Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности "Что такое хорошо? Что такое плохо?"
рабочая программа
Программа предназначена для обучающихся 1-го класса с умеренной умственной отсталостью, которые обучаются по СИПР.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
chto_takoe_horosho.docx | 47.01 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное образовательное казенное учреждение Иркутской области «Специальная (коррекционная) школа № 4 г. Иркутска»
«Рассмотрено» Руководитель М.О. _________ Т. А. Новикова Протокол № ___ от «____»________20 ____ г. | «Согласовано» Заместитель директора школы по УР ГОКУ СКШ № 4 г. Иркутска ________ Н.С. Полоскова «____»_______20_____ г. | «Утверждаю» Директор ГОКУ СКШ № 4г. Иркутска __________И.В. Анучин Приказ № ___ от «___»____20_____ г. |
Рабочая программа по внеурочной деятельности
по нравственному направлению
«Что такое хорошо? Что такое плохо?»
(наименование курса)
для обучающихся с умеренной умственной отсталостью, 1 «И» класс
(ступень образования / класс)
на 2018-2019 уч. год.
(срок реализации программы)
Программу составила: Притчина Е. А.
(Ф.И.О.)
Иркутск
2018 г.
- Пояснительная записка
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Что такое хорошо? Что такое плохо?» для обучающихся с умеренной умственной отсталостью обеспечивает достижение планируемых результатов освоения АООП. Программа разработана на основе:
- Требований к личностным и предметным результатам (возможным результатам) освоения АООП 2 варианта.
- Программы формирования базовых учебных действий.
Рабочая программа разработана в соответствии со следующими нормативно-правовыми, инструктивно-методическими документами:
- Федеральный закон от 29.12.2012года N 273-ФЗ (ред. от 05.05.2014 года) «Об образовании в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 06.05.2014 года).
- Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) Приказ от 19 декабря 2014 года № 1599 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)».
- Адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с умеренной умственной отсталостью (вариант 2).
- Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 10.07.2015 г. № 26 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.3286 – 15 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья».
- Учебный план ГОКУ Специальная (коррекционная) школа № 4 г. Иркутска.
Цель программы: развитие нравственной, социально - адаптированной личности, владеющей основами культуры поведения.
Задачи программы:
- формирование потребности в чистоплотности, аккуратности, опрятности, поддержании порядка;
- формирование бережного отношения к вещам;
- формирование представления о доброте и щедрости, доброжелательном отношении к окружающим;
- формирование умения устанавливать контакт, общаться и взаимодействовать с людьми;
- формирование представления об экстремальных (чрезвычайных) ситуациях и правилах поведения в них;
- развитие нравственных качеств личности;
- воспитание положительных эмоций и добрых чувств в отношении окружающих с использованием общепринятых форм общения, как вербальных, так и невербальных;
- формирование представлений о нравственных категориях на основе общения, совместной деятельности, подражания взрослым;
- формирование навыков общения со сверстниками, учителями, родителями, окружающим миром в различных жизненных ситуациях;
- формирование умения принимать на себя посильную ответственность и понимать результаты своих действий;
- освоение правил совместной деятельности, социально одобряемых норм поведения;
- воспитание чувства самоуважения, взаимодоверия и взаимопонимания.
Срок реализации программы – 1год.
Актуальность данной программы определена тем, что одной из важнейших задач образования в настоящее время является освоение детьми духовных ценностей, накопленных человечеством. Человек становится личностью только в обществе культуры и общества. Нравственность человека с детского возраста складывается из его добродетельных поступков, которые затем закрепляются в его сознании, что отражается в нравственной культуре личности. Уровень нравственности человека отражается на его поведении, которое контролируется его внутренними побуждениями, собственными взглядами и убеждениями. Формирование таких взглядов, убеждений и привычек составляет сущность нравственного развития. Нравственное развитие обучающихся с интеллектуальными нарушениями направлено на обеспечение их личностного и социокультурного развития, формирование нравственных чувств, нравственного сознания и поведения. Важными направлениями нравственного развития обучающихся являются воспитание чувства уважения к окружающим, осмысление ответственности за свои действия, поступки, взаимодействие с окружающими на основе общекультурных норм и правил социального поведения.
Воспитанность – качество личности, определяющее в повседневном поведении человека его отношение к самому себе и другим людям. Рабочая программа направлена на изучение этических норм поведения, знакомство с правилами поведения дома, в школе, в гостях, в общественных местах. Ребёнку необходимо почувствовать важность человеческих отношений, определить свою моральную позицию, поупражняться в нравственных поступках. Детям прививаются коммуникативные навыки, предлагаются различные способы общения и выхода их сложной ситуации.
- Общая характеристика курса внеурочной деятельности
Курс внеурочной деятельности «Что такое хорошо? Что такое плохо?» представляет собой комплекс занятий воспитывающего характера, знакомящий обучающихся с понятиями того, «что такое хорошо и что такое плохо».
В процессе освоения основных разделов этой программы ученик получает знания о характере взаимоотношений с другими людьми, что становится предпосылкой воспитания доброжелательного и заботливого отношения к людям, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, сочувствия, толерантности, формирования нравственного сознания младшего школьника. Знакомясь с нравственным содержанием пословиц о добре, труде, учении, младшие школьники начинают осознавать базовые гуманистические ценности, характер отношений между людьми, необходимость бережного отношения к людям и предметам их труда. Обсуждение сказок, их инсценировка; обсуждение произведений художественной литературы – все это нацелено на воспитание первоначальных этических представлений обучаемых (понятия добра и зла, значение «слов вежливости», правил вежливого поведения и их мотивации), развитие их эмоционального восприятия. Система вопросов и заданий, носящая диагностический и тренинговый характер, позволяет решать задачи самооценки и самопроверки, повторять, уточнять и формировать начальные нравственные представления, знакомить с нравственными понятия (например, «Что такое добрый поступок?», «Какой нравственный выбор сделал герой?», «Что можно посоветовать в этой ситуации? Как её изменить?», «Бывает ли так в реальной жизни?»).
- Описание места курса внеурочной деятельности в учебном плане
№ | Раздел | Количество часов |
1 | «Я - вежливый» | 4 |
2 | «Друзья - наши меньшие» | 12 |
3 | «Я - хороший» | 10 |
4 | «Полезные советы» | 6 |
Количество часов по четвертям
Четверть | Количество часов |
I четверть | 8 |
II четверть | 8 |
III четверть | 10 |
IV четверть |
- Личностные и предметные результаты освоения курса внеурочной деятельности
В соответствии с требованиями ФГОС к АООП для обучающихся с умеренной умственной отсталостью (вариант 2) результативность обучения каждого обучающегося оценивается с учетом особенностей его психофизического развития и особых образовательных потребностей. В связи с этим требования к результатам освоения образовательной программы представляют собой описание возможных результатов образования данной категории обучающихся.
Личностные результаты освоения программы могут включать:
- основы персональной идентичности, осознание своей принадлежности к определенному полу, осознание себя как «Я»;
- социально-эмоциональное участие в процессе общения и совместной деятельности;
- формирование социально ориентированного взгляда на окружающий мир в его органичном единстве и разнообразии природной и социальной частей;
- формирование уважительного отношения к окружающим;
- овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
- освоение доступных социальных ролей (обучающегося, сына (дочери), пассажира, покупателя и т.д.), развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
- развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, общепринятых правилах;
- формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
- развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
- развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
- формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Возможные предметные результаты должны отражать умения:
- обслуживать себя, следить за своим внешним видом;
- соблюдать правила воспитанного человека в повседневной жизни;
- обращаться к взрослому человеку, сверстнику, выражать благодарность, одобрение, извинение и др.;
- взаимодействовать с другими людьми в различных жизненных ситуациях;
- оценивать поступки сверстников и собственные поступки с позиции доброжелательности и взаимовыручки, уважения друг к другу;
- вести себя в экстремальных (чрезвычайных) ситуациях.
- Содержание курса внеурочной деятельности
«Я - вежливый»
Знакомство с произведениями «Жадина» и др. Слушание и анализ произведения. Выделение персонажей. Ответы на вопросы по содержанию произведения.
Знакомство с понятиями жадный, жадность, добрый, щедрый, делиться, отбирать, поровну. Беседа о правилах вежливости. «Волшебные» слова: приветствия, благодарность, с использованием вербальных и невербальных средств. Игра «Идем в гости». Знакомство с понятиями: вежливость, вежливые слова, аккуратность, правила поведения. Составление «Карты вежливости» (панно, карточки и др.).
«Друзья - наши меньшие»
Знакомство с произведениями о животных. Слушание и анализ произведения. Выделение персонажей. Ответы на вопросы по содержанию произведения.
Просмотр мультфильма «Лев Бонифаций». Знакомство с понятиями добрый, веселый, заботливый, внимательный, красивый. Просмотр фото и видео материала. Презентация «Друзья - наши меньшие». Дидактические игры «Накорми кошку», «Сделай кормушку».
«Я - хороший»
Знакомство с произведением В. Маяковского «Что такое хорошо и что такое плохо». Слушание и анализ произведения. Выделение персонажей. Ответы на вопросы по содержанию произведения. Разбор конкретных и аналогичных ситуаций (мультфильмы, видеосюжеты). Знакомство с понятиями: трусость, доброта, слабость, вежливость, чистота, защитник, храбрость. Составление портфолио «Я – хороший», просмотр презентации.
«Полезные советы»
Просмотр мультфильмов «Аркадий Паровозов спешит на помощь» (отбор серий на выбор учителя). Беседа по содержанию мультфильмов. Разбор конкретных ситуаций. Знакомство с понятиями: опасность, осторожность, правила безопасности, можно, нельзя и др. Составление «Карты безопасности» (панно, карточки и др.), включающей опасные и безопасные ситуации.
Программа рассчитана на 1 час в неделю.
Основными формами организации учебно-познавательной деятельности обучающихся являются:
- объяснение нового материала с опорой на наглядность, на арт-терапию, на разнообразные по форме и содержанию карточки-схемы, предметные картинки, трафареты.
- закрепление изученного материала, позволяющего постоянно осуществлять многократность повторения изученного;
- обобщение и систематизация пройденного материала.
6. Календарно-тематическое планирование
№ п/п | Тема | Кол-во часов | Дата | ЭОР, наглядность |
«Я - вежливый» | 1 | 06.09.17 | Произведение «Жадина». Произведение «Жадина». | |
«Я - вежливый» | 1 | 13.09.17 | Произведение «Жадина». | |
«Я - вежливый» | 1 | 20.09.17 | Произведение «Жадина». Игра «Идем в гости». | |
«Я - вежливый» | 1 | 27.09.17 | Произведение «Жадина». | |
«Друзья - наши меньшие» | 1 | 04.10.17 | Предметные картинки. Просмотр мультфильма «Лев Бонифаций». nsportal.ru; infourok.ru; EduContest.net | |
«Друзья - наши меньшие» | 1 | 11.10.17 | Предметные картинки.nsportal.ru; infourok.ru; EduContest.net | |
«Друзья - наши меньшие» | 1 | 18.10.17 | Предметные картинки.nsportal.ru; infourok.ru; EduContest.net | |
«Друзья - наши меньшие» | 1 | 25.10.17 | Предметные картинки. Игра «Идем в гости». nsportal.ru; infourok.ru; EduContest.net | |
«Друзья - наши меньшие» | 1 | 08.11.17 | Просмотр мультфильма «Лев Бонифаций». Предметные картинки.nsportal.ru; infourok.ru; EduContest.net | |
«Друзья - наши меньшие» | 1 | 15.11.17 | Предметные картинки.nsportal.ru; infourok.ru; EduContest.net | |
«Друзья - наши меньшие» | 1 | 22.11.17 | Предметные картинки.nsportal.ru; infourok.ru; EduContest.net | |
«Друзья - наши меньшие» | 1 | 29.11.17 | Презентация «Друзья - наши меньшие». Предметные картинки.nsportal.ru; infourok.ru; EduContest.net | |
«Друзья - наши меньшие» | 1 | 06.12.17 | Предметные картинки.nsportal.ru; infourok.ru; EduContest.net | |
«Друзья - наши меньшие» | 1 | 13.12.17 | Дидактические игры «Накорми кошку», «Сделай кормушку». Предметные картинки.nsportal.ru; infourok.ru; EduContest.net | |
«Друзья - наши меньшие» | 1 | 20.12.17 | Дидактические игры «Накорми кошку», «Сделай кормушку». Предметные картинки.nsportal.ru; infourok.ru; EduContest.net | |
«Друзья - наши меньшие» | 1 | 27.12.17 | Предметные картинки.nsportal.ru; infourok.ru; EduContest.net | |
«Я - хороший» | 1 | 10.01.19 | Произведение В. Маяковского «Что такое хорошо и что такое плохо». nsportal.ru; infourok.ru; EduContest.net | |
«Я - хороший» | 1 | 17.01.19 | Произведение В. Маяковского «Что такое хорошо и что такое плохо». nsportal.ru; infourok.ru; EduContest.net | |
«Я - хороший» | 1 | 24.01.19 | Произведение В. Маяковского «Что такое хорошо и что такое плохо». nsportal.ru; infourok.ru; EduContest.net | |
«Я - хороший» | 1 | 31.01.19 | Произведение В. Маяковского «Что такое хорошо и что такое плохо». nsportal.ru; infourok.ru; EduContest.net | |
«Я - хороший» | 1 | 07.02.19 | Составление портфолио «Я – хороший». Произведение В. Маяковского «Что такое хорошо и что такое плохо». nsportal.ru; infourok.ru; EduContest.net | |
«Я - хороший» | 1 | 14.02.19 | Составление портфолио «Я – хороший».Произведение В. Маяковского «Что такое хорошо и что такое плохо». nsportal.ru; infourok.ru; EduContest.net | |
«Я - хороший» | 1 | 28.02.19 | Произведение В. Маяковского «Что такое хорошо и что такое плохо». nsportal.ru; infourok.ru; EduContest.net | |
«Я - хороший» | 1 | 07.03.19 | Произведение В. Маяковского «Что такое хорошо и что такое плохо». nsportal.ru; infourok.ru; EduContest.net | |
«Я - хороший» | 1 | 14.03.19 | Произведение В. Маяковского «Что такое хорошо и что такое плохо». nsportal.ru; infourok.ru; EduContest.net | |
«Я - хороший» | 1 | 21.03.19 | Произведение В. Маяковского «Что такое хорошо и что такое плохо». nsportal.ru; infourok.ru; EduContest.net | |
«Полезные советы» | 1 | 04.04.19 | Просмотр мультфильмов «Аркадий Паровозов спешит на помощь». Предметные картинки.nsportal.ru; infourok.ru; EduContest.net | |
«Полезные советы» | 1 | 11.04.19 | Составление «Карты безопасности». Предметные картинки.nsportal.ru; infourok.ru; EduContest.net | |
«Полезные советы» | 1 | 18.04.19 | Составление «Карты безопасности». Предметные картинки.nsportal.ru; infourok.ru; EduContest.net | |
«Полезные советы» | 1 | 25.04.19 | Составление «Карты безопасности». Предметные картинки.nsportal.ru; infourok.ru; EduContest.net | |
«Полезные советы» | 1 | 16.05.19 | Просмотр мультфильмов «Аркадий Паровозов спешит на помощь». Предметные картинки.nsportal.ru; infourok.ru; EduContest.net | |
«Полезные советы» | 1 | 23.05.19 | Предметные картинки.nsportal.ru; infourok.ru; EduContest.net | |
Итоговый урок | 1 | 30.05.19 | Подведение итогов. Подвижные игры. |
- Согласно расписания, рабочая программа рассчитана на 33 часа.
7.Описание учебно-методических средств обучения
№ п/п | УМС | Список (перечень) |
1 | Дидактическое обеспечение | Набор предметных и сюжетных картинок, звучащие игрушки, предметы окружающей действительности, цветные и простые карандаши, книги с народными сказками, авторскими сказками, детскими рассказами. |
2 | Методическое обеспечение | 1Васильева-Гангус Л. «Азбука вежливости». Камычек Я. «Вежливость на каждый день». Смолка К., «Правила хорошего тона». Дорохов А. «О культуре поведения». Лаврентьева Л.И. «Школа и нравственное воспитание личности». |
3 | Материально-техническое обеспечение | Предметные и сюжетные картинки, фотографии с изображением членов семьи ребенка; видеозаписи действий, правил поведения ;изображения их действий, качеств. |
Лист коррекции
№ п/п | Тема урока | Дата | Причина | Согласование с заместителем директора по УР | |
план | факт | ||||
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности. 6 класс "Русь и Орда".
Рабочая программа посвящена изучению периода, занявшего в нашей истории более двух веков - времени зависимости от Золотой Орды. В связи с тем, что этот аспект в школьной программе изучен не достаточно...
Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности «Исследовательская деятельность»
Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности«Исследовательская деятельность» 5 класс...
Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности «Планета здоровья ». для 1- 4 класса.
Общеобразовательная школа является одним из важнейших звеньев в цепи формирования основ здорового образа жизни учащихся. Физкультурно-оздор...
Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности в 5 классе "Путешествие по Америке"
Новые реалии в России и во всем мире потребовали расширения функции иностранного языка и изменение отношения к нему, как к учебному предмету. Проблема организации обучения иностранным язык...
Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности "Секреты русской орфографии"
Рабочая программа...
Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности "Волшебный батик"
Данная программа построена на основе анализа общеобразовательных программ в области «технология» и « искусство», наряду с общими идеями: развитие общей с...
Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности "Магия бисера"
Данная программа построена на основе анализа общеобразовательных программ в области «технология» и « искусство», наряду с общими идеями: развитие общей способно...