Конспект логопедического занятия в 7 классе на тему "зимний пейзаж".Дифференциация Ц-С.
план-конспект занятия (7 класс) на тему
Конспект к занятию по логопедической коррекции обучающихся по АООП (2 вариант) +презентация к занятию.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
differentsiatsiya_ts-s.pptx | 406.67 КБ |
konspekt_zanyatiya_differentsiatsiya_ts-s.docx | 26.67 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Цель занятия: учить различать звуки [Ц] и [С] в слогах, словах. Задачи: коррекционно-образовательная: расширять знания о зимних явлениях, уметь подбирать антонимы; коррекционно-развивающая: развивать фонематический слух, зрительное внимание, мышление, речевое дыхание, тонкую и общую моторику; коррекционно-воспитательная: развивать навыки сотрудничества, отзывчивости.
Угадай по описанию Белый снег пушистый В воздухе кружится И на землю тихо Падает , ложится
Какое время года? Назовите зимние месяцы. Какая погода? Какой день? Какое небо? Какой снег?
Игра «Скажи наоборот» Пушистый -… (твёрдый) Густой – …(редкий) Ясный -… (пасмурный) Высокий -… (низкий) Белый -… (чёрный) Широкий -… (узкий) Тёплый -… (холодный) Глубокий -… (мелкий) Мокрый -… (Сухой) Морозный -…
Чтение чистоговорок Са-са-са- в лесу бегает лиса Сы-сы-сы- хвост пушистый у лисы Су-су-су- видел кто из вас лису? Какой звук встречался больше всего? Нам к обеду пригодится Перец, огурец, горчица. Какой звук есть во всех словах?
Характеристика Ц - С «Ц- сложный звук-Т+С» (согласный, глухой, твердый, свистящий). Звук Ц образуется при слиянии звуков Т и С. (С зеркалом), кончик языка упирается за нижние передние зубы и одновременно произносятся звуки Т и С. Вдохните глубоко и, выдыхая воздух, быстро произнесите: ТС. ( Поднеся тыльную сторону ладони )Холодный воздух выдыхается толчком и непродолжительно. Звук взрывной, сложный. Голосовые связки отдыхают Сравнение по артикуляции (индивидуальные зеркала).
Артикуляция звука С Возьмите зеркало, (каждое движение языка логопед показывает попутно) Губы –в улыбке, кончик языка упирается за нижние зубы, зубы сближаются, боковые края языка прижаты к верхним коренным зубам, посередине языка образуется желобок по которому идет холодный воздух, глубоко вдохните и, выдыхая воздух, произнесите: С-С-С-С…. какая тоненькая холодная струя воздуха выдыхается? Слышите свист? Поэтому он называется «свистящим». Звук простой. Голосовые связки отдыхают. «С» -простой звук ( согласный, глухой, твердый, свистящий).
Дифференциация Ц – С в слогах, словах ца – са цо – со цу – су цы – сы аца – аса оцо – осо уцу – усу ыцы – ысы Добавь слог са или ца Ов…, ко…, коле…, умни…, кури…, колба…, пугови…, поло… . Игра-лото с предметными картинками (Ц-С)
Образование существительных с помощью суффикса ниц Ключ – ключница Учитель – учительница Лыжи –лыжница Хлеб – хлебница Колхоз -колхозница Заря – зарница Боль – больница Перец - перечница Конь – конница
Спасибо за внимание!
Предварительный просмотр:
БОУ «Новочебоксарская общеобразовательная школа для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» Минобразования Чувашии
Конспект логопедического занятия
на тему «Зимний пейзаж»
7 класс (вариант2)
Автор-составитель:
Учитель-логопед:
Ильина Светлана Иосифовна
Лексическая тема «Зимний пейзаж»,
Логопедическая тема «Дифференциация согласных Ц-С»
Цель занятия:
учить различать звуки [Ц] и [С] в слогах, словах;
Задачи:
коррекционно-образовательная: расширять знания о зимних явлениях, уметь подбирать антонимы;
коррекционно-развивающая: развивать фонематический слух, зрительное внимание, мышление, речевое дыхание, тонкую и общую моторику;
коррекционно-воспитательная: развивать навыки сотрудничества, отзывчивости.
Оборудование: компьютер, зеркала, предметные картинки, презентация, буквы С, Ц.
Ход урока
Организационный момент
Логопед: Здравствуйте, ребята!
(слайд 1) Угадай (загадку) по описанию
Логопед: Ребята, о каком времени года идет речь?
Белый снег пушистый
в воздухе кружится
и на землю тихо
падает, ложится….
Зима…
(слайд 2)Правильно…Тема нашего занятия «Зимний пейзаж. Дифференциация звуков Ц –С».
Логопед: Ребята, перед вами пейзаж, внимательно рассмотрите и определите Какое же время года вы видите на картине? Назовите зимние месяцы. Какая погода? Какой день? Какое небо? Какой снег?
(слайд 3)
Логопед: А теперь давайте к нашим словам-признакам подберём противоположные слова , т.е. игра «Скажи наоборот»
- Пушистый (снег)-… (твёрдый) Густой (лес)– …(редкий)
Ясный (небо) -… (пасмурный) Высокий (лес)-… (низкий)
- Белый (снег) -… (чёрный) Широкий (проход, тропа)-… (узкий)
- Тёплый (день) -… (холодный) Глубокий (сугроб)-… (мелкий)
- Мокрый(день)-… (Сухой) Морозный (день) -…(жаркий)
(слайд 4)
Логоритмика пение гласных
(слайд 5)
Артикуляционная гимнастика для свистящих звуков
(слайд 6)
Чтение чистоговорок
Са-са-са- в лесу бегает лиса
Сы-сы-сы- хвост пушистый у лисы
Су-су-су- видел кто из вас лису?
Логопед: Ребята, какой звук встречался больше всего?
Нам к обеду пригодится
Перец, огурец, горчица.
Какой звук есть во всех словах?
(слайд 7)
Сравнение артикуляции Ц и С
Логопед: Возьмем зеркала и произнесем звук Ц Звук Ц образуется при слиянии звуков Т и С. (С зеркалом), кончик языка упирается за нижние передние зубы и одновременно произносятся звуки Т и С. Вдохните глубоко и, выдыхая воздух, быстро произнесите: ТС… .
(Поднеся тыльную сторону ладони) Холодный воздух выдыхается толчком и непродолжительно. Звук взрывной, сложный. Голосовые связки отдыхают.
(слайд 8) Артикуляция звука С
Возьмите зеркало, (каждое движение языка логопед показывает попутно)
Губы –в улыбке, кончик языка упирается за нижние зубы, зубы сближаются, боковые края языка прижаты к верхним коренным зубам, посередине языка образуется желобок по которому идет холодный воздух, глубоко вдохните и, выдыхая воздух, произнесите: С-С-С-С…. какая тоненькая холодная струя воздуха выдыхается? Слышите свист? Поэтому он называется «свистящим». Звук простой. Голосовые связки отдыхают.
Логопед: Ребята, приглашаю на зарядку:
1-2-3-4-5 (чередуем движения со словами)
Мы во двор пошли гулять,
Бабу снежную лепили,
Птичек крошками кормили,
С горки мы потом катались,
А потом в снегу валялись,
А потом домой пошли,
Суп поели,
Спать легли.
(слайд 9) Дифференциация Ц – С в слогах, словах
- ца – са цо – со цу – су цы – сы
аца – аса оцо – осо уцу – усу ыцы – ысы
Логопед: Ребята, давайте теперь потренируемся. Я буду читать слова, а вы определите какой звук должен стоять Ц или С, поднимайте карточку с нужной буквой.
Ов…, ко…, коле…, умни…, кури…, колба…, пугови…, поло… .
Игра-лото с предметными картинками (Ц-С)
Итог занятия.
Логопед: О каком времени года мы сегодня говорили?
Мы говорили о зиме.
Логопед: Что вам понравилось на уроке?
Индивидуальные ответы детей.
Самоанализ открытого логопедического занятия
Учитель-логопед: Ильина Светлана Иосифовна
Особенность занятия: открытое
Группа учащихся: 7 Б класс, логопедическое заключение –системное нарушение речи средней степени
Форма занятия: групповая
Анализ цели и задач урока
Данное занятие соответствует календарно-тематическому планированию рабочей программы. Занятие составлено с учётом полученных знаний на предыдущих уроках
1.Тема и цели соответствуют содержанию занятия. Структура занятия логически выдержана, речевой материал соответствует программным требованиям и перспективному плану работы. Материал занятия соответствует возрастным и индивидуальным особенностям детей, занимающихся в данной логопедической группе.
Анализ структуры и организации урока
2.В структуре занятия полностью реализовано направление единства коррекционных, образовательных и воспитательных задач.
3.Эстетичность обстановки и оборудования занятия и качество дидактического материала выдержаны на высоком уровне.
4. Использование наглядного материала. Использовались необходимые и достаточные наглядные средства, которые способствовали усвоению материала и не вызывали излишнего переутомления у детей (предметные картинки, таблицы). В структуре занятия прослеживается использование словесных, наглядных, игровых и практических методов обучения. Все использованные методы полностью обоснованы и логически взаимосвязаны между собой. Логопед на протяжении всего занятия систематически привлекает внимание всех детей, создает интересные игровые ситуации, практически весь новый материал дается в игре. Использованная наглядность полностью соответствует структуре и содержанию занятия.
Анализ содержания урока
5.Логопедическое занятие логически и последовательно выстроено, продолжительность всех запланированных этапов выдержана. В структуре занятий выдержан четкий переход от одного этапа занятия к другому. В структуре занятия прослеживаются межпредметные связи в сфере знаний по окружающему миру, художественной литературы и т.д.
7.Логопед хорошо контактирует со всеми детьми, легко ведет диалог и поддерживает каждого ребенка в том случае, если он затрудняется ответить на вопрос. Педагог тактичен, внешний вид соответствует профессиональным этическим требованиям. Речь логопеда доступна, логична, эмоциональна, дикция и сила голоса соответствуют профессиональным требованиям.
8.На всех этапах занятия педагог контролирует произношение, словарный запас и грамматический строй речи ребенка. На занятии систематически выявляет ошибки и трудности у ребенка, оказывает своевременную эффективную логопедическую помощь.
9.На занятии прослеживается адекватность предъявленных требований с учётом речевых возможностей и особенностей личности ребёнка, настойчивость в достижении целей, умение дозировать новый материал, связать его с предыдущим.
По итогам занятия можно сделать вывод о том, что цели занятия были достигнуты, план выполнен, дети получили качественные знания, умения и навыки.
- Анализ цели и задач занятия.
Тема, цели и задачи занятия соответствует особенностям программного материала, перспективному плану работы группы , речевому профилю. Достаточный уровень подготовленности группы. Единство образовательной, коррекционной и воспитательной целей прослеживалась на протяжении всего занятия.
- Анализ структуры и организации занятия.
Структура занятия соответствует его целям и задачам. Присутствует логическая последовательность и взаимосвязь этапов занятия. Целесообразное распределение времени между этапами занятия и рациональность выбора форм обучения. Наличие эстетично оформленного дидактического материала и оборудования. Рациональная организация работы учителя – логопеда и детей от простого к сложному.
- Анализ содержания занятия.
Содержание занятия соответствует требованиям программы для детей с ОНР, 3 уровня. Изложение изучаемого материала было доступным.Прослеживалась связь нового с ранее изученным. Были задания и на развитие речевого дыхания, т.к. еще идет этап постановки звуков- а у всей группы учащихся -ротацизм. У этой группы детей плохо развито пространственное ориентирование , поэтому в занятие было включено задание на определение сторон( лево-право-вверх, вниз). Также были задания на развитие связной речи (составление рассказа по опорным картинкам), пополнения словарного запаса по лексической теме «Домашние животные и птицы», а также крылатыми выражениями –афоризмами. Задания на развитие фонематического восприятия анализа и синтез- деление слов на слоги, определение первого звука в словах. Для профилактики дисграфии была индивидуальная работа на карточках – дифференциация букв и-у.Были включены задания на развитие высших психических функций( Выделение лишнего), развитие общей мелкой моторики- пальчиковая гимнастика и физминутка. Была организована и самостоятельная работа и по необходимости учителем-логопедом была оказана помощь детям. Все занятие со стороны логопеда велся контроль за четкостью и внятностью речи. Была хорошая эмоциональная подача материала.Дети активны, проявляли интерес. Со стороны учителя-логопеда проводилась работа над ошибочными ответами учащихся .Применялись разнообразные приемы и методы.Смена видов деятельности.Была создана атмосфера доброжелательности.Также элементы творчества самого педагога.
Считаю цели и задачи поставленные мной были достигнуты.
Оценка проведенного занятия – удовлетворительно.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект логопедического занятия в подготовительной к школе группе "Дифференциация звуков П,Б
Конспект занятия в подготовительной группе по формированию звукопроизношения и обучению грамоте...
Конспект логопедического занятия 2 класс
Конспект логопедического занятия 2 класс Учитель-логопед МБОУ «Сапогогвская СОШ» Лубянова Наталья ГеннадьевнаТема: «Автоматизация звука [Ч] в слогах, словах, предложениях».Цель и задачи:- закреп...
Конспект логопедического занятия в классах НОДА
Основной задачей данного конспекта показать виды работ учащихся с нарушением опорно-двигательного аппарата по специально оборудованным учебным зонам....
Конспект логопедического занятия со слабослышащими детьми по теме: "Дифференциация звуков и букв [ж] - [ш]".
Закрепление навыков различения и чёткого произношения звуков [ж] - [ш] изолированно, в словах, предложениях. Развитие речевого дыхания, фонематического слуха, разговорной и св...
Конспект логопедического занятия (2 класс)
Конспект логопедического занятия (2 класс)Тема1. Общеобразовательная: «Имя существительное»2. Лексическая: «Школьные принадлежности»3. Грамматико-орфографическая: правопи...
Конспект логопедического занятия 1 класс (обучающиеся с ОВЗ, интеллектуальные нарушения, 1 вариант) Дифференциация букв У и И в словах и слогах.
Конспект логопедического занятия1 класс (обучающиеся с ОВЗ, интеллектуальные нарушения, 1 вариант) Дифференциация букв У и И в словах и слогах. Тема занятия: Дифференциация букв У и И в словах и ...