Программа по логоритмике "Ступеньки красивой речи"
методическая разработка на тему
Программа направлена на обучение и развитие детей с ОВЗ в образовательных областях: "Речевое развитие", "Познавательное развитие"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 78.06 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида №32 «Страна чудес»
г. Зеленогорск Красноярского края
ПРОГРАММА «СТУПЕНЬКИ КРАСИВОЙ РЕЧИ»
учитель-логопед Фогельгезанг Е.А.
учитель-дефектолог Казаковская О.А.
учитель-логопед Коновалова Л.Ю.
музыкальный руководитель Жукова О.И.
Информационная карта программы по логоритмике
«Ступеньки красивой речи».
Тип программы: образовательная.
Образовательная область: «Социализация», «Коммуникация»,«Познание», «Музыка».
Форма реализации программы: фронтальная.
Возрастная направленность: младшие, средние, старшие и подготовительные группы компенсирующей направленности для детей с особыми возможностями здоровья (ОВЗ).
Продолжительность реализации программы: четыре года.
Введение
В разных регионах России дети, рождающиеся здоровыми, составляют от 4 до 10%. Таким образом, около 90% детей появляются на свет с различными отклонениями в развитии[8]. Не является исключением и город Зеленогорск. Дети имеют различные микроорганические поражения или выраженную патологию. Значительно возросло количество детей с различными речевыми нарушениями. Не углубляясь в причины проблемы, следует отметить, что нарушения речи в разной степени отражаются на формировании личности детей, влияют на их физическое и умственное развитие.
Психологи и лингвисты считают, что в раннем детстве темпы речевого развития значительно выше, чем в последующие годы жизни. Если к концу первого года жизни словарь ребенка составляет в норме 8-10 слов, то в три года – до 1 тысячи слов.
На третьем году жизни ребенка речь становится доминирующей линией развития. Быстро пополняется словарь, качественно улучшается умение строить предложения, совершенствуется звуковая сторона речи. Речь служит средством общения и саморегуляцииповедения [4].
Успешное развитие речи в дошкольном возрасте имеет решающее значение, и от этого зависит адаптация ребенка к условиям внешней и внутренней среды. Известно, что дети с нарушением устной речи при поступлении в школу испытывают определенные трудности в овладении письмом и чтением. Таким детям следует вовремя оказать помощь, исправить дефекты звукопроизношения к началу обучения в школе.
Работая с детьми, имеющими нарушения речевой функции, мы использовали различные методы и приемы. Сегодня, помимо традиционных логопедических занятий по исправлению звукопроизношения, коррекции нарушений в лексико–грамматическом оформлении речевого высказывания и др. мы используем такую эффективнуюформу преодоления речевых нарушений, как логопедическая ритмика.
Логоритмические занятиямы началипроводить впервые в 2007-2008 учебном году,используя методические рекомендации и практический материал авторов, занимающихся логоритмикойМ.Ю. Картушиной, А.Е. Вороновой, Н.В. Микляевой, О.А. Полозовой, Г.В. Дедюхиной и др.
Пояснительная записка.
Данная программа по логопедической ритмике имеет коррекционно-развивающую направленность, способствует формированию личности ребенка с речевым нарушением, его социальной адаптации ипредставляет собой систему музыкально-двигательных, речедвигательных, музыкально-речевых заданий и упражнений, осуществляемых в целях логопедической коррекции [1].
Актуальность программы. Ритмическая организация является основой жизни. Все, окружающее нас, живет по законам ритма. Смена времен год, дня и ночи, биение сердца, возрастные процессы – все это и многое другое подчинено определенному ритму. По выражению Э.Жака Далькроза, «ритм есть движение материи, логически и пропорционально распределенной во времени и пространстве» [2].
Система ритмического воспитания получила большое распространение в странах Европы в начале ХХ века. Логопедическая ритмика занимает особое место в системе комплексного метода коррекционной работы с дошкольниками и служит цели нормализации двигательных функций и речи, в том числе дыхания, голоса, ритма, темпа и мелодико-интонационной стороны речи.
Ритмические движения способствуют активации различных анализаторных систем, становлению интегративной деятельности человека. Поэтому развитием чувства ритма рекомендуется заниматься с самого раннего возраста и в доступной для дошкольников форме: ритмических упражненияхи играх.
Логоритмика включает в себясистему двигательных упражнений, в которых различные движения сочетаются с произнесением специального речевого материала. Это эффективная форма коррекции неречевых и речевых психических функций.В результате применения системы игр и игровых упражнений коррекционной направленности осуществляется развитие слуховых функций, интеллектуальных и творческих способностей, формирование осознания собственных эмоций, развитие эмпатии, коррекция речевой функциональной системы, повышение коммуникативной компетентности обучающихся. А также дети усваивают теоретические знания по основам музыкальной культуры, приобретают практические навыки в области метроритмики.
Новизна программы заключается в разработке системы мер по модернизации логоритмических занятий для дошкольников с нарушениями интеллекта и задержкой психического развития (ЗПР) [5], имеющих тяжелые речевые нарушения, со структурой занятий, отличной от традиционной.
Педагогическая целесообразность программы. Для дошкольников,имеющих нарушения интеллекта и ЗПР,характерна различная природа дефекта и неоднородность клинических проявлений.
В структуре дефекта выявляются первичные нарушения неречевых психических функций: отклонение в познавательном развитии, нарушение интеллекта, эмоциональные расстройства, в том числе ранний детский аутизм, синдром двигательной возбудимости и гиперактивности. У данной группы детей первичные нарушения неречевых психических процессов сопровождаются нарушениями речевой деятельности, которые могут быть обусловлены алалией, дизартрией, полиморфной дислалией и характеризоваться нарушением всех компонентов речевой системы (фонетико-фонематической, лексико-грамматической сторон речи), поздним началом речевого развития, низкой речевой активностью. Логоритмика является универсальной формой работы, которая способна объединить разносторонность дефекта и быть направленной на развитие и коррекцию всех речевых функций.
Цель программы: развитие коммуникативной компетенции посредством логоритмических занятий.
Для достижения цели программы реализуются коррекционно - развивающие, образовательные и воспитательные задачи.
Коррекционно-развивающие задачи:
- активизировать высшую психическую деятельность (развивать слуховое и зрительное восприятие, внимание, увеличивать объем памяти и т.д.);
- корригировать основные речевые нарушения;
- развивать физиологическое и фонационное дыхание;
- развивать двигательный и артикуляционный праксис;
- развиватьслухо-зрительно-моторнуюкоординацию и пространственную организацию движений.
Образовательные задачи:
- формировать двигательные навыки и умения;
- формировать понятия о пространственной организации;
- формировать чувство ритма;
- формировать кинестетические ощущения.
Воспитательные задачи:
- стимулировать проявления самостоятельности, волевых качеств;
- воспитывать коммуникативную культуру, толерантное отношение к сверстникам.
Содержание и структура программы:
Программа по логоритмике «Ступеньки красивой речи» основывается на общепедагогических принципах:
- принципа опережающего подхода, заключающегося в раннем развитии коммуникативных умений;
- принципа развивающего обучения, который означает, что обучение должно вести за собой развитие ребёнка (по Л.С. Выготскому);
- принципа систематичности, предусматривающего планомерность, непрерывность и регулярность процесса;
- принципа полифункционального подхода, который предполагает одновременное решение нескольких коррекционных задач на одном логоритмическом занятии;
- этиопатогенетического принципа, означающего дифференцированное построение логоритмического занятия в зависимости от нарушений;
- принципа постепенного усложнения материала, предусматривающего постепенный переход от более простых заданий к более сложным по мере овладения и закрепления формирующих навыков;
- принципа наглядности, означающего тесную взаимосвязь всех анализаторных систем организма с целью обогащения слуховых, зрительных и двигательных образов;
- принципа доступности, учитывающего возрастные и физиологические особенности детей и характер речевых нарушений;
- принципа сознательности и активности детей, заключающегося в том, что педагог должен использовать в работе приёмы активизации познавательных способностей детей;
- принципа диалогического взаимодействия дошкольников со взрослыми и сверстниками;
- принципа успешности, подразумевающего то, что ребёнок получает задания, которые он способен успешно выполнить.
Программа составлена с учетом интеграции образовательных областей «Социализация», «Познание», «Коммуникация», «Художественная литература», «Физическая культура», «Музыка»[5].
Программа включает в себя элементы методики «Музыка для детей»немецкого педагога и музыканта Карла Орфа, заключающиеся в синтезе музыки, движения и слова и позволяющие каждому ребенку реализовать себя по способностям, возможностям и здоровью[7]. Данная методика направлена на развитие наблюдательности, чувства ритма и темпа, мыслительных способностей, фантазии, вербальных и невербальных коммуникативных навыков, воспитание волевых качеств, выдержки, развитие общей тонкой и артикуляционной моторики [3].
Программа включает раздел «Организация логоритмических занятий», в котором даны формы и режим их проведения.
Общие принципы построения логоритмического занятия раскрываются в разделе «Структура и содержание логоритмических занятий».
Раздел «Планирование логоритмических занятий» включает перспективное планирование и образец календарно-тематическогопланирования занятий, которые представляют собой тематическую и игровую целостность с учетом лексической темы по развитию речи реализуемой программой ДОУ.
«Организация логоритмических занятий»
Занятия логоритмикой проводятся с детьми всех возрастных коррекционных групп детского сада. Основой программы являются еженедельные логоритмические занятия и совместная деятельность педагогов с детьми в течение дня. Их проводят музыкальный руководитель, учитель-дефектолог, учитель-логопед. Логоритмические занятия начинают проводится со второй младшей коррекционной группы (3-4 года), что даёт возможность для раннего развития коммуникативной компетенции. Занятия проводятся фронтально в период с октября по апрель (включительно). Продолжительность занятий от 10 до 25 минут в зависимости от возраста детей [6].
Для получения результатов необходимо взаимодействие всех педагогов и включение родителей в совместную коррекционную деятельность. Песенный и танцевальный репертуар разучивается на музыкальных занятиях. Чистоговорки, пальчиковые игры, динамические паузы педагоги могут использовать в совместной деятельности с детьми. Эти же упражнения и игры даются родителям в качестве рекомендаций для закрепления дома.
Одна из особенностей занятий — использование малых форм народного фольклора. В сюжете занятий используются рассказы и сказки русских и зарубежных писателей, русские народные сказки, которые подбираются в соответствии с возрастом детей и позволяют решать коррекционные задачи в игровой форме. Игровое построение занятий создает доброжелательную, эмоционально-насыщенную атмосферу совместного творчества детей и взрослых, побуждает каждого ребенка принять активное участие в учебном процессе, поддерживает познавательный интерес и внимание, активизирует речь.
Логоритмические занятия включают в себя здоровьесберегающие технологии, что не только благотворно влияет на весь организм ребенка, но и способствует максимально эффективному повышению уровня звукопроизношения, овладению структурой слова, расширению словарного запаса детей.
«Структура и содержание логоритмических занятий»
Структура логоритмического занятия состоит из различных видов музыкальной и речевой деятельности и включает в себя следующие элементы:
Пальчиковая гимнастика, песни истихи, сопровождаемые движением рук. | Развитие мелкой моторики, плавности и выразительности речи, речевого слуха и речевой памяти. | |
Музыкальные и музыкально-ритмические игры с музыкальными инструментами. | Развитие речи, внимания, умения ориентироваться в пространстве. Развитие чувства ритма. | |
Логопедическая (артикуляционная) гимнастика, вокально-артикуляционные упражнения. | Укрепление мышц органов артикуляции, развитие их подвижности. Развитие певческих данных. | |
Чистоговорки для автоматизации и дифференциации звуков, фонопедические упражнения. | Коррекция звукопроизношения, укрепление гортани и привитие навыков речевого дыхания. | |
Упражнения на развитие мимических мышц. Коммуникативные игры и танцы. | Развитие эмоциональной сферы, ассоциативно-образного мышления, выразительности невербальных средств общения, позитивного самоощущения. | |
Упражнения на развитие общей моторики, соответствующие возрастным особенностям. | Развитие мышечно-двигательной и координационной сферы. | |
Упражнение на развитие словотворчества. | Расширение активного запаса детей. |
Упражнения логопедической гимнастикой выполняются сидя: такое положение обеспечивает прямую осанку, общее расслабление мышц тела. В артикуляционную гимнастику включаются статические и динамические упражнения для языка и губ. Дозировку повторений одних и тех же упражнений определяется с учетом характера и тяжести речевого нарушения. Детям, которым не удается овладеть артикуляционными навыками, оказывается целенаправленная индивидуальная помощь. Большое значение на логоритмических занятиях имеет музыка, поэтому в этой работе важна тесная связь с музыкальным руководителем. Дети выполняют движения под музыкальное сопровождение с четко выраженным ритмом, а педагогами осуществляется постоянный контроль за точностью их выполнения. Амплитуда и темп упражнений согласовывается с динамикой звучания музыки.Для развития чувства ритма в занятия включаются упражнения с использованием ритмосхем, речевых игр, звучащих жестов, игры на детских музыкальных инструментах под мело- и ритмодекламацию и метроритмические игры.
Пальчиковые игры и речедвигательные упражнения на занятиях логоритмики проводятся совместно с музыкальным руководителем под музыкальное сопровождение. Главной задачей этих игр является ритмическое исполнение стихотворного текста, согласованное с движениями.
Упражнения разучиваются поэтапно: сначала движения, затем текст, потом все вместе. Овладение двигательными навыками, разучивание стихотворений и песен с движениями, пальчиковых игр должно проходить без излишней дидактики, ненавязчиво, в игровой форме.
При работе над дыханием обращается особое внимание на развитие продолжительного, равномерного выдоха у детей. Хорошо развивает продолжительность выдоха и мелодико-интонационную сторону речи пение. Музыкальным руководителем подбираются эмоционально-выразительные, образные песни с доступным текстом, фразы в которых должны быть короткими.
В занятия логоритмики обязательно включаются коммуникативные игры и танцы. Разучивание танцевальных движений также проходить поэтапно. Большая их часть построена на жестах и движениях, выражающих дружелюбие, открытое отношение людей друг к другу, что дает детям положительные и радостные эмоции. Тактильный контакт, осуществляемый в танце, еще более способствует развитию доброжелательных отношений между детьми и тем самым нормализации социального климата в детской группе. Игры с выбором участника или приглашением позволяют задействовать малоактивных детей. При отборе игр учитывается то, чтобы их правила были доступны и понятны детям. В коммуникативных танцах и играх не оценивается качество выполнения движений, что позволяет ребенку раскрепоститься и наделяет смыслом сам процесс его участия в танце-игре.
Структура занятия может не всегда включать все перечисленные элементы. Музыкальный, речевой и дидактический материал частично дублируется в разных группах для преемственности.Отбор содержания двигательного и речевого материала осуществляется в зависимости от интеллектуальных особенностей, уровня сформированности моторных и речевых навыков.
Структура и содержание логоритмических занятий может варьироваться в зависимости от эмоционального состояния детей.
«Планирование логоритмических занятий»
Перспективное планирование логоритмических занятий
в старшей и подготовительной группах компенсирующей направленности для детей с ОВЗ.
Месяц | Лексическая тема | Тема логоритмическогозанятия |
Октябрь | Осень | Осень наступила … |
Грибы. Ягоды. | Прогулка в осенний лес | |
Огород. Овощи. | Богатый урожай | |
Сад. Фрукты. | Фруктовый сад | |
Ноябрь | Посуда | Мамины помощники |
Мебель | Новоселье | |
Домашние птицы | В гости к бабушке в деревню | |
Домашние животные | Как у бабушки Лукерьи | |
Дикие животные | Лесные обитатели | |
Декабрь | Дифференциация диких и домашних животных | Кто в теремочке живет? |
Зима | Зима наступила | |
Зимующие птицы | Прилетели снегири | |
Новый год | Украшаем елочку | |
Январь | Зимние забавы | Снеговик - почтовик |
Транспорт | Путешествуем с друзьями | |
Правила дорожного движения | Светофор наш друг | |
Февраль | Мой дом | Убираемся в квартире |
Наш город | Город, в котором мы живем | |
Наша армия | Кто шагает дружно в ряд … | |
Семья | Мама, папа, я – дружная семья | |
Март | Женский праздник – 8 марта | Подарок для мамы |
Детский сад | Мы веселые ребята | |
Стройка | Мы построим дом | |
Профессии | Все работы хороши … | |
Апрель | Весна | В гости к нам пришла весна |
Перелетные птицы | Птицы прилетели | |
Весенние цветы | Соберём букет красивый | |
Итоговое занятие |
Перспективное планирование логоритмических занятий
в младшей и средней группах компенсирующей направленности для детей с ОВЗ.
Месяц | Лексическая тема | Тема логоритмическогозанятия |
Октябрь | Осень | Осенние листочки |
Лес. Деревья. | Прогулка в осенний лес | |
Огород. Овощи. | Веселые грядки | |
Сад. Фрукты. | Маленькие садовники | |
Ноябрь | Посуда | Федорино горе |
Мебель | Много мебели в квартире … | |
Домашние птицы | В гостях у бабушки | |
Домашние животные | Котенок потерялся | |
Дикие животные | Кто живет в лесу? | |
Декабрь | Игрушки | День рождения куклы Кати |
Зима | Зима наступила | |
Зимующие птицы | Птичкам холодно зимой … | |
Новый год | Елочка-красавица | |
Январь | Зимние забавы | Весело зимой |
Транспорт | Веселое путешествие | |
Правила дорожного движения | Светофорик | |
Февраль | Мой дом | Помогаем маме |
Наш город | Интересная прогулка | |
Папин праздник | Смелые, умелые | |
Семья | Дружная семья | |
Март | Женский праздник – 8 марта | Девчушки-веселушки |
Детский сад | Вместе весело шагать … | |
Профессии | В магазине игрушек | |
Профессии | Веселый паровозик | |
Апрель | Весна | Весенние деньки |
Перелетные птицы | Птички-невелички | |
Весенние цветы | На лесной опушке | |
Итоговое занятие |
Срок реализации программы- 4 года обучения с детьми от 3- 4 – х до 7-и лет.
Ожидаемые результаты реализации программы
- Положительная динамика, достигнутая в ходе коррекционно-развивающего процесса средствами логопедической ритмики, показателями которой являются:
- положительные результаты развития связной речи, правильного грамматического и звукового оформления речевых высказываний в ситуациях общения;
- развитие элементарных музыкально-ритмических способностей;
- овладение свободой, переключением и торможением движений, способностью к пластической интерпретации музыкального произведения;
- положительные результаты в познавательном развитии.
- Включение родителей в образовательный процесс, духовное сближение детей и родителей, формирование мотивации, благодаря которой возрастает интерес к занятиям логопедической ритмикой.
Список используемой литературы и источников:
- Волкова Г.А. Логопедическая ритмика. – М., Владос, 2003.
- Жак-Далькроз Э. Ритм, его воспитательное значение для жизни и для искусства. — СП6.: 1913. — 5 с.http://www.shkola-ritma.narod.ru/indexDALKROZ.html
- Жилин В.А. Орф-уроки. – Екатеринбург, 1995
- Картушина М.Ю. «Логоритмика для малышей» (сценарии занятий с детьми 3-4 лет); М. Творческий Центр «СФЕРА», 2005 г.
- От рождения до школы. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования /Под.ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Мозаика-синтез, 2012. – 336 с.
- СанПиН 2.4.1.2660-10, раздел XII, п.12.11
- http://www.ranorazvit.ru/stati/metodika-karla-orfahttp://orff.ru/
- http://www.plam.ru/nauchlit/medicinskaja_statistika_konspekt_lekcii/p3.php#metkadoc3
Список рекомендованной литературы:
- Волкова Г.А. Принципы и методы коррекции нарушений речи. — СП6.: Образование, 1997. — 140 с.
- Воронова А.Е. «Логоритмика в речевых группах ДОУ для детей 5-7 лет» (методическое пособие); М., Творческий Центр «СФЕРА», 2006 г.
- Дедюхина Г.В. «Работа над ритмом в логопедической практике» (методическое пособие); М., «Айрис Пресс», 2006 г.
- Картушина М.Ю. «Конспекты логоритмических занятий с детьми 3-4 лет»; М., Творческий Центр «СФЕРА», 2006 г.
- Картушина М.Ю. «Конспекты логоритмических занятий с детьми 6-7 лет»; М., Творческий Центр «СФЕРА», 2007г.
- Левина Р.Е. Логопедия. — М.: Просвещение, 1989
- Микляева Н.В., Полозова О.А., Родионова Ю.Н. «Фонематическая и логопедическая ритмика в ДОУ» (пособие для воспитателей и логопедов); М., «Айрис Пресс», 2006 г.
- «Музыкальное воспитание детей с проблемами в развитии и коррекционная ритмика», под редакцией Медведевой Е.А.; М., «Академия», 2002 г.
- Фомичёва Т.Б., Чевелёва Н.А., Чиркина Г.В. Основы логопедии. — М.: Просвещение, 1989
Перспективное планирование по логоритмике в средней коррекционной группе
№ п/п | Месяц | Название занятия |
1 2 3 4 5 | Октябрь | Солнышко и дождик |
Тучка | ||
Грибной дождик | ||
Осенние листья | ||
Рыжий кот | ||
6 7 8 9 | Ноябрь | Кот и пес |
Птички улетают | ||
Домик для воробья | ||
Приближается зима | ||
10 11 12 13 | Декабрь | Зима в лесу |
Дед Мороз спешит на елку | ||
Украшаем елочку | ||
Наступает Новый год | ||
14 15 16 | Январь | Снеговик |
Кошка и котята | ||
Котята и щенок | ||
17 18 19 20 | Февраль | К бабушки в гостях |
Домок-теремок | ||
Медвежонок Мишутка | ||
Армейская карусель | ||
21 22 23 24 | Март | Как козлик маму искал |
Новоселье у куклы | ||
Поезд игрушек | ||
В гости к нам пришли матрешки | ||
25 26 27 28 29 | Апрель | Весеннее солнышко |
Весенняя капель | ||
Прилетайте птицы | ||
Весенний ручеек | ||
Прогулка в весеннем лесу |
Перспективное планирование по логоритмике в старшей коррекционной группе.
№ п/п | Месяц | Название занятия |
1 2 3 4 5 | Октябрь | Солнышко и дождик |
Тучка | ||
Грибной дождик | ||
Осенние листья | ||
Рыжий кот | ||
6 7 8 9 | Ноябрь | Кот и пес |
Птички улетают | ||
Домик для воробья | ||
Приближается зима | ||
10 11 12 13 | Декабрь | Зима в лесу |
Дед Мороз спешит на елку | ||
Украшаем елочку | ||
Наступает Новый год | ||
14 15 16 | Январь | Снеговик |
Кошка и котята | ||
Котята и щенок | ||
17 18 19 20 | Февраль | К бабушки в гостях |
Домок-теремок | ||
Медвежонок Мишутка | ||
Армейская карусель | ||
21 22 23 24 | Март | Как козлик маму искал |
Новоселье у куклы | ||
Поезд игрушек | ||
В гости к нам пришли матрешки | ||
25 26 27 28 29 | Апрель | Весеннее солнышко |
Весенняя капель | ||
Прилетайте птицы | ||
Весенний ручеек | ||
Прогулка в весеннем лесу |
Перспективное планирование по логоритмике в младшей коррекционной группе
№ п/п | Месяц | Название занятия |
1 2 3 4 5 | Октябрь | Гости |
В огороде заинька | ||
Зайкина капуста | ||
Лучшая игра | ||
Утенок и его друзья | ||
6 7 8 9 | Ноябрь | Про кота |
Кот Василий | ||
Кот и кошка | ||
Утки - беленькие грудки | ||
10 11 12 13 | Декабрь | Зайчик в гостях у ребят |
Белкина помощница | ||
Чудо - елка | ||
Подарки Дедушки Мороза | ||
14 15 16 | Январь | Птичья елка |
Мороз и птички | ||
Танюшка | ||
17 18 19 20 | Февраль | Вкусная каша |
Аленушка и лошадка | ||
Лошадка | ||
Капризная внучка | ||
21 22 23 24 | Март | Хозяюшка |
Котенок и щенок | ||
Про собачку | ||
Таня пропала | ||
25 26 27 28 29 | Апрель | Верные друзья |
Про петушка | ||
Уточка и курочка | ||
Цыплячий переполох | ||
Радуга – горка |
Перспективное планирование по логоритмике в подготовительной коррекционной группе
№ п/п | Месяц | Название занятия |
1 2 3 4 5 | Октябрь | Осенний денек |
Хмурое небо | ||
Грибной дождик | ||
Листопад | ||
Рыжий кот | ||
6 7 8 9 | Ноябрь | Верные друзья |
Осенний перелет | ||
Воробышек | ||
Приближается зима | ||
10 11 12 13 | Декабрь | Зима в лесу |
Дед Мороз и елка | ||
Елочка - красавица | ||
Новый год | ||
14 15 16 | Январь | Снеговик |
Мама - кошка | ||
Котята и щенок | ||
17 18 19 20 | Февраль | Как у нашей бабушки |
Теремок | ||
Хозяин леса | ||
Наша армия сильна | ||
21 22 23 24 | Март | Путешествие козлика |
Новый дом у куклы Ани | ||
Путешествие игрушек | ||
Веселые матрешки | ||
25 26 27 28 29 | Апрель | Солнышко весной |
Капель | ||
Птицы прилетели | ||
Звонкий ручеек | ||
Прогулка по весеннему лесу |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Записки на манжетах, или как породить красивую речь
Как научить детей создавать собственные тексты? Ответу на данный вопрос посвящена эта статья. Представлена работа с использованием смысловой модели речи....
Школьный ералаш "Путешествие по стране красивой речи"
Проведение ералаша направлено на то, чтобы дети поняли, для чего нужно уметь красиво говорить....
![](/sites/default/files/pictures/2014/06/01/picture-308012-1401621937.jpg)
Конспект НОД на тему: "Путешествие по стране красивой речи" . - 19.01.2014 г.
Аннотация к конспету "Путешествие по стране красивой речи" для детей старшей группы.Конспект занятия с использованием здоровьесберегающих технологий. Данный конспект может быть использ...
![](/sites/default/files/pictures/2023/01/30/picture-1453992-1675066436.jpg)
Конспект занятия по развитию речи в подготовительной к школе группы "Путешествие в страну Красивой речи"
Тематическое занятие направлено на развитие речи детей. Все задачи реализуются через игровые ситуации, через различные виды игровой деятельности. Занятие включает развивающие задания с применение...
Рабочая программа по элективному курсу "Основы красивой речи"
Элективный курс "Основы красивой речи" позволит обучающимся осознать себя как носителя одного из величайших языков мира. Рабочая программа поможет педагогу....