Загадка, как средство речевого развития детей младшего школьного возраста с ОВЗ.
методическая разработка на тему

Никитская Ольга Валерьевна

Загадка – одна из малых форм устного народного творчества, в которой в предельно сжатой, образной форме даются наиболее яркие, характерные признаки предметов или явлений. Загадки – наши старые и добрые знакомые. Любую из них можно безошибочно узнать «в лицо», при встрече не спутав ни со скороговоркой, ни со считалочкой. Загадка является эффективным средством коррекции психических процессов детей с ОВЗ.

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                                                                                       Никитская О.В., учитель

                                                                                      ГБОУ  школа№432 Колпинского района

                                                                                                                          Санкт-Петербурга

Загадка, как средство  речевого развития детей  младшего школьного возраста с ОВЗ.

     

Дети с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), как правило, имеют задержку развития психики. Выраженность задержки  разная: от лёгкой педагогической запущенности до значительного отставания в интеллектуальном развитии. Дети с ОВЗ много сил тратят на выживание, и сил на развитие остаётся мало. Но их природные возможности бывают значительны. Взрослые просто обязаны их использовать, организуя занятия. Пластичность нервной системы детей с ОВЗ, способность к восстановлению также никто не отменял. Отгадывание загадок - полезная работа для мозга, развивающая все операции мышления. Отгадывание и придумывание загадок оказывает влияние на разностороннее развитие речи детей. Для создания в загадке метафорического образа употребление различных средств выразительности (приема олицетворения, использование многозначности слова, определений, эпитетов, сравнений, особой ритмической организации) способствуют формированию образности речи детей.

Загадки обогащают словарь за счет многозначности слов, помогают увидеть вторичные значения слов, формируют представления о переносном значении слова. Они помогают усвоить звуковой и грамматический строй русской речи, заставляя сосредоточиться на языковой форме и анализировать ее.

Загадки развивают в ребенке догадливость, сообразительность. Загадывается загадка – вопрошаемый ломает голову над отгадкой. Чем смелее выдумка, тем труднее загадка для отгадывания. Невероятность придает образам загадки ясно осознаваемое противоречие реальности, а отгадка вносит порядок в путаницу: все становится на свои места, в согласии с действительными качествами загадываемого предмета.

Говоря другими словами, загадка указывает на особые признаки и свойства, которые присущи только загадываемому предмету. На сходстве и отрицании сходства между предметами она и основана. Это свойство загадки вводит ребенка в размышление о связях между явлениями и предметами окружающего мира, а также об особенностях каждого предмета и явления.

Подборка загадок и технология работы с ними с детьми ОВЗ (тяжёлая соматика, ДЦП, ЗПР) даны из опыта работы.  

Технология работы с загадками следующая.

Подготовка материала для отгадывания загадок

  1. Распечатываем 2 раскраски (одна из них отгадка), чтобы было из чего выбрать. Размер небольшой, А5 подойдёт. Если нет принтера, лист бумаги к монитору и аккуратненько обвести раскраску мягким карандашом, чтобы не повредить экран. Ниже мы приложим набор загадок из опыта работы с  детьми с ОВЗ. Применяйте эти раскраски для отгадок.
  2. Берем загадку, очень простую. Ответ на неё легко вычисляется. Если ребёнок не говорит ещё (бывает и такое), поощряйте звукоподражание, жесты, мимику.
  3. Понадобится фломастер или мягкий зелёный карандаш.

Ход занятия.

Инструкция. Сейчас будем отгадывать загадку (текст на картинке вверху). Слушай внимательно, о ком это я рассказываю. Как догадаешься, мне скажешь.

Читаете загадку. Потом переспрашиваете своего ребёнка с ОВЗ, всё ли он понял, может нужно прочитать ещё раз.

При необходимости читаете ещё раз (и сколько попросит).Полезно вместе с ребёнком повторить загадку вместе. Возможно, он повторит.

Если нет, повторяйте сами, поощряя активность ребёнка с ОВЗ, стремление говорить вместе с вами: слова, звуки, жесты, выражение лица и прочую «продукцию». Словом, сделайте всё, чтобы он загадку понял и немножечко запомнил. Обсудите некоторые слова: квакушка – что делает, как голос подаёт.

Если ребёнок говорит отгадку, даёте ему контурный рисунок для раскрашивания. Если нет, дайте 2 раскраски. Пусть выберет отгадку с опорой на наглядность. В тяжёлых случаях, возьмите его руку в свою и покажите соответствующую картинку.

Комментарий. Порой педагоги критикуют такое обучение: ребёнок должен действовать самостоятельно. Но надо понимать, что у нас дети с ОВЗ (ограниченными возможностями здоровья), и ограничения бывают значительные.

Что делать с картинкой – раскраской? Всё, что ребёнку с ОВЗ доступно:

  1. Обвести контуры, а потом раскрасить. Добавить детали сюжета: болото, болотные растения.
  2. Просто обвести контуры, проговаривая названия частей лягушки.

Если ребёнок не может, обведите контур его рукой, также проговаривая названия.

Пример.

Мать слабовидящего только тени ребёнка выкладывала контур лягушки пластилином. Потом расслабленной рукой сына (у ребёнка ещё и паралич) брала горошины, втыкала их в пластилин. А затем уже его пальчиками обводила контур, возвращаясь к этой работе после нескольких дней перерыва.

Подборка загадок для занятий с детьми с ОВЗ

Хитрая плутовка, рыжая головка.

Хвост пушистый – краса! А зовут её…

(Лиса) 

 

Летом на болоте вы её найдёте.

Зелёная квакушка. Кто это?

(Лягушка)

Живёт спокойно, не спешит.

На всякий случай носит щит.

Под ним, не зная страха,

Гуляет…

(Черепаха) 

 

Чик-чирик!

К зёрнышкам прыг!

Клюй, не робей!

Кто это?

(Воробей)

Хвост крючком,

Нос пятачком.

(Свинья) 

 

Круглое, румяное

С дерева достану я.

(Яблоко)

Приказало солнце:

Стой, семицветный мост, крутой!

Туча скрыла солнца свет –

Рухнул мост, а щепок нет.

(Радуга) 

 

На спине иголки,

Длинные, колкие.

А свернётся он в клубок –

Нет ни головы, ни ног.

(Ёж)

Глазищи, усищи, хвостище.

А моется всех чище.

(Кот) 

 

Стоят в поле сестрички:

Жёлтый глазок, белые реснички.

(Ромашки)

Мягкие лапки,

А в лапках царапки.

(Котик) 

 

Белый камень

В воде тает.

(Сахар)

Весной вырастают,

Осенью опадают.

(Листья) 

 

Мычит: «Му-у!»

Кто это? Не пойму.

(Корова)

Шевелились у цветка

 Все четыре лепестка.

Я сорвать его хотел –

Он вспорхнул и улетел.

(Бабочка) 

 

Мойдодыру я родня,

Отверни-ка ты меня.

И холодною водою

Живо я тебя умою.

(Кран с водой)

Я пыхчу, пыхчу, пыхчу.

Сто вагонов я тащу.

(Паровоз) 

 

Расту в земле на грядке я.

Красная, длинная, сладкая.

(Морковь)

Стеклянный домик на окне

С прозрачною водой.

С камнями и песком на дне

И с рыбкой золотой.

(Аквариум) 

 

Кинешь в стенку –

А я отскочу.

Бросишь на землю –

А я подскочу.

(Мяч)

На дворе сидит,

Дом сторожит.

Чужих не пускает,

 Громко лает.

(Собака)

 

Отворилась тихо дверь,

И вошёл усатый зверь.

Сел у печки, жмурясь сладко,

И умылся серой лапкой.

(Кот)

Что это у Галочки?

Ниточка на палочке,

Палочка в руке,

А ниточка в реке.

(Удочка) 

 

Ты весь мир обогреваешь.

И усталости не знаешь.

Улыбаешься в оконце.

И зовут тебя все…

(Солнце)

Шипит, гогочет, ущипнуть меня хочет.

Я иду, не боюсь. Кто же это?

(Гусь) 

 

Кто зимой в трубе гудит?

За окном кто воет?

(Ветер)

Кто по снегу быстро мчится,

Провалиться не боится.

(Лыжи, санки) 

Белое одеяло на землю упало.

Солнце припекло – одеяло потекло.

(Снег)

Светит, сверкает, всех согревает.

(Солнце)

В воде я живу.

Без воды пропаду.

(Рыбка)

Если отгадывание загадки  пока недоступно, пропустите её. Для более продвинутых детей с ОВЗ загадки полезно усложнять. Младшим школьникам можно предложить рифмованные загадки, в которых отгадка рифмуется с текстом загадки.

Детям предлагается более широкая тематика загадок: о домашних и диких животных, об одежде, о продуктах, о явлениях природы, о транспорте и т. д. Характеристика предмета загадки может быть дана полно, подробно, как «мини-рассказ» о предмете. Рекомендуются загадки с простыми сравнениями и прозрачными метафорами. Детям предлагаются более сложные виды логических задач: сравнение, исключение, сопоставление и др.

Придумывание загадок сложнее, чем их отгадывание. На первых порах дети с трудом придумывают загадки по образцу данной загадки. Но чем больше эта работа проводится, тем интереснее загадки придумывают дети и с большим желанием. Изучая темы по познавательному развитию, рекомендуется учить детей придумывать загадки на все предметы: овощи, фрукты, домашних животных, вещи, мебель и другие предметы. Детям очень нравится вид этой творческой работы. Придуманные загадки можно записывать в оформленные альбомы. Потом их использовать в работе: на занятиях, в игре. Желаю успехов!

 

               


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Роль нетрадиционных техник рисования в развитии детей школьного возраста».

 Моя работа заключается в использовании нетрадиционных техник в рисовании. Рисование нетрадиционными способами, увлекательная, завораживающая деятельность, которая удивляет и в...

Доклад-выступление на методическом объединении на тему: "Кризисы развития детей школьного возраста"

Поступление в школу ведет к кардинальному изменению в системе социальных отношений и деятельности ребенка и совпадает с периодом второго физиологического кризиса приходящегося на возраст 7 лет. В орга...

Конспект занятия по теме "Полезные телефоны" разработан для учащихся со сложными и множественными нарушениями развития среднего школьного возраста

Конспект занятия по теме "Полезные телефоны" (направление социальное развитие) разработан для учащихся со множествеными и тяжелыми нарушениями развития среднего школьного возраста.Цель занятия: -...

Конспект занятия по теме "Простые правила дорожного движения. Светофор. Пешеходный переход" разработан для учащихся со сложными и множественными нарушениями развития среднего школьного возраста

Конспект занятия по теме "Простые правила дорожного движения. Светофор. Пешеходный переход" (направление социальное развитие) разработан для учащихся среднего школьного возраста со сложными и множеств...

Картотека игр и упражнений для детей младшего школьного возраста для развития наглядно – образного мышления детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития.

В основе коррекционной работы дефектолога с детьми, имеющими отклонения в развитии, должно быть реализовано фундаментальное положение отечественной психологии о генетической связи разных форм мышления...

Мониторинг речевого развития детей школьного возраста

Проблема нарушений устной и письменной речи у школьников одна из самых актуальных, так как чтение и письмо на начальных этапах обучения являются целью, а в дальнейшем средством получения знаний обучаю...