Круглый стол для воспитателей - «Развитие познавательно-исследовательской деятельности у дошкольников с ОВЗ»
консультация на тему
Развитие познавательно-исследовательской деятельности у дошкольников с ОВЗ
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kruglyy_stol.doc | 42 КБ |
Предварительный просмотр:
«Развитие познавательно-исследовательской деятельности у
дошкольников с ОВЗ»
Уважаемые педагоги!
Ни для кого не секрет, что ребенок-дошкольник по природе своей — исследователь. Именно
поэтому он вовлечен в исследовательский поиск практически постоянно. Это его нормальное,
естественное состояние: общаться с людьми, тщательно изучая при этом их поведение, рвать бумагу и
смотреть, что получилось, наблюдать за рыбками в аквариуме, беседовать с собакой или кошкой,
изучать поведение синицы за окном, проводить опыты с разными предметами, разбирать игрушки,
изучая их устройство.
Взрослые должны помочь в проведении детских исследований, сделать их полезными и
безопасными и для самого исследователя, и для его окружения. Без этих кажущихся несерьезными
занятий невозможно становление и развитие детской любознательности, превращающейся - у
взрослого в познавательную потребность. Ребенку интереснее и легче познавать мир, находясь в
положении исследователя, чем послушно проглатывать порции заготовленных кем-то знаний.
Я подобрала задания, позволяющие развивать основные умения и навыки, необходимые в
исследовательском поиске.
Некоторые из заданий могут показаться очень трудными. Но этого бояться не стоит. Одна из
главных особенностей исследовательских задач состоит в том, что одни и те же задачи могут решаться
на разных уровнях. И для детей, и для взрослых они могут быть одинаково трудны и одинаково
доступны, все зависит от уровня требований к решению. Поэтому многие задания могут быть
предложены не только дошкольникам, но и школьникам и даже взрослым. Многие из представленных
задач содержат подсказки, которые помогут в выборе верного направления в решении.
Умение видеть проблемы. Этот раздел содержит задачи, ориентированные на развитие одного
из базовых умений исследователя — сверхчувствительности к проблемам. Сюда включены задания на
«изменение точки зрения на объект»; «по развитию наблюдательности»; «выявлению логичных и
неправдоподобных причин событий».
Умение задавать вопросы. Умение задавать вопросы тесно связано с умением видеть
проблемы. Еще древний философ заметил, что познание начинается с удивления тому, что обыденно.
Если ребенка систематически не отучать от стремления задавать вопросы, то есть шанс, что он
вырастет не только очень образованным, но и любознательным. Этот блок представлен рядом заданий:
«узнай с помощью вопросов причину события», «какие ты можешь задать вопросы», «какие вопросы
могут задать тебе».
Умение выдвигать гипотезы. Исследователю необходимо уметь выдвигать предположения,
гипотезы. Для этого требуется оригинальность, гибкость, продуктивность мышления. Для развития этого
умения важно научиться вырабатывать и логически оправданные, и провокационные идеи. В тетради
содержатся задания, развивающие эту способность: «найди причину события»; «что произошло бы,
если...»; «как поведет себя тот или иной предмет в специальных условиях».
Умение давать определение понятиям. Понятие — одна из форм логического мышления. Есть
предметы, явления, события, и есть наши понятия о них. Без развития умения давать определения
понятиям нет и не может быть словесно-логического мышления, столь важного и в обучении, и в жизни.
Этот блок включает такие задания: «исправь ошибки в названии»; «найди противоположные понятия»;
«дай описание предмета».
Умение классифицировать. С помощью классификации люди не только упорядочивают
результаты своих наблюдений в значимые для них блоки, но и преобразовывают конкретные, частные
сведения в абстрактные категории. Способность структурировать опыт очень важно развивать. В
тетради помещен ряд заданий, направленных на развитие умений классифицировать: «найди в
собственном окружении предметы, сходные по форме, цвету и др.»; «исправление классификаций с
явными ошибками».
Умение наблюдать. Один из самых доступных методов исследования — наблюдение. Говоря о нем,
нам следует постоянно помнить, что смотрим мы глазами, слушаем ушами, а вот видим и слышим —
умом. Поэтому развивать способность наблюдать означает развивать способность мыслить, а не просто
смотреть, слышать или осязать. Это позволяют делать задания: «найди в своем окружении
определенные предметы»; «понаблюдай и опиши поведение живого существа».
Умения и навыки проведения экспериментов. Можно познавать новое действуя — для этого и
существует эксперимент. Развивать умение и стремление экспериментировать, самостоятельно искать
истину необходимо каждому человеку. Любой эксперимент предполагает проведение каких-либо
практических действий с целью проверки и сравнения. Мы предлагаем ряд заданий, описывающих
безопасные эксперименты с простыми и доступными предметами: «эксперименты с отражением»;
«эксперименты с водой»; «эксперименты с домашними любимцами».
Умение делать выводы и умозаключения. Для развития этих важных умений у дошкольников мы
предлагаем задания: «проверь правильность утверждений»; «сделай выводы из полученных в
экспериментах сведений».
Умение структурировать материал. Это умение особенно важно на этапе представления
результатов исследования. Из него же вырастает впоследствии умение работать с текстом. В тетради
на развитие этого умения направлены задачи: «составь рассказ»; «изложи результаты собственных
изысканий», «напиши письмо в картинках».
Умение доказывать и защищать свои идеи. Этот раздел — интегрирующий. В нем объединены и
представлены многие из вышеназванных умений. Для того чтобы защитить добытые в исследовании
результаты, надо уметь наблюдать, проводить эксперименты, уметь делать умозаключения, давать
определения понятиям, связно излагать собственные мысли, уметь задавать вопросы и отвечать на них.
Ребенок может нарисовать в качестве ответов какие-либо рисунки или пиктограммы. А для того,
чтобы детские высказывания, вопросы, суждения, умозаключения, результаты наблюдений и
экспериментов не забылись, я предлагаю их обязательно зарисовывать и записывать. В этом деле
понадобится помощь взрослого.
Общие методические рекомендации
- Старайтесь делать так, чтобы дети как можно больше действовали самостоятельно и независимо.
- Не сдерживайте инициативы детей.
- Не делайте за ребенка то, что он может сделать сам, или то, чему он может научиться.
- Избегайте прямых инструкций.
- Не спешите с вынесением оценочных суждений.
- Помогайте учиться управлять процессом мышления:
- прослеживать связи между предметами, событиями и явлениями;
- развивать навыки самостоятельного, оригинального решения проблем.
Учитель-логопед М.В.Барматина
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Познавательно-исследовательская деятельность как направление развития личности дошкольника Часть -I.
Презентация будет полезна воспитателям дошкольных образовательных учреждений .Опыты и эксперименты способствует развитию целостной личности ребенка.В основе экспериментальной деятельности дошкольников...
Познавательно-исследовательская деятельность как направление развития личности дошкольника/ Часть-II/
Презентация Часть-II...
Круглый - стол для родителей на тему: "Особенности зрительного восприятия у дошкольников с нарушениями зрения"
В данной статье вниманию родителей предлагаются игры и упражнения для детей, имеющих нарушения зрительного восприятия, которые можно использовать в домашних условиях....
"Познавательно-исследовательская деятельность как направление развития экологического мировоззрения дошкольников при реализации ФГОС в образовательном процессе ДОУ"
"Выполнение ФГОС невозможно без освоения современных образовательных технологий, где главным фактором развития дошкольников выступает характер их деятельности "...
Круглый стол для родителей - "Система работы с детьми-дошкольниками с ОВЗ по восприятию художественной литературы"
Система работы с детьми-дошкольниками с ОВЗ по восприятию художественной литературы...
Сообщение на РМО. Метод проектов как средство развития познавательно-исследовательской деятельности.
В материале рассматриваются основные понятия по указанной теме.затрагивается исторический аспект появления метода проектов. Сопоставляются взгляды различных учёгых на понятие "учебно-познавательн...