Мастер класс!
план-конспект на тему

Надежда Анохина

Автоматизация звука [Р] с участием родителей и детей!

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master_klass_avtomatizatsiya_zvuka_r.docx24.12 КБ

Предварительный просмотр:

Российская Федерация, Тюменская область, город Заводоуковск

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Заводоуковская средняя общеобразовательная школа № 2»

Конспект занятия

Автоматизация звука [Р]

Автор: Анохина  Надежда  Владимировна учитель-логопед

Российская Федерация, г.Заводоуковск

2018 г.

Цель:

  1. Развитие артикуляционного аппарата.
  2. Развитие фонематического восприятия.
  3. Автоматизация звука  [Р].

Оборудование: зеркала по количеству детей, картинки-ответы на загадки, предметные картинки на звук  [Р] и без него, картонный паровоз на магнитную доску с вагонами с 1-4 окошками, предметные картинки на звук [Р], карточки по количеству детей на игру «Четвёртый лишний».

 

Ход занятия:

Логопед. Ребята, когда я сегодня пришла на работу под дверью кабинета нашла записку. Слушайте:

« Ребята, вы все где-то потеряли звук Р. Я предлагаю вам поиграть и найти этот звук. Двигайтесь по стрелкам и выполните все задания. И, надеюсь, к концу игры  вы все найдёте пропажу и научитесь правильно произносить звук Р. Гномик  Робик»

Ну что, ребята, поиграем? Итак в путь! Первая стрелка нас привела на остановку «Весёлый Язычок». Как вы думаете, что мы будем здесь делать?

1 станция «Весёлый Язычок»

Ведущий проводит артикуляционную гимнастику в форме сказки:

Здравствуйте, ребята! Вы прибыли на станцию «Весёлый Язычок». Чтобы ваш язык мог чётко и легко произносить звук Р, его нужно подготовить. Я расскажу вам сказку, а вы повторяйте за мной движения. Взяли зеркала в руки по слушайте внимательно.

Жил да был Язычок. (Показать язык и попросить ребят показать свой язычок).

Однажды утром он проснулся и выглянул в окошко, увидел Гонщика и стал с ним играть в прятки (Упражнение «Прятки»).

Наигравшись, он вспомнил, что ещё не почистил зубы (Упражнение «Почисть верхние зубки»).

Затем он снова выглянул в окно, посмотрел налево – направо, на солнышко – на травку.  (Упражнения «Часики», «Солнышко – травка»).

Никого нет. Сел Язычок на лошадку и поскакал. (Упражнение «Лошадка»).

Доскакал до тренировочной базы футбольной команды, побегал  по футбольному полю туда –сюда.  (Упражнение «Качели»).

А на скалодроме в это врямя занимался Крош. Язычку тоже захотелось попробовать забраться на верх, как по лесенке. (Упражнение «Скалолаз»). Наигравшись, друзья расстались.

И Язычок поскакал дальше. (Упражнение «Лошадка»).

Встретил он белочку, ремонтирующую гостиную. Язычок ей помог – побелил потолок. (Упражнение «Маляр»). За помощь белка  угостила товарища вкусным  орешком. Наелся Язычок! (Упражнение «Белочка грызёт орешки»).

Посмотрел Язычок на небо. В синеве появились первые звёздочки. Понял Язычок, что ему пора домой. Интересный был день, но пора спать.

Понравилась вам сказка?  Я хочу каждому из вас подарить такую сказку, чтобы вы дома могли в неё поиграть. Мне было с вами очень интересно, но вам пора отправляться дальше по стрелкам.

2 станция «Волшебный барабан» (постановка звука)

«Волшебный барабан» по мотивам сказки Дж. Родари «Волшебный барабан»  

Шел однажды с войны барабанщик. 

Был он очень беден. Все его богатство составлял барабан. 

Настроение у барабанщика было хорошее. И поэтому далеко вокруг разносился веселый грохот его барабана: 

Трам-тара-там…

Трам-тара-там… 

Барабан у барабанщика был волшебный: как только он заиграет в него, все вокруг пускаются в пляс. 

А после пляски  начинают петь.  

Как только перестает барабан играть, люди останавливаются. 

Вдруг из леса выскочили трое разбойников. 

Они решили забрать барабан и повеселиться. 

Барабанщик попросил напоследок сыграть на барабане. Разбойники согласились. Взял барабанщик барабан и заиграл: 

Трам-тара-там…

Трам-тара-там… 

А разбойники стали петь и танцевать. 

Поначалу им нравилось, они смеялись и шутили. 

Барабанщик стал сильнее и громче играть: 

Трам-тара-там…

Трам-тара-там…

Трам-тара-там… 

Разбойники совсем выбились из сил, а волшебный барабан заставлял их петь и плясать. 

Обессиленные разбойники свалились на землю, а барабанщик еще громче заиграл на барабане волшебной палочкой так что барабан запрыгал: 

Тр-р-р-р-р….. 

Разбойники испугались и бросились наутек. 

Так и шел дальше славный барабанщик,

возвращаясь домой. 

Медленные движения широкого языка вперед-назад

Широкий расслабленный язык на нижней губе 

Кончик языка поднять за верхние зубы, произнести быстро: дрынь-дрынь…

дрень-дрень…, упражнение «Барабан» 

Растягивать уздечку языка, щелкать языком, упражнение «Лошадка» 

Кончик языка поднять за верхние зубы, произнести:

Ля-ля-ля…, упражнение

«Песенка» 

Широкий язык вперед

(3 раза) 

упражнение «Барабан» 

Упражнения «Песенка» и «Лошадка» 

Упражнение «Барабан» выполнять быстрее. 

Упражнения: «Лошадка» и «Песенка» выполнять быстрее.  

Упражнения: «Лошадка»,

«Песенка» 

Кончик языка поднять за верхние зубы, произнести быстро: дрынь-дрынь…,

дрень-дрень…,

Теперь мы все лошадки, прискакали к следующей станции!

3 станция «Повторялки»

Вы прибыли на станцию «Повторялки». А кто такие повторялки? Чтобы закрепить нам звук [Р] в речи, нужно часто его повторять, проговаривать:

АР-АР-АР

ОР-ОР-ОР

УР-УР-УР

ЫР-ЫР-ЫР

ЭР-ЭР-ЭР

РА-РА-РА

РО-РО-РО

РУ-РУ-РУ

РЫ-РЫ-РЫ

РЭ-РЭ-РЭ

Вспомните слова, где есть эти слоги. (Дети называют слова с данными выше слогами). Много слов вы назвали со звуком [Р]. И вас ждёт следующая станция.

4 станция «Топни – хлопни»

Ребята, вы умеете топать? Потопайте. А вы умеете хлопать? Похлопайте.

Я буду называть вам звуки. Когда услышите [Р] – хлопните в ладоши, а когда я произнесу другой звук – потопайте ногами. Р М Н Р Р Р Р РЬ Д РЬ Л. А сейчас слоги: РО НУ РЫ МА РЯ УР АН ИР ИЛ. Замечательно, вы справились с заданием. Но попробуйте услышать звук [Р] в словах: рама, магазин, радуга, ручка, лицо, волк, топор, ноги, корова, глаза.

Спасибо за игру. Отправляйтесь до следующей станции.

5 станция «Угадалкино»

Вы прибыли на станцию «Угадалкино». Как вы думаете, что мы будем делать? (Отгадывать загадки). Правильно. Во всех отгадках есть звук [Р]. Нужно не только отгадать загадку, но и объяснить, где находится звук [Р] в слове-отгадке.

С запада на восток

Перекинут мосток.

Он на солнышке сверкает,

Самоцветами дрожит.

Никто по мосту такому

Не пройдёт, не пробежит. (Радуга)

Не кузнец, а с клещами,

С длинными усами.

Когда он чёрен,

Куслив и задорен,

А лишь покраснеет —

Так и присмиреет. (Рак)

Крыльев нет у этой птицы,

Но нельзя не подивиться:

Лишь распустит птица хвост —

И поднимется до звёзд. (Ракета)

Хожу-брожу не по лесам,

А по усам и волосам,

И зубы у меня длиннее,

Чем у волка и медведя. (Расчёска)

Чуть дрожит от ветерка

Лента на просторе,

Узкий кончик в роднике,

А широкий — в море. (Река)

Кругла, а не месяц,

Желта, а не масло,

Сладка, а не сахар,

С хвостом, а не мышь. (Репа)

Две недели зеленится,

Две недели колосится,

Две недели отцветает,

Две недели наливает,

Две недели подсыхает. (Рожь)

Нежная красавица

Боится лишь мороза.

В букете всем нам нравится.

Какой цветочек? (Роза)

На лугу и в поле

Мы его встречаем,

Лепесточки белые

Мы на нём считаем.

Сердцевинка жёлтая

У цветка того,

Будто крошка-солнышко

Забралось в него. (Ромашка)

6 станция «Сочинялкино»

Ребята, вы умеете сочинять стихи? А хотите, я вас научу? Тогда послушайте окончания слов. Подберите названия картинок так, чтобы получилась короткая рифмовка.

В аквариуме плавают …..(рыбки)

После дождя на небе……(радуга)

Петухи во дворе устроили …..(драку)

В магазине продаёт игрушки….(продавец)

Пила, лопата, молоток- это….(инструменты)

Осенью в садах созревают….. (фрукты)

В воротах стоит…(вратарь)

Дети пускают мыльные …(пузыри)

7 станция «Картинконо»

Ребята, посмотрите. Перед нами картинки. Давайте их назовём и выберем те картинки, где есть звук Р. Давайте произнесём их правильно. Молодцы, ребята! Можно двигаться дальше.

8 станция «Зоопарк»

Ребята, животные из одного зоопарка решили навестить своих друзей из другого зоопарка. Но им нужно правильно сесть в вагоны. Животные, в названии которых 1 слог садятся в первый вагон, животные, в названии которых 2 слога – во второй вагон и т.д. давайте найдём слону его вагон – прохлопаем это слово по слогам (РОБОТ – хлопок). Сколько слогов в этом слове? (два). Правильно. Садим его … ( во второй вагон)…

Ребята, животные говорят вам спасибо, а вы отправляйтесь дальше.

9 станция «Четвёртый лишний»

Каждому из вас даны карточки с четырьмя картинками. Чётко проговорите каждое слово и выберите лишнюю картинку. … Почему вы выбрали эту картинку?...

Вы все справились с заданием. Можете двигаться дальше по красным стрелкам.

10 станция «Чистоговоркино»

Здесь сказано, чтобы двинуться дальше, нужно повторить чистоговорки:

РА-РА-РА- были мы в гостях вчера.

РО-РО-РО- потерял петух перо.

РУ-РУ-РУ- мышка спряталась в нору.

РЫ-РЫ-РЫ- у ребят в руках шары.

ОР-ОР-ОР – мы пошли гулять во двор.

УР-УР-УР – во дворе кормили кур.

РЕ-РЕ-РЕ – конфеты дали детворе.

РИ-РИ-РИ – зарядку делаем раз, два, три.

АРЬ-АРЬ-АРЬ – на стене висит фонарь.

Вам в подарок я хочу подарить чистоговорки с этими слогами, чтобы дома можно было их закреплять.

Кабинет логопеда

Ребята, здесь письмо!

«Ну вот вы и нашли звук Р, я вам всем дарю букву, обозначающую это звук. Не теряйте его больше! Гномик Робик.»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий: Мастер-класс «Победи конфликт!» Сценарий: Мастер-класс «Победи конфликт!»

Сценарий: Мастер-класс «Победи конфликт!»    Сценарий: Мастер-класс «Победи конфликт!»  Цель: познакомить педагогов с опытом эффективного взаимодействия классного руковод...

Мастер - класс "Рыбки", Мастер-класс"Лесовичок из сосновых шишек"

quot;Рыбки"-Техника выполнения - срезы из веток березы.Проводился мастер - класс для педагогов технологии и дополнительного образования."Лесовичок"- работа с природным материалм....

Разработка Мастер-класса объединения детского театра мод – «GLAMOUR» Тема: «Проведение Мастер-класса по выполнению вечерней прически » .

Разработка Мастер-класса объединения детского театра мод – «GLAMOUR»Тема:  «Проведение Мастер-класса по выполнению  вечерней прически »Цель:     Дать учащимся возможность...

Мастер -класс "Представление участника Всероссийского конкурса мастер-класса учителя родного (татарского) языка и литературы «Туган тел» "

Яруллина Гульшат Минасхатовна  имеет высшее образование, закончила  Арское педагогическое училище в 1995г., Набережночелнинский  государственный педагогический институт в 2003 г. Стаж р...

Авторская дополнительная программа мастер-класса «Педагог-мастер» для учителей технологии – слушателей курсов повышения квалификации. Тема мастер-класса: «Социальная направленность практической деятельности учащихся»

 Изучение данного курса предусматривает ролевую игру с использованием современных технологий креативного решения проблем, изготовление изделий, предложенных учителем на мастер-классе, ...