Рабочая программа «Альтернативная коммуникация» коррекционный курс логопедических занятий для 1 классов
рабочая программа на тему

Ралкова Евгения Сергеевна

Рабочая программа «Альтернативная коммуникация»  коррекционный курс логопедических занятий для 1 классов

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл alternativnaya_kommunikatsiya.docx67.13 КБ

Предварительный просмотр:

УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ
МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДСКОЙ ОКРУГ «ОХИНСКИЙ»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

 ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 4 Г. ОХИ
694490, г. Оха, ул. Школьная, д. 15. Тел. (факс) 8-(42437)-3-28-21

e-mail: shkola4okha@mail.ru

Рассмотрено

методическим советом

Протокол № 7

от «30» июня 2017

Согласовано

педагогическим советом

протокол № 6

от «08» июня 2017

Утверждаю

Директор МБОУ ОШ № 4 г. Охи

Приказ № 116 – ОД

от «14» июня 2017

______________ Е.Х. Съемщикова

Рабочая программа «Альтернативная коммуникация»

 коррекционный курс логопедических занятий

для 1 классов

(ступень образования)

на 2017 – 2018 учебный год

(срок реализации программы)

Составлена на основе

  Адаптированной основной общеобразовательной программы

 образования обучающихся с умственной отсталостью

 (интеллектуальными нарушениями) и

тяжелыми множественными нарушениями развития.

(вариант 2)

Составлена учителем – логопедом Амировой А.Э.и учителем- логопедом Ралковой Е. С.

(Ф.И.О. учителя, составившего рабочую учебную программу)

г. Оха, 2017 г.

Содержание

стр

Пояснительная записка

3

Общая характеристика учебного предмета

4

Описание места учебного предмета в учебном плане

6

Планируемые личностные и предметные результаты

7

Содержание учебного предмета

9

Критерии оценки по предмету

13

Описание учебно–методического и материально-технического   обеспечения

14

Приложение.  (Календарно-тематическое планирование)  

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 Рабочая программа  коррекционного курса «Альтернативная коммуникация» образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) и тяжелыми множественными нарушениями развития (вариант 2) составлен на основе:

  • Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации";
  • Санитарно-эпидемиологических требований к условиям и организации обучения и воспитания в учреждениях,  осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья 2.4.2.3286-15, утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 10 июля 2015 г. № 26.
  • Федерального государственного образовательного стандарта  образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), утвержденного Приказом Минобрнауки России от 19.12.2014 № 1599;
  • Федерального базисного учебного плана, утвержденного приказом Министерства образования Российской Федерации от 10.04.2002 № 29/2065-п «Об утверждении учебных планов специальных (коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии», в части, не противоречащей законодательству в сфере образования;
  • Адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями);
  • Положения о рабочей программе МБОУ ОШ № 4 Г. ОХИ от 22.08.2016 г. приказ № 130 – ОД

Основными задачами коррекционной работы являются выбор доступного ребенку средства невербальной коммуникации, овладение выбранным средством коммуникации и использование его для решения соответствующих возрасту житейских задач.

В программе реализованы в соответствии с этиопатогенетической симптоматикой речевого нарушения следующие принципы дошкольной коррекционной педагогики:

  • принцип развивающего обучения (формирование «зоны ближайшего развития»);
  • принцип единства диагностики и коррекции отклонений в развитии;
  • принцип генетический, раскрывающий общие закономерности  развития  детской  речи  применительно  к разным вариантам речевого дизонтогенеза;
  • принцип  коррекции  и  компенсации,  позволяющий
    определить адресные логопедические технологии в зависимости от структуры и выраженности речевого нарушения;
  • деятельностный   принцип,   определяющий   ведущую деятельность, стимулирующую психическое и личностное развитие ребенка с отклонением в речи.


Общая характеристика учебного предмета:

У ребенка с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью, с ТМНР, не владеющего вербальной речью, затруднено общение сокружающими, что в целом нарушает и искажает его психическое и интеллектуальное развитие. В этой связи обучение ребенка речи сиспользованием альтернативных (дополнительных) средств коммуникации является необходимой частью всей системы коррекционно-педагогической работы.

Альтернативные средства общения могут использоваться для дополнения речи (если речь невнятная, смазанная) или ее замены, в случае ее отсутствия:

  • Указание взглядом на объект при выражении своих желаний, ответе на вопрос.
  • Выражение мимикой согласия (несогласия), удовольствия (неудовольствия)/
  •  приветствие (прощание) с использованием мимики.
  • Развитие речи средствами невербальной коммуникации.
  • Импрессивная речь/
  • Понимание простых по звуковому составу слов (мама, папа, дядя и др.).
  • Реагирование на собственное имя. Узнавание (различение) имён членов семьи, учащихся класса, педагогов.
  • Понимание слов, обозначающих предмет (посуда, мебель, игрушки, одежда, обувь, животные, овощи, фрукты, бытовые приборы, школьные принадлежности, продукты, транспорт, птицы и др.).
  • Понимание обобщающих понятий (посуда,мебель, игрушки, одежда, обувь, животные, овощи, фрукты, бытовые приборы, школьные принадлежности, продукты, транспорт, птицы и др.).
  • Понимание слов, обозначающих действия предмета (пить, есть, сидеть, стоять, бегать, спать, рисовать, играть, гулять и др.).
  • Понимание слов, обозначающих признак предмета (цвет, величина, форма и др.).
  • Понимание слов, обозначающих признак действия, состояние (громко, тихо, быстро, медленно, хорошо, плохо, весело, грустно и др.).
  • Понимание слов, указывающих на предмет, его признак (я, он, мой, твой и др.).
  • Понимание слов, обозначающих число, количество предметов (пять, второй и др.).
  • Понимание слов, обозначающих взаимосвязь слов в предложении(в, на, под, из, из-за и др.). Понимание простых предложений.
  • Понимание сложных предложений. Понимание содержания текста.

Коррекционный курс включает следующие разделы:

  • Развитие речи средствами невербальной коммуникации
  • Импрессивная речь
  • Экспрессия с использованием средств невербальной коммуникации.
  • Чтение и письмо
  • Глобальное чтение.

Развитие речи.

В содержании логопедических программ учтены общие  специфические особенности психического развития детей дошкольного возраста, а также особенности развития тяжело и умеренно умственно отсталых детей, новые вариативные формы организации коррекции отклонений развития, а также необходимость взаимодействия целей и задач дифференцированного и интегрированного обучения и воспитания детей с разными проявлениями патологии.

У ребенка с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью, с ТМНР, не владеющего вербальной речью, затруднено общение с окружающими, что в целом нарушает и искажает его психическое и интеллектуальное развитие. В этой связи обучение ребенка речи с использованием альтернативных средств коммуникации является необходимой частью всей системы коррекционно-педагогической работы. Альтернативные средства общения могут использоваться для дополнения речи (если речь невнятная, смазанная) или ее замены, в случае ее отсутствия:

Указание взглядом на объект при выражении своих желаний, ответе на вопрос. Выражение мимикой согласия (несогласия), удовольствия (неудовольствия); приветствие (прощание) с использованием мимики.

Развитие речи средствами невербальной коммуникации

Импрессивная речь

Понимание простых по звуковому составу слов (мама, папа, дядя и др.) Реагирование на собственное имя. Узнавание (различение) имён членов семьи, учащихся класса, педагогов. Понимание слов, обозначающих предмет (посуда, мебель, игрушки, одежда, обувь, животные, овощи, фрукты, бытовые приборы, школьные принадлежности, продукты, транспорт, птицы и др.).Понимание обобщающих понятий (посуда, мебель, игрушки, одежда, обувь, животные, овощи, фрукты, бытовые приборы, школьные принадлежности, продукты, транспорт, птицы и др.).Понимание слов, обозначающих действия предмета (пить, есть, сидеть, стоять, бегать, спать, рисовать, играть, гулять и др.). Понимание слов, обозначающих признак предмета (цвет, величина, форма и др.).Понимание слов, обозначающих признак действия, состояние (громко, тихо, быстро, медленно, хорошо, плохо, весело, грустно и др.). Понимание слов, указывающих на предмет, его признак (я, он, мой, твой и др.). Понимание слов, обозначающих число, количество предметов (пять, второй и др.). Понимание слов, обозначающих взаимосвязь слов в предложении(в, на, под, из, из-за и др.). Понимание простых предложений. Понимание сложных предложений. Понимание содержания текста. В программах реализованы в соответствии с этиопатогенетической симптоматикой речевого нарушения следующие принципы дошкольной коррекционной педагогики:

принцип развивающего обучения (формирование «зоны ближайшего развития»);

принцип единства диагностики и коррекции отклонений в развитии;

принцип генетический, раскрывающий общие закономерности  развития  детской  речи  применительно  к разным вариантам речевого дизонтогенеза;

принцип  коррекции  и  компенсации,  позволяющий
определить адресные логопедические технологии в зависимости от структуры и выраженности речевого нарушения;

деятельностный   принцип,   определяющий   ведущую деятельность, стимулирующую психическое и личностное развитие ребенка с отклонением в речи.

Описание места учебного предмета, курса в учебном плане

В Федеральном компоненте государственного стандарта «Речь и альтернативная коммуникация» обозначен как самостоятельный предмет, что подчеркивает его особое значение в системе образования детей с ОВЗ. На его изучение в 1 классе отведено 66 часов, 2 часа в неделю, 33 учебные недели.

Планируемые личностные и предметные результаты

Предметные  результаты освоения конкретного коррекционного курса

  • Понимание обращенной речи и смысла доступных невербальных графических знаков (рисунков, фотографий, пиктограмм и других графических изображений),неспецифических жестов  
  • Овладение вступать в контакт, поддерживать и завершать его, используя традиционные (вербальные) и альтернативные средства коммуникации, соблюдая общепринятые правила поведения
  • Умение пользоваться доступными средствами коммуникации в практике экспрессивной и импрессивной речи для решения соответствующих возрасту житейских задач
  • Умение использование предметов для выражения путем на них жестом, взглядом Использование доступных жестов для передачи сообщения
  • Понимание слов, обозначающие объекты и явления природы, объекты рукотворного мира и деятельность человека
  • Умение использовать усвоенный словарный и фразовый материал в коммуникативных ситуациях
  • Обучение глобальному чтению в доступных ребенку пределах
  • Формирование навыка понимания смысла узнаваемого слова; копирование с образца отдельных букв

Личностные результаты

  • Основы персональной идентичности, осознание своей принадлежности определенному полу, осознание себя как «Я»;
  • Социально – эмоциональное участие в процессе общения и деятельности;
  • Формирование социально ориентированного взгляда на окружающий мир в органичном единстве и разнообразии природной и социальной части.

Базовые учебные действия.

  • Подготовка ребенка к нахождению и обучению в среде сверстников, к эмоциональному, коммуникативному взаимодействию с группой обучающихся:
  • входить и выходить из учебного помещения со звонком;
  • ориентироваться в пространстве класса (зала, учебного помещения), пользоваться учебной мебелью;
  • адекватно использовать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из-за парты и т. д.);
  • принимать цели и произвольно включаться в деятельность;
  • передвигаться по школе, находить свой класс, другие необходимые помещения


Содержание учебного предмета

Название темы и содержание

Формы и методы работы

Содержание

1

Обследование

«Игрушки»

«Одежда»

Наглядный.

практический: игры, упражнения, самостоятельные работы

Развитие общей моторики 

- Свободно ходить

- При поддержке за обе руки подниматься и опускаться по лесенке и горке

Развитие мелкой моторики

- Поднимать мелкие предметы

- Строить башню из 3-х кубиков

Сенсорное развитие 

- Ориентироваться в 2-х контрастных величинах

- Ориентироваться в 2-х цветах

- Собирать пирамидку из 3-4 колец

Овладение предметными действиями

- Фиксация взгляда на лице

- Фиксация взгляда на игрушке

- Захват горстью

- Игры с кубиками

Формирование игровой деятельности

 - Воспроизводить в игре действия с предметами (кормить куклу)

- Адекватно использовать игрушки

Использование жестов, как средства общения

- Рукопожатие и прощание

- Умение использовать указательный жест

Работа с пиктограммами

- Знать 1-2 пиктограммы

- Идентифицировать символ

Восприятие речи

- Умение реагировать на простой жест и выполнять 2 простых указания

- Умение выбирать из разных предметов или картинок то, что нужно

- Умение реагировать на жесты и выполнять простые указания

2

 «Одежда»

«Мебель»

Наглядный.

практический: игры, упражнения, самостоятельные работы

Развитие общей моторики 

- Приседать на корточки

- Взбираться на невысокие предметы

- Ходить по лежащей на полу дорожке

- Перешагивать через веревку или палку, положенную на пол или приподнятую

Развитие мелкой моторики

- Ловко поднимать мелкие предметы пинцетообразным движением

- Переворачивать страницы

Сенсорное развитие 

- Ориентироваться в 2-х контрастных величинах

- Ориентироваться в 2-х цветах

- Собирать пирамидку из 3-4 колец

- Выбирать самый большой и самый маленький предмет

Овладение предметными действиями

- Фиксация взгляда на лице

- Фиксация взгляда на игрушке

- Захват горстью

- Игры с кубиками

Формирование игровой деятельности

 - Воспроизводить в игре действия с предметами (кормить куклу)

- Адекватно использовать игрушки

Использование жестов, как средства общения

- Рукопожатие и прощание

- Умение использовать указательный жест

Работа с пиктограммами

- Знать 1-2 пиктограммы

- Идентифицировать символ

- Выбирать нужную пиктограмму

Восприятие речи

- Умение реагировать на простой жест и выполнять 2 простых указания

- Умение выбирать из разных предметов или картинок то, что нужно

- Умение реагировать на жесты и выполнять простые указания

3

 «Мебель»

«Дикие животные»

«Домашние животные»

Наглядный.

практический: игры, упражнения, самостоятельные работы

Развитие общей моторики 

- Приседать на корточки

- Взбираться на невысокие предметы

- Ходить по лежащей на полу дорожке

- Перешагивать через веревку или палку, положенную на пол или приподнятую

Развитие мелкой моторики

- Ловко поднимать мелкие предметы пинцетообразным движением

- Переворачивать страницы

Сенсорное развитие 

- Ориентироваться в 2-х контрастных величинах

- Ориентироваться в 2-х цветах

- Собирать пирамидку из 3-4 колец

- Выбирать самый большой и самый маленький предмет

Овладение предметными действиями

- Перекладывание из одной руки в другую

- Бросание

- Перекладывание предметов

-Рисование

Формирование игровой деятельности

 - Воспроизводить в игре действия с предметами (кормить куклу)

- Адекватно использовать игрушки

Использование жестов, как средства общения

- Рукопожатие и прощание

- Умение использовать указательный жест

Работа с пиктограммами

- Знать 1-2 пиктограммы

- Идентифицировать символ

- Выбирать нужную пиктограмму

Восприятие речи

- Умение реагировать на простой жест и выполнять 2 простых указания

- Умение выбирать из разных предметов или картинок то, что нужно

- Умение реагировать на жесты и выполнять простые указания

4

 «Дикие и домашние животные»

«Посуда»

«Продукты питания»

Наглядный.

практический: игры, упражнения, самостоятельные работы

Развитие общей моторики 

- Свободно ходить

- При поддержке за обе руки подниматься и опускаться по лесенке и горке

Развитие мелкой моторики

- Поднимать мелкие предметы

- Строить башню из 3-х кубиков

Сенсорное развитие 

- Ориентироваться в 2-х контрастных величинах

- Ориентироваться в 2-х цветах

- Собирать пирамидку из 3-4 колец

Овладение предметными действиями

- Фиксация взгляда на лице

- Фиксация взгляда на игрушке

- Захват горстью

- Игры с кубиками

Формирование игровой деятельности

 - Воспроизводить в игре действия с предметами (кормить куклу)

- Адекватно использовать игрушки

Использование жестов, как средства общения

- Рукопожатие и прощание

- Умение использовать указательный жест

Работа с пиктограммами

- Знать 1-2 пиктограммы

- Идентифицировать символ

Восприятие речи

- Умение реагировать на простой жест и выполнять 2 простых указания

- Умение выбирать из разных предметов или картинок то, что нужно

- Умение реагировать на жесты и выполнять простые указания

5

 «Продукты питания»

«Весна»

«Части тела»

Наглядный.

практический: игры, упражнения, самостоятельные работы

Развитие общей моторики 

- Приседать на корточки

- Взбираться на невысокие предметы

- Ходить по лежащей на полу дорожке

- Перешагивать через веревку или палку, положенную на пол или приподнятую

Развитие мелкой моторики

- Ловко поднимать мелкие предметы пинцетообразным движением

- Переворачивать страницы

Сенсорное развитие 

- Ориентироваться в 2-х контрастных величинах

- Ориентироваться в 2-х цветах

- Собирать пирамидку из 3-4 колец

- Выбирать самый большой и самый маленький предмет

Овладение предметными действиями

- Фиксация взгляда на лице

- Фиксация взгляда на игрушке

- Захват горстью

- Игры с кубиками

Формирование игровой деятельности

 - Воспроизводить в игре действия с предметами (кормить куклу)

- Адекватно использовать игрушки

Использование жестов, как средства общения

- Рукопожатие и прощание

- Умение использовать указательный жест

Работа с пиктограммами

- Знать 1-2 пиктограммы

- Идентифицировать символ

- Выбирать нужную пиктограмму

Восприятие речи

- Умение реагировать на простой жест и выполнять 2 простых указания

- Умение выбирать из разных предметов или картинок то, что нужно

- Умение реагировать на жесты и выполнять простые указания

6

 «Части тела»

«Транспорт»

«Лето»

Наглядный.

практический: игры, упражнения, самостоятельные работы

Развитие общей моторики 

- Приседать на корточки

- Взбираться на невысокие предметы

- Ходить по лежащей на полу дорожке

- Перешагивать через веревку или палку, положенную на пол или приподнятую

Развитие мелкой моторики

- Ловко поднимать мелкие предметы пинцетообразным движением

- Переворачивать страницы

Сенсорное развитие 

- Ориентироваться в 2-х контрастных величинах

- Ориентироваться в 2-х цветах

- Собирать пирамидку из 3-4 колец

- Выбирать самый большой и самый маленький предмет

Овладение предметными действиями

- Перекладывание из одной руки в другую

- Бросание

- Перекладывание предметов

-Рисование

Формирование игровой деятельности

 - Воспроизводить в игре действия с предметами (кормить куклу)

- Адекватно использовать игрушки

Использование жестов, как средства общения

- Рукопожатие и прощание

- Умение использовать указательный жест

Работа с пиктограммами

- Знать 1-2 пиктограммы

- Идентифицировать символ

- Выбирать нужную пиктограмму

Восприятие речи

- Умение реагировать на простой жест и выполнять 2 простых указания

- Умение выбирать из разных предметов или картинок то, что нужно

- Умение реагировать на жесты и выполнять простые указания

Критерии оценки по предмету

Программа не предусматривает критериев оценок, поскольку цифровая отметка на логопедических занятиях учащимся не ставится.

Оценка достижений обучающихся производится по результатам логопедического обследования устной и письменной речи, которая проводится в начале и конце каждого учебного года, отражается в речевых картах учащихся и итоговом отчете учителя-логопеда за год.

МЕТОДИЧЕСКОЕ  И  МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

  • Демонстрационные карточки "Дикие животные":
  • Демонстрационные карточки "Птицы России" :
  • Демонстрационные карточки "Домашние животные":
  • Демонстрационные карточки "Птицы домашние и декоративные":
  • Демонстрационные карточки "Овощи":
  • Демонстрационные карточки "Насекомые":
  • Демонстрационные карточки "Ягоды" :
  • Демонстрационные карточки "Цветы":
  • Демонстрационные карточки "Фрукты":
  • Демонстрационные карточки "Зима":
  • Демонстрационные карточки "Весна":
  • Демонстрационные карточки "Лето":
  • Демонстрационные карточки "Осень":
  • Наборное полотно
  • Касса букв классная
  • Касса слогов демонстрационная
  • Разрезная азбука
  • Разрезные карточки


Календарно-тематическое планирование

АЛЬТЕРНАТИВНАЯ КОММУНИКАЦИЯ.

Тема

К.ч

Дата

Содержание

Характеристика основных видов деятельности

Факт

План

Развитие речи средствами невербальной коммуникации (49 часов)

«Помещение школы»

1

Экскурсия по школе, называние кабинетов

«Осень»

1

Выбор (показ) из нескольких фраз, составленных из пиктографических изображений, той, которую назвал взрослый. Работа с пиктограммой осень.

Развитие общей и мелкой моторики Работа с пиктограммами.

«Осень»

1

Выбор (показ) из нескольких фраз, составленных из пиктографических изображений, той, которую назвал взрослый Работа с пиктограммой осень.

Развитие общей и мелкой моторики. Работа с пиктограммами.

«Фрукты»

1

Выбор (показ) из нескольких фраз, составленных из пиктографических изображений, той, которую назвал взрослый. Повторение за педагогом 4-х движений рук

Развитие общей и мелкой моторики

«Фрукты»

1

Выбор (показ) из нескольких фраз, составленных из пиктографических изображений, той, которую назвал взрослый

Развитие общей и мелкой моторики

«Овощи»

1

Выбор (показ) из нескольких фраз, составленных из пиктографических изображений, той, которую назвал взрослый. Повторение за педагогом 4-х движений рук

Работа с пиктограммами.

«Овощи»

1

Выбор (показ) из нескольких фраз, составленных из пиктографических изображений, той, которую назвал взрослый. Повторение за педагогом 4-х движений рук

Работа с пиктограммами.

«Игрушки»

1

Выбор (показ) из нескольких фраз, составленных из пиктографических изображений, той, которую назвал взрослый.

Развитие общей и мелкой моторики

«Игрушки»

1

Выбор (показ) из нескольких фраз, составленных из пиктографических изображений, той, которую назвал взрослый. Повторение за педагогом 4-х движений рук

Развитие общей и мелкой моторики

«Обувь»

1

Выбор (показ) из нескольких фраз, составленных из пиктографических изображений, той, которую назвал взрослый. Повторение за педагогом 4-х движений рук

Работа с пиктограммами.

«Обувь»

1

Выбор (показ) из нескольких фраз, составленных из пиктографических изображений, той, которую назвал взрослый

Развитие общей и мелкой моторики

«Посуда»

1

Выбор (показ) из нескольких фраз, составленных из пиктографических изображений, той, которую назвал взрослый. Формирование умения округлять  губы

Работа с пиктограммами.

«Дикие животные»

1

Выбор (показ) из нескольких фраз, составленных из пиктографических изображений, той, которую назвал взрослый. Формирование умения округлять  губы, растягивать губы в улыбке, широко раскрыть рот

Работа с пиктограммами.

«Домашние животные»

1

Выбор (показ) из нескольких фраз, составленных из пиктографических изображений, той, которую назвал взрослый. Формирование умения округлять  губы, растягивать губы в улыбке широко раскрыть рот

Развитие общей и мелкой моторики

«Дикие животные»

1

Выбор (показ) из нескольких фраз, составленных из пиктографических изображений, той, которую назвал взрослый. Формирование умения  закрывать глаза по просьбе, хмурить брови, надувает щеки

Работа с пиктограммами.

«Домашние животные»

1

Выбор (показ) из нескольких фраз, составленных из пиктографических изображений, той, которую назвал взрослый. Формирование умения  закрывать глаза по просьбе хмурить брови надувает щеки

Развитие общей и мелкой моторики

«Одежда»

1

Выбор (показ) из нескольких фраз, составленных из пиктографических изображений, той, которую назвал взрослый. Формирование умения  закрывать глаза по просьбе, хмурить брови, надувает щеки.

Работа с пиктограммами.

«Теплая одежда»

1

Выбор (показ) из нескольких фраз, составленных из пиктографических изображений, той, которую назвал взрослый. Формирование умения закрывать глаза по просьбе хмурить брови надувает щеки

Развитие общей и мелкой моторики

«Игры и развлечения детей зимой»

1

Выбор (показ) из нескольких фраз, составленных из пиктографических изображений, той, которую назвал взрослый

Работа с пиктограммами.

«Помощь птицам и животным зимой»,

1

Выбор (показ) из нескольких фраз, составленных из пиктографических изображений, той, которую назвал взрослый. Формирование умения  закрывать глаза по просьбе, хмурить брови, надувает щеки

Развитие общей и мелкой моторики. Работа с пиктограммами

«Одежда»

1

Выбор (показ) из нескольких фраз, составленных из пиктографических изображений, той, которую назвал взрослый

Работа с пиктограммами.

«Теплая одежда»

1

Выбор (показ) из нескольких фраз, составленных из пиктографических изображений, той, которую назвал взрослый. Формирование умения  закрывать глаза по просьбе, хмурить брови, надувает щеки

Развитие общей и мелкой моторики. Работа с пиктограммами

«Мебель»

1

Выбор (показ) из нескольких фраз, составленных из пиктографических изображений, той, которую назвал взрослый

Работа с пиктограммами.

«Продукты питания»

1

Выбор (показ) из нескольких фраз, составленных из пиктографических изображений, той, которую назвал взрослый. Формирование умения  закрывать глаза по просьбе, хмурить брови, надувает щеки.

Развитие общей и мелкой моторики. Работа с пиктограммами

«Труд людей зимой»

1

Выбор (показ) из нескольких фраз, составленных из пиктографических изображений, той, которую назвал взрослый. Формирование умения  закрывать глаза по просьбе, хмурить брови, надувает щеки.

Работа с пиктограммами.

«Транспорт»

1

Выбор (показ) из нескольких фраз, составленных из пиктографических изображений, той, которую назвал взрослый.

Развитие общей и мелкой моторики. Работа с пиктограммами

«День защитника Отечества»

1

Выбор (показ) из нескольких фраз, составленных из пиктографических изображений, той, которую назвал взрослый. Аппликация « танк»

Работа с бумагой.

«Весенняя одежда»

1

Выбор (показ) из нескольких фраз, составленных из пиктографических изображений, той, которую назвал взрослый

Развитие общей и мелкой моторики, работа с пиктограммами

«8 Марта»

1

Выбор (показ) из нескольких фраз, составленных из пиктографических изображений, той, которую назвал взрослый. Аппликация « ваза с цветами»

Работа с бумагой.

«Природные явления весной»

1

Выбор (показ) из нескольких фраз, составленных из пиктографических изображений, той, которую назвал взрослый.

Развитие общей и мелкой моторики

«Труд людей весной»

1

Выбор (показ) из нескольких фраз, составленных из пиктографических изображений, той, которую назвал взрослый

Работа с пиктограммами. Развитие общей и мелкой моторики

«Сад-огород»

1

Выбор (показ) из нескольких фраз, составленных из пиктографических изображений, той, которую назвал взрослый. Аппликация «фрукты на тарелочке»

Развитие общей и мелкой моторики. Работа с пиктограммами

«Прилет птиц»

1

Выбор (показ) из нескольких фраз, составленных из пиктографических изображений, той, которую назвал взрослый

Работа с пиктограммами.

«Обувь»

1

Выбор (показ) из нескольких фраз, составленных из пиктографических изображений, той, которую назвал взрослый

Развитие общей и мелкой моторики. Работа с пиктограммами

«Посуда»

1

Выбор (показ) из нескольких фраз, составленных из пиктографических изображений, той, которую назвал взрослый

Работа с пиктограммами.  Развитие общей и мелкой моторики

«Лето»

1

Выбор (показ) из нескольких фраз, составленных из пиктографических изображений, той, которую назвал взрослый. Добавление  предметов в линейный ряд

Развитие общей и мелкой моторики

Насекомые

1

Выбор (показ) из нескольких фраз, составленных из пиктографических изображений, той, которую назвал взрослый. Знать 1-2 пиктограммы. Идентифицировать символ

Работа с пиктограммами. Развитие общей и мелкой моторики

Птицы

1

Рассматривание наглядности Птицы.

Развитие артикуляционной моторики по подражанию.

Развитие общей и мелкой моторики. Работа с пиктограммами.

Кухонные принадлежности

1

Выбор (показ) из нескольких фраз, составленных из пиктографических изображений, той, которую назвал взрослый

Развитие общей и мелкой моторики. Работа с пиктограммами.

Кухонные помощники

1

Знать 1-2 пиктограммы

Работа с пиктограммами.

Мебель

1

Идентифицировать символ

Развитие общей и мелкой моторики. Работа с пиктограммами.

Мебель в спальне

1

Выбор (показ) из нескольких фраз, составленных из пиктографических изображений, той, которую назвал взрослый

Работа с пиктограммами.

Мебель на кухне

1

Знать 1-2 пиктограммы

Развитие общей и мелкой моторики. Работа с пиктограммами.

Бытовые приборы

1

Идентифицировать символ

Работа с пиктограммами.

Дом

1

Выбор (показ) из нескольких фраз, составленных из пиктографических изображений, той, которую назвал взрослый

Развитие общей и мелкой моторики. Работа с пиктограммами.

Школа

1

Знать 1-2 пиктограммы

Работа с пиктограммами.

Учителя

1

Идентифицировать символ

Развитие общей и мелкой моторики. Работа с пиктограммами.

Школьные принадлежности

1

Выбор (показ) из нескольких фраз, составленных из пиктографических изображений, той, которую назвал взрослый

Работа с пиктограммами.

Рисование в альбоме

1

Знать 1-2 пиктограммы

Развитие общей и мелкой моторики. Работа с пиктограммами.

Импрессивная речь (7 часов)

Работа с пиктограммами

1

Идентифицировать символ

Работа с пиктограммами

Работа с пиктограммами, соотношение изображаемого действия с  пиктограммой

1

Выбор (показ) из нескольких фраз, составленных из пиктографических изображений, той, которую назвал взрослый

Развитие общей и мелкой моторики. Работа с пиктограммами.

Работа с пиктограммами, соотношение изображаемого действия с  пиктограммой

1

Выбор (показ) из нескольких фраз, составленных из пиктографических изображений, той, которую назвал взрослый. Знать 1-2 пиктограммы .

Работа с пиктограммами.

Работа с пиктограммами, соотношение изображаемого действия с  пиктограммой

1

Идентифицировать символ. Выбор (показ) из нескольких фраз, составленных из пиктографических изображений, той, которую назвал взрослый. Знать 1-2 пиктограммы.

Развитие общей и мелкой моторики. Работа с пиктограммами.

Работа с пиктограммами, соотношение изображаемого действия с  пиктограммой

1

Выбор (показ) из нескольких фраз, составленных из пиктографических изображений, той, которую назвал взрослый

Работа с пиктограммами.

Работа с пиктограммами, соотношение изображаемого действия с  пиктограммой

1

Выбор (показ) из нескольких фраз, составленных из пиктографических изображений, той, которую назвал взрослый Знать 1-2 пиктограммы Идентифицировать символ

Развитие общей и мелкой моторики. Работа с пиктограммами.

Работа с пиктограммами, соотношение изображаемого действия с  пиктограммой

1

Идентифицировать символ Выбор (показ) из нескольких фраз, составленных из пиктографических изображений, той, которую назвал взрослый Знать 1-2 пиктограммы

Работа с пиктограммами.

Экспрессия с использованием средств невербальной коммуникации (4 часа)

Развитие навыков общения при помощи жестикуляции

1

Выбор (показ) из нескольких фраз, составленных из пиктографических изображений, той, которую назвал взрослый

Развитие общей и мелкой моторики, работа с пиктограммами

Развитие навыков речи при помощи пиктограмм

1

Знать 1-2 пиктограмм Выбор (показ) из нескольких фраз, составленных из пиктографических изображений, той, которую назвал взрослый

Работа с пиктограммами.

Развитие умения узнавать символы

1

Идентифицировать символ

Развитие общей и мелкой моторики Работа с пиктограммами.

Развитие умения узнавать символы, пиктограммы

1

Выбор (показ) из нескольких фраз, составленных из пиктографических изображений, той, которую назвал взрослый

Работа с пиктограммами.

Чтение и письмо (4 часа)

Узнавание знакомых  слов, по написанию. Подбор картинок к написанному слову

1

Знать 1-2 пиктограммы

Развитие общей и мелкой моторики

Работа с пиктограммами

Узнавание знакомых  слов, по написанию. Подбор картинок к написанному слову

1

Выбор (показ) из нескольких фраз, составленных из пиктографических изображений, той, которую назвал взрослый.

Работа с пиктограммами.

Узнавание знакомых  слов, по написанию. Подбор картинок к написанному слову

1

Выбор (показ) из нескольких фраз, составленных из пиктографических изображений, той, которую назвал взрослый

Развитие общей и мелкой моторики.

Работа с пиктограммами

Узнавание знакомых  слов, по написанию. Подбор картинок к написанному слову

1

Выбор (показ) из нескольких фраз, составленных из пиктографических изображений, той, которую назвал взрослый.

Работа с пиктограммами.

  1. Глобальное чтение (2 час)

Развитие глобального чтения

1

Выбор (показ) из нескольких фраз, составленных из пиктографических изображений, той, которую назвал взрослый. Знать 1-2 пиктограммы

Развитие общей и мелкой моторики .

Формирования умения узнавать слова, подбирать изображение к слову.

Развитие глобального чтения

Идентифицировать символ. Выбор (показ) из нескольких фраз, составленных из пиктографических изображений, той, которую назвал взрослый

Развитие глобального чтения.

Итого: 66 часов


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа внеурочной деятельности по курсу «Полиглотик» для 3 класса

   МБОУ «НОШ № 29» работает по ФГОС второго поколения. Рабочая программа внеурочной деятельности по курсу «Занимательный английский» для 3 «В» класса разработана на основе авторской п...

Рабочая программа учебного предмета "Начальный курс физической географии." 6 класс для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида.

Рабочая программа по учебному предмету «Начальный курс физической географии» составлена на основании«Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений 8 вида.5-9 классы» Допущенной Мини...

Рабочая программа внеурочной деятельности по курсу «Наглядная геометрия» 5 класс.

Программа внеурочной деятельности "Наглядная геометрия" предназначена для реализации в 5-6 классах, и имеет общеинтеллектальную направленность. Способствует развитию пространственного воображения учащ...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по учебному предмету (курсу) «Изобразительное искусство» 7 класс

Рабочая программа по ИЗО  7 класс (Б. Неменский) с календарно-тематическим планированием....

Адаптированная программа коррекционного курса «Логопедические занятия». 6 класс

 Адаптированная  программа коррекционного курса "Логопедические занятия" разработана для обучающихся с умственной отсталостью в соответствии с ФГОС. В программе отражены нор...

Адаптированная программа коррекционного курса «Логопедические занятия».7 класс.

Адаптированная  программа коррекционного курса "Логопедические занятия" разработана для обучающихся с умственной отсталостью в соответствии с ФГОС. В программе отражены нормативные доку...

Адаптированная программа коррекционного курса «Логопедические занятия».8 класс.

Адаптированная  программа коррекционного курса "Логопедические занятия" разработана для обучающихся с глубокой  умственной отсталостью (вариант 2). Программа состоит:  пояснит...