рабочая программа по предмету "Мой край" для учащихся с тяжелой умственной отсталостью
рабочая программа на тему
рабочая программа по предмету "Мой край" для учащихся с тяжелой умственной отсталостью 7-й год обучения
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
moy_kray_7v.docx | 29.28 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка.
Цель: формирование у учащихся ценностного отношения к Родине, ее культурно-историческому прошлому; уважения к государственной символике, родному языку. Познакомить учащихся с историко - культурным наследием Бурейского района Амурской области;сформировать черты патриотизма и гражданственности; воспитание духовности.
Задачи:
- Знакомство с природой и историей своего края. Изучение прошлого и настоящего Бурейского района, обычаев, традиций и духовной культуры.
- Воспитание патриотизма у учащихся через краеведческие знания о поселке и районе.
- Формирование и сохранение школьных ценностей и традиций.
Поставленные задачи определяются особенностями психической деятельности тяжело умственно отсталых детей. Знание особенностей развития таких детей необходимо для эффективной работы с ними для понимания причин, обуславливающих успехи и неудачи обучения и воспитания, для поиска адекватных способов и приемов педагогического воздействия.
Нормативные документы, на основании которых разработана данная рабочая программа:
- Закон Российской Федерации № 273 от 29.12.2012 «Об образовании в Российской Федерации»;
- методическое письмо Минпроса РСФСР от 13.08.1981 № 241-М «О единых требованиях к устной и письменной речи учащихся вспомогательных школ»;
- устав ГАОУ школы-интерната №5 п.г.т.Новобурейский;
- основная адаптированная образовательная программа основного общего образования ГАОУ школы-интерната № 5 п.г.т.Новобурейский (приказ № _______ от _____________).
За основу использована основная адаптированная образовательная программа основного общего образования ГАОУ школы-интерната № 5 п.г.т.Новобурейский. Программа взята без изменений.
Программа составлена с учетом индивидуальных психофизических возможностей и особенностей учащихся(медленное и неравномерное развитие базовых психических функций – ощущение, восприятие, представление, различные поражения головного мозга, резервы организма, малый словарный запас, отсутствие социального опыта).
Данная программа направлена на формирование основ краеведческой культуры и способствует формированию моральных качеств, таких как бережное отношение к природе, любовь к Родине, патриотизм, чувство гордости за свою Родину.
Эта мысль прослеживается, как одна из главных задач нашей школы – воспитывать уважение к историческому прошлому нашей страны, любовь к Родине, начиная с малой родины.
Краеведческий принцип дает возможность строить преподавание предметов согласно дидактическому принципу: «от известного к неизвестному», «от близкого к далекому». Ведь именно краеведение – самая доступная и обширная сфера применения приобретаемых учащимися знаний и умений.
Краеведение помогает видеть красоту в природе, находить прекрасное в народном творчестве, с чем навсегда свяжутся незабываемые образы родного края.
Изучение природы своего края способствует эстетическому воспитанию, оно учит находить в окружающем мире красоту природы: даже от простого созерцания на экскурсии могут возникать волнующие переживания. Наблюдения многих природных явлений вызывают у детей любознательность и желание больше вникать в тайны природы, побуждают беречь её.
Изучение своего края исключительно, как и в воспитательном, так и в познавательном отношении.
В 7 «В» классе 4 учащихся: 2 девочки, 2 мальчика. Класс детей с тяжелой умственной отсталостью. Класс неоднороден по своему составу: года обучения 5-й – 7-й, возраст от 10 до 15 лет. Отличительной особенностью является разная степень выраженности интеллектуального снижения и психофизического развития. Именно это обстоятельство создает трудности при составлении образовательных программ.
Все учащиеся лишь частично усваивают программный материал. Фронтального обучения недостаточно. Дети нуждаются в введении дополнительных приемов обучения, постоянном контроле и подсказках во время выполнения работ. Учащиеся не ориентируются во времени и пространстве, не понимают значений слов, обозначающих соответствующие отношения, а значит, не употребляют их в собственной речи. Представления о пространстве и времени у детей формируются с большим трудом и в более длительные сроки.
Материал подбирается по объему и компонуется по степени сложности, исходя из особенностей общего и речевого развития детей.
Дидактический материал подбирается в соответствии с содержанием и задачами урока-занятия, с учетом уровня развития речи.
Необходимо учитывать, что динамика овладения учащимися речевыми навыками крайне низка. Поэтому программа составлена таким образом, что расширение объема изучаемого содержания и увеличение степени его сложности происходит очень медленно.
Главной формой контроля за качеством знаний, умений и навыков является наблюдение за деятельностью учащихся. Обращается внимание на быстроту включения ребят в работу. Обращается внимание на желание и нежелание учеников принимать участие в выполнении определенного задания, на умение управлять своими эмоциями в случае удач и неудач, руководствоваться требованиями дисциплины во время работы.
Система оценивания:
Оценивание знаний, умений и навыков происходит только на качественном уровне, вербально, с помощью оценочных слов учителя. В конце учебного года аттестация учеников осуществляется посредством составления характеристики и отчета учителя на педагогическом совете. Для создания положительной мотивации обучения возможно использование любых средств, вызывающих положительные эмоции: смайлики, наклейки, печати и т.п.
Содержание
Курс предполагает формирование понятий о малой родине, воспитание любви к родному дому, семье, школе, поселку, в котором живешь. Важнейшая задача: познакомить детей с их окружением (дома, улицы, достопримечательности). Содержание программы содействует формированию практических умений ориентироваться в окружающем мире (умение определить свой адрес, найти нужный адрес); этики поведения, взаимоотношений детей и взрослых. Курс предполагает формирование первичных понятий об истории, достопримечательностях Амурской области, о богатстве водного, растительного и животного мира.
Программное содержание включает следующие темы:
- Живой мир родного края.
- Природа родного края.
- Водоемы родного края.
- Красная книга.
- Мой поселок.
- Символика России.
- Транспорт.
- Народные праздники.
- Наблюдение за сезонными изменениями в природе родного края
Учебно-тематический план
№ | Название темы (раздела) | Кол-во часов на изучение |
1 | Лето прошло | 1 |
2 | Моя малая Родина | 11 |
3 | Амурская осень | 9 |
4 | Школа – дом родной | 6 |
5 | Зима в родном краю | 7 |
6 | Птицы | 2 |
7 | Живой мир моего края | 5 |
8 | Символика России. | 5 |
9 | Транспорт. | 4 |
10 | Весна в родном краю | 10 |
11 | Праздники | 4 |
12 | Здравствуй, лето. | 2 |
13 | Повторение | 2 |
14 | Итого. | 68 |
Основные умения и навыки.
Ученики должны уметь:
- Четко и полно отвечать на вопросы;
- Принимать участие в беседе.
Ученики должны знать:
- символы России;
- народные праздники;
- что такое Красная книга
- название поселка, области.
КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
МОЙ КРАЙ
№ | Тема на уроке | Кол-во ча-сов | Дата |
1 | Лето прошло (1 ч) Летние каникулы. Как я провел лето. | 1 | |
2 | Моя малая Родина (11 ч) Введение. Что изучает краеведение? | 1 | |
3 | Амурская область – частица России | 1 | |
4 | Мой край на карте Родины. | 1 | |
5 | Столица Амурской области - Благовещенск. | 1 | |
6 | Достопримечательности Благовещенска. | 1 | |
7 | Моя малая родина- мой поселок. | 1 | |
8 | Достопримечательности поселка Новобурейский. | 1 | |
9 | Экскурсия в поселок. | 1 | |
10 | Творческая работа. Любимый поселок. | 1 | |
11 | «Я по улицам иду». Улицы поселка. | 1 | |
12 | Моя улица. | 1 | |
13 | Амурская осень (9 ч) Экскурсия в природу. | 1 | |
14 | Творческая работа на тему "Осень в родном краю" | 1 | |
15 | Деревья родного края. | 1 | |
16 | Деревья Амурской области, занесенные в Красную книгу. | 1 | |
17 | Белоствольная береза- символ Родины моей. | 1 | |
18 | Экскурсия в березовую рощу. | 1 | |
19 | Грибы в нашем краю. | 1 | |
20 | Творческая работа "Грибное лукошко" | 1 | |
21 | Охрана природы. | 1 | |
22 | Школа- мой дом (6 ч) Школа – мой дом. | 1 | |
23 | История школы. | 1 | |
24 | Традиции школы. | 1 | |
25 | Лучшие ученики школы. | 1 | |
26 | Благоустройство класса, школы. | 1 | |
27 | Творческая работа на тему "Школа будущего" | 1 | |
28 | Зима в родном краю (7 ч) Занятие-экскурсия «Прислушаемся к природе» (природа-наш дом) | 1 | |
29 | Творческая работа "Я рисую зиму". | 1 | |
30 | Зимние пейзажи родного края. | 1 | |
31 | Лес зимой. | 1 | |
32 | Животные зимой. | 1 | |
33 | Традиции празднования нового года в России. | 1 | |
34 | Творческая работа «Новый год на пороге» | 1 | |
35 | Птицы (2 ч) Какие птицы обитают в Амурской области. | 1 | |
36 | Помоги птицам зимой. Изготовление кормушки. | 1 | |
37 | Живой мир моего края (5 ч) Животные нашего края. | 1 | |
38 | Экскурсия в районный музей. Животные нашей области. | 1 | |
39 | Животные, занесенные в Красную книгу. | 1 | |
40 | Что такое заповедник? Заповедники Амурской области. | 1 | |
41 | Заповедники Амурской области. Просмотр фильма. | 1 | |
42 | Символика России (5 ч) Символика России: герб, флаг, гимн | 1 | |
43 | Творческая работа «Символика России» | 1 | |
44 | Москва - столица России. | 1 | |
45 | Главные праздники страны. | 1 | |
46 | Моя родина - Россия. Народы России | ||
47 | Транспорт (4 ч) Транспорт. Виды транспорта в Амурской области. | 1 | |
48 | Правила поведения в транспорте. | 1 | |
49 | Экскурсия на железнодорожный вокзал. | 1 | |
50 | Творческая работа "Я бы хотел поехать на.....". | 1 | |
51 | Весна в родном краю (10 ч) Весна в родном краю. | 1 | |
52 | Экскурсия в парк. Весенние краски и звуки. | 1 | |
53 | Творческая работа «Весна в родном краю». | 1 | |
54 | Первоцветы Амурской области | 1 | |
55 | Экскурсия на поляну. | 1 | |
56 | Достопримечательность Амурской области – Хинганский заповедник. | 1 | |
57 | Японский журавлик. | 1 | |
58 | Творческая работа "Оригами. Журавль". | 1 | |
59 | Водоемы нашего края. | 1 | |
60 | Лотосы в наших водоемах. | 1 | |
61 | Праздники (4 ч) Великий праздник – День Победы! | 1 | |
62 | Наш край в годы Великой Отечественной войны (видео уроки). | 1 | |
63 | Экскурсия в музей боевой славы. | 1 | |
64 | Творческая работа "Нет войне". | 1 | |
65 | Здравствуй, лето! (2 ч) Посмотри, как он хорош- край, в котором ты живешь. | 1 | |
66 | Экскурсия в природу. Скоро лето. | 1 | |
67 68 | Повторение (2 ч) Повторение | 2 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Индивидуальная программа обучения для детей с ОВЗ (тяжелая умственная отсталость)
Программа содержит пояснительную записку и содержание программы по предметам, тематическое планирование....
Рабочая программа по математике для детей с глубокой умственной отсталостью 5 класс
Рабочая программа по математике предназначена для 5 класса детей с глубокой умственной отсталостью...
Рабочая программа индивидуального обучения на дому адаптированная и составленная на основе программы обучения детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью, под редакцией Л.Б. Баряевой, Н.Н. Яковлевой 2011г.
Данная программа индивидуального обучения на дому составлена на основе «Программы образования учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью» под редакцией Л.Б. Баряевой, 2011г.Обучение н...
Рабочая программа для детей с умеренной и тяжёлой умственной отсталостью 1 класс (индивидуальное обучение)
Рабочие программы разработаны на основе "Программ для детей с умеренной и тяжёлой умственной отсталостью" под ред. Л.Б.Баряевой....
Абилитация учащихся с тяжелой умственной отсталостью, как фактор влияющий на его успешность
•Главная цель учреждения - максимально возможная социализация для каждого обучающегося.Основная задача работы в классах «Особый ребенок» - частичная интеграция и адаптация в окружающий ...
Рабочая программа по ручному труду для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
Рабочая программа разработана по предмету «Ручной труд» для обучающихся 1 класса с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)....
Рабочая программа по трудовому обучению для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
Рабочая программа разработана по предмету «Трудовое обучение» для обучающихся 3 класса с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)....