Акустическая дисграфия.
консультация по теме
Акустическая дисграфия, встречается в наше время очень часто у младших школьников.
Эта форма дисграфии проявляется в заменах букв, соответствующих, фонетически близким звукам. При этом в устной речи звуки произносятся правильно. На письме чаще всего смешиваются буквы, обозначающие
- звонкие – глухие (Б-П; В-Ф; Д-Т; Ж-Ш),
- свистящие – шипящие (С-Ш; З-Ж),
- аффрикаты и компоненты, входящие в их состав (Ч-Щ; Ч-ТЬ; Ц-Т; Ц-С).
Также проявляется
- в неправильном обозначении мягкости согласных на письме «писмо», «лубит», «больит».
Упражнения по профилактике и коррекции акустической дисграфии.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sovety_akusticheskaya_disgrafiya.docx | 493.18 КБ |
Предварительный просмотр:
Акустическая дисграфия, встречается в наше время очень часто у младших школьников.
Эта форма дисграфии проявляется в заменах букв, соответствующих, фонетически близким звукам. При этом в устной речи звуки произносятся правильно. На письме чаще всего смешиваются буквы, обозначающие
- звонкие – глухие (Б-П; В-Ф; Д-Т; Ж-Ш),
- свистящие – шипящие (С-Ш; З-Ж),
- аффрикаты и компоненты, входящие в их состав (Ч-Щ; Ч-ТЬ; Ц-Т; Ц-С).
Также проявляется
- в неправильном обозначении мягкости согласных на письме «писмо», «лубит», «больит».
Профилактика и коррекция.
Профилактика акустической дисграфии состоит в коррекции звукопроизносительной стороны речи, которую нужно начинать с раннего возраста. Грамотное письмо фундаментально закладывается еще в период устного общения.
Коррекцию устной речи следует начинать с выяснения специфики недостатков произношения, определения правильности произнесения звуков изолировано, в слогах, словах, в самостоятельной речи.
Метод предъявления изображения предметов на карточках. Ребенок должен сказать, что изображено на картинке. Как правило, картинки подбираются в соответствии с определенным и группами звуков:
- Звонких и глухих: собака, белка, баклажан, паук, пальто, сапоги, кастрюля, ботинки, дерево, удочка, дом, грибы, гараж, вагон, ключ, кирпич, лейка.
- Свистящих: самолет, лиса, апельсин, зубы, язык, забор, лицо, цапля, ножницы.
- Шипящих: шарик, шуба, лягушка, пожарник, ежик, часы, мочалка, печенье, ящерица, ящик, щетка.
- Сонорных: речка, летчик, кольцо, колготки, парикмахер.
Затем ребенку предлагается повторять чистоговорки, словосочетания с обследуемым звуком, например:
- Два дровосека, два дроворуба, два дровокола отточили топоры. Топоры остры-то до поры. До поры остры топоры, до времени. Два дровосека, два дроворуба, два дровокола лес топором рубили, лес в дровишки превратили.
- Жужелица жужжала и ужалила ужа и ежа.
- Встретил в чаще еж ежа:
- Как погода, ёж?
- Свежа.
И пошли домой, дрожа, горбясь, ежась, два ежа. - Огорченная сорока возвращается с урока. Весь урок болтала с сойкой и домой вернулась с двойкой.
- Купила Марусе бусы бабуся, на рынке споткнулась бабуся о гуся. Все бусы склевали по бусинке гуси.
- У Сени, Сережи и Саши нос, шея, уши и щеки в саже.
- В ложке у Антошки кашки немножко, а у Тимошки в ложке немножко картошки.
- Ты, молодец, скажи молодцу: пусть молодец молодцу скажет, пусть молодец теленка привяжет.
- Четыре чёрненьких, чумазеньких чертёнка чертили чёрными чернилами чертёж.
- Шишки скользкие шуршали, шумно
шлепались с сосны. Слоем снега, словно
шалью, скроет шишки до весны.
При обследовании фонематического восприятия ребенку можно предложить карточки, на которых изображены предметы, близкие по звучанию, но разные по смыслу: коза-коса, бочка-точка, мишка-миска, жук-сук, лужа-лыжа.
Упражнения.
- Прочитай слова, найди в них букву «ю», скажи, где она стоит: в начале слова , в середине или в конце (юрта, каюта, убираю). Теперь прочитай слова и найди них мягкие согласные, какой звук их смягчает? (Рюмка, изюм, блюдо)
- Прочитай слова и найди в них букву «ш», скажи, где она стоит: в начале слова, в середине или в конце (шапка, мишка, малыш)
- Прочитай и спиши слова. Скажи, что они обозначают? Ров-рев, лук-люк, рад-ряд, рамка-лямка.
- Придумай небольшой рассказ со словами нос, нёс, мышка, мишка, крыса-крыша, вата-фата, сова-софа, шар-жар, уточка-удочка, точка-дочка.
- Прочитай слова: поезд, самолет, самокат, пароход. Скажи, какое слово лишнее по смыслу? («самокат»).
- Вставь пропущенные буквы:.уб, .уп , л . ст, ло. ка, су.ка, бе.ка. варе.ка, ко.а, ро.а, тетра.ь, ру.ка, .ыква, сто., ко.а, ду.
- Найди и зачеркни букву «ш»:
Вешалка в школе.
В Дашиной школе удобная вешалка. Школьники вешают шубы и куртки на вешалку, шапки кладут на полку, а башмаки — в мешок. У школьников на вешалке порядок.
- Найди ошибки:
Лода причалила к берегу.
Сторож окрыл ворота.
Идет разрузка овощей.
Посели первые фрукты.
Дует холоный ветер.
Список литературы:
- Коваленко О.М. Коррекция нарушения письменной речи у учащихся младших классов общеобразовательной школы: учебно-метод. Пособие/ О.М. Коваленко.-М, 2008.
- Ефименкова Л.Н. Коррекция ошибок, обусловленных несформированностью фонематического восприятия: дидактический материал. Книголюб. 2008.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Групповое занятие по акустической дисграфии
Данное групповое занятие было создано с целью развития фономатического восприятия у детей и устранения ошибок на письме....
КОНСПЕКТ ПОДГРУППОВОГО ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ по коррекции артикуляторно-акустической дисграфии у учащихся 2-го класса
КОНСПЕКТ ПОДГРУППОВОГО ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ по коррекции артикуляторно-акустической дисграфии у учащихся 2-го класса...
Логопедическое занятие по предупреждению акустической дисграфии во втором классе по теме: Дифференциация звуков [б – п].
Тема: «Дифференциация звуков [б – п]. Цель: дифференциация звуков [б - п] в слогах, словах и предложениях.Задачи:1. Коррекционно-образовательные:·...
Логопедическое занятие по предупреждению акустической дисграфии во втором классе по теме: Дифференциация звуков [б – п].
Тема: «Дифференциация звуков [б – п]. Цель: дифференциация звуков [б - п] в слогах, словах и предложениях.Задачи:1. Коррекционно-образовательные:·...
Применение моделирования в процессе профилактики и коррекции акустической дисграфии у младших школьников
Проблемами развития фонематического слуха, восприятия, анализа и синтеза ученые и практики занимаются давно, используя традиционные и нетрадиционные методики. Логопеды в основном используют учебный по...