Программа учителя-логопеда для работы на логопункте
рабочая программа на тему
Программа учителя-логопеда для работы на логопункте.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
logopunkt_rab._prog._marina_vas.docx | 137.28 КБ |
Предварительный просмотр:
Содержание
- Целевой раздел…………………………………………2
- Нормативно-правовые документы ………………...…2
- Краткая характеристика детей ……………………......3
- Цель программы …………………………………….....3
- Задачи программы ……………………………….….. 3
- Целевые ориентиры освоения «Программы»…..…...4
- Содержательный раздел……………………………….4
- Организационный раздел………………………………5
- Структура реализации образовательного процесса…5
- Условия реализации рабочей программы…………….5
- Образовательные технологии …………………………6
- Учебно-методический комплекс……………………....7
Целевой раздел
Пояснительная записка.
Рабочая программа составлена на основе «Адаптированной основной образовательной программы для дошкольников с тяжелыми нарушениями речи» под ред. Л.В. Лопатиной и «Программы логопедической работы по преодолению фонетико-фонематического недоразвития у детей» Т.Б. Фили-чевой, Г.В.Чиркиной.
Данная программа обеспечивает образовательную деятельность детей с фонетическим недоразвитием речи с учетом особенностей их психофизиче-ского развития и индивидуальных возможностей.
Коррекционная деятельность включает логопедическую работу и рабо-ту по образовательным областям, соответствующим Федеральному государ-ственному стандарту дошкольного образования (ФГОС ДО).
Нормативно-правовые документы
- Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» от
29.12.2012 №273-ФЗ
- Закон об образовании в С-Пб от 17.07.2013 №641-83
- Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 №1155 «об утверждении феде-рального государственного образовательного стандарта дошкольного образо-вания» (зарегистрирован в Минюсте России 14.11.2013)
- Государственная программа РФ «Развитие образования на 2013-2020 г.г.» (распоряжение Правительства Санкт-Петербурга от 10.09.2013 №66-рп)
- СанПин 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к уст-ройству, содержанию и организации режима работы ДОУ» (постановление Главного государственного санитарного врача России от 15.05.2013 г. № 26)
- на основании письма Минобразования России от 14.12.2000 №2 «Об орга-низации работы логопедического пункта общеобразовательного учреждения»
- Правительство Санкт-Петербурга комитет по образованию Распоряжение от 04.04.2014 г. №1357-р «Об утверждении Методических рекомендаций по ор-ганизации вариативных форм психолого-педагогической и (или) коррекци-онно-развивающей помощи детям с ограниченными возможностями здоровья в системе дошкольного образования»
- на основании письма Комитета по образованию от 28.10.2015 №03-20-4136/15-0-0
- Уставом ГБДОУ №23
- Положением о логопедическом пункте в ГБДОУ№23
Программа базируется на:
-современных представлениях лингвистики о языке как важнейшем средстве
общения людей, освоения окружающей действительности и познания мира;
-философской теории познания, теории речевой деятельности: о взаимосвя-
зях языка и мышления, речевой и познавательной деятельности.
- основе программы лежит психолингвистический подход к речевой деятельности как к многокомпонентной структуре, включающей семантиче-ский, синтаксический, лексический, морфологический и фонетический ком-поненты, предполагающей интенсивный и экстенсивный пути развития и формирования «чувства языка».
Программа включает в себя следующие образовательные области: -социально-коммуникативное развитие; -познавательное развитие; -речевое развитие;
-художественно-эстетическое развитие; -физическое развитие.
При разработке программы учитывался контингент детей, их возрас-тные особенности. А так же результаты проведенного логопедического об-следования и психолого- педагогической диагностики. Обучению по про-грамме подлежат 25 человек с диагнозом ФНР старшего дошкольного воз-раста.
Краткая характеристика детей.
Лексико-грамматический строй речи. Операции фонематического ана-лиза и синтеза, фонематические представления соответствуют возрастной норме. Зрительное, слуховое внимание, память, процессы мышления сфор-мированы. Общая, пальчиковая моторика развиты в достаточной степени. Артикуляторная моторика недостаточно сформирована в силу индивидуаль-ных особенностей строения артикуляционного аппарата.
Цель программы
Создание условий для эффективного формирования у детей полноцен-ных произносительных навыков. Развитие предпосылок для успешного обу-чения письму и чтению.
Задачи программы
- работать над совершенствованием процессов слухового и зрительного вос-приятия, мыслительных операций анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации;
- развивать общую, ручную, артикуляторную моторику;
- совершенствовать дыхательную и голосовую функции;
- расширять объем импрессивной и экспрессивной речи и уточнять предмет-ный (существительные), предикативный (глаголы) и адъекативный (прилага-тельные) компоненты словаря, вести работу по формированию семантиче-ской структуры слова, организации семантических полей;
- совершенствовать восприятие, дифференциацию и навыки употребления детьми грамматических форм слова и словообразовательных моделей, раз-личных типов синтаксических конструкций;
- совершенствовать навыки связной речи детей;
- вести работу по коррекции нарушений фонетической стороны речи. По раз-витию фонематических процессов;
- формировать мотивацию детей к школьному обучению, готовить к овладе-нию элементарными навыками письма и чтения.
Целевые ориентиры освоения «Программы»
РЕБЕНОК:
- усвоил навыки правильного произношения, дифференциации фонем рус-ского языка;
- умеет контролировать собственное произношение;
- в самостоятельной речи пользуется лексико-грамматическими конструк-циями;
- усваивает значение новых слов преимущественно привлечением внимания к способам словообразования, к эмоционально-оценочному значению слов;
- употребляет разные конструкции предложений в самостоятельной связной речи;
- подготовлен к овладению элементарными навыками письма и чтения;
- обладает сформированной мотивацией к школьному обучению;
- умеет осмысливать образные выражения и объяснять смысл поговорок;
- умеет составлять творческие рассказы, пересказы;
- владеет понятиями «слово, слог, предложение»;
Содержательный раздел
Логопедическая работа делится на три этапа:
1.Подготовительный.
- Первичных произносительных умений.
- Коммуникативных умений и навыков.
Подготовительный этап:
- развитие силы выдоха
- формирование артикуляторных умений и навыков
- формирование умения опознавать и различать фонемы
Этап первичных произносительных умений:
- постановка звука
- формирование навыков правильного использования поставленного звука в речи (автоматизация умений)
- формирование умения отбирать звуки, не смешивая их между собой (диф-ференциация звуков)
Этап коммуникативных умений и навыков:
- формирование умения и навыков безошибочного употребления звуков речи во всех ситуациях общения
- переход к естественной речи.
Организационный раздел
Структура реализации образовательного процесса
Основная организационная форма работы по звукопроизношению - ин-дивидуальные и подгрупповые занятия. Для оптимизации логопедической работы можно объединять детей одной возрастной группы, имеющих сход-ные по характеру и степени выраженности речевые нарушения. Длитель-ность индивидуальных занятий составляет 10-15 минут, подгрупповых заня-тий-25-30 минут. Частота проведения зависит от характера и степени выра-женности речевого нарушения, психофизических особенностей детей. Инди-видуальные занятия по коррекции звукопроизношения проводятся не менее 2-х раз в неделю. Вечернее занятие необходимо для того, чтобы родители могли присутствовать на занятии и получить консультацию, совет, рекомен-дации.
Условия реализации рабочей программы
- Психолого-педагогические: диагностика в ГБДОУ детей 4 - 6 лет, оп-ределение структуры и степени выраженности имеющихся у них недо-развитий речи; оформление речевой карты на каждого ребенка; разра-ботка ежедневного плана индивидуальной работы с детьми с ФНР; распространение логопедических знаний среди педагогов и родителей с целью профилактики речевых нарушений у детей, а также для опти-мизации логопедического воздействия.
- Материально-технические: настенное зеркало для логопедических за-нятий, стол и стулья, шпатели, настольные игры, игрушки, мозайка. шнуровки, шкафы и полки для наглядных пособий, дидактических игр, методической литературы, цветные карандаши, ноутбук, сенсорная доска, речевые игры.
- Организационные: обогащение речевых уголков групп логопедиче-скими играми по развитию речевого дыхания и голоса, артикуляцион-ной и мелкой моторики, создание тетради взаимодействия логопеда и воспитателя по автоматизации поставленных звуков.
Образовательные технологии
- коррекционно-развивающей работе с детьми группы используются такие образовательные технологии, как:
- Обучающая технология. Мнемотехника для детей. О.В. Горохова, С-
Пб,1999 г.
- Логопедический массаж и гимнастика (технология совместного использо-вания), О.И. Крупенчук, С-Пб «Литера»2014 г.
- Технология применения логоритмических занятий. Н.М. Савицкая, С-Пб
«Каро» 2009 г.
- Технология применения специальных символов при обучении детей навы-кам звукового анализа и синтеза. Т.А. Ткачекко, М., «Гном», 2000г.
- Технология ТРИЗ
Учебно-методический комплекс
1.Филичева Т.Б.. Чиркина Г.В. Программа обучения и воспитания детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи.
- Нищева Н.В. «Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с ОНР».
3.Александрова Т.В. «Практические задания по формированию грамматиче-ского строя у дошкольников». С-Пб, «Детство Пресс»
- Агранович З.Е. «Сборник домашних заданий логопедам и родителям (для преодоления лексико-грамматического недоразвития речи у дошкольников с ОНР», С-Пб, «Детство-пресс» 2010
- Агранович З.Е. «Сборник домашних заданий логопедам и родителям (для преодоления недоразвития фонетической стороны речи у старших дошколь-ников), С-Пб. «Детство-пресс» 2010г.
- Нищева Н.В. Артикуляционная гимнастика. С-Пб, «Детство-пресс»
- О.И. Крупенчук логопедический массаж ложками
- О.И.Крупенчук «Тренируем пальчики-развиваем речь!»
- Артикуляционная гимнастика с биоэнергопластикой. Р.Г.Бушляева, С-Пб. «Детство-пресс»
- Е.О.Астафьева «Играем, читаем, пишем» С-Пб, «детство пресс» 2013
- Жукова «Мой букварь»
- Т.С. Перегудова, Г.А.Османова «Вводим звуки в речь: Картотека для ав-томатизации звуков», С-Пб, каро, 2013
- Г.А. Османова «Логопед-родителям» С-Пб, Каро, 2013
- Ю.В. Иванова «Дошкольный логопункт. Документация, планирование и организация работы». М, ГНОМ,2011
- Н.И. Журавель «Планирование занятий в логопедическом пункте ДОУ» , М, ТЦ Сфера, 2008.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учителя-логопеда по исправлению речевых нарушений у детей старшего дошкольного возраста в условиях логопункта (по ФГОС) на 2014 - 2015 учебный год.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учителя-логопеда по исправлению речевых нарушений у детей старшего дошкольного возраста в условиях логопункта (по ФГОС) на 2014 - 2015 учебный год....
Рабочая программа учителя-логопеда на дошкольном логопункте по ФГОС
Эта рабочая программа была разработана для детей 5-7 летнего возраста и адаптирована в условиях дошкольного логопункта. Она направлена на формирование полноценной фонетической системы языка, развитие ...
Семинар для учителей-дефектологов и учителей-логопедов: «Особенности практической работы учителей-дефектологов и учителей-логопедов в условиях Центра»
Использование кинезиологических упражнений с детьми старшего дошкольного возраста школьного возраста...
Рабочая программа учителя-логопеда логопункта для детей с диагнозом:"Фонетическое недоразвитие речи"
Пример адаптированной рабочей программа для учителя-логопеда логопункта для детей с ФНР....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учителя-логопеда у детей старшего дошкольного возраста в условиях логопункта (по ФГОС) на 2019 - 2020 учебный год
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учителя-логопеда у детей старшего дошкольного возраста в условиях логопункта (по ФГОС) на 2019 - 2020учебный год....
Представление опыта работы на РМО учителей-логопедов по теме:«Нейропсихологические приёмы в практике учителя-логопеда, применяемые в работе с детьми с тяжёлыми нарушениями речи»
Успешность обучения детей во многом зависит от своевременного развития межполушарных связей, а сензитивный период для развития приходится на дошкольный возраст, когда кора больших полушарий головного ...
Адаптированная рабочая программа учителя-логопеда на логопункте для детей с ТНР (дошкольный возраст)
Апробированная адаптированная рабочая программа учителя-логопеда на логопункте для детей с тяжелыми нарушениями речи (дошкольный возраст)...