Логопедическое занятие. 4 класс "Слова, обозначающие признак предмета"
план-конспект на тему

Колмакова Татьяна Витальевна

Логопедическое занятие. 4 класс "Слова, обозначающие признак предмета"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_logopedicheskogo_zanyatiya_4_klass.docx25.28 КБ

Предварительный просмотр:

«Педагог школы для всех 2018»                                                 учитель-логопед Колмакова Татьяна Витальевна

Логопедическое занятие 4 класс

Тема: Слова, обозначающие признак предмета.

Цель: Продолжить знакомство со словами, обозначающими признак предмета.

Задачи: 1. Формировать умение подбирать признак к предмету. Учить задавать вопросы к словам - признакам. Обогащать словарный запас по теме «Что растет в огороде, саду».

2. Развивать артикуляционную моторику. Совершенствовать психические процессы: мышление, внимание, память.

3. Воспитывать нравственные качества личности, через умение слушать собеседника, работать в сотрудничестве (в паре), умение объективно оценивать свою работу и работу товарищей.

Оборудование: презентация с наглядным материалом, карточка с критериями оценивания своей работы на занятии, карточки с индивидуальным заданием, для работы в парах, муляжи овощей, фруктов, ягод.

Ход занятия

  1. Организационный момент

-Здравствуйте, ребята. Начинаем логопедическое занятие.

На занятии будьте внимательны!

Выполняйте задания старательно!

Говорите чётко и верно.

И получится всё непременно!

- Садитесь.

- На протяжении всего занятия не забывайте о том, что у вас должна быть:

  • ЧЁТКАЯ, ПРАВИЛЬНАЯ РЕЧЬ.
  • ПРАВИЛЬНОЕ ПРОИЗНОШЕНИЕ ЗВУКОВ.
  • ВЕРНОЕ ВЫПОЛНЕНИЕ ЗАДАНИЙ
  • АКТИВНОСТЬ НА ЗАНЯТИИ. (карточка с критериями оценивания своей работы на занятии)
  1. Артикуляционная гимнастика

-Начинаем занятие с артикуляционной гимнастики. (СЛАЙД 1)

Упражнения: «Заборчик», «Трубочка», чередование данных упражнений, «Лопатка», «Иголочка», чередование данных упражнений, «Часики», «Качели», «Пулемет», «Помидорчик», движение нижней челюстью вправо-влево

-Для чего нужно выполнять артикуляционную гимнастику?

3. Повторение ранее изученного.

-Какое сейчас время года? (весна)

-Какой работой в скором времени, в конце весны, будут заниматься почти все люди нашей местности? (сажать огород) СЛАЙД 2

-Как называют человека, который работает в огороде?

-Правильно. Это огородник. (СЛАЙД 3)

- А что растет на огороде?

- В наших огородах выращивают и овощи, и ягоды и фрукты. Посмотрите, что нам принес огородник, назовите. (Дети берут овощи, ягоды, фрукты).

-Что это? (Это помидор, перец, яблоко……)

-Какой вопрос мы задавали, чтобы узнать, что принес огородник? (Что?)

-На какой вопрос отвечает слово ОГОРОДНИК? (КТО?)

-Как называют слова, которые отвечают на вопрос КТО? ЧТО? (слова-предметы).

4. Изучение нового

- А теперь подробнее узнаем об овощах, ягодах, фруктах, которые принес огородник. Для этого будем задавать вопросы «Какой? Какая? Какое? Какие?»

-Какие овощи по величине, размеру?

Помидор (какой ?) большой.

Перец (какой?)……..

Огурец (какой?)……..

Морковь (какая?)…….

Клубника (какая?)…….

Яблоко (какое?)……..

-Какие овощи, ягоды, фрукты по вкусу?

-Какие овощи, ягоды, фрукты на ощупь?

-Какие овощи, ягоды, фрукты по цвету?

- Как называются слова, которыми вы описывали овощи, фрукты, ягоды?

(Это слова-признаки, признаки предмета).

- Кто может назвать тему нашего занятия?

-Запишите в тетрадь тему нашего занятия:

СЛОВА, ОБОЗНАЧАЮЩИЕ ПРИЗНАК ПРЕДМЕТА. (СЛАЙД 4)

-Для чего мы изучаем эту тему?

а) Работа у доски.

-Определите признаки предметов и запишите. (карточки с началом фразы)

Перец (какой?) по вкусу…………… .

Свёкла (какая?) по форме…………. .

Огурцы (какие?) на ощупь………… .

Яблоко (какое?) по цвету………….. .

-Назовите вопросы, на которые отвечают слова-признаки. (КАРТОЧКА С ВОПРОСАМИ ИМЕНИ ПРИЛАГАТЕЛЬНОГО).

-Как мы подчеркиваем слова-признаки? (волнистой линией). Подчеркните их.

5. Динамическая пауза

  • Профилактика миопии «Оранжевая песенка» (презентация)
  • Игра «Вершки и корешки» (развитие межполушарных взаимодействий головного мозга)

-У одних овощей мы употребляем в пищу то, что растет на поверхности земли (ВЕРШКИ), у других то, что находится в земле. (КОРЕШКИ).

-Поднимите правую руку, если в названном овоще в пищу идет «вершок», если «корешок», то левую руку.

КАПУСТА, РЕПА, ПОМИДОР, ОГУРЕЦ, КАРТОФЕЛЬ, ПЕРЕЦ, РЕДИС, КАБАЧОК, МОРКОВЬ, БАКЛАЖАН.

6. Закрепление изученного материала

а) Характеристика предмета по заданным признакам (индивидуальные карточки)

-Ребята, вы много говорили о признаках тех или иных овощей, ягод, фруктов. Опишите каждый из них по заданным признакам. Правильно выбирайте вопрос.

Предмет

КТО? ЧТО?

Какой?     Какая?     Какое?          Какие?

Цвет

Форма

Вкус

клубника

яблоко

лимон

сливы

Проверка выполнения задания.

 Молодцы, вы подобрали верные признаки к фруктам и ягодам. Выбрали верный вопрос.

б) Согласование существительных с прилагательными.

-Ребята, что можно приготовить из овощей, ягод и фруктов? У меня есть меню, сегодняшнего обеда.

-Что такое меню?

- Вот список блюд.(ИКРА, САЛАТ, СУП, ОЛАЛЬИ, ПЮРЕ) Вывесить на доску.

-А вот то, из чего их будут готовить, т.е. какие это блюда. (ГОРОХОВЫЙ, КАБАЧКОВАЯ, КАРТОФЕЛЬНЫЕ, ЯБЛОЧНОЕ, ФРУКТОВЫЙ).

-Соедините слова первого и второго столбиков. Прочитайте получившееся меню.

в) Исправьте предложения. (Работа в парах).

-В предложениях допущены ошибки. Исправьте их.

Выросла фиолетовая морковь.

Растет кислый лук.

Спеет синее яблоко.

Краснеет горькая клубника.

Лежит на грядке квадратная тыква.

- Прочитайте получившиеся предложения.

- Что растет в огороде? Назовите слова вместе с их признаком.

7.Итог.

- С какими словами мы знакомились на занятии.(со словами -признаками)

- На какие вопросы отвечают слова, обозначающие признак предмета.

-Для чего в речи нужны слова, обозначающие признак предмета.

- Какое задание на сегодняшнем уроке было самым интересным.

- А какое легким.

- Какое было самым трудным.

 А теперь оцените свою работу на занятии.(табличка с критериями оценки)

(Оценивание работы учителем).

- Оцените свое настроение!

-Молодцы!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок письма и развития речи по теме: "Слова, обозначающие признак предмета"

Тема: Слова, обозначающие признак предмета.Цель: учить определять  в устной и письменной речи, слова обозначающие признак предмета....

Конспект урока письма и развития речи "Согласование слов, обозначающих признаки предметов, со словами, обозначающими предметы"

Формирование у обучающихся умения согласовывать названия признаков с названиями предметов...

Логопедическое занятие по теме: «Слова, обозначающие признаки предметов», в 3 классе.

Цель: познакомить со словами - признаками и вопросами, на который они отвечают.Задачи:Коррекционно - образовательные:- сформировать у воспитанников представление о словах, обозначающих признаки предме...

Логопедическое занятие в 3 классе "Слова, обозначающие признаки предмета"

Материал содержит план-конспект логопедического занятия в 3 классе для детей с умственной отсталостью и слайдовую презентацию к нему....

Сценарий урока по предмету "Речь и альтернативная коммуникация" на тему "Слова, обозначающие признаки предметов."

Сценарий урока  для обучающихся с умеренной умственной отсталостью (ИН) на тему "Слова, обозначающие признаки предметов."...