Конспект урока по чтению в 5 классе коррекционной школы С.Есенин "Черемуха"
план-конспект занятия (5 класс) на тему
Конспект урока по чтению в 5 классе коррекционной школы по произведению С.А. Есенина "Черёмуха"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Конспект урока по чтению в 5 классе коррекционной школы С.Есенин "Черемуха" | 33.74 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное казённое общеобразовательное учреждение
«Специальная (коррекционная) школа-интернат для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» с. Зиянчурино Кувандыкского городского округа Оренбургской области
Учитель: Шостак Л.В. учитель I квалификационной категории.
Класс: 5
Предмет: чтение и развитие речи
Дата: 06.04.18 г.
Место и роль урока в изучаемой теме: усвоения новых знаний.
Тема: Стихотворение «Черемуха» С.А.Есенин
Цель: создать условия для формирования и совершенствования навыков работы с поэтическим текстом
Задачи:
образовательные: учить читать и анализировать поэтическое произведение путем применения различных видов работ;
воспитательные: воспитывать чувство прекрасного, через чтение поэтического произведения, чувства уважения и восхищения красотой родного языка.
коррекционно-развивающие задачи: развивать выразительность устной речи при чтении и говорении , расширение словарного запаса.
Дидактические средства:
для учителя: презентация, видео прочтение стихотворения, портрет С.А. Есенина, карточки со словами, чистоговорками, экран
для обучающихся: Чтение учебник для 5 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, автор-составитель З.Ф. Малышева – М.: «Просвещение», 2006, карточки со словарными словами, чистоговорками.
Словарь: Роса медвяная , зелень пряная,
кисточки атласные, под жемчугом росы,
проталинка , вкрадчиво ,под кручею.
Ход урока:
I Организационный момент.
1)Психологический настрой.
Вставайте дружно каждый раз(слайд)
Когда учитель входит в класс
Долгожданный дан звонок
Начинается урок.
Ребята на улице ясно, светит солнышко и я хочу, чтобы вы получили хорошее настроение от нашего урока.
2)Речевая разминка:
Работа с текстом чистоговорок. Нужно дополнить чистоговорки. Ребята читают в парах: один ученик начинает читать, второй подбирает подходящее слово. Каждой паре достается по 2 чистоговорки (на карточках)
1)На-на-на – начинается …
весна
Та-та-та – это такая …
красота(Рамиль, Света)
2)Ло-ло-ло – на улице…
тепло
Це-це-це – ярко светит …
солнце (Женя, Настя Матвеева)
3)На-на-на – на дворе у нас…
весна
Ель-ель-ель – на улице
капель(Алеша,Света)
4)Ик-ик-ик – расцвёл первый …
подснежник
Ой-ой-ой – в воздухе пахнет …
весной(Настя Кулешова, Вова)
Ну-ну-ну – я люблю …
весну(Алеша)
- Ребята, кто был внимательный? Скажите, на какую тему чистоговорки вы прочитали?
- На тему: «Весна».
- Верно, и это не случайно, сегодня на уроке мы еще поговорим об этом времени года. И узнаем еще много интересного и загадочного о весне, только уже со слов известного русского поэта.
II Проверка домашнего задания.
Вспомните с биографией какого поэта знакомились на прошлом уроке? Расшифруйте фамилию: 1Е2С3Е4Н5И6Н7.
Предлагаю проверить свои знания о жизни поэта при выполнении теста(тест содержит несколько вопросов с вариантами ответов, проверка со слайда, самооценка)
- Чем с детства восхищался Сергей Есенин? (природой, футболом)
- В каком возрасте начал сочинять Есенин? (в 9 лет, в 20 лет)
- Как называлось село в котором родился поэт? (Зиянчурино, Константиново)
Подчеркните правильный ответ. Проверка со слайда.
III Актуализация знаний
Сегодня мы продолжаем знакомиться с творчеством гениального поэта , Сергея Александровича Есенина. Чтобы узнать название произведения вам нужно разгадать загадку:
Будто снежный шар бела,
По весне она цвела,
Нежный запах источала.
А когда пора настала,
Разом сделалась она
Вся от ягоды черна.
Сообщение ученика о кустарнике черемуха (Настя Матвеева)
Аромат черёмухи убивает микробов. Поэтому, чтобы сделать питьевой не слишком чистую воду, достаточно бросить в неё цветущую кисть черёмухи. Но в комнатах букеты черёмухи лучше не ставить: может разболеться голова. А вяжущие ягоды черёмухи помогают при расстройстве желудка.
IV. Сообщение темы, цели и задач урока.
Итак, сегодня мы познакомимся с еще одним стихотворением С.Есенина, которое называется «Черемуха».
- Как вы думаете, какую работу мы должны будем выполнить с этим стихотворением? Давайте вместе поставим цели.
- выразительно … прочитать;
- объяснить … непонятные слова;
- проанализировать содержание стихотворения.
V. Первичное восприятие стихотворения
1. Послушайте стихотворение (видеоролик с записью стихотворения)
- Просмотрите и послушайте внимательно видеоролик.
- Какое настроение вызывает у вас это стихотворение ?
-Понравилось ли вам это стихотворение?
-Чем оно вам понравилось?
2. Обмен впечатлениями о прослушанном. Слайд
Учитель: Какое настроение автора вы почувствовали? Выберите из предложенных вариантов: восторженное, шутливое, печальное, веселое, праздничное, радостное, спокойное, мечтательное, грустное? Обоснуйте свой выбор.
Дети: Мы почувствовали восторженное, праздничное и ликующее настроение поэта. Автор радуется приходу весны, тому, что расцвела черемуха, а “зелень золотистая на солнышке горит”.
Слайд
Учитель: Как вы думаете, с какой целью автор написал это стихотворение:
чтобы передать радость общения с природой;
чтобы рассказать о том, что зацвела черёмуха;
чтобы привлечь внимание к красоте русской природы;
чтобы мы учились чувствовать, сопереживать.
Учитель: «Черёмуха» - это лирическое стихотворение, оно отражает не событие, а душевные переживания поэта, его настроение.
3. Словарная работа
Некоторые слова вам были непонятны. Попробуем их объяснить (слайды)
Роса медвяная – ароматная, с запахом меда.
Зелень пряная – с ароматным запахом.
Кисточки атласные – нежные, красивые.
Под жемчугом росы – драгоценное украшение.
Проталинка – место, где стаял снег, и открылась земля.
Вкрадчиво – любезно, доверчиво.
Под кручею – под крутым спуском, обрывом.
Проговаривание слов с доски ( после проговаривания дети наклеивают в тетрадь слова, записав предварительно число и тему урока)
VI. Физминутка (проговаривание со слайда)
Мы войдем в весенний лес.
Сколько здесь вокруг чудес!
Руки вверх и покачали –
Это дерево в лесу.
Кисти мы сейчас встряхнули –
Это ветер сбил росу.
В стороны руки и плавно помашем –
Это к нам птицы летят.
Как они тихо садятся - покажем
Руки сложили вот так.
VII. Чтение стихотворения учащимися и анализ стихотворения
1)Самостоятельное «жужжащее чтение» чтение:
Прочитайте стихотворение в полголоса, проговаривая каждое слово.
- Учащиеся пробуют самостоятельно, выразительно прочитать стихотворение по следующей рекомендации:
-читаем медленно, проговаривая каждое слово;
-читаем, соблюдая логические ударения и паузы там, где стоят знаки препинания;
-читаем выразительно, передаём чувства автора.
1 группа читает полностью стихотворение (Матвеева, Кулешова, Меньщиков, Ситмухамбетов, Гнездилова), 2 группа – 4 столбика (Любушкин), а 3 группа – 2 столбика (Коноплев).
2) выборочное чтение
Вопросы для анализа:
- А теперь, давайте проанализируем стихотворение.
Для начала, посмотрите, как изображена черемуха на фотографиях и картинах художников (на слайдах). Может быть какие-то картины совпадут с вашими представлениями.
В какое время года черемуха особенно красива и почему? Ответ найдите в тексте. Прочтите 1 столбик стихотворения.
- Как Есенин описывает цветы черемухи?
Найдите и прочтите строчку в стихотворении, которая повторяется дважды. («Черемуха душистая»).
Ребята, вы когда–нибудь вдыхали аромат цветов черемухи? Как пахнут ее цветы? (приятно, очень ароматно)
- Что такое роса (атмосферная влага, осаждающаяся при охлаждении мельчайшими водяными каплями)?
Когда она бывает (утром)?
Как выглядят растения и деревья, когда на них роса? Прочтите 2 столбик. Как выглядит зелень с росой у Есенина в стихотворении? (сверкает)
- Можно ли сказать, что автор любуется черемухой, очень подробно ее рассматривает (да, Есенин описывает ее цветы, ветки, место, где она растет и что ее окружает)?
А с кем Есенин сравнивает черемуху? Ответ найдите в тексте, прочтите 3 столбик. (С девицей-красой)
- Чтобы усилить влияние весны, автор описывает не только черемуху, а что еще? Что в стихотворении разговаривает и песенки поет? Ответ найдите в тексте, прочтите 4 и 6 столбики. (маленький ручей)
А кому ручеек поет песенки?
Скажите, если черемуху Есенин сравнивает с девицей, то ручеек с кем? (с юношей)
- Вы слышали, как бегут весной ручьи? Красиво журчат? Можно сказать, что они как будто … разговаривают, поют песенки.
- Понравилось ли вам стихотворение? Какие чувства у вас возникли?
- Захотелось ли вам, чтобы поскорее распустилась и зацвела черемуха?
- Ребята, вы обязательно понаблюдайте, когда зацветет черемуха, это время наступит скоро, ведь уже весна. Теперь, я думаю, вы иначе будете смотреть на черемуху. Вдыхать ее аромат, благодаря такому замечательному стихотворению Сергея Есенина, который изобразил так живо и красиво цветение черемухи.
Предлагаю украсить дерево черемухи цветами (на доске деревце с листочками), на цветах написаны слова, которыми можно назвать черемуху(дети по очереди выходят к доске и прикрепляют кисти черемухи со словами-ароматная, чудесная, кудрявая, белоснежная, стройная, душистая, прекрасная)
Вывод: -Велик и богат наш русский язык, посмотрите какими красивыми словами можно назвать черемуху.
9. Конкурсное чтение в парах по четверостишиям. Прочитайте все стихотворение, соблюдая паузы, передавая настроение автора, а также ваше отношение.
VIII. Аргументированное оценивание за урок.
Домашнее задание
Приготовить наизусть чтение отрывка стихотворения
IX. Итог урока
О чем стихотворение Есенина?
Какие слова и выражения помогают вам представить красоту весеннего цветения черемухи?
X. Рефлексия: Если вы считаете, что вам было все понятно и комфортно на уроке-прикрепите солнышко, если вам было что то неясно-тучку. В нашем классе стало по-весеннему светлее и теплее.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
разработка урока внеклассного чтения, 6 класс, коррекционная школа 8 вида
разработка урока по теме "К.Паустовский. Кот-ворюга" для 6 класса коррекционной школы 8 вида...
Конспект урока развития речи, 2 класс коррекционной школы первого вида
Представлен конспект урока по развитию речи для 2 класса коррекционной школы для глухих детей по теме "Составление рассказа по данному концу "Заморозки"....
Конспект урока развития речи, 3 класс коррекционной школы первого вида
Представлен конспект урока по развитию речи для 3 класса коррекционной школы для глухих детей по теме "Работа с закрытой картинкой "На дороге". В Приложении находятся фигурки и картинка к уроку....
Конспект урока русского языка, 4 класс коррекционной школы первого вида
Представлен конспект урока по русскому языку для 4 класса коррекционной школы для глухих детей по теме "Связь слов в предложении". В Приложении находятся члены предложения в виде фигурок и тесты....
Конспект урока истории в 8 классе коррекционной школы VIII вида "Бородинская битва"
Конспект комбинированного урока по программе 8 класса школ VIII вида. Является частью в изучении темы "Отечественная война 1812 года". Урок рассчитан на 2 часа учебного времени. На уроке используются ...
Конспект урока истории в 8 классе коррекционной школы. Тема "М.В.Ломоносов"
Урок - путешествие с элементами игровой деятельности....
Конспект урока математики в 7 классе коррекционой школы 8 вида Тема: « Письменное умножение многозначного числа на однозначное число»
Цели урока:формировать умение решать задачи учить устанавливать связи между величинами;способствовать созданию ситуаций, обеспечивающих развитие мыслительной деятельности.Задачи урока:1. обеспечение у...
- Мне нравится (1)