ИГРЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ С МОТОРНОЙ АЛАЛИЕЙ
учебно-методический материал на тему

Жирова Инна Николаевна

Поскольку у детей с моторной алалией страдает не только речь, но и основные психические процессы: память, внимание, мышление, сенсорные представления о величине и форме, очень важно развивать эти функции в различных играх.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igry_dlya_detey_s_motornoy_alaliey.docx21.41 КБ

Предварительный просмотр:

Поскольку у детей с моторной алалией страдает не только речь, но и основные психические процессы: память, внимание, мышление, сенсорные представления о величине и форме, очень важно развивать эти функции в различных играх.

Как правильно развивать внимание и память у деток с ЗРР и алалией?

Для игр с не говорящими детьми используют игрушки, при более высоком уровне развития речи можно брать картинки. Это нужно для создания соответствующего эмоционального настроя ребенка, поддержания интереса.

  • На столе стоят 4-6 игрушек. Ребенок отворачивается, а в это время 1-2 игрушки убирают. Нужно повернуться и узнать, что убрали со стола.
  • Можно не убирать, а добавлять игрушки. Задача ребенка – сказать, что появилось на столе.
  • На столе стоит от 2 до 4 игрушек, которые нужно внимательно рассмотреть вместе с малышом. Ребенок отворачивается, все игрушки «прячутся». Надо вспомнить, что стояло на столе.
  • С ребенком рассматривают 2-4-6 картинок из детского лото, потом их убирают, смешивают с остальными. Задача ребенка – найти те картинки, которые рассматривали в начале игры. Усложнение игры – расположить картинки в том порядке, в котором их рассматривали.
  • Выполнить последовательные действия: сначала надо налить воду в чашку, потом положить ложку в стакан, а карандаши – в коробку. Усложнение – предложить ребенку рассказать о том, что он сделал.
  • Дорисовать незаконченные рисунки, выложить из счетных палочек фигуру по образцу.

Игры на развитие мышления

Эти игры предлагаются малышу по принципу «от простого — к сложному».

Сначала ему предлагается сравнение предметов по цвету и размеру, а затем — по более существенным признакам.

  • Разложить картинки по какому-то признаку: что едим, что надеваем и т.д.
  • Сложить одну картинку из разрезанных частей, сначала из двух, затем из 3-4. Усложнение – предложить картинки, на которых изображение есть с обеих сторон.
  • Угадать, что нарисовано на картинке по ее части.
  • «Почтовый ящик» — опустить фигуры в коробку, подобрав нужное отверстие, подходящее по форме.
  • «Кому что нужно» — подобрать орудия действия к действиям, изображенных на разных карточках (сачок – девочке, ловящей бабочку, расческу – лохматой девочке, иголку – мальчику с дыркой на рубашке).

Игры на сенсорное развитие (цвет, величина, форма)

Дети с моторной алалией испытывают трудности с ориентировкой в пространстве, а также в определении цвета, формы и величины предметов.

Не очень выражен у них и познавательный интерес.

Игры помогут решить эти проблемы:

  • Нужно выбрать из одинаковых по величине шариков только красные, только белые ит.д.
  • Предложите ребенку принести столько же кубиков, сколько матрешек;
  • «Подбери цветок» — разложить по вазам цветы одного цвета (все фигурки выполнены из бумаги);
  • «Спрячь шарик в ладошках» — предложить спрятать в ладони сначала маленький, затем большой шарик, получится или нет;
  • «Наоборот» — на одних картинках большие предметы, а на других те же предметы, только маленького размера. Ведущий говорит, поднимая картинку: «У меня пирамидка большая…». Ребенок ищет такую же, и отвечает: «А у меня маленькая», и т.д.
  • Лото на закрепление цвета с изображением кругов разного цвета.

Эти игры приведены для примера, чтобы понять принцип подбора, на самом деле их существует огромное количество.

ЕсСамые эффективные игры на развитие мелкой моторики

Дошкольники с моторной алалией обычно имеют плохую координацию движений, движения выполняют неточно и неловко. У них трудно добиться грациозности движений.

Особенно страдает мелкая моторика пальцев.

Для коррекции этих недостатков можно выполнять такие упражнения:

  • Подниматься и опускаться со ступенек, стоять на одной ноге, подпрыгивать на обеих ногах и на каждой поочередно.
  • Завязывать узел, бант, застегивать пуговицы.
  • Сгибать и разгибать поочередно пальчики на каждой руке.
  • Соединять по очереди большой палец с остальными пальчиками.
  • Выполнять движения по показу и без него: «кулак-ребро-ладонь».
  • Строить башенки из кубиков, собирать пирамидки.
  • Протягивать шнурок через отверстия в различных вариантах, нанизывать бусы на веревочку.
  • Сжимать и разжимать грушу пульверизатора.
  • Выкладывать узоры из мозаики.

Регулярно проводимые игры-занятия, тщательное выполнение заданий логопеда, корректное психологическое сопровождение обязательно помогут ребенку подняться на следующую ступень на пути к освоению правильной грамотной речи.

ли ребенок еще маленький, нужно тщательно подбирать мотивацию, зачем ему нужно выбирать шарики, картинки, и т.д.

Предложите помочь зайке, кукле или мишке, выручить их — так малышу будет гораздо интереснее играть и заниматься.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сравнительная характеристика речевого развития детей с нарушением слуха и детей с моторной алалией.

В докладе проводится сравнительная характеристика речевого развития детей с нарушением слуха и детей алаликов.  В результате сравнения делаются выводы,что часто речевое развитие глухого ребёнка п...

Развитие речи неговорящих детей с моторной алалией.

Основная задача  при работе с неговорящими детьми вызвать подражательную речевую деятельность детей в форме любых звуковых проявлений и расширить объем понимания речи. Подражательные речевые реак...

Игры для развития моторной сферы детей с сенсомоторной алалией и дизартрией.

Задачи:- развитие координации движений, ориентировки в пространстве и в собственном теле, вырабатывать контроль над произвольно чередующимися движениями...

Работа учителя-логопеда по преодолению речевого негативизма у детей дошкольного возраста с моторной алалией

В статье перечислены причины речевого негативизма и  некоторые приёмы работы по преодолению речевого негативизма у детей дошкольного возраста с моторной алалией....

Логопедическое сопровождение у детей с ОВЗ моторной алалией.

Государственное  бюджетное общеобразовательное учреждение  Республики Тыва «Средняя общеобразовательная школа   №10 для детей с ограниченными возможностями здоровья&raq...

Использование элементов фонетической ритмики как средства развития произносительной стороны речи у детей с моторной алалией

Фонетическая ритмика – система специальных упражнений, сочетающая речь и движение, где проговаривание речевого материала (звуков, слогов, текстов) сопровождается движениями (рук, ног, головы, ко...