ИГРЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ С МОТОРНОЙ АЛАЛИЕЙ
учебно-методический материал на тему
Поскольку у детей с моторной алалией страдает не только речь, но и основные психические процессы: память, внимание, мышление, сенсорные представления о величине и форме, очень важно развивать эти функции в различных играх.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
igry_dlya_detey_s_motornoy_alaliey.docx | 21.41 КБ |
Предварительный просмотр:
Поскольку у детей с моторной алалией страдает не только речь, но и основные психические процессы: память, внимание, мышление, сенсорные представления о величине и форме, очень важно развивать эти функции в различных играх.
Как правильно развивать внимание и память у деток с ЗРР и алалией?
Для игр с не говорящими детьми используют игрушки, при более высоком уровне развития речи можно брать картинки. Это нужно для создания соответствующего эмоционального настроя ребенка, поддержания интереса.
- На столе стоят 4-6 игрушек. Ребенок отворачивается, а в это время 1-2 игрушки убирают. Нужно повернуться и узнать, что убрали со стола.
- Можно не убирать, а добавлять игрушки. Задача ребенка – сказать, что появилось на столе.
- На столе стоит от 2 до 4 игрушек, которые нужно внимательно рассмотреть вместе с малышом. Ребенок отворачивается, все игрушки «прячутся». Надо вспомнить, что стояло на столе.
- С ребенком рассматривают 2-4-6 картинок из детского лото, потом их убирают, смешивают с остальными. Задача ребенка – найти те картинки, которые рассматривали в начале игры. Усложнение игры – расположить картинки в том порядке, в котором их рассматривали.
- Выполнить последовательные действия: сначала надо налить воду в чашку, потом положить ложку в стакан, а карандаши – в коробку. Усложнение – предложить ребенку рассказать о том, что он сделал.
- Дорисовать незаконченные рисунки, выложить из счетных палочек фигуру по образцу.
Игры на развитие мышления
Эти игры предлагаются малышу по принципу «от простого — к сложному».
Сначала ему предлагается сравнение предметов по цвету и размеру, а затем — по более существенным признакам.
- Разложить картинки по какому-то признаку: что едим, что надеваем и т.д.
- Сложить одну картинку из разрезанных частей, сначала из двух, затем из 3-4. Усложнение – предложить картинки, на которых изображение есть с обеих сторон.
- Угадать, что нарисовано на картинке по ее части.
- «Почтовый ящик» — опустить фигуры в коробку, подобрав нужное отверстие, подходящее по форме.
- «Кому что нужно» — подобрать орудия действия к действиям, изображенных на разных карточках (сачок – девочке, ловящей бабочку, расческу – лохматой девочке, иголку – мальчику с дыркой на рубашке).
Игры на сенсорное развитие (цвет, величина, форма)
Дети с моторной алалией испытывают трудности с ориентировкой в пространстве, а также в определении цвета, формы и величины предметов.
Не очень выражен у них и познавательный интерес.
Игры помогут решить эти проблемы:
- Нужно выбрать из одинаковых по величине шариков только красные, только белые ит.д.
- Предложите ребенку принести столько же кубиков, сколько матрешек;
- «Подбери цветок» — разложить по вазам цветы одного цвета (все фигурки выполнены из бумаги);
- «Спрячь шарик в ладошках» — предложить спрятать в ладони сначала маленький, затем большой шарик, получится или нет;
- «Наоборот» — на одних картинках большие предметы, а на других те же предметы, только маленького размера. Ведущий говорит, поднимая картинку: «У меня пирамидка большая…». Ребенок ищет такую же, и отвечает: «А у меня маленькая», и т.д.
- Лото на закрепление цвета с изображением кругов разного цвета.
Эти игры приведены для примера, чтобы понять принцип подбора, на самом деле их существует огромное количество.
ЕсСамые эффективные игры на развитие мелкой моторики
Дошкольники с моторной алалией обычно имеют плохую координацию движений, движения выполняют неточно и неловко. У них трудно добиться грациозности движений.
Особенно страдает мелкая моторика пальцев.
Для коррекции этих недостатков можно выполнять такие упражнения:
- Подниматься и опускаться со ступенек, стоять на одной ноге, подпрыгивать на обеих ногах и на каждой поочередно.
- Завязывать узел, бант, застегивать пуговицы.
- Сгибать и разгибать поочередно пальчики на каждой руке.
- Соединять по очереди большой палец с остальными пальчиками.
- Выполнять движения по показу и без него: «кулак-ребро-ладонь».
- Строить башенки из кубиков, собирать пирамидки.
- Протягивать шнурок через отверстия в различных вариантах, нанизывать бусы на веревочку.
- Сжимать и разжимать грушу пульверизатора.
- Выкладывать узоры из мозаики.
Регулярно проводимые игры-занятия, тщательное выполнение заданий логопеда, корректное психологическое сопровождение обязательно помогут ребенку подняться на следующую ступень на пути к освоению правильной грамотной речи.
ли ребенок еще маленький, нужно тщательно подбирать мотивацию, зачем ему нужно выбирать шарики, картинки, и т.д.
Предложите помочь зайке, кукле или мишке, выручить их — так малышу будет гораздо интереснее играть и заниматься.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Авторская работа на тему: « Моторная алалия и методы логопедической работы по формированию речи.»
...
Сравнительная характеристика речевого развития детей с нарушением слуха и детей с моторной алалией.
В докладе проводится сравнительная характеристика речевого развития детей с нарушением слуха и детей алаликов. В результате сравнения делаются выводы,что часто речевое развитие глухого ребёнка п...
Развитие речи неговорящих детей с моторной алалией.
Основная задача при работе с неговорящими детьми вызвать подражательную речевую деятельность детей в форме любых звуковых проявлений и расширить объем понимания речи. Подражательные речевые реак...
Игры для развития моторной сферы детей с сенсомоторной алалией и дизартрией.
Задачи:- развитие координации движений, ориентировки в пространстве и в собственном теле, вырабатывать контроль над произвольно чередующимися движениями...
Работа учителя-логопеда по преодолению речевого негативизма у детей дошкольного возраста с моторной алалией
В статье перечислены причины речевого негативизма и некоторые приёмы работы по преодолению речевого негативизма у детей дошкольного возраста с моторной алалией....
Логопедическое сопровождение у детей с ОВЗ моторной алалией.
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Республики Тыва «Средняя общеобразовательная школа №10 для детей с ограниченными возможностями здоровья&raq...
Использование элементов фонетической ритмики как средства развития произносительной стороны речи у детей с моторной алалией
Фонетическая ритмика – система специальных упражнений, сочетающая речь и движение, где проговаривание речевого материала (звуков, слогов, текстов) сопровождается движениями (рук, ног, головы, ко...