабатывают каллиграфический почерк

Личностные: проявляют интерес к занятию, стремятся к приобретению новых знаний.

8.

Звуки [в]- [в’]. Буква В

    1

Артикуляция, характеристика  звука, соотнесение звука с буквой, выделение звука из слогов, слов;  определение места звука в слове.

Уметь четко произносить звуки [в] - [в’]. Знать правильную артикуляцию и характеристику звуков. Уметь выделять звук из ряда звуков, слогов, слов; определять позицию звука в слове; соотносить звук с буквой.

Познавательные: ориентируются в своей системе знаний, отличают новое от уже известного.

Регулятивные: вырабатывают каллиграфический почерк.

Личностные: развивать слуховое внимание и логическое мышление.

9.

Звуки [ф] - [ф’]. Буква Ф

   1

Артикуляция, характеристика  звука, соотнесение звука с буквой, выделение звука из слогов, слов;  определение места звука в слове.

Уметь четко произносить звуки [ф] - [ф’]. Знать правильную артикуляцию и характеристику звуков. Уметь выделять звук из ряда звуков, слогов, слов; определять позицию звука в слове; соотносить звук с буквой.

10.

Дифференциация звуков [в] - [ф]

   1

Уточнение и сравнение артикуляции, характеристики  звуков [в] - [ф]. Соотнесение звуков  с буквами, символами и «опорами»  для их обозначения на письме. Дифференциация  звуков [в] - [ф] в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях и текстах. Работа со словами - паронимами.

Знать и уметь сравнивать артикуляцию и характеристику звуков. Уметь соотносить звуки с символами и буквами. Уметь дифференцировать звуки в изолированной позиции, в логах, словах, словосочетаниях,  предложениях, текстах.

Познавательные: планируют учебные действия.

Коммуникативные: обмениваются мнениями, слушают друг друга.

Личностные: проявляют интерес к занятию, стремятся к приобретению новых знаний.

11.

Дифференциация звуков [в’] - [ф’]

   1

Уточнение и сравнение артикуляции, характеристики  звуков [в’] - [ф’]. Соотнесение звуков  с буквами, символами и «опорами»  для их обозначения на письме. Дифференциация  звуков [в’] - [ф’] в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях и текстах. Работа со словами - паронимами.

Знать и уметь сравнивать артикуляцию и характеристику звуков. Уметь соотносить звуки с символами и буквами. Уметь дифференцировать звуки в изолированной позиции, в логах, словах, словосочетаниях,  предложениях, текстах.

12.

Звуки [п] - [п’]. Буква П

    1

Артикуляция, характеристика  звука, соотнесение звука с буквой, выделение звука из слогов, слов;  определение места звука в слове.

Уметь четко произносить звуки [п] - [п’]. Знать правильную артикуляцию и характеристику звуков. Уметь выделять звук из ряда звуков, слогов, слов; определять позицию звука в слове; соотносить звук с буквой.

Личностные: проявляют готовность к работе на занятии.

Познавательные: вырабатывают каллиграфический почерк.

Регулятивные: принимают учебную задачу, сформулированную вместе с учителем.

13.

Звуки [б] - [б’]. Буква Б

    1

Артикуляция, характеристика  звука, соотнесение звука с буквой, выделение звука из слогов, слов;  определение места звука в слове.

Уметь четко произносить звуки [б]  - [б’]. Знать правильную артикуляцию и характеристику звуков. Уметь выделять звук из ряда звуков, слогов, слов; определять позицию звука в слове; соотносить звук с буквой.

Познавательные: ориентируются в своей системе знаний;  отличают новое от уже известного.

Регулятивные: вырабатывают каллиграфический почерк.

Личностные:  развивать слуховое внимание и логическое мышление.

14.

Дифференциация звуков [п] - [б]

   1

Уточнение и сравнение артикуляции, характеристики  звуков [п] - [б] . Соотнесение звуков  с буквами, символами и «опорами»  для их обозначения на письме. Дифференциация  звуков [п] - [б] в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях и текстах. Работа со словами- паронимами.

Знать и уметь сравнивать артикуляцию и характеристику звуков. Уметь соотносить звуки с символами и буквами. Уметь дифференцировать звуки в изолированной позиции, в логах, словах, словосочетаниях,  предложениях, текстах.

Познавательные: извлекают необходимую информацию из высказываний одноклассников, сведений учителя.

Регулятивные: владеют умениями контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей

Личностные:  осознают границы своего знания и «незнания».

15.

Дифференциация звуков [п’] - [б’].

    1

Уточнение и сравнение артикуляции, характеристики  звуков [п’] - [б’] . Соотнесение звуков  с буквами, символами и «опорами»  для их обозначения на письме. Дифференциация  звуков [п’] - [б’] в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях и текстах. Работа со словами - паронимами.

Знать и уметь сравнивать артикуляцию и характеристику звуков. Уметь соотносить звуки с символами и буквами. Уметь дифференцировать звуки в изолированной позиции, в логах, словах, словосочетаниях,  предложениях, текстах.

16.

Звуки [т] - [т’]. Буква Т

    1

Артикуляция, характеристика  звука, соотнесение звука с буквой, выделение звука из слогов, слов;  определение места звука в слове.

Уметь четко произносить звуки [т] [т’]. Знать правильную артикуляцию и характеристику звуков. Уметь выделять звук из ряда звуков, слогов, слов; определять позицию звука в слове; соотносить звук с буквой.

Познавательные: владеют логическими действиями анализа, синтеза, сравнения.

Регулятивные:  осознают и принимают учебную задачу, планируют и контролируют свои действия.

17.

Звуки [д] - [д’]. Буква Д

    1

Артикуляция, характеристика  звука, соотнесение звука с буквой, выделение звука из слогов, слов;  определение места звука в слове.

Уметь четко произносить звуки [д] - [д’]. Знать правильную артикуляцию и характеристику звуков. Уметь выделять звук из ряда звуков, слогов, слов; определять позицию звука в слове; соотносить звук с буквой.

18.

Дифференциация звуков

[т] - [д]

     1

Уточнение и сравнение артикуляции, характеристики  звуков [т]- [д] . Соотнесение звуков  с буквами, символами и «опорами»  для их обозначения на письме. Дифференциация  звуков [т] - [д] в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях и текстах. Работа со словами - паронимами.

Знать и уметь сравнивать артикуляцию и характеристику звуков. Уметь соотносить звуки с символами и буквами. Уметь дифференцировать звуки в изолированной позиции, в логах, словах, словосочетаниях,  предложениях, текстах.

Познавательные: извлекают необходимую информацию из высказываний одноклассников, сведений учителя.

Регулятивные: владеют умениями контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.

Личностные:  осознают границы своего знания и «незнания».

19.

Дифференциация звуков

[т’] - [д’]

    1

Уточнение и сравнение артикуляции, характеристики  звуков [т’] - [д’] . Соотнесение звуков  с буквами, символами и «опорами»  для их обозначения на письме. Дифференциация  звуков [т’] - [д’] в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях и текстах.

Знать и уметь сравнивать артикуляцию и характеристику звуков. Уметь соотносить звуки с символами и буквами. Уметь дифференцировать звуки в изолированной позиции, в логах, словах, словосочетаниях,  предложениях, текстах.

20.

Звуки [к] - [к’]. Буква К

   1

Артикуляция, характеристика  звука, соотнесение звука с буквой, выделение звука из слогов, слов;  определение места звука в слове.

Уметь четко произносить звуки [к]  - [к’]. Знать правильную артикуляцию и характеристику звуков. Уметь выделять звук из ряда звуков, слогов, слов; определять позицию звука в слове; соотносить звук с буквой.

Познавательные: владеют логическими действиями анализа, синтеза, сравнения.

Регулятивные:  осознают и принимают учебную задачу, планируют и контролируют свои действия.

4 четверть

21.

Звуки [г] - [г’]. Буква Г

   1

Артикуляция, характеристика  звука, соотнесение звука с буквой, выделение звука из слогов, слов;  определение места звука в слове.

Уметь четко произносить звуки [г] - [г’]. Знать правильную артикуляцию и характеристику звуков. Уметь выделять звук из ряда звуков, слогов, слов; определять позицию звука в слове; соотносить звук с буквой.

22.

Дифференциация звуков [к] - [г]

1

Уточнение и сравнение артикуляции, характеристики  звуков [к]- [г] . Соотнесение звуков  с буквами, символами и «опорами»  для их обозначения на письме. Дифференциация  звуков [к] - [г] в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях и текстах. Работа со словами- паронимами.

Знать и уметь сравнивать артикуляцию и характеристику звуков. Уметь соотносить звуки с символами и буквами. Уметь дифференцировать звуки в изолированной позиции, в логах, словах, словосочетаниях,  предложениях, текстах.

Регулятивные: освоение приёмов поиска нужной информации;

овладение алгоритмами основных учебных действий по анализу.

23.

Дифференциация звуков [к’] - [г’]

1

Уточнение и сравнение артикуляции, характеристики  звуков [к’] - [г’].  Соотнесение звуков  с буквами, символами и «опорами»  для их обозначения на письме. Дифференциация  звуков [к’] - [г’] в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях и текстах. Работа со словами- паронимами.

Знать и уметь сравнивать артикуляцию и характеристику звуков. Уметь соотносить звуки с символами и буквами. Уметь дифференцировать звуки в изолированной позиции, в логах, словах, словосочетаниях,  предложениях, текстах.

Сонорные звуки

4 ч.

1.

Звуки [л] - [л’]. Буква Л

1

Артикуляция, характеристика  звука, соотнесение звука с буквой, выделение звука из слогов, слов;  определение места звука в слове.

Уметь четко произносить звуки [л] - [л’]. Знать правильную артикуляцию и характеристику звуков. Уметь выделять звук из ряда звуков, слогов, слов; определять позицию звука в слове; соотносить звук с буквой.

Регулятивные: решать орфографические задачи с опорой на алгоритм (памятку по решению орфографической задачи) в ходе записи по слуху;

развивать навык правильного написания слов с данными звуками.

2.

Дифференциация звуков

[л] - [л’]

1

Уточнение и сравнение артикуляции, характеристики  звуков [л] - [л’]. Соотнесение звуков  с буквами, символами и «опорами»  для их обозначения на письме. Дифференциация  звуков [л] - [л’] в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях и текстах. Работа со словами - паронимами.

Знать и уметь сравнивать артикуляцию и характеристику звуков. Уметь соотносить звуки с символами и буквами. Уметь дифференцировать звуки в изолированной позиции, в логах, словах, словосочетаниях,  предложениях, текстах.

Регулятивные: производить звуко-слоговой и звуко-буквенный анализы слов.

Коммуникативные: соблюдать простейшие нормы речевого этикета: здороваться, прощаться, благодарить;

вступать в  диалог отвечать на вопросы, задавать вопросы, уточнять непонятное.

3.

Звуки [р] - [р’]. Буква Р

1

Артикуляция, характеристика  звука, соотнесение звука с буквой, выделение звука из слогов, слов;  определение места звука в слове.

Уметь четко произносить звуки [р] - [р’]. Знать правильную артикуляцию и характеристику звуков. Уметь выделять звук из ряда звуков, слогов, слов; определять позицию звука в слове; соотносить звук с буквой.

Регулятивные: уметь выделять звук из ряда звуков, слогов, слов; определять позицию звука в слове; соотносить звук с буквой.

4.

Дифференциация звуков

[р] - [р’]

1

Уточнение и сравнение артикуляции, характеристики  звуков [р] - [р’]. Соотнесение звуков  с буквами, символами и «опорами»  для их обозначения на письме. Дифференциация  звуков [р] - [р’] в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях и текстах.

Знать и уметь сравнивать артикуляцию и характеристику звуков. Уметь соотносить звуки с символами и буквами. Уметь дифференцировать звуки в изолированной позиции, в логах, словах, словосочетаниях,  предложениях, текстах.

Познавательные:  владеют логическими действиями анализа, синтеза, сравнения

Свистящие, шипящие звуки, аффрикаты

3 ч.

1.

Звук [ч] и буква Ч

1

Артикуляция, характеристика  звука, соотнесение звука с буквой, выделение звука из слогов, слов;  определение места звука в слове.

Уметь четко произносить звук [ч]. Знать правильную артикуляцию и характеристику звука. Уметь выделять звук из ряда звуков, слогов, слов; определять позицию звука в слове; соотносить звук с буквой и символом.

Регулятивные: производить звуко-слоговой и звуко-буквенный анализы слов.

Коммуникативные: соблюдать простейшие нормы речевого этикета: здороваться, прощаться, благодарить;

вступать в  диалог отвечать на вопросы, задавать вопросы, уточнять непонятное.

2.

Звук [щ] и буква Щ

1

Артикуляция, характеристика  звука, соотнесение звука с буквой, выделение звука из слогов, слов;  определение места звука в слове.

Уметь четко произносить звук [щ]. Знать правильную артикуляцию и характеристику звука. Уметь выделять звук из ряда звуков, слогов, слов; определять позицию звука в слове; соотносить звук с буквой и символом.

3.

Звук [ц] и буква Ц

1

Артикуляция, характеристика  звука, соотнесение звука с буквой, выделение звука из слогов, слов;  определение места звука в слове.

Уметь четко произносить звук [ц]. Знать правильную артикуляцию и характеристику звука. Уметь выделять звук из ряда звуков, слогов, слов; определять позицию звука в слове; соотносить звук с буквой и символом.

1.

Разделительный «Ъ».

1 ч.

Вырабатывать умение правильно произносить и читать слова с разделительным Ъ

Уметь чётко произносить согласные и гласные звуки в твёрдой позиции.

Регулятивные: решать орфографические задачи с опорой на алгоритм (памятку по решению орфографической задачи) в ходе записи по слуху;

развивать навык правильного написания слов с данными звуками.

Обследование

3 ч.

1.

Фронтальное обследование.

1

2.

Фронтальное обследование.

1

3.

Фронтальное обследование.

1

Календарно – тематическое планирование (2 класс)

Название раздела, темы логопедического занятия

часы

Планируемы результаты (в соответствии с ФГОС)

Дата

Предметные

Личностные

Деятельность обучающихся

1 четверть

Обследование

4 ч.

1.

Изучение медицинских карт, сведений о семье ребёнка, данных о раннем речевом развитии

1

Регулятивные УУД: владеют умениями контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.

Личностные УУД: осознают границы своего знания и «незнания».

2.

Обследование импрессивной речи

1

3.

Обследование экспрессивной речи

1

4.

Обследование словарного запаса и связной речи

1

Звуковой анализ

7 ч.

1.

 

Органы речи

1

Сравнивать речевые и неречевые звуки. Познакомить со строением речевого аппарата.

Знать строение артикуляционного аппарата.

Познавательные УУД:

анализ, синтез, сравнение

использование знаково-символических средств.

личностное переживание

Коммуникативные УУД:

выражение своих мыслей,

нравственно-эстетическое оценивание,  оценка

Регулятивные УУД:

организовать своё рабочее место и работу;

принимает и сохраняет учебную задачу.

2.

Образование звуков речи

1

Показать, как образуются звуки речи.

Уметь различать речевые и неречевые звуки.

Познавательные: планируют учебные действия, используют различные способы поиска информации.

Коммуникативные: слушают друг друга, строят понятные для партнера по коммуникации речевые высказывания

Регулятивные:

 осознают и принимают учебную задачу;

планируют и контролируют учебные действия.

3.

Знакомство с предложением

1

Предложение – основная единица речи, выражающую законченную мысль.

Знать предложение, как основная единица речи, выражающую законченную мысль.

4.

Деление слов на части (слоги)

1

Деление слов на слоги, выделение ударного слога, слогоритмическая схема слов. Словообразующая роль гласных.

Уметь делить слова на слоги, выделять ударный слог, воспроизводить ритмический рисунок слова, составлять схему слова с выделением ударного слога, подбирать к заданной схеме слова.

5.

Ударение. Ударные и безударные гласные

1

Выделение ударного слога.

Уметь делить слова на слоги, находить ударный слог.

6.

Пространственные представления

1

Ориентация в схеме собственного тела, ориентировка в пространстве, определение последовательности предметов ряда.

Уметь определять правое и левое направления в пространстве, пространственные взаимоотношения объектов, последовательность предметного ряда. Уметь ориентироваться тела и схеме человека, стоящего напротив.

Коммуникативные:

ориентируются на позицию партнера в общении и взаимодействии.

Личностные:

осуществляют профилактику утомления, ориентируются на здоровый образ жизни.

7.

Временные представления

1

Основные единицы времени, периоды человеческого возраста. Временная последовательность действий, событий.

Знать возраст членов семьи, названия и последовательность частей суток, дней недели, месяцев, времен года

Дифференциация звонких и глухих парных согласных

7 ч.

1.

Дифференциация звуков [п] - [б]

   1

Уточнение и сравнение артикуляции, характеристики  звуков [п] - [б] . Соотнесение звуков  с буквами, символами и «опорами»  для их обозначения на письме. Дифференциация  звуков [п] - [б] в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях и текстах. Работа со словами - паронимами.

Знать и уметь сравнивать артикуляцию и характеристику звуков. Уметь соотносить звуки с символами и буквами. Уметь дифференцировать звуки в изолированной позиции, в логах, словах, словосочетаниях,  предложениях, текстах.

Познавательные: извлекают необходимую информацию из высказываний одноклассников, сведений учителя.

Регулятивные: владеют умениями контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей

Личностные:  осознают границы своего знания и «незнания».

2.

Дифференциация звуков [в] - [ф]

   1

Уточнение и сравнение артикуляции, характеристики  звуков [в] - [ф]. Соотнесение звуков  с буквами, символами и «опорами»  для их обозначения на письме. Дифференциация  звуков [в] - [ф] в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях и текстах. Работа со словами - паронимами.

Знать и уметь сравнивать артикуляцию и характеристику звуков. Уметь соотносить звуки с символами и буквами. Уметь дифференцировать звуки в изолированной позиции, в логах, словах, словосочетаниях,  предложениях, текстах.

3.

Дифференциация звуков

[т] - [д]

     1

Уточнение и сравнение артикуляции, характеристики  звуков [т] - [д]. Соотнесение звуков  с буквами, символами и «опорами»  для их обозначения на письме. Дифференциация  звуков [т] - [д] в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях и текстах. Работа со словами - паронимами.

Знать и уметь сравнивать артикуляцию и характеристику звуков. Уметь соотносить звуки с символами и буквами. Уметь дифференцировать звуки в изолированной позиции, в логах, словах, словосочетаниях,  предложениях, текстах.

4.

Дифференциация звуков [к] - [г]

1

Уточнение и сравнение артикуляции, характеристики  звуков [к]- [г]. Соотнесение звуков  с буквами, символами и «опорами»  для их обозначения на письме. Дифференциация  звуков [к] - [г] в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях и текстах. Работа со словами - паронимами.

Знать и уметь сравнивать артикуляцию и характеристику звуков. Уметь соотносить звуки с символами и буквами. Уметь дифференцировать звуки в изолированной позиции, в логах, словах, словосочетаниях,  предложениях, текстах.

Регулятивные: освоение приёмов поиска нужной информации;

овладение алгоритмами основных учебных действий по анализу.

5.

Дифференциация звуков [с] - [з]

    1

Уточнение и сравнение артикуляции, характеристики  звуков [с]- [з]. Соотнесение звуков  с буквами, символами и «опорами»  для их обозначения на письме. Дифференциация  звуков [с] - [з] в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях и текстах. Работа со словами – паронимами.

Знать и уметь сравнивать артикуляцию и характеристику звуков. Уметь соотносить звуки с символами и буквами. Уметь дифференцировать звуки в изолированной позиции, в логах, словах, словосочетаниях,  предложениях, текстах.

Познавательные: используют различные способы поиска информации;

 владеют навыками чтения слогов, слов и предложений в соответствии с учебной задачей.

Регулятивные: принимают и сохраняют цели и задачи учебной деятельности.

2 четверть

6.

Дифференциация звуков [ш] - [ж]

     1

Уточнение и сравнение артикуляции, характеристики  звуков [ш]- [ж]. Соотнесение звуков  с буквами, символами и «опорами»  для их обозначения на письме. Дифференциация  звуков [ш] - [ж] в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях и текстах.

Знать и уметь сравнивать артикуляцию и характеристику звуков. Уметь соотносить звуки с символами и буквами. Уметь дифференцировать звуки в изолированной позиции, в логах, словах, словосочетаниях,  предложениях, текстах.

Познавательные: планируют учебные действия.

Коммуникативные: обмениваются мнениями, слушают друг друга, вырабатывают каллиграфический почерк

Личностные: проявляют интерес к занятию, стремятся к приобретению новых знаний.

7.

Итоговое занятие по теме: «Звонкие и глухие согласные».

1

Уточнение и сравнение артикуляции, характеристики  звуков звонких и глухих согласных. Соотнесение звуков  с буквами, символами и «опорами»  для их обозначения на письме. Дифференциация  звуков звонких и глухих согласных в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях и текстах.

Уметь четко произносить звуки звонких и глухих согласных. Знать правильную артикуляцию звука. Уметь выделять звук из ряда гласных, слогов, слов; позиция звука в слове; соотносить звук с буквой.

Познавательные: осознают познавательную задачу;

 решают ее, делают выводы.

Коммуникативные: ориентируются на позицию партнера в общении и взаимодействии.

Регулятивные: открыто осмысливают и оценивают свою деятельность на занятии.

Дифференциация сонорных согласных

1 ч.

1.

Дифференциация звуков

[р] - [л]

1

Уточнение и сравнение артикуляции, характеристики  звуков [р] - [л]. Соотнесение звуков  с буквами, символами и «опорами»  для их обозначения на письме. Дифференциация  звуков [р] - [л] в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях и текстах. Работа со словами - паронимами.

Знать и уметь сравнивать артикуляцию и характеристику звуков. Уметь соотносить звуки с символами и буквами. Уметь дифференцировать звуки в изолированной позиции, в логах, словах, словосочетаниях,  предложениях, текстах.

Регулятивные: производить звуко-слоговой и звуко-буквенный анализы слов.

Коммуникативные: соблюдать простейшие нормы речевого этикета: здороваться, прощаться, благодарить;

вступать в  диалог отвечать на вопросы, задавать вопросы, уточнять непонятное.

Регулятивные: уметь выделять звук из ряда звуков, слогов, слов; определять позицию звука в слове; соотносить звук с буквой.

Познавательные:  владеют логическими действиями анализа, синтеза, сравнения

Дифференциация твёрдых и мягких согласных перед гласными

7 ч.

1.

Дифференциация звуков [и] – [ы]

1

Уточнение артикуляции звуков [и] - [ы]. Дифференциация гласных звуков [и] - [ы]. Соотнесение звуков с буквами.

Уметь дифференцировать звуки [и] - [ы] в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях, текстах. Уметь обозначать мягкость согласных на письме и в схемах при помощи гласной е.

Личностные: проявляют готовность к работе на занятии.

Познавательные: вырабатывают каллиграфический почерк

Регуляторные: принимают учебную задачу, сформулированную вместе с учителем.

2.

Дифференциация звуков [а]  - [я]

1

Уточнение артикуляции звука, соотнесение количества  звуков йотированной гласной в разных позициях с буквой. Выделение звука из слова, определение места звука в слове. Обозначение мягкости согласных на письме и в схемах при помощи гласной я.

Уметь определять количество  звуков йотированной гласной в разных позициях с буквой. Уметь соотносить звук с буквой. Уметь  обозначать мягкость  согласных на письме и в схемах при помощи гласной я.

3.

Дифференциация звуков [у] – [ю]

1

Уточнение и сравнение артикуляции звуков [у] - [ю]. Дифференциация гласных звуков [у] - [ю]. Соотнесение звуков с буквами.

Уметь дифференцировать звуки [у] - [ю] в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях, текстах. Уметь обозначать мягкость согласных на письме и в схемах при помощи гласной ю.

4.

Дифференциация звуков [o] – [ё]

1

Уточнение и сравнение артикуляции гласных [о] - [ё]. Дифференциация гласных звуков [о] - [ё]. Соотнесение звуков с буквами.

Уметь дифференцировать звуков [о] - [ё] в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях, текстах. Уметь обозначать мягкость согласных на письме и в схемах при помощи гласной ё.

5.

Обозначение мягкости согласных буквой «е»

1

Соотнесение звуков и букв в слове. Смыслоразличительная роль звука и буквы е

Уметь на письме обозначать мягкость согласных при помощи гласной «е».

6.

Обозначение мягкости согласных буквой ь в конце и середине слова

1

Соотнесение звуков и букв в слове. Смыслоразличительная роль ь.

Уметь на письме обозначать мягкость согласных при помощи  ь. Уметь анализировать слова с ь в середине и конце слова. Уметь соотносить слова с ь со схемой.

Коммуникативные: слушают взрослого и сверстников;

излагают и аргументируют свою точку зрения на обсуждаемую проблему.

Личностные: проявляют интерес к предмету; стремятся к приобретению новых знаний.

7.

Итоговое занятие «Твёрдые и мягкие согласные»

1

Закрепить умение дифференцировать твёрдые и мягкие согласные.

Дифференцирование свистящих и шипящих согласных

4 ч.

1.

Дифференциация звуков [с] - [ш]

    1

Уточнение и сравнение артикуляции, характеристики  звуков [с] - [ш]. Соотнесение звуков  с буквами, символами и «опорами»  для их обозначения на письме. Дифференциация  звуков [с] - [ш] в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях и текстах. Работа со словами – паронимами.

Знать и уметь сравнивать артикуляцию и характеристику звуков. Уметь соотносить звуки с символами и буквами. Уметь дифференцировать звуки в изолированной позиции, в логах, словах, словосочетаниях,  предложениях, текстах.

Познавательные: используют различные способы поиска информации;

 владеют навыками чтения слогов, слов и предложений в соответствии с учебной задачей.

Регулятивные: принимают и сохраняют цели и задачи учебной деятельности.

2.

Дифференциация звуков [з] - [ж]

     1

Уточнение и сравнение артикуляции, характеристики  звуков [з] - [ж]. Соотнесение звуков  с буквами, символами и «опорами»  для их обозначения на письме. Дифференциация  звуков [з] - [ж] в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях и текстах.

Знать и уметь сравнивать артикуляцию и характеристику звуков. Уметь соотносить звуки с символами и буквами. Уметь дифференцировать звуки в изолированной позиции, в логах, словах, словосочетаниях,  предложениях, текстах.

Познавательные: планируют учебные действия.

Коммуникативные: обмениваются мнениями, слушают друг друга, вырабатывают каллиграфический почерк

Личностные: проявляют интерес к занятию, стремятся к приобретению новых знаний.

3.

Дифференциация звуков [с] - [щ]

     1

Уточнение и сравнение артикуляции, характеристики  звуков [с] - [щ]. Соотнесение звуков  с буквами, символами и «опорами»  для их обозначения на письме. Дифференциация  звуков [с] - [щ] в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях и текстах.

Знать и уметь сравнивать артикуляцию и характеристику звуков. Уметь соотносить звуки с символами и буквами. Уметь дифференцировать звуки в изолированной позиции, в логах, словах, словосочетаниях,  предложениях, текстах.

Познавательные: планируют учебные действия.

Коммуникативные: обмениваются мнениями, слушают друг друга, вырабатывают каллиграфический почерк

Личностные: проявляют интерес к занятию, стремятся к приобретению новых знаний.

4.

Диктант

1

Слоговая структура слова

5 ч.

1.

Анализ односложных слов

Закрепление понятие о слоге, как части слова.

Развивать умение анализировать слоговую структуру слова.

2.

Анализ двусложных слов

Закрепление понятие о слоге, как части слова.

Учить преобразовывать двусложные слова.

3. четверть

3.

Анализ трёхсложных слов

Закрепление понятие о слоге, как части слова.

Учить преобразовывать двусложные слова в трёхсложные.

Познавательные: планируют учебные действия, используют различные способы поиска информации.

Коммуникативные: слушают друг друга, строят понятные для партнера по коммуникации речевые высказывания

Регулятивные:

 осознают и принимают учебную задачу;

планируют и контролируют учебные действия.

4.

Деление на слоги слов со стечением согласных

Закрепление понятие о слоге, как части слова.

Упражнять в нахождении слогов со стечением согласных в слове.

5.

Определение ударного слога в словах

Выделение ударного слога.

Учить определять ударный слог.

Дифференциация согласных по акустическим и артикуляционным признакам

4 ч.

1.

Дифференциация звуков [с] - [ц]

   1

Уточнение и сравнение артикуляции, характеристики  звуков [с] - [ц]. Соотнесение звуков  с буквами, символами и «опорами»  для их обозначения на письме. Дифференциация  звуков [с] - [ц] в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях и текстах. Работа со словами - паронимами.

Знать и уметь сравнивать артикуляцию и характеристику звуков. Уметь соотносить звуки с символами и буквами. Уметь дифференцировать звуки в изолированной позиции, в логах, словах, словосочетаниях,  предложениях, текстах.

Познавательные: планируют учебные действия.

Коммуникативные: обмениваются мнениями, слушают друг друга.

Личностные: проявляют интерес к занятию, стремятся к приобретению новых знаний.

2.

Дифференциация звуков [ч] - [ц]

   1

Уточнение и сравнение артикуляции, характеристики  звуков [ч] - [ц]. Соотнесение звуков  с буквами, символами и «опорами»  для их обозначения на письме. Дифференциация  звуков [ч] - [ц] в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях и текстах. Работа со словами - паронимами.

Знать и уметь сравнивать артикуляцию и характеристику звуков. Уметь соотносить звуки с символами и буквами. Уметь дифференцировать звуки в изолированной позиции, в логах, словах, словосочетаниях,  предложениях, текстах.

3.

Дифференциация звуков [ч] - [щ]

   1

Уточнение и сравнение артикуляции, характеристики  звуков [ч] - [щ]. Соотнесение звуков  с буквами, символами и «опорами»  для их обозначения на письме. Дифференциация  звуков [ч] - [щ] в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях и текстах. Работа со словами - паронимами.

Знать и уметь сравнивать артикуляцию и характеристику звуков. Уметь соотносить звуки с символами и буквами. Уметь дифференцировать звуки в изолированной позиции, в логах, словах, словосочетаниях,  предложениях, текстах.

4.

Дифференциация звуков [ш] - [щ]

   1

Уточнение и сравнение артикуляции, характеристики  звуков [ш] - [щ]. Соотнесение звуков  с буквами, символами и «опорами»  для их обозначения на письме. Дифференциация  звуков [ш] - [щ] в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях и текстах. Работа со словами - паронимами.

Знать и уметь сравнивать артикуляцию и характеристику звуков. Уметь соотносить звуки с символами и буквами. Уметь дифференцировать звуки в изолированной позиции, в логах, словах, словосочетаниях,  предложениях, текстах.

Слова, обозначающие предметы

5 ч.

1.

Различение одушевлённых и неодушевлённых предметов

    1

Слова, обозначающие живые и неживые предметы. Обозначение изучаемых слов при помощи схемы.

Учить различать предметы по вопросам «Кто это?», «Что это?»

Личностные: проявляют готовность к работе на занятии.

Познавательные: вырабатывают каллиграфический почерк.

Регулятивные: принимают учебную задачу, сформулированную вместе с учителем.

2.

Слова, обозначающие один и много предметов

    1

Учить образовывать множественное число имени существительного.

Познавательные: ориентируются в своей системе знаний;  отличают новое от уже известного.

Регулятивные: вырабатывают каллиграфический почерк.

Личностные:  развивать слуховое внимание и логическое мышление.

3.

Определение предмета по названию его составных частей

   1

Учить определять предмет по его составным частям.

Познавательные: извлекают необходимую информацию из высказываний одноклассников, сведений учителя.

Регулятивные: владеют умениями контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей

Личностные:  осознают границы своего знания и «незнания».

4.

Сравнение двух предметов

    1

Учить сравнивать два похожих предмета и определять признаки сходства и различия.

5.

Различение слов, обозначающих обобщённые понятия

    1

Закрепить умение различать слова по их отношению к родовым категориям.

Познавательные: владеют логическими действиями анализа, синтеза, сравнения.

Регулятивные:  осознают и принимают учебную задачу, планируют и контролируют свои действия.

Слова, обозначающие действия предметов

5 ч.

1.

Различение животных по их действиям

    1

Обогащение глагольного словаря.

Учить различать предметы по их действиям и группировать действия по признаку их однородности (кто как передвигается, кто как голос подаёт).

2.

Образование слов, обозначающих действие одного предмета и множества предметов

     1

Графическое умение изображение слов – действий одного предмета и множества предметов.

Учить образовывать множественное число глаголов.

Познавательные: извлекают необходимую информацию из высказываний одноклассников, сведений учителя.

Регулятивные: владеют умениями контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.

Личностные:  осознают границы своего знания и «незнания».

3.

Различение профессии людей по их действиям

    1

Подбор действия к предметам.

Учить различать профессии людей по действиям, которые они выполняют.

4.

Определение действий в режиме дня

   1

Обогащение глагольного словаря.

Учить правильно определять действия, которые дети выполняют в разное время суток.

Познавательные: владеют логическими действиями анализа, синтеза, сравнения.

Регулятивные:  осознают и принимают учебную задачу, планируют и контролируют свои действия.

5.

Упражнение в подборе слов, обозначающих предметы, к словам, обозначающим действия

   1

Уточнение и расширение глагольного словаря.

Учить подбирать слова – действия, к словам предметам.

Работа с предлогами

15 ч.

1.

Различение предложение и словосочетаний

1

Дать понятие «Предлоги». Формирование представлений о семантическом и синтаксическом значении предлогов в предложениях и словосочетаниях.

Уметь понимать значение предлогов и правильно употреблять их. Умеют правильно записывать предлоги со словами. Повышают мотивацию обучению.

Прогнозируемые: извлекают необходимую информацию из сведений учителя

Регулятивные: осознают и принимают учебную задачу, планируют и контролируют свои действия

Коммуникативные:  устранять нарушения фонематического слуха и восприятия; развивают логическое мышление.

Личностные: осознают границы своего знания и «незнания»

2.

Предложения с предлогом «на»

1

Уточнение конкретно – пространственное значение предлога «на».

Уметь понимать значение предлогов и правильно употреблять их. Умеют правильно записывать предлоги со словами. Повышают мотивацию обучению.

3.

Предложения с предлогом «в»

1

Уточнение конкретно – пространственное значение предлога «в».

Уметь понимать значение предлогов и правильно употреблять их. Умеют правильно записывать предлоги со словами. Повышают мотивацию обучению.

4.

Дифференциация предлогов «на – в»

1

Формирование представлений о семантическом и синтаксическом значении предлогов «на», «в», закрепление предложного управления.

Уметь понимать значение предлогов и правильно употреблять их. Умеют правильно записывать предлоги со словами. Повышают мотивацию обучению.

4 четверть

5.

Предложения с предлогом «с»

1

Уточнение конкретно – пространственное значение предлога «с».

Уметь понимать значение предлогов и правильно употреблять их. Умеют правильно записывать предлоги со словами. Повышают мотивацию обучению.

Прогнозируемые: извлекают необходимую информацию из сведений учителя

Регулятивные: осознают и принимают учебную задачу, планируют и контролируют свои действия

Коммуникативные:  устранять нарушения фонематического слуха и восприятия; развивают логическое мышление.

Личностные: осознают границы своего знания и «незнания»

6.

Предложения с предлогом «из»

1

Уточнение конкретно – пространственное значение предлога «из».

Уметь понимать значение предлогов и правильно употреблять их. Умеют правильно записывать предлоги со словами. Повышают мотивацию обучению.

7.

Дифференциация предлогов «с – из»

1

Формирование представлений о семантическом и синтаксическом значении предлогов «с», «из», закрепление предложного управления.

Уметь понимать значение предлогов и правильно употреблять их. Умеют правильно записывать предлоги со словами. Повышают мотивацию обучению.

8.

Предложения с предлогом «от»

1

Уточнение конкретно – пространственное значение предлога «от».

Уметь понимать значение предлогов и правильно употреблять их. Умеют правильно записывать предлоги со словами. Повышают мотивацию обучению.

Регулятивные: решать орфографические задачи с опорой на алгоритм (памятку по решению орфографической задачи) в ходе записи по слуху;

развивать навык правильного написания слов с данными звуками.

9.

Предложения с предлогом «к»

1

Уточнение конкретно – пространственное значение предлога «к».

Уметь понимать значение предлогов и правильно употреблять их. Умеют правильно записывать предлоги со словами. Повышают мотивацию обучению.

Регулятивные: производить звуко-слоговой и звуко-буквенный анализы слов.

Коммуникативные: соблюдать простейшие нормы речевого этикета: здороваться, прощаться, благодарить;

вступать в  диалог отвечать на вопросы, задавать вопросы, уточнять непонятное.

10.

Дифференциация предлогов «от – к»

1

Формирование представлений о семантическом и синтаксическом значении предлогов «от», «к», закрепление предложного управления.

Уметь понимать значение предлогов и правильно употреблять их. Умеют правильно записывать предлоги со словами. Повышают мотивацию обучению.

Регулятивные: уметь выделять звук из ряда звуков, слогов, слов; определять позицию звука в слове; соотносить звук с буквой.

11.

Предложения с предлогом «над»

1

Уточнение конкретно – пространственное значение предлога «над».

Уметь понимать значение предлогов и правильно употреблять их. Умеют правильно записывать предлоги со словами. Повышают мотивацию обучению.

Познавательные:  владеют логическими действиями анализа, синтеза, сравнения

12.

Предложения с предлогом «под»

1

Уточнение конкретно – пространственное значение предлога «под».

Уметь понимать значение предлогов и правильно употреблять их. Умеют правильно записывать предлоги со словами. Повышают мотивацию обучению.

Регулятивные: производить звуко-слоговой и звуко-буквенный анализы слов.

Коммуникативные: соблюдать простейшие нормы речевого этикета: здороваться, прощаться, благодарить;

вступать в  диалог отвечать на вопросы, задавать вопросы, уточнять непонятное.

13.

Дифференциация предлогов «над – под»

1

Формирование представлений о семантическом и синтаксическом значении предлогов «над», «под», закрепление предложного управления.

Уметь понимать значение предлогов и правильно употреблять их. Умеют правильно записывать предлоги со словами. Повышают мотивацию обучению.

14.

Предложения с предлогом «за»

1

Уточнение конкретно – пространственное значение предлога «за».

Уметь понимать значение предлогов и правильно употреблять их. Умеют правильно записывать предлоги со словами. Повышают мотивацию обучению.

15.

Предложения с предлогом «из-за»

1

Уточнение конкретно – пространственное значение предлога «из-за».

Уметь понимать значение предлогов и правильно употреблять их. Умеют правильно записывать предлоги со словами. Повышают мотивацию обучению.

Обследование

5 ч.

1.

Фронтальное обследование

1

2.

Фронтальное обследование

1

3.

Фронтальное обследование

1

4.

Фронтальное обследование

1

5.

Фронтальное обследование

1


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по формированию речевого слуха и произносительной стороны устной речи для 10 класса

Основой программы служит программа «Развитие слухового восприятия у неслышащих детей 7-11 классов» Нижневартовск , 2012. Авторы программы: Пузаткина Н.В, Ожгибесова Е.И., Старикова Н.В., Шитик О.Н., Ш...

Презентация для проведения индивидуального занятия по формированию речевого слуха и произносительной стороны устной речи во 2 классе по теме: «Осень»

Данный материал может быть использован во время проведения индивидуального заятия по формированию речевого слуха и произносительной стороны устной речи во 2 классе для слабослышащих и позднооглохших д...

Рабочая программа «Формирование речевого слуха и произносительной стороны устной речи» 1 класс 2016 - 2017 учебный год

Индивидуальные занятия по формированию речевого слуха и произносительной стороны речи являются одной из важных организационных форм обучения детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушения...

Рабочая программа «Формирование речевого слуха и произносительной стороны устной речи» 1, 2, 3 классы 2018 - 2019 учебный год

Рабочая программа по учебному предмету «Формирование речевого слуха и произносительной стороны устной речи» разработана на основе:Федерального государственного образовательного стандарта о...

Индивидуальное занятие по формированию речевого слуха и произносительной стороны устной речи во втором классе

Индивидуальное занятие по формированию речевого слуха и произносительной стороны устной речи во втором классе...

Формирование универсальных учебных действий у слабослышащих учащихся начальной школы на уроке Формирование речевого слуха и произносительной стороны устной речи.

Методическая разработка поможет учителю целенаправленно спланировать работу по формированию УУД на уроке ФРС и ПСУР.Формирование КУУД основывается на формировании умения задавать вопрос, вести диалог ...