Рабочая программа учителя-логопеда логопункта для детей с диагнозом:"Фонетическое недоразвитие речи"
рабочая программа
Пример адаптированной рабочей программа для учителя-логопеда логопункта для детей с ФНР.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_logopunkt_2019-2020.docx | 70.41 КБ |
Предварительный просмотр:
« Принято» «Утверждаю»
_________________________ Приказ от ________№_____
(указание названия коллективного органа ОУ) ________________________
Подпись руководителя ОУ
Протокол от ___________№_____________
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Учителя-логопеда Куликовой Д.Ю.
для детей с фонетическим недоразвитием речи.
Государственного бюджетного дошкольного образовательного учреждения детский сад №78 комбинированного вида Фрунзенского района Санкт-Петербурга
Санкт-Петербург
2019-2020
Содержание |
Целевой раздел |
Пояснительная записка. |
Цели и задачи реализации программы |
Характеристики, значимые для разработки и реализации программы |
Целевые ориентиры освоения программы детьми с ФНР |
Содержательный раздел |
Направления коррекционно-развивающей работы учителя-логопеда |
План коррекционно-развивающей работы на 2018-2019 учебный год. |
Взаимосвязь учителя-логопеда и воспитателей |
Взаимодействие с семьями воспитанников |
Содержание предметно-пространственной развивающей среды в логопедическом кабинете |
Организационный раздел |
Структура образовательного процесса |
Организация коррекционно-образовательной работы |
Формы, методы и средства реализации рабочей программы |
Список литературы |
1. Целевой раздел
1.1. Пояснительная записка
Рабочая программа (далее РП) составлена на основе:
-Закона РФ « Об образовании в РФ» от 29.10.2012 № 273 – Ф3;
- Приказа Минобрнауки России от 17.10.2013г №1155 «Об утверждении федерального образовательного стандарта дошкольного образования» (ФГОС ДО);
-Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 15.05.2013 №26 «Об утверждении СанПин 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций»;
-Приказа Минобрнауки России от 30.08.2013 №1014 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательная программа дошкольного образования».
- Программы дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушениями речи. Авторы программы: Т.В. Филичева, Г.В. Чиркина, Т.В. Туманова, С.А.Миронова, А.В. Лагутина . Издательство «Просвещение» 2010
РП составлена, для образования детей, имеющих фонетическое недоразвитие речи. При разработке программы, учитывался контингент детей группы, возрастные и индивидуальные особенности развития, выявленные в ходе диагностики речевого развития 2019 г.
Содержание рабочей программы отражает реальные условия группы и логопедического кабинета.
Развивающая предметно-пространственная среда логопедического кабинета обеспечивает создание оптимальных условий для коррекционно-развивающей работы и всестороннего гармоничного развития детей с фонетическим недоразвитием речи.
Принципы и подходы к формированию Программы.
Программа строится на основе принципов дошкольного образования, изложенных в ФГОС ДО:
- полноценное проживание ребенком всех этапов детства, обогащение детского развития;
- построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка;
- содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений;
- поддержка инициативы детей в различных видах деятельности;
- сотрудничество организации с семьей;
- приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства;
- формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности;
- возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития);
- учет этнокультурной ситуации развития детей.
Также содержание программы направлено на реализацию следующих принципов:
- Структурно-системный принцип, согласно которому речь рассматривается как системное образование взаимосвязанных элементов, объединенных в единое целое.
- Принцип комплексности предполагает комплексное воздействие различных технологий (педагогических, психологических, медицинских) на один объект, обеспечивая согласованную деятельность всех специалистов.
- Принцип дифференциации раскрывается в дифференцированном обучении детей в соответствии с их возможностями и проблемами, уровнем речевого развития. С учетом данного принципа происходит объединение детей в подгруппы и их обучение.
- Принцип концентризма предполагает распределение учебного материала в пределах одной лексической темы независимо от вида деятельности.
- Принцип последовательности реализуется в логическом построении процесса обучения воспитанников от простого к сложному, от неизвестного к известному.
- Принцип коммуникативности предусматривает организацию обучения в естественных для общения условиях или максимально приближенных к ним.
- Принцип минимизации предполагает отбор необходимого минимума речевого материала (лексического, фонетического, грамматического), ситуаций и тем общения, соответствующих целям, задачам и этапам каждой ступени коррекционно- развивающего обучения.
- Принцип доступности определяет необходимость отбора материала в соответствии с возрастом, зоной актуального развития ребенка, программными требованиями обучения и воспитания.
- Принцип интенсивности предполагает использование на занятиях различных приемов и методов (создание проблемных ситуаций, участие в ролевых играх, применение средств наглядности, мнемотехники, логоритмики).
- Принцип сознательности обеспечивает формирование у детей чувства языка и языковых обобщений.
- Принцип активности обеспечивает эффективность любой целенаправленной деятельности.
- Принцип наглядности, научности, прочности усвоения знаний, воспитывающего обучения позволяют правильно организовать весь процесс коррекционно-развивающего обучения.
- Принцип интеграции (взаимодействие и преемственность работы всех специалистов ДОУ и родителей воспитанников).
1.2. Цель программы:
- Формирование у детей способности к усвоению элементарных языковых закономерностей.
- Расширение возможности понимания речи и расширение представлений об окружающей действительности.
- Коррекция звукопроизношения, развитие творческих и коммуникативных способностей детей в различных видах деятельности.
- Овладение детьми самостоятельной, связной, грамматически правильной речью и коммуникативными навыками, фонетической системой русского языка, элементами грамоты, что сформирует готовность к обучению в школе.
1.3. Задачи:
1. Формирование лексико-грамматических средств языка:
- уточнение и расширение объема номинативного, предикативного и адъективного словаря экспрессивной речи;
-уточнение понимания обобщающих значений слов и формирование обобщающих понятий
- совершенствовать навыки употребления грамматических форм слова и словообразовательных моделей, различных типов синтаксических конструкций.
2. Развитие фонематической системы речи.
- развитие фонематического слуха и внимания;
- выработка и совершенствование навыков произношения и дифференциации звуков;
3.Развитие фонетической стороны языка.
-формировать правильное речевое диафрагмальное дыхание и длительный ротовой выдох;
-развивать силу, динамику и модуляцию голоса;
-активизировать движения артикуляторного аппарата;
-воспитывать умеренный темп речи;
-развивать интонационную выразительность и ритмичность речи.
4.Развитие звуко-слоговой структуры слов
5. Развитие общей и мелкой моторики.
6.Развитие психических функций.
1.4.Характеристика детей с ФНР.
Нарушение звукопроизношения характеризуется следующими особенностями: искаженное произношение звуков, при котором сохраняется некоторая сходность звучания с нормальным звукопроизношением, замена звука или его отсутствие. При этом слух и иннервация речевого аппарата не страдает. Причина – несформированность артикуляционной моторики или ее нарушения, органические поражения органов артикуляции. Это фонетические нарушения. При фонетических нарушениях уделяют внимание артикуляционному аппарату, мелкой и общей моторики. Они хуже, чем у нормально говорящих детей, запоминают речевой материал, задания выполняют с ошибками.
1.5. Целевые ориентиры освоения программы детьми подготовительного дошкольного возраста с ФНР
Логопедическая работа
Ребенок:
- обладает сформированной мотивацией к обучению;
- усваивает значения новых слов на основе углубленных знаний о предметах и явлениях окружающего мира;
- употребляет слова, обозначающие личностные характеристики, с эмотивным значением, многозначные;
- умеет подбирать слова с противоположным и сходным значением;
- умеет осмысливать образные выражения и объяснять смысл поговорок (при необходимости прибегает к помощи взрослого);
- правильно употребляет грамматические формы слова; продуктивные и непродуктивные словообразовательные модели;
- умеет подбирать однокоренные слова, образовывать сложные слова;
- умеет строить простые распространенные предложения; предложения с однородными членами; простейшие виды сложносочиненных и сложноподчиненных предложений;
- составляет различные виды описательных рассказов, текстов (описание, повествование, с элементами рассуждения) с соблюдением цельности и связности высказывания;
- умеет составлять творческие рассказы;
осуществляет слуховую и слухопроизносительную дифференциацию звуков по всем дифференциальным признакам;
- владеет простыми формами фонематического анализа и синтеза;
- владеет понятиями «слово» и «слог», «предложение»;
- осознает слоговое строение слова, осуществляет слоговой анализ слов (двухсложных с открытыми, закрытыми слогами, трехсложных с открытыми слогами, односложных);
- умеет составлять графические схемы слогов, слов, предложений;
- знает печатные буквы (без употребления алфавитных названий), умеет их воспроизводить;
- правильно произносит все звуки;
- воспроизводит слова различной звукослоговой структуры (изолированно и в условиях контекста).
Данная программа предусматривает разностороннее развитие детей, коррекцию недостатков в их речевом развитии, а также профилактика вторичных нарушений, развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности.
Целостность программы обеспечивается установлением связей между образовательными областями, интеграцией специалистов и родителей дошкольников.
2. Содержательный раздел
2.1.Основные направления коррекционно-развивающей работы.
- Развитие словаря.
- Совершенствование грамматического строя речи.
- Развитие фонетико-фонематической системы языка и навыков языкового анализа:
-развитие просодической стороны речи;
-коррекция произносительной стороны речи;
-совершенствование фонематического восприятия, развитие звукового анализа и синтеза.
4)Развитие психических функций.
5)Сенсорное развитие.
6)Развитие мелкой и общей моторики.
2.2. Тематическое планирование лексических тем учителя – логопеда
на 2019-2020 уч. год
№ | Лексическая тема | Месяц | Неделя | |
1 | Детский сад. Профессии в детском саду | Сентябрь | 4 -я | |
2 | Осень. Деревья | Октябрь | 1-я | |
3 | Овощи. Огород | Октябрь | 2-я | |
4 | Фрукты. Сад | Октябрь | 3-я | |
5 | Откуда хлеб пришёл? | Октябрь | 4-я | |
6 | Лес. Грибы. Ягоды | Октябрь | 5-я | |
7 | Перелётные птицы осенью | Ноябрь | 1-я | |
8 | Одежда. Обувь. Головные уборы | Ноябрь | 2-я | |
9 | Игрушки | Ноябрь | 3-я | |
10 | Посуда. | Ноябрь | 4-я | |
11 | Зима. Зимующие птицы | Декабрь | 1-я | |
12 | Домашние животные. Домашние птицы | Декабрь | 2-я | |
13 | Дикие животные | Декабрь | 3-я | |
14 | Новый год | Декабрь | 4-я | |
15 | Зимние забавы | Январь | 2-я | |
16 | Транспорт | Январь | 3-я | |
17 | Правила дорожного движения | Январь | 4-я | |
18 | Мебель | Февраль | 1-я | |
19 | Животные Севера | Февраль | 2-я | |
20 | Профессии. Инструменты | Февраль | 3-я | |
21 | Защитники Отечества | Февраль | 4-я | |
22 | Ранняя весна. Прилёт птиц | Март | 1-я | |
23 | Семья. Мамин праздник. Первоцветы. | Март | 2-я | |
24 | «Наша Родина – Россия. Столица – Москва» | Март | 3-я | |
25 | Животный мир морей и океанов. | Март | 4-я | |
26 | Речные и аквариумные рыбки | Апрель | 1-я | |
26 | Наше здоровье. Человек. Части тела | Апрель | 2-я | |
27 | Космос | Апрель | 3-я | |
28 | Животные жарких стран | Апрель | 4-я | |
29 | Сельскохозяйственные работы | Апрель | 5-я | |
30 | Насекомые. Полевые и садовые цветы | Май | 1-я | |
31 | 9 мая. День Победы. | Май | 2-я | |
32 | Скоро в школу | Май | 3-я | |
33 | Наш город Санкт-Петербург | Май | 4-я |
ОБСЛЕДОВАНИЕ.
ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП.
Сентябрь (с 2 по 9) – обследование состояния речи и неречевых психических функций детей. Заполнение речевых карт.
Учебные дни | Содержание работы |
1-й | Обследование состояния мелкой моторики и мимической мускулатуры. Показ игр по мелкой моторике, вызывание длительного выдоха в игре. |
2-й | Обследование состояния артикуляционного аппарата Проведение общей артикуляционной гимнастики перед зеркалом. |
3-й | Обследование состояния звукопроизношения Обследование воспроизведения слоговой структуры |
4-й | Обследование фонематического восприятия и дифференциации Игры для развития мелкой моторики и длительного выдоха. Проведение общей артикуляционной гимнастики. |
5-й | Обследование грамматического строя речи Проведение общей артикуляционной гимнастики. |
6-й | Обследование дыхательной и голосовой функции. Проведение общей артикуляционной гимнастики. |
Перспективное планирование коррекционно-развивающей работы
на I-е полугодие
Образовательная область «Речевое развитие»
Развитие словаря
1. Расширение, уточнение и активизация словаря на основе систематизации и обобщения знаний об окружающем в рамках изучаемых лексических тем («Детский сад. Профессии в детском саду»,«Осень. Признаки осени. Осенние месяцы. Деревья осенью», «Овощи. Труд на полях и в огородах», «Фрукты. Труд в садах», «Откуда хлеб пришел?», «Лес. Грибы. Ягоды», «Перелетные птицы», «Осенние обувь, одежда, головные уборы», «Игрушки», «Посуда» («Зима», «Зимующие птицы», «Домашние животные», «Дикие животные», «Новый год», «Зимние забавы», «Транспорт. Профессии на транспорте», «Правила дорожного движения»)
- Пополнение активного словаря существительными с уменьшительными, увеличительными суффиксами, суффиксами единичности (огурчик, морковочка, рубашечка, туфельки, лисичка, штанишки, грибище, лапища, клюковка, травинка).
- Обогащение экспрессивной речи сложными словами (картофелекопалка, садовод, овощевод), неизменяемыми словами (пальто), словами-антонимами (высокий — низкий, толстый — тонкий, крупный — мелкий) и словами-синонимами (покрывать — устилать, красный — алый — багряный, желтый — золотой).
- Расширение представления о переносном значении (золотые руки) и активизация в речи слов с переносным значением.
- Обогащение экспрессивной речи прилагательными с уменьшительными суффиксами (красненький, мягонький), относительными (яблочный, дубовый, картофельный, шерстяной, кожаный) и притяжательными (утиный, грибной, клюквенный) прилагательными.
- Дальнейшее овладение приставочными глаголами (полетать, улетать, прилетать, перелетать).
- Практическое овладение всеми простыми предлогами и сложными предлогами из-за, из-под.
- Обогащение экспрессивной речи за счет имен числительных, местоименных форм, наречий, причастий.
9. Обогащение экспрессивной речи сложными словами (снегопад, круговерть, снегоуборочный, трудолюбивый, многоэтажный), многозначными словами (метелица метет, дворник метет, корка хлеба, снежная корка), словами в переносном значении (золотые руки, железный характер), однокоренными словами (снег, снежинка, снежок, снеговик, подснежник, снежный, заснеженный).
10. Обогащение экспрессивной речи прилагательными с уменьшительными суффиксами (беленький, тепленький), относительными (дубовый, серебряный, хрустальный, пластмассовый) и притяжательными прилагательными (львиный, леопардовый, обезьяний), прилагательными, обозначающими моральные качества людей (умный, глупый, добрый, злой, ленивый, упорный), прилагательными с противоположным значением (холодный — горячий, гладкий — шершавый, мягкий — твердый).
11. Пополнение словаря однородными определениями (снег белый, легкий, пушистый).
12. Продолжение работы по дальнейшему овладению приставочными глаголами (насыпать, посыпать, засыпать).
13. Дальнейшее обогащение экспрессивной речи всеми простыми и некоторыми сложными предлогами (из-за, из-под, между, через, около, возле).
Развитие фонетико-фонематической системы языка и
навыков языкового анализа и синтеза
Развитие просодической стороны речи
1. Продолжение работы по развитию речевого дыхания, формированию правильной голосоподачи и плавности речи в игровых упражнениях и свободной речевой деятельности. Формирование умения соблюдать голосовой режим, не допускать форсирования голоса.
2. Формирование умения произвольно изменять силу голоса: говорить тише, громче, умеренно громко, тихо, шепотом.
3. Развитие тембровой окраски голоса, совершенствование умения изменять высоту тона в игровых упражнениях и свободной речевой деятельности.
4. Формирование умения говорить в спокойном темпе.
5. Продолжение работы над четкостью дикции, интонационной выразительностью речи.
Коррекция произносительной стороны речи
- Работа по активизации и совершенствованию движений речевого аппарата.
- Формирование правильного произношения нарушенных звуков.
- Автоматизация поставленных звуков в слогах, словах, предложениях, чистоговорках, скороговорках, свободной речи.
Работа над слоговой структурой слова
- Закрепление навыка произношения и использования в активной речи трехсложных слов со стечением согласных и одним-двумя закрытым слогами (листопад, апельсин).
- Совершенствование умения правильно произносить и использовать в активной речи односложные слова со стечением согласных (сноп, лист).
- Формирование умения правильно произносить и использовать в активной речи двусложные слова с двумя стечениями согласных (грядка, брюшко).
- Совершенствование умения выполнять слоговой анализ и синтез слов из одного, двух, трех слогов; подбирать слова с заданным количеством слогов.
Развитие фонематического восприятия, навыков звукового анализа и синтеза
1. Закрепление знания признаков гласных и согласных звуков, умения различать гласные и согласные звуки, подбирать слова на заданный звук.
2. Закрепление представлений о твердости-мягкости, глухости-звонкости согласных и умения дифференцировать согласные звуки по этим признакам, а также по акустическим признакам и месту образования.
3. Совершенствование умения выделять звук на фоне слова, совершать звуковой анализ и синтез слов типа мак, осы.
4. Формирование умения производить звуковой анализ и синтез слов типа лужа, липа, лист.
5. Закрепить представление о гласный звуках: «А,О,У,Ы,Э,И»
6. Закрепить представление о согласных звуках: «М-М’, Н-Н’, П-П’, Б-Б’, Т-Т’, Д-Д’, С-С', З-З', Ш, Ж, Р-Р', Л-Л'.
Перспективное планирование коррекционно-развивающей работы
на II-е полугодие
Образовательная область «Речевое развитие»
Развитие словаря
1. Расширение, уточнение и активизация словаря на основе систематизации и обобщения знаний об окружающем в рамках изучаемых лексических тем «Мебель», «Животные Севера», «Профессии. Инструменты», «Защитники Отечества», «Ранняя весна. Прилет птиц», «Семья. Мамин праздник. Первоцветы», «Наша Родина — Россия», «Столица России — Москва», «Животный мир морей и океанов», «Речные и аквариумные рыбы», «Наше здоровье. Человек. Части тела», «Космос», «Животные жарких стран», «Сельскохозяйственные работы», «9 мая. День Победы», «Насекомые», «Скоро в школу» «Наш город – Санкт-Петербург», «Лето. Полевые и садовые цветы»).
2. Обогащение экспрессивной речи сложными словами (снегопад, круговерть, снегоуборочный, трудолюбивый, многоэтажный), многозначными словами (метелица метет, дворник метет, корка хлеба, снежная корка), словами в переносном значении (золотые руки, железный характер), однокоренными словами (снег, снежинка, снежок, снеговик, подснежник, снежный, заснеженный).
3. Обогащение экспрессивной речи прилагательными с уменьшительными суффиксами (беленький, тепленький), относительными (дубовый, серебряный, хрустальный, пластмассовый) и притяжательными прилагательными (львиный, леопардовый, обезьяний), прилагательными, обозначающими моральные качества людей (умный, глупый, добрый, злой, ленивый, упорный), прилагательными с противоположным значением (холодный — горячий, гладкий — шершавый, мягкий — твердый).
4. Пополнение словаря однородными определениями (снег белый, легкий, пушистый).
5. Продолжение работы по дальнейшему овладению приставочными глаголами (насыпать, посыпать, засыпать).
6. Дальнейшее обогащение экспрессивной речи всеми простыми и некоторыми сложными предлогами (из-за, из-под, между, через, около, возле).
Дальнейшее обогащение экспрессивной речи сложными словами (ледоход, первоцвет, половодье, белокаменная), многозначными словами (солнце печет, мама печет блины, ручеек звенит, звонок звенит), словами в переносном значении (горячее сердце, золотые руки), однокоренными словами (солнце, солнечный, подсолнух, подсолнечное).
7. Дальнейшее обогащение экспрессивной речи словами-синонимами (бежать — нестись, большой — огромный) и словами-антонимами (восход — закат, сажать — собирать).
8. Дальнейшее обогащение экспрессивной речи прилагательными с уменьшительными суффиксами (голубенький, веселенький), относительными (московский, петербургский), прилагательными с противоположным значением (чистый — грязный, маленький — огромный, широкий — узкий).
9. Обогащение словаря однородными определениями, дополнениями, сказуемыми. (На проталинках расцветают подснежники. На проталинках расцветают прозрачные хрупкие, нежные подснежники. На проталинках, на пригорках, на полянках расцветают подснежники. На проталинках проклевываются, подрастают, расцветают первые подснежники.)
10. Пополнение словаря отглагольными существительными ( учить — учитель, ученик).
11. Дальнейшее обогащение экспрессивной речи простыми и сложными предлогами (из-за, из-под, между, через, около, возле).
12. Закрепление понятия слово и умения оперировать им.
Развитие фонетико-фонематической системы языка и навыков языкового анализа и синтеза
Развитие просодической стороны речи
- Дальнейшее развитие и совершенствование речевого дыхания.
- Совершенствование звучности и подвижности голоса (быстрое и легкое изменение по силе, высоте, тембру).
- Совершенствование навыка голосоведения на мягкой атаке, в спокойном темпе.
- Продолжение работы над четкостью дикции, интонационной выразительностью речи в свободной речевой деятельности.
Коррекция произносительной стороны речи
1.Завершение работы по автоматизации правильного произношения сформированных звуков.
2.Работа по активизации и совершенствованию движений речевого аппарата у вновь поступивших детей.
3.Формирование правильного произношения нарушенных звуков у новых детей.
4. Автоматизация поставленных звуков в слогах, словах, предложениях, чистоговорках, скороговорках, свободной речи.
Работа над слоговой структурой слова
- Формирование умения правильно произносить четырехсложные и пятисложные слова сложной звукослоговой структуры (погремушка, колокольчик, велосипедист, регулировщик).
- Дальнейшее совершенствование умения выполнять слоговой анализ и синтез слов, состоящих из одного, двух, трех слогов;
Развитие фонематического восприятия, навыков звукового анализа и синтеза
1. Закрепление знания признаков гласных и согласных звуков, умения различать гласные и согласные звуки, подбирать слова на заданный звук.
2. Закрепление представлений о твердости-мягкости, глухости-звонкости согласных и умения дифференцировать согласные звуки по этим признакам, а также по акустическим признакам и месту образования.
3. Совершенствование умения выделять звук на фоне слова, совершать звуковой анализ и синтез слов типа мак, осы.
4. Формирование умения производить звуковой анализ и синтез слов типа лужа, липа, лист.
5. Закрепить представление о гласный звуках: «А,О,У,Ы,Э,И»
6. Закрепить представление о согласных звуках: «М-М’, Н-Н’, П-П’, Б-Б’, Т-Т’, Д-Д’, С-С', З-З', Ш, Ж, Р-Р', Л-Л'.
2. 3. Взаимосвязь учителя-логопеда и воспитателей
Эффективность коррекционно-развивающей работы в логопедической группе во многом зависит от преемственности в работе логопеда и других специалистов. И, прежде всего, учителя - логопеда и воспитателей. Взаимодействие с воспитателями логопед осуществляет в разных формах. Это совместное составление перспективного планирования работы на текущий период во всех образовательныхобластях; обсуждение и выбор форм, методов и приемов коррекционно-развивающей работы; оснащение развивающего предметного пространства в групповом помещении; взаимопосещение и участие в интегрированной образовательной деятельности; совместное осуществление образовательной деятельности в ходе режимных моментов, еженедельные задания учителя-логопеда воспитателям. В календарных планах воспитателей в начале каждого месяца логопед указывает лексические темы на месяц, примерный лексикон по каждой изучаемой теме, основные цели и задачи коррекционной работы; перечисляет фамилии детей, коррекции развития которых воспитатели в данный отрезок времени должны уделить особое внимание в первую очередь. Еженедельные задания логопеда воспитателю включают следующие разделы:
- логопедические пятиминутки;
- подвижные игры и пальчиковая гимнастика;
- индивидуальная работа;
- рекомендации по подбору художественной литературы и иллюстративного материала.
Логопедические пятиминутки служат для логопедизации совместной деятельности воспитателя с детьми и содержат материалы по развитию лексики, грамматики, фонетики, связной речи, упражнения по закреплению или дифференциации поставленных звуков, развитию навыков звукового и слогового анализа и синтеза, фонематических представлений и неречевых психических функций, связной речи и коммуникативных навыков, то есть для повторения и закрепления материала, отработанного с детьми логопедом. Обычно планируется 2—3 пятиминутки на неделю, и они обязательно должны быть выдержаны в рамках изучаемой лексической темы. Логопед не только дает рекомендации по проведению пятиминуток, но в некоторых случаях и предоставляет материалы и пособия для их проведения. Подвижные игры, упражнения, пальчиковая гимнастика: служат для развития общей и тонкой моторики, координации движений, координации речи с движением, развития подражательности и творческих способностей. Они могут быть использованы воспитателями в качестве физкультминуток в организованной образовательной деятельности, подвижных игр на прогулке или в свободное время во второй половине дня. Они тоже обязательно выдерживаются в рамках изучаемой лексической темы. Именно в играх и игровых заданиях наиболее успешно раскрывается эмоциональное отношение ребенка к значению слова.
Планируя индивидуальную работу воспитателей с детьми, логопед рекомендует им занятия с двумя-тремя детьми в день по тем разделам программы, при усвоении которых эти дети испытывают наибольшие затруднения. Важно, чтобы в течение недели каждый ребенок хотя бы по одному разу позанимался с воспитателями индивидуально. Прежде всего, логопед рекомендует индивидуальную работу по автоматизации и дифференциации звуков. Зная, какие трудности испытывают воспитатели при подборе наглядно-дидактических литературных материалов, как сложно им учесть особенности общего и речевого развития детей с речевой патологией, логопед как правило, составляет примерный перечень художественной литературы и иллюстративного материала, рекомендуемых для каждой недели работы.
2.4.Взаимодействие с семьями воспитанников
Вопросам взаимосвязи детского сада с семьей в последнее время уделяется все большее внимание, так как личность ребенка формируется, прежде всего, в семье и семейных отношениях. В дошкольных учреждениях создаются условия, имитирующие домашние, к образовательно-воспитательному процессу привлекаются родители, которые участвуют в организованной образовательной деятельности, интегрированных занятиях, спортивных праздниках, викторинах, вечерах досуга, театрализованных представлениях, экскурсиях. Педагоги работают над созданием единого сообщества, объединяющего взрослых и детей. Для родителей проводятся тематические родительские собрания и круглые столы, семинары, мастер-классы, организуются диспуты, создаются библиотеки специальной литературы в каждой группе ДОУ.
В логопедической группе учитель-логопед и другие специалисты пытаются привлечь родителей к коррекционно-развивающей работе через систему методических рекомендаций. Эти рекомендации родители получают в устной форме и еженедельно по пятницам в письменной форме в специальных тетрадях. Рекомендации родителям по организации домашней работы с детьми необходимы для того, чтобы как можно скорее ликвидировать отставание детей — как в речевом, так и в общем развитии.
Методические рекомендации, данные в тетрадях, подскажут родителям, в какое время лучше организовать совместную игровую деятельность с ребенком, во что и как следует играть с ребенком дома. Они предоставят дошкольнику возможность занять активную позицию, вступить в диалог с окружающим миром, найти ответы на многие вопросы с помощью взрослого. Так, родители смогут предложить ребенку поиграть в различные подвижные игры, проведут пальчиковую гимнастику, прочитают и стихи, помогут научиться лепить и рисовать, составлять рассказы и отгадывать загадки. Выполняя с ребенком предложенные задания, наблюдая, рассматривая, играя, взрослые разовьют его речь, зрительное и слуховое внимание, память и мышление, что станет залогом успешного обучения ребенка в школе. Задания в тетрадях должны быть подобраны логопедом в соответствии с изучаемыми в логопедических группах детского сада лексическими темами и требованиями программы.
Для детей старшей логопедической группы родители должны стремиться создавать такие ситуации, которые будут побуждать детей применять знания и умения, имеющиеся в их жизненном багаже. Родители должны стимулировать познавательную активность детей, создавать творческие игровые ситуации. Работа с детьми седьмого года жизни строится на систематизации полученных ранее знаний, что создаст предпосылки для успешной подготовки детей к обучению в школе.
На эти особенности организации домашних занятий с детьми каждой возрастной группы родителей должен нацеливать логопед на своих консультативных приемах, в материалах на стендах и в папках «Советы логопеда».
2.5. Содержание предметно-пространственной развивающей среды в логопедическом кабинете.
Образовательная область | Игры и пособия |
«Речевое развитие» | -Картотека предметных картинок по всем лексическим темам; -«Профессии»; -«Моя квартира»; -Играйка №1, Играйка №2, Играйка №3, Играйка №5, Играйка №7; -«Из чего мы сделаны?»; -«Антонимы глаголы»; -«Антонимы прилагательные»; -«Словообразование»; -«Один-много»; -«Кто спрятался за деревом?»; -«Кто спрятался за забором?»; -«Кто спрятался в джунглях?»; -«Хвосты»; -«Волшебный паровозик»; -«Поможем Федоре»; -«Собери букет» -«Находим противоположности»; -«Я вас различаю С, З, Ц»; «Я вас различаю Р, РЬ, Л,ЛЬ»; «Я вас различаю Ш,Ж»;«Я вас различаю Ч, Щ»; -Дыхательные тренажеры: «Бабочка на цветке», «Снежинки», «Птички», «Варежки», «Фасолиевые гонки», «Пёрышки». -«Волшебные грибочки»; -«Зонтики»; -«Кот рыболов»; -«Весёлые человечки»; -«Времена года»; -«В мире животных»; -«Птички-синички»; -«Помоги детенышам найти маму»; -«Помоги бабушке сварить варенье»; -«Один, два, пять»; -«Назови ласково»; -«Маленькие слова»; -«Истории в картинках №1», «Истории в картинках №2». |
3. Организационный раздел:
*Порядок изучения звуков, последовательность лексических тем, количество занятий может меняться по усмотрению логопеда.
*1-я половина сентября – обследование детей, заполнение речевых карт, оформление документации.
*Планирование занятий с детьми, имеющими речевое заключение: фонетическое недоразвитие речи.
*Два периода обучения:
I период: 1 подгруппа – 1 полугодие, индивидуальная работа – 2 раза в неделю, длительность занятия – 15 минут; подгрупповые занятия – 2 раза в неделю, длительность – 25 минут (старший возраст), 30 минут (подготовительный возраст)
II период: 2 подгруппа – 2 полугодие, индивидуальная работа – 2 раза в неделю, длительность занятия – 15 минут; подгрупповые занятия – 2 раза в неделю, длительность – 25 минут (старший возраст), 30 минут (подготовительный возраст)
* Форма организации обучения – подгрупповая и индивидуальная. Для подгрупповых занятий объединяются дети одной возрастной группы, имеющие сходные по характеру и степени выраженности речевые нарушения, по 3-5 человек.
* Выпуск детей проводится в течение всего учебного года по мере устранения у них дефектов речи. Результаты логопедического обучения отмечаются в речевой карте ребёнка.
3.1. Методы реализации Рабочей Программы в условиях ФГОС.
- Методы мотивации и стимулирования развития у детей первичных представлений и приобретения детьми опыта поведения и деятельности (образовательные ситуации, игры, соревнования, состязания и др.).
- Методы создания условий, или организации развития у детей первичных представлений и приобретения детьми опыта поведения и деятельности (метод приучения к положительным формам общественного поведения, упражнения, образовательные ситуации).
- Методы, способствующие осознанию детьми первичных представлений и опыта поведения и деятельности (рассказ взрослого, пояснение, разъяснение, беседа, чтение художественной литературы, обсуждение, рассматривание и обсуждение, наблюдение и др.).
- Информационно-рецептивный метод – предъявление информации, организация действий ребенка с объектом изучения (распознающее наблюдение, рассматривание картин, демонстрация кино- и диафильмов, просмотр компьютерных презентаций, рассказы логопеда или детей, чтение).
- Репродуктивный метод – создание условий для воспроизведения представлений и способов деятельности, руководство их выполнением (упражнения на основе образца логопеда, беседа, составления рассказов с опорой на предметную или предметно-схематическую модель).
- Эвристический метод (частично-поисковый) – проблемная задача делится на части – проблемы, в решении которых принимают участие дети (применение представлений в новых условиях).
- Исследовательский метод – составление и предъявление проблемных ситуаций и опытов (творческие задания, опыты).
3.2. Средства реализации Рабочей Программы в условиях ФГОС
- Демонстрационные и раздаточные.
- Визуальные, аудийные, аудиовизуальные.
- Естественные и искусственные.
- Реальные и виртуальные.
3.3. Средства, направленные на развитие деятельности детей
- Игровой деятельности: игры, игрушки.
- Коммуникативной деятельности: дидактический материал.
- Чтения художественной литературы: книги для детского чтения, в том числе аудиокниги, иллюстративный материал.
- Познавательно-исследовательской деятельности: натуральные предметы, образно- символический материал, в том числе макеты, карты, схемы, модели, картины и др.
- Продуктивной деятельности: оборудование и материалы для лепки, рисования, конструирования.
Заключение
Данная программа доступна к применению на дошкольном логопедическом пункте ГБДОУ №78 для детей с ФНР. С её помощью у дошкольников сформируется полноценная фонетическая система языка, разовьётся фонематическое восприятие, навыки звуко-слогового анализа и синтеза, автоматизируются слухопроизносительные умения и навыки, сформируется связная монологическая речь на базе правильно произносимых звуков.
Таким образом, дети будут подготовлены к успешному обучению в школе, в чём и заключается главная цель данной программы.
Необходимым условием реализации программы является наличие в дошкольном учреждении оборудованного учебного кабинета с различными средствами, пособиями, методическими разработками и дидактическими играми. Занятия по каждой теме проводятся в игровой форме
Методическая литература
- М.В. Сидорова, Е.М. Иванова. Тематический сборник №110. Методические рекомендации по организации работы на логопунктах в дошкольных учреждениях. Научно-методический центр Отдел образования Администрации Фрунзенского района Санкт-Петербурга.
- Т.Б. Филичева, Г.В.Чиркина, Т.В. Туманова. Программы дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушениями речи. Коррекция нарушений речи. Москва «Просвещение», 2010.
- О.И. Крупенчук «Научите меня говорить правильно». Издательский дом «Литера» Санкт-Петербург, 2003.
- И.С. Лопухина. Логопедия. Звуки, буквы и слова. «Дельта» Санкт-Петербург, 2010.
- В.В. Коноваленко, С.В. Коноваленко. «Артикуляционная и пальчиковая гимнастика. Комплекс упражнений». Гном-пресс, Москва, 2000.
- В.В. Гербова. Развитие речи в детском саду. Издательство Мозаика-Синтез Москва 2005.
- А.И. Максаков. Правильно ли говорит ваш ребенок. Издательство Мозаика-Синтез Москва 2005.
- Е.В. Колесникова «Развитие звуко-буквенного анализа у дошкольников» Москва 2006
- О.Б. Иншакова. Альбом для логопеда. Владос. Москва 2000.
- Е.Н. Вареник. З.А. Корлыханова. Физическое и речевое развитие дошкольников. Сфера. Москва 2009
- О.А. Новиковская «Найди букву». Издательский дом «Нева». Санкт-Петербург 2003
- С. Васильева, Н. Соколова. Логопедические игры для дошкольников. Москва «Школа-Пресс» 1999
- А.И. Богомолова «Логопедическое пособие для занятий с детьми». Издательство Библиополис. Санкт-Петербург 2009.
ПРИЛОЖЕНИЯ
- Выписки из протоколов по приему и выпуску детей
- Речевая карта (единая на весь год)
- Ежедневный план индивидуальной работы
- План индивидуальных занятий
- График работы учителя-логопеда на 2 полугодия
- Результаты логопедического обследования
- Журнал учета посещаемости логопедических занятий
- План работы с родителями
- Планирование:
*Списки детей группы ФНР на учебный период
*Списки детей группы ФНР по подгруппам
*Перспективное планирование лексических тем
*Перспективное планирование работы по развитию фонематического анализа и синтеза представлений
10. Отчет об эффективности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья на тему «Развитие фонематических представлений как средство предупреждения дисграфии у детей с диагнозом «Общее недоразвитие речи» (из опыта работы учителя-логопеда Анкудиновой Нины Фёдоровны)
Коррекция нарушений речи у детей заключается не только в постановке и автоматизации звуков, но и в одновременном развитии фонематического восприятия, так как без полноценного восприятия звуков, без чё...
Рабочая программа учителя-логопеда "Программа коррекционно-развивающей работы в группе для детей с общим недоразвитием речи III ур. (с 5 до 7 лет)"
Данная программа разрабатывалась с учётом концептуальных положений общей и коррекционной педагогики и исходя из результатов обследования детей с логопедическим диагнозом «Общее недоразвитие речи».Прог...
Рабочая программа учителя-логопеда с воспитанниками седьмого года жизни с тяжелыми нарушениями речи
Рабочая программа учителя-логопеда в группе комбинированной направленности с воспитанниками седьмого года жизни с общим недоразвитием речи...
Адаптированная рабочая программа учителя-логопеда на логопункте для детей с ТНР (дошкольный возраст)
Апробированная адаптированная рабочая программа учителя-логопеда на логопункте для детей с тяжелыми нарушениями речи (дошкольный возраст)...
Рабочая программа учителя-логопеда подготовительной к школе группы для детей с системным недоразвитием речи
Рабочая программа (далее – Программа) разработана для организации коррекционно-развивающей деятельности учителя-логопеда с детьми, имеющими речевой профиль «Системное недоразвитие речи&raq...
Рабочая программа учителя-логопеда для детей средней группы группы с системным недоразвитием речи
Рабочая программа (далее – Программа) разработана для организации коррекционно-развивающей деятельности учителя-логопеда с детьми, имеющими речевой профиль «Системное недоразвитие речи&raq...
Рабочая программа учителя-логопеда для детей старшей группы группы с системным недоразвитием речи
Рабочая программа (далее – Программа) разработана для организации коррекционно-развивающей деятельности учителя-логопеда с детьми, имеющими речевой профиль «Системное недоразвитие речи&raq...