Звуки [ З]-[ С]
план-конспект на тему

Колмакова Татьяна Витальевна

Групповое логопедическое занятие 2 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл logopedicheskoe_zanyatie_2_klass.docx131.69 КБ

Предварительный просмотр:

Групповое логопедическое занятие

 2 класс

Тема: Звуки [ З]-[ С]

Цель: Закрепить умение дифференцировать звуки [ з]-[ с] изолированно, на уровне слога, слова, предложения, текста.

Задачи:

  1. Продолжить работу по формированию умения различать звуки [з]-[с]. Закрепить их правильное произношение в слогах, словах, предложениях, тексте.
  2. Развивать фонематический слух. Расширять словарный запас.
  3. Воспитывать активность, самостоятельность, умение взаимодействовать между собой.

Оборудование: компьютер (презентация к уроку), зеркала для индивидуальной работы, слоговые таблицы, картинки Сима - Зима, Сайка-Зайка. Карточка с критериями оценивания. Музыка «Танец снежинок», «волшебная музыка», соленое тесто, буквы З, С. Карточки с буквами З, С. Предметные картинки: зима, сугробы, звезда, Снегурочка, санки, заяц, снеговик. Мягкая игрушка «Снежок». Карточки для работы в парах, карточка для индивидуальной работы. Веточки со снежинками для игры на поддувание. Карточки с домашним заданием. Снежинки.

Ход занятия

  1. Организационный момент

-Здравствуйте, ребята. Надеюсь, что вы пришла на занятие с хорошим настроением, готовы к активной работе, а главное, четко и правильно говорить.

- Помните, во время занятия вы должны  уметь слушать и слышать, быть внимательным.

-Вы готовы к занятию? Начинам.

2. Сообщение темы и цели занятия:

- Ребята, сегодня к нам на занятие заглянула девочка Сима.

- Определи, какой согласный звук находится в начале имени девочки. (С)

- Ребята, а как вы думаете, откуда шла Сима? (Из магазина). Какой свистящий согласный звук находится в середине слова МАГАЗИН.

-Что купила в магазине Сима? (сайку).

-Что такое сайка? С какого звука начинается это слово?

- Правильно, молодцы. Вы догадалась, к каким звукам мы отправимся в гости?”

(Дети: – Да, это звуки [З-С]).

- Можете определить тему нашего занятия?

Называют тему занятия. (Звуки [ з]-[ с]) (Слайд с темой занятия)

-Чем мы будем заниматься?

-Для чего мы будем учиться различать звуки [ з]-[ с]?

-Итак. Мы продолжаем работать над умением различать звуки [ з]-[ с]. Будем правильно и четко различать и произносить звуки в слогах, словах, предложениях, тексте. Учиться не путать их в устной речи и на письме.

- Впереди у нас много интересного и необычного.

- В течение всего занятия Сима, зайка и я будем наблюдать, как вы работаете. А  вы также можете оценивать свою работу по следующим критериям. (карточка с критериями оценивания Приложение 1)

3. Артикуляционная гимнастика

-Первое задание:

- Выполним зарядку для языка (артикуляционную гимнастику).

-для чего мы выполняем артикуляционную гимнастику?

(Ребёнок – чтобы говорить красиво и правильно)

- Поставь зеркало перед собой, начинаем зарядку с упражнений для губ:

  • «трубочка»;
  • «улыбочка»;

ДЛЯ ЯЗЫКА

  • «красим заборчики»;
  • «кошечка»;
  • «уборка»;

ДЛЯ ЧЕЛЮСТИ

-для чего мы выполняем артикуляционную гимнастику?

4. Проговаривание звуков изолированно

– Произнесем звук [с] чисто и правильно.

– Вспомните, какое положение при произнесении звука [с] принимают органы артикуляции.

5. Характеристика звуков

-Дайте характеристику звуку.

Губы – «улыбаются».

Зубы – сближены или сомкнуты – «заборчиком».

Язык – кончик упирается в передние зубы.

Голосовые сладки – не работают.

Воздушная струя – холодная.

– Сделаем вывод и дадим характеристику звуку [с].

Звук [с] согласный (нельзя спеть, воздух при произнесении встречает преграду: зубы и язык).

Глухой (голосовые связки не работают).

Бывает мягким и твердым.

Теперь произнесем звук [з]. Даем характеристику аналогично. Сравним, что у этих звуков одинаковое, а что разное.

– Правильно, звук [с]- глухой, а звук [з]- звонкий.

-Молодцы!

*Формирование длительного ротового выдоха с помощью игры на “поддувание»

-Ребята на ваших партах – веточки со снежинками. Подуйте на них, так чтобы они закружились в снежном вальсе. (Приложение 1. Слайд. Волшебная музыка).

-Ребята, а не кажется ли вам, что пока мы дули на снежинки в нашем классе произошло какое-то волшебство. Посмотрите на девочку Симу. Замените первый звук  в ее имени на З.

–Что получилось? Превращаем Симу  в зиму.

- А что же произошло с САЙКОЙ, замените С на З . Превратилась сайка в зайку.

- Мы очутились в зимней сказке. А Зима и ее помощник Зайка будут нас сопровождать, предлагая разные задания.

-Произнесем вместе  волшебное заклинание и окончательно окажемся в сказке.

6. Дифференциация звуков в слогах (слоговые таблицы)

- Вдохнули, на выдохе произносим слоги: са-со-су-си-сы.

 - А теперь постепенно повышая голос: зо-зу-зы-зи-за;

 - Постепенно снижая голос: са-зо-сы-зи-зу.

- Мы в зимней сказке!

Связь звуков и букв

- Зима принесла с собой множество кружевных снежинок. Получились большие сугробы. А под ними она спрятала буквы, которыми на письме обозначаются звуки {з-с}. Найдите буквы, назовите их.

(Под соленым тестом находятся буквыЗ, С? Дети, разминая и отодвигая тесто пальцами, находят и достают из - под него буквы.)

Карточки с буквами прикрепить на доску.

7. Динамическая пауза (Слайд  Музыка «Танец снежинок»)

- Посмотрите на зимние картинки. (Учитель выставляет картинки на доску). Послушайте музыку. Закройте глаза, расслабьтесь, и представьте себе, что вы находитесь в зимнем лесу. Светит солнце. В лесу очень тихо.

- Откройте глаза, встаньте из-за парт. Отдохнем в зимнем лесу.

-Вот пошёл снег. Поднимите руки, покажите ими, как сыплется снег на землю (движения кистями рук вниз и вверх).

-Снег идёт уже большими хлопьями. Присядьте, покажите, какие намело сугробы (приседания). Поиграем в снежки.

-Подул ветер, начинается метель, она поднимает с земли снег и кружит его в воздухе (дети кружатся сначала в одну, а потом в другую сторону).

-Садимся за парты.

7. Дифференциация звуков (С-З) в словах

- Перед вами  картинки. Назовите предметы на картинках. (предметные картинки Приложение)

(ЗАЯЦ, САНКИ, ЗИМА, СУГРОБЫ, СНЕЖИНКА, СНЕГОВИК, ЗВЕЗДА, СНЕГУРОЧКА)

- Назовите первый звук в каждом слове. Распределите картинки на 2 группы.(Дети выходят к доске, называют слово, первый звук, прикрепляют картинку под буквами С, З)

- Откройте тетради, запишите число.

- Запишите слова САНКИ, ЗАЯЦ разделите их на слоги, поставьте ударение. Подчеркните буквы С, З.

* «ИГРА В СНЕЖКИ»

-Зайка решил поиграть с вами в снежки. Тот, кто поймает снежок, должен изменить в слове звук З на С, и наоборот. И назвать получившееся слово.

СУП-ЗУП, ЗАХАР-САХАР, ЛИСА-ЛИЗА, КОЗА-КОСА, ЗИМА-СИМА.

8. Дифференциация звуков (С-З) в предложениях и тексте

- Вам надо прочитать текст и вместо рисунка вставить слово. Работаем в парах.

1 пара                                                                карточка 1

Наступила холодная http://fs.nashaucheba.ru/tw_files2/urls_3/1263/d-1262222/1262222_html_211d6218.jpg. зима

Зимой идёт http://fs.nashaucheba.ru/tw_files2/urls_3/1263/d-1262222/1262222_html_m4d3e7fbf.gif.

http://fs.nashaucheba.ru/tw_files2/urls_3/1263/d-1262222/1262222_html_bfe04b3.pngсветит, но не греет.

2 пара                                                                карточка 2

Дети взяли http://fs.nashaucheba.ru/tw_files2/urls_3/1263/d-1262222/1262222_html_25dce780.jpg и пошли на улицу.

http://fs.nashaucheba.ru/tw_files2/urls_3/1263/d-1262222/1262222_html_1624c770.jpgслепила http://fs.nashaucheba.ru/tw_files2/urls_3/1263/d-1262222/1262222_html_m3ea8fa4a.jpg.

Зимой можно встретить http://fs.nashaucheba.ru/tw_files2/urls_3/1263/d-1262222/1262222_html_m71c936e2.jpg ,http://fs.nashaucheba.ru/tw_files2/urls_3/1263/d-1262222/1262222_html_m19b4da1e.jpg.

Индивидуальная работа                          карточка 3

Ребятам весело сказочной зимой.

Индивидуальное задание (прочитай выразительно предложение, найди в нем буквы З, С, подчеркни).

Дети читают текст. Проверяют себя по слайдам.

- Как можно озаглавить это текст?

- Ребята, о каких птицах говорилось в тексте? Скажите, улетают эти птицы в теплые края? Как мы можем помочь птицам зимой?  (Приложение 1. )

9. Итог

-Ну что ж, зимняя сказка заканчивается. Зиме и зайке пора превращаться в Симу и сайку.

- Какие звуки мы учились сегодня различать?

- Скажите, какое задание былосамым интересным?

- А какое легким?

- Какое было трудным?

Оцените себя (карточка с критериями оценки)

-Если вы считаете, что были активными, внимательными, правильно произносили звуки, выполняли задание, всё вам удавалось на занятии, то подарите Зиме и Зайке праздничные новогодние снежинки.

Оценивание учителем

10. Домашнее задание

Задания по карточкам (Раскрасить буквы З,С. Прочитать выразительно стихотворение. Отгадать загадки.)

-Считаю, что вы все очень хорошо и активно работали. МОЛОДЦЫ!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Модульная программа и разработка уроков русского языка в 5 классе. М№ 3- М№4 Тема: Звуки речи и буквы. Алфавит. Гласные и согласные звуки. Звонкие и глухие согласные звуки. Твёрдые и мягкие согласные звуки. Значение букв Е, Е, Ю, Я.

Модульная программа и разработка уроков русского языка в 5 классе. М№ 3-  М№4 Тема: Звуки речи и буквы. Алфавит. Гласные и согласные звуки. Звонкие и глухие согласные звуки.Твёрдые и мягкие согла...

Модульная программа и разработка уроков русского языка в 5 классе. М№ 5- М№6. Тип урока: Комплексное применение знаний Практика под руководством учителя. Тема: Звуки речи и буквы. Алфавит. Гласные и согласные звуки. Звонкие и глухие согласные звуки. Т

Модульная программа и разработка уроков русского языка в 5 классе. М№ 5-  М№6. Тип урока: Комплексное применение знанийПрактика  под руководством учителя.Тема: Звуки речи и буквы. Алфавит. Г...

Источники звука. Звуковые колебания. Высота и тембр звука. Громкость звука.

Урок изучения и закрепления нового материала (2 ч). Задача учителя - вместе с учениками отчетить на вопрос: что является источником звука; познакомить учащихся с характеристиками звука и с помощью вит...

Коррекция звуков[ Л] [Р] [РЬ] Коррекция звуков[ С] [СЬ] [З] [ЗЬ] [Ц] Коррекция звуков [Ш] [Ж] [Ч] [Щ]

Подготовка артикуляционного аппарата к воспроизведению заданного звука: массаж языка, артикуляционные упражнения, развитие фонематического слуха....

Урок по физике Источники звука. Звуковые колебания. Высота и тембр звука. Громкость звука

Урок по физике для 9 класса по теме Источники звука. Звуковые колебания. Высота и тембр звука. Громкость звука.Целью урока являются:Познакомить учащихся со звуковыми колебаниями; показать, что любое к...

Презентация урока на тему "Звук. Распространение звука. Характеристики звука"

Данная презентация можно использовать для изучения новой темы "Звук"....

Конспект подгруппового занятия по коррекции ФФНР у детей с псевдобульбарной формой дизартрии (1 класс) ТЕМА: Звуки [с] и [з]. Этап дифференциации звуков [с] и [з]. ТЕМА: Звуки [ с ] и [ з ]. Этап дифференциации звуков.

Конспект подгруппового занятия по коррекции ФФНР у детей с псевдобульбарной формой дизартрии(1 класс)ТЕМА: Звуки [с] и [з].Этап дифференциации звуков [с] и [з]....