рабочая программа по предмету "Мой край" для учащихся с тяжелой умственной отсталостью
рабочая программа на тему

Сергеева Людмила Васильевна

рабочая программа по предмету "Мой край" для учащихся с тяжелой умственной отсталостью 7-й год обучения

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл moy_kray_7v.docx29.28 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка.

Цель: формирование у учащихся ценностного отношения к Родине, ее культурно-историческому прошлому; уважения к государственной символике, родному языку. Познакомить учащихся с историко - культурным наследием Бурейского района Амурской области;сформировать черты патриотизма и гражданственности; воспитание духовности.

 Задачи:

  • Знакомство с природой и  историей своего края. Изучение прошлого и настоящего Бурейского района, обычаев, традиций и духовной культуры.
  • Воспитание патриотизма у учащихся через краеведческие знания о поселке и районе.
  • Формирование и сохранение школьных ценностей и традиций.

Поставленные задачи определяются особенностями психической деятельности тяжело умственно отсталых детей. Знание особенностей развития таких детей необходимо для эффективной работы с ними для понимания причин, обуславливающих успехи и неудачи обучения и воспитания, для поиска адекватных способов и приемов педагогического воздействия.

Нормативные документы, на основании которых разработана данная рабочая программа:

-  Закон Российской Федерации № 273 от 29.12.2012 «Об образовании в Российской Федерации»;

- методическое письмо Минпроса РСФСР от 13.08.1981 № 241-М «О единых требованиях к устной и письменной речи учащихся вспомогательных школ»;

- устав ГАОУ школы-интерната №5 п.г.т.Новобурейский;

- основная адаптированная образовательная программа основного общего образования ГАОУ школы-интерната № 5 п.г.т.Новобурейский (приказ № _______ от _____________).

За основу использована основная адаптированная образовательная программа основного общего образования ГАОУ школы-интерната № 5 п.г.т.Новобурейский. Программа взята без изменений.

Программа составлена с учетом индивидуальных  психофизических  возможностей и особенностей  учащихся(медленное и неравномерное развитие базовых психических функций – ощущение, восприятие, представление, различные поражения головного мозга, резервы организма, малый словарный запас, отсутствие социального опыта).

Данная программа направлена на формирование основ краеведческой культуры и способствует формированию моральных качеств, таких как бережное отношение к природе, любовь к Родине, патриотизм, чувство гордости за свою Родину.

Эта мысль прослеживается, как одна из главных задач нашей школы – воспитывать уважение к историческому прошлому нашей страны, любовь к Родине, начиная с малой родины.

Краеведческий принцип дает возможность строить преподавание предметов согласно дидактическому принципу: «от известного к неизвестному», «от близкого к далекому». Ведь именно краеведение – самая доступная и обширная сфера применения приобретаемых учащимися знаний и умений.

Краеведение помогает видеть красоту в природе, находить прекрасное в народном творчестве, с чем навсегда свяжутся незабываемые образы родного края.

Изучение природы своего края способствует  эстетическому воспитанию, оно учит находить в окружающем мире красоту природы: даже от простого созерцания  на экскурсии   могут возникать волнующие переживания. Наблюдения многих природных явлений вызывают у детей любознательность и желание больше вникать в тайны природы, побуждают беречь её.

Изучение своего края исключительно, как и в воспитательном, так и в познавательном отношении.

        В 7 «В» классе 4 учащихся: 2 девочки, 2 мальчика. Класс детей с тяжелой умственной отсталостью. Класс неоднороден по своему составу: года обучения 5-й – 7-й, возраст от 10 до 15 лет. Отличительной особенностью является разная степень выраженности интеллектуального снижения и психофизического развития. Именно это обстоятельство создает трудности при составлении образовательных программ.

Все учащиеся  лишь частично усваивают программный материал. Фронтального обучения недостаточно. Дети  нуждаются в введении дополнительных приемов обучения, постоянном контроле и подсказках во время выполнения работ. Учащиеся не ориентируются во времени и пространстве, не понимают значений слов, обозначающих соответствующие отношения, а значит, не употребляют их в собственной речи. Представления о пространстве и времени у детей формируются с большим трудом и в более длительные сроки.

Материал подбирается по объему и компонуется по степени сложности, исходя из особенностей общего и речевого развития детей.

Дидактический материал подбирается  в соответствии с содержанием и задачами урока-занятия, с учетом уровня развития речи.

        Необходимо учитывать, что динамика овладения учащимися речевыми навыками крайне низка. Поэтому программа составлена таким образом, что расширение объема изучаемого содержания и увеличение степени его сложности происходит очень медленно.

Главной формой контроля за качеством знаний, умений и навыков является наблюдение за деятельностью учащихся. Обращается внимание на быстроту включения ребят в работу. Обращается внимание на желание и нежелание учеников принимать участие в выполнении определенного задания, на умение управлять своими эмоциями в случае удач и неудач, руководствоваться требованиями дисциплины во время работы.

Система оценивания:

Оценивание  знаний, умений и навыков происходит только на качественном  уровне, вербально, с помощью оценочных слов учителя.  В конце учебного года аттестация учеников осуществляется посредством составления характеристики и отчета учителя на педагогическом совете. Для создания положительной мотивации обучения возможно использование любых средств, вызывающих положительные эмоции: смайлики, наклейки, печати и т.п.

Содержание

Курс  предполагает формирование понятий о малой родине, воспитание любви к родному дому, семье, школе, поселку, в котором живешь. Важнейшая задача: познакомить детей с их окружением (дома, улицы, достопримечательности). Содержание программы содействует формированию практических умений ориентироваться в окружающем мире (умение определить свой адрес, найти нужный адрес); этики поведения, взаимоотношений детей и взрослых. Курс предполагает формирование первичных понятий об истории, достопримечательностях Амурской области, о богатстве водного, растительного и животного мира.

Программное содержание включает следующие темы:

  • Живой мир родного края.
  • Природа родного края.
  • Водоемы родного края.
  • Красная книга.
  • Мой поселок.
  • Символика России.
  • Транспорт.
  • Народные праздники.
  • Наблюдение за сезонными изменениями в природе родного края

Учебно-тематический план

Название темы (раздела)

Кол-во часов на изучение

1

Лето прошло

1

2

Моя малая Родина

11

3

Амурская осень

9

4

Школа – дом родной

6

5

Зима в родном краю

7

6

Птицы

2

7

Живой мир моего края

5

8

Символика России.

5

9

Транспорт.

4

10

Весна в родном краю

10

11

Праздники

4

12

Здравствуй, лето.

2

13

Повторение

2

14

Итого.

68

Основные умения и навыки.

Ученики должны уметь:

  • Четко и полно отвечать на вопросы;
  • Принимать участие в беседе.

Ученики  должны знать:

  • символы России;
  • народные  праздники;
  • что такое Красная книга
  • название поселка, области.

КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ  ПЛАНИРОВАНИЕ

МОЙ КРАЙ

Тема на уроке

Кол-во ча-сов

Дата

1

Лето прошло (1 ч)

Летние каникулы. Как я провел лето.

1

2

Моя малая Родина (11 ч)

Введение. Что изучает краеведение?

1

3

Амурская область – частица России

1

4

Мой край на карте Родины.

1

5

Столица Амурской области - Благовещенск.

1

6

Достопримечательности Благовещенска.

1

7

Моя малая родина- мой поселок.

1

8

Достопримечательности поселка Новобурейский.

1

9

Экскурсия в поселок.

1

10

Творческая работа. Любимый поселок.

1

11

«Я по улицам иду». Улицы поселка.

1

12

Моя улица.

1

13

Амурская осень (9 ч)

Экскурсия в природу.

1

14

Творческая работа на тему "Осень в родном краю"

1

15

Деревья родного края.

1

16

Деревья Амурской области, занесенные в Красную книгу.

1

17

Белоствольная береза- символ Родины моей.

1

18

Экскурсия в березовую рощу.

1

19

Грибы в нашем краю.

1

20

Творческая работа "Грибное лукошко"

1

21

Охрана природы.

1

22

Школа- мой дом (6 ч)

Школа – мой дом.

1

23

История школы.

1

24

Традиции школы.

1

25

Лучшие ученики школы.

1

26

Благоустройство класса, школы.

1

27

Творческая работа на тему "Школа будущего"

1

28

Зима в родном краю (7 ч)

Занятие-экскурсия «Прислушаемся к природе» (природа-наш дом)

1

29

Творческая работа "Я рисую зиму".

1

30

Зимние пейзажи родного края.

1

31

Лес зимой.

1

32

Животные зимой.

1

33

Традиции празднования нового года в России.

1

34

Творческая работа «Новый год на пороге»

1

35

Птицы (2 ч)

Какие птицы обитают в Амурской области.

1

36

Помоги птицам зимой. Изготовление кормушки.

1

37

Живой мир моего края (5 ч)

Животные нашего края.

1

38

Экскурсия в районный музей. Животные нашей области.

1

39

Животные, занесенные в Красную книгу.

1

40

Что такое заповедник? Заповедники Амурской области.

1

41

Заповедники Амурской области. Просмотр фильма.

1

42

Символика России (5 ч)

Символика России: герб, флаг, гимн

1

43

Творческая работа «Символика России»

1

44

Москва - столица России.

1

45

Главные праздники страны.

1

46

Моя родина - Россия. Народы России

47

Транспорт (4 ч)

Транспорт. Виды транспорта в Амурской области.

1

48

Правила поведения в транспорте.

1

49

Экскурсия на железнодорожный вокзал.

1

50

Творческая работа "Я бы хотел поехать на.....".

1

51

Весна в родном краю (10 ч)

Весна в родном краю.

1

52

Экскурсия в парк. Весенние краски и звуки.

1

53

Творческая работа «Весна в родном краю».

1

54

Первоцветы Амурской области

1

55

Экскурсия на поляну.

1

56

Достопримечательность Амурской области – Хинганский заповедник.

1

57

Японский журавлик.

1

58

Творческая работа "Оригами. Журавль".

1

59

Водоемы нашего края.

1

60

Лотосы в наших водоемах.

1

61

Праздники  (4 ч)

Великий праздник – День Победы!

1

62

Наш край в годы Великой Отечественной войны (видео уроки).

1

63

Экскурсия в музей боевой славы.

1

64

Творческая работа "Нет войне".

1

65

Здравствуй, лето! (2 ч)

Посмотри, как он хорош- край, в котором ты живешь.

1

66

Экскурсия в природу. Скоро лето.

1

67

68

Повторение (2 ч)

Повторение

2


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Индивидуальная программа обучения для детей с ОВЗ (тяжелая умственная отсталость)

Программа содержит пояснительную записку и содержание программы по предметам, тематическое планирование....

Рабочая программа по математике для детей с глубокой умственной отсталостью 5 класс

Рабочая программа по математике предназначена для 5 класса детей с глубокой умственной отсталостью...

Рабочая программа индивидуального обучения на дому адаптированная и составленная на основе программы обучения детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью, под редакцией Л.Б. Баряевой, Н.Н. Яковлевой 2011г.

Данная программа индивидуального обучения на дому составлена на основе «Программы образования учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью» под редакцией  Л.Б. Баряевой, 2011г.Обучение н...

Рабочая программа для детей с умеренной и тяжёлой умственной отсталостью 1 класс (индивидуальное обучение)

Рабочие программы разработаны на основе "Программ для детей с умеренной и тяжёлой умственной отсталостью" под ред. Л.Б.Баряевой....

Абилитация учащихся с тяжелой умственной отсталостью, как фактор влияющий на его успешность

•Главная цель учреждения - максимально возможная социализация для каждого обучающегося.Основная задача работы в классах «Особый ребенок» - частичная интеграция и адаптация в окружающий ...

Рабочая программа по ручному труду для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)

Рабочая программа  разработана по предмету «Ручной труд» для обучающихся  1 класса с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)....

Рабочая программа по трудовому обучению для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)

Рабочая программа  разработана по предмету «Трудовое обучение» для обучающихся  3 класса с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)....