Конспект логопедического занятия со слабослышащими детьми по теме: "Дифференциация звуков и букв [ж] - [ш]".
план-конспект на тему
Закрепление навыков различения и чёткого произношения звуков [ж] - [ш] изолированно, в словах, предложениях. Развитие речевого дыхания, фонематического слуха, разговорной и связной речи.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
differentsiatsiya_zh-sh.doc | 49.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект логопедического занятия по формированию произношения у слабослышащих детей по теме:
«Дифференциация звуков и букв [ж] - [ш]».
Учитель логопед
МБОУ СОШ № 21 г. Ставрополя
Пучкина С.В.
Цель: Развитие внятной, членораздельной, выразительной устной речи.
Задачи:
- Закрепление навыков различения и чёткого произношения звуков [ж] - [ш] изолированно, в словах, предложениях.
- Развитие речевого дыхания, фонематического слуха, разговорной и связной речи.
- Формирование просодической стороны речи.
- Коррекция психических функций: памяти, внимания, логического мышления.
- Обеспечение здоровьесберегающего пространства: организация физминуток, дыхательная, пальчиковая гимнастика, самомассаж, психогимнастика, упражнения для профилактики близорукости.
- Обогащение словарного запаса.
- Развитие мелкой моторики.
Оборудование: карточки с артикуляционной гимнастикой, предметные картинки, сюжетные картинки, зеркало, вата, буквы «ж» и «ш», ручки, карандаши, карточки с текстом.
Ход урока.
I. Организационный момент.
Психогимнастика.
- Доброе утро! Настал новый чудесный день. Сейчас я улыбнусь вам, а вы улыбнётесь мне. Как хорошо, что мы сегодня здесь с вами. Мы спокойны и добры, мы приветливы и ласковы! Мы все здоровы! Пожалуйста, сделайте глубокий вдох через нос. Представьте, что вы вдыхаете в себя свежесть, доброту, красоту сегодняшнего дня! Теперь выдохните. Вдохните ещё раз и выдохните. И последний раз вдох и выдох. Молодцы! Давайте ещё раз улыбнемся друг другу и начнем наше занятие.
II. Основная часть.
1. Проверка слуха (за экраном).
- Как ты слышишь?
- Будем заниматься?
- Сейчас осень?
- Почему ты так решил?
- Какой месяц?
- Какое время суток?
- Послушай и повтори: сентябрь, октябрь, декабрь – осенние месяцы.
- Правильно?
- Назови правильно осенние месяцы.
- Какое сегодня число?
- Запиши его в тетрадь.
- Сообщение темы занятия.
- Какой звук повторяется в этих предложениях?
Вышивает Даша мишку, Маша вышивает мышку. (Звук Ш).
Два жука летят, жужжат: Нужен дождик для ужат. (Звук Ж)
- Сегодня мы изучаем два звука Ж и Ш.
3. Сравнение звуков Ж и Ш по артикуляции /перед зеркалом/.
- Когда произносим «ш» - голоса нет, звук глухой, «ж» - звонкий /прикладываем ладошку к горлышку, проверяем вибрацию голосовых связок/.
4. Развитие речевого дыхания и голоса, длительной воздушной струи.
Произнесение ряда слогов на одном выдохе:
Ша-шо-шу-ши-ше (выдох).
Аш-ош-уш-иш-еш (выдох).
Жа-жу-же-жи-жо (выдох).
С усилением и ослаблением силы голоса.
Упражнение «Забей мяч в ворота» (задуть ватный шарик в ворота).
5. Пальчиковая гимнастика.
Самомассаж (с карандашом, грецкими орехами).
«Этот пальчик», «Колечки», «Прогулка», «Цепочки».
6. Артикуляционная гимнастика.
- Я буду показывать картинки, а ты выполняй упражнения (логопед показывает ученику схематические изображения артикуляционных упражнений, ученик выполняет. В случае затруднения логопед сам показывает упражнение).
«Заборчик» - «Хоботок», «Лопаточка» - «Иголочка», «Качели», «Лошадка», «Грибок», «Гармошка», «Маляр».
7. Развитие фонематического слуха.
- Сейчас мы будем работать над звуками [ш], [ж].
- Я буду называть слова с этими звуками. Если услышите «ж» или «ш» - покажите соответствующую букву:
- Каштан, жёлудь, живот, шкаф, шелест, ножницы, мышка, кукушка, солнышко, важный, жук, жилет, камыши, мороженое, лужа, каша.
- Слушай внимательно, повторяй за мной:
Жа – ша – ша
Ша – жа – жа
Жа – ша – жа
Шо – жо – шо
Жо – жо – шо
Шо – шо – жо
Жи – жи – ши
Ши – жи – ши
Жи – ши – жи
Беседа по картинкам УЖИ – УШИ:
- Что здесь нарисовано?
- Это очень похожие слова, а чем они различаются? (Изменился только один звук, а получилось новое слово).
Уж – обычно не ядовитая змея. Змея – пресмыкающееся с длинным извивающимся телом, часто с ядовитыми железами в пасти.
Уши – органы слуха.
- Придумаем предложения с этими словами.
- А у меня получились вот такие предложения:
В кустах спрятались ужи.
Даша под душем моет уши.
(читаем вслух, читаем про себя и запоминаем). Записать предложение по памяти. Подчеркнуть буквы, которые обозначают звук Ж или Ш. Проверка.
- Повтори за мной и покажи соответствующую картинку:
Жар – шар, машет – мажет, наживка – нашивка, тужить – тушить, Луша – лужа.
Придумай и запиши в тетрадь предложения с каждой парой слов.
- Физминутка.
Игра с мячом «Замени Ж на Ш».
жест шить
жаль шалить
жила шитьё
ужи Саша
жалость скошу
жутко широк
- Развитие фонематического восприятия.
Цифровой ряд.
- Я буду показывать картинки, а вы букву «ж» или «ш» и цифру, соответствующую месту звука в слове:
Груша, мышка, жук, мороженое, пиджак, джинсы, кошка, медвежонок, лягушка, афиша.
- Дифференциация звуков [ш], [ж]на письме /доска/.
Вставьте пропущенные буквы:
…уба, ве…алка, кру…ево, е…ата, …орох, …урнал.
У лисы пу…истый хвост. Ды…и све…им воздухом. У …оры ду…истые ланды…и.
- Коррекция зрения. Упражнение с использованием зрительных ориентиров.
- Составление предложений по серии картинок /за экраном/.
- Какое наступило время года?
- Что делает мальчик?
- Кого он увидел в лесу?
- Почему мальчик испугался?
- Выразительное чтение стихотворения учеником /индивидуальная карточка/:
Мишка лапу занозил-
Наступил на шишку.
Обозлился, погрозил:
«Ты узнаешь мишку!»
Шишку в сучья закопал,
Поплясал на сучьях,
Поскользнулся и упал
У норы барсучьей.
Вышел заспанный барсук,
Заворчал на мишку.
Мишка струсил, влез на сук,
Притаился мышкой.
14. Работа над диалогом /текст на доске/.
– Будем работать над диалогом. Сначала я прочитаю.
– Мама, можно я пойду в сад?
– Можно, Женя. Что ты будешь делать в саду?
– Я буду собирать листья, каштаны, желуди.
– На улице грязь, надень сапоги.
– Я надену сапоги.
Беседа.
– О чём разговаривали мама и мальчик?
– Как зовут мальчика? Что он будет делать в саду? Почему надо надеть сапоги?
Чтение по ролям.
– Я буду читать за маму, а ты за Женю.
Самостоятельное чтение.
– А теперь ты прочитай и за маму, и за Женю.
Воспроизведение диалога без написанного текста.
– Говори за маму и за Женю самостоятельно, своими словами.
- Итог занятия.
Рефлексия. Какие звуки мы сегодня различали? У тебя были ошибки? Молодец, ты справился со всеми заданиями. Но мы ещё поработаем над звуками «ж»-«ш» на следующем занятии. До свидания.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект логопедического занятия с учениками 1 класса с ФФНР. «Звук и буква А».
Конспект логопедического занятия с учениками 1 класса с ФФНР. «Звук и буква А»....
Конспект фронтального логопедического занятия в 1 классе на тему: "Дифференциация звуков В - Ф, Вь-Фь"
Конспект фронтального логопедического занятия в 1 классе...
Конспект подгруппового логопедического занятия в 1 классе по теме: “Дифференциация звуков “Л” - “Ль”. Логопедическая викторина”. Лексическая тема «Приключения Колобка».
Конспект подгруппового логопедического занятия в 1 классе по теме: “Дифференциация звуков “Л” - “Ль”. Логопедическая викторина”. Лексическая тема «...
Конспект логопедического занятия для 1 класса (ОНР 3 уровня) "Звук [ы] буква ы".
: развивать фонематическое восприятие, фонематические представления через восприятие звука [ы]; формировать умение дифференцировать понятия «звук [ы]» и «буква Ы&raq...
Логопедическое занятие во 2 классе по теме «Дифференциация звуков [д]-[т], [д\']-[т\'], букв д-т».
Логопедическое занятие во 2 классе по теме...
Технологическая карта логопедического занятия для 2 класса по теме «Дифференциация звуков [С]-[Ц] и букв «С,Ц» изолированно, в словах»
Научить детей различать звуки [С]-[Ц] изолированно, в слогах, в словах на слуху и правильно обозначать их на письме...
Конспект фронтального занятия в старшей группе на тему:" Дифференциация звуков [Т] и [Д]. Буквы Т и Д".
Цель: учить различать звуки [т]-[д] и буквы Т-Д в слогах, словах, предложениях. Задачи: коррекционно-образовательные:- уточнить артикуляцию звуков [т]-[д];- упражнять учеников в ...