Конспект логопедического занятия для 1 класса (ОНР 3 уровня) "Деление слов на слоги".
план-конспект на тему
Цель: учить детей составлять слова из слогов, делить слова на слоги, опираясь на слуховое восприятие, подчёркивая слогообразующую роль гласных; совершенствовать умения учащихся делить слова на слоги; закреплять знания детей соотносить слова со слоговой схемой слова,
развивать навыки учащихся дифференцировать слоги-слова.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
slogi_kosnpekt.docx | 141.66 КБ |
slogi_prilozhenie_1.docx | 521.52 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: Деление слов на слоги.
Цель: учить детей составлять слова из слогов, делить слова на слоги, опираясь на слуховое восприятие, подчёркивая слогообразующую роль гласных; совершенствовать умения учащихся делить слова на слоги; закреплять знания детей соотносить слова со слоговой схемой слова,
развивать навыки учащихся дифференцировать слоги-слова.
Планируемые результаты:
Предметные: уметь делить слова на слоги, аргументируя свой ответ; уметь составлять схему деления на слоги; различать понятия «слог» и « слово».
Метапредметные: учить отвечать на вопросы, составляя полную фразу; развивать способность к самостоятельным выводам; развивать логическое мышление, мелкую моторику.
Личностные: развивать положительное отношение к обучению; уметь критично оценивать свои действия; уметь действовать по плану.
Оборудование: карточки для артикуляционной гимнастики, зеркала, игра «Три лягушки», раздаточный материал, ручки.
Ход занятия:
- Организационный момент.
Ровно встали,
Тихо сели,
Головами повертели,
Сладко – сладко потянулись,
И друг другу улыбнулись.
Рот закрыли на замок,
Начинается урок.
- Артикуляционная гимнастика
Комплекс артикуляционной гимнастики для свистящих звуков.
«Заборчик »
Растянуть губы в улыбке, обнажив верхние и нижние зубы, которые стоят друг на друге, как заборчик. Про себя говорить «И». Удерживать так под счет от 5 до 10.
«Трубочка»
Сомкнуть зубы, сделав « Заборчик». Округлить губы и вытянуть вперед, как при произнесении звука «О». Удерживать под счет от 1 до 10. Расслабить губы и повторить упражнение несколько раз.
Чередовать « Заборчик» - « Трубочка».
«Открыть – закрыть заборчик»
Улыбнуться, сделать «Заборчик». Открыть рот, язык лежит внизу «на полу», кончик языка упирается в нижние зубы. Закрыть рот. Повторить упражнение 5 – 10 раз.
«Накажем непослушный язычок»
Немного приоткрыть рот, спокойно положить язык на нижнюю губу и, пошлепывая его губами, произносить звуки: «пя-пя-пя», а потом покусать зубами: « тя-тя-тя».
«Блинчик»
Улыбнуться, широкий язык лежит неподвижно, не дрожит на нижней губе, касаясь углов рта, верхние зубы видны. Удерживать под счет от 10 до 15 секунд.
«Почистим нижние зубки»
Сделать улыбку, приоткрыть рот, двигать кончиком языка за нижними зубами влево - вправо, нижняя челюсть не двигается
( зубы можно чистить и снаружи и внутри).
«Горка»
Рот приоткрыть, кончик языка упереть в нижние зубки, спинку языка приподнять, боковые края прижать к верхним коренным зубам. Удержать 15 секунд. Покусать спинку языка, затем скатиться зубами по языку вниз (прокатиться с горки).
- Дыхательная гимнастика
«Волшебная палочка»
Улыбнуться, открыть рот и напряженным кончиком языка упереться в нижние зубы. Вдоль, посередине языка, положить палочку (счетную или спичку) и, сомкнув зубы с силой равномерно выдувать воздух. Должен слышаться длительный звук «С». Повторять упражнение с палочкой и без нее.
- Введение в тему занятия
Л.: Мы общаемся при помощи слов. Из чего состоят слова? (слоги).
Какое правило мы используем при делении слов на слоги?
(Сколько в слове гласных, столько и слогов.)
Л.: Сегодня мы будем определять количество слогов в словах, а помогать нам будут гласные.
- Игра «Слово или слог?»
Л.: Ребята, у вас на партах лежат карточки, возьмите их.
-Посмотрите, чем они отличаются? (длиной полосок)
-Какой полоской обозначим слог? (короткой)
-Какой полоской обозначим слово? (длинной)
-Я буду называть слоги и слова, а вы поднимаете короткую полоску, когда услышите слог, длинную полоску, когда услышите слово. Приготовьтесь.
Словарь: стол, стул, сту, ло, ложка, вор, вро, кабан, ры, рысь, рук, рука и т.д.
- Игра «Жили-были три лягушки…»
Л.: Друзья, сегодня я хочу рассказать вам сказку. В глухом лесу на болоте жили-были три лягушки. Имена у них были очень странные: первую звали Ля, вторую – Лягу, третью – Лягуша. Как вы могли понять уже из их имен, эти лягушки были не совсем обычные и питались они вовсе не мошками и комариками. Ели эти лягушки слова! Причем не все подряд! Например, лягушка Ля любила только те слова, в которых был только один гласный звук и, кончено же, один слог. Лягушка Лягу лакомилась теми словами, в которых прятались два гласных звука, а значит… (дети продолжают: «Значит эти слова состояли из двух слогов».
Л.: Правильно! И как вы уже наверняка догадались, лягушка Лягуша была самая прожорливая, ела только те слова…
(дети заканчивают фразу логопеда: «В которых было три гласных звука, а значит три слога».)
Л.: Верно! И сегодня мы с вами накормим этих трех маленьких, но очень голодных героев.
На доску логопед вывешивает три изображения лягушек, попутно обращая внимание детей на количество точек под изображением (1,2,3).
Л.: Под каждым изображением лягушки я поставлю три корзинки, в которые вы будете собирать «пищу» для Ля, Лягу и Лягуши.
Л.: Все картинки, которыми мы сегодня будем кормить лягушек, спрятаны вот в этом ящике. Вы должны будете по очереди подходить ко мне, не глядя, доставать фишку с картинкой. Вам нужно выделить гласные из слов. Определить количество слогов в словах. Произнести слово по слогам. Послушайте, как это буду делать я:
Образец рассуждения: домик – 2 гласных звука о,и; значит, в слове 2 слога – до – мик. Это слово я отдаю лягушке Лягу.
Словарь для игры: мак, кит, сыр, лук; муха, луна, море, пила; бананы, курица, радуга, корова (приложение 1).
Работа учащихся у доски.
Л.: Вы молодцы! Сегодня наши лягушки так наелись, что и квакнуть не могут. От их имени говорю вам «Спасибо!». Попрощайтесь с нашими обжорами.
- Самомассаж лица.
Л.: Пока вы кормили лягушек, думаю, вы очень устали. Давайте выполним с вами самомассаж лица.
Для первых упражнений встаньте со своих мест.
Упражнение 1: «Я хороший» - расположить ладони обеих рук на области головы, ближе ко лбу, соединив пальцы в центре, и затем провести ладонями по волосам, опускаясь вниз через уши и боковые поверхности шеи к плечам.
Упражнение 2. «Наденем шапочку» - и. п. тоже. Движения обеих ладоней вниз к ушам, а затем по передней боковой поверхности шеи к яремной ямке.
Самомассаж мышц лица:
1. «Рисуем дорожки» - движения пальцев от середины лба к вискам.
2. «Рисуем яблочки» - круговые движения от середин лба к вискам.
3. «Дождик» - легкое постукивание или похлопывание кончиками пальцев по лбу.
4. «Наденем очки» - легким движение проводить легко от виска, по краю скуловой кости к переносице, а затем по брови к вискам.
5. «Клювик» - движение указательным и средним пальцами от углов верхней губы к середине, а затем от углов нижней губы к середине.
6. «Погладим подбородок» - тыльной поверхностью пальцев поглаживать от середины подбородка к ушам.
7. «Пальцевый душ» - набрать воздух под верхнюю губу и легонько постукивать по ней кончиками пальцев, проделать тоже движение, набрав воздух под нижнюю губу, набрав воздуха в щеки.
8. «Умыли личико» - ладонями обеих рук производить легкие поглаживающие движения от середины лба вниз по щекам к подбородку.
- Закрепление пройденного материала.
Работа на раздаточных карточках.
Л.: Ваши задача сейчас – назвать картинки. Каждый слог обозначай черточкой _. Над каждым слогом надписать соответствующую гласную букву.
Например: музыка – у ы а
Муха, кубики, дуб, книга, линейка, брюки. (приложение 2)
- Подведение итогов занятия. Рефлексия.
-Назовите тему занятия.
-Что вы запомнили из нашего занятия?
-Как посчитать количество слогов в слове?
-Какое задание вам понравилось выполнять?
-Что было для вас сложным?
-Вы сегодня большие молодцы! Спасибо вам за работу! Жду вас еще!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект логопедического занятия "Различение К и Г в словах и предложениях"
Конспект логопедического занятия составлен с учётом специфики работы с учащимися коррекционной школы VII вида. К конспекту даётся в дополнение презентация к этому занятию. Развивается внимание, фонема...
Конспект логопедического занятия 2 класс
Конспект логопедического занятия 2 класс Учитель-логопед МБОУ «Сапогогвская СОШ» Лубянова Наталья ГеннадьевнаТема: «Автоматизация звука [Ч] в слогах, словах, предложениях».Цель и задачи:- закреп...
Конспект логопедического занятия по автоматизации звука Ш в словах, предложениях, фразовой речи.
Представляю Вашему вниманию конспект логопедического занятия по автоматизации звука Ш....
Конспект логопедического занятия "Дифференциация букв П – Т, п – т в слогах и словах"
Конспект логопедического занятия предназначен для 2 класса специальной (коррекционной) общеобразовательной школы-интерната VIII вида...
Конспект логопедического занятия в классах НОДА
Основной задачей данного конспекта показать виды работ учащихся с нарушением опорно-двигательного аппарата по специально оборудованным учебным зонам....
Конспект логопедического занятия (2 класс)
Конспект логопедического занятия (2 класс)Тема1. Общеобразовательная: «Имя существительное»2. Лексическая: «Школьные принадлежности»3. Грамматико-орфографическая: правопи...
Конспект логопедического занятия по теме «Дифференциация фонем З – Ж в слогах и словах»
Данный конспект предназначен для подгруппового занятия младших школьников в цпециальной коррекционной школе. Целью которого является закрепление правильного артикуляционного уклада при дифференц...