Методическая разработка по теме "Лапта"-первые шаги в обучении
методическая разработка по физкультуре по теме

Ларченко Людмила Юрьевна

Спортивный инвентарь и оборудование для игры в "Лапту", правила игры, упражнеия, используемые на уроках физической культуры для обучения игре.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon igra_lapta.doc223 КБ

Предварительный просмотр:

Игра «Лапта»

Эта народная игра — одна из самых интересных и полезных игр. В лапте нужны: находчивость, глубокое дыхание, внимательность, изворотливость, быстрый бег, меткий глаз, твердость удара руки и вечная уверенность в том, что тебя не победят.

История этой игры исчисляется веками. Для игры в лапту не требуется каких-то особых принадлежностей: лужайка, поляна, просто площадка во дворе вполне пригодны для игры. Круглая палка (бита) и небольшой мяч — вот и весь инвентарь.

Как же играют в лапту?

 Прежде всего с одной стороны площадки проводят линию кона, с другой-линию города. Пространство между ними (поле) может быть самым разным. Длина-40,60,100 и более шагов, все зависит от возраста и физической подготовленности играющих. И ширина поля (границы все же лучше обозначить)-тоже не имеет принципиального значения. Конечно, чем просторней площадка, тем лучше. Но, как говорится, пусть в тесноте, да не в обиде. А обид в лапте практически не бывает. Потому что это игра веселая, поднимающая настроение.

Одна команда (водящие) размещается в поле, другая — становится за чертой города. Один из водящих тоже остается в городе для подачи мяча бьющим (метальщикам).

Капитан команды метальщиков устанавливает очередность ударов по мячу.

И вот игрок берет лапту (биту) и выходит на площадку подающего. Подавальщик подбрасывает мяч, метальщик стремится отбить его лаптой как можно дальше в поле.

Каждый игрок, пробежавший до кона и вернувшийся обратно в город, приносит своей команде одно очко и получает право на очередной удар. Поэтому, сделав удар, метальщик рассчитывает — бежать или не бежать? Предположим, побежал, а водящие, схватив мяч, осалили его. В таком случае они все устремляются в город и, если их не успевают перепятнать, то становятся бьющей командой, а неудачники идут в поле водить.

Особым шиком у водящих считается поймать «свечу», то есть летящий мяч. Тут уж никаких переосаливаний быть не может — команда, поймавшая «свечу», спокойно направляется в город, а бывшие «горожане» становятся водящими. Таким образом, в лапте идет постоянная борьба за город, за возможность стать метальщиками, но и без наращивания очков (перебежек до кона и обратно) тоже не обойтись. Играть можно и на время, и до определенного счета — кому как нравится.

Теперь о некоторых правилах, деталях, тонкостях.

Бывает, бьющий промахивается по мячу. Не страшно!

Подождет более удачного удара товарища. Сам же он права на новый удар не получает до тех пор, пока не побывает на кону и не вернется в город.

Некоторые ошибочно думают, что игрок водящих, который вынужден становиться подавальщиком, может как-то вредить игрокам-метальщикам. Ничего подобного. Лапта игра честная: плохо подал мяч — бьющий может отказаться от удара. Один раз отказался — подавальщику замечание, второй раз — предупреждение, а на третий — водящая команда штрафуется на одно очко.

Лучше всего за линией города обозначить три площадки — очередности, подающего, пригорода. Тогда порядка в игре будет больше. Назначение каждой площадки понятно по названию. На «площадке очередности» ждут своей очереди на удар, на «площадке подающего» — никого из посторонних, только подавальщик и метальщик, ну а «площадка пригорода» — для неудачников, промахнувшихся по мячу, для игроков по мячу попавших, но по той или иной причине не решившихся бежать к кону (все они ждут подходящего удара, чтобы сделать необходимую перебежку, заработать очко и получить право на удар).

Но вот удар превосходный, игрок побежал, а его и всех бросившихся к кону из пригорода возвращают назад. В чем дело? Оказывается, метальщик впопыхах прихватил с собой лапту-биту, а этого делать никак нельзя — бита должна всегда оставаться на площадке подающего.

И еще. Вовсе не обязательно, добежав до кона, стремиться сразу же вернуться в город. Тут решай в зависимости от обстановки. Мяч-то, как правило, уже в руках водящих,

а они как дважды два осалят тебя. Нет, лучше передохнуть за спасительной коновой чертой и вернуться в город только после хорошего удара товарища...

Вообще-то перебежки можно производить из пригорода или с линии кона любыми способами — бежать зигзагами, падать, спасаясь от осаливания мячом, прыгать, возвращаться немного назад, потом рывком прорываться вперед и т.д. Но некоторые, например, принимают такое строгое правило: начал бежать — закончи перебежку у противоположной линии. Другие таких строгих правил не придерживаются. Побежал из пригорода, но увидел, что дело плохо, осалят, пожалуйста, возвращайся назад и жди более подходящего момента. Кому как нравится, как заранее договорятся — так и играют!

Есть свои тонкости и при осаливании. Как правило, игрок, поднявший мяч, редко сам пятнает противника. Гораздо надежней перебросить мяч водящему, который находится ближе всего к перебегающему поле. А если к тому же перебежка происходит от линии кона к городу, то самым надежным «пятнальщиком» становится подавальщик — ему мгновенно перебрасывают мяч, а уж он, отыгрываясь за свое вроде бы вынужденное бездействие, встречает бегущих у самой черты города. Тут они в его полной власти..

В общем лапта- игра коллективная. Успех в ней зависит от слаженных действий всей команды, эгоистам в лапте удача не сопутствует. « Нужно…умерять всякую хвастливость, воспитывать уважение к силе противника, обращать внимание на организованность, дисциплину в команде. Нужно наконец добиваться спокойного отношения к удачам и неудачам…» -эти слова великого педагога А.С.Макаренко как нельзя лучше отражают суть великолепной русской игры.

Упражнения, используемые для обучения игре «Лапта» на уроках физической культуры.

Подбирать упражнения для урока следует так, чтобы учащиеся от начала до конца выполнения обучаемого движения были в парах или в тройках. Из пар удобно сделать четверки. В индивидуальных упражнениях желательно иметь мячи для каждого ученика, или в крайнем случае на пару. Большинство предлагаемых упражнений может использоваться как для учащихся младших классов, так и для старших. Они будут полезны и тем и другим, при этом учитывается степень дозирования упражнений.

Упражнения при физической подготовке складываются из специальных упражнений:

Для развития быстроты и ловкости

Соревнования в беге на 20-60м

Эстафеты с бегом на 20-40м, в прямом направлении и с изменением направления (обегая препятствия, флажки и т.п.)

Метание теннисных мячей на скорость и точность

Эстафета «Посадка картофеля»

Для развития быстроты двигательной реакции

По сигналу рывки со старта 5-10м из положения стоя лицом вперед, боком и спиной к линии старта, сидя и лежа.

Выполнение заданий по сигналу: бег с ускорением, остановки, изменение направления, повороты на 180-360 градусов.

Метание теннисного мяча в движущуюся цель

Игра: «Удочка»

Для укрепления мышц, принимающих участие в выполнении основных технических приемов

Для удара по мячу: сгибание и разгибание рук в упоре лежа, круговые движения кистями рук, круговые движения в плечевых суставах с изменением амплитуды движений, имитация удара по мячу, броски мяча перед собой над головой-правой-влево, левой-вправо.

Для ловли мяча: сжимание и разжимание пальцев руки в положениях: руки вперед, в стороны, вверх; сжимание теннисного, резинового мяча, бросание мяча в стену и ловля; удары теннисного мяча о землю и ловля на месте и в движении, шагом и бегом; переходы из положения стоя в упор присев, упор лежа и основную стойку. Прыжки вверх с места и с разбега с доставанием предметов на разной высоте; перебежки, приседания, выпады, бег на месте, эстафеты с бегом и ловлей

Для осаливания и передачи мяча: метание мяча на дальность; эстафеты в колоннах, шеренгах, по кругу, с перебрасыванием мяча влево, вправо, назад, над головой.

В подвижных играх: «Салки с мячом», «Охотники и утки», «Не давай мяч водящему»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка открытого занятия "Первые шаги"

Разработка открытого занятия в хореографическом коллективе `Искорка` для дошкольников....

Первые шаги успешного обучения в школе

В данном методическом пособии представлены игры и упражнения по обучению чтению и подготовки  к обучению письму детей 5 – 6 лет.  Предложенная система занятий и методических рекомендаций обе...

Методическая разработка.Волшебная нить. Первые шаги - круг.

Занятие - презентация предназначенная для проведения первого занятия в кружке "Волшебная нить"....

Первые шаги в обучении грамоте.

Развитие положительной мотивации в образовательной деятельности. Профилактика дисграфии....

Методическая разработка "В сказку мы шагаем дружно"

Непосредственная образовательная деятельность с детьми старшей группы.Автор сценария Красс Л. А....

Методическая разработка по педагогике на тему «Методы обучения на занятиях дополнительного образования» учитель ХИМИИ первой категории, педагог дополнительного образования

Методическая разработка по педагогике на тему «Методы обучения на занятиях дополнительного образования»учитель ХИМИИ  первой  категории, педагог дополнительного образов...


 

Комментарии

Ларченко Людмила Юрьевна

увлекательная, подвижная игра, не требующая больших затрат