Методическая разработка к проекту "Мои первые шаги в мир искусства"
методическая разработка на тему
Методическая разработка к проекту "Мои первые шаги в мир искусства" с подробным планом занятий для детей с нарушением зрения старшего дошкольного возраста за 2016-18 годы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskaya_razrabotka_proekt_2.docx | 779.86 КБ |
Предварительный просмотр:
ГБ ДОУ № 116 Адмиралтейский р-он С.П.б
Инновационный педагогический проект для детей старшего дошкольного возраста «Мои первые шаги в мир искусства».
(Государственный Русский музей изобразительного искусства)
2016-18 г.
Учитель-дефектолог Косолапова София Марковна
Направление – Художественно-эстетическое развитие детей старшего дошкольного возраста коррекционной направленности в условиях музейно-педагогической среды.
Актуальность выбранной темы – Современное общество предъявляет новые требования к системе дошкольного образования. Задача всех педагогов, согласно ФГОС – воспитание нового поколения людей, обладающих высоким творческим потенциалом. Воздействие на ребёнка музейными средствами способствуют развитию у детей творческих способностей, мышления, активизации познавательной деятельности. Учитывая контингент детей ( ДОУ для детей с нарушением зрения), данная работа помогает нивелировать недостатки зрительного восприятия, обеспечивает положительное эмоциональное состояние, накопление социального опыта жизни. Музейная педагогика рассматривается как интегративная и качественно новая сфера образовательной деятельности и как инновационная педагогическая система.
Цель – использование культурного наследия в образовательной работе с детьми дошкольного возраста для полноценного развития современного человека, становления его личности, приобщения к культуре.
Задачи :
- Формировать у детей представление о музее;
- Развитие познавательных интересов; Активизировать процессы мышления, зрительного восприятия и др.;
- Побуждать детей к творческой деятельности, умению выделять выразительные средства каждого вида творчества;
- Обогащение развивающей среды группы ДОУ;
- Использование новых форм работы с родителями и детьми;
- Социальная адаптация детей и др.
Вид проекта – долговременный, коллективный, направленный на взаимодействие педагогов, родителей, детей.
Формы работы – Экскурсии в ГРМ, предварительные занятия, показ презентаций, практическая работа детей (творческие тетради, выставки тематических рисунков и поделок детей).
Содержание проекта – Практическая, основная часть работы включает посещение Государственного Русского музея, рассказы экскурсовода, непосредственное знакомство с экспонатами: картинами, народными игрушками, предметами быта. Практическая часть работы заключается также в предварительной работе педагогов: проведение бесед, показ видеороликов, просмотр иллюстраций, чтение литературы. Продуктивная деятельность детей - закрепление полученных в музее впечатлений, участие в создании различных выставок: тематических рисунков, детских поделок, проведение викторин.
СРОКИ | ТЕМА | ЗАДАЧИ | ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ | ПРОДУКТИВНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ |
СЕНТЯБРЬ - ОКТЯБРЬ 2016 Г. | Ознакомительная работа «Мои первые шаги в мир искусства»
| Познавательные: - Дать доступное представление детям о музее, как о здании, где находятся культурные ценности; Коррекционно-развивающие: - Помочь детям освоится в музейном пространстве; Воспитательные: -Вызвать интерес у детей к изучению наследия прошлого, стимулировать гражданскую позицию – гражданина России. | Беседа с детьми по книге: «Музеи, которые нас ждут» - Л.Ванюшкина, Е.Коробкова – СПб: СМИО Пресс, 2015. Демонстрация видеороликов об истории создания Русского музея «Русский музей – детям» | Подбор иллюстраций, репродукций картин ГРМ совместно с родителями. |
28 СЕНТЯБРЯ СТАРШАЯ ГРУППА 26 ОКТЯБРЯ ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ ГРУППА | Жанры живописи. « Пейзаж – настроение» И.И. Шишкин «Корабельная роща», А.И. Куинджи «Вечер», «Облако», Левитан «Осень», «Слобода». | Познавательные: - Формировать представления детей о том, как рождается картина от замысла к воплощению; -Обогащение словаря за счёт понятийных обобщений – этюд, эскиз, композиция и др. Коррекционно-развивающие: - Развивать умение детей видеть картину: анализировать, сравнивать, выделять средства выразительности художника. Воспитательные : - Создание благоприятного, положительного эмоционального фона у детей при рассматривании картин. | Предварительная работа с детьми: «Основы визуальной грамоты»; - Рассматривание репродукций картин. - Подбор видеороликов по теме «Художники и картины. Занятие 1 Школа искусств 5-10 лет Danilova_ru. | Работа в детских творческих тетрадях: «Мы входим в мир прекрасного»; Оформление выставки детских рисунков и фотографий на тему: «Пейзаж-настроение» |
НОЯБРЬ-ДЕКАБРЬ | « Знакомство с декоративно-прикладным народным искусством» | Познавательные: - Познакомить детей с предметами жилья, домашнего убранства, декора, исконно-русской утварью. - Обогатить словарный запас за счёт употребления в речи слов: изба, ставни, прялка, светцы, наличники, хомуты, обереги и др. Коррекционно-развивающие: -Активизировать зрительное восприятие на основе акцентирования внимания на главные и дополнительные детали предметов. | Подготовительная работа – рассматривание иллюстраций с изображениями русского быта. - Чтение русских народных сказок. | Оформление выставки детских рисунков на тему: « Конь на крыше – в избе тише»; . Проведение викторины: «Мастера на все руки». |
СТАРШАЯ ГРУППА 30 НОЯБРЯ ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ ГРУППА 16 ДЕКАБРЯ | - Зрительно находить детали, символизирующие прошлое: яркие узоры, чудные птицы, солнце, фантастические звери, сказочные изображения. - Закрепить представления о том, что цвет в изображениях народных мастеров имел смысловой подтекст. Воспитательные: - Побуждать желание у детей к творчеству. | 29 ноября Мастер-класс в ГРМ « День матери» с родителями и детьми (экскурсия выходного дня) | ||
ФЕВРАЛЬ 2017 | Посещение выставки к 200-летию И.К. Айвазовского | Познавательные: -Познакомить детей с жизнью и творчеством художника-мариниста. -Продолжать формирование понятия о создании картин – от замысла к воплощению. Коррекционно-развивающие: -Развивать зрительное восприятие за счёт подробного анализа картин, включая все сенсорные характеристики. Видеть в картинах главное и второстепенное, выделять отдельные мелкие детали. В целом, видеть сюжетную линию картин. | Беседа с детьми по теме экскурсии. Просматривание репродукций картин: «Море», «Чёрное море», « Девятый вал» и др. | Оформление выставки детских работ морской тематики: «МОРЕ», «Парусник». Обсуждение: « Какая картина произвела впечатление, почему?» |
СТАРШАЯ ГР. - 6 ФЕВРАЛЯ ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ ГР. -13 ФЕВРАЛЯ | -Продолжать формирование у детей социально-личностных качеств. -Воспитательные: Закреплять поведенческие навыки при посещении музея, поездки в транспорте и др. -Побуждать детей к творчеству. | |||
МАРТ-АПРЕЛЬ 2017 | Народно-прикладное декоративное искусство: Игрушки-потешки, игрушки-сказки (Рыба-кит, Кот и мыши). -История создания русской матрёшки. Роспись: Гжель, хохлома и др. | Познавательные: - Познакомить детей с разнообразием рукодельных игрушек из различных материалов (ткань, солома, мох, шишки, дерево, глина) и, связанных с ними народных сказок. Коррекционно-развивающие: - Уточнение сравнительных характеристик в росписи дымковских, филимоновских, каргопольских и др. игрушек. Воспитательные: -Вызвать интерес у детей к изучению наследия прошлого. | Демонстрация видеороликов об истории игрушки. | Рисунки, аппликации и лепка на тему: «Загляни в прошлое» |
МАРТ М-Ц: СТАРШАЯ ГРУППА АПРЕЛЬ М – Ц.: ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ ГРУППА | Познавательные: - Формировать представления детей о том, как рождается картина от замысла к воплощению; -Обогащение словаря за счёт понятийных обобщений – этюд, эскиз, композиция и др. Коррекционно-развивающие: - Развивать умение детей видеть предметы: анализировать, сравнивать, выделять средства выразительности художника, способы изготовления. Воспитательные : - Создание благоприятных положительных эмоций. | Предварительная работа с детьми: «Основы визуальной грамоты»; - Рассматривание предметов и иллюстраций. | Работа в детских творческих тетрадях: «Мы входим в мир прекрасного»; Оформление выставки детских рисунков и фотографий на тему. |
План инновационной проектной деятельности по теме: « Сказка в русской живописи» Подгот. гр. ГБДОУ № 116 2017-18
Сроки | Тема | Задачи | Практическая часть | Продуктивная деятельность | |
Октябрь | Пейзажная живопись И.Левитан «Осень» | -Обучение детей целостному восприятию пейзажной картины; -Воспринимать (читать) картину последовательно по плану; -Видеть средства выразительности в изображении; -Способствовать созданию благоприятной эмоциональной атмосферы. | Предварительная работа: -Подбор иллюстраций, стихов, музыки и образцов цветовых оттенков к картине. -Показ презентации: «Осень в стихах И.Бунина» | Оформление выставки осенних работ. | |
Ноябрь 01.11.17 | Городское Методобъединение. Проведение занятия на тему: «Профессия художник-дизайнер» | -Развитие зрения на основе полисенсорного восприятия предметов за счет активизации функций всех анализаторов. | Предварительная работа: -Подбор пособий, презентаций по теме; -Беседы с детьми | -Моделирование одежды, подбор аксессуаров детьми; Показ моделей. | |
Декабрь | « Сказка в русской живописи»; В.Васнецов – великий сказочник; Картина «Снегурочка» | -Развивать умение последовательно воспринимать картину; -Видеть в изображении содержательную, выразительную стороны; -Развивать чувство эмпатии; -Развивать творческие способности, воображение. | Предварительная работа: -чтение русской народной сказки «Снегурочка»; -Показ презентации на тему; -Рассматривание и обсуждение художественных особенностей в изображении картины В.Васнецова «Снегурочка» | -Самостоятельная творческая деятельность детей: (изображение Снегурочки нашего времени): -Рисунки детей; -Конструирование из бумаги. | |
Январь-Февраль 2018 г. | В.Васнецов «Богатыри», «Витязь на распутье» | -Развитие умения правильно читать картину: видеть в ней главное и второстепенное, устанавливать причинно-следственные связи; -Определять простейшие средства выразительности; -Развивать речь, воображение детей при составлении творческих рассказов с помощью приема: до/после; Развитие аналитико-синтетической деят-ти в игре (кубики с изображением героев 16 частей); -Активизировать положительные качества личности детей как социально значимые. | Предварительная работа: -Чтение былин о русских воинах-богатырях; -Беседы с детьми о мужестве, смелости и отваге героев; -Создание и подбор тифлопособий по теме. | -Проведение праздника День Мужества; -Изготовление поздравительных открыток; -Фотовыставка по теме. | |
Март | В.Васнецов «Алёнушка» | - Развитие зрительного восприятия детей согласно алгоритму восприятия с /к; -Выделение главного художественного образа: внутреннего состояния, выраженного через позу, выражение лица, одежду. | Предварительная работа: -Чтение русской народной сказки «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка»; -Проведение этической беседы с детьми; -Подбор тифлопособий. | Оформление выставки рисунков. | |
Апрель | И. Билибин Иллюстрации к русским-народным сказкам. | -Познакомить детей с творчеством И. Билибина; -Развивать речь, воображение и фантазию детей при составлении рассказов, сказок. -Использовать знакомые средства выразительности в изображении. | Предварительная работа: -Познакомить детей с художником сказочником и оформителем детских книг. -Показ слайдов по теме. | Самостоятельное творчество детей: -Оформление детской книжки по собственному замыслу. | |
Май | Знакомство с творчеством Петербургского художника К.Д.Бенькович | - Обобщить представления детей в рамках проекта: «Мои первые шаги в мир искусства»; - Развивать навыки коммуникации при общении; познакомить детей с профессией художник, современными жанрами в искусстве; -Развитие ЗМК, творческого воображения при самостоятельном создании артобъектов. | Показ презентации по теме, слайды с работами художника. | Создание детских артобъектов из проволоки по замыслу, при сопровождении художника. |
Литература:
- Н.А.Горяева «Первые шаги в мире искусства»
- Д.Н.Колдина «Рисование с детьми 4-5 лет».-М.: Мозаика- Синтез, 2008г.
- Р.Г.Казакова «Занятия по рисованию с дошкольниками: Нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий».- М.: ТЦ Сфера, 2009г.
- А.В.Никитина «Нетрадиционные техники рисования в ДОУ. Пособие для воспитателей и родителей». – СПб.: КАРО, 2007г.
- Г.Н.Давыдова «Нетрадиционные техники рисования в ДОУ. Часть 1, 2».- М.: «Издательство Скрипторий 2003», 2008г.
- Дубровская Н.В. Приглашение к творчеству. - СПб: Детство-Пресс, 2004.
Е.А.Янушко «Рисование с детьми раннего возраста». – М.: Мозаика- Синтез,2006г.
- Энциклопедия живописи для детей. М.: - Белый город, 2003.
- «50 художников. Шедевры русской живописи» - Россия, 2010.
- «Сказка в русской живописи», «Русские богатыри», «Былины». М.: - Белый город, 2003.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка по теме "Лапта"-первые шаги в обучении
Спортивный инвентарь и оборудование для игры в "Лапту", правила игры, упражнеия, используемые на уроках физической культуры для обучения игре....
Методическая разработка занятия: «Хрустальная ночь» - первый шаг на пути к Катастрофе
Цели для ученика:Учащиеся получат возможность проанализировать «Хрустальную ночь» с позиции современной культурной ситуации;Учащиеся научатся на анализе источников выстраивать целостную картину ...
Методическая разработка - слет туристят "Вместе весело шагать"
Данная методическая разработка предназначена для проведения заключительного занятия ТКО в конце первого года обучения по программе: «Туристско-краеведческая деятельность обучающихся начальных кл...
Методическая разработка Проведение контрольной работы по предмету История изобразительного искусства по теме «Искусство Древнего Египта» в первом классе при реализации дополнительной общеразвивающей программы в области изобразительного искусства «
Данная методическая разработка создана для проведения в рамках текущей аттестации контрольного урока по учебному предмету «История изобразительного искусства&r...
Дополнительная общеобразовательная программа «Первые шаги в мире искусства»
laquo;Первые шаги в мире искусства» обусловлена тем, что происходит сближение содержания программы с требованиями жизни. В настоящее время возникает необходимость в новых подходах к преподавани...
Дополнительная адаптированная общеобразовательная программа «Первые шаги в мир искусства для детей с ограниченными возможно-стями здоровья»
Цель программы: создание условий для развития интеллектуальных и творческих способностей, жизненных и социальных компетенций обучающихся с ограниченными возможностями здоровья посредством обучения изо...
Методические разработки по дополнительной общеразвивающей программе в области изобразительного искусства «Основы изобразительного искусства» для подготовительного художественного отделения детей 9-10 лет Рисунок и Живопись
Методические разработки по дополнительной общеразвивающей программе в области изобразительного искусства «Основы изобразительного искусства» для подготовительного художественного отделения...