Статья на тему "Формирование межличностного взаимодействия посредством альтернативной коммуникации у лиц с выраженными интеллектуальными нарушениями"
статья по теме

Антоненко (Деревенских) Евгения Владимировна

В связи с изменениями в социальной сфере актуализировались вопросы, связанные с подготовкой подрастающего поколения к самостоятельной жизнедеятельности. Особого внимания в этом плане требуют лица с нарушениями интеллекта. Они с детства демонстрируют отставание в формировании общения, речи, навыков игровой и учебной деятельности. Проблема оптимизации и повышения эффективности обучения таких детей, овладение ими коммуникативными умениями является в настоящее время одной из актуальных задач в теории и практике многих отраслей психолого-педагогического знания.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_derevenskih_e.v_0.docx25.76 КБ

Предварительный просмотр:

ФОРМИРОВАНИЕ МЕЖЛИЧНОСТНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ПОСРЕДСТВОМ АЛЬТЕРНАТИВНОЙ КОММУНИКАЦИИ У ЛИЦ С ВЫРАЖЕННЫМИ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ

Деревенских Евгения Владимировна

Учитель-дефектолог

ГКОУ города Москвы «Школа №2124

«Центр развития и коррекции»

E-mail: school486@mail.ru

В связи с изменениями в социальной сфере актуализировались вопросы, связанные с подготовкой подрастающего поколения к самостоятельной жизнедеятельности. Особого внимания в этом плане требуют лица с нарушениями интеллекта. Они с детства демонстрируют отставание в формировании общения, речи, навыков игровой и учебной деятельности. Проблема оптимизации и повышения эффективности обучения таких детей, овладение ими коммуникативными умениями является в настоящее время одной из актуальных задач в теории и практике многих отраслей психолого-педагогического знания.

Общение возникает ранее других процессов и востребовано во всех видах деятельности. Оно оказывает влияние на психическое развитие ребенка, формирует личность в целом.

Процесс общения человека позволяет понимать себя и других, оценивать их чувства и действия, что приводит к возможности интеграции и социализации в обществе. Общение – важнейший фактор развития ребенка с нарушением интеллекта и освоения основных видов деятельности, основанный на оценке самого себя через других людей. Развитие психики человека происходит лишь в совместной деятельности и общении.

В связи с вышесказанным становится ясно, насколько важно ребенку с нарушением интеллекта научиться общению. Для успешной адаптации и социализации ребенку чрезвычайно важно научиться выражать свои желания, потребности, научиться адекватно реагировать на слова говорящих с ним людей. Проблема общения является предметом интенсивных теоретических и экспериментальных исследований. Выделившись в отдельную категорию, общение стало объектом специального анализа философов (Л.П. Буева, Б.Д. Парыгин, А.А. Брудный, В.М. Соковнин), социологов (Я. Щепаньский, Г.М. Андреева, И.С. Кон, Н.В. Телюк, В.М. Тисленко), психологов (А.А. Бодалев, А.Г. Ковалев, Е.С. Кузьмин, А.Н. Леонтьев, М.И. Лисина, Б.Ф. Ломов, А.В. Петровский, Ю.Л. Ханин), педагогов (С.В. Кондратьева, Т.Е. Конникова, Т.А. Мальковская), психотерапевтов (В.Н. Мясищев, В.Л. Леви, А.Б. Добрович). Однако в отечественной олигофренопедагогике исследованы лишь отдельные аспекты социального взаимодействия, такие как, например, процесс понимания эмоций других людей дошкольниками с нарушениями интеллекта (Н.Ю. Борякова, И.М. Соловьев, Т.З. Стернина, О.Е.Шаповалова), школьниками с легкой умственной отсталостью (О.К. Агавелян, Э.А.Евлахова, Ж.И.Намазбаева), подростками с легкой умственной отсталостью (И.М. Бгажнокова, Ф.М. Мусукаева, Е.И. Разуван), подростками с умеренной и тяжелой умственной отсталостью (Л.М. Шипицына); вопросы общения и коммуникации детей с интеллектуальными нарушениями (Е.Е.Дмитриева, Л.Л. Крючкова, И. А. Коробейников, В.И.Липакова, Е.Т.Логинова, Н.А. Першина, А.В. Хаустов).

Если речь и связанное с ней вербальное общение умственно отсталого ребенка не развиты или развиты крайне пассивно, следует использовать невербальное общение.

Роль невербальных средств общения с людьми, у которых имеются нарушения интеллекта, очень значима, так как неумение правильно выразить свои чувства, скованность, неловкость или неадекватность мимико-жестовой речи затрудняют общение с другими людьми. Непонимание другого часто становится причиной страха, отчужденности, враждебности. Способность выражать свои мысли и чувства посредством мимики может заменить обычную речь. Использование и постоянное развитие мимических средств позволяет лучше понимать своего собеседника и привносит определенную живость в общение друг с другом. Человеческое общение осуществляется либо через произнесенное слово, либо при помощи жестов и мимики, либо с использованием картинок и символов. Язык, жесты и символы сменяют друг друга или используются одновременно. Если одно из средств общения «выходит из строя» по какой-либо причине, то оставшиеся получают дополнительную нагрузку как носители процесса взаимопонимания.

Ученые установили, что в процессе общения непосредственно слова занимают лишь 7%, 38% — это звуки и интонации, и 55% составляют невербальные коммуникации. Большинство исследователей полагают, что с помощью слов передается в основном информация, а с помощью жестов — различное отношение к этой информации, а иногда жесты могут заменять слова. Лица с нарушением интеллекта понимают эти жесты быстрее и легче, чем слова, сопутствующие им. 

В Германии поддерживающей коммуникацией, или «коммуникацией с опорой» называют различные виды педагогической и терапевтической помощи, оказываемой лицам с отсутствием или существенными ограничениями устной речи, с целью оптимизации их коммуникативных возможностей. В качестве общепринятого международного обозначения поддерживающей коммуникации используется аббревиатура ААС (Augmentative and Alternative Communication - дополнительная и альтернативная коммуникация).

Альтернативная коммуникация актуальна в случае отсутствия устной речи и предполагает овладение совершенно иной коммуникативной системой, где особое значение приобретают невербальные коммуникативные средства (предметы, фотографии, пиктограммы, жесты).

Оптимальным результатом использования жестов в системе обучения речи становится выработка осознанного указательного жеста, то есть способности с помощью жеста (не обязательно руки) выразить свою потребность и ответить на вопрос.

Система жестов используется не только для глухих, но и других «неговорящих» или «плохоговорящих» людей. Так, в Оксфорде разработан язык жестов для детей с синдромом Дауна, который называется «Смотри и говори». Эта система может быть применена и для взрослых «неговорящих» умственно отсталых людей.

Основу этой системы составляют знаки — жесты рук — для некоторых ключевых слов.

Для большинства лиц с умеренными и тяжелыми нарушениями интеллекта, а также комплексными умственными и физическими недостатками в качестве средства общения может быть использована пиктография.

Пиктография — рисуночное письмо, древнейший вид письменности. Его принципиальная особенность состоит в том, что знак никак не связан со звучанием слова — он выражает его смысл.

Принципы пиктограммы применяются широко в международных знаках и символах, обозначающих виды спорта, а также в системе дорожных знаков. В первом случае доминирует принцип конкретности, передачи смысла посредством позы или движения человеческой фигуры. Во втором — принцип «идеограммы» — пространственной, цветовой и геометрической символики. Стрелка обозначает направление, перечеркнутые изображения — запрет. Иными словами, пиктография использует устойчивые, сохраняющиеся в течение тысячелетий принципы символизации, которые не могут не говорить о важнейших принципах функционирования мышления человека.

Как прием психологического исследования пиктограмма впервые была предложена в нашей стране в 1935 г. Л. С. Выготским.   Немецким специалистом Р. Лебом (1985-1994) была разработана такая система, как вступление в коммуникацию с не умеющими говорить умственно отсталыми людьми. Работать по ней можно не только педагогам, но и родителям в домашних условиях. Система охватывает 60 символов (пиктограмм) с напечатанными над рисунками значениями слов. В ней выделяются следующие разделы:

1.  Общие знаки взаимопонимания.

2.  Слова, обозначающие качество.

3.  Сообщение о состоянии здоровья.

4.  Посуда, продукты питания.

5.  Предметы домашнего обихода.

6. Личная гигиена.

7.  Игры и занятия.

8.  Религия.

9.  Чувства.

10. Работа и отдых.

Система применяется в соответствии с возможностью человека понимать. Он может найти соответствующий символ и передать его, а может только указать символ. Для людей с тяжелыми нарушениями, которые не могут целенаправленно брать предметы, будет достаточно, если они при возможности выбора из двух-трех символов посмотрят конкретно на тот, который выражает их желание. Даже использование указания головой, когда простым движением головы указывается на символ, оправдывает себя.

Недостаточно только показать символ, обязательно следует произносить в этот момент слово, сопровождать его жестами и мимикой.

Если у умственно отсталого ребенка возникают проблемы с символом «я» (например, у больных аутизмом), можно на символ наклеить его маленькую фотографию.

Работа по усвоению и использованию пиктограмм должна проводиться в тесном сотрудничестве с родителями, чтобы за пределами школы ребенок, подросток тоже мог общаться с окружающими его людьми.

Таким образом, были сделаны следующие выводы:

1. Переход к подростковому возрасту характеризуется рядом важнейших изменений, происходящих в физическом, умственном и эмоциональном развитии человека. Особое значение на данном возрастном этапе развития приобретает сфера общения, эмоциональных контактов. На первый план выдвигается общение со сверстниками, происходит ориентация подростка на выработку групповых норм и ценностей.

2. Подростковый возраст, является именно тем возрастным этапом, в ходе которого закладывается основа межличностных отношений. Именно эта основа на протяжении всей жизни будут определять поведения человека в отношении окружающих его людей.

3. Межличностные отношения играют наиважнейшую роль в развитии и становлении личности подростка. Разнообразные конфликты, неурядицы оказывают влияние на состояние подростка и тяжело им переживаются. Отношения со сверстниками, дружба являются основой интересов подростка. И именно на эту деятельность направленно всё его внимание.

4. К работе по формированию межличностных отношений необходимо относится со всей серьезностью. Деятельность педагога, направленная на формирование коммуникативных качеств, должна занимать достаточно времени. И эта работа не может быть законченной, она постоянно требует внимания.

ЛИТЕРАТУРА:

  1. Горелов И. Н.: Невербальные компоненты коммуникации. – М.: «Наука», 1980. – 238 с.
  2. Куницына В. Н., Казаринова Н. В., Погольша В. М.. Межличностное общение. Учебник для ВУЗов. – СПб.: Питер, 2001. – 544 с.
  3. Лабунская В.А. Интерпретация и коррекция невербального поведения. // Эмоциональные и познавательные характеристики общения. – Ростов-на-Дону, 1990. – 214 с.
  4. Лабунская В.А. Невербальные средства общения (научно - методическая разработка к спецкурсу "Психология общения"). – Ростов-на-Дону, 1978. – 246 с.
  5. Шипицына Л.М. Обучение общению умственно отсталого ребенка: Учебное пособие. – СПб.: Северо-Запад, 2010. – 279 с.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад "Технология сенсорного воспитания детей-инвалидов с выраженными интеллектуальными нарушениями при сопровождении в условиях психолого-педагогического центра"

Описание этапов сенсорного воспитания в соответствии с закономерностями формирования перцептивных действий у нормативно развивающихся детей и последовательность формирования сенсорных навыков у детей ...

«Использование дидактических игр для активизации познавательной деятельности учащихся с выраженными интеллектуальными нарушениями на коррекционных занятиях учителя-дефектолога».

Усвоение программного материала зависит от правильного выбора методов обучения. При этом каждый педагог должен помнить и о возрастных особенностях детей, о тех отклонениях в развитии, которые характер...

Методическая разработка на тему "Системы альтернативной коммуникации у детей с тяжелыми множественными нарушениями".

Системы альтернативной коммуникации  у детей с тяжелыми множественными нарушениями...

Статья на тему "Альтернативная коммуникациия у детей с тяжелыми множественными нарушениями"

quot;Альтернативная коммуникациия у детей с тяжелыми множественными нарушениями"...

ФОРМИРОВАНИЕ АДЕКВАТНОГО ОТНОШЕНИЯ К РЕБЁНКУ, ИМЕЮЩЕМУ ВЫРАЖЕННОЕ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЕ НАРУШЕНИЕ. ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ

О формировании адекватного отношения к ребёнку, имеющемувыраженное интеллектуальное нарушение. Из опыта работы...

Использование компьютерных технологий в обучении детей с выраженными интеллектуальными нарушениями на уроках изобразительного искусства

Сегодня в педагогике вообще и в коррекционной педагогике в частности идет поиск методов и средств, активизирующих познавательный интерес обучающихся. В ситуации, когда учащихся ежедневно и ежечасно ок...

Интегрированное коррекционное занятие учителя-дефектолога и учителя-логопеда с обучающимися с выраженными интеллектуальными нарушениями «Зима в нашем городе»

Интегрированное коррекционное занятие «Зима в городе» проведено с группой обучающихся с ТМНР 4 «в»/5 «б» класса-комплекта. Данное коррекционное занятие прошло в фор...