Использование элементов опорно-двигательной гимнастики в коррекционной работе логопеда.
методическая разработка на тему
Упражнениия дляя использования на логопедических занятиях для повышения их эффективности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ispolzovanie_elementov_odg_v_rabote_logopeda.docx | 18.7 КБ |
Предварительный просмотр:
Использование элементов опорно-двигательной гимнастики в коррекционной работе логопеда.
Психомоторное развитие ребенка является базовым уровнем дальнейшего психического развития как основы для полноценного обучения в школе и формирования учебных навыков. Ни для кого не секрет, что чем подвижнее и координированнее ребенок в дошкольном возрасте, тем больше оснований говорить о его нормальном психическом развитии.
Классик отечественной детской психологии Л.С.Выготский отмечал, что «…в возрасте 6 – 7 лет, когда школа предъявляет очень высокие требования к организации и регуляции сложнокоординированных движений руки, связанных с обучением письму, еще не сформированы механизмы центральной (корковой) организации этого вида деятельности… Морфологически и функционально ребенок еще не готов к связному, курсивному письму, а длительное письмо просто невозможно» [1]. Отсюда и возникают сложности с формированием графомоторных навыков, навыков автоматизации чтения и орфографического письма как наиболее сложных синтетических видов деятельности. Именно эта несформированность и приводит детей на логопедические занятия в начальной школе.
Но на логопедическом занятии необходимо решать не только общие и специфические задачи по коррекции и развитию устной и письменной речи, но и развивать другие психические функции.
Было установлено, что уровень развития психических процессов находится в прямой зависимости от степени сформированности тонкой моторики рук. Работы В.М.Бехтерева, А.Н. Леонтьева, П.Н.Анохина доказали влияние сформированности тела на уровень развития высших психических функций и речи. Следовательно, коррекционная, развивающая и формирующая работа должна быть направлена «снизу вверх» (от движения к мышлению).
Таким образом, именно двигательные методы должны лежать в основе начальных этапов коррекционно-развивающего или формирующего процесса. Актуализация и закрепление любых телесных навыков предполагают востребованность таких психических функций, как эмоции, память, восприятие, процессы саморегуляции и т.д. Следовательно, в результате коррекции, развития и формирования этих психических функций создается базовая предпосылка для полноценного их участия в овладении чтением, письмом, математическими знаниями.
А.Л.Сиротюк отмечает, что воздействие только на двигательную функцию дает свой эффект и на уровне эмоциональной и интеллектуальной сфер; его называют эффектом «ненаправленной коррекции», что в очередной раз говорит о базовом значении моторного развития для созревания других психических функций.
Тем временем педагоги продолжают искать новые подходы в работе с детьми. Большое значение имеет разнообразие подходов в работе школьного логопеда, к которому дети приходят после уроков, как правило, уже уставшие после напряженного учебного дня и не готовые воспринимать информацию.
Особенность работы логопеда заключается в том, что в ней необходим индивидуальный подход к каждому ребенку, будь то коррекция звукопроизношения или нарушений письменной речи. Поэтому наряду с использованием традиционных методов психолого – педагогического воздействия будет актуальным использование в коррекционных занятиях элементов опорно-двигательной гимнастики, которая позволяет повысить потенциальный энергетический уровень ребенка, развить произвольность, успокоить и уравновесить психику учащихся.
Опорно-двигательная гимнастика – это один из видов лечебной физкультуры, в которой при выполнении упражнений используются в качестве опоры массажные мячи.
Игорем Олесовым (врачом, инструктором ЛФК) совместно с логопедами Ушаковой Л.Е. и Гараничевой С.В. был разработан и активно применяется на практике специальный комплекс упражнений для детей, посещающих школьные логопункты и групповые занятия по коррекции нарушений письменной речи в ППМС-центрах. Комплекс был разработан, исходя из особенностей работы логопеда в школе, среди которых, как правило, невозможность использования большого пространства и большого количество инвентаря.
Комплекс состоит из следующих модулей:
1) Упражнения для укрепления и расслабления шейного, грудного отделов и плечевого пояса. Поскольку в процессе письма работают и часто перенапрягаются мышцы руки, плеча, всей верхней части тела.
Упражнения способствуют раскрытию и вытяжению грудного отдела позвоночника, расслаблению плечевых суставов, а также укреплению мышц спины. Улучшается осанка, в легкие поступает больше воздуха и увеличивается кровоснабжение, тем самым, питание головного мозга. Эти упражнения можно использовать для работы в группе и индивидуально, так как их выполнение не требует дополнительного места и занимает небольшое количество времени;
Приведем пример одного из упражнений. Исходное положение: стоя, ноги на ширине плеч. Руки с мячом согнуты в локтях и находятся сзади на уровне шеи. На выдохе локти сводятся к носу, спина округляется. На выдохе локти разводятся в стороны, голова отводится назад, как бы укладываясь на мяч. Повторить движения 3-5 раз.
2) Упражнения для совершенствования мелкой моторики. В.А. Сухомлинский справедливо утверждал, что «ум ребенка находится на кончиках его пальцев» [2]. Эти упражнения можно использовать в индивидуальной или групповой работе, особенно хороши эти упражнения для физминуток, как необходимой формы смены деятельности во время занятия;
Для выполнения заданий из этого раздела можно пользоваться мячами разных диаметров (от 20 см и меньше), и разной текстуры (гладкими, с мягкими маленькими шипами, с твердыми шипами).
Кроме этого методика опорной йоги предлагает использовать в этом разделе специальные пальцевые комбинации – своего рода специальная пальчиковая гимнастика, которая, как известно, способствует активации структур мозга.
Приведем пример одной из таких комбинаций. Согнутые в локтях руки поднять на уровень груди, тыльные стороны ладоней соприкасаются, пальцы сомкнуты и направлены вниз. Дыхание ровное, глубокое. Необходимо удерживать данное положение в течение 10-15 секунд. Этот комплекс способствует повышению концентрации внимания.
Использование «пальцевых комбинаций» можно сочетать с дыхательной гимнастикой, что делает их удобными для минуток отдыха, как для учащихся, так и педагогов. Следует также заметить, что эти упражнения редко применяются в обычной жизни, что вызывает к ним повышенный интерес детей.
3) Упражнения для развития устойчивости, концентрации, внимания. Задания из этого раздела больше подойдут для индивидуальных занятий или занятий в малых группах, т.к. для их выполнения потребуется резиновый коврик и мяч с мягкими шипами диаметром 20 см. Эти упражнения имеют «накопительный» эффект: чем чаще они выполняются, тем продолжительней и устойчивей действие, которое они оказывают на организм.
Приведем пример одного из базовых упражнений. Исходное положение: стоя на четвереньках на коврике. Руки выпрямлены в локтях, ладони расположены под плечами, спина прямая, взгляд направлен вперед. Встать двумя коленками на мяч, оставив носки на полу. Необходимо сохранить баланс и держаться неподвижно от 10 секунд. Постепенно стоит увеличивать время упражнения до одной минуты. В усложненном варианте стоит поднять носки от пола и постараться удержать равновесие.
Упражнение позволяет почувствовать свое тело, повысить концентрацию внимания, развивает самоконтроль и способствует выравниванию эмоционального фона.
Комплекс можно использовать как целиком, так и частями на индивидуальных или групповых занятиях. В качестве оборудования на занятиях используются эластичные мячи диаметром 20 см. Такие мячи могут быть с мягкими шипами и гладкими. Они снижают психическое напряжение, выравнивают эмоциональный фон, повышают сопротивляемость стрессам, а также способствуют центрированию, укреплению вертикали тела. Кроме всего этого, мяч также оказывает массажное воздействие на прорабатываемый участок тела.
В комплекс входят упражнения, укрепляющие мышцы живота, спины, во время их выполнения происходит массаж внутренних органов. В нем присутствуют упражнения, которые оказывают воздействие на тазобедренные суставы и мышцы таза. И, как следствие, происходит улучшение кровоснабжения всего позвоночного столба, от состояния которого зависит моторная составляющая всех двигательных процессов в организме. Завершается комплекс упражнением для окончания занятия: оно способствует вытяжению и расслаблению задней поверхности тела и позвоночника (особенно поясничного отдела), а также ног. Правильное дыхание во время выполнения комплекса, которое дети учатся произвольно контролировать, развивает самоконтроль над поведением, эмоциями, речью, движениями.
При регулярных занятиях у детей улучшается самочувствие, возрастает устойчивость к учебным нагрузкам и сопротивляемость стрессам. Эмоциональное состояние выравнивается и, как следствие, улучшается поведение.
Ведь чтобы проводить занятия эмоционально, интересно, в атмосфере доброжелательности нужно быть энергичным, гармоничным и являться примером для своих учеников.
Список использованной литературы:
- Л.С. Выготский «Педагогическая психология» Москва. Издательство «Аст: Астрель» 2010г. стр 481.
- В.А, Сухомлинский «Сердце отдаю детям. Рождение гражданина. Письма к сыну.-К.: Рад. шк" 1985.-557 с
- А.Л. Сиротюк «Упражнения для психомоторного развития дошкольников» Издательство «АРКТИ» Москва 2010г.
- О.А,Ишимова, О.А, Бондарчук «Логопедическая работа в школе» Издательство «Просвещение» Москва 2002г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Повышение эффективности учебного процесса через использование элементов программированного обучения в специальной (коррекционной) школе VIII вида на уроках географии и биологии
Для успешного обучения умственно отсталых детей необходимо обеспечить правильное соединение методов и средств обучения....
Использование речедвигательной гимнастики в коррекционной работе с детьми со сложной структурой речевого дефекта.
В данной статье представлен опыт работы по использованию речедвигательной гимнастики как одного из элементов комплексной работы по преодолению речевых нарушений у детей с общим нарушением речи....
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЭЛЕМЕНТОВ СУ-ДЖОК ТЕРАПИИ В КОРРЕКЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ РАБОТЕ С ДЕТЬМИ, ИМЕЮЩИМИ ОБЩЕЕ НЕДОРАЗВИТИЕ РЕЧИ.
Описание и подборка упражнений с шариком су-джок для работы с детьми с ОНР...
Педагогический проект «Использование синквейна в коррекционной работе логопеда с детьми с нарушениями речи»
В материале описаны цели, задачи и план проведения проекта...
Педагогический проект «Использование синквейна в коррекционной работе логопеда с детьми с нарушениями речи»
Методика синквейн, применяемая в коррекционно-развивающей работе с детьми по развитию речи способствует успешной коррекции всей речевой системы в целом...
Опыт работы по теме: «Использование игр В.В. Воскобовича в коррекционной работе учителя - логопеда»
Сделать занятия с детьми интересными, эффективными мне помогают игровые технологии. Важно, чтобы игровая технология предоставляла ребенку возможность творчества, не утрачивала своей привлекательности ...