ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ РАБОТА С ДЕТЬМИ С МИНИМАЛЬНЫМИ ДИЗАРТРИЧЕСКИМИ РАССТРОЙСТВАМИ
статья по теме
ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ РАБОТА С ДЕТЬМИ С МИНИМАЛЬНЫМИ ДИЗАРТРИЧЕСКИМИ РАССТРОЙСТВАМИ
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya.docx | 19.31 КБ |
Предварительный просмотр:
ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ РАБОТА С ДЕТЬМИ С МИНИМАЛЬНЫМИ ДИЗАРТРИЧЕСКИМИ РАССТРОЙСТВАМИ
Аннотация.Особенности коррекционно-логопедической работы с детьми, имеющими нарушения звукопроизношения, осложненные стертой дизартрией.
Ключевые слова.Дизартрия. Речь. Звуки. Дыхание. Моторика.
В последнее время количество дошкольников с речевой патологией – стертая форма дизартрии, из года в год увеличивается. Отклонения в речевом развитии без оказания современной логопедической помощи спонтанно не компенсируются, о чем доказывают специальные исследования Г.А. Каше, Г.В. Чиркиной, Л.В. Лопатиной.
В чистом виде дизартрия встречается редко. Чаще всего дизартрия носит смешанный характер. Работая в детском саду, мы обычно сталкиваемся с детьми, имеющими нарушения звукопроизношения, осложненные стертой дизартрией. Нарушения фонетической стороны речи при стертой дизартрии, являясь выраженными и внешне сходными по своим проявлениям с другими звукопроизносительными расстройствами, вместе с тем имеют свой специфический механизм. Нарушения звукопроизношения при стертой дизартрии с трудом поддаются коррекции, отрицательно влияют на формирование фонетической и лексико-грамматической сторон речи, затрудняют процесс школьного обучения детей. Своевременная коррекция нарушений речевого развития является необходимым условием психологической готовности детей к усваиванию школьных знаний. При осмотре артикуляционного аппарата таких детей наблюдается различное положение языка в полости рта в состоянии покоя. Язык неспокойный, напряженный, лежит бугром. Иногда наблюдается западение правой или левой половины языка, у некоторых детей наблюдается сужение языка. Это свидетельствует об изменениях тонуса мышц языка. Наблюдается неточность, недостаточность силы движений языка, вялость, гиперкинезы. Неоднократное повторение движений вызывает быстрое утомление: замедляется темп движений, наблюдается легкое посинение языка. Это свидетельствует о мышечной и иннервационной недостаточности в органах артикуляции.
Основная цель логопедической работы с детьми с дизартрическими расстройствами – улучшение разборчивости речевого высказывания, для того, чтобы обеспечить ребенку лучшее понимание его речи окружающими.
Для повышения эффективности коррекционно-развивающего процесса, всю работу с такими детьми необходимо проводить комплексно, на фоне активного медикаментозного и психотерапевтического лечения.
Задачи, которые решаются на занятиях по коррекции произношения звуков у детей с дизартрией направлены на:
- уменьшение степени проявления двигательных дефектов речевого аппарата – спастического пореза, гиперкинезов (в более легких случаях – нормализировать тонус мышц и моторики артикуляционного аппарата);
- развитие речевого дыхания и голоса; формирование силы, продолжительности, звонкости, управляемости голосом в речевом потоке; выработке синхронности голоса, дыхания и артикуляции;
- постановка звуков, их автоматизация и дифференциация;
- развитие слухового восприятия, фонематического слуха, анализа, синтеза, слоговой структуры;
- развитие лексико-грамматической стороны речи, развитие внимания, памяти, мышления;
- нормализацию просодической системы речи.
Система логопедического воздействия при дизартрии имеет комплексный характер. Спецификой работы является сочетание с дифференцированным артикуляционным массажем и гимнастикой, логопедической ритмикой, лечебной физкультурой, физиотерапией и медикаментозным лечением.
Часто в практике мы встречаемся с тем, что изолированно дети произносят все звуки правильно, но в потоке речи звуки теряют свои дифференцированные признаки, произносятся искаженно. Нужно уделять тщательное внимание автоматизации звуков в лексическом материале разной сложности. Сначала автоматизация осуществляется в слогах разной структуры (где все звуки произносятся утрированно), далее — в словах разной слоговой структуры, где закрепляемый звук находится в разных позициях (в начале, в конце, в середине). Затем звуки автоматизируют в предложениях, насыщенных контрольным звуком. Очень важно, чтобы из лексического материала были исключены звуки, которые у ребенка произносятся искаженно или еще не закреплены. Весь лексический материал, предлагаемый для автоматизации, должен быть понятен ребенку.
Нередко мы сталкиваемся с ситуацией, когда ребенок при контакте с логопедом в условиях кабинета демонстрирует в речи приобретенные навыки. Но при смене обстановки, в присутствии других лиц навык, казавшийся прочным, исчезает, ребенок возвращается к прежнему стереотипному (искаженному) произношению. Для выработки коммуникативных навыков необходима активная позиция ребенка, его мотивация к улучшению речи.
Немаловажным является работа логопеда с родителями – консультации, где объясняется важность логопедического воздействия, показываются артикуляционные упражнения, если необходимо — массаж, подробно объясняется работа родителей с ребенком дома. Таким образом, при стертой дизартрии недостатки звукопроизношения изживаются только под воздействием длительного (2-3 года от степени сложности дизартрии), систематического логопедического воздействия, в котором огромное место занимает работа над развитием речевой моторики.
ЛИТЕРАТУРА
- Лопатина, Л.В., Серебрякова, Н.В. Преодоление речевых нарушений у дошкольников (коррекция стертой дизартрии): учебное пособие. –– С.-П.,СОЮЗ, 2000. – 192с.
- Лопатина, Л.В.; Серебрякова, Н.В.Логопедическая работа в группах дошкольников со стертой формой дизартрии. –Образование, 1994.
- Архипова, Е.Ф. Коррекционная работа с детьми со стертой формой дизартрии. –М, 1989. – 207с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Коррекция минимальных дизартрических расстройств (кинезотерапия).
Коррекция минимальных дизартрических расстройств (кинезотерапия)....
Особенности логопедической работы с детьми с интеллектуальными расстройствами
Специфика работы в коррекционной школе обусловлена, с одной стороны, характером нарушения высшей нервной деятельности, психопатологическими особенностями ребёнка, прежде всего снижением уровня аналити...
Интегрированное занятие по развитию связной речи детей старшего дошкольного возраста с минимальными дизартрическими расстройствами в процессе восприятия репродукций картин И.К.Айвазовского
В процессе занятия дети расширяют знания о картинах И.К.Айвазовского, учатся пересказывать, понимать музыку, отображать характер моря в цвете....
Технология коррекции звукопроизношения дошкольников с минимальными дизартрическими расстройствами
В презентации раскрыто понятие "минимальные дизартрические расстройства", причины, вызывающие данное состояние, виды, основные нарушения, перечислены ...
Система коррекционной работы по фонетико-фонематическому недоразвитию речи у детей старшего дошкольного возраста с минимальными дизартрическими расстройствами
Статья для сайта "Молодой ученый" в раздел Международные конференции 2012г....
«Особенности логопедической работы с детьми с минимальным снижением слуха»
Особенности устной речи у детей с минимальным снижением слуха.- Речь маловыразительна, монотонна.- Голос изменен.- Часто ускоренный темп речи.- Часто назализованная речь.- Выражены устойчивые фонетиче...
Выступление на семинаре учителей-логопедов "Минимальные дизартрические расстройства у детей"
Минимальные дизартрические расстройства у детей...