Мастер-класс по теме "Вдоль по улице метелица метет"
план-конспект на тему
Предварительный просмотр:
Мастер-класс учителя-логопеда Минеевой Ю.А.
ТЕМА: «ВДОЛЬ ПО УЛИЦЕ МЕТЕЛИЦА МЕТЕТ»
Цели:
1. расширение представлений об окружающем (умение
правильно называть и различать предметы старорусской
посуды)
2. совершенствование умения использовать разные части
речи в точном соответствии с их значением и целью
- высказывания
3. расширять и активизировать словарь существительных:
- подбирать однокоренные слова
- подбирать слова – синонимы
4. закреплять умения ориентироваться в схеме собственного
тела, соотносить речь с движением, используя
старорусские названия частей тела
5. развивать ВПФ, логическое мышление
6. развивать фантазию, творческое воображение
7. развивать тонкую моторику рук
8. воспитывать желание сохранять национальные традиции,
достояние Древней Руси, помнить историю нашей Родины.
Предварительная работа: объяснение значения слов хилая, суровая,
Организационный момент.
Дети сидят на стульях. К ним выходит Марьюшка.
1. Здравствуйте, ребятки. Меня зовут Марьюшка. приглашаю вас в себе в гости. Послушайте некоторые загадки и постарайтесь отгадать их.
Летит — молчит,
Лежит — молчит,
Когда умрет,
Тогда заревет. (Снег)
Видно, речка замерзала
И укрылась одеялом,
А раскрыться вряд ли сможет,
Если солнце не поможет.
Но когда весна придёт,
Одеяло пропадёт. (Лед на реке)
В белом бархате деревня
- И заборы и деревья.
А как ветер нападёт,
Бархат тот не опадёт. (Иней)
Кручусь, урчу,
Знать никого не хочу. (Метель)
- Вы догадались, о каком времени года пойдет речь?
- О зиме.
- Кто из вас может вспомнить слова, похожие на слово «зима» (дети подбирают однокоренные слова).
- Есть много других слов, которые похожи на слово зима. Педагог называет следующие слова:
зимушка, зимонька, зимишка, зимовье, зимовка.
- А вы знаете, почему говорят «зимишка»? «Зимища»?
Педагог объясняет значение этих слов: «зимишка – хилая, теплая, не морозная зима, «зимища» наоборот – очень морозная, долгая, суровая.
- Запомнили эти слова? А теперь назовите любое из этих слов, которое вы запомнили.
- Молодцы. Ребятки, вы хотите отправиться в интересную поездку? Предлагаю совершить поездку. Представим, что мы сидим в санях. Накиньте на плечи платки, чтобы не замерзнуть (звук - цоканье копыт). А чтобы доехать до деревни, послушайте и отгадайте некоторые звуки (цоканье копыт, мычание коровы, звук топора, пилы, треск дров, выпечка блинов, скрип снега). Слышите скрип снега. Это кто-то идет к нам. Так ведь это Агриппина Саввична (далее АС).
АС: «Здоровья Вам родимые. Куда путь держите?»
М: Мы гуляем, на санях катаемся, природой любуемся
АС: «Дело правильное. (звук чириканье воробьев).
Снеговик спрашивает: «Что это за звуки такие? Вы не знаете?». Дети отвечают.
- Да, правильно. В старину говорили: если воробьи кричат, чирикают – значит метель будет».
- Вы слышите какие-то звуки? (звук метели).
АС: Да уже завертело-то как.
Снеговик: «Какая метель начинается, как же быть-то нам теперь?».
АС: «Зайдем ко мне, отогреться и переждать непогоду. Ну, проходите в избу. Рассаживайтесь. Глянь, закрутень разгулялась…»
Снеговик: «Какое интересное слово ты сказала?»
АС: «Да, так, в старину метелицу называли. Знаете почему?
АС объясняет семантику слова «закрутень». Подбор синонимов к слову «метель»: закрутень, метелица, пурга, вьюга, .
Постарайтесь запомнить эти слова, они нам пригодятся.
Снеговик: «Я очень люблю играть. А вы ребята любите?
Проводится игра «Снежный ком» (с подгруппой 3 – 4 человека)
дети встают в круг. Первый ребенок называет слово: например «зимушка». Второй ребенок повторяет это слово и говорит свое. Третий повторяет два предыдущих слова и называет другое и т. д.
Снеговик: «Хорошо у вас в гостях, а метель не затихает».
АС: «Метель дело долгое, если разыгралась, то скоро не утихнет. Оставайтесь, стряпни моей отведать. Много у меня здесь утвари разной, забытой Вами – городскими жителями. И утварь эта нам пригодится, пока Вы у меня гостить будете. Поэтому названия нам нужно запомнить, чтобы хорошо понимать друг друга в быту, в жизни нашей крестьянской, деревенской.
Обращаясь к гостям, М. просит найти картинки с предметами старорусской посуды (ендова, рыльник, подойник, опарник, черепушка, махотка). Если педагог ошибается, АС исправляет его и рассказывает, для чего нужна эта посуда. Всем педагогам раздаются картинки с изображением посуды и проводится игра «Добавь слово». Ведущие называют предложение, не договаривая последнего слова (названия посуды) с предлогом. Это слово называют педагоги, у которых соответствующие картинки – предмет посуды.
Испеченные пироги мы сложим … (в черепушку)
Пьем вкусный квас …(из ендовы)
Пойду доить корову … (с подойником)
Молоко нужно перелить из подойника … (в махотку)
Чтобы тесто быстрее подошло, полотенце положим …(на опарник)
Нельзя помыть руки … (без рыльника)
Ой, и засиделись. Вспомним, как говорили наши бабушки и дедушки. Встанем и разомнем наши чресла (поясница). Покажите мне свою десницу (правая рука). Закройте ладонями свои очи (глаза), а теперь покажите шуйцу (левая рука), а теперь ладошками закройте ланиты (левая).
АС: «Оставлю вас ненадолго»
М: «Посуды много разной и АС. А помните ли вы, какие предметы посуды были у вас нарисованы? Слепите и украсьте на свое усмотрение. Эту посуду мы подарим АС».
Под музыкальное сопровождение педагоги лепят из пластилина посуду и украшают ее.
Затем поделки дарят АС, а она угощает гостей своими пирогами: «А теперь все за стол – ведь не красна изба углами, а красна пирогами». Занятие заканчивается.
Ну, что ж гости дорогие пора мне в опочивальню. Прощаюсь с Вами. А вы в дальнюю дорогу отправляйтесь и завирухи не пугайтесь.
В белом бархате деревня
- И заборы и деревья.
А как ветер нападёт,
Этот бархат опадёт.
(Иней)
Ни ведёрка,
Ни кисти, ни рук,
А побелит
Все крыши вокруг.
(Зима)
Он катки для нас устроил,
Снегом улицы занес,
Изо льда мосты построил,
Кто же это? ...
(Дед Мороз)
Ей не нужна горячая печурка,
Мороз и холод - все ей нипочем.
Привет всем шлет веселая ...
Ее мы тоже к нам на праздник ждем.
Не сосите, сорванцы,
Ледяные леденцы!
Сам глотаю я пилюльки,
Потому что ел ...
(Сосульки)
Видно, речка замерзала
И укрылась одеялом,
А раскрыться вряд ли сможет,
Если солнце не поможет.
Но когда весна придёт,
Одеяло пропадёт.
(Лед на реке)
Кручу, урчу,
Знать никого не хочу.
(Метель)
Отдыхают мужики,
На них белы колпаки,
Не шиты, не вязаны.
(Деревья в снегу)
В круглом окне
Днём стекло разбито,
К вечеру вставлено.
(Прорубь)
Текло, текло -
И легло под стекло.
(Замерзающая речка)
Конь бежит,
А шкура лежит.
(Река подо льдом)
Не в темницу,
А в светлицу
Запирает он девицу.
До весны девице
не открыть светлицы.
(Мороз и река)
Летит — молчит,
Лежит — молчит,
Когда умрет,
Тогда заревет.
{Снег)
Гуляет в поле,
Да не конь.
Летает на воле,
Да не птица.
(Вьюга.)
Сколько месяцев в году имеют 28 дней?
Все месяцы
Пальчиковая гимнастика "Снежок".
Раз, два, три, четыре, Загибают пальчики.
Мы с тобой снежок лепили. Лепят снежок
Круглый, крепкий, очень гладкий вместе, Показывают круг, сжимают ладони гладят
одной ладонью другую.
И совсем-совсем не сладкий. Грозят пальником.
Раз — подбросим. Подбрасывают.
Два — поймаем. Приседают, ловят
Три — уроним. Встают,роняют
И... сломаем. Топают.
Пальчиковая гимнастика "Снеговик".
Давай, дружок, смелей, дружок, Лепят снежок
Кати по снегу свой снежок Катят
Он превратится в толстый ком, Показывают шар руками.
И станет ком снеговиком. Рисуют руками снеговика.
Его улыбка так светла! Показывают улыбку.
Два глаза, шляпа, нос, метла. Показывают.
Но солнце припечет слегка Рука у лба, смотрят на солнце.
Увы — и нет снеговика. Пожимают плечами, руки в стороны
121433, г.Москва ул.Малая Филевская, д.26, корп.2, тел. +7 (499) 144-59-42, тел./факс+7 (499) 144-75-59, 2101@edu.mos.ru, www.sch2101.mskobr.ru |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сценарий: Мастер-класс «Победи конфликт!» Сценарий: Мастер-класс «Победи конфликт!»
Сценарий: Мастер-класс «Победи конфликт!» Сценарий: Мастер-класс «Победи конфликт!» Цель: познакомить педагогов с опытом эффективного взаимодействия классного руковод...
Мастер-класс «Сайт АНКЕТЁР и его использование в образовательном процессе» Мастер-класс «Сайт АНКЕТЁР и его использование в образовательном процессе»
Мастер-класс «Сайт АНКЕТЁР и его использование в образовательном процессе»....
Мастер - класс "Рыбки", Мастер-класс"Лесовичок из сосновых шишек"
quot;Рыбки"-Техника выполнения - срезы из веток березы.Проводился мастер - класс для педагогов технологии и дополнительного образования."Лесовичок"- работа с природным материалм....
Разработка Мастер-класса объединения детского театра мод – «GLAMOUR» Тема: «Проведение Мастер-класса по выполнению вечерней прически » .
Разработка Мастер-класса объединения детского театра мод – «GLAMOUR»Тема: «Проведение Мастер-класса по выполнению вечерней прически »Цель: Дать учащимся возможность...
мастер-класс.Согласие участника Всероссийского конкурса мастер-класса учителей родного языка и литературы "Туган тел"на обработку персональных данных.
Яруллина Гульшат Минасхатовна...
Авторская дополнительная программа мастер-класса «Педагог-мастер» для учителей технологии – слушателей курсов повышения квалификации. Тема мастер-класса: «Социальная направленность практической деятельности учащихся»
Изучение данного курса предусматривает ролевую игру с использованием современных технологий креативного решения проблем, изготовление изделий, предложенных учителем на мастер-классе, ...
Презентация "Линогравюра"Мастер- класс. Презентация "Линогравюра"Мастер- класс. Мастер- класс подготовлен и и проведен для детей с ОВЗ в Ларьякской коррекционной школе .
Презентация "Линогравюра"Мастер- класс. Мастер- класс подготовлен и и проведен для детей с ОВЗ в Ларьякской коррекционной школе ....