Инновационный проект «Обновление и совершенствование образовательной среды через повышение доступности качественного образования»
опыты и эксперименты на тему

Акишина Галина Александровна

Целью проекта «Обновление и совершенствование образовательной среды через повышение доступности качественного образования» является   создание модели доступной универсальной образовательной среды школы, соответствующей требованиям инновационного развития образования, современным потребностям общества и каждого школьника, в том числе  детей с ограниченными возможностями здоровья. 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_dostupnost_obrazovaniya_akishina.docx762.89 КБ

Предварительный просмотр:


  1. . Цель Проекта

Целью проекта «Обновление и совершенствование образовательной среды через повышение доступности качественного образования» является   создание модели доступной универсальной образовательной среды школы, соответствующей требованиям инновационного развития образования, современным потребностям общества и каждого школьника, в том числе  детей с ограниченными возможностями здоровья.

  1. . Задачи Проекта:
  1. Сконструировать модель доступной универсальной образовательной среды школы, соответствующей требованиям инновационного развития образования, современным потребностям общества и каждого школьника, в том числе  детей с ограниченными возможностями здоровья.
  2. Определить перечень базовых требований и критериев к внедрению проекта образовательной организации «Обновление и совершенствование образовательной среды через повышение доступности качественного образования».
  3. Обеспечить  модернизацию образовательной среды школы, обеспечивающей доступность качественного образования и успешную социализацию для лиц с ограниченными возможностями здоровья.
  4. Внедрить и апробировать модель доступной универсальной образовательной среды школы.

  1. . Основная идея Проекта

В соответствии с Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года стратегической целью государственной политики в области образования является повышение доступности качественного образования, соответствующего требованиям инновационного развития экономики, современным потребностям общества и каждого гражданина. Реализация этой цели предполагает решение ряда приоритетных задач, к которым можно отнести: во-первых, обеспечение инновационного характера базового образования, в частности, путем обеспечения компетентностного подхода, взаимосвязи академических знаний и практических умений; во-вторых, модернизацию институтов системы образования как инструментов социального развития, включающей, в том числе, создание образовательной среды, обеспечивающей доступность качественного образования и успешную социализацию для лиц с ограниченными возможностями здоровья.

Эти идеи реализуются в рамках мероприятий Национальной образовательной инициативы "Наша новая школа", которая, определяя основные направления модернизации российской школы, обозначает основные пути повышения его качества. Они имеют непосредственное отношение к нашей школе, в которой  получают образование в соответствии со своими образовательными потребностями обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья, поскольку:

- новая школа - это школа для всех, которая должна обеспечить успешную социализацию детей с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов, детей, оставшихся без попечения родителей и детей, находящихся в трудной жизненной ситуации. Будут учитываться возрастные особенности школьников, по-разному организовано обучение на начальной, основной и старшей ступени;

- новая школа - это учителя с высоким уровнем профессиональной подготовки, готовые к инновационной деятельности, глубоко знающие детскую психологию и особенности развития школьников, также при наличии ограничений здоровья, чуткие и внимательные к интересам и потребностям школьников;

- новая школа – это центр взаимодействия как с родителями и местным сообществом, так и с учреждениями культуры, здравоохранения, спорта, досуга, другими организациями социальной сферы, что имеет особое значение для социализации детей с ограниченными возможностями здоровья.

- новая школа – это современные материально-технические условия реализации образовательных программ, которые включают: доступность безбарьерной среды для всех обучающихся, современное высокотехнологичное учебное оборудование, интерактивные учебные пособия и учебники, соответствующие специфике развития и образовательным возможностям разных групп детей, условия для занятий спортом и творчеством

В этой ситуации необходимо определить методы и инструменты проектирования модели доступной универсальной образовательной среды школы, соответствующей требованиям инновационного развития образования, современным потребностям общества и каждого школьника, в том числе  детей с ограниченными возможностями здоровья.

Ключевые проблемы, на разрешение которых направлен Проект

    Необходимость содержательного обновления и совершенствования учебного процесса при внедрении федерального государственного образовательного стандарта для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья на начальном  общем уровне образования с 1 сентября 2016 года, а именно:

  1.  Необходимость изменений в существующей образовательной системе и  приведения ее в соответствие с нормативной моделью, определяемой федеральным государственным образовательным стандартом для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.
  2. Необходимость запустить новую систему мониторинга (оценивания) в рамках федерального государственного образовательного стандарта для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, ориентированного на индивидуальный прогресс каждого ребенка.
  3. Необходимость создания современной инфраструктуры с функциональной архитектурой компонентов (учитывая безбарьерную доступную среду), включающих столовую, спортивные залы, кабинет оздоровительной физкультуры, логопункт, кабинет психологической разгрузки (сенсорная комната), кабинеты педагога-психолога, учителя-дефектолога, учебные кабинеты для обучающихся с ОВЗ, учебные кабинеты для индивидуальной работы, информационный центр, библиотеку, музей, пандусы, специализированные санузлы и т.д.; высокотехнологичное оборудование, доступный Интернет, интерактивные учебные пособия,  условия для занятий спортом и творчеством.
  4. Необходимость  повышения компетентности педагогических работников школы в соответствии требованиям ФГОС для обучающихся с ОВЗ путем курсовой подготовки и (или) переквалификации.

Социальный эффект от реализации Проекта

    Результатом реализации Проекта  будет являться модернизированная образовательная среда образовательного учреждения, обеспечивающая ожидаемые изменения в результатах образовательного  процесса, по сравнению с ранее действующей системой:  

 - во-первых, данный Проект будет способствовать расширению вариативности и доступности образования для всех групп детей с ограниченными возможностями здоровья, включая детей со сложными дефектами;

-во-вторых, обеспечит детям с высоким потенциалом развития возможность перехода на любом этапе обучения на образовательные программы общего образования, либо после завершения начального общего уровня образования продолжения образования по общеобразовательной программе на уровне  основного общего образования.

1.4. Обоснование значимости Проекта для развития системы образования

        Актуальность разработки и эффективность реализации Проекта предусматривает обязательный учет новых целей, стоящих перед системой образования России, Нижневартовского района, муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Излучинская общеобразовательная средняя школа №1 с углубленным изучением отдельных предметов» и зафиксированных в следующих документах:

  • Федеральный закон от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
  • Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» от 4 февраля 2010 года, Пр-271;
  • Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. № 1662-р;
  • Государственная программа Российской Федерации "Развитие образования" на 2013-2020 годы, (распоряжение Правительства РФ от 15 мая 2013 г. № 792-р);
  • Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, утвержден приказом Министерства образования и науки РФ от 19  декабря 2014 № 1598;
  • Федеральный государственный образовательный стандарт обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), утвержден приказом Министерства образования и науки РФ от 19 декабря .2014 № 1599;
  • Профессиональный стандарт (педагогическая деятельность в начальном общем, основном общем, среднем общем образовании), утвержденный приказом Министерства труда России от 18 октября 2013 года № 544Н;
  • Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 30 августа 2013 г. № 1015  "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования"; 
  • Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 07 июня 2013 г. № ИР – 535/07 «О коррекционном и инклюзивном образовании детей»;
  • Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 10.07.2015 № 26
    "Об утверждении СанПиН 2.4.2.3286-15 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья", СанПиН 2.4.2.3286-15. Зарегистрировано в Минюсте России 14.08.2015 № 38528;
  • Целевая программа развития муниципального бюджетного образовательного учреждения «Излучинская общеобразовательная средняя школа №1 с углубленным изучением отдельных предметов»  на 2011-2016гг. «Создание инновационного образовательного учреждения «Школа достижений», Приказ от 18 мая 2011 года № 2605.

Программа реализации Проекта

1. Исходные теоретические положения

  Актуальность Проекта «Обновление и совершенствование образовательной среды через повышение доступности качественного образования» основана на необходимости создания  условий для получения без дискриминации качественного образования лицами с ограниченными возможностями здоровья, для коррекции нарушений развития и социальной адаптации, оказания ранней коррекционной помощи на основе разработки и внедрения  модели доступной универсальной образовательной среды школы, соответствующей требованиям инновационного развития образования, современным потребностям общества и каждого школьника, в том числе  детей с ограниченными возможностями здоровья.

 При разработке Проекта  учитываются:

- особые образовательные потребности обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и необходимость создания для них специальных условий получения образования;

- неоднородность состава группы детей с ограниченными возможностями здоровья;

- диапазон возможностей освоения детьми с ограниченными возможностями здоровья образовательных программ и вариативность условий их образования.

 Основные  принципы внедрения Проекта:

 - создание благоприятной социальной ситуации развития и образования каждого обучающегося с ограниченными возможностями здоровья в соответствии с его возрастными и индивидуальными особенностями, особыми образовательными потребностями, в том числе, и создание специальных условий для получения образования;

- взаимодействия обучающихся с ограниченными возможностями здоровья со сверстниками, не имеющими таких ограничений;

- приобщения обучающихся с ограниченными возможностями здоровья к общечеловеческим ценностям, социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства.

2. Этапы реализации Проекта

Период реализации Проекта: 2014- 2020 гг. (6 лет: 2014-2015; 2015-2016; 2016-2017; 2017-2018; 2018-2019, 2019-2020 учебные годы).

  1. Организационно- диагностический этап: 2014- 2015, 2015-2016 учебные годы

Содержание деятельности: институциональные преобразования деятельности школы в соответствии с направлениями национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» и введением федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и федерального государственного образовательного стандарта обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями); выявление уровня и состояния образовательного процесса; анализ возможностей совершенствования образовательной среды до реализации Проекта; формирование показателей оценки готовности к введению федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и федерального государственного образовательного стандарта обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).

  1. Теоретический этап: 2016- 2017 учебный год

Содержание деятельности: институциональные преобразования деятельности школы в соответствии с ФЗ № 273 «Об образовании в Российской Федерации», введением федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и федерального государственного образовательного стандарта обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в 1-ых классах; оформление модели доступной универсальной образовательной среды школы; повышение компетентности педагогических работников школы путем курсовой подготовки и (или) переквалификации; оценка готовности к введению федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и федерального государственного образовательного стандарта обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).

  1. Практический этап: 2017- 2018; 2018- 2019 учебные годы

Содержание деятельности: институциональные преобразования деятельности педагогического коллектива в связи с введением оценки готовности к введению федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и федерального государственного образовательного стандарта обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)  во 2-ых, 3-ых классах; построение индивидуального педагогического плана работы; реализация запланированных изменений в образовательной системе образовательного учреждения.

  1. Аналитический этап: 2019- 2020 учебный год

      Введение  федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и федерального государственного образовательного стандарта обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)  в 4-ых классах. Оценка модернизированной образовательной системы образовательного учреждения, соответствующая новым ФГОС; обеспечивающая ожидаемые изменения в результатах образовательного процесса, по сравнению с ранее действующей системой.  Динамика совершенствования модели доступной универсальной образовательной среды школы; мониторинг реализации цели и задач Проекта. Описание и оформление материалов Проекта.

3. Содержание и методы деятельности по каждому этапу

Основными методами деятельности по реализации Проекта являются: теоретический метод – теоретический анализ; эмпирические методы – методы сбора информации, обработки и анализа эмпирических данных; технология проектирования; научно- практические стратегии.

Содержание и методы деятельности по каждому этапу приведены в таблице 1.

Таблица 1

Этап

Содержание деятельности

Виды и формы, методы, средства

I.

Организационно- диагностический этап

Институциональные преобразования школы:

  • подготовка к введению федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и федерального государственного образовательного стандарта обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями);
  • открытие специальных коррекционных классов для детей с ограниченными возможностями здоровья;
  • комплектование контингента обучающихся с ОВЗ на 2016-2017 учебный год;
  • формирование рабочей группы по разработке проекта модернизированной образовательной системы начальной ступени школы  и органов управления программой введения ФГОС.

  • Разработка проекта модернизированной образовательной системы начального общего уровня образования школы.
  • Разработка плана подготовки внедрения ФГОС начального общего образования  обучающихся с  ограниченными возможностями здоровья, ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) на 2015/2016 учебный год.
  • Обновление и разработка нормативного обеспечения внедрения ФГОС.
  • Обновление и совершенствование материально-технической базы школы.
  • Профессиональная переподготовка управленцев по организации обучения обучающихся с ОВЗ.
  • Укомплектованность педагогическими кадрами и узкими специалистами для введения ФГОС.
  • Повышение квалификации педагогических работников.

  • Определение необходимых изменений в существующей образовательной системе начального общего уровня образования.
  • Проблемно-ориентированный анализ состояния учебно-воспитательного процесса и материально-методического обеспечения школы.
  • Анализ требований ФГОС к структуре, условиям и результатам освоения Программы обучающимися с  ОВЗ
  • Текущий мониторинг качества внедрения ФГОС. При необходимости, проведение корректировочных мероприятий
  • Обновление и совершенствование инфраструктуры школы.
  • Приведение условий реализации к требованиям ФГОС.
  • Психолого-педагогические семинары, педагогические и методические советы.
  • Коррекция деятельности методических объединений.
  •   Информирование родителей об особенностях и перспективах обучения обучающихся с ОВЗ через сайт школы, родительские собрания, консультации.

II. Теоретический этап

Институциональные преобразования:

  • внесение изменений в нормативные акты в соответствии с ФЗ №273 "Об образовании в Российской Федерации";
  • внедрение федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и федерального государственного образовательного стандарта обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в 1-х классах;
  • конструирование модели доступной универсальной образовательной среды школы;
  • использование педагогическим коллективом различных форм повышения квалификации и самообразования;
  • изучение педагогами инновационных подходов к обучению и воспитанию обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, новых образовательных технологий;
  • создание условий для осмысления методологических, психологических и дидактических основ, что позволяет педагогам оценить свою подготовку по вопросам обучения  с ограниченными возможностями здоровья;
  • определение оптимальной модели организации внеурочной деятельности обучающихся с ОВЗ.
  • Финансовая обеспеченность реализации прав обучающихся с ОВЗ через муниципальное задание.
  • Повышение квалификации учителей.
  • Проектирование структуры управления и модели доступной универсальной образовательной среды школы.
  • Групповые и индивидуальные консультации для решения затруднений, возникших у ряда учителей.
  • Изучение передового педагогического опыта молодыми специалистами образовательного учреждения.
  • Теоретическая подготовка педагогических работников к использованию инновационного оборудования, ориентированного на продуктивные формы обучения в соответствии с требованиями новых ФГОС.
  • Общешкольное оснащение и оснащение учебных кабинетов, кабинетов внеурочных занятий  специализированными средствами обучения.

III. Практический этап

Институциональные преобразования:

  • внедрение федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и федерального государственного образовательного стандарта обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) во 2-х и 3-х классах;
  • Организация образовательного процесса для обучающихся с ОВЗ.
  • Построение индивидуального образовательного маршрута каждого обучающегося с ОВЗ.
  • Динамика развития образовательного и творческого потенциала каждого обучающегося с ОВЗ.
  • Вовлечение педагогических работников в процесс непрерывного профессионального образования в курсовой и межкурсовой периоды по данному направлению.
  • Практическое применение, обобщение и распределение опыта по реализации Проекта.
  • Анализ и самоанализ полученных результатов.

  • Повышение квалификации педагогов.
  • Организация и проведение семинаров- практикумов, мастер- классов, творческих лабораторий.
  • Диссеминация опыта.
  • Совершенствование общешкольного оснащения и оснащения учебных кабинетов специализированными средствами обучения.
  • Приближение учебных помещений к помещениям для отдыха обучающихся с ОВЗ (рекреация) и санитарным узлам, оборудованных кабинами с дверями в соответствии с требованиями по введению ФГОС ОВЗ.

IV. Аналитический этап

  • Внедрение федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и федерального государственного образовательного стандарта обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в 4-х классах;
  • Подведение итогов работы педагогического коллектива, направленной на реализацию Проекта.
  • Мониторинг реализации цели и задач Проекта.
  • Обработка данных, соотнесение полученных результатов с поставленными целями.
  • Анализ всех результатов.
  • Обобщение, распространение опыта работы педагогов по данному направлению.
  • Описание и публикация опыта по реализации Проекта.

4. Прогнозируемые результаты по каждому этапу

Результаты по итогам I этапа реализации Проекта:

  • Обновление содержания образования в связи с подготовкой к введению федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и федерального государственного образовательного стандарта обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями),  наличием специальных (коррекционных) классов, индивидуальных учебных планов и индивидуальных образовательных маршрутов для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья  (30%).
  • Расширение открытости деятельности образовательного учреждения.
  • Повышение квалификации педагогических и управленческих кадров (50%).

Результаты по итогам II этапа реализации Проекта:

  • Сформированность нормативно-правовой базы (Устав школы, локальные акты, лицензия, аккредитация) в соответствии с ФЗ №273 "Об образовании в Российской Федерации", федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и федеральным государственным образовательным стандартом обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
  • Создание модели доступной универсальной образовательной среды школы, соответствующей требованиям инновационного развития образования, современным потребностям общества и каждого школьника, в том числе  детей с ограниченными возможностями здоровья.
  • Повышение квалификации педагогических и управленческих кадров (70%).

Результаты по итогам III этапа реализации Проекта:

  • Обновление содержания образования в связи с подготовкой к введению федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и федерального государственного образовательного стандарта обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями),  наличием специальных (коррекционных) классов, индивидуальных учебных планов и индивидуальных образовательных маршрутов для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья  (90%).
  • Приближение учебных помещений к помещениям для отдыха обучающихся с ОВЗ (рекреация) и санитарным узлам, оборудованных кабинами с дверями в соответствии с требованиями по введению ФГОС ОВЗ. (100%)
  • Повышение квалификации педагогических и управленческих кадров (100%).

Результаты по итогам IV этапа реализации Проекта:

  • Обновление содержания образования в связи с подготовкой к введению федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и федерального государственного образовательного стандарта обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями),  наличием специальных (коррекционных) классов, индивидуальных учебных планов и индивидуальных образовательных маршрутов для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья  (100%).
  • Развитие системы психолого-педагогического  сопровождения обучающихся с ОВЗ.
  • Создание системы мониторинга (оценивания) в рамках федерального государственного образовательного стандарта для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, ориентированного на индивидуальный прогресс каждого ребенка.
  • Организация публикаций из опыта реализации Проекта в образовательном пространстве Нижневартовского района и Ханты-Мансийского автономного округа- Югры.

5. Необходимые условия организации работы

  1. Различные формы сотрудничества с ресурсными  центрами по сопровождению образовательных организаций Ханты-Мансийского округа – Югры по вопросам инклюзивного образования, территориальной психолого-медико-педагогиченской комиссией Нижневартовского района. 
  2. Стратегическое и тактическое управление школой на основе инновационных проектов, программы Развития, обеспечивающих изменения в деятельности учреждения.
  3. Создание и постоянное совершенствование модели доступной универсальной образовательной среды школы, соответствующей требованиям инновационного развития образования, современным потребностям общества и каждого школьника, в том числе  детей с ограниченными возможностями здоровья.
  4. Организация повышения квалификации педагогов и профессиональной переподготовки руководителей всех структурных подразделений по данному направлению.
  5. Диагностическое сопровождение инновационного Проекта, мониторинг внедрения федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и федерального государственного образовательного стандарта обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями.

6. Средства контроля и обеспечения достоверности результатов

        Ожидаемые результаты реализации Проекта и критерии их оценки приведены в таблице 2.                                                                                         

Таблица 2

Ожидаемые результаты

Критерии и индикаторы

  • Обновление содержания образования в связи с подготовкой к введению федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и федерального государственного образовательного стандарта обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)  (100%).

Инструментарий проведения контроля:

  • статистические показатели;
  • опросы родителей, представителей муниципальной власти и бизнес- общественности.

Наличие специальных (коррекционных) классов индивидуальных учебных планов и индивидуальных образовательных маршрутов для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.

Развитие безбарьерной среды для детей с ограниченными возможностями здоровья.

 Соответствие школьной инфраструктуры, материально- технических условий, методического обеспечения образовательного процесса требованиям федеральных государственных образовательных стандартов.

Создание системы мониторинга (оценивания) в рамках федерального государственного образовательного стандарта для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, ориентированного на индивидуальный прогресс каждого ребенка.

Расширение экономической самостоятельности и открытости деятельности образовательного учреждения

Инструментарий проведения контроля:

  • общественная оценка деятельности школы Управляющего совета;
  • статистические показатели;
  • опросы родителей, представителей муниципальной власти и бизнес- общественности.

Активная деятельность Управляющего Совета по контролю за реализацией программы развития школы и инновационного Проекта.

Повышение процента посещения родительских собраний и родительского всеобуча до 80%.

Постоянное информирование родителей через сайт школы, родительские собрания: (Еженедельная посещаемость обучающимися и родителями до 60%)

Повышение степени удовлетворенности качеством образования в школе со стороны различных субъектов до 90%.

Повышение квалификации педагогических и управленческих кадров (100%)

Инструментарий проведения контроля:

  • включение в план внутришкольного контроля вопросов организации и отслеживания результатов работы с обучающимися с ОВЗ;
  • статистические показатели.

Непрерывное образование и самообразование педагогических работников, узких специалистов.

Сформированность нормативно- правовой базы (Устав школы, локальные акты, лицензия, аккредитация) в соответствии с ФЗ №273 "Об образовании в Российской Федерации"

Инструментарий проведения контроля:

  • внешний аудит;
  • внутришкольный контроль;
  • общественная оценка Управляющего совета.

Внесение изменений в Устав школы.

Перечень утвержденных локальных актов.

Коррекционная программа школы.

Адаптированная общеобразовательная программа школы.

Адаптированные рабочие программы по всем учебным дисциплинам на текущий год.

  • Создание модели доступной универсальной образовательной среды школы, соответствующей требованиям инновационного развития образования, современным потребностям общества и каждого школьника, в том числе  детей с ограниченными возможностями здоровья.

Инструментарий проведения контроля:

  • опросы учащихся, учителей, родителей;
  • статистические показатели;
  • опросы родителей, представителей муниципальной власти и бизнес- общественности

Сконструированность модели доступной универсальной образовательной среды школы.

Развитие взаимодействия ресурсными  центрами по сопровождению образовательных организаций Ханты-Мансийского округа – Югры по вопросам инклюзивного образования, территориальной психолого-медико-педагогиченской комиссией Нижневартовского района. 

Поэтапный переход на новые федеральные государственные образовательные стандарты.

Уровень материально-технического, информационно- методического обеспечения преподавания в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и федерального государственного образовательного стандарта обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).

Уровень реализации Проекта.

  • Развитие системы психолого-педагогического  сопровождения обучающихся с ОВЗ.

 Инструментарий проведения контроля:

  • включение в план внутришкольного контроля вопросов организации и отслеживания результатов работы с обучающимися с ОВЗ
  • статистические показатели;
  • общественная оценка Управляющего совета качества работы школы;
  • опросы родителей, представителей муниципальной власти и бизнес- общественности.

Повышение степени удовлетворенности качеством образования до 90%.

Снижение ассоциативных случаев поведения школьников на 10%.

Увеличение количества мероприятий по поддержке учащихся с ОВЗ, инициированных самими педагогами.

Организация публикаций из опыта реализации Проекта в образовательном пространстве Нижневартовского района и Ханты- Мансийского автономного округа- Югры

Инструментарий проведения контроля:

  • статистические показатели.

Публикации по итогам реализации проекта в Нижневартовском районе, в Ханты- Мансийском автономномо округе - Югре (не менее 2-х).

Публикации педагогов по итогам реализации проекта (до 30% учителей).

7. Перечень учебно-методических разработок по теме Проекта

1. Учебно-методические рекомендации по организации доступной универсальной образовательной среды школы. 

2. Методические материалы по обобщению и распространению опыта работы учителей, реализующих  адаптированную основную  общеобразовательную программу школы.

3. Сборник материалов по итогам реализации проекта «Обновление и совершенствование образовательной среды через повышение доступности качественного образования 

8. Обоснованность возможности реализации Проекта

Проект соответствует основным нормативным требованиям, предъявляемым к содержанию и структуре проектных документов; соответствует действующему законодательству, в частности, отражает цели и задачи «Национальной образовательной инициативы «Наша новая школа», федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и федерального государственного образовательного стандарта обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), «Концепции развития системы образования Ханты-Мансийского автономного округа- Югры до 2020 года». В школе имеется достаточный уровень современной материально- технической базы для реализации Проекта.

9. Информационно- организационное обеспечение управления процессом решения задач

Таблица 3

Задачи

Организационная деятельность

Сконструировать модель доступной универсальной образовательной среды школы, соответствующей требованиям инновационного развития образования, современным потребностям общества и каждого школьника, в том числе  детей с ограниченными возможностями здоровья.

  1. Приведения образовательной системы в соответствие с нормативной моделью, определяемой федеральным государственным образовательным стандартом для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.
  2. Создание системы повышения компетентности педагогических работников школы в соответствии требованиям ФГОС для обучающихся с ОВЗ путем курсовой подготовки и (или) переквалификации.
  3. Организация инновационной деятельности школы.
  4. Реализация Программы развития школы.

Определить перечень базовых требований и критериев к внедрению проекта образовательной организации «Обновление и совершенствование образовательной среды через повышение доступности качественного образования».

  1. Создание системы мониторинга (оценивания) в рамках федерального государственного образовательного стандарта для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, ориентированного на индивидуальный прогресс каждого ребенка.
  2. Создание системы мониторинга  состояния готовности внедрения федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и федерального государственного образовательного стандарта обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
  3. Реализация коррекционной программы школы.

Обеспечить  модернизацию образовательной среды школы, обеспечивающей доступность качественного образования и успешную социализацию для лиц с ограниченными возможностями здоровья.

  1. Создание  современной инфраструктуры с функциональной архитектурой компонентов (учитывая безбарьерную доступную среду), включающих столовую, спортивные залы, кабинет оздоровительной физкультуры, логопункт, кабинет психологической разгрузки (сенсорная комната), кабинеты педагога-психолога, учителя-дефектолога, учебные кабинеты для обучающихся с ОВЗ, учебные кабинеты для индивидуальной работы, информационный центр, библиотеку, музей, пандусы, специализированные санузлы и т.д.; высокотехнологичное оборудование, доступный Интернет, интерактивные учебные пособия,  условия для занятий спортом и творчеством.
  2. Овладение новыми образовательными и информационными технологиями.
  3. Создание развивающей предметно-пространственной среды для обучающихся с ОВЗ.

Внедрить и апробировать модель доступной универсальной образовательной среды школы.

  1. Внедрение системы мониторинга психолого-педагогического сопровождения участников образовательного процесса.
  2. Отчеты по завершению каждого этапа реализации инновационного Проекта (на Педагогическом совете, Управляющем совете).
  3. Работа школьного психолого-медико-педагогического консилиума,  психолого-социально-логопедической службы по отслеживанию реализации Проекта.
  4. Реализация Проекта.

10. Предложения по распространению и внедрению результатов Проекта в массовую практику

Успешная реализация Проекта позволит в будущем транслировать опыт использования  ресурсов образовательного учреждения в Нижневартовском районе для получения качественного образования нового уровня.

11. Обоснование устойчивости результатов Проекта

после окончания его реализации, включая механизмы его ресурсного обеспечения (финансового-экономическое обеспечение)

Обоснование устойчивости результатов Проекта после окончания его реализации будет обеспечено стабильным функционированием Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Излучинская общеобразовательная средняя школа №1 с углубленным изучением отдельных предметов» как образовательной организации, реализующей востребованные образовательные услуги, эффективность которой в условиях финансово-хозяйственной самостоятельности заключается в росте доли доходов от их оказания, росте количества обучающихся, воспользовавшихся доступными образовательными услугами без дискриминации,  в росте уровня технологичности и качества их реализации.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Инновационная деятельность в образовательном учреждении как важнейшая составляющая образовательного процесса и качественного образования

       В современном понимании инновация - это «проявление новых форм или элементов чего-либо, а также вновь образовавшаяся форма, элемент». Синонимом инновации является пон...

Инновационный проект «Модель информационной образовательной среды в условиях внедрения электронного обучения и дистанционных образовательных технологий»

              Введение новых стандартов образования предусматривает реализацию государственной политики в образовании, обеспечивающей равенство и доступность ...

Совершенствование учебно-воспитательного процесса через обновление коррекционно-развивающей среды

Совершенствование учебно-воспитательного процесса через обновление коррекционно-развивающей среды...

Статья по теме "Совершенствование учебно-воспитательного процесса через обновление коррекционно-развивающей среды"

Математика в специальной школе   решает одну из важнейших специальных задач – преодоление недостатков познавательной деятельности у детей с нарушением интеллекта. Изучение матема...

Методические рекомендации по организации инновационного проекта по учебно-исследовательской деятельности через форму сетевого проекта, как образовательного пространства, организованного посредством социального партнерства с помощью сервисов web 2.0»

Использование проектных методик в сочетании с возможностями, предоставляемыми сетевыми ресурсами, развивает культуру ученического исследования, способствует рождению познавательной инициативы обучающи...

Отчет о работе по реализации инновационного проекта (программы) «Социокультурная образовательная среда кадетской школы как способ социализации, самоопределения и патриотического воспитания учащихся» МБОУ "СОКШ №4" за 2020-2021 учебный год.

Отчет о работе (мониторинг) по реализации инновационного проекта (программы) «Социокультурная образовательная среда кадетской школы как способ социализации, самоопределения и патриотич...

Выступление на Межрайонной педагогической конференции «Качественное образование через эффективные управленческие педагогические практики»

Выступление по дополнительному образованию "Допонимание как способ повышения качества итоговой аттестации"...