Инклюзивное образование в системе дополнительного образования с детьми с ограниченными возможностями здоровья
методическая разработка на тему


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное образовательное учреждение

дополнительного образования

«Алтайский районный детско-юношеский центр»

Реферат

ТЕМА: Инклюзивное образование в системе дополнительного образования с детьми с ограниченными возможностями здоровья

Выполнил педагог

дополнительного образования

Подвысоцкая Е.В.

Проверил зам. директора по УВР

Женина Л.Л.

Алтайское

 2017 г.

Содержание

            Введение…………………………………………………………………..3

  1. Развитие возможностей образования детей с особыми возможностями здоровья……………………………………………………………………3
  2. Развитие инклюзивного потенциала современного дополнительного образования детей в России………………………………………………5
  3. Медицинская и социальная модель инвалидности……………………...7
  4. Инклюзивный потенциал современного дополнительного образования   детей   …………………………………………………………………….. 8
  5. Преимущества дополнительного образования в развитии инклюзии11
  6. Требования к программированию дополнительного образования детей с ОВЗ………………………………………………………………………14
  7. Заключение………………………………………………………………. 18

     Список литературы……………………………………………………….21

Введение

«Спасение одного ребенка не изменит Мир...

Но Мир, несомненно,

 Изменится для этого одного ребенка»

Данная проблема, несомненно, является актуальной и требующей к себе должного внимания, поскольку количество детей с врожденными и приобретенными пороками развития с каждым годом неумолимо растет.В России, в результате воздействия объективных неблагоприятных факторов, более 85 % детей  (а по некоторым оценкам, до 93 %) уже в момент рождения попадают в «зону риска», т. е. имеют предрасположенность к возникновению различного рода нарушений в процессе дальнейшего развития.

Понятие «дети с ограниченными возможностями» охватывает категорию лиц, жизнедеятельность которых характеризуется какими–либо ограничениями или отсутствием способности осуществлять деятельность способом или в рамках, считающихся нормальными для человека данного возраста.Многочисленные трудности могут иметь как биологическую, психическую, социальную природу, так и комплексный характер, проявляться в разной степени выраженности.

Их преодолению способствуют процессы реабилитации и социального воспитания, которые заняли подобающее место в системе коррекционной педагогики лишь в конце XIX века. 

Развитие возможностей образования детей с особыми возможностями здоровья

Для теории инклюзивности современного дополнительного образования детей одним из оснований является теория свободной школы и свободного воспитания К.Н. Вентцеля, одного из исследователей внешкольного образования. Созданная К.Н. Вентцелем «Декларация прав ребенка» является прообразом современной парадигмы дополнительного образования детей: каждый ребенок имеет право на существование, на гарантированную совокупность жизненных условий, на бесплатное воспитание и образование, сообразное с его индивидуальностью, на выбор воспитателей, на свободу и уважение.

В отечественной педагогике обучение и воспитание «особых» детей как проблема острого социально-педагогического характера была поставлена в начале XX века в работах В.П. Кащенко и других ученых. В.П. Кащенко говорил: «Одно дело – безнадежное с медицинской точки зрения состояние…, это в компетенции врачей-специалистов, а другое – такие дети нуждаются в лечебной педагогике, синтезе медико-терапевтических, учебно-педагогических и воспитательных приемов, имеющих коррекционную направленность».

Ученые обозначили проблему «особенных» детей и предприняли первые шаги по обоснованию способов ее решения.

Система отечественного образования долгие годы делила детей на обычных и инвалидов, которые практически не имели возможности получить образование и реализовать свои возможности наравне со здоровыми детьми, их не брали в учреждения, где обучались обычные дети. Ограниченные возможности здоровья не должны лишать ребёнка возможности получения качественного дополнительного образования. При этом нужно учитывать индивидуальные образовательные возможности ребёнка.

Юнеско рассматривает инклюзию как «динамически развивающийся подход, заключающийся в позитивном отношении к разнообразию учеников и к восприятию индивидуальных особенностей не как проблемы, а как возможности для обогащения процесса познания». Поэтому движение в сторону инклюзии – это не только техническое или организационное изменение, но и своя философия.

За рубежом, начиная с 1970-х гг., ведется разработка и внедрение пакета нормативных актов, способствующих расширению образовательных возможностей инвалидов. В современной образовательной политике США и Европы получили развитие несколько подходов, в том числе: мэйнстриминг, интеграция, инклюзия. Мэйнстриминг предполагает, что ученики-инвалиды общаются со сверстниками на праздниках, в различных досуговых программах. Интеграция означает приведение потребностей детей с психическими и физическими нарушениями в соответствие с системой образования, остающейся в целом неизменной, не приспособленной для них. Включение, или инклюзия,   реформирование школ и перепланировка учебных помещений так, чтобы они отвечали нуждам и потребностям всех детей без исключения.

Развитие инклюзивного потенциала современного дополнительного образования детей в России

Первые инклюзивные образовательные учреждения в нашей стране появились на рубеже 1980 – 1990 гг. так, например, в Москве в 1991 году по инициативе московского Центра лечебной педагогики и родительской общественной организации появилась школа инклюзивного образования "Ковчег".

Инклюзивное образование недавно получило в России нормативные основания и лишь сейчас становится практикой, получающей широкое применение. При этом одним из приоритетных направлений политики Российской Федерации становится развитие дополнительного образования детей (Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. № 599 «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки»). Вместе с тем получает дальнейшее развитие политика обеспечения доступности образования для лиц с инвалидностью и с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), что отражено и в ратификации в 2012 г. Российской Федерацией Конвенции ООН по правам инвалидов (2006 г.), и в первых же Указах Президента РФ В.В. Путина, Концепции развития дополнительного образования детей  в Алтайском крае на период до 2020 года (2015 г.). Дополнительное образование детей является сферой высокого уровня инновационной активности, что позволяет рассматривать ее как одну из приоритетных сфер инновационного развития России в контексте Стратегии инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года.

В условиях модернизации российского образования разработка механизмов адаптивных стратегий для детей с особыми образовательными потребностями является закономерным этапом, связанным с переосмыслением обществом и государством своего отношения к людям с особыми образовательными потребностями.

Именно развитие инклюзивного потенциала современного дополнительного образования детей содействует:

- погружению «особого» ребенка в среду сверстников;

- включению в совместную деятельность не только с ребятами, но и с педагогом;

- приобщению к общепринятым нормам и правилам общения и поведения;

- раскрытию индивидуальных способностей, данных природой;

- проявление творческой инициативы и самостоятельности;

- определению своей значимости и ценности.

Термин "инклюзия" в переводе с английского языка означает "включенность". Инклюзивное образование дает возможность всем обучающимся (включая людей с ограниченным здоровьем) в полном объеме участвовать в жизни коллектива в детском саду, в школе, в учреждении дополнительного образования детей, в институте.

Инклюзия — это не значит просто собрать всех детей «в кучу», а наоборот, она способствует тому, чтобы каждый воспитанник чувствовал себя принятым, чтобы его способности и потребности учитывались и были оценены.

Суть инклюзии в том, что система обучения и воспитания подстраивается под ребенка, а не ребенок под систему. Инклюзивное образование - это признание особенностей развития ребенка и его способности к обучению, которое ведется способом, наиболее подходящим каждому ребенку.

В основе практики инклюзивного обучения лежит идея принятия индивидуальности каждого отдельного обучающегося и, следовательно, обучение должно быть организовано таким образом, чтобы удовлетворить особые потребности каждого ребенка. Инклюзивное образование ставит своей основной цельюобеспечение равного доступа к получению того или иного вида  образования и создание необходимых условий для достижения успеха в образовании всеми без исключения детьми независимо от их индивидуальных  особенностей, прежних учебных достижений, родного языка, культуры, социального и экономического  статуса родителей, психических и физических возможностей. Ценность каждого человека не зависит от его способностей и достижений. Главное право каждого ребёнка – право на полноценное детство, сочетающее в себе эмоционально комфортное состояние и полноценное психофизическое развитие.

Выделяют восемь принципов инклюзивного образования:

-  ценность человека не зависит от его способностей и достижений;

- каждый человек способен чувствовать и думать;

-  каждый человек имеет право на общение и на то, чтобы быть услышанным;

-  все люди нуждаются друг в друге;

-  подлинное образование может осуществляться только в контексте реальных взаимоотношений;

-  все люди нуждаются в поддержке и дружбе ровесников;

-  для всех обучающихся достижение прогресса скорее может быть в том, что они могут делать, чем в том, что не могут;

-  разнообразие усиливает все стороны жизни человека.

Медицинская и социальная модель инвалидности

В контексте проблемы инклюзивного образования, принято рассматривать медицинскую и социальную модели инвалидности.

В рамках медицинского подхода ребенок с инвалидностью – это проблема. В прошлом дети с ограниченными возможностями рассматривались исключительно через призму их нарушения, подвергались обязательному «лечению», часто изоляции от остального общества. Иногда у таких детей даже отнималось их право на жизнь. Сегодня высокотехнологичные решения, лекарства и методы терапии носят куда более конструктивный характер, к примеру, слуховые аппараты для людей с нарушениями слуха.

От детей с инвалидностью в рамках модели ожидается приспособление к существующей среде и обществу. Зачастую забывается о том, что у детей-инвалидов также есть их права человека, в частности права быть принятыми такими, какие они есть и право на получение образования. При такой «интеграции» проблема все еще рассматривается внутри ребенка, а не в школе или детском саду, который этот ребенок посещает.

Социальная модель инвалидности. Если бы мы задумались о том, что каждый ребенок имеет право быть принятым таким, какой он есть и право посещать ближайшую к дому школу или детский сад, мы бы стали думать «что не так» со школой и какие сильные стороны есть у каждого ребенка.

Этот образ мышления отвечает социальной модели инвалидности, которая рассматривает барьеры, существующие в обществе и не позволяющие ребенку наравне участвовать в его жизни как основную причину, делающую ребенка инвалидом.

Как объяснить дошкольнику, который проводил свое время с ровесниками во дворе, что он пойдет не в ту школу, что по соседству, не в ту, где будут учиться все его сверстники, а в специализированную, отличную от других? Именно поэтому дети с индивидуальными образовательными потребностями нуждаются не столько в особом обращении и поддержке, но, в большей степени, в реализации своих способностей и достижении успехов в учебном процессе не в специализированном учебном заведении, а в обычной общеобразовательной школе. Да, у таких детей есть проблемы со здоровьем, но когда они общаются с коллективом своих сверстников, их окружение становится судьбоносным фактором социальной интеграции.

Инклюзивный потенциал современного дополнительного образования   детей

Инклюзивное образование помогает претворять в жизнь подобные цели не только обучающимся с особенностями в развитии, но и детям, которые, в той или иной степени, выделяются из большинства. Это ребята, говорящие на других языках, принадлежащие иным культурным и этническим группам, а также дети, обладающие разными интересами и способностью к обучению. Для всех этих категорий требуется определенная степень модификации в средствах и способах подачи информации преподавательским коллективом. Включение  каждого ребенка с ограниченными возможностями или особыми потребностями в образовательную среду и гибкость в подходах к обучению - это и есть основные цели и задачи инклюзивного образования.

Самым лучшим в инклюзии является то, что при успешном её проведении выигрывают все.

Это и дети с особенностями развития, и без них, одарённые дети,  педагоги и всё школьное сообщество в плане совершенствования общего климата и духа  школы. Тем не менее, существуют противоречивые мнения в отношении  обучения детей с особыми образовательными потребностями в общеобразовательной среде. Например, что дети – инвалиды нарушают процесс обучения всего класса,  что педагоги не способны справляться с новыми задачами, возникающими в классе с появлением такого ребёнка,  и что дети с ограниченными возможностями при инклюзии получают недостаточно качественное образование, причём, при такой форме обучения, серьёзно страдает их самооценка. Однако,во многих исследованиях доказывается, что большинство этих мнений  являются предвзятыми, и не основываются на каких-либо основательных и очевидных фактах.  

К  сожалению,наше общество в процессе развития не готово полностью принять «особых» детей в школе за одной партой со своим ребенком,особенно когда речь идет о детях с нарушениями разных степеней, затрагивающими психические нарушения. А эти дети, как никто нуждаются в общении со своими сверстниками, должны иметь возможность наблюдать за развитием своей и чужой жизни в обществе. Иметь возможность полноценно интегрироваться в этом обществе для того, чтобы получить все необходимые навыки для жизни, возможности коммуникации и личностном росте, как на бытовом, так и на общественном уровне. И здесь в помощь системе образования и этим детям приходит инклюзивный потенциал современного дополнительного образования.

«Инклюзивное образование в сфере дополнительного образования детей строится, развивается на «педагогической интуиции», поскольку педагог не имеет диагностического, методического, психологического инструментария для работы в условиях инклюзии с детьми с ограниченными возможностями здоровья. Опыт реализации инклюзивного образования выявлен во всех направленностях дополнительного образования детей, но в большей степени - в физкультурно-спортивной и художественной. Дополнительное образование детей с ограниченными возможностями предполагает создание условий, благоприятных для освоения ими способов   преодоления разноуровневых барьеров, препятствий. Термин «препятствие» (по Буйловой Л.Н.) в данном случае используется для обозначения  смыслов  таких употребляемых в практике понятий, как  помеха, трудность, задержка,  затруднение, преграда, остановка, проблема, деструктивные факторы, негативные воздействия и т. д. Под препятствием понимается то, что отдаляет или отделяет личность от достижения желаемого результата» (В.П. Голованов).

Преимущества инклюзии для детей-инвалидов весьма существенны:

-Дети с особенностями развития демонстрируют более высокий уровень социального взаимодействия  со своими здоровыми сверстниками в инклюзивной среде по сравнению с  детьми, находящимися в специальных школах. Это становится особенно очевидным, если взрослые  целенаправленно поддерживают социализацию, и если  количество детей с особенностями находится в естественной пропорции по отношению к остальным обучающимся в целом.

- В инклюзивной среде улучшается социальная компетенция и навыки коммуникации детей с инвалидностью. Это в значительной мере связано с тем, что у детей-инвалидов появляется больше возможностей для социального взаимодействия со своими здоровыми сверстниками, которые выступают в качестве носителей модели  социальной и коммуникативной компетенции, свойственной этому возрасту.

- В инклюзивной среде дети с особенностями развития имеют более насыщенные учебные программы. Результатом этого становится улучшение навыков.

- Социальное принятие детей с особенностями развития улучшается за счёт характерного для инклюзивных курсов  обучения в малых группах. Дети «переступают» за черту  инвалидности другого ученика, работая с ним  над заданием в малой группе. Постепенно, обычные дети начинают осознавать, что у них с детьми-инвалидами много общего.

- В инклюзивных группах  дружба между детьми с особенностями и без особенностей становится более обычным делом.   Особенно явно это в тех случаях, когда дети-инвалиды посещают занятия неподалёку от своего места жительства, и, следовательно, имеют больше возможностей встречаться со своими одногруппниками вне группы. Педагоги играют ведущую роль в  установлении и укреплении такой дружбы.

Преимущества дополнительного образования в развитии инклюзии

Обсуждая вопросы развития инклюзивного образования в России, в печатных изданиях, на телевидении, в Интернете, ученые, государственные и общественные деятели, педагоги, специалисты коррекционного образования, в основном, говорят об организации и предоставлении образовательных услуг, направленных на получение знаний в детских садах и общеобразовательных школах. Развитие же творческого потенциала, формирование коммуникативных умений, социализация и самореализация детей данной категории, остается без должного внимания. Дополнительное образование рассматривается как углубленное изучение предметов и факультативных курсов.

А вместе с тем, дополнительное образование детей – это образовательное пространство детства, где происходит интеграция ресурсов образования, культуры, спорта, туризма, социальной защиты, общественных организаций, а так же колоссальный культурно-просветительский потенциал любого региона используется на благо воспитанников сферы дополнительного образования детей. 

Основная цель сферы современного дополнительного образования детей – помочь ребенку использовать ресурс детства в интересах развития собственной личности и сделать так, чтобы личность затем не приходила в противоречие с интересами общества и государства. Мир, пригодный для жизни детей, должен строиться с их участием. Эта идея содержится в одном из решений ассамблеи ООН.

20 ноября 1989 г. ООН (в этот день ежегодно отмечается Международный день ребенка) приняла текст Конвенции о правах ребенка. В ней закреплено право детей, имеющих отклонения в развитии, вести полноценную и достойную жизнь в условиях, которые позволяют им сохранить достоинство, чувство уверенности в себе и облегчают их активное участие в жизни общества (ст. 23); право неполноценного ребенка на особую заботу и помощь, которая должна предоставляться по возможности бесплатно с учетом финансовых ресурсов родителей или других лиц, обеспечивающих заботу о ребенке, с целью обеспечения неполноценному ребенку эффективного доступа к услугам в области образования, профессиональной подготовки, медицинского обслуживания, восстановления здоровья, подготовки к трудовой деятельности и доступа к средствам отдыха, что должно способствовать по возможности наиболее полному вовлечению ребенка в социальную жизнь и развитию его личности, включая культурное и духовное развитие.

Именно дополнительное образование практически без препятствий дает возможность детям с особыми потребностями попробовать свои силы, развивать свои способности и возможности, занимаясь совместно со здоровыми детьми, художественной, физкультурно-спортивной, культурно-досуговой и другими видами деятельности.

Дополнительное образование, не ограниченное рамками классно-урочной системы и обязательными стандартами, располагает большим потенциалом в организации социально-значимой деятельности и досуга детей и подростков, в том числе и детей с особыми образовательными потребностями.

Дополнительное образование – образование через успех. В процессе такого образования неисчерпаемы возможности переживания каждым ребенком ситуации успеха, что благотворно сказывается на повышении его самооценки, укреплении его личностного достоинства. Особенно важно это для детей, испытывающих трудности в процессе школьного обучения.

Кроме того, дополнительное образование позволяет не только дать возможность «особым» детям почувствовать себя полноценными членами общества, но и учит обычных детей сочувствовать, думать о другом человеке, помогать ему, видеть в нем равноценного и равноправного партнера.

Дополнительное образование детей выполняет на сегодняшний день функцию «социального лифта» для значительной части детей, предоставляя альтернативные возможности для проявления образовательных и социальных достижений детей, в том числе, детей с ограниченными возможностями здоровья, детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации.

Инклюзивный потенциал дополнительного образования детей ценен тем, что:

- приучает детей и взрослых ценить, понимать и принимать разницу между людьми, вместо того чтобы пытаться их изменить;

- поощряет достижения, доказывая, что все дети могут быть успешными, если им оказывать необходимую помощь; 

- показывает, что сложности воспитания и обучения заключены не в детях и исправления требуют не они, а подход к обучению;

- предоставляет возможность социализации в атмосфере сочувствия, равенства, сотрудничества;

- расширяет профессиональные знания педагогов, требуя новых и более гибких способов обучения, разработки дополнительных образовательных программ, максимально эффективных для всех детей.

Проектируемая образовательная система дополнительного образования детей с ограниченными возможностями здоровья имеет в основании современное понимание детства как пространства и времени интенсивного личностного развития ребенка в условиях реальной социальной перспективы, открываемой перед ним отобранным в логике инновационных концепций содержанием образования. 

Требования к программированию дополнительного образования детей с ОВЗ

В современных социокультурных условиях к содержанию образования предъявляется ряд требований, которые необходимо учитывать и при программировании дополнительного образования детей с ограничениями здоровья:

Во-первых, развитие образования должно выражаться во включении в содержание дополнительного образования таких компонентов, которые способны обеспечить подготовку обучающихся к жизни в быстро изменяющемся обществе, и одновременном исключении из него (содержания) компонентов, не требующихся в жизни после окончания общеобразовательного учреждения. 

Во-вторых, повышение практической значимости образования должно быть обеспечено:

а) сокращением объема обязательного для изучения материала, 

б) разделением содержания образования на «общекультурное» и «профильное», 

в) направленностью образовательного процесса на формирование ключевых компетенций, обеспечивающих возможность самостоятельного решения проблем в различных сферах жизнедеятельности в условиях меняющегося общества, 

г) индивидуализацией образовательного процесса, стимулирующего самостоятельную познавательную и иную деятельность обучающихся.

В-третьих, системные изменения должны быть внесены в содержание учебных курсов и в организацию образовательного процесса, содержание учебных курсов должно быть соотнесено с возможностями его усвоения всеми детьми и рассчитано на развитие у них способности к самостоятельному решению проблем в различных сферах деятельности на основе уже освоенного опыта.

В-четвертых, содержание образования всех уровней должно находиться в состоянии преемственности и обеспечивать сохранение здоровья детей. Рассматриваемые инновационные разработки предполагают выполнение определенного с учетом приведенных требований объема работ, в результате выполнения которого планируется пересмотреть структуру и содержание предлагаемого «особенным детям» образования, включая реализацию интегрированных программ общего, начального профессионального и дополнительного образования, создать учебные планы нового поколения (учитывающие возможности «особенных» детей, образовательного учреждения и окружающего его социум, конкретизировать представления о допустимой учебной, психологической и физической нагрузке, обосновать целесообразность применения разных методик и технологий в разных ситуациях. Особенность детей с ограниченными возможностями актуализируют значение идеи, имеющей в педагогике широкое распространение. Суть ее состоит в признании аксиоматичности утверждения о том, что обучающимся надо давать тот материал, который развивает их умственные силы, способности, воображение, память. Но необходимо уточнить этот тезис. Предлагаемый детям учебный материал должен быть соотнесен с их возможностями и рассчитан как на подготовку к простому (элементарному, не требующему высокой квалификации) труду, так и на продолжение образования. Дополнительные образовательные программы детей проектируются как средство создания социальной среды обитания личности и ее культурного развития в процессе образования. Дополнительное образование детей имеет немаловажное значение в создании более справедливых условий для жизненного старта ребенка, так как всегда обладало и обладает немалым потенциалом для развития творческих способностей детей, их жизненной устойчивости, позитивной самооценки. 

В этой связи предполагается активное использование инклюзивного потенциала дополнительного образования детей, содержание которого изначально персонифицировано и имеет вариативную основу, так как отбирается, структурируется и организуется с учетом интересов детей в пространстве, не ограниченном образовательными стандартами. Цели и результаты дополнительного образования детей определяются при участии самих детей на основе сделанного ими выбора. 

Современное дополнительное образование детей открыто для оперативного внесения изменений в цели, содержание, формы и методы организации образовательной деятельности. Таковые могут вноситься и вносятся практически ежегодно в связи с изменяющимися образовательными запросами детей. Эта форма образования максимально адаптирована к возрастным и индивидуальным особенностям и возможностям детей, к основной социальной характеристике детства как периода ограниченной правовой дееспособности человека.

Дополнительное образование детей может иметь и по факту имеет множество разных концепций. Допускаются различные схемы продвижения ребенка от одного образовательного результата к другому. Освоение любой образовательной программы может начинаться с любого, достигнутого ребенком, уровня готовности к восприятию предлагаемого учебного материала. Приветствуется индивидуальный темп освоения образовательных программ, в результате чего создается множество разных траекторий образования детей. 

Необходимо отметить, что дополнительное образование детей свободно от ограничений, препятствующих реализации перечисленных принципов. 

Запрещено только то, что препятствует нормальному развитию детей. Не допускаются дискриминация детей, их эксплуатация, насилие и жестокое отношение, ограничение допуска к информации, сужение прав или их игнорирование, ограничение возможностей получения образования по программам любого уровня сложности, нанесение вреда здоровью в прямой или опосредованной форме, включение в противоправные действия, приобщение к личностно опасным и социально негативным видам деятельности.

Разрешено все, что стимулирует нормальное развитие ребенка, способствует его нравственному и профессиональному становлению, формированию активной образовательной позиции, обеспечивает социально позитивную идентификацию личности до достижения совершеннолетия.

Одним из основных принципиально значимых компонентов процесса образования детей с ограниченными возможностями в учреждении дополнительного образования представляется включение детей в продуктивную деятельность по формированию планов своей жизни и освоению способов их реализации. Содержание образования, предлагаемого детям с ограниченными возможностями, рассчитано не столько на учет имеющихся ограничений, сколько на компенсацию недостающих возможностей.

Формируя модель учреждения дополнительного образования детей, реализующего в системе инклюзивный подход, необходимо учитывать интересы, потребности и трудности, возникающие у всех субъектов образовательного процесса в рамках данного направления.

Для педагогов предполагается проводить обучающие семинары, консультации специалистов по организации работы с детьми с особыми образовательными потребностями.

Необходима и целенаправленная деятельность со здоровыми воспитанниками по взаимодействию с ребятами, имеющими проблемы здоровья. Педагоги должны разработать систему мероприятий, формирующую толерантное отношение к «особым» детям, развивающую лучшие человеческие качества (ответственность, сострадание, потребность помогать и уважать достоинство другого). Это возможно через беседы, диспуты, обсуждение совместно просмотренных видеосюжетов, фильмов, передач на заданную тему, тренинги, ролевые игры и совместную проектную деятельность, культурно-досуговые мероприятия.

Должна разрабатываться и система работы с родителями детей с особыми образовательными потребностями. Кроме консультационных услуг, которые уже существуют, возможно проведение бесед, обучающих семинаров, круглых столов, информационной поддержки, встреч с представителями общественных и социальных организаций, способных оказывать помощь и поддержку семьям, имеющим детей-инвалидов и детей с проблемами здоровья. Эта деятельность сложна и требует развития.

Заключение

Таким образом, аргументы в поддержку инклюзии бесспорны. Аргументы против инклюзивного образования, в основном, сводятся к тому, что  дети-инвалиды получают при таком обучении более низкий уровень знаний, или при их  обучении возникают  некоторые социальные сложности. Этим утверждениям довольно трудно найти какое-либо подкрепление.

Но инклюзия несёт преимущества и детям без особенностей развития.

Можно выделить следующие преимущества инклюзии для обычных обучающихся или одарённых детей:

- Для обычных или одарённых детей нахождение в группе детей с особенностями развития не является фактом, несущим угрозу или представляющим опасность для их успешного обучения.

- Представления о том, что дети-инвалиды нарушают процесс обучения - несостоятельны. Время, которое на занятиях уделяется  детям с особенностями, абсолютно сопоставимо со временем, которое педагог затратит на обычных обучающихся.

- Обычные воспитанники и одарённые дети могут получить преимущества при инклюзивном подходе к образованию за счёт улучшения качества обучения и совершенствования педагогических технологий работы. Некоторым детям с инвалидностью при обучении необходимы новые технологии образования; например, использование информационных технологий очень часто бывает необходимо при обучении детей с инвалидностью. Другие дети получают преимущества от использования этих технологий, и, кроме того, все остальные воспитанники могут пользоваться этими программами и технологиями в то время, когда они не являются необходимыми для обучения детей с инвалидностью.

- Обычные дети или одарённые обучающие получают преимущества в инклюзивных пространствах за счёт увеличения финансовых ресурсов при таком обучении. Деньги, полученные из «специальных программ»,  могут быть использованы как для поддержки  обучения  не только детей с инвалидностью, но и их здоровых сверстников. Эти средства могут быть использованы  различными способами, например,  приглашения гостей для выступления, обеспечения класса дополнительными техническими средствами обучения, которые могут использоваться всеми детьми, а не только детьми с инвалидностью.

- В инклюзивной группе обычные или одарённые дети учатся уважать и ценить детей с инвалидностью, видеть то, что лежит за чертой инвалидности или одарённости.

Необходимо также сказать, что существование инклюзивных образований позитивно сказывается на типично развивающихся детях, а не только на обучающихся с инвалидностью. Помогая сверстникам с ограниченными возможностями активно участвовать в образовательной и социальной деятельности, обычные дети, незаметно для себя, получают важнейшие жизненные уроки. Этот положительный опыт заключается в росте социальной сознательности, в осознании отсутствия различий между людьми, в развитии самосознания и самооценки, в становлении собственных принципов, и последнее, но не менее важное - способствует искренней заботе и дружбе.

На современном этапе развития общества и системы образования важно понять и принять необходимость включения всех детей в образовательное пространство. Реализация возможности полноценно проживать каждый день жизненного пути - это показатель успешности реализации инклюзивного обучения и воспитания детей с особыми образовательными потребностями.      Цель педагога – оказать своевременную всестороннюю помощь особому ребёнку, которая даёт возможность проживать полноценную жизнь, радоваться каждому моменту, мечтать о будущем, строить планы и целенаправленно воплощать их рядом и вместе со своими сверстниками.

Таким образом, можно сделать вывод, что современная дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа должна включать изменения и условия, необходимые для успешной реализации инклюзивного образования, а именно - принятие индивидуальности каждого отдельного обучающегося и удовлетворение особых потребностей каждого ребенка.

Развитие системы инклюзивного образования должно идти параллельно с масштабной просветительской работой, формированием информационного поля, утверждающего доброжелательное, позитивное отношение к «особым» детям и их семьям. Крайне важно учитывать реальные потребности детей с ОВЗ при формировании модели инклюзивного образования.

Список литературы

  1. Владимир Свободин. Инклюзивное образование – актуальнейшая тема для страны http://www.dislife.ru/flow/theme/9364/ (25.04.2013)
  2. Дорохова, Е.С. Организация инклюзивного образования в системе ДОД / Е.С. Дорохова // Дополнительное образование. 2010. - №1 – С. 27 – 33.
  3. Егоров П.Р. Теоретические подходы к инклюзивному образованию людей с особыми образовательными потребностями
  4. Инклюзивное  образование http://www.deti.rian.ru/grani/20090928/55304176.html (23.04.2013)
  5. Проблемы социальной реабилитации детей с ограниченными возможностями http://www.myshared.ru/slide/212955/# (27.04.2013)
  6. Ертанова О.Н., Гордон М.М. Инклюзивное образование: Методология, практика, технологии. Москва 2011 г., стр.: 11 – 17, 36, 37
  7. Г.А. Бордовский. Инклюзивное образование: проблемы совершенствование образовательной политики и системы. Санкт-Петербург 2008 г. стр.: 15, 31.
  8. Кучмаева, О.В. Проблема развития инклюзивного образования / О.В. Кучмаева, Г.В., Сабитова, О.Л. Петрякова // Воспитание школьников. – 2013. – № 4 – С. 3 – 11.
  9. Педагогическое обозрение, март, 2013 №3 (133), стр.: 2 – 21.
  10. Инклюзивное образование в России. Юнисеф, Москва 2011 г.
  11. Инклюзивное образование http://deti38.ru/index.php? topic=173.0 (28.04.2013)
  12. Развитие инклюзивного образования http://www.znaem-mozhem.ru/node/2805 (23.04.2013)
  13. Инклюзивное образование: Стратегии ОДВ для всех детей. Петерс Сьюзен Дж. Стр.: 16, 25
  14. Инклюзивное образование. Практическое пособие по поддержке разнообразия в общеобразовательном классе. Москва 2008 г.
  15. Гарденотерапияhttp://gardenoterapiya.ucoz.ru/index/gardenoterapija/0-31
  16. Канистерапия https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9A%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D1%81%D1%82%D0%B5%D1%80%D0%B0%D0%BF%D0%B8%D1%8F
  17. Иппотерапияhttps://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%98%D0%BF%D0%BF%D0%BE%D1%82%D0%B5%D1%80%D0%B0%D0%BF%D0%B8%D1%8F
  18. Януш Корчак. Десять заповедей для родителей 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Система организации работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья.

Получение  детьми с ограниченными возможностями здоровья образования является  одним из основных неотъемлемых условий...

Система инклюзивного образования с учетом особых образовательных потребностей детей с ограниченными возможностями здоровья.

Встатье рассмотрены вопросы организации коррекционно-развивающей работы в условиях внедрения инклюзивного образования детей сограниченными возможностями здоровья. Представлены практическиерекомендации...

Коррекционно-воспитательная работа с детьми с ограниченными возможностями здоровья через объединения дополнительного образования

Практика работы школ для детей с ограниченными возможностями здоровья показывает, что рациональная организация объединений дополнительного образования способствует более глубокому и всестороннему разв...

Статья на тему "Роль дополнительного образования в социальной адаптации и интеграции детей с ограниченными возможностями здоровья.

Статья на тему "Роль дополнительного образования в социальной адаптации и интеграции детей с ограниченными возможностями здоровья....

Учебно-методическое пособие "Использование здоровьесберегающих методов и приемов в системе коррекционной работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья 4-8 лет"

Учебно-методическое пособие содержит тематическую подборку здоровьесберегающих методов и приемов, которые могут использоваться учителями-дефектологами, логопедами, педагогами и другими специалистами д...

Инклюзивная компетентность педагога дополнительного образования. Особенности организации работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья в условиях дополнительного образования

Реализация прав детей с ограниченными возможностями здоровья на образование рассматривается как одна из важнейших задач государственной политики в системе образования. Работа с детьми с ОВЗ, детьми-ин...