Звуки [ З]-[ С]
план-конспект на тему
Групповое логопедическое занятие 2 класс
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
logopedicheskoe_zanyatie_2_klass.docx | 131.69 КБ |
Предварительный просмотр:
Групповое логопедическое занятие
2 класс
Тема: Звуки [ З]-[ С]
Цель: Закрепить умение дифференцировать звуки [ з]-[ с] изолированно, на уровне слога, слова, предложения, текста.
Задачи:
- Продолжить работу по формированию умения различать звуки [з]-[с]. Закрепить их правильное произношение в слогах, словах, предложениях, тексте.
- Развивать фонематический слух. Расширять словарный запас.
- Воспитывать активность, самостоятельность, умение взаимодействовать между собой.
Оборудование: компьютер (презентация к уроку), зеркала для индивидуальной работы, слоговые таблицы, картинки Сима - Зима, Сайка-Зайка. Карточка с критериями оценивания. Музыка «Танец снежинок», «волшебная музыка», соленое тесто, буквы З, С. Карточки с буквами З, С. Предметные картинки: зима, сугробы, звезда, Снегурочка, санки, заяц, снеговик. Мягкая игрушка «Снежок». Карточки для работы в парах, карточка для индивидуальной работы. Веточки со снежинками для игры на поддувание. Карточки с домашним заданием. Снежинки.
Ход занятия
- Организационный момент
-Здравствуйте, ребята. Надеюсь, что вы пришла на занятие с хорошим настроением, готовы к активной работе, а главное, четко и правильно говорить.
- Помните, во время занятия вы должны уметь слушать и слышать, быть внимательным.
-Вы готовы к занятию? Начинам.
2. Сообщение темы и цели занятия:
- Ребята, сегодня к нам на занятие заглянула девочка Сима.
- Определи, какой согласный звук находится в начале имени девочки. (С)
- Ребята, а как вы думаете, откуда шла Сима? (Из магазина). Какой свистящий согласный звук находится в середине слова МАГАЗИН.
-Что купила в магазине Сима? (сайку).
-Что такое сайка? С какого звука начинается это слово?
- Правильно, молодцы. Вы догадалась, к каким звукам мы отправимся в гости?”
(Дети: – Да, это звуки [З-С]).
- Можете определить тему нашего занятия?
Называют тему занятия. (Звуки [ з]-[ с]) (Слайд с темой занятия)
-Чем мы будем заниматься?
-Для чего мы будем учиться различать звуки [ з]-[ с]?
-Итак. Мы продолжаем работать над умением различать звуки [ з]-[ с]. Будем правильно и четко различать и произносить звуки в слогах, словах, предложениях, тексте. Учиться не путать их в устной речи и на письме.
- Впереди у нас много интересного и необычного.
- В течение всего занятия Сима, зайка и я будем наблюдать, как вы работаете. А вы также можете оценивать свою работу по следующим критериям. (карточка с критериями оценивания Приложение 1)
3. Артикуляционная гимнастика
-Первое задание:
- Выполним зарядку для языка (артикуляционную гимнастику).
-для чего мы выполняем артикуляционную гимнастику?
(Ребёнок – чтобы говорить красиво и правильно)
- Поставь зеркало перед собой, начинаем зарядку с упражнений для губ:
- «трубочка»;
- «улыбочка»;
ДЛЯ ЯЗЫКА
- «красим заборчики»;
- «кошечка»;
- «уборка»;
ДЛЯ ЧЕЛЮСТИ
-для чего мы выполняем артикуляционную гимнастику?
4. Проговаривание звуков изолированно
– Произнесем звук [с] чисто и правильно.
– Вспомните, какое положение при произнесении звука [с] принимают органы артикуляции.
5. Характеристика звуков
-Дайте характеристику звуку.
Губы – «улыбаются».
Зубы – сближены или сомкнуты – «заборчиком».
Язык – кончик упирается в передние зубы.
Голосовые сладки – не работают.
Воздушная струя – холодная.
– Сделаем вывод и дадим характеристику звуку [с].
Звук [с] согласный (нельзя спеть, воздух при произнесении встречает преграду: зубы и язык).
Глухой (голосовые связки не работают).
Бывает мягким и твердым.
Теперь произнесем звук [з]. Даем характеристику аналогично. Сравним, что у этих звуков одинаковое, а что разное.
– Правильно, звук [с]- глухой, а звук [з]- звонкий.
-Молодцы!
*Формирование длительного ротового выдоха с помощью игры на “поддувание»
-Ребята на ваших партах – веточки со снежинками. Подуйте на них, так чтобы они закружились в снежном вальсе. (Приложение 1. Слайд. Волшебная музыка).
-Ребята, а не кажется ли вам, что пока мы дули на снежинки в нашем классе произошло какое-то волшебство. Посмотрите на девочку Симу. Замените первый звук в ее имени на З.
–Что получилось? Превращаем Симу в зиму.
- А что же произошло с САЙКОЙ, замените С на З . Превратилась сайка в зайку.
- Мы очутились в зимней сказке. А Зима и ее помощник Зайка будут нас сопровождать, предлагая разные задания.
-Произнесем вместе волшебное заклинание и окончательно окажемся в сказке.
6. Дифференциация звуков в слогах (слоговые таблицы)
- Вдохнули, на выдохе произносим слоги: са-со-су-си-сы.
- А теперь постепенно повышая голос: зо-зу-зы-зи-за;
- Постепенно снижая голос: са-зо-сы-зи-зу.
- Мы в зимней сказке!
Связь звуков и букв
- Зима принесла с собой множество кружевных снежинок. Получились большие сугробы. А под ними она спрятала буквы, которыми на письме обозначаются звуки {з-с}. Найдите буквы, назовите их.
(Под соленым тестом находятся буквыЗ, С? Дети, разминая и отодвигая тесто пальцами, находят и достают из - под него буквы.)
Карточки с буквами прикрепить на доску.
7. Динамическая пауза (Слайд Музыка «Танец снежинок»)
- Посмотрите на зимние картинки. (Учитель выставляет картинки на доску). Послушайте музыку. Закройте глаза, расслабьтесь, и представьте себе, что вы находитесь в зимнем лесу. Светит солнце. В лесу очень тихо.
- Откройте глаза, встаньте из-за парт. Отдохнем в зимнем лесу.
-Вот пошёл снег. Поднимите руки, покажите ими, как сыплется снег на землю (движения кистями рук вниз и вверх).
-Снег идёт уже большими хлопьями. Присядьте, покажите, какие намело сугробы (приседания). Поиграем в снежки.
-Подул ветер, начинается метель, она поднимает с земли снег и кружит его в воздухе (дети кружатся сначала в одну, а потом в другую сторону).
-Садимся за парты.
7. Дифференциация звуков (С-З) в словах
- Перед вами картинки. Назовите предметы на картинках. (предметные картинки Приложение)
(ЗАЯЦ, САНКИ, ЗИМА, СУГРОБЫ, СНЕЖИНКА, СНЕГОВИК, ЗВЕЗДА, СНЕГУРОЧКА)
- Назовите первый звук в каждом слове. Распределите картинки на 2 группы.(Дети выходят к доске, называют слово, первый звук, прикрепляют картинку под буквами С, З)
- Откройте тетради, запишите число.
- Запишите слова САНКИ, ЗАЯЦ разделите их на слоги, поставьте ударение. Подчеркните буквы С, З.
* «ИГРА В СНЕЖКИ»
-Зайка решил поиграть с вами в снежки. Тот, кто поймает снежок, должен изменить в слове звук З на С, и наоборот. И назвать получившееся слово.
СУП-ЗУП, ЗАХАР-САХАР, ЛИСА-ЛИЗА, КОЗА-КОСА, ЗИМА-СИМА.
8. Дифференциация звуков (С-З) в предложениях и тексте
- Вам надо прочитать текст и вместо рисунка вставить слово. Работаем в парах.
1 пара карточка 1
Наступила холодная . зима Зимой идёт . светит, но не греет. |
2 пара карточка 2
Дети взяли и пошли на улицу. слепила . Зимой можно встретить ,. |
Индивидуальная работа карточка 3
Ребятам весело сказочной зимой. |
Индивидуальное задание (прочитай выразительно предложение, найди в нем буквы З, С, подчеркни).
Дети читают текст. Проверяют себя по слайдам.
- Как можно озаглавить это текст?
- Ребята, о каких птицах говорилось в тексте? Скажите, улетают эти птицы в теплые края? Как мы можем помочь птицам зимой? (Приложение 1. )
9. Итог
-Ну что ж, зимняя сказка заканчивается. Зиме и зайке пора превращаться в Симу и сайку.
- Какие звуки мы учились сегодня различать?
- Скажите, какое задание былосамым интересным?
- А какое легким?
- Какое было трудным?
Оцените себя (карточка с критериями оценки)
-Если вы считаете, что были активными, внимательными, правильно произносили звуки, выполняли задание, всё вам удавалось на занятии, то подарите Зиме и Зайке праздничные новогодние снежинки.
Оценивание учителем
10. Домашнее задание
Задания по карточкам (Раскрасить буквы З,С. Прочитать выразительно стихотворение. Отгадать загадки.)
-Считаю, что вы все очень хорошо и активно работали. МОЛОДЦЫ!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Модульная программа и разработка уроков русского языка в 5 классе. М№ 3- М№4 Тема: Звуки речи и буквы. Алфавит. Гласные и согласные звуки. Звонкие и глухие согласные звуки. Твёрдые и мягкие согласные звуки. Значение букв Е, Е, Ю, Я.
Модульная программа и разработка уроков русского языка в 5 классе. М№ 3- М№4 Тема: Звуки речи и буквы. Алфавит. Гласные и согласные звуки. Звонкие и глухие согласные звуки.Твёрдые и мягкие согла...
Модульная программа и разработка уроков русского языка в 5 классе. М№ 5- М№6. Тип урока: Комплексное применение знаний Практика под руководством учителя. Тема: Звуки речи и буквы. Алфавит. Гласные и согласные звуки. Звонкие и глухие согласные звуки. Т
Модульная программа и разработка уроков русского языка в 5 классе. М№ 5- М№6. Тип урока: Комплексное применение знанийПрактика под руководством учителя.Тема: Звуки речи и буквы. Алфавит. Г...
Источники звука. Звуковые колебания. Высота и тембр звука. Громкость звука.
Урок изучения и закрепления нового материала (2 ч). Задача учителя - вместе с учениками отчетить на вопрос: что является источником звука; познакомить учащихся с характеристиками звука и с помощью вит...
Коррекция звуков[ Л] [Р] [РЬ] Коррекция звуков[ С] [СЬ] [З] [ЗЬ] [Ц] Коррекция звуков [Ш] [Ж] [Ч] [Щ]
Подготовка артикуляционного аппарата к воспроизведению заданного звука: массаж языка, артикуляционные упражнения, развитие фонематического слуха....
Урок по физике Источники звука. Звуковые колебания. Высота и тембр звука. Громкость звука
Урок по физике для 9 класса по теме Источники звука. Звуковые колебания. Высота и тембр звука. Громкость звука.Целью урока являются:Познакомить учащихся со звуковыми колебаниями; показать, что любое к...
Презентация урока на тему "Звук. Распространение звука. Характеристики звука"
Данная презентация можно использовать для изучения новой темы "Звук"....
Конспект подгруппового занятия по коррекции ФФНР у детей с псевдобульбарной формой дизартрии (1 класс) ТЕМА: Звуки [с] и [з]. Этап дифференциации звуков [с] и [з]. ТЕМА: Звуки [ с ] и [ з ]. Этап дифференциации звуков.
Конспект подгруппового занятия по коррекции ФФНР у детей с псевдобульбарной формой дизартрии(1 класс)ТЕМА: Звуки [с] и [з].Этап дифференциации звуков [с] и [з]....