Информационно – коммуникационные технологии – фендамент для формирования универсальных учебных действий у обучающихся с ОВЗ.
статья на тему
При реализации ФГОС ОВЗ важной задачей является работа по формированию унивесальных учебных действий.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_uud.docx | 23.46 КБ |
Предварительный просмотр:
Информационно – коммуникационные технологии – фендамент для формирования универсальных учебных действий у обучающихся с ОВЗ.
Важной задачей по реализации ФГОС ОВЗ является работа по формированию универсальных учебных действий. Сегодня УУД - это совокупность способов действий обучающегося, которая обеспечивает его способность к самостоятельному усвоению новых знаний, включая и организацию самого процесса усвоения. У детей с ОВЗ эти способы действий сформированы в разной степени и, как правило, дефицитарно. Необходимо пересмотреть привычные подходы к обучению детей с ОВЗ, признать активную роль обучающегося в обучении, изменение представлений о содержании взаимодействия педагога и обучающегося. И в этом очень помогает использование современных педагогических технологий, а именно информационно - коммуникационных технологий.
Одним из основных положений ФГОС ОВЗ является формирование универсальных учебных действий (УУД), как важнейший результат реализации Стандарта. В то же время, использование ИКТ принципиальным образом увеличивает возможности для такого формирования. Можно сказать, что без применения ИКТ формирование УУД в объемах и измерениях, очерченных стандартом, невозможно. Тем самым ИКТ-компетентность становится фундаментом для формирования УУД в современной школе.
В результате использования средств и инструментов ИКТ и ИКТ-ресурсов для решения разнообразных учебно-познавательных и учебно-практических задач у обучающихся с ОВЗ будут сформированы и развиты необходимые универсальные учебные действия и учебные умения, что заложит основу успешной учебной деятельности в школе.
Формирование ИКТ-компетентности обучающихся с ОВЗ происходит в рамках предметно-практической деятельности, как в процессе изучения различных предметов, так и во внеурочной деятельности.
Для использования информационно – коммуникационных технологий в школе, где обучаются дети с ОВЗ, создана оптимальная информационно – образовательная среда. Рабочее место каждого педагога оборудовано компьютером, мультимедийным проектором и экраном (или интерактивной доской). На сегодняшний день в школе всё большую популярность набирает модель «Один ученик – один компьютер». На столе каждого обучающего необычный набор: тетрадь, учебник и ноутбук. Реализуются четыре основных формы работы обучающихся с применением средств ИКТ: работа в адаптированных обучающих программных средах, проектная деятельность, работа с предметными тренажерами, коммуникация на учебных сайтах.
В примерных АООП НОО ТНР и АООП НОО ЗПР прописаны предметные результаты в области информатики, которые должен освоить обучающийся с ОВЗ (в рамках учебных предметов «Математика» и «Технология (Труд)»): знание назначения основных устройств компьютера для ввода, вывода, обработки информации; умение пользоваться простейшими средствами текстового редактора; умение работать с цифровыми образовательными ресурсами, готовыми материалами на электронных носителях; умение работать с простыми информационными объектами (текст, таблица, схема, рисунок): создание, преобразование, сохранение, удаление, вывод на принтер; умение создавать небольшие тексты по интересной для обучающихся тематике; соблюдать правила безопасной работы на компьютере.
Содержание различных учебных предметов в школе даёт возможность использования ИКТ-компетентности для формирования умения добывать знания, что приводит к формированию УУД.
При освоении познавательных универсальных учебных действий ИКТ играют ключевую роль в таких общеучебных универсальных действиях, как: поиск информации; фиксация (запись) информации с помощью различных технических средств; структурирование информации, её организация и представление в виде диаграмм, картосхем, линий времени и пр.; создание простых гипермедиасообщений; построение простейших моделей объектов и процессов.
ИКТ является важным инструментом для формирования коммуникативных универсальных учебных действий. Для этого используются: обмен гипермедиасообщениями; выступление с аудиовизуальной поддержкой; фиксация хода коллективной/личной коммуникации; общение в цифровой среде (электронная почта, чат, видеоконференция, форум, блог).
При освоении личностных действий формируются: критическое отношение к информации и избирательность её восприятия; уважение к информации о частной жизни и информационным результатам деятельности других людей; основы правовой культуры в области использования информации.
При освоении регулятивных универсальных учебных действий обеспечиваются: оценка условий, алгоритмов и результатов действий, выполняемых в информационной среде; использование результатов действия, размещённых в информационной среде, для оценки и коррекции выполненного действия; создание цифрового портфолио учебных достижений обучающегося.
Таким образом, компьютерные технологии призваны стать неотъемлемой частью целостного образовательного процесса, значительно повышающей его эффективность, способствующего формированию УУД в условиях внедрения ФГОС ОВЗ.
Библиографический список:
- Концепция Федерального государственного образовательного стандарта для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья. URL: http://minobr.gov-murman.ru/files/Lows/Gener_edu/OVZ/Cons_FGOS_OVZ.pdf
- Проекты адаптированных основных общеобразовательных программ. URL: http://fgos-ovz.herzen.spb.ru
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование универсальных учебных действий у обучающихся на ступени начального общего образования в МОУ «СОШ №2 с УИОП»
Формирование универсальных учебных действий у обучающихся на ступени начального общего образования в МОУ «СОШ №2 с УИОП» Выступление на ММО учителей начальных классов. Обсуждение ФГОС второ...
Формирование универсальных учебных действий у обучающихся средствами учебного предмета «Информатика и ИКТ
Переход на Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования заставляет задуматься над особенностями и подходами формирования универсальных учебных действий (УУД). Инфо...
ПРОГРАММА ЛИЧНОСТНОГО РАЗВИТИЯ И ФОРМИРОВАНИЯ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ У ОБУЧАЮЩИХСЯ НА СТУПЕНИ НАЧАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ (ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА «ШКОЛА 2100»)
Личностное результаты и универсальные учебные действия обучающихся в Федеральном государственном образовательном стандарте и Образовательной системе «Школа 2100»...
ФОРМИРОВАНИЯ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ У ОБУЧАЮЩИХСЯ НА СТУПЕНИ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
Планируемые результаты освоения предметных программ начальной ступени образования являются одним из важнейших механизмов модернизации образования. Они строятся с учетом основных нормативных документов...
Формирование универсальных учебных действий у обучающихся с ограниченными возможностями здоровья
В материале представлены примерные виды заданий и упражнений. направленные на коррекцию и развитие высших психических функций. А также на формирование универсальных учебных действий...
Формирование универсальных учебных действий у обучающихся с ограниченными возможностями здоровья
В материале представлены некоторые виды заданий и упражнений, направленные на развитие высших психических функций и формирование УУД...
Информационно-коммуникативные технологии как инструмент формирования универсальных учебных действий и реализации проектно – исследовательской деятельности учащихся
Материалы заочной региональной научно-практической конференции «Образовательные технологии, обеспечивающие достижение требований ФГОС к результатам деятельности общеобразовательной школы», март 2014 ...