Особенности логопедической работы с младшими школьниками
консультация на тему
Выступление на родительском собрании
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dokument_microsoft_office_word_3.docx | 13.2 КБ |
Предварительный просмотр:
Выступление на родительском собрании по теме:
"Особенности логопедической работы с младшими школьниками"
Логопедическая работа с младшими школьниками имеет ряд особенностей. Если с детьми дошкольного возраста она направлена на развитие и совершенствование устной речи, то с младшими школьниками главная задача логопеда - пропедевтика вторичных нарушений при овладении навыками письма и чтения у первоклассников и преодоление трудностей в обучении у учащихся 2-го - 4-го классов. Для специалиста важными диагностическими признаками неуспеваемости детей являются недостатки развития устной речи. К этим недостаткам далеко не всегда относятся особенности звукопроизношения. Чаще предрасположенность к возникновению трудностей в обучении имеют дети со скудным словарным запасом, несовершенством грамматического строя речи, что в свою очередь препятствует возможности детей самостоятельно и в правильной форме формулировать ответы, вести диалог с использованием развернутых фраз, составлять пересказы и связные речевые высказывания на заданную тему. В письменных работах учащихся, имеющих подобные недостатки, часто наблюдаются ошибки в виде использования предложений примитивной структуры, неправильного согласования слов в них, неточного применения предлогов со словами по значению, приставок и суффиксов в словах. Обращают на себя внимание смешения звуков в устной речи, возникающие сложности при воспроизведении слов сложной звуко-слоговой структуры, неточная дифференциация оппозиционных по звучанию фонем. Эти недостатки будут иметь отражение в письменных работах в виде буквенных замен, пропусков и перестановок букв и слогов. При проведении диагностики школьникам предлагаются задания по определению позиции звуков в словах, их количества и линейной последовательности, выявляется способность учащихся синтезировать слова из предъявленных в определенной последовательности букв.
С учащимися 2-го - 4-го классов проводится дополнительное логопедическое обследование на выявление уровня сформированности навыков письма и чтения. При наличии ошибок определяется их характер (неумение применять знакомые правила при написании слов или неспособность грамотного письма в связи с особенностями речевого развития ребенка), частота их проявления, в каких видах письменных работ они находят отражение. Важным для детей школьного возраста является также способность слушать, воспринимать, понимать обращенную к ним речь. В настоящее время в образовательных учреждениях возрастает количество детей из семей, плохо владеющих русским языком. В связи с этим, работа логопеда с данной категорией детей усложняется тем, что часто на первом месте стоит не проблема коррекции у них имеющихся речевых нарушений (в частности, звукопроизношения и звукоразличения), а необходимость обучения их русскому языку для создания безбарьерной языковой среды и осуществления процесса коммуникации с использованием вербальных средств общения. Нередки случаи логопедической работы с детьми школьного возраста, имеющими нарушения, связанные с педагогической запущенностью, имеющими особенности развития эмоционально-волевой сферы. Сложности при работе с ними возникают ввиду наличия поведенческих особенностей, а также часто - ввиду отсутствия у них мотивации к успешному обучению.
Логопедическая работа с детьми школьного возраста выстраивается с учетом выявленных у них нарушений. Занятия проводятся регулярно, во внеурочное время с применением методов и приемов, способствующих преодолению недостатков развития как устной, так и письменной речи. Необходимо отметить, что логопедическая работа ведется в тесной взаимосвязи с учителями, обучающими этих детей. Это взаимодействие помогает отслеживать динамику, при необходимости - пересматривать перспективный план работы с ними с целью поиска более эффективных мер логопедического воздействия.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Система коррекционной работы с детьми раннего и младшего дошкольного возраста с проблемами развития. Особенности логопедической работы. 2007 г. Диплом за победу в III туре конкурса журнала "ЛОГОПЕД"
В докладе представлен краткий обзор существующих методических разработок в коррекционной работе с детьми раннего возраста с речевыми нарушениями, дается описание контингента детей, посещающих коррекци...
«Игровые приемы в логопедической работе с младшими школьниками, имеющими нарушения чтения и письма».
Преодоление нарушений чтения и письма у младших школьников предполагает прежде всего формирование языкового анализа и синтеза. В ходе коррекционной работы логопед нередко сталкивается с...
Содержание коррекционно-логопедической работы с младшими школьниками с ДЦП по преодолению нарушений письма.
Нарушение письма у младших школьников изучается давно, но и до настоящего времени этот вопрос остается одной из актуальных проблем логопедии. Своевременное выявление нарушений письма, точное опр...
ОСОБЕННОСТИ КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ С МЛАДШИМИ ШКОЛЬНИКАМИ, ИМЕЮЩИМИ ЗПР.
Коррекционная направленность учебно-воспитательной работы в специализированных классах выражена, прежде всего, в её структуре: меньшее число учащихся в к...
Выпускная аттестационная работа " Психологические особенности развития эмоциональной сферы младшего школьника"
Выпускная работа, в которой изучаются психологические особенности развития эмоциональной сферы младшего школьника, эта тема так же изучена с практической стороны. Для решения поставленных з...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА составлена на основе Логопедической программы коррекции нарушений Устной и письменной речи учащихся 1-го класса и программно-методических материалов для логопедических занятий с младшими школьниками. Автор Козырева Л.М.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА составлена на основе логопедической программы коррекции нарушений устной и письменной речи учащихся 1-го класса и программно-методических материалов для логопедических...
«ОСОБЕННОСТИ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ ТНР ОВЗ В УСЛОВИЯХ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ СО ШКОЛЬНИКАМИ СРЕДНЕГО ЗВЕНА СШ»
laquo;ОСОБЕННОСТИ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ ТНР ОВЗ В УСЛОВИЯХ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ СО ШКОЛЬНИКАМИ СРЕДНЕГО ЗВЕНА СШ» Проблема нарушения письменной речи детей среднего...