Использование ИКТ в логопедической работе с детьми через мультимедийные презентации
проект на тему

Оськина Софья Александровна

 Данный  педагогический опыт работы разрабатывался в течении  трех лет и апробировался на базе двух образовательных организаций.

г. Тула - дети дошкольного возраста (учитель-логопед Цинская Ю.Е.)

г. Подольск - дети начального школьного звена (учитель - логопед Оськина С.А.)

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proekt_elektronik.doc116 КБ

Предварительный просмотр:

ПРОЕКТ

 Авторские обучающие презентации «Познаем мир с Электроником» и  «Рассказываем  с Электроником».

Цель:   обеспечить

- раннюю позитивную социализацию детей;

- умение быстро ориентироваться в информационных потоках окружающего мира.

Задачи:

  1. Активное использование проектно-исследовательского метода в логопедической работе;
  2. Использование информационно-коммуникационных технологий на основе компетентсного подхода;
  3. Методическое  и технологическое обеспечение предложенных тем;
  4. Овладение фундаментальными умениями анализа, понимания структуры  действий и принятие решений;
  5. Расширение условий для обучения и развития лиц с ограниченными возможностями в здоровье.

Условия реализации:

                Данный педагогический опыт разрабатывался  в течение  последних 3-х лет и апробировался на базе двух образовательных организаций  города Тулы и города Подольска , учителями-логопедами:

- Оськиной Софьей Александровной (ЧОУ «ПЛ» «Парус» логопункт. Обучающиеся  с нарушением письменной и устной речи, обусловленные ОНР и ФФНР)

- Цинской Юлией Евгеньевной (МБДОУ № 168 – детский сад комбинированного вида с детьми с ОНР 1-4 уровня).

      Постоянный рост числа детей с отклонениями в развитии вызывает обоснованную тревогу у специалистов, и самую многочисленную группу – до 60 % детей дошкольного и школьного возраста – сегодня составляют дети с отклонением в речевом развитии. Таких детей отличает низкий уровень познавательных функций, отсутствие интереса и желания к занятиям.

     Возникла проблема необходимости  в разработке наиболее эффективных технологий работы с данной категорией детей.

         Технология – это способ подачи материала.

        На сегодняшний день мы говорим об инновационных технологиях:

- с позиции обновления содержания,

- с позиции модернизации условий (среда, пособия) и самое важное

- с позиции современных методов и приёмов, когда в помощь нам подключаются компьютерные системы.

Актуальность и новизна:

  « Современный мир – это мир высокого уровня информатизации

 (интернет, дистанционное обучение, сенсорные доски в школах)» В.В.Путин

Актуальность применения ИКТ обусловлена современным обновлением научно-методической базы обучения и воспитания детей дошкольного возраста, что особо актуально с позиции решения 3Т:

- к условиям;

- к содержанию;

- к результату.    

        В последние время разрабатывается, и широко используются различные  обучающие программы. Однако большое количество развивающих компьютерных программ имеют достаточно красочную анимацию при слабой познавательной ценности.

     Поэтому, при использовании компьютерных технологий необходимо разумно сочетать традиционные и современные подходы, методы обучения, увеличивая тем самым интерес к изучаемому материалу, повышая мотивацию ребёнка, интерес к  получению и закреплению новых знаний.

     Одним из актуальных направлений внедрения информационных технологий в образовательный процесс учебного заведения являются мультимедийные презентационные технологии или презентаций. Использование презентаций позволяют  широкому кругу педагогов (логопеду, психологу, воспитателю) наиболее эффективно (результативно)  выстраивать коррекционную помощь с детьми с проблемами в здоровье.  

     К информационным коммуникационным технологиям (ИКТ) относятся  также обучающие компьютерные презентации «Познаем мир с Электроником» и «Рассказываем с Электроником».

Данные компьютерные презентации значительно повысили эффективность  коррекционно-развивающей деятельности учителя-логопеда, показал устойчивый интерес детей к просмотру и их  познавательную активность. (см. рис.1)                                                                             рис 1.

Мониторинг усвоения детьми речевых навыков в 2016 - 2019уч.гг.

   

Научно-методическое и психолого-педагогическое обоснование:

     Научно-методической основой  данного проекта является программа «Подготовки  к школе детей с общим недоразвитием речи ( 1-2 года обучения)» под редакцией Т.Б. Филичевой, Г.В. Чиркиной, утвержденной   МО РФ,   и современные Федеральные государственные требования к основной общеобразовательной программе дошкольного образования.

      В процессе разработке методологической основы  данного проекта  использовались идеи  отечественных и зарубежных учёных исследователей  в работах, которых основной акцент делается на   познавательные возможности детей, на основе их  возрастной адекватности.

  Это работы:   Т.А. Власовой, Т.В. Егорова, М.С.Певзнер, К.С. Лебединской, В.И. Лубовского и др., обогативших  коррекционную  деятельность  по  проблеме формирования  языковой культуры  у детей с  различными нарушениями.

Нормативно-правовая база проекта:

  • «Закон об образовании» ст .65,66,67,89
  • «Порядок разработки и использования образовательных технологий» Приказ Минобрнауки № 63 от 1 марта 2005 года.
  • «Об утверждении и введении в действие федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования»  Приказ Минобрнауки  от 23 ноября 2009 г. N 655
  • СанПиН 2.4.1.2660-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях» от 22 июля 2010 г. N 91 г. , ст 6.8 -  6.12, 7.1 – 7.11, 10.1 – 10.18, 12.1 – 12.11, 12.21
  • СанПиН 2.2.2/2.4.2732-10 «Изменения № 3 к СанПиН 2.2.2/2.4.1340-03 «Гигиенические требования к персональным электронно-вычислительным машинам и организации работы».
  • Концепция образовательной политики до 2020 года  «Наша новая школа»
  • Инструкция по охране жизни и здоровья детей
  • Инструкция по охране труда при работе с компьютером

Принципы реализации проекта:

       Использование ИКТ в непосредственно-образовательной деятельности, в том числе и коррекционной работе,  основывается на следующих принципах:

•        научности содержания, т.е. предъявление детям научно-достоверных сведений;

•        доступности, т.е. представляемый учебный материал, формы и методы организации учебной деятельности должны соответствовать уровню подготовки воспитанников и их возрастным особенностям; 

• индивидуализации (адаптивность к индивидуальным особенностям) при использовании дифференциации учебного материала по сложности, объёму и содержанию.

• систематичности и последовательности обучения, т.е. необходимость изложения в электронной презентации системы понятий, фактов и способов в их логической связи. 

• наглядности, осуществляется при подачи яркого, красочного материала.

прочности результатов усвоения обучения (обеспечивается через  осознанное усвоение  содержания, внутренней логики и структуры учебного материала, представляемого с помощью электронного пособия).

Преимущества ИКТ ( мультимедийных программ) :

Занятия с применением ИКТ становятся все более востребованной и эффективной формой проведения логопедических занятий. К преимуществу мультимедийных программ относится:

  • Информационная емкость  - Возможность в одной мультимедийной презентации разместить достаточно большой объем графической, текстовой и звуковой информации.
  • Компактность  - В качестве носителей для презентации могут быть использованы различные типы дисков, USB-карты или электронные визитные карточки,
  • Наглядность и эмоциональная привлекательность
  • Презентации дают возможность подать в привлекательном виде тщательно подготовленную информацию. Наглядность - это ключевой apгумент использования мультимедийных презентаций. С помощью презентаций можно предельно реалистично продемонстрировать отличительные особенности, специфические свойства изучаемых предметов и  явлений.  
  • Мобильность   (реальность использования )  Все, что нужно для демонстрации - это носитель и компьютер
  • Важнейшей особенностью мультимедийных технологий является их интерактивность, т. е. способность определенным образом изменяться и реагировать на действия пользователя.
  • Многофункциональность
  • Следует учитывать возможность многократного использования одной мультимедийной презентации, ее дополнения новыми текстовыми и графическими материалами,  её модификации, то есть она может использоваться несколько раз, при разной постановке задач ( для проведения занятий с детьми, открытых мероприятий, при обмене опытом с коллегами, воспитателями, организации консультаций с родителями.) и тд.

Требования к ИКТ:

При использовании ИКТ необходимо соблюдать следующие требования:

1.Педагогические требования  предусматривают:

-  дидактическое обоснование выбора тематики;

-  целесообразность и рациональность её применения.

2. Психологические  требования  обуславливают необходимость учёта:

- возрастных и индивидуальных особенностей детей,

-особенностей протекания психических процессов,

-степень речевого недоразвития;

-закономерности восстановление интеллектуальной и эмоциональной работоспособности.

3. Технические требования;

 Технические требования к электронным презентациям предполагают необходимость учитывать своеобразие и особенности коррекционно-логопедических занятий каждой формы организации работы (индивидуальной, подгрупповой или фронтальной), направленных на коррекцию звукопроизношения, формирования элементарных навыков чтения и письма,  развитию лексико-грамматических средств языка, развитию связной речи.

4.Эстетические требования к мультимедийным  программам  устанавливают соответствие эстетического оформлению функциональному назначению презентации, соответствие цветового колорита, упорядоченность, выразительность графических и изобразительных элементов презентации.

Содержание обучающих презентаций «Познаем мир с Электроником».

Данные ИКТ выполнены в виде презентацией , через программу Microsoft Power Point, которые направлены на речевое - познавательное развитие детей 5,5 – 10 лет.

Длительность каждой презентации 5 – 10 минут.

ИКТ «Познаем мир с Электроникам» по лексическим темам включает следующие блоки:

  № блок

Название

Содержание

Структура

1

Времена года.

Осень,

Зима,

Весна,

Лето

1.Последовательность событий

2.Характеристика особенности каждого времени года

3.Изменения в жизни:  растений,  животных, мире человека

 4. Календарные праздники

2

Мир растений.

Грибы, Деревья, Комнатные растения, Овощи, Хлеб, Фрукты, Цветы, Ягоды.

1. Закрепление понятий по теме

2. Схема строения из геометрических фигур

3. Видовое отличие

4. Отработка грамматической категории один – много

5. Значение в жизни человека

6. Календарь народных примет

3

Мир животных

Дикие животные, Дикие животные жарких стран, Домашние животные, Домашние птицы, Животные Севера, Зимующие птицы, Насекомые, Перелетные птицы, Рыбы и морские млекопитающие

1. Закрепление понятий по теме

2. Схема строения из геометрических фигур

3. Характеристика ( внешний вид, голосовые отличия

 место обитания, питание)

4. Роль человека в мире животных

5. Календарь народных примет

4

Мир человека.

Бытовые электроприборы, Детский сад, Дом, Игрушки, Инструменты, Космос, Мебель,  Мой город, Музыкальные инструменты,  Наша Родина, Обувь. Головные уборы, Одежда, Посуда, Почта, Продукты питания, Профессии, Ткани, Транспорт, Спорт, Человек, Школа.

1.        Закрепление понятий по теме

2.        История возникновения

3.        Схема строения из геометрических фигур

4.        Характеристика

5.        Производство/ профессии

6.        Правила безопасности

Каждый блок соответствует своей структуре построения содержательной части.

Содержание каждого блока удачно интегрируются с разными видами детской деятельности. Обучающие презентации из серии «Познаем мир с Электроником» могут быть использованы в образовательной деятельности учителя-логопеда, педагога-психолога, учителя – дефектолога, воспитателя, учителя начальных классов и самостоятельный просмотр в свободное время. Данный методический комплект может быть применен в образовательных областях «Познание», «Коммуникация», «Социализация», «Безопасность».

Содержание обучающих презентаций «Рассказываем  с Электроником».

«Рассказываем с Электроником» включает следующие блоки:

Блок 1 «Времена года»:    Осень, Зима, Весна, Лето.

Блок 2 «Мир растений»:    Грибы, Деревья, Комнатные растения, Овощи, Фрукты, Цветы, Ягоды.

Блок 3 «Мир животных»: Дикие животные, Дикие животные жарких стран, Домашние животные, Домашние птицы, Животные Севера, Зимующие птицы, Насекомые, Перелетные птицы, Рыбы.

Блок 4 «Мир человека»: Бытовые электроприборы, Игрушки, Инструменты,  Мебель, Музыкальные инструменты, Одежда, Обувь, Посуда, Профессии, Транспорт.             

Каждый блок соответствует трехступенчатой структуре построения содержательной части:                  

  1. Ступень – «Научу»;
  2. Ступень – «Помогу»;
  3. Ступень – «Расскажите сами».

        В блоковый материал приводятся образцы мнемотаблиц, самостоятельная работа с которыми,  помогает детям составлять пересказы и «сочинять» собственные рассказы, то есть ребёнок под руководством взрослого отвечает на вопросы, рассказывает, пересказывает, работает с мнемотаблицей, которые прикладываются комплектом к презентациям.        

      В работе использовались следующие методики:    С.А. Васильева,  

В.Бойкова, Н.В.Нищева,  Н.Г. Комратова, А.М.Бородич и многие другие.


Реализация авторских обучающих презентаций  позволит решить :

В образовательной области «Познание» - расширение кругозора, формирование целостной картины мира:

1. О Свойствах и характеристиках различных объектов живой и неживой природы, их изменения в зависимости от внешних условий.

2.  О Связях  и отношениях   человека  с природой.

3. О Потребностях живых объектов и допустимых способах обращения с ними.

4. Об обязанностях  человека по сохранению природы.

Вывод:    Считаем, что проект «Познаю мир с электроникам» является вкладом в раннее детское развитие  с точки зрения его социальных и образовательных эффектов.

Пути и перспективы развития проекта:

Ближайшая перспектива:

  1. Составление авторской  программы «Познаем мир и рассказываем с Электроником» по обогащению лексико-грамматического строя речи и   формированию устной формы речи,  в соответствии с федеральными государственными требованиями к основной общеобразовательной программы в образовательных организациях.
  2. Разработка схем, рабочих тетрадей для организации непосредственно образовательной деятельности по обогащению лексико-грамматического строя речи.

Дальнейшая перспектива:

  1. Разработка мультимедийных презентаций по подготовке детей к обучению грамоте, грамота («Электроник в стране звуков и букв»)
  2. Разработка  рабочих тетрадей для организации непосредственно образовательной деятельности по подготовке детей к обучению грамоте.
  3. Подбор дидактических игр расширяющих кругозор детей, формирующих целостную картину мира на конкретную предложенную тему («Играем с Электроником»)
  4. Формирование представлений о взаимосвязи, взаимодействии и взаимозависимости окружающего мира, посредствам построения логических рядов («Электроник в мире логики»)

         ИКТ «Познаем мир с Электроником» разработаны -  в соответствии с федеральными государственными требованиями и «Гигиеническими требованиями к ПЭВМ и организации работы, по нормам СанПиН 2.2.2/2.4.2732-10 «Изменения № 3 к СанПиН 2.2.2/2.4.1340-03»        от 18.10.2010, № 18748 и СанПин 2.4.1.2660-10, (в ред. от 27 августа 2010 г. № 18267


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование игровых приемов в логопедической работе с детьми.

Работая в логопедической группе, мы проводили исследование: возможна ли передача новых знаний детям старшего дошкольного возраста через игру, и каково усвоение детьми этих новых для них знаний. Хотело...

презентация Использование ИКТ в логопедической работе с детьми с задержкой психического развития

презентация Использование ИКТ в логопедической работе  с детьми с задержкой психического развития...

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОРГАНИЗАЦИИ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО И МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Статья рассматривает вопросы здоровьесберегающих технологий в практике учителя-логопеда...

Использование самомассажа в логопедической работе с детьми ЗПР.

Данная статья адресована учителям-логопедам, учителям-дефектологам, воспитателям, работающим с детьми с задержанным развитием. В ней рассказывается о самомассаже, который оказывает благоприятное возде...

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРИЕМОВ МНЕМОТЕХНИКИ В ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЕ С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Описание приемов работы с мнемотаблицами на занятиях по развитию связной речи с целью совершенствования монологической речи у дошкольников. Раскрываются основные понятия мнемотехники....

"Использование в логопедической работе с детьми игровых технологий"

Актуальной задачей дошкольного образования является подготовка детей к обучению в школе, всестороннее психическое и интеллектуальное развитие. Для дошкольников, имеющих нарушения  речи, в условия...