Рабочая программа «Формирование речевого слуха и произносительной стороны устной речи» 1 -2 классы 2017 - 2018 учебный год
рабочая программа на тему
Рабочая программа по учебному предмету «Формирование речевого слуха и произносительной стороны устной речи» разработана на основе:
- Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
- Адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
- Учебного плана КГБОУ «Кокшинская общеобразовательная школа-интернат».
Цель и задачи коррекционного курса
Цель - формирование у обучающихся устной речи посредством овладения фонетико-фонематической стороной речи для создания перспективы личностного роста и благополучной социализации.
Задачи:
- формирование и развитие речевого слуха, создание на этой базе новой основы
восприятия устной речи;
- формирование элементарных навыков звукобуквенного анализа слов;
- коррекция дефектного произношения звуков родного языка;
- развитие навыков самоконтроля произносительной стороной речи; формирование умений использовать в процессе устной коммуникации естественные невербальные средства (мимику, жесты и др.);
- развитие способности осуществлять, контролировать и оценивать свои действия.
Основные направления коррекционно-педагогической работы:
- Развитие психофизиологических механизмов, лежащих в основе устной речи:
- оптимального для речи типа физиологического дыхания;
- речевого дыхания;
- голоса;
- артикуляционной моторики;
- чувства ритма;
- слухового восприятия;
- функций фонематической системы.
- Обучение нормативному/компенсированному произношению всех звуков русского языка с учётом системной связи между фонемами русского языка, акустической характеристики, характера дефекта.
- Коррекция нарушений звукослоговой структуры слова.
- Формирование просодических компонентов речи (темпа, ритма, паузации, интонации, логического ударения).
- Профилактика нарушений чтения и письма.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
logopediya_fgos_1_-_2_klass_2017_-_2018_u.g._-_kopiya.doc | 422.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Министерство образования и науки Алтайского края
Краевое государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья
«Кокшинская общеобразовательная школа-интернат»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
(вариант 1)
«Формирование речевого слуха и произносительной стороны устной речи»
коррекционные курсы
класс: 1, 2
2017 – 2018 учебный год
Составитель: Наталья Николаевна Позднякова
учитель – логопед
первой квалификационной категории
Пояснительная записка
Рабочая программа по учебному предмету «Формирование речевого слуха и произносительной стороны устной речи» разработана на основе:
- Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
- Адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
- Учебного плана КГБОУ «Кокшинская общеобразовательная школа-интернат».
Цель и задачи коррекционного курса
Цель - формирование у обучающихся устной речи посредством овладения фонетико-фонематической стороной речи для создания перспективы личностного роста и благополучной социализации.
Задачи:
- формирование и развитие речевого слуха, создание на этой базе новой основы
восприятия устной речи;
- формирование элементарных навыков звукобуквенного анализа слов;
- коррекция дефектного произношения звуков родного языка;
- развитие навыков самоконтроля произносительной стороной речи; формирование умений использовать в процессе устной коммуникации естественные невербальные средства (мимику, жесты и др.);
- развитие способности осуществлять, контролировать и оценивать свои действия.
Основные направления коррекционно-педагогической работы:
- Развитие психофизиологических механизмов, лежащих в основе устной речи:
- оптимального для речи типа физиологического дыхания;
- речевого дыхания;
- голоса;
- артикуляционной моторики;
- чувства ритма;
- слухового восприятия;
- функций фонематической системы.
- Обучение нормативному/компенсированному произношению всех звуков русского языка с учётом системной связи между фонемами русского языка, акустической характеристики, характера дефекта.
- Коррекция нарушений звукослоговой структуры слова.
- Формирование просодических компонентов речи (темпа, ритма, паузации, интонации, логического ударения).
- Профилактика нарушений чтения и письма.
Общая характеристика курса
Индивидуальные занятия по формированию речевого слуха и произносительной стороны речи являются одной из важных организационных форм обучения детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), позволяющие проводить специальную (коррекционную) работу по развитию восприятия и воспроизведения устной речи с учетом фактического состояния слухоречевого развития, индивидуальных особенностей каждого ученика. Специальная (коррекционная) работа по развитию фонематического восприятия и формированию правильного звукопроизношения, проводимая на индивидуальных занятиях, способствует наиболее полноценному овладению обучающимися устной речью, что имеет важное значение для получения ими качественного образования, социальной адаптации, формирования личности в целом.
Место коррекционного курса в учебном плане
Курс «Формирование речевого слуха и произносительной стороны устной речи» входит в коррекционно-развивающую область (коррекционные занятия и ритмика) учебного плана КГБОУ «Кокшинская общеобразовательная школа-интернат». Рабочая программа рассчитана в 1 классе на 61 ч, 2 ч в неделю, 33 учебных недели; во 2 на 69 ч, 2 ч в неделю, 34 учебных недели
Планируемый уровень подготовки обучающихся учебного предмета «Формирование речевого слуха и произносительной стороны устной речи»:
Личностные результаты.
У обучающихся будут сформированы:
-доброжелательное отношение к учителю и товарищам;
-умения выражать собственные мысли и чувства в простых по форме устных высказываниях в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами русского языка, достаточно внятно, т.е. понятно для окружающих;
-осознание собственных возможностей в устном общении;
-наличие мотивации к овладению устной речью;
- желания и умений постоянно пользоваться электроакустической аппаратурой разных типов, включая индивидуальные слуховые аппараты.
-учебно-познавательный интерес к предмету;
Метапредметные результаты.
Обучающиеся научатся:
-уметь работать на успех;
-овладевать мыслительными действиями;
-соблюдать основы речевого этикета, культуры речевого общения, включая умения в процессе устной коммуникации при восприятии вопросов – давать краткие и полные речевые ответы, при восприятии заданий – выполнять их, давать краткий или полный речевой комментарий к собственным действиям; при восприятии сообщений – повторять их;
- уметь участвовать в диалоге;
- развивать познавательную и эмоционально – волевую сферы;
- развивать способности реализовывать учебную задачу, контролировать и оценивать результаты собственной деятельности, вносить соответствующие коррективы в ее выполнение;
- использовать при решении коммуникативных задач в разных видах учебной и внеурочной деятельности речевой материал, отработанный на индивидуальных занятиях;
- развивать умения сообщать в устной форме сведения о себе, своей семье, собственных интересах, пожеланиях, самочувствии, осуществлении различных видов деятельности, ее результатах, затруднениях при выполнении заданий и др., выражать устно просьбу, приглашение, собственное мнение, выяснять мнение собеседника;
- развивать умения выражать в устных высказываниях непонимание при затруднении в восприятии речевой информации.
Обучающие получат возможность научиться:
-проявлять активность во взаимодействии с учителем;
-адекватно использовать речевые средства для организации собственной деятельности;
Предметные результаты.
- развитие речевого слуха - различение, опознавание и распознавание на слух звуков речи;
- овладение элементарными навыками звуко-слогового анализа и синтеза;
- формирование правильного звукопроизношения;
- умение правильно использовать поставленные звуки;
- развитие умения контролировать собственную речь.
1 класс
Содержание тем учебного курса
№ | Наименование разделов | Количество часов |
1 | Обследование | 4 |
2 | Пропедевтический (добукварный) период | 7 |
3 | Гласные I-го ряда | 6 |
4 | Гласные II-го ряда. Твёрдые и мягкие согласные | 10 |
5 | Звонкие и глухие согласные | 23 |
6 | Сонорные звуки | 4 |
7 | Свистящие, шипящие звуки, аффрикаты | 3 |
8 | Разделительный «Ъ» | 1 |
9 | Обследование | 3 |
Итого | 61 |
Личностные и предметные результаты освоения учебного курса «Формирование речевого слуха и произносительной стороны устной речи»:
Личностными результатами являются:
- развитие общего представления о роли устной речи как одного из основных способов общения между людьми, установления и поддержания необходимых контактов, обмене информацией;
- желание вступать в устную коммуникацию для межличностного взаимодействия со сверстниками и взрослыми в различных видах деятельности;
- умения выражать собственные мысли и чувства в простых по форме устных высказываниях в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами русского языка;
- наличие мотивации к овладению устной речью
Предметными результатами являются:
- правильное произношение всех звуков речи;
- нахождение место звука в слове;
- умение полно отвечать на вопросы учителя;
- составление небольшого рассказа по картине и из личного опыта;
- употребление в речи сложные формы предложений.
2 класс
Содержание тем учебного курса
№ | Наименование разделов | Количество часов |
1 | Обследование | 4 |
2 | Звуковой анализ | 7 |
3 | Дифференциация звонких и глухих парных согласных | 7 |
4 | Дифференциация сонорных согласных | 1 |
5 | Дифференциация твёрдых и мягких согласных перед гласными | 7 |
6 | Дифференциация свистящих и шипящих согласных | 4 |
7 | Дифференциация согласных по акустически и артикуляционным признакам | 4 |
8 | Слоговая структура слова | 5 |
9 | Слова, обозначающие предметы | 5 |
10 | Слова, обозначающие действия предметов | 5 |
11 | Работа с предлогами | 15 |
13 | Обследование | 5 |
Итого | 69 |
Личностные и предметные результаты освоения учебного курса «Формирование речевого слуха и произносительной стороны устной речи»:
Личностными результатами являются:
- развитие общего представления о роли устной речи как одного из основных способов общения между людьми, установления и поддержания необходимых контактов, обмене информацией;
- желание вступать в устную коммуникацию для межличностного взаимодействия со сверстниками и взрослыми в различных видах деятельности;
- умения выражать собственные мысли и чувства в простых по форме устных высказываниях в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами русского языка;
- наличие мотивации к овладению устной речью
Предметными результатами являются следующие умения:
- анализировать слова по звуковому составу, различать звуки гласные и согласные, согласные звонкие и глухие, р – л, свистящие и шипящие, аффрикаты, твёрдые и мягкие на слух, в произношении, написании;
- списывать по слогам с рукописного и печатного текста;
- писать под диктовку слова, написание которых не расходится с произношением, простые по структуре предложения, текст после предварительного анализа;
- писать предложения с заглавной буквы, в конце предложения ставить точку.
Календарно – тематическое планирование (1 класс)
№ | Название раздела, темы логопедического занятия | часы | Планируемы результаты (в соответствии с ФГОС) | Дата | |||||||||||
Предметные | Личностные | Деятельность обучающихся | |||||||||||||
1 четверть | |||||||||||||||
Обследование | 4 ч. | ||||||||||||||
1. | Изучение медицинских карт, сведений о семье ребёнка, данных о раннем речевом развитии | 1 | Регулятивные УУД: владеют умениями контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей. Личностные УУД: осознают границы своего знания и «незнания». | ||||||||||||
2. | Обследование импрессивной речи | 1 | |||||||||||||
3. | Обследование экспрессивной речи | 1 | |||||||||||||
4. | Обследование звукопроизносительной стороны речи | 1 | |||||||||||||
Пропедевтический (добукварный) период | 7 ч. | ||||||||||||||
1.
| Формирование представления о звуках речи | 1 | Различать звуки и буквы. Группировать звуки по их характеристике, дополнять группы звуков с помощью ориентиров таблицы. | Овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающем мире. | Познавательные УУД: анализ, синтез, сравнение использование знаково-символических средств. личностное переживание Коммуникативные УУД: выражение своих мыслей, нравственно-эстетическое оценивание , оценка Регулятивные УУД: организовать своё рабочее место и работу; принимает и сохраняет учебную задачу. | ||||||||||
2. | Знакомство со словом | 1 | Ориентируются в своей системе знаний, отличают новое от уже неизвестного | Знают новый термин «слово». Оценивают свою деятельность на занятии. | Познавательные: планируют учебные действия, используют различные способы поиска информации. Коммуникативные: слушают друг друга, строят понятные для партнера по коммуникации речевые высказывания Регулятивные: осознают и принимают учебную задачу; планируют и контролируют учебные действия. | ||||||||||
3. | Знакомство с предложением | 1 | Предложение – основная единица речи, выражающую законченную мысль. | Знать предложение, как основная единица речи, выражающую законченную мысль. | |||||||||||
4. | Деление слов на части (слоги) | 1 | Деление слов на слоги, выделение ударного слога, слогоритмическая схема слов. Словообразующая роль гласных. | Уметь делить слова на слоги, выделять ударный слог, воспроизводить ритмический рисунок слова, составлять схему слова с выделением ударного слога, подбирать к заданной схеме слова. | |||||||||||
5. | Ударение | 1 | Выделение ударного слога. | Уметь делить слова на слоги, находить ударный слог. | |||||||||||
6. | Пространственные представления | 1 | Ориентация в схеме собственного тела, ориентировка в пространстве, определение последовательности предметов ряда. | Уметь определять правое и левое направления в пространстве, пространственные взаимоотношения объектов, последовательность предметного ряда. Уметь ориентироваться тела и схеме человека, стоящего напротив. | Коммуникативные: ориентируются на позицию партнера в общении и взаимодействии. Личностные: осуществляют профилактику утомления, ориентируются на здоровый образ жизни. | ||||||||||
7. | Временные представления | 1 | Основные единицы времени, периоды человеческого возраста. Временная последовательность действий, событий. | Знать возраст членов семьи, названия и последовательность частей суток, дней недели, месяцев, времен года | |||||||||||
Гласные I-го ряда | 6 ч. | ||||||||||||||
1. | Звук [а] и буква А | 1 | Развитие навыков выделения звука, уточнение артикуляции звука, соотнесение звука с буквой, определение места звука в слове. | Уметь четко произносить звук [а]. Знать правильную артикуляцию звука. Уметь выделять звук из ряда гласных, слогов, слов; позиция звука в слове; соотносить звук с буквой. | Познавательные: планируют учебные действия; используют различные способы поиска информации. Коммуникативные: слушают, излагают и аргументируют свое мнение Регулятивные: осознают и принимают учебную задачу; планируют и контролируют учебные действия. | ||||||||||
2. | Звук [у] и буква У | 1 | Развитие навыков выделения звука, уточнение артикуляции звука, соотнесение звука с буквой, определение места звука в слове. | Уметь четко произносить звук [у]. Знать правильную артикуляцию звука. Уметь выделять звук из ряда гласных, слогов, слов; позиция звука в слове; соотносить звук с буквой. | |||||||||||
3. | Звук [о] и буква О | 1 | Развитие навыков выделения звука, уточнение артикуляции звука, соотнесение звука с буквой, определение места звука в слове | Уметь четко произносить звук [о]. Знать правильную артикуляцию звука. Уметь выделять звук из ряда гласных, слогов, слов; позиция звука в слове; соотносить звук с буквой. | |||||||||||
4. | Дифференциация звуков [а] – [о] | 1 | Уточнение и сравнение артикуляции звуков [а] и [о]. Дифференциация гласных звуков [а] и [о]. Соотнесение звуков с буквами. Различение звуков а-о по оптическим признакам. | Уметь дифференцировать звуки [а] и [о] в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях, текстах. Уметь сравнивать буквы а-о по начертанию. | Познавательные: осуществляют анализ, сравнение языкового материала, как по заданным, так и по самостоятельно выделенным основаниям. Коммуникативные: строят монологическое высказывание с учетом поставленной коммуникативной задачи. Регулятивные: принимают учебную задачу, сформулированную вместе с учителем. | ||||||||||
5. | Звук [ы] и буква ы | 1 | Развитие навыков выделения звука, уточнение артикуляции звука, соотнесение звука с буквой, определение места звука в слове. | Уметь четко произносить звук [ы]. Знать правильную артикуляцию звука. Уметь выделять звук из ряда гласных, слогов, слов; позиция звука в слове; соотносить звук с буквой. | Познавательные: планируют учебные действия; используют различные способы поиска информации. Коммуникативные: слушают, излагают и аргументируют свое мнение. Регулятивные: осознают и принимают учебную задачу; планируют и контролируют учебные действия. | ||||||||||
2 четверть | |||||||||||||||
6. | Звук [э] и буква Э | 1 | Развитие навыков выделения звука, уточнение артикуляции звука, соотнесение звука с буквой, определение места звука в слове. | Уметь четко произносить звук [э]. Знать правильную артикуляцию звука. Уметь выделять звук из ряда гласных, слогов, слов; позиция звука в слове; соотносить звук с буквой. | Познавательные: планируют учебные действия; используют различные способы поиска информации. Коммуникативные: слушают, излагают и аргументируют свое мнение. Регулятивные: осознают и принимают учебную задачу; планируют и контролируют учебные действия. | ||||||||||
Гласные II ряда. Твёрдые и мягкие согласные | 10 ч. | ||||||||||||||
1. | Звук [и] и буква И | 1 | Развитие навыков выделения звука, уточнение артикуляции звука, соотнесение звука с буквой, определение места звука в слове. Обозначение мягкости согласных на письме при помощи гласной и. | Уметь четко произносить звук [и]. Знать правильную артикуляцию звука. Уметь выделять звук из ряда гласных, слогов, слов; позиция звука в слове; соотносить звук с буквой. Уметь обозначать мягкость согласных на письме и в схемах при помощи гласной и. | Познавательные: осознают познавательную задачу; решают ее, делают выводы. Коммуникативные: ориентируются на позицию партнера в общении и взаимодействии. Регулятивные: открыто осмысливают и оценивают свою деятельность на занятии. | ||||||||||
2. | Дифференциация звуков [ы] – [и] | 1 | Уточнение и сравнение артикуляции звуков [ы] - [и]. Дифференциация гласных звуков [ы] - [и]. Соотнесение звуков с буквами. | Уметь дифференцировать звуки [ы] - [и] в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях, текстах. Уметь сравнивать буквы ы-и по начертанию. | Познавательные: вырабатывают каллиграфический почерк. Коммуникативные: участвуют в диалоге, общей беседе, совместной деятельности. Регулятивные: осуществляют взаимопроверку. | ||||||||||
3. | Буква Я | 1 | Уточнение артикуляции звука, соотнесение количества звуков йотированной гласной в разных позициях с буквой. Выделение звука из слова, определение места звука в слове. Обозначение мягкости согласных на письме при помощи гласной я. | Уметь определять количество звуков йотированной гласной в разных позициях с буквой. Уметь соотносить звук с буквой. Уметь обозначать мягкость согласных на письме и в схемах при помощи гласной я. | Познавательные: планируют учебные действия; используют различные способы поиска информации. Коммуникативные: слушают, излагают и аргументируют свое мнение. Регулятивные: осознают и принимают учебную задачу; планируют и контролируют учебные действия. | ||||||||||
4. | Дифференциация звуков [а] – [я] | 1 | Уточнение и сравнение артикуляции звуков [а]-[я]. Дифференциация гласных звуков [а] - [я]. Соотнесение звуков с буквами. | Уметь дифференцировать звуки [а] - [я] в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях, текстах. Уметь обозначать мягкость согласных на письме и в схемах при помощи гласной я. | |||||||||||
5. | Буква Е | 1 | Уточнение артикуляции звука, соотнесение количества звуков йотированной гласной в разных позициях с буквой. Выделение звука из слова, определение места звука в слове. Обозначение мягкости согласных на письме и в схемах при помощи гласной е. | Уметь определять количество звуков йотированной гласной в разных позициях с буквой. Уметь соотносить звук с буквой. Уметь обозначать мягкость согласных на письме и в схемах при помощи гласной е. | |||||||||||
6. | Дифференциация звуков [э] – [е] | 1 | Уточнение артикуляции звуков [э] - [е]. Дифференциация гласных звуков [э] - [е]. Соотнесение звуков с буквами. | Уметь дифференцировать звуки [э] - [е] в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях, текстах. Уметь обозначать мягкость согласных на письме и в схемах при помощи гласной е. | Личностные: проявляют готовность к работе на занятии. Познавательные: вырабатывают каллиграфический почерк Регуляторные: принимают учебную задачу, сформулированную вместе с учителем. | ||||||||||
7. | Буква Ю | 1 | Уточнение артикуляции звука, соотнесение количества звуков йотированной гласной в разных позициях с буквой. Выделение звука из слова, определение места звука в слове. Обозначение мягкости согласных на письме и в схемах при помощи гласной ю. | Уметь определять количество звуков йотированной гласной в разных позициях с буквой. Уметь соотносить звук с буквой. Уметь обозначать мягкость согласных на письме и в схемах при помощи гласной ю. | |||||||||||
8. | Дифференциация звуков [у] – [ю] | 1 | Уточнение и сравнение артикуляции звуков [у]-[ю]. Дифференциация гласных звуков [у] - [ю]. Соотнесение звуков с буквами. | Уметь дифференцировать звуки [у] - [ю] в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях, текстах. Уметь обозначать мягкость согласных на письме и в схемах при помощи гласной ю. | |||||||||||
9. | Дифференциация звуков [o] – [е] | 1 | Уточнение и сравнение артикуляции гласных [о]-[е]. Дифференциация гласных звуков [о] - [е]. Соотнесение звуков с буквами. | Уметь дифференцировать звуков [о] - [е] в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях, текстах. Уметь обозначать мягкость согласных на письме и в схемах при помощи гласной е. | |||||||||||
10. | Обозначение мягкости согласных буквой ь в конце и середине слова | 1 | Соотнесение звуков и букв в слове. Смыслоразличительная роль ь. | Уметь на письме обозначать мягкость согласных при помощи гласной ь. Уметь анализировать слова с ь в середине и конце слова. Уметь соотносить слова с ь со схемой. | Коммуникативные: слушают взрослого и сверстников; излагают и аргументируют свою точку зрения на обсуждаемую проблему. Личностные: проявляют интерес к предмету; стремятся к приобретению новых знаний. |
Звонкие и глухие согласные | 23 ч. | ||||||
1. | Звук [c] – [с’]. Буква С | 1 | Артикуляция, характеристика звука, соотнесение звука с буквой, выделение звука из слогов, слов; определение места звука в слове. | Уметь четко произносить звуки [с] - [с’]. Знать правильную артикуляцию и характеристику звуков. Уметь выделять звук из ряда звуков, слогов, слов; определять позицию звука в слове; соотносить звук с буквой. | Познавательные: развивать слуховое восприятие; повышать мотивацию к обучению и преодолению учебных затруднений. Коммуникативные: слушают и излагают свое мнение. Личностные: владеют навыками сотрудничества со взрослыми и сверстниками. | ||
2. | Звуки [з]- [з’]. Буква З | 1 | Артикуляция, характеристика звука, соотнесение звука с буквой, выделение звука из слогов, слов; определение места звука в слове. | Уметь четко произносить звуки [з] - [з’]. Знать правильную артикуляцию и характеристику звуков. Уметь выделять звук из ряда звуков, слогов, слов; определять позицию звука в слове; соотносить звук с буквой. | |||
3. | Дифференциация звуков [с] - [з] | 1 | Уточнение и сравнение артикуляции, характеристики звуков [с]- [з] . Соотнесение звуков с буквами, символами и «опорами» для их обозначения на письме. Дифференциация звуков [с] - [з] в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях и текстах. Работа со словами – паронимами. | Знать и уметь сравнивать артикуляцию и характеристику звуков. Уметь соотносить звуки с символами и буквами. Уметь дифференцировать звуки в изолированной позиции, в логах, словах, словосочетаниях, предложениях, текстах. | Познавательные: используют различные способы поиска информации; владеют навыками чтения слогов, слов и предложений в соответствии с учебной задачей. Регулятивные: принимают и сохраняют цели и задачи учебной деятельности. | ||
3 четверть | |||||||
4. | Дифференциация звуков [с’] - [з’] | 1 | Уточнение и сравнение артикуляции, характеристики звуков [с’]- [з’]. Соотнесение звуков с буквами, символами и «опорами» для их обозначения на письме. Дифференциация звуков [с’] - [з’] в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях и текстах. Работа со словами - паронимами. | Знать и уметь сравнивать артикуляцию и характеристику звуков. Уметь соотносить звуки с символами и буквами. Уметь дифференцировать звуки в изолированной позиции, в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях, текстах. | Познавательные: планируют учебные действия. Коммуникативные: обмениваются мнениями, слушают друг друга. Личностные: проявляют интерес к занятию, стремятся к приобретению новых знаний. | ||
5. | Звуки [ж] - [ж’]. Буква Ж | 1 | Артикуляция, характеристика звука, соотнесение звука с буквой, выделение звука из слогов, слов; определение места звука в слове. | Уметь четко произносить звуки [ж] - [ж’]. Знать правильную артикуляцию и характеристику звуков. Уметь выделять звук из ряда звуков, слогов, слов; определять позицию звука в слове; соотносить звук с буквой. | Коммуникативные: слушают взрослого и сверстников; излагают и аргументируют свою точку зрения. Познавательные: вырабатывают каллиграфический почерк. Личностные: проявляют готовность к работе на занятии. | ||
6. | Звуки [ш] - [ш’]. Буква Ш | 1 | Артикуляция, характеристика звука, соотнесение звука с буквой, выделение звука из слогов, слов; определение места звука в слове | Уметь четко произносить звуки [ш] - [ш’]. Знать правильную артикуляцию и характеристику звуков. Уметь выделять звук из ряда звуков, слогов, слов; определять позицию звука в слове; соотносить звук с буквой. | Коммуникативные: слушают взрослого и сверстников; излагают и аргументируют свою точку зрения. Познавательные: вырабатывают каллиграфический почерк. Личностные: проявляют готовность к работе на занятии. | ||
7. | Дифференциация звуков [ш] - [ж] | 1 | Уточнение и сравнение артикуляции, характеристики звуков [ш]- [ж] . Соотнесение звуков с буквами, символами и «опорами» для их обозначения на письме. Дифференциация звуков [ш] - [ж] в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях и текстах. | Знать и уметь сравнивать артикуляцию и характеристику звуков. Уметь соотносить звуки с символами и буквами. Уметь дифференцировать звуки в изолированной позиции, в логах, словах, словосочетаниях, предложениях, текстах. | Познавательные: планируют учебные действия. Коммуникативные: обмениваются мнениями, слушают друг друга, вырабатывают каллиграфический почерк Личностные: проявляют интерес к занятию, стремятся к приобретению новых знаний. | ||
8. | Звуки [в]- [в’]. Буква В | 1 | Артикуляция, характеристика звука, соотнесение звука с буквой, выделение звука из слогов, слов; определение места звука в слове. | Уметь четко произносить звуки [в] - [в’]. Знать правильную артикуляцию и характеристику звуков. Уметь выделять звук из ряда звуков, слогов, слов; определять позицию звука в слове; соотносить звук с буквой. | Познавательные: ориентируются в своей системе знаний, отличают новое от уже известного. Регулятивные: вырабатывают каллиграфический почерк. Личностные: развивать слуховое внимание и логическое мышление. | ||
9. | Звуки [ф] - [ф’]. Буква Ф | 1 | Артикуляция, характеристика звука, соотнесение звука с буквой, выделение звука из слогов, слов; определение места звука в слове. | Уметь четко произносить звуки [ф] - [ф’]. Знать правильную артикуляцию и характеристику звуков. Уметь выделять звук из ряда звуков, слогов, слов; определять позицию звука в слове; соотносить звук с буквой. | |||
10. | Дифференциация звуков [в] - [ф] | 1 | Уточнение и сравнение артикуляции, характеристики звуков [в] - [ф]. Соотнесение звуков с буквами, символами и «опорами» для их обозначения на письме. Дифференциация звуков [в] - [ф] в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях и текстах. Работа со словами - паронимами. | Знать и уметь сравнивать артикуляцию и характеристику звуков. Уметь соотносить звуки с символами и буквами. Уметь дифференцировать звуки в изолированной позиции, в логах, словах, словосочетаниях, предложениях, текстах. | Познавательные: планируют учебные действия. Коммуникативные: обмениваются мнениями, слушают друг друга. Личностные: проявляют интерес к занятию, стремятся к приобретению новых знаний. | ||
11. | Дифференциация звуков [в’] - [ф’] | 1 | Уточнение и сравнение артикуляции, характеристики звуков [в’] - [ф’]. Соотнесение звуков с буквами, символами и «опорами» для их обозначения на письме. Дифференциация звуков [в’] - [ф’] в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях и текстах. Работа со словами - паронимами. | Знать и уметь сравнивать артикуляцию и характеристику звуков. Уметь соотносить звуки с символами и буквами. Уметь дифференцировать звуки в изолированной позиции, в логах, словах, словосочетаниях, предложениях, текстах. | |||
12. | Звуки [п] - [п’]. Буква П | 1 | Артикуляция, характеристика звука, соотнесение звука с буквой, выделение звука из слогов, слов; определение места звука в слове. | Уметь четко произносить звуки [п] - [п’]. Знать правильную артикуляцию и характеристику звуков. Уметь выделять звук из ряда звуков, слогов, слов; определять позицию звука в слове; соотносить звук с буквой. | Личностные: проявляют готовность к работе на занятии. Познавательные: вырабатывают каллиграфический почерк. Регулятивные: принимают учебную задачу, сформулированную вместе с учителем. | ||
13. | Звуки [б] - [б’]. Буква Б | 1 | Артикуляция, характеристика звука, соотнесение звука с буквой, выделение звука из слогов, слов; определение места звука в слове. | Уметь четко произносить звуки [б] - [б’]. Знать правильную артикуляцию и характеристику звуков. Уметь выделять звук из ряда звуков, слогов, слов; определять позицию звука в слове; соотносить звук с буквой. | Познавательные: ориентируются в своей системе знаний; отличают новое от уже известного. Регулятивные: вырабатывают каллиграфический почерк. Личностные: развивать слуховое внимание и логическое мышление. | ||
14. | Дифференциация звуков [п] - [б] | 1 | Уточнение и сравнение артикуляции, характеристики звуков [п] - [б] . Соотнесение звуков с буквами, символами и «опорами» для их обозначения на письме. Дифференциация звуков [п] - [б] в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях и текстах. Работа со словами- паронимами. | Знать и уметь сравнивать артикуляцию и характеристику звуков. Уметь соотносить звуки с символами и буквами. Уметь дифференцировать звуки в изолированной позиции, в логах, словах, словосочетаниях, предложениях, текстах. | Познавательные: извлекают необходимую информацию из высказываний одноклассников, сведений учителя. Регулятивные: владеют умениями контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей Личностные: осознают границы своего знания и «незнания». | ||
15. | Дифференциация звуков [п’] - [б’]. | 1 | Уточнение и сравнение артикуляции, характеристики звуков [п’] - [б’] . Соотнесение звуков с буквами, символами и «опорами» для их обозначения на письме. Дифференциация звуков [п’] - [б’] в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях и текстах. Работа со словами - паронимами. | Знать и уметь сравнивать артикуляцию и характеристику звуков. Уметь соотносить звуки с символами и буквами. Уметь дифференцировать звуки в изолированной позиции, в логах, словах, словосочетаниях, предложениях, текстах. | |||
16. | Звуки [т] - [т’]. Буква Т | 1 | Артикуляция, характеристика звука, соотнесение звука с буквой, выделение звука из слогов, слов; определение места звука в слове. | Уметь четко произносить звуки [т] [т’]. Знать правильную артикуляцию и характеристику звуков. Уметь выделять звук из ряда звуков, слогов, слов; определять позицию звука в слове; соотносить звук с буквой. | Познавательные: владеют логическими действиями анализа, синтеза, сравнения. Регулятивные: осознают и принимают учебную задачу, планируют и контролируют свои действия. | ||
17. | Звуки [д] - [д’]. Буква Д | 1 | Артикуляция, характеристика звука, соотнесение звука с буквой, выделение звука из слогов, слов; определение места звука в слове. | Уметь четко произносить звуки [д] - [д’]. Знать правильную артикуляцию и характеристику звуков. Уметь выделять звук из ряда звуков, слогов, слов; определять позицию звука в слове; соотносить звук с буквой. | |||
18. | Дифференциация звуков [т] - [д] | 1 | Уточнение и сравнение артикуляции, характеристики звуков [т]- [д] . Соотнесение звуков с буквами, символами и «опорами» для их обозначения на письме. Дифференциация звуков [т] - [д] в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях и текстах. Работа со словами - паронимами. | Знать и уметь сравнивать артикуляцию и характеристику звуков. Уметь соотносить звуки с символами и буквами. Уметь дифференцировать звуки в изолированной позиции, в логах, словах, словосочетаниях, предложениях, текстах. | Познавательные: извлекают необходимую информацию из высказываний одноклассников, сведений учителя. Регулятивные: владеют умениями контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей. Личностные: осознают границы своего знания и «незнания». | ||
19. | Дифференциация звуков [т’] - [д’] | 1 | Уточнение и сравнение артикуляции, характеристики звуков [т’] - [д’] . Соотнесение звуков с буквами, символами и «опорами» для их обозначения на письме. Дифференциация звуков [т’] - [д’] в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях и текстах. | Знать и уметь сравнивать артикуляцию и характеристику звуков. Уметь соотносить звуки с символами и буквами. Уметь дифференцировать звуки в изолированной позиции, в логах, словах, словосочетаниях, предложениях, текстах. | |||
20. | Звуки [к] - [к’]. Буква К | 1 | Артикуляция, характеристика звука, соотнесение звука с буквой, выделение звука из слогов, слов; определение места звука в слове. | Уметь четко произносить звуки [к] - [к’]. Знать правильную артикуляцию и характеристику звуков. Уметь выделять звук из ряда звуков, слогов, слов; определять позицию звука в слове; соотносить звук с буквой. | Познавательные: владеют логическими действиями анализа, синтеза, сравнения. Регулятивные: осознают и принимают учебную задачу, планируют и контролируют свои действия. | ||
4 четверть | |||||||
21. | Звуки [г] - [г’]. Буква Г | 1 | Артикуляция, характеристика звука, соотнесение звука с буквой, выделение звука из слогов, слов; определение места звука в слове. | Уметь четко произносить звуки [г] - [г’]. Знать правильную артикуляцию и характеристику звуков. Уметь выделять звук из ряда звуков, слогов, слов; определять позицию звука в слове; соотносить звук с буквой. | |||
22. | Дифференциация звуков [к] - [г] | 1 | Уточнение и сравнение артикуляции, характеристики звуков [к]- [г] . Соотнесение звуков с буквами, символами и «опорами» для их обозначения на письме. Дифференциация звуков [к] - [г] в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях и текстах. Работа со словами- паронимами. | Знать и уметь сравнивать артикуляцию и характеристику звуков. Уметь соотносить звуки с символами и буквами. Уметь дифференцировать звуки в изолированной позиции, в логах, словах, словосочетаниях, предложениях, текстах. | Регулятивные: освоение приёмов поиска нужной информации; овладение алгоритмами основных учебных действий по анализу. | ||
23. | Дифференциация звуков [к’] - [г’] | 1 | Уточнение и сравнение артикуляции, характеристики звуков [к’] - [г’]. Соотнесение звуков с буквами, символами и «опорами» для их обозначения на письме. Дифференциация звуков [к’] - [г’] в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях и текстах. Работа со словами- паронимами. | Знать и уметь сравнивать артикуляцию и характеристику звуков. Уметь соотносить звуки с символами и буквами. Уметь дифференцировать звуки в изолированной позиции, в логах, словах, словосочетаниях, предложениях, текстах. |
Сонорные звуки | 4 ч. | ||||||||
1. | Звуки [л] - [л’]. Буква Л | 1 | Артикуляция, характеристика звука, соотнесение звука с буквой, выделение звука из слогов, слов; определение места звука в слове. | Уметь четко произносить звуки [л] - [л’]. Знать правильную артикуляцию и характеристику звуков. Уметь выделять звук из ряда звуков, слогов, слов; определять позицию звука в слове; соотносить звук с буквой. | Регулятивные: решать орфографические задачи с опорой на алгоритм (памятку по решению орфографической задачи) в ходе записи по слуху; развивать навык правильного написания слов с данными звуками. | ||||
2. | Дифференциация звуков [л] - [л’] | 1 | Уточнение и сравнение артикуляции, характеристики звуков [л] - [л’]. Соотнесение звуков с буквами, символами и «опорами» для их обозначения на письме. Дифференциация звуков [л] - [л’] в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях и текстах. Работа со словами - паронимами. | Знать и уметь сравнивать артикуляцию и характеристику звуков. Уметь соотносить звуки с символами и буквами. Уметь дифференцировать звуки в изолированной позиции, в логах, словах, словосочетаниях, предложениях, текстах. | Регулятивные: производить звуко-слоговой и звуко-буквенный анализы слов. Коммуникативные: соблюдать простейшие нормы речевого этикета: здороваться, прощаться, благодарить; вступать в диалог отвечать на вопросы, задавать вопросы, уточнять непонятное. | ||||
3. | Звуки [р] - [р’]. Буква Р | 1 | Артикуляция, характеристика звука, соотнесение звука с буквой, выделение звука из слогов, слов; определение места звука в слове. | Уметь четко произносить звуки [р] - [р’]. Знать правильную артикуляцию и характеристику звуков. Уметь выделять звук из ряда звуков, слогов, слов; определять позицию звука в слове; соотносить звук с буквой. | Регулятивные: уметь выделять звук из ряда звуков, слогов, слов; определять позицию звука в слове; соотносить звук с буквой. | ||||
4. | Дифференциация звуков [р] - [р’] | 1 | Уточнение и сравнение артикуляции, характеристики звуков [р] - [р’]. Соотнесение звуков с буквами, символами и «опорами» для их обозначения на письме. Дифференциация звуков [р] - [р’] в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях и текстах. | Знать и уметь сравнивать артикуляцию и характеристику звуков. Уметь соотносить звуки с символами и буквами. Уметь дифференцировать звуки в изолированной позиции, в логах, словах, словосочетаниях, предложениях, текстах. | Познавательные: владеют логическими действиями анализа, синтеза, сравнения | ||||
Свистящие, шипящие звуки, аффрикаты | 3 ч. | ||||||||
1. | Звук [ч] и буква Ч | 1 | Артикуляция, характеристика звука, соотнесение звука с буквой, выделение звука из слогов, слов; определение места звука в слове. | Уметь четко произносить звук [ч]. Знать правильную артикуляцию и характеристику звука. Уметь выделять звук из ряда звуков, слогов, слов; определять позицию звука в слове; соотносить звук с буквой и символом. | Регулятивные: производить звуко-слоговой и звуко-буквенный анализы слов. Коммуникативные: соблюдать простейшие нормы речевого этикета: здороваться, прощаться, благодарить; вступать в диалог отвечать на вопросы, задавать вопросы, уточнять непонятное. | ||||
2. | Звук [щ] и буква Щ | 1 | Артикуляция, характеристика звука, соотнесение звука с буквой, выделение звука из слогов, слов; определение места звука в слове. | Уметь четко произносить звук [щ]. Знать правильную артикуляцию и характеристику звука. Уметь выделять звук из ряда звуков, слогов, слов; определять позицию звука в слове; соотносить звук с буквой и символом. | |||||
3. | Звук [ц] и буква Ц | 1 | Артикуляция, характеристика звука, соотнесение звука с буквой, выделение звука из слогов, слов; определение места звука в слове. | Уметь четко произносить звук [ц]. Знать правильную артикуляцию и характеристику звука. Уметь выделять звук из ряда звуков, слогов, слов; определять позицию звука в слове; соотносить звук с буквой и символом. | |||||
1. | Разделительный «Ъ». | 1 ч. | Вырабатывать умение правильно произносить и читать слова с разделительным Ъ | Уметь чётко произносить согласные и гласные звуки в твёрдой позиции. | Регулятивные: решать орфографические задачи с опорой на алгоритм (памятку по решению орфографической задачи) в ходе записи по слуху; развивать навык правильного написания слов с данными звуками. | ||||
Обследование | 3 ч. | ||||||||
1. | Фронтальное обследование. | 1 | |||||||
2. | Фронтальное обследование. | 1 | |||||||
3. | Фронтальное обследование. | 1 |
Календарно – тематическое планирование (2 класс)
№ | Название раздела, темы логопедического занятия | часы | Планируемы результаты (в соответствии с ФГОС) | Дата | ||||||||||
Предметные | Личностные | Деятельность обучающихся | ||||||||||||
1 четверть | ||||||||||||||
Обследование | 4 ч. | |||||||||||||
1. | Изучение медицинских карт, сведений о семье ребёнка, данных о раннем речевом развитии | 1 | Регулятивные УУД: владеют умениями контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей. Личностные УУД: осознают границы своего знания и «незнания». | |||||||||||
2. | Обследование импрессивной речи | 1 | ||||||||||||
3. | Обследование экспрессивной речи | 1 | ||||||||||||
4. | Обследование словарного запаса и связной речи | 1 | ||||||||||||
Звуковой анализ | 7 ч. | |||||||||||||
1.
| Органы речи | 1 | Сравнивать речевые и неречевые звуки. Познакомить со строением речевого аппарата. | Знать строение артикуляционного аппарата. | Познавательные УУД: анализ, синтез, сравнение использование знаково-символических средств. личностное переживание Коммуникативные УУД: выражение своих мыслей, нравственно-эстетическое оценивание, оценка Регулятивные УУД: организовать своё рабочее место и работу; принимает и сохраняет учебную задачу. | |||||||||
2. | Образование звуков речи | 1 | Показать, как образуются звуки речи. | Уметь различать речевые и неречевые звуки. | Познавательные: планируют учебные действия, используют различные способы поиска информации. Коммуникативные: слушают друг друга, строят понятные для партнера по коммуникации речевые высказывания Регулятивные: осознают и принимают учебную задачу; планируют и контролируют учебные действия. | |||||||||
3. | Знакомство с предложением | 1 | Предложение – основная единица речи, выражающую законченную мысль. | Знать предложение, как основная единица речи, выражающую законченную мысль. | ||||||||||
4. | Деление слов на части (слоги) | 1 | Деление слов на слоги, выделение ударного слога, слогоритмическая схема слов. Словообразующая роль гласных. | Уметь делить слова на слоги, выделять ударный слог, воспроизводить ритмический рисунок слова, составлять схему слова с выделением ударного слога, подбирать к заданной схеме слова. | ||||||||||
5. | Ударение. Ударные и безударные гласные | 1 | Выделение ударного слога. | Уметь делить слова на слоги, находить ударный слог. | ||||||||||
6. | Пространственные представления | 1 | Ориентация в схеме собственного тела, ориентировка в пространстве, определение последовательности предметов ряда. | Уметь определять правое и левое направления в пространстве, пространственные взаимоотношения объектов, последовательность предметного ряда. Уметь ориентироваться тела и схеме человека, стоящего напротив. | Коммуникативные: ориентируются на позицию партнера в общении и взаимодействии. Личностные: осуществляют профилактику утомления, ориентируются на здоровый образ жизни. | |||||||||
7. | Временные представления | 1 | Основные единицы времени, периоды человеческого возраста. Временная последовательность действий, событий. | Знать возраст членов семьи, названия и последовательность частей суток, дней недели, месяцев, времен года | ||||||||||
Дифференциация звонких и глухих парных согласных | 7 ч. | |||||||||||||
1. | Дифференциация звуков [п] - [б] | 1 | Уточнение и сравнение артикуляции, характеристики звуков [п] - [б] . Соотнесение звуков с буквами, символами и «опорами» для их обозначения на письме. Дифференциация звуков [п] - [б] в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях и текстах. Работа со словами - паронимами. | Знать и уметь сравнивать артикуляцию и характеристику звуков. Уметь соотносить звуки с символами и буквами. Уметь дифференцировать звуки в изолированной позиции, в логах, словах, словосочетаниях, предложениях, текстах. | Познавательные: извлекают необходимую информацию из высказываний одноклассников, сведений учителя. Регулятивные: владеют умениями контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей Личностные: осознают границы своего знания и «незнания». | |||||||||
2. | Дифференциация звуков [в] - [ф] | 1 | Уточнение и сравнение артикуляции, характеристики звуков [в] - [ф]. Соотнесение звуков с буквами, символами и «опорами» для их обозначения на письме. Дифференциация звуков [в] - [ф] в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях и текстах. Работа со словами - паронимами. | Знать и уметь сравнивать артикуляцию и характеристику звуков. Уметь соотносить звуки с символами и буквами. Уметь дифференцировать звуки в изолированной позиции, в логах, словах, словосочетаниях, предложениях, текстах. | ||||||||||
3. | Дифференциация звуков [т] - [д] | 1 | Уточнение и сравнение артикуляции, характеристики звуков [т] - [д]. Соотнесение звуков с буквами, символами и «опорами» для их обозначения на письме. Дифференциация звуков [т] - [д] в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях и текстах. Работа со словами - паронимами. | Знать и уметь сравнивать артикуляцию и характеристику звуков. Уметь соотносить звуки с символами и буквами. Уметь дифференцировать звуки в изолированной позиции, в логах, словах, словосочетаниях, предложениях, текстах. | ||||||||||
4. | Дифференциация звуков [к] - [г] | 1 | Уточнение и сравнение артикуляции, характеристики звуков [к]- [г]. Соотнесение звуков с буквами, символами и «опорами» для их обозначения на письме. Дифференциация звуков [к] - [г] в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях и текстах. Работа со словами - паронимами. | Знать и уметь сравнивать артикуляцию и характеристику звуков. Уметь соотносить звуки с символами и буквами. Уметь дифференцировать звуки в изолированной позиции, в логах, словах, словосочетаниях, предложениях, текстах. | Регулятивные: освоение приёмов поиска нужной информации; овладение алгоритмами основных учебных действий по анализу. | |||||||||
5. | Дифференциация звуков [с] - [з] | 1 | Уточнение и сравнение артикуляции, характеристики звуков [с]- [з]. Соотнесение звуков с буквами, символами и «опорами» для их обозначения на письме. Дифференциация звуков [с] - [з] в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях и текстах. Работа со словами – паронимами. | Знать и уметь сравнивать артикуляцию и характеристику звуков. Уметь соотносить звуки с символами и буквами. Уметь дифференцировать звуки в изолированной позиции, в логах, словах, словосочетаниях, предложениях, текстах. | Познавательные: используют различные способы поиска информации; владеют навыками чтения слогов, слов и предложений в соответствии с учебной задачей. Регулятивные: принимают и сохраняют цели и задачи учебной деятельности. | |||||||||
2 четверть | ||||||||||||||
6. | Дифференциация звуков [ш] - [ж] | 1 | Уточнение и сравнение артикуляции, характеристики звуков [ш]- [ж]. Соотнесение звуков с буквами, символами и «опорами» для их обозначения на письме. Дифференциация звуков [ш] - [ж] в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях и текстах. | Знать и уметь сравнивать артикуляцию и характеристику звуков. Уметь соотносить звуки с символами и буквами. Уметь дифференцировать звуки в изолированной позиции, в логах, словах, словосочетаниях, предложениях, текстах. | Познавательные: планируют учебные действия. Коммуникативные: обмениваются мнениями, слушают друг друга, вырабатывают каллиграфический почерк Личностные: проявляют интерес к занятию, стремятся к приобретению новых знаний. | |||||||||
7. | Итоговое занятие по теме: «Звонкие и глухие согласные». | 1 | Уточнение и сравнение артикуляции, характеристики звуков звонких и глухих согласных. Соотнесение звуков с буквами, символами и «опорами» для их обозначения на письме. Дифференциация звуков звонких и глухих согласных в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях и текстах. | Уметь четко произносить звуки звонких и глухих согласных. Знать правильную артикуляцию звука. Уметь выделять звук из ряда гласных, слогов, слов; позиция звука в слове; соотносить звук с буквой. | Познавательные: осознают познавательную задачу; решают ее, делают выводы. Коммуникативные: ориентируются на позицию партнера в общении и взаимодействии. Регулятивные: открыто осмысливают и оценивают свою деятельность на занятии. | |||||||||
Дифференциация сонорных согласных | 1 ч. | |||||||||||||
1. | Дифференциация звуков [р] - [л] | 1 | Уточнение и сравнение артикуляции, характеристики звуков [р] - [л]. Соотнесение звуков с буквами, символами и «опорами» для их обозначения на письме. Дифференциация звуков [р] - [л] в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях и текстах. Работа со словами - паронимами. | Знать и уметь сравнивать артикуляцию и характеристику звуков. Уметь соотносить звуки с символами и буквами. Уметь дифференцировать звуки в изолированной позиции, в логах, словах, словосочетаниях, предложениях, текстах. | Регулятивные: производить звуко-слоговой и звуко-буквенный анализы слов. Коммуникативные: соблюдать простейшие нормы речевого этикета: здороваться, прощаться, благодарить; вступать в диалог отвечать на вопросы, задавать вопросы, уточнять непонятное. Регулятивные: уметь выделять звук из ряда звуков, слогов, слов; определять позицию звука в слове; соотносить звук с буквой. Познавательные: владеют логическими действиями анализа, синтеза, сравнения | |||||||||
Дифференциация твёрдых и мягких согласных перед гласными | 7 ч. | |||||||||||||
1. | Дифференциация звуков [и] – [ы] | 1 | Уточнение артикуляции звуков [и] - [ы]. Дифференциация гласных звуков [и] - [ы]. Соотнесение звуков с буквами. | Уметь дифференцировать звуки [и] - [ы] в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях, текстах. Уметь обозначать мягкость согласных на письме и в схемах при помощи гласной е. | Личностные: проявляют готовность к работе на занятии. Познавательные: вырабатывают каллиграфический почерк Регуляторные: принимают учебную задачу, сформулированную вместе с учителем. | |||||||||
2. | Дифференциация звуков [а] - [я] | 1 | Уточнение артикуляции звука, соотнесение количества звуков йотированной гласной в разных позициях с буквой. Выделение звука из слова, определение места звука в слове. Обозначение мягкости согласных на письме и в схемах при помощи гласной я. | Уметь определять количество звуков йотированной гласной в разных позициях с буквой. Уметь соотносить звук с буквой. Уметь обозначать мягкость согласных на письме и в схемах при помощи гласной я. | ||||||||||
3. | Дифференциация звуков [у] – [ю] | 1 | Уточнение и сравнение артикуляции звуков [у] - [ю]. Дифференциация гласных звуков [у] - [ю]. Соотнесение звуков с буквами. | Уметь дифференцировать звуки [у] - [ю] в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях, текстах. Уметь обозначать мягкость согласных на письме и в схемах при помощи гласной ю. | ||||||||||
4. | Дифференциация звуков [o] – [ё] | 1 | Уточнение и сравнение артикуляции гласных [о] - [ё]. Дифференциация гласных звуков [о] - [ё]. Соотнесение звуков с буквами. | Уметь дифференцировать звуков [о] - [ё] в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях, текстах. Уметь обозначать мягкость согласных на письме и в схемах при помощи гласной ё. | ||||||||||
5. | Обозначение мягкости согласных буквой «е» | 1 | Соотнесение звуков и букв в слове. Смыслоразличительная роль звука и буквы е | Уметь на письме обозначать мягкость согласных при помощи гласной «е». | ||||||||||
6. | Обозначение мягкости согласных буквой ь в конце и середине слова | 1 | Соотнесение звуков и букв в слове. Смыслоразличительная роль ь. | Уметь на письме обозначать мягкость согласных при помощи ь. Уметь анализировать слова с ь в середине и конце слова. Уметь соотносить слова с ь со схемой. | Коммуникативные: слушают взрослого и сверстников; излагают и аргументируют свою точку зрения на обсуждаемую проблему. Личностные: проявляют интерес к предмету; стремятся к приобретению новых знаний. | |||||||||
7. | Итоговое занятие «Твёрдые и мягкие согласные» | 1 | Закрепить умение дифференцировать твёрдые и мягкие согласные. |
Дифференцирование свистящих и шипящих согласных | 4 ч. | ||||||||
1. | Дифференциация звуков [с] - [ш] | 1 | Уточнение и сравнение артикуляции, характеристики звуков [с] - [ш]. Соотнесение звуков с буквами, символами и «опорами» для их обозначения на письме. Дифференциация звуков [с] - [ш] в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях и текстах. Работа со словами – паронимами. | Знать и уметь сравнивать артикуляцию и характеристику звуков. Уметь соотносить звуки с символами и буквами. Уметь дифференцировать звуки в изолированной позиции, в логах, словах, словосочетаниях, предложениях, текстах. | Познавательные: используют различные способы поиска информации; владеют навыками чтения слогов, слов и предложений в соответствии с учебной задачей. Регулятивные: принимают и сохраняют цели и задачи учебной деятельности. | ||||
2. | Дифференциация звуков [з] - [ж] | 1 | Уточнение и сравнение артикуляции, характеристики звуков [з] - [ж]. Соотнесение звуков с буквами, символами и «опорами» для их обозначения на письме. Дифференциация звуков [з] - [ж] в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях и текстах. | Знать и уметь сравнивать артикуляцию и характеристику звуков. Уметь соотносить звуки с символами и буквами. Уметь дифференцировать звуки в изолированной позиции, в логах, словах, словосочетаниях, предложениях, текстах. | Познавательные: планируют учебные действия. Коммуникативные: обмениваются мнениями, слушают друг друга, вырабатывают каллиграфический почерк Личностные: проявляют интерес к занятию, стремятся к приобретению новых знаний. | ||||
3. | Дифференциация звуков [с] - [щ] | 1 | Уточнение и сравнение артикуляции, характеристики звуков [с] - [щ]. Соотнесение звуков с буквами, символами и «опорами» для их обозначения на письме. Дифференциация звуков [с] - [щ] в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях и текстах. | Знать и уметь сравнивать артикуляцию и характеристику звуков. Уметь соотносить звуки с символами и буквами. Уметь дифференцировать звуки в изолированной позиции, в логах, словах, словосочетаниях, предложениях, текстах. | Познавательные: планируют учебные действия. Коммуникативные: обмениваются мнениями, слушают друг друга, вырабатывают каллиграфический почерк Личностные: проявляют интерес к занятию, стремятся к приобретению новых знаний. | ||||
4. | Диктант | 1 | |||||||
Слоговая структура слова | 5 ч. | ||||||||
1. | Анализ односложных слов | Закрепление понятие о слоге, как части слова. | Развивать умение анализировать слоговую структуру слова. | ||||||
2. | Анализ двусложных слов | Закрепление понятие о слоге, как части слова. | Учить преобразовывать двусложные слова. | ||||||
3. четверть | |||||||||
3. | Анализ трёхсложных слов | Закрепление понятие о слоге, как части слова. | Учить преобразовывать двусложные слова в трёхсложные. | Познавательные: планируют учебные действия, используют различные способы поиска информации. Коммуникативные: слушают друг друга, строят понятные для партнера по коммуникации речевые высказывания Регулятивные: осознают и принимают учебную задачу; планируют и контролируют учебные действия. | |||||
4. | Деление на слоги слов со стечением согласных | Закрепление понятие о слоге, как части слова. | Упражнять в нахождении слогов со стечением согласных в слове. | ||||||
5. | Определение ударного слога в словах | Выделение ударного слога. | Учить определять ударный слог. | ||||||
Дифференциация согласных по акустическим и артикуляционным признакам | 4 ч. | ||||||||
1. | Дифференциация звуков [с] - [ц] | 1 | Уточнение и сравнение артикуляции, характеристики звуков [с] - [ц]. Соотнесение звуков с буквами, символами и «опорами» для их обозначения на письме. Дифференциация звуков [с] - [ц] в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях и текстах. Работа со словами - паронимами. | Знать и уметь сравнивать артикуляцию и характеристику звуков. Уметь соотносить звуки с символами и буквами. Уметь дифференцировать звуки в изолированной позиции, в логах, словах, словосочетаниях, предложениях, текстах. | Познавательные: планируют учебные действия. Коммуникативные: обмениваются мнениями, слушают друг друга. Личностные: проявляют интерес к занятию, стремятся к приобретению новых знаний. | ||||
2. | Дифференциация звуков [ч] - [ц] | 1 | Уточнение и сравнение артикуляции, характеристики звуков [ч] - [ц]. Соотнесение звуков с буквами, символами и «опорами» для их обозначения на письме. Дифференциация звуков [ч] - [ц] в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях и текстах. Работа со словами - паронимами. | Знать и уметь сравнивать артикуляцию и характеристику звуков. Уметь соотносить звуки с символами и буквами. Уметь дифференцировать звуки в изолированной позиции, в логах, словах, словосочетаниях, предложениях, текстах. | |||||
3. | Дифференциация звуков [ч] - [щ] | 1 | Уточнение и сравнение артикуляции, характеристики звуков [ч] - [щ]. Соотнесение звуков с буквами, символами и «опорами» для их обозначения на письме. Дифференциация звуков [ч] - [щ] в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях и текстах. Работа со словами - паронимами. | Знать и уметь сравнивать артикуляцию и характеристику звуков. Уметь соотносить звуки с символами и буквами. Уметь дифференцировать звуки в изолированной позиции, в логах, словах, словосочетаниях, предложениях, текстах. | |||||
4. | Дифференциация звуков [ш] - [щ] | 1 | Уточнение и сравнение артикуляции, характеристики звуков [ш] - [щ]. Соотнесение звуков с буквами, символами и «опорами» для их обозначения на письме. Дифференциация звуков [ш] - [щ] в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях и текстах. Работа со словами - паронимами. | Знать и уметь сравнивать артикуляцию и характеристику звуков. Уметь соотносить звуки с символами и буквами. Уметь дифференцировать звуки в изолированной позиции, в логах, словах, словосочетаниях, предложениях, текстах. | |||||
Слова, обозначающие предметы | 5 ч. | ||||||||
1. | Различение одушевлённых и неодушевлённых предметов | 1 | Слова, обозначающие живые и неживые предметы. Обозначение изучаемых слов при помощи схемы. | Учить различать предметы по вопросам «Кто это?», «Что это?» | Личностные: проявляют готовность к работе на занятии. Познавательные: вырабатывают каллиграфический почерк. Регулятивные: принимают учебную задачу, сформулированную вместе с учителем. | ||||
2. | Слова, обозначающие один и много предметов | 1 | Учить образовывать множественное число имени существительного. | Познавательные: ориентируются в своей системе знаний; отличают новое от уже известного. Регулятивные: вырабатывают каллиграфический почерк. Личностные: развивать слуховое внимание и логическое мышление. | |||||
3. | Определение предмета по названию его составных частей | 1 | Учить определять предмет по его составным частям. | Познавательные: извлекают необходимую информацию из высказываний одноклассников, сведений учителя. Регулятивные: владеют умениями контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей Личностные: осознают границы своего знания и «незнания». | |||||
4. | Сравнение двух предметов | 1 | Учить сравнивать два похожих предмета и определять признаки сходства и различия. | ||||||
5. | Различение слов, обозначающих обобщённые понятия | 1 | Закрепить умение различать слова по их отношению к родовым категориям. | Познавательные: владеют логическими действиями анализа, синтеза, сравнения. Регулятивные: осознают и принимают учебную задачу, планируют и контролируют свои действия. | |||||
Слова, обозначающие действия предметов | 5 ч. | ||||||||
1. | Различение животных по их действиям | 1 | Обогащение глагольного словаря. | Учить различать предметы по их действиям и группировать действия по признаку их однородности (кто как передвигается, кто как голос подаёт). | |||||
2. | Образование слов, обозначающих действие одного предмета и множества предметов | 1 | Графическое умение изображение слов – действий одного предмета и множества предметов. | Учить образовывать множественное число глаголов. | Познавательные: извлекают необходимую информацию из высказываний одноклассников, сведений учителя. Регулятивные: владеют умениями контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей. Личностные: осознают границы своего знания и «незнания». | ||||
3. | Различение профессии людей по их действиям | 1 | Подбор действия к предметам. | Учить различать профессии людей по действиям, которые они выполняют. | |||||
4. | Определение действий в режиме дня | 1 | Обогащение глагольного словаря. | Учить правильно определять действия, которые дети выполняют в разное время суток. | Познавательные: владеют логическими действиями анализа, синтеза, сравнения. Регулятивные: осознают и принимают учебную задачу, планируют и контролируют свои действия. | ||||
5. | Упражнение в подборе слов, обозначающих предметы, к словам, обозначающим действия | 1 | Уточнение и расширение глагольного словаря. | Учить подбирать слова – действия, к словам предметам. | |||||
Работа с предлогами | 15 ч. | ||||||||
1. | Различение предложение и словосочетаний | 1 | Дать понятие «Предлоги». Формирование представлений о семантическом и синтаксическом значении предлогов в предложениях и словосочетаниях. | Уметь понимать значение предлогов и правильно употреблять их. Умеют правильно записывать предлоги со словами. Повышают мотивацию обучению. | Прогнозируемые: извлекают необходимую информацию из сведений учителя Регулятивные: осознают и принимают учебную задачу, планируют и контролируют свои действия Коммуникативные: устранять нарушения фонематического слуха и восприятия; развивают логическое мышление. Личностные: осознают границы своего знания и «незнания» | ||||
2. | Предложения с предлогом «на» | 1 | Уточнение конкретно – пространственное значение предлога «на». | Уметь понимать значение предлогов и правильно употреблять их. Умеют правильно записывать предлоги со словами. Повышают мотивацию обучению. | |||||
3. | Предложения с предлогом «в» | 1 | Уточнение конкретно – пространственное значение предлога «в». | Уметь понимать значение предлогов и правильно употреблять их. Умеют правильно записывать предлоги со словами. Повышают мотивацию обучению. | |||||
4. | Дифференциация предлогов «на – в» | 1 | Формирование представлений о семантическом и синтаксическом значении предлогов «на», «в», закрепление предложного управления. | Уметь понимать значение предлогов и правильно употреблять их. Умеют правильно записывать предлоги со словами. Повышают мотивацию обучению. | |||||
4 четверть | |||||||||
5. | Предложения с предлогом «с» | 1 | Уточнение конкретно – пространственное значение предлога «с». | Уметь понимать значение предлогов и правильно употреблять их. Умеют правильно записывать предлоги со словами. Повышают мотивацию обучению. | Прогнозируемые: извлекают необходимую информацию из сведений учителя Регулятивные: осознают и принимают учебную задачу, планируют и контролируют свои действия Коммуникативные: устранять нарушения фонематического слуха и восприятия; развивают логическое мышление. Личностные: осознают границы своего знания и «незнания» | ||||
6. | Предложения с предлогом «из» | 1 | Уточнение конкретно – пространственное значение предлога «из». | Уметь понимать значение предлогов и правильно употреблять их. Умеют правильно записывать предлоги со словами. Повышают мотивацию обучению. | |||||
7. | Дифференциация предлогов «с – из» | 1 | Формирование представлений о семантическом и синтаксическом значении предлогов «с», «из», закрепление предложного управления. | Уметь понимать значение предлогов и правильно употреблять их. Умеют правильно записывать предлоги со словами. Повышают мотивацию обучению. |
8. | Предложения с предлогом «от» | 1 | Уточнение конкретно – пространственное значение предлога «от». | Уметь понимать значение предлогов и правильно употреблять их. Умеют правильно записывать предлоги со словами. Повышают мотивацию обучению. | Регулятивные: решать орфографические задачи с опорой на алгоритм (памятку по решению орфографической задачи) в ходе записи по слуху; развивать навык правильного написания слов с данными звуками. | ||
9. | Предложения с предлогом «к» | 1 | Уточнение конкретно – пространственное значение предлога «к». | Уметь понимать значение предлогов и правильно употреблять их. Умеют правильно записывать предлоги со словами. Повышают мотивацию обучению. | Регулятивные: производить звуко-слоговой и звуко-буквенный анализы слов. Коммуникативные: соблюдать простейшие нормы речевого этикета: здороваться, прощаться, благодарить; вступать в диалог отвечать на вопросы, задавать вопросы, уточнять непонятное. | ||
10. | Дифференциация предлогов «от – к» | 1 | Формирование представлений о семантическом и синтаксическом значении предлогов «от», «к», закрепление предложного управления. | Уметь понимать значение предлогов и правильно употреблять их. Умеют правильно записывать предлоги со словами. Повышают мотивацию обучению. | Регулятивные: уметь выделять звук из ряда звуков, слогов, слов; определять позицию звука в слове; соотносить звук с буквой. | ||
11. | Предложения с предлогом «над» | 1 | Уточнение конкретно – пространственное значение предлога «над». | Уметь понимать значение предлогов и правильно употреблять их. Умеют правильно записывать предлоги со словами. Повышают мотивацию обучению. | Познавательные: владеют логическими действиями анализа, синтеза, сравнения | ||
12. | Предложения с предлогом «под» | 1 | Уточнение конкретно – пространственное значение предлога «под». | Уметь понимать значение предлогов и правильно употреблять их. Умеют правильно записывать предлоги со словами. Повышают мотивацию обучению. | Регулятивные: производить звуко-слоговой и звуко-буквенный анализы слов. Коммуникативные: соблюдать простейшие нормы речевого этикета: здороваться, прощаться, благодарить; вступать в диалог отвечать на вопросы, задавать вопросы, уточнять непонятное. | ||
13. | Дифференциация предлогов «над – под» | 1 | Формирование представлений о семантическом и синтаксическом значении предлогов «над», «под», закрепление предложного управления. | Уметь понимать значение предлогов и правильно употреблять их. Умеют правильно записывать предлоги со словами. Повышают мотивацию обучению. | |||
14. | Предложения с предлогом «за» | 1 | Уточнение конкретно – пространственное значение предлога «за». | Уметь понимать значение предлогов и правильно употреблять их. Умеют правильно записывать предлоги со словами. Повышают мотивацию обучению. | |||
15. | Предложения с предлогом «из-за» | 1 | Уточнение конкретно – пространственное значение предлога «из-за». | Уметь понимать значение предлогов и правильно употреблять их. Умеют правильно записывать предлоги со словами. Повышают мотивацию обучению. | |||
Обследование | 5 ч. | ||||||
1. | Фронтальное обследование | 1 | |||||
2. | Фронтальное обследование | 1 | |||||
3. | Фронтальное обследование | 1 | |||||
4. | Фронтальное обследование | 1 | |||||
5. | Фронтальное обследование | 1 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по формированию речевого слуха и произносительной стороны устной речи для 10 класса
Основой программы служит программа «Развитие слухового восприятия у неслышащих детей 7-11 классов» Нижневартовск , 2012. Авторы программы: Пузаткина Н.В, Ожгибесова Е.И., Старикова Н.В., Шитик О.Н., Ш...
Презентация для проведения индивидуального занятия по формированию речевого слуха и произносительной стороны устной речи во 2 классе по теме: «Осень»
Данный материал может быть использован во время проведения индивидуального заятия по формированию речевого слуха и произносительной стороны устной речи во 2 классе для слабослышащих и позднооглохших д...
Рабочая программа «Формирование речевого слуха и произносительной стороны устной речи» 1 класс 2016 - 2017 учебный год
Индивидуальные занятия по формированию речевого слуха и произносительной стороны речи являются одной из важных организационных форм обучения детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушения...
Рабочая программа «Формирование речевого слуха и произносительной стороны устной речи» 1, 2, 3 классы 2018 - 2019 учебный год
Рабочая программа по учебному предмету «Формирование речевого слуха и произносительной стороны устной речи» разработана на основе:Федерального государственного образовательного стандарта о...
Рабочая программа по формированию речевого слуха и произносительной стороны устной речи 4 класс
Программа...
Индивидуальное занятие по формированию речевого слуха и произносительной стороны устной речи во втором классе
Индивидуальное занятие по формированию речевого слуха и произносительной стороны устной речи во втором классе...
Формирование универсальных учебных действий у слабослышащих учащихся начальной школы на уроке Формирование речевого слуха и произносительной стороны устной речи.
Методическая разработка поможет учителю целенаправленно спланировать работу по формированию УУД на уроке ФРС и ПСУР.Формирование КУУД основывается на формировании умения задавать вопрос, вести диалог ...