«Пение в логопедии»
статья на тему

Кривцова Ирина Евгеньевна

О роли пения в логопедии.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл moy_doklad.docx17.63 КБ

Предварительный просмотр:

Одной из главных задач воспитания и обучения детей является развитие речи, речевого общения. В формировании речи отчетливо выступает тесная связь речевого и умственного развития детей, развития их мышления, восприятия, наблюдательности. 

Психолого-педагогические исследования в коррекционной педагогике показывают, что в настоящее время наблюдается устойчивая тенденция к увеличению числа детей со сложными речевыми нарушениями. При общем недоразвитии речи наблюдаются различные сложные речевые расстройства, при которых у детей нарушено формирование всех компонентов речевой системы, относящихся к звуковой и смысловой стороне. 

В последние годы различные арт-терапевтические технологии предлагают широкий круг методов и средств работы.

Сегодня мы поговорим о положительной роли совместных логопедических и музыкальных занятий в процессе коррекции речи, которые представляют собой объединение системы движений, музыкального фона и словарного наполнения.

Пение в логопедии имеет особую актуальность в настоящее время, когда во всех педагогических направлениях работы происходит взаимопроникновение и взаимообогащение между образовательными технологиями и методами.

Пение – это удивительное занятие, при котором развиваются память, внимание, мышление, эмоциональная отзывчивость и музыкальный слух; укрепляется голосовой аппарат. Обучение пению требует от ребёнка большой активности и умственного напряжения. Процесс развития вокальной, исполнительской культуры у детей с речевыми нарушениями является, с одной стороны, одним из направлений формирования их художественной культуры, а с другой – средством коррекции  голоса, артикуляции, дыхания.

Певческая деятельность – это сложный процесс звукообразования, в котором наиболее важной считается вокально-слуховая координация, т.е. взаимодействие певческого, слухового и мышечного ощущения. Причинами несовершенного пения детей являются нарушения слухового и голосового аппаратов, отсутствие связи между ними. Чтобы добиться устойчивых правильных певческих навыков, необходимо научить детей, в первую очередь, различать на слух нормальный и нарушенный тембр, изменения силы, высоты голоса, т. е. сформировать у них правильное голосоведение и интонирование.

Детей очень привлекает в пении  удивительная ритмичность, чёткость, чередование слов-слогов, под которые можно прыгать, ходить, играть в мяч, кричать и выплёскивать эмоции. Обучение пению и вокалу развивает голос и слух ребенка, раскрывает его творческий потенциал, способствует хорошему настроению и избавляет от замкнутости и чувства неуверенности. Кроме того, дети учатся правильно дышать и четко произносить слова.  На занятия привносится элемент игры.

 Чистоговорки учат людей говорить «чисто», в их основе лежат повторяющиеся слоги. Именно их используют в логопедии, чтобы автоматизировать звук, или научить язык выполнять правильные движения. В книге Т. С. Овчинниковой  чистоговорки были переложены на музыку в соответствии с системой освоения звуков родного языка: сначала отрабатываются гласные звуки; затем выговариваются слоги с «трудными» согласными – С, З, Ш, Ж,Ч, Щ, Ц, Л, Р. Затем эти звуки дифференцируются и закрепляются на сложном речевом материале.

Поэтому пение можно и нужно использовать как коррекционное средство для развития чувства ритма, голоса, для формирования выразительной интонации (просодики) и правильной артикуляции при произнесении звуков речи.

Главный метод вокальной работы заключается в демонстрации пения и устном объяснении. Разучивание песенки начинают с проговаривания текста, сопровождая его простукиванием, притопыванием, щёлканьем и другими ритмичными движениями. Эти движения помогут выявить слоговую структуру слова, что является основным условием логоритмики, помощницы логопедии, которая учит координировать движения и речь, а также говорить без запинок. Нельзя  разрешать детям петь хором плохо выученный материал. Необходимо  дозировать длительность пения без сопровождения. Дети поют более собранно и эмоционально, если они стоят, а не сидят, и руки их при этом тоже «поют» или «танцуют».

 Много лет назад, ещё в начале своей трудовой карьеры я давала открытое занятие на город «Все работы хороши!». Задумка была очень интересная. Мне очень нравились занятия  логоритмикой. Её я и включила в основу сценария. Но! Главным было то, что дети всё занятие пели. Пели не просто, а совмещая ритм, движение, музыку и слова. Это было захватывающе! Нам всем очень нравился период подготовки к занятию, когда мы всё разучивали. Это было сложно, но живо, весело и эмоционально! Мы в полной мере насладились пением в логопедии!

С тех пор прошло много времени. Сейчас активно развиваются различные технологии образовательного процесса. Благодаря компьютерным технологиям и всеобщей информационной доступности, любой из нас с лёгкостью может найти нужный материал в сети. Если вас заинтересует пение в коррекционно-образовательном процессе, то вы найдёте уже готовые анимационные видеоролики для работы с гласными и согласными  звуками, т.е. логопедические распевки, логопедические песенки, различные пальчиковые игры, физкультминутки, игры-танцы, сопровождающиеся пением. Пение поможет выучить буквы алфавита, цифры, цвета, дни недели, времена года. Оказывается, пением можно «рассказать» даже хорошо знакомые сказки.

Давайте посмотрим, как выглядит это в работе с детьми. Хотелось бы показать вам фрагменты  занятий.

  1. Распеваем гласные.(А,У,О,Ы)                  
  2. Поём  чистоговорки.                                  
  3. Игра-танец «Как танцуют зайки…»          
  4. Пальчиковая игра.                                      
  5. Физминутка «Побежали по дорожке...»    
  6. Учим алфавит.                                              
  7. Весёлая песенка.            

Приятного просмотра!                            

муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Центр развития ребёнка – детский сад №122»

Доклад на тему:

«Пение в логопедии»

Подготовила:

Учитель-логопед

Кривцова И.Е.

Курск-2018


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мелодекламация или пение? Особенности обучения пению детей с нарушенным слухом (из опыта работы в интернате для слабослышащих детей).

В работе дано обоснование возможности и необходимости обучения пению дтей с нарушенным слухом. Описаны методы и приёмы работы над звуковысотным слухом,  координацией между слухом и голосом в опоре на ...

Занятие логопедии с элементами логоритмики в 1 классе Дифференциация С-Ш РАБОЧАЯ ПРОГРАММА "Логопедия"

Элементылогоритмики используются на занятиях логопедии для развития моторики, чувства ритма,развития четкой артикуляции, выразительности речи учащихся...

Сотрудничество логопедов детской поликлиники с логопедами ДОУ и школьными логопедами.

Дается схема связей и взаимодействий логопедов детской поликлиники с логопедами ДОУ  и школ. Даны конкретные примеры реальных взаимосвязей....

14.11.15г.- День Логопеда.Консультация для молодых (начинающих) учителей-логопедов (логопедов)"Профессия учитель-логопед(логопед)"

Логопедия - наука о нарушениях речи,о методах их предупреждениях,выявления и воспитания.Логопедия изучает причины,механизмы,симптоматику,течение,структуру нарушений речевой деятельности,систему коррек...

«Пение в логопедии»

Презентация ....