Проект "Реализация модели финансовой грамотности через объединения дополнительного образования"
проект
Проект "Реализация модели финансовой грамотности через объединения дополнительного образования"
Проект предполагает разработку и внедрение интегрированных учебных программ и курсов, направленных на формирование финансовой грамотности учащихся на начальном и основном уровнях образования посредством объединения дополнительного образования «Педагогический класс».Цель: разработка и внедрение эффективной модели реализации программы финансовой грамотности в соответствии с социальными запросами, в рамках действующего законодательства
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
finansovaya_model.docx | 36.62 КБ |
Предварительный просмотр:
Номинация: лучшая модель реализации программы финансовой грамотности.
Проект "Реализация модели финансовой грамотности через объединения дополнительного образования"
Автор - Сулимкина Елена Вадимовна
МБОУ «СШ№10 с углубленным изучением отдельных предметов»
1. Введение.
Актуальность темы проекта «Реализация модели финансовой грамотности через объединения дополнительного образования» заключается в необходимости создания условий для формирования у учащихся практических компетенций, позволяющих принимать осознанные финансовые решения, и быть ответственными гражданами в экономической и социальной сферах.
Проблема низкой финансовой грамотности является для России относительно новой и с каждым годом все более и более актуальной. По результатам опросников, онлайн тестирований, проводимых при поддержки Банка России, следует отметить, что большинство учащих испытывают трудности при решении самых простых практических финансовых задач. По данным исследования Аналитического центра Национального агентства финансовых исследований (НАФИ), в 2024 году 15% жителей России демонстрируют высокий уровень финансовой грамотности, 57% – средний, а 28% – низкий уровень. Применительно к школьнику, находящемуся на начальном этапе обучения в школе, закладываемые способности управления финансами являются ничем иным, как способностями, непосредственно влияющими на его будущее материальное благополучие. По этой причине на этапе обучения детей младшего школьного возраста правильнее говорить о формировании основ, предпосылок финансовой грамотности. Которые найдут свое логическое, осознанное, практикоориентированное развитие на уровне основного общего образования.
Актуальность проекта обусловлена необходимостью формирования у учащихся базовых знаний и навыков в области финансовой грамотности и отсутствием логически выстроенной модели реализации программы. Проект предполагает разработку и внедрение интегрированных учебных программ и курсов, направленных на формирование финансовой грамотности учащихся на начальном и основном уровнях образования посредством объединения дополнительного образования «Педагогический класс».
Инновационность проекта заключается в разработке и реализации модели программы, основанной на интеграции внеурочной деятельности и дополнительного образования, с целью повышения уровня практической финансовой грамотности и социализации учащихся.
Новизна проекта выражается в следующих аспектах:
1. Организация интеграции внеурочной деятельности и дополнительного образования для реализации модели финансовой грамотности школьников.
2. Увеличение доли участников образовательного процесса, участвующих в реализации мероприятий программы.
2.Основная часть.
В настоящее время участились случаи финансового мошенничества в отношении или с участием несовершеннолетних детей. Не все родители могут обучить своих детей основам финансовой грамотности. И дело здесь не только в отсутствии необходимых навыков у самих родителей, но и в том, что дети относятся к информации, доносимой взрослыми людьми крайне критично: очередное нравоучение или послушали и забыли. Поэтому в проекте источником информации выступают участники объединения дополнительного образования «Педагогический класс». Такая организация имеет ряд преимуществ, во-первых, смена источника информации, методов вовлечения в деятельность, преодоление психологического барьера, непонимания, активизация деятельности (для учеников 1-9 классов). Во-вторых, для наставников – развитие коммуникативных навыков, лидерских способностей, нового социального опыта.
Цель: разработка и внедрение эффективной модели реализации программы финансовой грамотности в соответствии с социальными запросами, в рамках действующего законодательства.
Задачи:
- Внедрение новых подходов к обучению финансовой грамотности: использование интерактивных методов, проектных работ, игровых форм и цифровых ресурсов.
- Вовлечение наибольшего количества учеников в процесс обучения финансовой грамотности для создания условий, формирующих осознанное и ответственное отношение к личным финансам и экономическому поведению.
- Повышение уровня профессиональных компетенций в области финансовой грамотности педагогов.
- Создание учебно-методических материалов и разработка программ дополнительного образования, направленных на формирование финансовой грамотности у всех участников образовательного процесса.
Реализация модели финансовой грамотности через объединения дополнительного образования
2 блока в реализации программы:
1 блок
Работа с учащимися «Педагогического класса» (подготовка наставников).
Работу по подготовке учеников «Педагогического класса» осуществляют педагог-психолог школы и учитель обществознания, прошедший курсовую курсу «Финансовая грамотность».
2 блок
Работа учащихся «Педагогического класса» в рамках занятий внеурочной деятельности «Финансовая грамотность». Осуществляется учениками при тьюторской поддержке учителя обществознания, прошедшего курсовую подготовку «Финансовая грамотность».
Данный блок состоит из 2-х модулей
1модуль –начальная школа
Форма организации: урок-игра, урок-представление
Занятия проводят Буратино и Лиса Алиса (ученики «Педагогического класса»)
2 модуль – основная школа
Формы организации: беседы, круглые столы, дискуссии, практикумы
Содержание 1 блока
Раздел | Темы | Содержание | Количество часов |
Раздел 1 | Психолого-педагогическая подготовка | Психолого-педагогическая грамотность, уровень педагогического мастерства, степень развития педагогических способностей, нравственно –профессиональная воспитанность. Требования, предъявляемые к учителю, работающему в учебных заведениях. Этические и психологические установки педагога: отношение к обучающимся, отношение к организации коллективной деятельности, отношение к самому себе | 6ч |
Раздел 2 | Обучение основам театрального искусства | Элементы сценического искусства, культура речи | 4ч |
Раздел 3 | Изучение тем для проведения занятий в начальной школе |
| 6ч |
Раздел 4 | Изучение тем для проведения занятий в основной школе | 5-6 классы Финансовое планирование Финансовые решения в семье 7-8 классы Экономическая активность и предпринимательство Защита прав потребителей финансовых услуг Банковские услуги Услуги небанковских организаций Страховые услуги 9кл Капитал и инвестиции Деньги и их формы в цифровом обществе Способы защиты от финансового мошенничества | 10ч |
Содержание 2 Блок
1 модуль Проведение занятий в начальной школе
Раздел | Темы | Содержание | Количество часов |
1теория |
|
Доходы и расходы. 3 Основные источники доходов, примеры регулярных и нерегулярных доходов семьи, основные направления расходов семьи, примеры обязательных и необходимых расходов семьи, различие планируемых и непредвиденных расходов. | 6ч |
|
| 6ч | |
2 практика | Решение практикоориентированных задач из сборника «Основы финансовой грамотности» для 1-4-х классов / Составители Н.П. Моторо Н.В. Новоилова, М.М. Шалашова | 6ч |
2 модуль
Раздел | Темы | Содержание | Количество часов |
1теория | 5-6 кл Финансовое планирование Финансовые решения в семье | Личное финансовое планирование. Личный бюджет. Семейный бюджет. Доходы семейного бюджета. Виды доходов семейного бюджета. Источники доходов семейного бюджета. Расходы семейного бюджета. Виды расходов семейного бюджета. Сбережения. Накопления. Дорогие покупки. Бюджетный баланс. Дефицит. Профицит. Бюджетная дисциплина. Налоговое поведение. Контроль расходов. | 6ч |
7-8 кл Экономическая активность и предпринимательство Защита прав потребителей финансовых услуг Банковские услуги Услуги небанковских организаций Страховые услуги | Финансовые потребности личности. Управление личным временем и финансами. Разделение и специализация труда. Трудовые ресурсы. Рынок труда. Наёмный труд. Характеристики современного рынка труда. Виды предпринимательской деятельности. Налоги. Предпринимательские проекты и их цели. Формы предпринимательства. Эмоциональный интеллект. Задачи начинающего предпринимателя. Особенности предпринимательской деятельности. Ответственность предпринимателей перед обществом и государством. Самозанятость. Фондовый рынок. Биржа. Ценные бумаги. Акции. Облигации, государственные облигации. Паевые инвестиционные фонды. Сберегательные сертификаты. Деньги в повседневной жизни Роль денег в достижении жизненных целей. Расходы на жилище. Потребитель финансовых услуг. Финансовый рынок и его участники. Финансовая услуга. Финансовый инструмент | 6ч | |
9кл Капитал и инвестиции Деньги и их формы в цифровом обществе Способы защиты от финансового мошенничества | Банк и его функции. Виды счетов. Рассчетно-кассовые операции. Валюта и операции с ней. Банковский вклад. Депозиты. Система страхования вкладов. Операции с драгоценными металлами. Кредит. Виды кредитов. Потребительский кредит. Автокредитование. Ипотека. Поручительство. Рефинансирование. Виды банковских карт. Овердрафт. Комиссии банков. Цифровой банкинг. Мобиль Природа страхования. Участники рынка страхования. Виды страхования. Страхование имущества. Страхование ответственности. Автострахование. Страхование рисков. Страхование бизнеса. Страховой договор.ные приложения банков. | 6ч | |
2 практика | Решение практикоориентированных задач из сборника «Основы финансовой грамотности» для 5-9-х классов / Составители Н.П. Моторо Н.В. Новоилова, М.М. Шалашова | 6ч |
Методы и приемы:
1.Проведение лекций и семинаров, уроков диспутов,семинаров, Этот метод предполагает проведение занятий , на которых ученикам предоставляется информация о финансовой грамотности. Это может включать в себя лекции о различных аспектах финансовой грамотности, таких как планирование бюджета, сбережения, инвестиции и т.д.
2.Практические занятия. Предполагает решение практикоориентированных задач из сборника «Основы финансовой грамотности».
3.Групповые проекты. Проекты могут помочь ученикам работать вместе и применять свои знания для решения реальных задач. Например ученики могут разработать проект по созданию своего собственного бюджета или составить план инвестиций.
4.Ролевые игры. Игры могут быть использованы для того, чтобы ученики могли применить свои знания в реальных ситуациях Буратино и Лиса Алиса (в начальной школе).
5.Онлайн курсы и материалы. Использование онлайн- курсов и материалов может помочь ученикам получить доступ к информации в любое время и в любом месте. Это включает в себя видеоуроки, электронные книги, онлайн-тесты.
Материалы и оборудования :
1.Учебные материалы: книги, статьи, видеоуроки, обучающие программы.
2.Методические материалы: планы уроков, дидактические материалы, методические рекомендации.
3.Програмное обеспечение: онлайн-платформы для обучения финансовой грамотности, мобильные приложения для обучения.
4.Демонстрационные материалы: финансовые модели, графики, диаграммы, плакаты.
5.Обучающие игры. Настольные и компьютерные игры, финансовые симуляторы.
6.Финансовые продукты: дебетовые карты, кредитные карты, инвестиционные продукты, страховые продукты.
7.Информационные ресурсы: сайты, блоги, форумы, социальные сети о финансовой грамотности.
8.Консультационные услуги: услуги финансовых консультантов, специалистов по финансовому планированию
3. Заключение.
Результаты :
1.Увеличение количества участников, задействованных в реализации проекта, на 30%.
2.Повышение уровня финансовых грамотности у всех участников образовательного процесса не менее 25%.
2.Развитие у школьников навыков принятия обоснованных финансовых решений, что поможет им в будущем правильно управлять своими финансами и избегать финансовых трудностей.
3.Осознание учениками важности образования и профессионального развития для обеспечения своего финансового благополучия.
4. Повышение уровня профессиональных компетенций в области финансовой грамотности педагогов не менее 10%.
Эффективность проекта
1. Развитие критического мышления и принятия решений.
2.Снижение уровня финансового мошенничества и неграмотности.
3.Улучшение навыков управления личными финансами.
4.Создание основы для непрерывного образования и карьерного роста.
Транслирование опыта:
- размещение информации на сайте школы, сетевых сообществ;
- выступления на методических объединениях города;
- создание и поддержка сообщества учителей, родителей и учащихся , заинтересованных в рахвитии финансовой грамотности и применения полученных знаний на практике.
4 Перечень использованных источников информации
- ГБУ ДПО «Санкт-Петербургская академия постдипломного педагогического образования»/[Электронный ресурс] // — URL: https://yandex.ru/maps/org/sankt_ peterburgskaya_akademiya_postdiplomnogo_pedagogicheskogo_obrazovaniya/1010069622/?ll=30.340504%2C59.926727&z=13
- Балакирева, Э. В. Старшеклассники в поле профессионального выбора: педагогический профиль [Текст] / Э. В. Балакирева — Учебно-методическое пособие для учителей. — : С-П.: КАРО, , 2005 — c.
3.Наумова Н.А. Развитие финансовой Грамотности у младших школьников во внеурочной деятельности / Наумова Н.А. [Электронный ресурс] // : [сайт]. — URL: https://docviewer.yandex.ru/view/68291884/?
- Моторо Н.П., Новоилова Н.В., Шалашова М.М. Основы финансовой грамотности» для 5-9-х классов [Текст] / Н.П. Моторо , Н.В. Новоилова, М.М. Шалашова — Сборник математических задач. — Москва: , 2019 — 89 c.
- Моторо Н.П., Новоилова Н.В., Шалашова М.М Основы финансовой грамотности» для 5-9-х классов [Текст] / Н.П. Моторо , Н.В. Новоилова, М.М. Шалашова — Методические рекомендации к сборнику математических задач. — Москва: , 2019 — 148 c.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ФОРМИРОВАНИЕ У ОБУЧАЮЩИХСЯ ИНТЕРЕСА К ПРЕДМЕТУ ЧЕРЕЗ ЗАНЯТИЯ НА ОБЪЕДИНЕНИИ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Одна из проблем в школьном образовании - неуклонное сокращение времени, выделяемого на изучение химии: всего 4 ч в неделю в основной школе (по 2 ч в 8-м и 9-м классах) и по 1 ч в 10-м и 11-...
«Гражданско –патриотическое воспитание учащихся через объединение дополнительного образования «Юные краеведы»
Информация о руководителе объединенияКуркина Валентина Васильевна, учитель иностранного языка АМОУ СОШ п. Парфино, высшей квалификационной категории (в новой форме, 2013г.), стаж работы 34 года, руков...
Коррекционно-воспитательная работа с детьми с ограниченными возможностями здоровья через объединения дополнительного образования
Практика работы школ для детей с ограниченными возможностями здоровья показывает, что рациональная организация объединений дополнительного образования способствует более глубокому и всестороннему разв...
Формирование предприимчивого поведения и мышления учащихся на уроках финансовой грамотности через использование технологий системно-деятельностного подхода.
Инновационный проект по финансовой грамотности....
Формирование финансовой грамотности через проектно-игровую деятельность учащихся (на примере собственного профессионального опыта)
Статья посвящена технологии игрового проектирования в области экономического образования в школе. Игровые технологии не потеряли свою актуальность и значимость, они становятся популярными и востребова...
МОДЕЛЬ И ЕЁ ЭЛЕМЕНТЫ И ПРИНЦИПЫ ФОРМИРОВАНИЯ И ПРОВЕРКИ КОМПЬЮТЕРНОЙ ГРАМОТНОСТИ У ПЕДАГОГА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
В данной статье формулируются основные элементы модели организации подготовки преподавателей дополнительного образования по компьютерной грамотности у детей младшего школьного возраста.Также выделены ...
Открытое внеурочное занятие в рамках стажёрской практики по теме «Оптимизация образовательного процесса через интегрированную модель учебной, внеучебной деятельности и дополнительного образования» "Шаг в профессию"
laquo;Влияние культурно-исторического наследия на воспитание подрастающего поколения – как основа информационно-насыщенной социокультурной образовательной среды школы»...