Акустическая дисграфия.
консультация по теме

Небыта Наталья Рифкатовна

Акустическая дисграфия, встречается в наше время очень часто у младших школьников.

Эта форма дисграфии проявляется в заменах букв, соответствующих, фонетически близким звукам. При этом в устной речи звуки произносятся правильно. На письме чаще всего смешиваются буквы, обозначающие

  • звонкие – глухие (Б-П; В-Ф; Д-Т; Ж-Ш),
  • свистящие – шипящие (С-Ш; З-Ж),
  • аффрикаты и компоненты, входящие в их состав (Ч-Щ; Ч-ТЬ; Ц-Т; Ц-С).

Также проявляется

  • в неправильном обозначении мягкости согласных на письме «писмо», «лубит», «больит».

Упражнения по профилактике и коррекции акустической дисграфии.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sovety_akusticheskaya_disgrafiya.docx493.18 КБ

Предварительный просмотр:

Акустическая дисграфия, встречается в наше время очень часто у младших школьников.

Эта форма дисграфии проявляется в заменах букв, соответствующих, фонетически близким звукам. При этом в устной речи звуки произносятся правильно. На письме чаще всего смешиваются буквы, обозначающие

  • звонкие – глухие (Б-П; В-Ф; Д-Т; Ж-Ш),
  • свистящие – шипящие (С-Ш; З-Ж),
  • аффрикаты и компоненты, входящие в их состав (Ч-Щ; Ч-ТЬ; Ц-Т; Ц-С).

Также проявляется

  • в неправильном обозначении мягкости согласных на письме «писмо», «лубит», «больит».

Профилактика и коррекция.

Профилактика акустической дисграфии состоит в коррекции звукопроизносительной стороны речи, которую нужно начинать с раннего возраста. Грамотное письмо фундаментально закладывается еще в период устного общения.

Коррекцию устной речи следует начинать с выяснения специфики недостатков произношения, определения правильности произнесения звуков изолировано, в слогах, словах, в самостоятельной речи.

Метод предъявления изображения предметов на карточках. Ребенок должен сказать, что изображено на картинке. Как правило, картинки подбираются в соответствии с определенным и группами звуков:

  • Звонких и глухих: собака, белка, баклажан, паук, пальто, сапоги, кастрюля, ботинки, дерево, удочка, дом, грибы, гараж, вагон, ключ, кирпич, лейка.
  • Свистящих: самолет, лиса, апельсин, зубы, язык, забор, лицо, цапля, ножницы.
  • Шипящих: шарик, шуба, лягушка, пожарник, ежик, часы, мочалка, печенье, ящерица, ящик, щетка.
  • Сонорных: речка, летчик, кольцо, колготки, парикмахер.

Затем ребенку предлагается повторять чистоговорки, словосочетания с обследуемым звуком, например: 

  • Два дровосека, два дроворуба, два дровокола отточили топоры. Топоры остры-то до поры. До поры остры топоры, до времени. Два дровосека, два дроворуба, два дровокола лес топором рубили, лес в дровишки превратили.
  • Жужелица жужжала и ужалила ужа и ежа.
  • Встретил в чаще еж ежа:
    - Как погода, ёж?
    - Свежа.
    И пошли домой, дрожа, горбясь, ежась, два ежа.
  • Огорченная сорока возвращается с урока. Весь урок болтала с сойкой и домой вернулась с двойкой.
  • Купила Марусе бусы бабуся, на рынке споткнулась бабуся о гуся. Все бусы склевали по бусинке гуси.
  • У Сени, Сережи и Саши нос, шея, уши и щеки в саже.
  • В ложке у Антошки кашки немножко, а у Тимошки в ложке немножко картошки.
  • Ты, молодец, скажи молодцу: пусть молодец молодцу скажет, пусть молодец теленка привяжет.
  • Четыре чёрненьких, чумазеньких чертёнка чертили чёрными чернилами чертёж.
  • Шишки скользкие шуршали, шумно
    шлепались с сосны. Слоем снега, словно 
    шалью, скроет шишки до весны.

При обследовании фонематического восприятия ребенку можно предложить карточки, на которых изображены предметы, близкие по звучанию, но разные по смыслу: коза-коса, бочка-точка, мишка-миска, жук-сук, лужа-лыжа.

Упражнения.

  • Прочитай слова, найди в них букву «ю», скажи, где она стоит: в начале слова , в середине или в конце (юрта, каюта, убираю). Теперь прочитай слова и найди них мягкие согласные, какой звук их смягчает? (Рюмка, изюм, блюдо)
  • Прочитай слова и найди в них букву «ш», скажи, где она стоит: в начале слова, в середине или в конце (шапка, мишка, малыш)
  • Прочитай и спиши слова. Скажи, что они обозначают? Ров-рев, лук-люк, рад-ряд, рамка-лямка.
  • Придумай небольшой рассказ со словами нос, нёс, мышка, мишка, крыса-крыша, вата-фата, сова-софа, шар-жар, уточка-удочка, точка-дочка.
  • Прочитай слова: поезд, самолет, самокат, пароход. Скажи, какое слово лишнее по смыслу? («самокат»).
  • Вставь пропущенные буквы:.уб, .уп , л . ст,  ло. ка,  су.ка, бе.ка. варе.ка, ко.а, ро.а, тетра.ь, ру.ка, .ыква, сто., ко.а, ду.

Похожее изображение

Похожее изображение

Картинки по запросу картинки дуб

Картинки по запросу картинки тетрадь

Картинки по запросу картинки коса

Картинки по запросу картинки  ложка

Похожее изображение

Похожее изображение

Похожее изображение

Похожее изображение

Картинки по запросу картинки зубов

Картинки по запросу картинки роза

Похожее изображение

Картинки по запросу картинки суп

Картинки по запросу картинки  сумка

  • Найди и зачеркни букву «ш»:

Вешалка в школе.

В Дашиной школе удобная вешалка. Школьники вешают шубы и куртки на вешалку, шапки кладут на полку, а башмаки — в мешок. У школьников на вешалке порядок.

  • Найди ошибки:

Лода причалила к берегу.

Сторож окрыл ворота.

Идет разрузка овощей.

Посели первые фрукты.

Дует холоный ветер.

Список литературы:

  1. Коваленко О.М. Коррекция нарушения письменной речи у учащихся младших классов общеобразовательной школы: учебно-метод. Пособие/ О.М. Коваленко.-М, 2008.
  2. Ефименкова Л.Н. Коррекция ошибок, обусловленных несформированностью фонематического восприятия: дидактический материал. Книголюб. 2008.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Групповое занятие по акустической дисграфии

Данное групповое занятие было создано с целью развития фономатического восприятия у детей и устранения ошибок на письме....

КОНСПЕКТ ПОДГРУППОВОГО ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ по коррекции артикуляторно-акустической дисграфии у учащихся 2-го класса

КОНСПЕКТ ПОДГРУППОВОГО ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ по  коррекции артикуляторно-акустической дисграфии у учащихся 2-го класса...

Логопедическое занятие по предупреждению акустической дисграфии во втором классе по теме: Дифференциация звуков [б – п].

Тема: «Дифференциация звуков [б – п].  Цель: дифференциация звуков [б - п] в слогах, словах и предложениях.Задачи:1. Коррекционно-образовательные:·...

Логопедическое занятие по предупреждению акустической дисграфии во втором классе по теме: Дифференциация звуков [б – п].

Тема: «Дифференциация звуков [б – п].  Цель: дифференциация звуков [б - п] в слогах, словах и предложениях.Задачи:1. Коррекционно-образовательные:·...

Применение моделирования в процессе профилактики и коррекции акустической дисграфии у младших школьников

Проблемами развития фонематического слуха, восприятия, анализа и синтеза ученые и практики занимаются давно, используя традиционные и нетрадиционные методики. Логопеды в основном используют учебный по...