Педагогический проект «Использование синквейна в коррекционной работе логопеда с детьми с нарушениями речи»
проект

Комарова Марина Александровна

   Методика синквейн, применяемая в коррекционно-развивающей работе с детьми по развитию речи способствует успешной коррекции всей речевой системы в целом

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proekt_sinkveyn_2019.doc77.5 КБ

Предварительный просмотр:

Педагогический проект

 «Использование синквейна

в коррекционной работе логопеда с детьми с нарушениями речи»                            

Паспорт проекта

Тема проекта: «Использование синквейна в коррекционной работе логопеда с детьми с нарушениями речи»                            

Вид проекта: подгрупповой, индивидуальный 

       Тип: практико-ориентированный, информационный, творческий

Сроки реализации: среднесрочный, 3 месяца (с октября по декабрь)

 Руководитель проекта: учитель-логопед: Комарова М.А.

                                             

Участники проекта: дети 5-7 лет с нарушениями речи, посещающие логопункт, педагоги, родители воспитанников.

Цель проекта: повышение результативности работы по развитию речи  посредством целенаправленного применения методики синквейн.

Задачи проекта:

  • Изучить литературу по использованию дидактического синквейна в работе с детьми дошкольного возраста.
  •  Обогащать пассивный и активный словарный запас;
  •  Преодолевать аграмматизмы в речи;
  •  Научить составлять синквейны и рассказывать их;
  •  Развивать ассоциативное мышление и образную память;
  •  Совершенствовать графомоторные навыки.
  •  Развивать умения выделять главную мысль, умение анализировать, резюмировать информацию, излагать сложны идеи простой фразой.
  • Создать положительную мотивацию к организационно-учебной деятельности, вызвать интерес дошкольников к синквейну.
  • Вовлечь педагогов и родителей в коррекционно-педагогический процесс.

Актуальность  проекта 

      Анализ научной  литературы  по проблемам речевого развития детей, свидетельствуют  о  том,  что  для  современных  детей  характерно  позднее начало формирования речевой системы.

В 1990-е гг. появился термин «децелерация», сущность его заключается в замедленном темпе роста и развития детей. Первые слова у детей появляются после 1 года (раньше –в 10-12мес.); фразовая речь к 2,5 годам (раньше –к 1,5 годам); поздно формируются звуки, запаздывает звукопроизношение.

   Дети с нарушением речи испытывают трудности и плохо владеют навыками связной речи в достаточном объеме. Они испытывают трудности  в звукопроизношении, не различают звуки на слух, для них характерны ошибки в словообразовании и словоизменении, очень низкий уровень словаря, ошибки в употреблении предложных конструкций, с трудом даются процессы чтения и письма из–за ряда особенностей формирования речи.  Такие дети мыслят конкретно: многие отвлечённые слова и понятия они  часто употребляют,  не понимая их значения.  Для них характерно «клиповое мышление» — мышление основанное на сиюминутном восприятии информации минуя сам процесс мышления. Как следствие, у таких детей:

1. Плохая память

 2. Неусидчивость

 3. Информационные и эмоциональные перегрузки.

 4. Проблемы  с запоминанием и обработкой информации.

Сегодняшний день отличается активным ростом новых развивающих технологий, многие из которых можно успешно использовать при коррекции речевых нарушений. Одним из таких эффективных методов развития речи ребенка, который позволяет довольно быстро получить результат, является работа над созданием нерифмованного стихотворения, синквейна.

Синквейн, с французского языка переводится как «пять строк»,  пятистрочная  строфа стихотворения, которая  возникла  в  США  в  начале  20  века  под  влиянием  японской  поэзии.  В дальнейшем  (в  России,  начиная  с  1997  года)  стала  использоваться,  как эффективный метод развития образной речи.

           Технология «Синквейн» не требует особых условий его применения и органично вписывается в работу по развитию лексико-грамматических категорий, способствует обогащению и актуализации словаря, уточняет содержание понятий слов, дает возможность педагогу оценить уровень усвоения ребенком пройденного материала, носит характер комплексного воздействия, не только развивая речь, но способствуя развитию высших психических функций (памяти, внимания, мышления), позволяет ученику быть активным, творческим участником образовательного процесса.

Инновационность данной технологии - позволяет добиться хороших результатов при работе над развитием внутреннего плана высказывания, выделять главное, обобщать, классифицировать. Использование синквейна не нарушает общепринятую систему логопедических методик, занятий и обеспечивает её логическую завершенность.

Гипотеза:

Если применять коррекционное воздействие с помощью технологии синквейн, то у детей увеличится словарный запас, речь станет богаче, ярче, дети перестанут бояться высказывать свои мысли вслух, повысится эффективность формирования речи в целом.

Образовательный продукт:

- презентация проведенных мероприятий,

- рисунки воспитанников к синквейну

- памятка для составления синквейна

- буклеты для родителей

- практикум для воспитателей

- выступление на педсовете в МАОУ и на ММО учителей-логопедов.

        Этапы реализации проекта:

-Предварительный. Изучение методической литературы по теме проекта с привлечением родителей.

Разработка методического материала и планов проведения проекта.

-Организационный. Педагогическая планёрка. Консультирование педагогов. Разработка планов. Объявление о проекте.

-Основной. Проведение коррекционных занятий, практикумов  и  мастер-классов по плану, создание презентаций, памяток, картотек  и буклетов.

Взаимодействие с родителями (групповые выставки, консультации, тренинги, мастер-класс, день открытых дверей).

-Итоговый. Презентация  в МАОУ и на ММО учителей - логопедов.  Анализ результатов проекта.

Предполагаемый результат:

   Методика синквейн, применяемая в коррекционно-развивающей работе с детьми по развитию речи,  будет способствовать успешной коррекции всей речевой системы в целом, а именно:

Дети будут проявлять интерес к учебной деятельности на протяжении всего  занятия, будут активны  на  занятиях,  самостоятельно  рассуждать, классифицировать, делать обобщения и выводы. Адекватно реагировать на оценку своей деятельности, иметь прочные знания об окружающем мире, использовать полученные навыки в практической деятельности.

1.Сформированность лексических представлений. Дети будут  иметь богатый словарный запас. Безошибочно пользоваться обобщающими  словами  и  понятиями.  Свободно  говорить на  темы, выходящие за пределы видимой ситуации. Владеть предметными понятиями в соответствии с программой, устанавливать частные и общие связи между ними.

2. Сформированность грамматического строя речи. В  результате  коррекционной  работы  к  концу  года  у  детей  заметно снизится интенсивность  словотворчества, разовьется критическое отношение к речи, ее грамматическому оформлению, речевой самоконтроль.

3. Сформированность связной речи. Дети будут способны  составлять  тексты  разного  типа:  описание, повествование, рассуждение. Детские описания будут включать называние объекта, его детали и качества.

Повышение   интереса  к логопедическим занятиям у детей, улучшение взаимосвязи с родителями и педагогами, повышение эффективности коррекционной работы, используя дидактический синквейн.

У родителей:

  • Активное участие родителей в воспитательно-образовательном процессе МАОУ с позиции сотрудничества.

У педагогов

  • Помощь педагогам МАОУ в определении основных направлений и содержания работы по развитию звуковой культуры речи
  • Разработка методического и практического материала по проекту

Педагогический проект

«Использование синквейна в коррекционной работе логопеда с детьми с ОВЗ»

                                                    С октября по декабрь

Месяцы

Мероприятия

Участники

Ответствен-ные

Октябрь

  • Подбор научно-методической литературы, статей, журналов, интернет-ресурсов по теме синквейн
  • Изучение метода синквейн
  • Создание условий на  логопункте, необходимых для внедрения и осуществления проекта
  • Составление плана проекта
  • Объявление о теме проекта.

Воспитатели

Дети

Учитель-логопед

Учитель-логопед

Ноябрь

  • Памятка для родителей: «Учимся составлять синквейн»
  • Составление синквейнов совместно с  детьми по лексическим темам.
  •  Создание иллюстраций  к синквейну.

Учитель-логопед

Родители

Дети

Учитель-логопед

Декабрь

  • Практикум – «Квиз» для воспитателей: «Синквейн в работе по развитию речи»
  • Составление сборника синквейнов
  • Презентация проекта на педсовете
  • Размещение на страничке Web портфолио

Родители

Воспитатели

Учитель-логопед

Дети

Учитель-логопед



     

Использованная и рекомендуемая литература:

1.Андреева Н.Г. Развитие связной речи у младших школьников. Часть 1. Москва. «ВЛАДОС», 2006.С179.

2. Андреева Н.Г. Развитие связной речи у младших школьников. Часть 2. Москва. «Владос», 2008.С 301.

3. Акименко В.М. Новые педагогические технологии: Учеб.-метод. пособие. Ростов н/Д., 2008.

4. Акименко В.М. Развивающие технологии в логопедии. Ростов н/Д., 2011.

5. Акименко В.М. Речевые нарушения у детей. Ростов н/Д., 2008.

6. Глебова Н.Г. Обследование устной речи младших школьников с умственной отсталостью. Журнал «Логопед» №1 2009г.С70.

7. Душка Н. Синквейн в работе по развитию речи дошкольников. Журнал «Логопед», №5 (2005).

8. Терентьева Н. Синквейн по «Котловану». Литература. Журнал «Первое сентября», №4 (2006).

9. Елецкая О.В., Горбачевская Н.Ю. Организация логопедической работы в школе. М.,2005.

10. Козырева Л.М. Программо - методические материалы для логопедических занятий с младшими школьниками. Ярославль, 2006.

11. Кукушкин В.С. Логопедия в школе практический опыт. М., 2005.

12. Лалаева Р.И. Нарушения и пути их коррекции у младших школьников. СПб., 19998.

13. Мазанова Е.В. Коррекция аграмматической дисграфии. М., 2006.

14. Пережогин Л.О. Специфические расстройства речи и школьных навыков. Диагностика и коррекция. М., 2005.

15. Фотекова Т.А. Тестовая методика диагностики устной речи младших школьников: метод. М., 2006.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"ЭКСПЕРЕМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ КОРРЕКЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ РАБОТЫ В ДОУ С ДЕТЬМИ, ИМЕЮЩИМИ НАРУШЕНИЯ РЕЧИ»

В условиях массового дошкольного учреждения и в логопедических группах сложившаяся ситуация требует новых, в том числе нетрадиционных решений, которые вместе с тем не только не ослабят их физическое и...

Практические приёмы активизации компенсаторных механизмов и реализации принципа «обходного пути» в коррекционной работе логопеда с детьми дошкольного возраста

Аннотация: в статье предлагается материал из опыта логопеда-практика по использованию компенсаторных механизмов и реализации принципа «обходного пути» в коррекционной деятельности с детьми дошко...

Использование информационно-коммуникационных технологий в коррекционно-развивающей работе с детьми, имеющими нарушения речи

Чтобы заинтересовать детей  сделать обучение осознанным, нужны нестандартные подходы, индивидуальные программы развития, новые технологии. Процесс подачи материала на логопедическом занятии долже...

Использование тактильно – кинестетической стимуляции в работе логопеда с детьми, имеющими тяжелые нарушения речи.

В настоящее время проблемы коррекции речи приобретают особую актуальность. Наметилась устойчивая тенденция увеличения количества неговорящих  детей, пришедших в детский сад  в возрасте трех ...