ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОРГАНИЗАЦИИ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО И МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
статья по теме
Статья рассматривает вопросы здоровьесберегающих технологий в практике учителя-логопеда
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ispolz._zdorovesbereg._tekhnol._v_logoped._rabote.docx | 35.83 КБ |
Предварительный просмотр:
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОРГАНИЗАЦИИ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО И МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Здоровье — не всё, но всё без здоровья — ничто.
Сократ
Термин «здоровьесбережение» стал в современной педагогической литературе общепринятым. Он включает систему мер, направленных на профилактику так называемых «школьных болезней» и улучшение здоровья участников образовательного процесса – учащихся и учителей – с использованием здоровьеразвивающих технологий.
Как же сегодня решается проблема здоровьесбережения? В большинстве случаев обращается внимание на физическое состояние здоровья (осанку, зрение, работу внутренних органов и т.д.) без учета психического состояния. А ведь между физическим и психическим здоровьем существует прямая взаимосвязь. Известно, что раннее повреждение центральной нервной системы, т.е. нарушенное психическое здоровье ребенка, является причиной различных отклонений в функционировании ряда систем организма, и, наоборот, соматические заболевания маскируют психические расстройства, хронические недуги сопровождаются вторичными нарушениями психического здоровья.
Речевая деятельность человека теснейшим образом связана со всеми сторонами человеческого сознания. Речь – фактор психического развития человека, формирования его как личности. Развитие речи зависит от многих моментов. Если у ребенка имеются речевые трудности, то задача логопеда совместно с родителями, педагогами дошкольного образования, учителями школы убедить ребенка в том, что речь можно не только исправить, но и совершенствовать до высокого уровня. Важно заинтересовать ребенка так, чтобы ему самому захотелось участвовать в процессе коррекции речи. А для этого логопедические занятия должны быть увлекательными, интересными и занимательными.
С целью повышения уровня коррекционно-образовательного процесса, эффективности воздействия на речевые возможности ребёнка, а также сохранения здоровья дошкольников и учащихся школ необходимо постоянно изменять условия организации детей, использовать различные методы, формы и приёмы работы, обеспечивающие условия его здорового индивидуального развития.
Одним из основных направлений в работе учителя-логопеда в ГБОУ ЦПМСС «Радинец» является организация работы по предупреждению, устранению и коррекции речевых нарушений дошкольников и учащихся общеобразовательной школы, а также комплексное решение задач сохранения и укрепления здоровья каждого ребенка.
Давайте подробнее рассмотрим основные направления работы учителя – логопеда по использованию здоровьесберегающих технологий в организации коррекционно - образовательного и воспитательного процесса в ГБОУ ЦПМСС. Работа строится с учётом следующих направлений:
Диагностическое направление
- Анализ состояния психоло - физиологического здоровья дошкольников и первоклассников (изучение семьи, ее традиций, образа и стиля жизни, особенности протекания беременности матери, рождения ребёнка, динамики его развития).
- Проведение мониторинга психоло - физиологического здоровья (своевременное выявление неблагоприятных вариантов развития, отслеживание динамики речевых процессов ребёнка).
Коррекционно - образовательное направление
- Организация коррекционно-образовательного процесса в соответствии с требованиями программ, планирования учителя-логопеда при работе с каждым ребёнком.
- Использование здоровьесберегающих форм и приёмов в этой работе является основополагающей. Осуществление идет через беседы с родителями детей, индивидуальные занятия.
Физиологическое направление
- Организация коррекционно-образовательного и воспитательного процесса в соответствии с санитарно - гигиеническими требованиями.
Педагогическое направление
- Физиологическая грамотность при построении логопедических индивидуальных занятий.
- Валеологическая грамотность учащихся.
Психологическое направление
- Создание комфортных условий обучения, ситуации успеха.
- Проведение элементов психогимнастики, психологических этюдов.
- Профилактика и коррекция эмоциональной сферы ребёнка.
- Развитие психических процессов (речеслуховой памяти, воображения, зрительного и слухового восприятия и т.д.)
Физкультурно – оздоровительная работа
- Проведение занятий, затрагивающие вопросы развития или коррекции двигательных навыков ребёнка как артикуляторной, так и общей и мелкой моторики.
Постараемся подробно изложить нашу работу по каждому из этих направлений.
Диагностическое направление
Физиологические характеристики
- Эндогенные факторы
Пренатальный период:
- генетические особенности, нервно-психические и хронические заболевания у родителей до рождения ребенка, характер беременности матери
Натальный период
- протекание родов, характер родов
Ранний постнатальный период развития ребенка
- характер грудного вскармливания, когда принесли кормить
- психомоторное развитие (держать голову, сидеть, ползать, ходить)
Перенесенные заболевания (ушибы, травмы головы, судороги при высокой температуре, наличие или отсутствие оперативного вмешательства)
до года, после 3 лет
- Психологические особенности ребёнка
Внимание, память, мышление, речь (время появления, характер гуления, первых слов, речевая среда)
- Органы чувств
Слух, зрение, обоняние, сформированность тактильных навыков
- Состояние моторной сферы
- Общая моторика (естественные движения, прыжки, манипуляции с мячом)
- Мелкая моторика
(кинестетическая основа движений пальцев (пальцевые пробы), кинетическая основа движений пальцев)
- Артикуляционная моторика (движения нижней челюсти, движения губ, движения языка, движения мягкого нёба)
- Работа мышц лицевой мускулатуры
- Анатомическое строение периферического отдела артикуляционного аппарата
- Состояние дыхательной функции
- тип физиологического дыхания, частота, объём, плавность выдоха и т.д.
- Состояние голосовой функции
- объем, продолжительность, плавность речевого выдоха, направление голосовыдыхательной струи при речи
- Состояние просодических компонентов речи
- темп, ритм, паузация, интонация
- Латеральный профиль
- Обследование ведущих уха, глаза, руки
- Ведущий канал восприятия
- Визуальный, аудиальный, кинестетический
Организационное
- Проведение анкетирования родителей для изучения особенностей развития ребёнка.
- Обследование устной речи дошкольников, младших школьников, сформированности навыков письма и чтения младших школьников.
- Проведение логопедических занятий с детьми, имеющими речевые нарушения.
Методическое
- Оказание консультативно-методической помощи родителям.
- Осуществление работы с учётом следующих направлений:
- проведение занятий через использование различных логопедических игр;
- проведение физкультминуток «Речь с движением»;
- проведение пальчиковой гимнастики для формирования каллиграфического навыка учащихся;
- коррекция просодических элементов языка - проговаривание скороговорок для глубокого развития речевого дыхания, темпоритмические упражнения и др.;
- использование в работе элементов кинезиологической программы ;
- коррекция нарушений просодической (мелодико – интонационной и темпо – ритмической) организации речи;
- отработка выразительности, эмоциональности речи при исполнении каждым ребёнком своей роли в праздниках;
- проведение работы над интонационной и мимической выразительностью;
- составление индивидуальных программ коррекционно - развивающей работы;
- проведение работы по подбору, использованию и систематизации материалов по здоровьесберегающей педагогике;
- контроль выполнения артикуляционной гимнастики детьми;
- формирование зрительно – моторной координации. Развитие тонкой моторики кисти и пальцев рук.
- Развитие пространственно- временных представлений.
- Использование игровых ситуаций на мышечное расслабление.
- Стимулирование сенсорного развития детей.
- Развитие тактильные ощущения посредством дермалексии (узнавание буквы, написанной на спине, на руке, в воздухе рукой ребёнка, узнать буквы на ощупь) и т.д.
- Изучение методической литературы по основам здоровьесбережения.
- Анализ научной и практической литературы с целью разработки коррекционно-развивающих рабочих программ.
- Заполнение карт индивидуального развития дошкольников и учащихся школы.
- Составление перспективного индивидуального плана коррекционно-развивающей работы с ребёнком, зачисленным на занятия.
- Оформление информационных стендов для родителей.
- Систематизация дидактических пособий и наглядного материала в рамках здоровьесберегающих технологий.
Психологическое
- Проведение психогимнастики и психологических этюдов, направленных на обеспечение психо - речевого комфорта школьников, направленных на: устранение страхов, снятие напряжения мышц лица, снятие общего локального утомления.
- Профилактика и коррекция эмоциональной сферы, психического здоровья учащихся. Оптимизация и коррекция межполушарного взаимодействия.
Физиологическое
- Проведение гимнастики, упражнений, корректирующие осанку.
- Профилактика заболеваний (расширение поля зрения, гимнастики для глаз, профилактики повреждений и травм).
- Проведение речевой гимнастики с движением, дыхательной гимнастики.
- Проговаривание скороговорок для глубокого развития дыхания.
- Проведение пальчиковой гимнастики, упражнения для снятия общего или локального утомления; упражнения для кистей рук; гимнастики для глаз; гимнастики для улучшения слуха, дыхательной гимнастики, использование приёмов самомассажа.
Работа с родителями
- Анкетирование родителей по вопросам физиологического развития ребёнка, особенностей его развития.
- Выступления по вопросам здоровьесбережения на Дне открытых дверей;
Индивидуальное консультирование родителей. - Проведение индивидуальных и групповых тематических консультаций для родителей детей по темам: «Речевое развитие ребёнка в норме», «Правильное произношение звуков у детей», «Как помочь ребёнку красиво и безошибочно писать» и др.
Таким образом, максимального результата в обучении, развитии каждого ребёнка, в устранении различных трудностей его психофизиологического развития можно добиться в случае активного использования выше перечисленных форм работы. Создание здоровьесберегающей и здоровьеформирующей педагогической среды – одно из актуальных направлений в работе всего педагогического сообщества.
Список литературы
- Давиденко Д.Н., Половников П.В., Глушков Ю.Ю. Здоровый образ жизни. - СПб.: 1996.-32 с.
- Куинджи Н.Н. Валеология: Пути формирования здоровья школьников: Методическое пособие. - М.: Аспект Пресс, 2000. - 139 с.
- Сиротюк А.Л. «Обучение детей с учетом психофизиологии»: Практическое руководство для учителей и родителей. М.: ТЦ Сфера, 2001. –– 128 с.
- [Электронный ресурс]. Короткова Татьяна, Статья № 2. Что такое здоровьесберегающие технологии. Дата добавления: 2010-03-28- Режим доступа: http://www.v-vospitanie.ru/view_health.php?id=26
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование здоровьесберегающих методов и приемов в работе с детьми дошкольного возраста
Современная социально-экономическая ситуация ставит перед отечественными учеными и обществом немало сложных проблем. Медицинские, психолого-педагогические и социологические исследования подтверж...
Некоторые приемы работы с детьми дошкольного и младшего школьного возраста на уроках английского языка.
Изучение иностранного языка – это открытие нового языкового мира для ребёнка. Эффективность обучения зависит от многих факторов, в том числе и от остроты восприятия ребёнком этого нового мира, его физ...
Педагогическая технология музыкально-игровых методик в работе с детьми дошкольного и младшего школьного возраста».
Статья о применении педагогических технологий музыкально-игровых методик в работе с дошкольниками и младшими школьниками...
Мастер-класс «Коррекционно-развивающая работа с детьми дошкольного и младшего школьного возраста с гиперактивностью и СДВГ методикой «Цветные капельки»
Занятия по данной методике предназначены для младших школьников, которые часто отвлекаются на уроках, не слушают учителей, не доводят начатое дело до конца, невнимательны....
«Использование здоровьесберегающих технологий в коррекционно-логопедической работе с детьми дошкольного возраста»
Данная статья раскрывает актуальность проблемы использования здоровьесберегающих технологий в коррекционной работе с детьми дошкольного возраста в условиях ДОУ и семьи, основные направления, зад...
Методическая разработка «Использование здоровьесберегающих технологий в коррекционно-логопедической работе с детьми дошкольного возраста»
Данное пособие раскрывает актуальность проблемы использования здоровьесберегающих технологий в коррекционной работе с детьми дошкольного возраста в условиях ДОУ и семьи, основные направления, задачи,...
Работа с детьми дошкольного и младшего школьного возраста в хореографическом коллективе
Чтобы правильно наметить содержание танца с детьми данного возраста, чтобы найти соответствующие запросам и возможностям методические приёмы, педагогу необходимо уделять пристальное внимание возрастны...