Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности "Что такое хорошо? Что такое плохо?"
рабочая программа
Программа предназначена для обучающихся 1-го класса с умеренной умственной отсталостью, которые обучаются по СИПР.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 47.01 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное образовательное казенное учреждение Иркутской области «Специальная (коррекционная) школа № 4 г. Иркутска»
«Рассмотрено» Руководитель М.О. _________ Т. А. Новикова Протокол № ___ от «____»________20 ____ г. | «Согласовано» Заместитель директора школы по УР ГОКУ СКШ № 4 г. Иркутска ________ Н.С. Полоскова «____»_______20_____ г. | «Утверждаю» Директор ГОКУ СКШ № 4г. Иркутска __________И.В. Анучин Приказ № ___ от «___»____20_____ г. |
Рабочая программа по внеурочной деятельности
по нравственному направлению
«Что такое хорошо? Что такое плохо?»
(наименование курса)
для обучающихся с умеренной умственной отсталостью, 1 «И» класс
(ступень образования / класс)
на 2018-2019 уч. год.
(срок реализации программы)
Программу составила: Притчина Е. А.
(Ф.И.О.)
Иркутск
2018 г.
- Пояснительная записка
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Что такое хорошо? Что такое плохо?» для обучающихся с умеренной умственной отсталостью обеспечивает достижение планируемых результатов освоения АООП. Программа разработана на основе:
- Требований к личностным и предметным результатам (возможным результатам) освоения АООП 2 варианта.
- Программы формирования базовых учебных действий.
Рабочая программа разработана в соответствии со следующими нормативно-правовыми, инструктивно-методическими документами:
- Федеральный закон от 29.12.2012года N 273-ФЗ (ред. от 05.05.2014 года) «Об образовании в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 06.05.2014 года).
- Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) Приказ от 19 декабря 2014 года № 1599 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)».
- Адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с умеренной умственной отсталостью (вариант 2).
- Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 10.07.2015 г. № 26 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.3286 – 15 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья».
- Учебный план ГОКУ Специальная (коррекционная) школа № 4 г. Иркутска.
Цель программы: развитие нравственной, социально - адаптированной личности, владеющей основами культуры поведения.
Задачи программы:
- формирование потребности в чистоплотности, аккуратности, опрятности, поддержании порядка;
- формирование бережного отношения к вещам;
- формирование представления о доброте и щедрости, доброжелательном отношении к окружающим;
- формирование умения устанавливать контакт, общаться и взаимодействовать с людьми;
- формирование представления об экстремальных (чрезвычайных) ситуациях и правилах поведения в них;
- развитие нравственных качеств личности;
- воспитание положительных эмоций и добрых чувств в отношении окружающих с использованием общепринятых форм общения, как вербальных, так и невербальных;
- формирование представлений о нравственных категориях на основе общения, совместной деятельности, подражания взрослым;
- формирование навыков общения со сверстниками, учителями, родителями, окружающим миром в различных жизненных ситуациях;
- формирование умения принимать на себя посильную ответственность и понимать результаты своих действий;
- освоение правил совместной деятельности, социально одобряемых норм поведения;
- воспитание чувства самоуважения, взаимодоверия и взаимопонимания.
Срок реализации программы – 1год.
Актуальность данной программы определена тем, что одной из важнейших задач образования в настоящее время является освоение детьми духовных ценностей, накопленных человечеством. Человек становится личностью только в обществе культуры и общества. Нравственность человека с детского возраста складывается из его добродетельных поступков, которые затем закрепляются в его сознании, что отражается в нравственной культуре личности. Уровень нравственности человека отражается на его поведении, которое контролируется его внутренними побуждениями, собственными взглядами и убеждениями. Формирование таких взглядов, убеждений и привычек составляет сущность нравственного развития. Нравственное развитие обучающихся с интеллектуальными нарушениями направлено на обеспечение их личностного и социокультурного развития, формирование нравственных чувств, нравственного сознания и поведения. Важными направлениями нравственного развития обучающихся являются воспитание чувства уважения к окружающим, осмысление ответственности за свои действия, поступки, взаимодействие с окружающими на основе общекультурных норм и правил социального поведения.
Воспитанность – качество личности, определяющее в повседневном поведении человека его отношение к самому себе и другим людям. Рабочая программа направлена на изучение этических норм поведения, знакомство с правилами поведения дома, в школе, в гостях, в общественных местах. Ребёнку необходимо почувствовать важность человеческих отношений, определить свою моральную позицию, поупражняться в нравственных поступках. Детям прививаются коммуникативные навыки, предлагаются различные способы общения и выхода их сложной ситуации.
- Общая характеристика курса внеурочной деятельности
Курс внеурочной деятельности «Что такое хорошо? Что такое плохо?» представляет собой комплекс занятий воспитывающего характера, знакомящий обучающихся с понятиями того, «что такое хорошо и что такое плохо».
В процессе освоения основных разделов этой программы ученик получает знания о характере взаимоотношений с другими людьми, что становится предпосылкой воспитания доброжелательного и заботливого отношения к людям, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, сочувствия, толерантности, формирования нравственного сознания младшего школьника. Знакомясь с нравственным содержанием пословиц о добре, труде, учении, младшие школьники начинают осознавать базовые гуманистические ценности, характер отношений между людьми, необходимость бережного отношения к людям и предметам их труда. Обсуждение сказок, их инсценировка; обсуждение произведений художественной литературы – все это нацелено на воспитание первоначальных этических представлений обучаемых (понятия добра и зла, значение «слов вежливости», правил вежливого поведения и их мотивации), развитие их эмоционального восприятия. Система вопросов и заданий, носящая диагностический и тренинговый характер, позволяет решать задачи самооценки и самопроверки, повторять, уточнять и формировать начальные нравственные представления, знакомить с нравственными понятия (например, «Что такое добрый поступок?», «Какой нравственный выбор сделал герой?», «Что можно посоветовать в этой ситуации? Как её изменить?», «Бывает ли так в реальной жизни?»).
- Описание места курса внеурочной деятельности в учебном плане
№ | Раздел | Количество часов |
1 | «Я - вежливый» | 4 |
2 | «Друзья - наши меньшие» | 12 |
3 | «Я - хороший» | 10 |
4 | «Полезные советы» | 6 |
Количество часов по четвертям
Четверть | Количество часов |
I четверть | 8 |
II четверть | 8 |
III четверть | 10 |
IV четверть |
- Личностные и предметные результаты освоения курса внеурочной деятельности
В соответствии с требованиями ФГОС к АООП для обучающихся с умеренной умственной отсталостью (вариант 2) результативность обучения каждого обучающегося оценивается с учетом особенностей его психофизического развития и особых образовательных потребностей. В связи с этим требования к результатам освоения образовательной программы представляют собой описание возможных результатов образования данной категории обучающихся.
Личностные результаты освоения программы могут включать:
- основы персональной идентичности, осознание своей принадлежности к определенному полу, осознание себя как «Я»;
- социально-эмоциональное участие в процессе общения и совместной деятельности;
- формирование социально ориентированного взгляда на окружающий мир в его органичном единстве и разнообразии природной и социальной частей;
- формирование уважительного отношения к окружающим;
- овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
- освоение доступных социальных ролей (обучающегося, сына (дочери), пассажира, покупателя и т.д.), развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
- развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, общепринятых правилах;
- формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
- развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
- развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
- формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Возможные предметные результаты должны отражать умения:
- обслуживать себя, следить за своим внешним видом;
- соблюдать правила воспитанного человека в повседневной жизни;
- обращаться к взрослому человеку, сверстнику, выражать благодарность, одобрение, извинение и др.;
- взаимодействовать с другими людьми в различных жизненных ситуациях;
- оценивать поступки сверстников и собственные поступки с позиции доброжелательности и взаимовыручки, уважения друг к другу;
- вести себя в экстремальных (чрезвычайных) ситуациях.
- Содержание курса внеурочной деятельности
«Я - вежливый»
Знакомство с произведениями «Жадина» и др. Слушание и анализ произведения. Выделение персонажей. Ответы на вопросы по содержанию произведения.
Знакомство с понятиями жадный, жадность, добрый, щедрый, делиться, отбирать, поровну. Беседа о правилах вежливости. «Волшебные» слова: приветствия, благодарность, с использованием вербальных и невербальных средств. Игра «Идем в гости». Знакомство с понятиями: вежливость, вежливые слова, аккуратность, правила поведения. Составление «Карты вежливости» (панно, карточки и др.).
«Друзья - наши меньшие»
Знакомство с произведениями о животных. Слушание и анализ произведения. Выделение персонажей. Ответы на вопросы по содержанию произведения.
Просмотр мультфильма «Лев Бонифаций». Знакомство с понятиями добрый, веселый, заботливый, внимательный, красивый. Просмотр фото и видео материала. Презентация «Друзья - наши меньшие». Дидактические игры «Накорми кошку», «Сделай кормушку».
«Я - хороший»
Знакомство с произведением В. Маяковского «Что такое хорошо и что такое плохо». Слушание и анализ произведения. Выделение персонажей. Ответы на вопросы по содержанию произведения. Разбор конкретных и аналогичных ситуаций (мультфильмы, видеосюжеты). Знакомство с понятиями: трусость, доброта, слабость, вежливость, чистота, защитник, храбрость. Составление портфолио «Я – хороший», просмотр презентации.
«Полезные советы»
Просмотр мультфильмов «Аркадий Паровозов спешит на помощь» (отбор серий на выбор учителя). Беседа по содержанию мультфильмов. Разбор конкретных ситуаций. Знакомство с понятиями: опасность, осторожность, правила безопасности, можно, нельзя и др. Составление «Карты безопасности» (панно, карточки и др.), включающей опасные и безопасные ситуации.
Программа рассчитана на 1 час в неделю.
Основными формами организации учебно-познавательной деятельности обучающихся являются:
- объяснение нового материала с опорой на наглядность, на арт-терапию, на разнообразные по форме и содержанию карточки-схемы, предметные картинки, трафареты.
- закрепление изученного материала, позволяющего постоянно осуществлять многократность повторения изученного;
- обобщение и систематизация пройденного материала.
6. Календарно-тематическое планирование
№ п/п | Тема | Кол-во часов | Дата | ЭОР, наглядность |
«Я - вежливый» | 1 | 06.09.17 | Произведение «Жадина». Произведение «Жадина». | |
«Я - вежливый» | 1 | 13.09.17 | Произведение «Жадина». | |
«Я - вежливый» | 1 | 20.09.17 | Произведение «Жадина». Игра «Идем в гости». | |
«Я - вежливый» | 1 | 27.09.17 | Произведение «Жадина». | |
«Друзья - наши меньшие» | 1 | 04.10.17 | Предметные картинки. Просмотр мультфильма «Лев Бонифаций». nsportal.ru; infourok.ru; EduContest.net | |
«Друзья - наши меньшие» | 1 | 11.10.17 | Предметные картинки.nsportal.ru; infourok.ru; EduContest.net | |
«Друзья - наши меньшие» | 1 | 18.10.17 | Предметные картинки.nsportal.ru; infourok.ru; EduContest.net | |
«Друзья - наши меньшие» | 1 | 25.10.17 | Предметные картинки. Игра «Идем в гости». nsportal.ru; infourok.ru; EduContest.net | |
«Друзья - наши меньшие» | 1 | 08.11.17 | Просмотр мультфильма «Лев Бонифаций». Предметные картинки.nsportal.ru; infourok.ru; EduContest.net | |
«Друзья - наши меньшие» | 1 | 15.11.17 | Предметные картинки.nsportal.ru; infourok.ru; EduContest.net | |
«Друзья - наши меньшие» | 1 | 22.11.17 | Предметные картинки.nsportal.ru; infourok.ru; EduContest.net | |
«Друзья - наши меньшие» | 1 | 29.11.17 | Презентация «Друзья - наши меньшие». Предметные картинки.nsportal.ru; infourok.ru; EduContest.net | |
«Друзья - наши меньшие» | 1 | 06.12.17 | Предметные картинки.nsportal.ru; infourok.ru; EduContest.net | |
«Друзья - наши меньшие» | 1 | 13.12.17 | Дидактические игры «Накорми кошку», «Сделай кормушку». Предметные картинки.nsportal.ru; infourok.ru; EduContest.net | |
«Друзья - наши меньшие» | 1 | 20.12.17 | Дидактические игры «Накорми кошку», «Сделай кормушку». Предметные картинки.nsportal.ru; infourok.ru; EduContest.net | |
«Друзья - наши меньшие» | 1 | 27.12.17 | Предметные картинки.nsportal.ru; infourok.ru; EduContest.net | |
«Я - хороший» | 1 | 10.01.19 | Произведение В. Маяковского «Что такое хорошо и что такое плохо». nsportal.ru; infourok.ru; EduContest.net | |
«Я - хороший» | 1 | 17.01.19 | Произведение В. Маяковского «Что такое хорошо и что такое плохо». nsportal.ru; infourok.ru; EduContest.net | |
«Я - хороший» | 1 | 24.01.19 | Произведение В. Маяковского «Что такое хорошо и что такое плохо». nsportal.ru; infourok.ru; EduContest.net | |
«Я - хороший» | 1 | 31.01.19 | Произведение В. Маяковского «Что такое хорошо и что такое плохо». nsportal.ru; infourok.ru; EduContest.net | |
«Я - хороший» | 1 | 07.02.19 | Составление портфолио «Я – хороший». Произведение В. Маяковского «Что такое хорошо и что такое плохо». nsportal.ru; infourok.ru; EduContest.net | |
«Я - хороший» | 1 | 14.02.19 | Составление портфолио «Я – хороший».Произведение В. Маяковского «Что такое хорошо и что такое плохо». nsportal.ru; infourok.ru; EduContest.net | |
«Я - хороший» | 1 | 28.02.19 | Произведение В. Маяковского «Что такое хорошо и что такое плохо». nsportal.ru; infourok.ru; EduContest.net | |
«Я - хороший» | 1 | 07.03.19 | Произведение В. Маяковского «Что такое хорошо и что такое плохо». nsportal.ru; infourok.ru; EduContest.net | |
«Я - хороший» | 1 | 14.03.19 | Произведение В. Маяковского «Что такое хорошо и что такое плохо». nsportal.ru; infourok.ru; EduContest.net | |
«Я - хороший» | 1 | 21.03.19 | Произведение В. Маяковского «Что такое хорошо и что такое плохо». nsportal.ru; infourok.ru; EduContest.net | |
«Полезные советы» | 1 | 04.04.19 | Просмотр мультфильмов «Аркадий Паровозов спешит на помощь». Предметные картинки.nsportal.ru; infourok.ru; EduContest.net | |
«Полезные советы» | 1 | 11.04.19 | Составление «Карты безопасности». Предметные картинки.nsportal.ru; infourok.ru; EduContest.net | |
«Полезные советы» | 1 | 18.04.19 | Составление «Карты безопасности». Предметные картинки.nsportal.ru; infourok.ru; EduContest.net | |
«Полезные советы» | 1 | 25.04.19 | Составление «Карты безопасности». Предметные картинки.nsportal.ru; infourok.ru; EduContest.net | |
«Полезные советы» | 1 | 16.05.19 | Просмотр мультфильмов «Аркадий Паровозов спешит на помощь». Предметные картинки.nsportal.ru; infourok.ru; EduContest.net | |
«Полезные советы» | 1 | 23.05.19 | Предметные картинки.nsportal.ru; infourok.ru; EduContest.net | |
Итоговый урок | 1 | 30.05.19 | Подведение итогов. Подвижные игры. |
- Согласно расписания, рабочая программа рассчитана на 33 часа.
7.Описание учебно-методических средств обучения
№ п/п | УМС | Список (перечень) |
1 | Дидактическое обеспечение | Набор предметных и сюжетных картинок, звучащие игрушки, предметы окружающей действительности, цветные и простые карандаши, книги с народными сказками, авторскими сказками, детскими рассказами. |
2 | Методическое обеспечение | 1Васильева-Гангус Л. «Азбука вежливости». Камычек Я. «Вежливость на каждый день». Смолка К., «Правила хорошего тона». Дорохов А. «О культуре поведения». Лаврентьева Л.И. «Школа и нравственное воспитание личности». |
3 | Материально-техническое обеспечение | Предметные и сюжетные картинки, фотографии с изображением членов семьи ребенка; видеозаписи действий, правил поведения ;изображения их действий, качеств. |
Лист коррекции
№ п/п | Тема урока | Дата | Причина | Согласование с заместителем директора по УР | |
план | факт | ||||
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности. 6 класс "Русь и Орда".
Рабочая программа посвящена изучению периода, занявшего в нашей истории более двух веков - времени зависимости от Золотой Орды. В связи с тем, что этот аспект в школьной программе изучен не достаточно...

Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности «Исследовательская деятельность»
Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности«Исследовательская деятельность» 5 класс...

Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности «Планета здоровья ». для 1- 4 класса.
Общеобразовательная школа является одним из важнейших звеньев в цепи формирования основ здорового образа жизни учащихся. Физкультурно-оздор...

Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности в 5 классе "Путешествие по Америке"
Новые реалии в России и во всем мире потребовали расширения функции иностранного языка и изменение отношения к нему, как к учебному предмету. Проблема организации обучения иностранным язык...

Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности "Волшебный батик"
Данная программа построена на основе анализа общеобразовательных программ в области «технология» и « искусство», наряду с общими идеями: развитие общей с...

Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности "Магия бисера"
Данная программа построена на основе анализа общеобразовательных программ в области «технология» и « искусство», наряду с общими идеями: развитие общей способно...